100 лет назад была создана эскадра воздушных кораблей «Илья Муромец»

Ровно 100 лет назад, 23 декабря 1914 года, российский император Николай II утвердил решение о создании эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец». Это было первое в мире соединение, на вооружении которого появились тяжелые четырехмоторные бомбардировщики. Именно с этой даты в нашей стране берет свое начало Дальняя авиация. «Илья Муромец» — это общее название нескольких серий четырехмоторных цельнодеревянных бипланов, которые производились в Российской империи на Русско-Балтийском вагонном заводе с 1913 по 1917 годы. Всего было собрано около 80 самолетов. На них был поставлен ряд рекордов грузоподъемности, числа поднятых в воздух пассажиров, максимальной высоты и времени полета.

Появление во фронтовом небе Первой мировой войны российских самолетов «Илья Муромец» открыло новую страницу в истории военной авиации — эру тяжелых бомбардировщиков. Идея атаковать наземные цели с воздуха появилась еще во времена воздушных шаров, а первый такой опыт летчики получили во время Балканских войн 1912-1913 годов. Но первоначально назвать такие действия бомбардировкой можно было лишь с натяжкой — летчики просто вручную сбрасывали вниз обыкновенные гранаты, это носили скорее демонстративный, чем практический характер. В то же время в «Илье Муромце» изначально реализовывался принципиально другой подход.

Это был летательный аппарат нового поколения, который мог доставить к неприятельским позициям боеприпасы гораздо более разрушительной силы. Он стал первым настоящим бомбардировщиком и поспособствовал формированию данного типа боевых самолетов в годы Первой мировой войны. В нем бомбы могли подвешиваться как внутри фюзеляжа, вдоль бортов, так и снаружи. В 1916 году для сброса бомб на нем были установлены специальные электросбрасыватели. Оборонительное вооружение самолета было внушительным и состояло на некоторых версиях до 8 пулеметов, что позволяло ему успешно отражать воздушные атаки. Позднее бомбардировщики стали появляться и в других странах, они активно принимали участие во многих вооруженных конфликтах XX века.


100 лет назад была создана эскадра воздушных кораблей «Илья Муромец»


Самолет строился серийно в 1914-1917 годах в разных модификациях (серии Б, В, Г, Д, Е); всего было построено 73 экземпляра (по другим данным около 80 самолетов). «Илья Муромец» широко использовался в годы Первой мировой войны в качестве бомбардировщика, штурмовика и дальнего разведчика (на колесном, поплавковом и лыжном шасси), также данные самолеты использовались и во время Гражданской войны. После ее окончания оставшиеся исправные самолеты были использованы для организации почтово-пассажирских перевозок по воздушной линии Москва — Орел — Харьков.

Самолет «Илья Муромец» неразрывно связан с именем его создателя — выдающимся русским авиаконструктором Игорем Ивановичем Сикорским (1889-1972). Уже в возрасте 23-х лет после ряда предложенных успешных изобретений он становится главным конструктором Русско-Балтийского Завода и самым молодым авиационным изобретателем во всем мире. Именно Сикорский первым в мире построил многомоторный самолет. Также он первым совершил дальний перелет по маршруту Санкт-Петербург — Киев. В 1919 году Сикорский вынужден был эмигрировать из страны в США, где основал авиационную фирму «Sikorsky Aero Engineering Corporation», которая смогла занять лидирующие позиции в мировом авиастроении.

История самолета «Илья Муромец» началась в сентябре 1912 года, когда совсем еще молодой инженер Игорь Сикорский получил разрешение на строительство на РБВЗ — Русско-Балтийском вагонном заводе биплана «Гранд» по собственному проекту. Биплан отличался наличием двух моторов. Не стоит обманываться словом «вагонный» в названии предприятия, в те годы РБВЗ являлся крупнейшим объединением транспортного машиностроения в стране и занимался выпуском не только железнодорожных вагонов, но и автомобилей, а также разнообразных двигателей. В 1912 году на предприятии решили заняться и аэропланами, подойдя к делу с настоящим русским размахом. Если и делать, то что-то такое, что еще не делал никто.

100 лет назад была создана эскадра воздушных кораблей «Илья Муромец»


Во многом этому способствовал Сикорский, который стал руководителем воздухоплавательного отделения РБВЗ, расположенного в Санкт-Петербурге. Материалы, которые применялись в конструкции «Гранда», были традиционны для своего времени — фанера, древесина, полотно и рояльная проволока для расчалок. Собранная по проекту Сикорского машина смогла подняться в небо 15 марта 1913 года. Еще через 2 месяца количество двигателей на «Гранде» выросло до 4-х. Двигатели устанавливались на нижнем крыле самолета в двух тандемных установках. В каждой из этих установок один винт был тянущим, а второй толкающим. После переделки аэроплан получил новое имя — «Большой Русско-Балтийский». В начале июля 1913 года Сикорский решил опробовать новую компоновку моторной установки: все 4 двигателя были установлены на передней кромке нижнего крыла. После проведенной переделки машина снова сменила название, став «Русским витязем».

Опыт работ по созданию «Русского витязя» был использован при создании самолета «Илья Муромец», который сохранил в себе многие черты первого, хотя конструкция самолета и была полностью переработана. Без особых изменений были оставлены общая схема аэроплана и коробка крыльев с установленными на нижнем крыле четырьмя двигателями, фюзеляж машины был принципиально иным. В результате работ с теми же четырьмя двигателями «Аргус» мощностью 100 л.с. каждый новый самолет обладал большей максимальной высотой полета и массой нагрузки.

При этом изначально самолет создавался для гражданских целей и был первым в мире пассажирским самолетом. Постройка первого образца была закончена в октябре 1913 года. После проведения серии испытаний на самолете была проведена серия показательных полетов и установлен ряд мировых рекордов. В частности 12 декабря 1913 года самолет поднял 1100 кг (предыдущий рекорд составлял 653 кг). А 12 февраля 1914 года в воздух было поднято 16 человек и собака, общим весом уже в 1290 кг, пилотировал машину сам Игорь Сикорский.

100 лет назад была создана эскадра воздушных кораблей «Илья Муромец»


Изначально «Илья Муромец» создавался как гражданское судно — отсюда он получил достаточный комфорт и простор для пассажиров на борту. На нем был пассажирский салон, спальные комнаты и даже ванна с туалетом. Освещение и отопление салона от выхлопных газов. Для боевых действий он приспособлен не был, не мог нести бомбы и оборонительное вооружение. По этой причине военные использовали первые гражданские суда в качестве учебных.

Стоит отметить, что изначальная ориентация на гражданский сектор в то время не предполагала того, что при модернизации в военную версию самолет станет менее эффективным. Скорее даже наоборот, повышенные требования к безопасности эксплуатации и прочности конструкции, которые были обязательными при конструировании гражданских самолетов, при переделке их в военные версии лишь усиливали эксплуатационную надежность машин. Достаточно вспомнить такой удачный пример переделки как надежный фронтовой бомбардировщик «Хенкель-111», который был создан в Германии в 1930-е годы на базе гражданского самолета «Хенкель-70».

Военные очень быстро заинтересовались новым самолетом, и уже 12 мая 1914 года РБВЗ получил свой первый заказ на постройку 10 самолетов для российской армии. После начала Первой мировой войны заказ был увеличен, 2 октября подписали еще один контракт уже на 32 самолета.

100 лет назад была создана эскадра воздушных кораблей «Илья Муромец»


Серийные бомбардировщики «типа Б» или ИМ-Б обладали более мощными двигателями (также «Аргус» но два — по 140 л.с. и два — по 125 л.с.), также они несли на борту 2 пулемета, бомбодержатели и простейший бомбовый прицел. Согласно заданию военных самолет должен был нести не менее 10 пудов бомб (164 кг). Его радиус действия составлял 300 верст (320 км), что обеспечивало ему достижение с территории Российской империи целей в Данциге, Кенигсберге, Познани, Перемышле, Кракове. Экипаж таких бомбардировщиков состоял из 6 человек, а вместе с наземной командой на каждую машину приходилось по 31 человеку. Так как самолетам придавалось особое значение, весь летный состав состоял из офицеров и унтер-офицеров. Офицером должен был быть даже бортмеханик, уже в годы войны на эту должность стали брать мобилизованных инженеров или студентов высших технических учебных заведений. Командиром экипажа самолета был офицер в звании от капитана до подполковника.

