КРЭТ разрабатывает «источник жизни» для полностью электрического самолёта

30
КРЭТ разрабатывает «источник жизни» для полностью электрического самолёта


Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) завершил научно-исследовательские работы (НИР) по созданию электроэнергетического комплекса полностью электрического самолета (ПЭС), которые проводились в рамках общей НИР по повышению электрификации самолётов. Комплекс обеспечивает все энергетические потребности и является ключевой для инновационного воздушного судна. Разработчиками выполнены необходимые чертежи, определены оптимальные параметры источников электроэнергии и сформированы технические задания. Исследования по выбору типа и параметров системы электроснабжения ПЭС проводились применительно к среднемагистральному самолёту.

«Работы по созданию электро-энергетического комплекса проводились под руководством нашего НИИ «Авиационного оборудования» и участии специализированных ОКБ с учетом новейших достижений в области микро- и силовой электроники, материаловедения и нанотехнологий, передовых решений в области источников энергии, – заявил генеральный директор КРЭТ Николай Колесов. – Для нашего концерна это была интересная задача, поскольку в соответствии со стратегией своего развития мы фокусируем внимание на эффективных инвестициях в НИРы по ключевым госпрограммам. Участвуя в программе полностью электрического самолета, КРЭТ рассчитывает укрепить свои позиции в качестве комплексного поставщика авионики для перспективных гражданских судов».

В настоящее время разработана Комплексная госпрограмма по созданию ПЭС для обеспечения конкурентоспособности перспективной отечественной авиационной техники с учетом созданного научного задела и запуска программ «Самолет 2020», второй генерации самолётов SSJ-100, МС-21 и других. Программа разработана применительно к ближне-среднемагистральному самолёту пассажиров вместимостью 130-230 человек. Реализация проекта позволит развить возможности российского авиапрома и решить задачу импортозамещения в отрасли.

Суть ПЭС состоит в единой централизованной системе электроснабжения, обеспечивающей все энергетические потребности самолета. Вырабатываемая энергия будет применяться для питания наиболее энергоемких систем (управления аэродинамическими поверхностями и взлетно-посадочными устройствами самолета, кондиционирования воздуха, противообледенительная, запуска авиадвигателя), которые традиционно использовали для своего функционирования гидравлическую и пневматическую энергию. Реализация концепции ПЭС позволит существенно уменьшить вес бортового оборудования (не менее чем на 3,5 т) и повысить топливную экономичность (на 15-20%), что приведет к повышению надёжности и ресурса самолёта, снижению стоимости эксплуатации, улучшению летно-технических и экологических характеристик.

Исследования по выбору типа и параметров системы электроснабжения ПЭС велись в НИИАО применительно к среднемагистральному самолёту. Они показали, что по совокупности показателей (масса, потери, надёжность) наилучшие характеристики обеспечивают система трёхфазного переменного тока переменной частоты. Разработанная энергосистема имеет определяющее значение для всего проекта в целом, т.к. ее внедрение позволит исключить громоздкие, тяжелые и дорогостоящие титановые трубопроводы, по которым передаются воздух и жидкости с высокими температурами и давлениями, а также обеспечит дальнейшее повышение эффективности бортового оборудования за счет совершенствования силовой электроники (пневмо- и гидросистемы достигли предела в своем развитии).

Это далеко не единственный проект КРЭТ для промышленных нужд. Для развития перспективных технологий в гражданской сфере планируется, в частности, использовать частно-государственное партнерство.Концерн уже сформировал ряд предложенийпо разработкам инновационных продуктов для государственных ведомств и компаний, которые могут стать ключевыми партнерами холдинга в гражданской сфере. Это, в частности, Роскосмос, РЖД, «Роснефть», автомобилестроительные компании, а также структуры, занимающиеся закупкой медицинской техники.
    Наши новостные каналы

    Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

    30 комментариев
    Информация
    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
    1. +6
      25 ноября 2014 11:31
      Конечно, такую систему надо разрабатывать, если она сулит такие выгоды.
      1. +6
        25 ноября 2014 11:39
        Новейшие разработки всегда радуют. Хоть не стоим на месте, двигаемся вперед, с дальним прицелом на будущее. И извиняюсь не по теме. В Фергюсоне массовые беспорядки, откройте кто нибудь тему, очень интересные события. Извиняюсь. feel
        1. 0
          26 ноября 2014 01:44
          Так я не совсем понял, вроде турбины пока не электрические? Типа электрическое всё кроме главных турбин, так? Для начала наверное и это неплохо.
        2. 0
          26 ноября 2014 01:44
          Так я не совсем понял, вроде турбины пока не электрические? Типа электрическое всё кроме главных турбин, так? Для начала наверное и это неплохо.
      2. +1
        25 ноября 2014 13:02
        Цитата: Гигант мысли
        Конечно, такую систему надо разрабатывать, если она сулит такие выгоды.

        Давно ожидаемый принципиальный шаг вперёд! И не мелочь, и приятно.
    2. +2
      25 ноября 2014 11:33
      Я-то подумал типа Priusa самолетик. Гибридный.
    3. 0
      25 ноября 2014 11:37
      А куда там будут вставляться батарейки?..
      1. +2
        25 ноября 2014 11:42
        Пару дюжин белок в колесе будут крутить генераторы.. laughing
        А в серьез, то это дело нужное..
        1. avt
          +2
          25 ноября 2014 12:03
          Цитата: Баракуда
          Пару дюжин белок в колесе будут крутить генераторы..

          ,,Мадагаскар2" - обезьяны лучше , опять же банлерлогов делом занять можно . laughing Ну а так - почему нет ? Был же вариант у Туполева на водороде и атомный реактор мостырили на аэроплан .
      2. 0
        25 ноября 2014 16:55
        Цитата: Dragon-y
        А куда там будут вставляться батарейки?..

        Ма-а-а-аленькую такую атомную электростанцию поставят. laughing
    4. +1
      25 ноября 2014 11:37
      Очень перспективная разработка. Отказ от традиционных систем это шаг, нет два шага вперёд.
      Конечно, первичные генераторы будут раскручиваться от силовой установки.
    5. +5
      25 ноября 2014 11:44
      Полностью электрический самолёт это вроде и силовая установка должна быть тоже электрическая, а тут обычные реактивные двигуны))) Я так думаю)
      1. 0
        25 ноября 2014 14:49
        http://www.computerra.ru/98789/pervyiy-polnostyu-elektricheskiy-samolyot-airbus-
        vzletel/
        Вот такие сейчас полностью электрические.
        http://www.computerra.ru/87640/e-avia/
        Мечты
    6. +4
      25 ноября 2014 11:44
      Молодцы ребята, давно пора этим заняться.
      1. +2
        25 ноября 2014 11:48
        Конечно, это сложные разработки, но всё равно ими надо заниматься.
      2. Комментарий был удален.
    7. 0
      25 ноября 2014 12:01
      ДримЛайнер кажись тоже полностью электрический, таких колько у них проблем было, то какая-то цепь греется, то какой-то блок чудит, то аккумуляторы не аккумулируют. Сейчас вроде нормально летают.
    8. +1
      25 ноября 2014 12:04
      Зачем трехфазный ток там? Какие потребители на самолете могут запитываться от трех фаз? И с частотой непонятно. Если ток выпрямленный, то такое оборудование весит много. А если - "переменный ток с нестабильной частотой" - то информационные сети будут подвергаться воздействию магнитных полей.
      1. +2
        25 ноября 2014 17:24
        ку-ку, КПД выше на 40%, чем у постоянников. А инфосети можно экранировать. Их и так будут экранировать, в любом случае.
      2. +1
        25 ноября 2014 17:24
        ку-ку, КПД выше на 40%, чем у постоянников. А инфосети можно экранировать. Их и так будут экранировать, в любом случае.
    9. 0
      25 ноября 2014 12:08
      довольно прогрессивная идея! fellow
    10. +1
      25 ноября 2014 12:10
      Во-во, а коротнет где чего? Мне кажется мало будущего у таких вещей....
    11. -4
      25 ноября 2014 12:10
      Как механик могу сказать:с надёжностью таких самолетов-будут проблемы.Гидравлика и пневматика как раз и являются очень надёжными,а представьте себе миллионы контактов,сотни реле.Обслуживание таких самолетов будет очень сложным,а следовательно,дорогим.
      1. +2
        25 ноября 2014 13:14
        Цитата: Andrea
        Гидравлика и пневматика как раз и являются очень надёжными,а представьте себе миллионы контактов,сотни реле

        Какие реле? Реле - это прошлый век... Сейчас все на контроллерах собирают... По надежности современная электросистема не уступает гидро, пневмо системам...
        1. 0
          25 ноября 2014 15:54
          Цитата: ziqzaq (3
          Какие реле? Реле - это прошлый век... Сейчас все на контроллерах собирают... По надежности современная электросистема не уступает гидро, пневмо системам...

          Возможно...Но по опыту знаю-электронная составляющая вы летает чаще.
      2. 0
        25 ноября 2014 13:39
        Вы знаете что такое ПЛИСы? это было еще в 00, профессура кричала что за ними будущее. Вроде дожили...
        1. ev58
          0
          25 ноября 2014 14:22
          Идущий следом никогда не станет первым. Всё, что имеем - повторение не в лучшем виде: зарубежных гражданских и военных стандартов, т.н. "воспроизводство" - копирование ЭРИ зарубежного производства и т.п. Говоря Вашими словами "дожили". А до чего? Нужно развивать собственные технологии, разработки, свою промышленность, а не загружать её "воспроизводством" зарубежных образцов.
    12. 0
      25 ноября 2014 12:20
      Спецы-электромеханники! Смелей высказывайтесь по поводу ПЭС. А то лично я в электричестве как обезьяна в кедровых орехах. Хотелось бы понять насколько надёжна данная система и есть ли какие заморочки по поводу двух, трёх фаз?
      1. ev58
        +1
        25 ноября 2014 14:13
        1 Любой генератор переменного тока имеет несравнимо более высокие показатели надёжности, чем генераторы постоянного тока. Ставим "плюс"
        2 Вспомним курс физики и закон Ома, для того, чтобы понять, что ток в цепи будет уменьшаться пропорционально действующему значению напряжения в этой цепи. Значит - сечения электрических проводов будут меньше, а это - снижение массы (на сколько-вопрос). Не следует забывать, что из первичного напряжения нужно получить вторичное, которым будет запитана аппаратура и оборудование, а без потерь это сделать невозможно (вспомним о КПД) Ставим "ма-а-аленький, сомнительный плюсик".
        3 Три фазы - экономия массы в чистом виде. Ставим "плюсик"
        4 Переменная частота непригодна для некоторых систем, где частота электропитания является опорной частотой. (вспомним, например, о сельсинах, синусно-косинусных трансформаторах и т.п.) Ставим маленький "минус"
        5 Мало кто знает, какие выбросы напряжения, переходные процессы сопровождают коммутацию нагрузок на борту самолёта/вертолёта. Вся сеть будет "загажена" не только радиопомехами, которые беспрепятственно проникают между блоками, пультами, индикаторами, системами и другим оборудованием благодаря единой плоскости заземления - однопроводной системе электроснабжения, но и многочисленными переходными процессами, амплитудное значение которых измеряется не одной сотней вольт. Ставим твёрдый и жирный "минус"
        6 Самолёт становится полностью зависим от состояния СЭС и наличия напряжения в нужных цепях. Со словами:"Я лечу к тебе, земля!" можно не рассчитывать на возможность приземления полностью энергозависимого самолёта с отказавшей СЭС. Ставим жирненький "минус"
        7 Обсуждать тему можно долго и нудно. Пусть жизнь рассудит. Пусть новое, если это-достойное решение имеет право на жизнь. Не стоит хоронить проект заранее.
        1. +2
          25 ноября 2014 15:50
          ev58, слишком много ошибок у тебя. 1, 4, 5, 6 ошибочны.
          На борту самолёта всё электрооборудование присутствует и сейчас, просто источником электроэнергии является генераторы, вращаемые от вала отбора мощности с основных двигателей. Так же генераторы выдают переменный ток и так же он не стабилизированный и трехфазный. Так же с вала отбираются мощности на всякие помпы и компрессоры для гидравлики. Т.е. на основных двигателях сидят мощные потребители энергии и они теряют часть своей мощности. Суть идеи в том, чтобы разгрузить ходовые двигатели, а нагрузку брать с топливных элементов, питающихся от того же керосина. И к тому же всю гидравлику перевести на электропривод. Выгоды налицо. Все остальные перечисленные тобой проблемы легко решаемые при современной электронике.
          1. ev58
            0
            26 ноября 2014 08:51
            Не люблю безосновательных споров. Работаю в авиаприборостроительной отрасли с 1978 года. Отсутствие ощущений у человека при воздействии электромагнитных полей, например, или ионизирующих частиц КП, не означает их отсутствия. Отсутствие знаний в определённых аспектах у Вас не означает, что только Ваш взгляд и мнение верны. Совсем недавно конструктора и технологи также мне говорили "это невозможно", "это ошибочно", однако, изучив 7 государственных и отраслевых стандартов, аргументировав свою позицию, им ничего другого не оставалось, как согласиться с возможностью и справедливостью моих требований. Читайте стандарты, научно-технические сборники и техническую литературу. И никогда не говорите неаргументированно "Нет".
        2. Комментарий был удален.
    13. -1
      25 ноября 2014 12:33
      Не знай -не знай,лично я на таком самолетике не рискнул бы летать. основной принцип отечественного авиастроения был:чем проще-тем надежней
    14. sazhka4
      -2
      25 ноября 2014 12:50
      А раньше кроме двигателей что на чём работало ? Или двигатели плазменные будут ? Или на аккумуляторах реактивные двигатели. "Произведение" рыжего с медведом ?Ну тогда ваащее. Вундервафля? Нано это Вам не просто нано. А самое нанистое.
    15. -1
      25 ноября 2014 12:57
      Сколько денег "отмыли"?Красавцы.
      Вы сначала обычный то самолёт сделайте.
      "Кулибины" wassat
      1. 0
        25 ноября 2014 13:18
        нужно всесторонне развиваться)
      2. +1
        25 ноября 2014 14:24
        Алкоголик......Сколько денег "отмыли"?Красавцы.
        Вы сначала обычный то самолёт сделайте.

        Да это первая мысль, которая приходит в голову, зная современные нравы "конструкторов".
        Дурацкое название - "полностью электрический самолёт". Ни чего нового, я не увидел.
        Почти всё, что перечислил автор в статье давно (1970г) применено на самолёте Ту-154.
        Переменный ток двухфазный и трёхфазный 208 В, с частотой 50Гц.бытовая шина и 400Гц исполнительная,(впервые на пассажирском самолёте). Постоянный и переменный 36 В,постоянный 27 В. Большинство исполнительных агрегатов электрические с гидравлическим дублированием, или наоборот.В том числе и управление передним колесом (приведённый пример в статье).На самолёте 3 генератора по 60 кВ, на каждом двигателе по одному и дополнительная аварийная шина от генератора 40кВт на ВСУ на случай отказа всех трёх двигателей.Это кратко, по памяти.
    16. sazhka4
      0
      25 ноября 2014 13:10
      Чубайс не спит и даже не дремлет. Всегда на волне..Нано значит Нано.Сто лярдов запрошенных из Фонда Национального Благосостояния ведь как-то надо оправдать. И главное все поверят.. Новатор однако.Нанист.
    17. 0
      25 ноября 2014 13:26
      Пассажиры самолета: "Мы все тут долб..ые батарейки!" crying MATRIX has you bully
    18. 0
      25 ноября 2014 13:37
      Вещь конечно полезная, особенно если будут внедрять и в более приземленные отрасли. Это у нас пожалуй самое сложное-распространить технологию в наиболее широком плане.
    19. 0
      25 ноября 2014 14:29
      Все приходит с опытом а если ни чего не делать а ждать когда кто то что то придумает, так и будем закупать чужое и зависеть от санкций, введет не введут. Под лежачий камень вода не течет.
    20. 0
      25 ноября 2014 15:59
      Что же за тролли здесь собрались, то громко кричат нужно развитие технологий и эти же громче всех гадят, зачем нужны новые технологии, и без технологий хорошо, да это совсем не технологии или не такие технологии. Жесть.
      1. Комментарий был удален.
      2. 0
        25 ноября 2014 16:55
        А что это по-вашему за зверь-новые технологии?
        Весь мир визжит от восторга покупая новые продвинутые телефоны,навороченные авто и прочую дребедень,вещи,по сути являющиеся лишь усовершенствованным повторением давно изобретенного. унитазы с электронной начинкой-вот венец современной цивилизации! все ,что не производится-лишь бы сладко сиделось и удобно ср...сь.И по-прежнему захламляем планету.Новые технологии,как мне кажется,должны быть основаны на новых принципах того-же движения в воздухе,в космосе и т.д. Реактивная тяга доведена до логического пика и является по сути тупиком,сколько бы прибамбасов на это не навешивалось.Будет принципиально новый двигатель-экологичный ,эффективный и с другими возможностями,вот тогда и скажем-да! Это действительно новые технологии и новый виток развития.А все ,что я сейчас наблюдаю,опять ,по-моему скромному мнению-тупое зарабатывание бабла и распихивание конкурентов.
    21. Gagarin
      0
      25 ноября 2014 16:28
      Цитата: ovgorskiy
      Что же за тролли здесь собрались


      А Вы просто не пытайтесь всем угодить, на форуме это не главное, просто высказывайте свое мнение.
    22. Dreamer
      0
      25 ноября 2014 16:41
      круть какая!

    «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

    «Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»