Первые итоги МАКС-2011

24
Первые итоги МАКС-2011


10 Международный авиационно-космический салон в Жуковском МАКС-2011 стал рекордным за все годы его проведения, по продажам гражданской авиационной техники российского изготовления. Общая сумма сделок составила почти 14 миллиардов долларов.

Напомним, площадки МАКСа открывают свои двери с 1993 года, впрочем, полноценным коммерческим мероприятием в мире авиационной техники он стал в 2003-м году, когда сумма сделок составила 1,5 миллиардов долларов. В большинстве сделок, контракты были заключены с компаниями, представляющими Россию на поставку отечественных же образцов авиационной техники для гражданских целей, на военные и околовоенные сделки пришлось только лишь 8%, а зарубежные чуть менее 10%. В 2005-м году сумма сделок составила уже 5 миллиардов долларов, но структура контрактов особо не изменилась. Начиная с 2007-го года МАКС, можно сказать «военизируется» - тогда было подписано некоторое количество довольно больших контрактов на поставку образцов военной техники за границу (общей стоимостью 500 млн. дол.). При всем этом объемы сделок в сравнении с МАКСом-2005 упали больше чем в полтора раза и не превысили 3 млрд. дол. На МАКСе в 2009-ом году общая сумма подтвержденных сделок составила 10 млрд. долларов, впрочем, большая их часть пришлась на огромные закупки военной техники предназначенной для внутренних нужд. Самые крупные соглашения текущего года, однако, стали всего лишь обновлением ранее заключенных контрактов. Общий же объем заключенных новых сделок составил всего 3,7 млрд. дол.

10-миллиардный прогноз, высказанный перед МАКСом-2011, был основан на ранее достигнутых успехах, начиная с прорывного 2009 года - но на данный раз в основном за счет гражданского компонента. Российский авиапарк стареет, что, несомненно, ведет к снижению рентабельности и безопасности полетов. У сотен действующих единиц техники срок граничной эксплуатационной годности истек или же истекает в ближайшее время. В результате, по оценке Boeing, российские фирмы приобретут до 2030-го года не менее 1080 новых самолетов. А Минтранс говорил о приобретении 1600-1800 самолетов до 2025 года. Поэтому, на Россию будет приходиться приблизительно 3,5-6% мирового рынка в 30 тысяч машин

Впрочем, на пути массовых закупок есть сложно преодолимый барьер. Камнем преткновения для усовершенствования авиапарка в России как обычно является крайняя «деконсолидированность» ветви. В стране на сегодняшний день насчитывается 138 авиакомпаний. В качестве примера, в Соединенных Штатах их около 200, впрочем, американские авиаперевозчики обслуживают гораздо больший поток пассажиров за соответственные денежные средства. В России же примерно 85% всех перевозок осуществляется 15 крупнейшими авиакомпаниями. В результате остальные элементарно не имеют шансов позволить себе закупку современной техники - тем более на фоне нынешнего роста цен, на горючее, и, как следствие, значительное падения рентабельности перевозок. Впрочем, с 2012 года к авиаперевозкам в России будут допускаться только фирмы, имеющие не менее 10 самолетов одного типа (а с 2013 года, согласно плану, данный показатель будет составлять 20 машин). С одной стороны, мы имеем вытеснение с рынка авиаперевозок «неплатежеспособной мелочи», с другой, - это заставит фирмы предоставляющие подобного рода услуги, модернизировать свой технический парк.

Еще одним плюсом МАКС-2011 можно назвать активную деятельность зарубежных производителей. Компания Airbus представила A-380 - один из самых больших авиалайнеров в мире. Значительный интерес к нему проявили представители «Аэрофлота» (планируется закупка 5 подобных самолетов на сумму 1,9 млрд. долларов по каталожной стоимости) и компания «Трансаэро», рассматривающая А-380 как современную альтернативу Boeing 747-800 (компания уже заказала у Airbus 8 А-320 с опционом на четыре машины по результатам работы).

На МАКС-2011 были озвучены планы и по закупке военной авиатехники. Согласно заявлению Александра Зелина, главкома ВВС, его ведомство планирует закупить 120 современных бомбардировщиков Су-34 (на сегодняшний день ими укомплектована только одна эскадрилья ВВС РФ). В 2011 году на вооружение боевых эскадрилий поступят 6 самолетов, в следующем 2012-м - 12. Президент компании «Иркута», Алексей Федоров, заявил, что в их планах на 2012 год определено заключение договора на поставку российским ВВС и ВМФ 28 тактических истребителей Су-30 СМ. Дмитрий Петров, гендиректор «Вертолетов России», заявил, что в период 2011 года Минобороны получит в свое распоряжение 450 вертолетов – как новых, так и после капитального ремонта и модернизации. Также было объявлено о приобретении Минобороны больше 100 транспортных самолетов.

МАКС-2011 довольно четко продемонстрировал тенденцию к модернизации и обновлению существующего парка гражданской авиации - даже за счет довольно перспективных самолетов отечественного изготовления. Конечно в заключенных контрактах присутствует некоторая часть завуалированного протекционизма: одна национальная компания приобретает самолеты у другой, для того чтобы передать в лизинг третьей.

Но есть в итогах МАКС-2011 и одна неприятная закономерность, до западных конкурентов российскому Международному авиационно-космическому салону еще очень далеко. На прошедшем в нынешнем году французском знаменитом авиасалоне в Ле-Бурже были заключены сделки на общую сумму свыше 100 миллиарда долларов.
    Наши новостные каналы

    Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

    24 комментария
    Информация
    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
    1. Garfild
      0
      22 августа 2011 10:40
      А почему об этой новости в итогах МАКСА не сказано? http://www.vesti.ru/only_video.html?vid=356225
      1. +1
        22 августа 2011 14:02
        Любой самолёт в таком возрасте имеет право на такие ситуации.
    2. КТВ
      -7
      22 августа 2011 11:55
      Провальный МАКС, как и предыдущее два.
    3. cVM
      cVM
      -9
      22 августа 2011 12:21
      яб сказал неудачный макс для нас т.к наш истрибитель 5 поколение которого все говорят что нету аналог в мире несмог взлететьь,и вправду нету аналога,тупые инженеры хоть один раз без позора несмогли показать миру
      1. ЛЕХА блин
        +6
        22 августа 2011 14:07
        не гони фуфло. у янки тоже было немало провалов чтож их не обтираешь.
        1. cVM
          cVM
          -8
          22 августа 2011 16:05
          мне главное не янки а родина,у янки не бывало чтоб двигатель неработал,представь пилот был бы мудаком взлетел бы и вынужденно был бы катапультироватся и истрибиткль бы былобы уничтожен что было бы тогда?
          1. +2
            22 августа 2011 16:13
            Если бы США 20 лет назад разорили и раделили на части,у вас бы сложней велосипеда ничего бы не было.
            1. cVM
              cVM
              -5
              22 августа 2011 17:50
              у меня и машина есть
              1. МихаилВл
                +6
                22 августа 2011 20:11
                cVM,
                это для тебя то Родина важна? А что ж ты тогда инженеров своей Родины абсолютно необоснованно тупыми называешь? Самолёт новый, все летающие экземпляры - эспериментальные, вполне возможны такие ситуации. Что ж ты так выражаешься? Не красиво, однако, для любящего Родину свою :)
                Ну, и на последок, как не сказать тебе об этом - Родина с большой буквы пишется ;)
                1. 0
                  22 августа 2011 20:45
                  Не думаю,что этому тупому, безграмотному троллю (cvm) стоит отвечать...Впрочем без таких дурачков скучновато будет, так что возможно стоит приручить.
          2. slan
            0
            22 августа 2011 20:28
            Вот чудак)) А почему двигателей два, а ведь один большой экономичней двух маленьких?
    4. 0
      22 августа 2011 13:28
      Состояние дел в отрасли наглядно демонстрирует макет "Бурана" на статической стоянке - обращённый к МАКСУ борт залатан и покрашен, а противоположный обшарпан и в дырах.
      Отношение к отрасли наших рукамиводителей наглядно демонстрирует дорога к МАКСУ и площадки для стоянки техники - всюду выбоины и грязь.
      Понятно, что такое состояние дел не лучшим образом рекламирует наши проекты. Но больше всего огорчает то, что не видно единого стремления всех заинтересованных лиц в ближайшее время устранить образовавшееся отставание нашей страны в этой области.
      1. -1
        22 августа 2011 20:48
        Молодец Пистон, причислил орбитальный корабль-космоплан к "отрасли" крепкая 5+.
        1. 0
          23 августа 2011 14:43
          Varnaga.
          Я уже говорил Вам, что Вы очень невнимательны.
          В моём комментарии к статье говорится об организации салона, а не о "Буране" как таковом. Следите за мыслью: организации, - учредители салона, стремятся получить навар, не вкладывая в это средства. Такое жлобство бросается в глаза иностранным производителям авиационной (и не только) техники. Может быть и поэтому не подписаны ими так ожидаемые нами многомиллиардные контракты?
          Не стремитесь поймать кого-то на неточности. У Вас это не получается. Займитесь чем-нибудь более достойным.
          1. -1
            23 августа 2011 14:55
            Вы считаете корректным экстраполировать "залатан и покрашен", "выбоины и грязь" на состояние дел в отрасли? Не мешало бы самому почитать текст, прежде чем нажимать кнопочку "добавить"?
            Рособоронэкспорт (если Вы его имели ввиду) никаких новых контрактов на МАКСе-2011 заключать не планировал. Прежде чем нести , не стоит ли ознакомиться с вопросом?
            1. 0
              23 августа 2011 15:12
              Varnaga.
              Приятно беседовать с людьми, понимающими о чём идёт разговор. Вы, к моему сожалению, к этой категории не относитесь. ПРОЩАЙТЕ......
              1. -1
                23 августа 2011 17:14
                Аналогично,Ваше знание о предмете разговора, кроме нытья и беспомощных гипотез ничего не содержит. Чао
    5. gagar1n
      -1
      22 августа 2011 16:07
      для меня крайне негативным моментом оказалось знакомство с сувениркой.
      кто угадает, силуэт какого самолета изображен на брелке, вместе с гагариным?
    6. +2
      22 августа 2011 18:58
      gagar1n,ну судя по вопросу -=боинг. а по максу лиха беда начало. кстати к КТВ у вас и этого нет. вот так.тем паче фигвам прав .
      1. gagar1n
        -1
        23 августа 2011 08:01
        F-18. Мне это живо напомнило февральскую историю с плакатами в питере.
    7. +5
      22 августа 2011 20:45
      Всё нормально, друзья, не потеют только мёртвые. Ле Бурже тоже не сразу строился. Будет и МАКС международным грандом. Не зря ведь пиндосы с каждым разом всё больше своей техники выставляют. Да и европейцы стали поболе самолётов выставлять, я уже не говорю о специализированных павильонах. МАКС есть-это уже хорошо. Каждый раз приезжаю и наслаждаюсь зрелищем безумно красивых машин. Только уже за это можно благодарить организаторов. А жир с мускулами нарастёт.
    8. 0
      22 августа 2011 23:35
      Но есть в итогах МАКС-2011 и одна неприятная закономерность, до западных конкурентов российскому Международному авиационно-космическому салону еще очень далеко. На прошедшем в нынешнем году французском знаменитом авиасалоне в Ле-Бурже были заключены сделки на общую сумму свыше 100 миллиарда долларов.

      Да какая разница?
    9. 0
      23 августа 2011 23:39
      Радует то что вся сумма контрактов заключена внутри России. Значит есть бабки в стране.
    10. 916-й
      +2
      24 августа 2011 07:42
      Ле-Бурже, Фарнборо, объемы контрактов в $100 млрд... Это международные площадки. Допустим, в Ле-Бурже Боинг заключил контакты с не-французскими компаниями на сколько-то-там $млрд. С какого боку при этом остались интересы французов? Они не при делах. В Фарнборо Airbus проделал то же самое с не-британскими компаниями - англичане, по отношению к этим сделкам, также остались в стороне.

      По итогам МАКСА нас, прежде всего, интересует объемы контрактов российской стороны. Т.е. контакты типа:
      - российский производитель-российский потребитель;
      - российский производитель-иностранный потребитель;
      - российский потребитель-иностранный производитель;
      Первые два, конечно, более предпостительны :)

      К чему эти все рассуждения? Для корректного сравнения разных авиасалонов, нужно сопоставлять, как мне кажется, выгоды стран-организаторов. Тогда диспропорция МАКСА и других площадок будет существенно ниже. А $100млрд. - это от лукавого.

    «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

    «Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»