В каждую из построенных машин по мере наращивания объемов производства вносились конструктивные изменения и улучшения: росла площадь остекления кабины, наружные обводы крыльев начали выполнять из стальных труб, топливные баки были перенесены под центроплан. С начала Первой мировой войны самым проблемным конструктивным элементом стали двигатели «Аргус». Это был мощный, легкий и сравнительно надежный двигатель, но производился он в Германии и их поставка и поставка запасных частей с началом войны, естественно, прекратились. Двигатель был заменен на более мощный французский «Сальмсон» (225 л.с.), который не радовал ни военных, ни самого Сикорского, так как мотор был очень ненадежным в эксплуатации и капризным.

Со временем в конструкцию бомбардировщиков вносились очень смелые для своего времени технические решения. К примеру, для борьбы с немецкими боевыми «Цеппелинами» на самолетах даже ставилась 37-мм пушка Гочкиса, но стрелять из нее метко было очень тяжело. Масштабы технического прорыва, который пытался осуществить Сикорский станут ясны уже во время Второй мировой войны. Практическую пользу от установки пушек такого калибра на самолет удалось получить только в 1940 году, когда компания «Юнкерс» установила на свой пикирующий бомбардировщик «Юнкерс-87» в варианте «Густав» две 37-мм пушки ВК-37, из которых можно было вести прицельный огонь.

100 лет назад была создана эскадра воздушных кораблей «Илья Муромец»


Боевое применение

Свой первый боевой опыт русская авиация приобрела в 1912 году во время Балканских войн. В то время в Болгарию был отправлен авиаотряд, сформированный из гражданских летчиков-добровольцев (Агафонов, Евсюков, Колчин и др.). Накануне Первой мировой войны Российская империя располагала самым многочисленным воздушным флотом среди всех воющих держав: 244 самолета, которые были сведены в 39 авиаотрядов. К моменту начала боевых действий в составе воздушного флота страны находился 221 летчик: 170 офицеров, 35 нижних чинов и 16 вольноопределяющихся (добровольцев).

Уже во второй половине 1914 года на фронте начали появляться первые бомбардировщики «Илья Муромец». С учетом реального опыта их применения Игорь Сикорский оперативно вносил изменения в конструкцию машин. От серии к серии бомбардировщик совершенствовался. Наиболее эффективное применение данных машин на фронте связано с именем М. В. Шидловского — председателя правления РБВЗ, а также первого начальника организованной по его собственной инициативе Эскадры Воздушных Кораблей. 23 декабря все действующие на фронте бомбардировщики «Илья Муромец» были сведены в эскадру, а этот день сегодня отмечается в РФ как День дальней авиации. Данные самолеты были особой силой в вооруженных силах России и подчинялись непосредственно Верховному командованию.

С образованием Эскадры Воздушных Кораблей впервые в мире в России была выработана стратегия и тактика использования крупных соединений тяжелых бомбардировщиков, а также отработана система их обеспечения. Самолет «Илья Муромец» мог брать на свой борт бомбы невиданных для того периода времени калибров — до 25 пудов (410 кг). При этом бомбардировщики «Илья Муромец» имели сильное оборонительное вооружение, которое почти не имело «мертвых зон», именно поэтому потери бомбардировщиков на фронте составили всего один самолет. За такую удивительную обороноспособность противник прозвал четырехмоторные самолеты «ежами».

100 лет назад была создана эскадра воздушных кораблей «Илья Муромец»


В конце февраля 1915 года «Ильи Муромцы» провели первый массированный бомбовый удар. Он был нанесен по австрийской железнодорожной станции Вилленберг. В результате авиаудара на станции были разрушены железнодорожные пути, а также само строение станции, уничтожен подвижной состав и живая сила противника. Во время совершения данного налета экипаж летчика Горшкова впервые осуществил аэрофотосъемку разрушений, которые получили позиции противника. Вскоре, 18 марта того же года, экипаж Горшкова совершил длительный разведывательный полет по замкнутому маршруту, преодолев более 600 верст: Яблонна-Вилленберг-Найденбург-Зольдау-Лаутенбург-Страсбург-Торн-Плоцк-Млава-Яблонна. На борту бомбардировщика в этом полете, помимо экипажа, находился начальник разведывательного отдела 1-й армии капитан фон Гоерц. За время совершения полета с борта самолета было сделано более 50 фотоснимков позиций неприятеля.

Приобретенный российскими летчиками боевой опыт со временем обобщался, изучался и находил отражение в наставлениях и инструкциях. Так уже в 1916 году в Российской империи были изданы «Первоначальные указания для организации и выполнения групповых полетов». После этого был введен в действие «Проект наставления по применению авиации», в котором особо подчеркивалось, что для нанесения значительного урон противнику необходимо одновременно сбрасывать с самолетов большое количество авиационных бомб. Также указывалось на целесообразность совершения полетов тяжелых бомбардировщиков и ночью. Составители «Проекта наставления» пришли к выводу, что лучший результат может быть достигнут только при совершении групповых налетов, обеспечении эффекта внезапности и согласованности ударов авиации с действиями, предпринимаемыми сухопутными войсками.

В годы Первой мировой войны первое поколение российских авиаторов, достигнув существенных успехов в освоении новейшей авиационной техникой, смогло внести значительный вклад в дело развития техники пилотирования и использования тяжелых самолетов, их боевого применения. Боевая деятельность эскадры воздушных кораблей знаменовала собой очень важный этап в истории отечественной дальней авиации. Боевая практика продемонстрировала, что бомбардировочные удары по объектам, которые расположены в оперативном тылу противника для тяжелой авиации являются главной задачей. Внимательно изучая полученный в годы Первой мировой войны опыт, отец русской авиации профессор Н. Е. Жуковский и его последователи создали труд «Теория бомбометания с аэроплана», который стал основой для развития еще одной отрасли авиационной науки — аэробаллистики.

100 лет назад была создана эскадра воздушных кораблей «Илья Муромец»


Стоит отметить, что боевое применение «Муромцев» продемонстрировало удивительную живучесть данных самолетов. За все время существования эскадра Шидловского выполнила 400 боевых вылетов, сбросив 65 тонн авиационных бомб и уничтожив в воздушных боях до 12 истребителей противника. При этом безвозвратные потери соединения составляли всего один самолет. Еще две машины были сбиты вражеской зенитной артиллерией, причем один из самолетов, которым управлял поручик Констенчик, смог добраться до аэродрома, но из-за сильнейших повреждений не подлежал восстановлению.

Источники информации:
http://histrf.ru/ru/lenta-vremeni/event/view/il-ia-muromiets
http://rusplt.ru/ww1/history/rekordyi-ili-muromtsa-12210.html
http://www.aircaft.ru/history/jets-giants-of-the-ussr/3114-ilya-muromets-i-eskadra-vozdushnykh-korablej.html
http://www.museum.ru/N45412
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 29
  1. Oleg NSK 23 декабря 2014 07:22
    был первым в мире пассажирским самолетом


    ... вот так-то ... Россия родоначальник гражданской авиации ...
    ... Ил, Ту, Як и Ан являются наследниками, а не айрбасы и боинги
    ... хочу летать только на отечественных самолётах, но к сожалению у Red Wings нет рейсов из/в Новосибирск ... а все остальные авиакомпании к российскому авиапрому очень мало имеют отношения
    1. Первуша Исаев 23 декабря 2014 08:38
      Бомбардировщик Илья Муромец применял двигателя немецкие двигателя Аргус,поставка ,которых к моменту войны конечно была прекращена.
      Одним из первых разработчиков двигателей был Луцкой Борис Григорьевич,который не нашёл себе место в России тех лет и был вынужден работать в Германии и даже первый автомобиль Даймлер назывался ДАЙМЛЕР -ЛУЦКОЙ. Так вот Луцкой спроектировал много разных двигателей внутреннего сгорания и его наработки касались прежде всего германии,а жаль ведь Россия тех лет не имела собственного моторостроительного производства.
      Первуша Исаев
      1. Комментарий был удален.
        1. Первуша Исаев 23 декабря 2014 10:24
          Цитата: Штык
          Осенью 1905 года, еще во время перестройки мастерской в Александровске, в Россию по приглашению Руднева прибыл Борис Луцкой


          вам бы за такие вещи сто минусов бы наставить, почему на серьёзном сайте вы пользуетесь выжимками из альтернативной фантастики даже не делая на это ссылки? пытаетесь обмануть форумчан?
          Первуша Исаев
          1. Штык 23 декабря 2014 10:53
            Цитата: Первуша Исаев
            пытаетесь обмануть форумчан?

            Ошибся, приношу извинения.
      2. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
      3. Комментарий был удален.
        1. Штык 23 декабря 2014 11:01
          Действительно, информация оказалась из альтернативной истории, прошу админов удалить ее.
          1. Штык 23 декабря 2014 15:25
            [quote=Штык] прошу админов удалить ее.[/ Признал ошибку, извинился и получил очередное замечание от грозного блюстителя Вадима Смирнова.
      4. Комментарий был удален.
      5. Комментарий был удален.
    2. roman_pilot 23 декабря 2014 13:05
      Подождите, вот выйдет мс-21 - полетаете
      1. Штык 23 декабря 2014 14:20
        Цитата: roman_pilot
        Подождите, вот выйдет мс-21 - полетаете

        А почему нет ? Полетаю… Не вечно же на Боингах.
  2. Самаритянин 23 декабря 2014 07:22
    Всех стратегов с праздником!
    1. Nikoha.2010 23 декабря 2014 16:40
      Цитата: Самаритянин
      Всех стратегов с праздником!

      drinks С праздником! И про потомков "Ильи Муромца" не забывайте! hi
      1. неглавный 23 декабря 2014 22:26
        Цитата: Nikoha.2010
        Цитата: Самаритянин
        Всех стратегов с праздником!

        drinks С праздником! И про потомков "Ильи Муромца" не забывайте! hi

        Как же можно забыть БЕЛЫЙ ЛЕБЕДЬ? С ПРАЗДНИКОМ ВАС МУЖИКИ! Когда смотрю (с земли уже) как вы идёте заугол... завидую.
  3. parusnik 23 декабря 2014 07:31
    С начала Первой мировой войны самым проблемным конструктивным элементом стали двигатели «Аргус». Это был мощный, легкий и сравнительно надежный двигатель, но производился он в Германии и их поставка и поставка запасных частей с началом войны, естественно, прекратились.
    Надо бы учиться на своих ошибках...
    1. Гамдлислям 23 декабря 2014 08:21
      Цитата: parusnik
      С начала Первой мировой войны самым проблемным конструктивным элементом стали двигатели «Аргус». Это был мощный, легкий и сравнительно надежный двигатель, но производился он в Германии и их поставка и поставка запасных частей с началом войны, естественно, прекратились.Надо бы учиться на своих ошибках...

      Уважаемый коллега Алексей, Вы правы, но в случае с двигателями и запчастями к самолёту "Илья Муромец" есть одно но...
      Буржуи, они и в Африке буржуи. Ещё Карл Маркс отметил, что капиталист пойдёт на любое преступление ради барышей. Так вот, с началом 1МВ наши промышленники договорились с шведскими коллегами о поставках германских моторов "Аргус" и запчастей к ним, но император Российский Николай II (Кровавый) запретил эту сделку из патриотитечких побуждений. Даже главнокомандующий русской армией генерал-адъютант Великий князь Николай Николаевич (младший) не смог переубедить царя.
      1. parusnik 23 декабря 2014 11:18
        и стали ставить Рено..своих то не делали..
        1. Штык 23 декабря 2014 11:25
          Цитата: parusnik
          ..своих то не делали..

          В 1915 году на авиационном производстве завода «Руссо-Балт» в Петрограде инженером Киреевым был сконструирован авиадвигатель Р-БВЗ. Двигатель был шестицилиндровым, двухтактным с водяным охлаждением, 150л.с.Радиаторы автомобильного типа располагались по его бокам. Р-БВЗ устанавливался на некоторые модификации «Ильи Муромца». РБВЗ-6) — русский советский авиационный поршневой двигатель конструкции В. В. Киреева. Производство мотора было освоено еще в Российской империи и продолжалось в первые годы советской власти. Этот тип двигателя считается первым советским авиамотором. Всего было изготовлено не менее 45 двигателей.
          1. Alexey RA 23 декабря 2014 11:47
            Цитата: Штык
            Всего было изготовлено не менее 45 двигателей.

            45 двигателей. На четыре тысячи самолётов, изготовленных в Империи в ПМВ.
            Это даже не малая серия. Это - кустарщина.
            1. Штык 23 декабря 2014 12:21
              Цитата: Alexey RA
              Это даже не малая серия. Это - кустарщина.

              Вас расстроило, что эти двигатели были разработаны и производились в России, а где же патриотизм? Или он начинается после 1917–го ?
              1. Alexey RA 23 декабря 2014 14:06
                Цитата: Штык
                Вас расстроило, что эти двигатели были разработаны и производились в России, а где же патриотизм? Или он начинается после 1917–го ?

                Камрад, скажите: 45 отечественных авиадвигателей за весь период производства - это действительно повод для гордости? Что, никто в мире не производил авиадвигатели? Или объёмы нашего производства сравнимы с мировыми? Или хотя бы на порядок им уступают?

                Кстати, об отечественном двигателе. Что же Вы не упоминаете - какой двигатель лежал в основе мотора Р-БВЗ Киреева? wink
                Р-БВЗ такой же отечественный, как М-5, М-17 или М-22.
                1. Штык 23 декабря 2014 14:25
                  Цитата: Alexey RA
                  Р-БВЗ такой же отечественный, как М-5, М-17 или М-22.

                  Дело ведь не в количестве, разработан и выпускался в России, а некоторые утверждают что у нас моторы не делали. Ну просветите, с чего был содран Р–БВЗ. Про остальные я в курсе.
                  1. Alexey RA 23 декабря 2014 15:46
                    Цитата: Штык
                    Дело ведь не в количестве, разработан и выпускался в России, а некоторые утверждают что у нас моторы не делали. Ну просветите, с чего был содран Р–БВЗ

                    Р-БВЗ, он же М-1 - "двигатель автомобильного типа" - имел в основе, ЕМНИП, двигатель "Мерседес", переделанный под отечественное производство и отечественные материалы.

                    ЕМНИП, первым 100% отечественным движком стал М-11 Швецова. Воистину "вечный двигатель" - выпускался в СССР с 1929 по 1952 год (а в Китае - и того дольше).
  4. фомкин 23 декабря 2014 08:37
    Вот такие статьи приятно читать. А то какие-то аглицкие танки.
  5. Iline 23 декабря 2014 08:40

    Эх! Уже 100 лет роднюшечке. Из них 24 календарных мои.
  6. wk 23 декабря 2014 08:58
    самолёт-конструктор: разные типы двигателей,(рядный и звезда) разная компоновка.... интересно есть подобные аналоги в мировом авиастроении?
    wk
  7. 3vs 23 декабря 2014 09:15
    Да...
    Если бы не первая мировая, Российская Империя с такими как Сикорский обошла бы и штатишки и
    немчинов с хранцузами и чопорными англичанами...
    3vs
    1. Tor Hummer 23 декабря 2014 09:27
      Цитата: 3vs
      Да...
      Если бы не первая мировая, Российская Империя с такими как Сикорский обошла бы и штатишки и
      немчинов с хранцузами и чопорными англичанами...

      Сейчас русофобы заминусуют.
    2. Штык 23 декабря 2014 10:46
      Цитата: 3vs
      Да...
      Если бы не первая мировая, Российская Империя с такими как Сикорский обошла бы и штатишки и немчинов с хранцузами и чопорными англичанами...

      Сикорский был вынужден эмигрировать из России после революции, причем здесь первая мировая… Наоборот, войны всегда подстегивали научные разработки и промышленность.
    3. Alexey RA 23 декабря 2014 11:37
      Да-да-да... 80% собственного населения живут от урожая до урожая, практически натуральным хозяйством, заграничные рынки все поделены и закрыты тарифами да пошлинами (до анекдота доходило - Империя импортировала из Германии ржаное зерно) - но русская промышленность будет развиваться невиданными темпами. Кто покупать-то изготовленное будет?

      Вам напомнить судьбу автозавода Лесснера? Проработал завод несколько лет - и закрылся по причине отсутствия заказов. И пришлось перепрофилировать производство на изготовление торпед - на них заказы были.

      А можно ещё вспомнить как в ПМВ пытались решить вопрос с пулемётами. Оказалось, что ни один завод в Империи, кроме Тульского, не может обрабатывать делали с точностью. необходимой для автоматического оружия.

      И уж никак нельзя забыть про национальную забаву - откаты и распилы. Например, государственная верфь сдаётся частной компании в бесплатную аренду с правом выкупа. По чистому совпадению в руководстве этой компании сидят члены Семьи и чиновники МорВеда. И тут же с компанией подписывается контракт на линкоры с авансовой оплатой.
      1. ВСО 23 декабря 2014 17:15
        И не говорите.А что с артиллерией творилось,с боеприпасами,с крепостями...
        Зато у Кшесинской ни в чем недостатка не было.
        1. Alexey RA 23 декабря 2014 17:56
          Крепости - это вообще песня без слов. Цензурных.

          Один Варшавский УР чего стоит. Почти век строили укреплённый район в треугольнике Новогеоргиевск-Варшава-Сероцк с фланговыми крепостями Ломжа, Осовец и Ивангород и тыловым Брестом - в любимой манере "шаг вперёд - и два назад": "строим форты по периметру УР - нет, теперь укрепляем только узловые точки - нет, опять строим форты по периметру". Но тем не менее, к 1905 у Варшавы выстроили нормальную узловую точку УР - крепость с двойным поясом фортов; старые форты усилили бетоном, даже умудрились построить новые форты Величко. Вбухали в модернизацию и постройку кучу денег. И тут в 1907 трах-бах - пельмени разлепить, дым в трубу, дрова в исходное: Варшавскую крепость упразднить, форты уничтожить.
    4. Наган 24 декабря 2014 01:55
      Цитата: 3vs
      Если бы не первая мировая

      Нет, если бы не либерастический переворот в феврале 1917. Если б не это, сидел бы Ульянов во всяких Женевах-Цюрихах как мышь под веником, пописывал бы мало кому интересные статейки, и был бы, в общем, никем и ничем. Но, увы, история не знает сослагательного наклонения. А потом пришел гегемон, и все пошло прахом. Кто был ничем, тот стал всем.
      Ну, минусуйте, господа тАварищи.
  8. шерик 23 декабря 2014 11:05
    Подскажите, на первой фото, что за баки под верхним кнылом? И еще, фото с двухдвигательным бипланом разве Ильюша?
  9. Teberii 23 декабря 2014 11:19
    Русские учёные инженеры всегда были на передовой науки и изобретательства.Тому приер Сикорский талант ,не принял революцию ,за то его приняла Америка .
  10. Cristall 23 декабря 2014 11:43
    Родился в Киеве.. великий русский.
    Родился в Одессе(к примеру Глушко) великий русский...
    Родился в Житомире(Королев) великий русский..
    И прочее..
    Сикорский был российским(РИ) изобретателем. Украинцы тогда(особенно киевляне) в Питере образовали "диаспору" и давай творить(в Киеве мало простора хотя тоже творили)
    Сикорский+Григорович.
    Не стараюсь выделять украинцев среди объединенных единой страной(РИ/СССР) среди "российских" но выходит что все украинцы-русские. А чуть что слышишь что украинцы от природы все поголовно предатели ленивые ничерта не могут...Придумывают что они разрушили РИ, РП, СССР и прочие империи...
    Есть хорошая книга о зарождении авиации(о молодом летчике из Киева ставшем асом 1 мировой и гражданской) там о боевом применении Муромца от первого лица.
    Евграф Николаевич Крутень и Нестеров их подвиги тоже от первого лица... до сих пор лучше книги не читал для восприятия именно того духа рождения тех машин и работы тех людей которыми мы счас восхищаемся.
    Петька чертенок за пулеметом у окна Муромца отражающего атаку Альбатроса...
    1. 1c-inform-city 23 декабря 2014 16:08
      Не было такой нации как украинец . Впервые это определение начало звучать и насаждаться в конце 19 и начале 20 века в галиции с подачи австро-венгерских властей , как и украинский язык в понимании сегодняшних свидомых . Кстати придуманный в тоже время неким Грушевским , который всю жизнь прожил подданным австрийской империи и на её территории hi .
      1. Гамдлислям 24 декабря 2014 11:03
        Цитата: 1c-inform-city
        Не было такой нации как украинец . Впервые это определение начало звучать и насаждаться в конце 19 и начале 20 века в галиции с подачи австро-венгерских властей

        Уважаемый коллега Сергей, впервые документальное упоминание слова "украинец" появилось в в конце 16 века (1595 год) в королевском распоряжении по армии.
        В то время южная территория Речи Посполитой (нынешние Украинские территории) была охвачена казацким востанием под руководством Наливайко. В войсках коронного гетмана Жолкевского было немало жолнеров (польский ратник) из местного населения, православных (а попросту колоборационистов). Так вот королевским распоряжением было указыно называть их "украинцами", а не "русскими холопами".
  11. svp67 23 декабря 2014 11:43
    Интересные факты из истории "Муромцев"
    1
    .О малоизвестных фактах создания первого в мире бомбардировщика в интервью телеканалу «Звезда» рассказал Александр Шмаков, научный сотрудник Центрального музея военно-воздушных сил России.
    «Дело в том, что до этого никто не создавал таких больших самолетов, тем более с 4-мя двигателями, которые установлены на крыльях. На самолете был установлен ряд мировых рекордов. В 1913 году был поднят груз весом 1100 кг. В 1914 году 16 пассажиров и собака. Это все занесено в книгу рекордов Гиннеса», - говорит Александр Шмаков.
    Пса по кличке Шкалик взял на бор пилот Муромца, он же и его создатель – студент Киевского политехнического института Игорь Иванович Сикорский. Шкалик был участником всех студенческих пирушек, откуда и получил свое прозвище.
    Первый Муромец был роскошным летательным аппаратом - плетеные кресла, обогрев салона, электрическое освещение, спальня и даже туалет. Изначально самолет создавался не как бомбардировщик, а как пассажирский самолет.

    2.
    На одном из «Муромцев» в составе Императорского военно-воздушного флота служил весьма занимательный моторист-стрелок Марсель Пля, позже удостоенный Георгиевских крестов III и IV степени.
    Марсель был родом из Француской Полинезии. В Россию попал в 1907 году, вместе с матерью, которая устроилась нянькой. На новом месте Пля быстро освоился, женился на русской, и покидать империю, кажется, и не собирался. Но пришла война. Оставаясь все еще французским подданным, он должен был вступить в ряды своих вооруженных сил, однако предпочел остаться в России в качестве вольноопределяющегося. Начал как шофер, позже был направлен в военно-воздушный флот, где стал совмещать функции моториста и пулеметчика.
    13 апреля 1916 года Пля в составе экипажа бомбардировщика «Илья Муромец — X», принял участие в воздушном налете на вооруженную до зубов станцию Даудзевас. Самолет был подбит, получив около 70 пробоин. Командира Костенчика ранило шрапнелью. Спасти корабль и экипаж вызвался Пля. Он вылез на крыло и стал ремонтировать поврежденные двигатели. Когда все немного пришли в себя, оказали первую помощь командиру, из верхнего люка с грохотом свалился Пля. Все остолбенели. Кто-то не выдержал: «Марсель, ты ведь должен был лететь к земле самостоятельно!» Оказывается, француз привязался ремнем к стойке крыла, и, когда «Муромец» падал, он в шоковом состоянии болтался в воздухе. Марсель потом еще долго восхищался прочностью «Муромца», однако именно Пля позже попросил Сикорского внести ряд корректив в устройство самолета. Так он признался создателю судна, что на борту «в воздухе хорошо, хотя и сильно обдувает», однако «на взлете и посадке нестерпимо трясет, и потому приходится вставать», а сиденье мешает при стрельбе и должно быть складным. Все эти замечания «африканца из французского цирка, чудом попавшего в русскую эскадру» были впоследствии учтены Сикорским.

    http://warfiles.ru/show-76552-pes-shkalik-polineziec-i-letayuschiy-dyavol-kak-so
    zdavalas-dalnyaya-aviaciya-rossii.html
  12. ermak.sidorov 23 декабря 2014 14:11
    а говорят вундер-вафлей не бывает!!!
    ещё как бывает
    При этом бомбардировщики «Илья Муромец» имели сильное оборонительное вооружение, которое почти не имело «мертвых зон», именно поэтому потери бомбардировщиков на фронте составили всего один самолет. За такую удивительную обороноспособность противник прозвал четырехмоторные самолеты «ежами».

    выполнила 400 боевых вылетов, сбросив 65 тонн авиационных бомб и уничтожив в воздушных боях до 12 истребителей противника
  13. казак волгский 24 декабря 2014 08:58
    шедевр.......... летающая крепость первой мировой.......да и просто по- своему красивый самолет.
  14. казак волгский 24 декабря 2014 09:01
    блин - я англ????? lol
  15. Комментарий был удален.
  16. Алекс 24 декабря 2014 20:26
    Когда вижу этого гиганта, просто не верится, что он был создан на заре авиации. Что можно сказать: жаль, что Сикорскому пришлось эмигрировать.

    Ещё в советские времена смотрел фильм "Баллада о крыльях". Два конструктора - Сикорский и Туполев, две судьбы, два неба. Не знаю, сколько там фактов, а сколько режиссерского вымысла, но фильм получился просто отличный.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня