«Мистраль» как столетний «Решадие»

«Мистраль» как столетний «Решадие»


Отказ Франции передавать России корабль-вертолетоносец «Мистраль» породил бурную дискуссию и напомнил историю столетней давности, когда Великобритания и Османская империя не поделили два дредноута накануне Первой мировой войны. Отвергая прямые исторические аналогии, отдел науки «Газеты.Ru» рассказывает подробности этого эпизода и того, во что он в итоге вылился.

Почти век назад завершилась Первая мировая война. Отдел науки «Газеты.Ru» вспомнил события давно минувших дней и выяснил, кто из... →
Перед началом Первой мировой войны в Европе оставалось как минимум одно государство, которому о светлом будущем думать особо не приходилось. Османская империя к тому времени уже полностью отдала себя на откуп иностранным концессиям, а попытки младотурков изменить ситуацию можно сравнить с действиями неумелого хирурга, решившего пустить кровь находящемуся на смертном одре человеку. К тому же империя теряла земли, которые некогда обуславливали ее статус одной из мировых держав. Сначала предприимчивый Мухаммад Али вывел из-под контроля османов Египет, затем им пришлось уступить Алжир, Тунис, а впоследствии и Ливию.


Теряли османы и контроль над Аравийским полуостровом, все-таки удерживая Мекку и Медину.

Одним из последних ударов по престижу Османской империи стали две Балканские войны, в результате которых турки потеряли большую часть своих европейских владений. Это заставило задуматься их не столько об экономическом состоянии своей державы, сколько о необходимости модернизации своей армии. Особенно беспокоила османов ситуация в Эгейском море — Греция, некогда бывшая частью империи, теперь являлась одним из главных противников.

«Газета.Ru» продолжает вспоминать Первую мировую войну и рассказывает о первом успешном рейде против «летающих крепостей»... →
А когда греки начали покупать у Италии, отнявшей у Османской империи Ливию, современные корабли, это и вовсе насторожило султана Абдул-Хамида II. Эти события произошли еще в 1910 году, то есть до начала трагичной для турков Балканской войны. Однако меры были приняты масштабные — посредством механизма государственного займа с населения были собраны колоссальные средства, которые было решено пустить на строительство двух супердредноутов.

Тогда дредноуты — артиллерийские военные корабли, оснащенные по схеме all-big-gun, считались одним из залогов успешных военных действий на море.

Несмотря на то что строительством были готовы заняться дружественные османам представители немецкого концерна «Крупп», турки предпочли воспользоваться услугами британских компаний Vickers и Armstrong Whitworth. После поражения в первой из Балканских войн Турция вновь оказалась неплатежеспособной. Поэтому Armstrong Whitworth строительство дредноута заморозили, а затем корабль и вовсе пустили на металлолом. А вот в Vickers строительство решили не останавливать, дождавшись-таки османских платежей.

Но все же Турция никак не могла расстаться с мечтами о втором дредноуте. И случай его получить внезапно подвернулся. Оказалось, что еще с 1910 года Бразилия строила Rio de Janeiro — самый длинный дредноут в мире, который должен был помочь ей противостоять Аргентине. Да только деньги закончились довольно быстро — на корабль не успели даже поставить пушки, и было принято решение продать дредноут. И сделать это подороже.

Несколько европейских держав попытались это сделать. Но преуспели османы, взявшие под покупку Rio de Janeiro колоссальный кредит у Франции.

Вскоре дредноут был переименован в Sultan Osman I в честь основателя Османской империи. Его перегнали в Великобританию, где корабль должны были оснастить орудиями. Неподалеку от этих мест компания Vickers завершала строительство дредноута «Решадие» (Reşadiye). В середине июля 1914 года из Турции прибыли экипажи этих кораблей, которым предстояло пройти обучение, а затем перегнать дредноуты обратно.

Однако первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль этого не допустил — он объявил о том, что корабли реквизируются в пользу Великобритании.

Турки были вынуждены уплыть ни с чем, им не пообещали даже компенсации. А в качестве причины отказа передачи кораблей была названа разгорающаяся в Европе война. Многие считают, что причиной для отказа стала полученная британской разведкой информация о заключенном 2 августа 1914 года пакте между Германией и Османской империй.

В то же время существует и мнение, что османы вполне могли остаться как минимум вне блока Центральных держав, если бы Великобритания все-таки выполнила свои обещания.
Автор: Владимир Гелаев
Первоисточник: http://www.gazeta.ru/science/2014/12/01_a_6321913.shtml


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 13
  1. Blondy 4 декабря 2014 13:45
    Пора платить неустойку.
    1. Дюк 4 декабря 2014 13:58
      И всегда Англия, как главный гаденыш мира и верный друг США.
      1. ПалСаныч 4 декабря 2014 14:08
        Скорее Она руководитель и кукловод матрасников
        1. Дюк 4 декабря 2014 14:13
          Цитата: ПалСаныч
          Скорее Она руководитель и кукловод матрасников

          Полностью с Вами согласен, Англия вместе со своими сателлитами.
      2. Комментарий был удален.
    2. dr.Bo 4 декабря 2014 14:12
      Цитата: Blondy
      Пора платить неустойку.

      Абсолютно согласен с вами!
      ПОРА ОТКАЗЫВАТЬСЯ от этого огромных размеров МУСОРА!
      Очень надеюсь ,что откажутся!
  2. Дядька 4 декабря 2014 14:00
    «Газета.Ru» продолжает вспоминать Первую мировую войну и рассказывает о первом успешном рейде против «летающих крепостей»...
    Летающие крепости - атрибут Второй МВ. В 1910 ещё летали на фанерных самолётах, обтянутых тканью, их никак не могли считать "летающими крепостями".
    1. shuhartred 4 декабря 2014 16:20
      Цитата: Дядька
      Летающие крепости - атрибут Второй МВ. В 1910 ещё летали на фанерных самолётах, обтянутых тканью, их никак не могли считать "летающими крепостями".



      По моему "Илья Муромец" вполне подходит под данное обозначение(по тем временам разумеется). Хотя я точно не помню в каком году он полетел в качестве четырехмоторного бомбера, но по любому где то рядом. Кстати учитывая его бомбовую нагрузку и состояние тогдашних систем ПВО, ИМХО он мог доставить огромную кучу проблемм любому суперлинкору, а уж ежели толпой штук в десять.....ммммм(вкусняшка буль буль)
  3. Гомель 4 декабря 2014 14:02
    хе хе хе

    а статья прямая копипаста, даже внутренние ссылки на посторонние материалы не удалены, некачественно!
  4. bubla5 4 декабря 2014 14:03
    Англичан вообще не надо впутывать ,у них в крови кидалово,это же нация жулья и ворья
  5. Lumumba 4 декабря 2014 14:19
    Англичанка гадит
  6. Мур 4 декабря 2014 14:36
    Полагаю, история повториться и в нашем случае - лягушатники не заплатят ничего.
  7. pinecone 4 декабря 2014 14:56
    Цитата: Мур
    Полагаю, история повториться и в нашем случае - лягушатники не заплатят ничего.


    Англичане реквизировали корабли в счёт погашения займов, предоставленных Турции лондонскими банками, но у нашей страны долгов перед Францией нет, так что ещё не всё потеряно.
    pinecone
  8. WildCat-731 4 декабря 2014 15:43
    Эх,турки,турки...Их и французы ,,использовали,,(русско-турецкие войны XVIII в.).И нагличане(XVIII-XIX в.в.).А в тот раз(см.статью) вообще сплошное кидалово получилось.Но мы же не турки,с нами такое не прокатит!И,если что,то в таком разрезе:не было заботы-купила баба порося,-нахрена козе баян?!
  9. dipqrer 4 декабря 2014 21:23
    Кроме турецких,англичане конфисковали и чилийские дредноуты.
    dipqrer
  10. Demetry 5 декабря 2014 03:41
    А когда греки начали покупать у Италии, отнявшей у Османской империи Ливию, современные корабли

    Не корабли а один корабль-броненосный крейсер "Georgios Averoff". И современный он был с большой натяжкой так как к моменту вступления успел устареть. Правда при всё при этом мог Туркам навалять по полной.

    Линкор Erin, бывший "Решадие".

    Линкор Agincourt, бывший "Sultan Osman I".
    Demetry

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня