Линкоры, эсминцы: конфискат, недорого

«Мистрали» — далеко не первые боевые корабли, рискующие не попасть к заказчику из-за политики.

Удержание или конфискация по политическим мотивам боевых кораблей инозаказчика, строящихся на своих верфях, — давняя традиция нашей цивилизации. С середины XIX века прогресс сделал неизбежным технологическое расслоение: появились лидеры, обладающие мощной промышленностью и эксклюзивной технологией, которые стали получать заказы на корабли из-за рубежа. Мы припомнили самые известные случаи проблем с такими заказами.

Линкоры, эсминцы: конфискат, недорого
УДК «Владивосток». Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости



Времена брони и пара

В XIX веке переход сперва к пароходостроению, потом к железному, а потом и к стальному судостроению вызвал существенное расслоение в возможностях мировых держав. На первый план вышли обладание технологией и наличие отлаженных производственных мощностей. Количество же боевых кораблей во флотах, наоборот, снизилось: они стали дороже, защищеннее и мощнее.

В результате широко процветала практика заказов постройки боевых единиц на иностранных верфях. Чаще на английских: «мастерская мира» охотно брала частные заказы... и ничуть не менее охотно распоряжалась ими по-своему, если на то складывались политические обстоятельства.

В 1854 году после начала Крымской войны Великобритания конфисковала строившиеся на ее верфях российские винтовые деревянные корветы «Витязь» и «Воин», после чего включила их в состав собственного флота под наименованиями «Казак» и «Тартар». Корабли эти, к слову, повоевали и с Россией.

В 1861 году Россия решила построить свой первый крупный броненосный корабль (плавучую батарею «Первенец»), но из-за полного отсутствия опыта в железном судостроении заказ разместили на лондонской верфи «Тэмз Айронворкс». В мае 1863-го батарею спустили на воду, но тут Лондон поругался с Петербургом из-за очередного восстания в Польше.

Линкоры, эсминцы: конфискат, недорого

Броненосная батарея «Первенец»


Адмирал Бутаков, предвидя возможную конфискацию, отправил в Лондон фрегат «Генерал-Адмирал» с приказом забрать «Первенец» со всей законтрактованной матчастью, дотащить до России, а там как-нибудь сами разберемся. В итоге на некрашеную и недоделанную батарею, в спешке прошедшую ходовые испытания, сгрузили более полусотни бронеплит и отвезли в Кронштадт, где спокойно достроили своими силами.

Бутаков явно не на воду дул. Поведение Великобритании в отношении инозаказов на собственных верфях отличалось редчайшей незамутненностью. Лондон мог конфисковывать или принудительно выкупать корабли оппонентов, нейтральных держав и даже союзников!

В 1878 году Великобритания уже было совсем вознамерилась повторить Крымскую кампанию из-за излишней активности России на Балканах по части переустройства тамошних славянских территорий в ходе Русско-турецкой войны. Тут выяснилось, что в британском флоте нет подходящих для действий в этих водах кораблей. И для того чтобы создать отряд броненосцев для помощи своему союзнику, — Османской империи, — в Лондоне сделали ход конем. Британцы принудительно выкупили три турецких броненосца, строившихся в тот момент на верфях туманного Альбиона, вошедших в состав флота Ее Величества как «Сьюперб», «Беллайл» и «Орион». И добавили к ним один попавшийся под руку бразильский, получивший в королевском флоте имя «Нептун».

Пока весь этот серьезный бизнес организовывался, Россия подписала Сан-Стефанский договор, и новая Крымская война сделалась неактуальной. Британский флот остался с четырьмя кораблями, которые потом не знал, куда приткнуть, ибо в классическую схему применения они не вписывались.

Линкоры, эсминцы: конфискат, недорого

Корабль Ее Величества «Нептун»


Перед Русско-японской войной обе стороны лихорадочно искали себе хоть какие-то дополнительные корабли «уже сегодня». Основная драка шла за заказы латиноамериканских стран, строившиеся в Европе. Например, японцы в итоге сумели уломать аргентинцев и получили с итальянских верфей два броненосных крейсера типа «Джузеппе Гарибальди», прекрасно известные любому интересовавшемуся той войной под именами «Ниссин» и «Касуга».

Но русские тоже не отставали и искали корабли. В итоге в дело вмешался Лондон — главный союзник Японии на тот момент, причем формальный (с 1902 года обе островные державы заключили союзный договор). Так в британском флоте появились еще два внеплановых броненосца — «Свифтшур и «Трайэмф»: в оригинале чилийские заказы «Конститусьон» и «Либертад», вокруг которых уж больно бодро крутились российские представители.

Конфискат эпохи больших пушек

Первая мировая война снабдила историков сразу несколькими примерами «конфиската».

Первым делом пострадала Россия. В 1912 году для нужд Сибирской флотилии (того, что осталось от Тихоокеанского флота после Русско-японской войны) в Германии на верфях «Шихау» были заказаны два 4400-тонных турбинных крейсера «Муравьев-Амурский» и «Адмирал Невельской». Уже 5 августа 1914 года германские власти в одностороннем порядке конфисковали оба корабля и ввели их в состав собственного флота под названиями «Пиллау» и «Эльбинг».

Заодно немцы разжились субподрядами: российское машиностроение не справлялось с постройкой турбин для новейших эсминцев типа «Новик» и перед войной часть заказов на машины и механизмы разместили в Германии. Эти турбины также были конфискованы и весьма пригодились при постройке крупных эсминцев, хоть как-то способных конкурировать с блистательными «Новиками».

Линкоры, эсминцы: конфискат, недорого

Легкий крейсер «Эльбинг»


Ну и, по традиции, куда же без этого, появился конфискат английский, османо-латиноамериканского происхождения. 2 августа 1914 года британцы реквизировали два готовых турецких дредноута «Решадие» и «Султан Осман I», переименовали их в «Эрин» и «Эджинкорт» и включили в состав флота. Основанием послужило опасение британского кабинета, что эти корабли могли быть использованы для усиления Центральных держав. Турция в тот момент еще даже не собиралась воевать, и считается, что подобное поведение Великобритании немало способствовало принятию турецкими властями решения о вступлении в войну на стороне Центральных держав.

Для усиления Флота Его Величества пришлось слегка обидеть Чили: прямо в Британии были «добровольно» выкуплены строящиеся дредноуты «Альмиранте Латторе» (включен в состав как «Канада», впоследствии таки добрался до заказчика) и «Альмиранте Кохрейн» (достроен уже после войны как авианосец «Игл»). Тут ситуация была особенно щекотливая: британская промышленность крайне нуждалась в поставках чилийской селитры для производства удобрений, а также азотной кислоты, задействованной в технологии бездымных порохов и взрывчатки. Но корабли тоже были очень нужны.

Старые игры новейшего времени

После Первой мировой мир сильно поменялся, хотя корабли порой продолжали строить на иностранных верфях. Вторая мировая не принесла заметных скандалов с реквизициями, а вот после войны ускорившийся технический прогресс и растущие амбиции крупных богатых держав третьего мира опять заставили вернуться к практике заказа современных кораблей у технологически развитых игроков: на Западе и в СССР. Место латиноамериканцев XIX века твердо заняли государства Ближнего Востока. Соответственно, в ряде случаев возникли трения.

Историю про то, как в 1969 году французы в последний момент отказались отдавать Израилю ракетные катера типа «Саар», сейчас вспоминают все — уж больно она напоминает сюжет вокруг «Мистралей». Хотя там сработала иная драматургия: израильтяне бесхитростно угнали оплаченный заказ, причем к вящему удовольствию обеих сторон, сохранивших лицо.

В 1975 году шахский Иран заказал в США три не первой свежести субмарины типа «Тэнг», как сказали бы у нас, «из наличия». Потом случилась Исламская революция 1979 года, отношения Тегерана и Вашингтона всерьез испортились. Одна из лодок уже была готова к переходу в Иран, на ней был иранский экипаж, но в итоге моряки вернулись назад, а корабли были конфискованы американским правительством. Одну из них отдали Турции, две другие впоследствии списали.

Линкоры, эсминцы: конфискат, недорого

Эсминец ВМС США «Кидд»


Кроме того, Иран в 1974 году заказал у Штатов шесть эсминцев типа «Спрюэнс» по измененному проекту. В итоге американский флот пополнился четырьмя (пятый и шестой строить не стали) эсминцами типа «Кидд». Это, пожалуй, самая крупная «реквизиция» со времен Первой мировой войны, и, кстати, одна из самых удачных.

Ну и в завершение хочется вспомнить историю, не закончившуюся до сих пор.

В 1980 году Саддам Хусейн разместил в Италии крупный заказ на обновление флота. В пакет пошли четыре фрегата типа «Лупо», шесть корветов типа «Вади» («Ассад»), а также суда обеспечения. Заказ был выполнен к 1984 году, однако разразилась ирано-иракская война, и у Багдада просто не оказалось денег оплатить корабли (было перечислено только 440 миллионов долларов из более чем 2,5 миллиардов).

Итальянское правительство заморозило поставки. После войны денег у Ирака не прибавилось, и, хотя переговоры о рассрочке выплат велись, окончательно проект прихлопнуло саддамовское вторжение в Кувейт в августе 1990 года. После этого Рим официально конфисковал корабли: фрегаты были отданы собственному флоту, а четыре корвета из шести проданы в Малайзию.

Но два готовых и формально переданных ВМС Ирака еще в 1986 году корвета безвылазно стояли в Специи. В 2011-м иракское правительство согласилось выплатить 300 миллионов долларов на ремонт и модернизацию этих кораблей и в данный момент намерено пополнить ими свой флот.
Автор: Константин Богданов
Первоисточник: http://lenta.ru/articles/2014/12/01/ships/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 22
  1. EgGor 6 декабря 2014 06:26
    Джон Маккейн: Франция, отказавшись передать России первый из вертолётоносцев типа «Мистраль», должна выплатить Москве неустойку в полном объёме и использовать эти корабли самостоятельно.
    1. Vodrak 6 декабря 2014 07:13
      Может я чего-то не понимаю: а так ли они нужны?
      Может деньгами проще забрать?
      1. Blondy 6 декабря 2014 07:27
        Точенее, ори никому нахрен не нужны без наших веротолетов. Вот пусть платят неустойку и пользуются.
        Даже корму можно оставить. Сней потом возни больше чем толку.
        1. Evgeniy667b 6 декабря 2014 08:54
          Однако мечтать не вредно. Надежда, что Франция в ближайшей перспективе вернет деньги, очень даже призрачная. Сколько времени продлится арбитраж, и даже если он примет какое-то решение, то пролоббированные юристы затянут все до бесконечности. Самый действенный способ, стимулирующий Францию-арест активов и имущества ее компаний, действующих в России. Например-Леруа Мерлен. Мелочь конечно, но главное начать процесс!
          Строить корабли надо естественно самим, инвестировать производственную базу, и что самое важное-не разбазаривать построенное. Такая структура как "Рособоронэкспорт" не должна иметь права на существование, как проводник политики Госдепа США.
          1. владимир 23рус 9 декабря 2014 03:50
            Арест активов это конечно хорошо! Может проще прикрутить вентиль на 5-ок лярдов денег по "политическим мотивам"? Как недавно выразился один французкий персонаж из-за не саблюдений т.н "минских соглашений". А что и там ,и там подписаны контракты. Думаю не зря зиц-президент франции презжал на поклон(по другому назвать не могу). Может и не ветиль конечно в разговоре фигурировал, но у нашего был довольный вид angry
    2. Blondy 6 декабря 2014 07:59
      Джон Маккейн: Франция, отказавшись передать России первый из вертолётоносцев типа «Мистраль», должна выплатить Москве неустойку в полном объёме и использовать эти корабли самостоятельно.


      Это называется: "кинули по американски". Хорший урок для французов и иже с ними.
      1. EgGor 6 декабря 2014 10:06
        Цитата: Blondy
        Это называется: "кинули по американски"

        Не совсем, типа нашли способ слегка компенсировать френчам:

        Американская компания Royal Caribbean Cruises Ltd заказала на верфи STX France два круизных судна общей стоимостью 1,2 млрд евро. Первое судно должно быть передано заказчику в 2018 году, второе - в 2020. Российские СМИ уже назвали этот заказ "компенсацией" за отказ Франции от поставок "Мистралей" российскому флоту. http://flotprom.ru
        1. Bigfoot_Sev 6 декабря 2014 14:32
          ээ-эх. журналюхи в очередной раз сморозили глупость.

          ройал карибеан построили немало кораблей, как в самом сен-назере, так и у STX на верфях в других странах. они постоянно обновляют и расширяют свой флот.
          в 2009-м плавал на Вояджере. так вот на момент постройки он был крупнейшим в мире кораблем. а сегодня он десятый. первый в мире снова РКшный Оазис.
          1. Upalsduba 6 декабря 2014 17:56
            Неплохой блокшив можно из Мистраля сделать.
            Upalsduba
    3. datur 6 декабря 2014 21:20
      вопрос- а не агент ли ,КГБ,ШТАЗИ ГРУ,СВР,ФСБ-этот удод маккейе? belay wink feel
    4. rybackyi 17 декабря 2014 15:34
      Цитата: EgGor
      Джон Маккейн: Франция, отказавшись передать России первый из вертолётоносцев типа «Мистраль», должна выплатить Москве неустойку в полном объёме и использовать эти корабли самостоятельно.
      rybackyi
    5. rybackyi 17 декабря 2014 15:44
      о перспективах нашего судпрома:
      ОСК (судостроение: НАХОДИТСЯ В УПРАВЛЕНИИ ЛИЦАМИ НЕ ИМЕЮЩИМИ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДАННОЙ ТЕМЕ.
      ВСЕ ВОПРОСЫ КТО КОМУ ДОЛЖЕН МЕЖДУ БАНКАМИ И О ДОЛГАХ СУДОСТРОИТЕЛЕЙ.
      rybackyi
  2. a.s.zzz888 6 декабря 2014 06:45
    Забрать кормовые части с этих "МиНстралях"!
    И пусть остаются у лягушатников.
    Кстати, из них можно сделать плавучие "бистро"...
  3. region58 6 декабря 2014 07:03
    Так не зря Рогозин говорит-строить всё самим!
    1. fktrcfylhn61 6 декабря 2014 10:59
      Конечно самим! А мы чем хуже?
  4. Aasdem 6 декабря 2014 08:41
    Строить можно и за рубежом, вопрос где строить?
    в продажной, "дряхлеющей" по мнению даже Папы Римского Европе?
    нет!
    а вот в азиатских странах, для ускорения обновления флота России, можно!
    - посмотрите на новые китайские фрегаты и эсминцы, и тем более УДК.
    или корейско-индонезийский "Макассар".
  5. 3axap 6 декабря 2014 08:54
    Про Израиль и эппопею с его кораблями.знал. Остальное было интересно прочитать.
    3axap
    1. 52гим 6 декабря 2014 18:24
      А так же можно вспомнить историю про взрождение Израильских ВВС, танковых войск и прочя- как только Израиль оказался персоной "нон грата", все еурогейские поставщики их мал-мала "кинули". Ага,олокост помнили и чтили, пока из матраслэнда не последовали "указивки".
  6. AnuarKz 6 декабря 2014 10:33
    Надо еще вспомнить как англосаксы хотели флот Франции себе забрать под предлогом того что он может достаться кригсмарине во время 2ВМВ, и в итоге разбомбили его.
  7. Вожик 6 декабря 2014 10:56
    Цитата: AnuarKz
    Надо еще вспомнить как англосаксы хотели флот Франции себе забрать под предлогом того что он может достаться кригсмарине во время 2ВМВ, и в итоге разбомбили его.

    Вместе с французскими моряками...
  8. xomaNN 6 декабря 2014 11:18
    Перечитал второй раз эту статью ( не вспомнил где, но несколько дней назад она того же , видимо автора была)Но полезные факты. Сегодня "милашка ветренная" оланд встречается с Путиным в Москве. Уверен в деле "Мистралей" появится какое-то решение наконец! Деньги (3млрд.) !!!! или товар ????
    1. Lyton 6 декабря 2014 14:44
      Ага каяться приехал, щас все стрелки на амеров переведет, они мол противные с праведного пути сбивают.
    2. Комментарий был удален.
  9. belaz888 6 декабря 2014 13:52
    хорошая статья поучающая
  10. Aasdem 8 декабря 2014 10:35
    Я не сторонник импорта вооружений, но в период потребности ускоренного перевооружения флота, скорость ввода в строй тех же китайских фрегатов (проект 054А; хотя он по ряду параметров уступает 11356 проекту) - 1 год 1 месяц с момента закладки, ой как бы пригодилась бы ВМФ России.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня