Верхом через Арктику

Верхом через Арктику


Итак, в конце сентября судно "Трансшельф" подошло к приёмному бую северодвинского порта и встало на якоря. Вопрос о том, как подлодки попадут к набережной "Звёздочки" оставался открытым. Первоначально предполагалось притопить судно прямо в море у приёмного буя и затем уже буксировать подлодки до акватории предприятия. Однако прогноз погоды внес свои коррективы. Было принято решение, что судно "Трансшельф" дойдёт до завода своим ходом и разгрузка будет произведена на акватории верфи.

Верхом через Арктику



От причала "Звёздочки" к приёмному бую отправился флагман флотилии предприятия, буксир "Александр Зрячев".

Верхом через Арктику


Погода в этот день выдалась ясная и безветренная, поэтому «Зрячев» быстро дошёл до приёмного буя, где уже несколько дней стоял «Трансшельф».

Верхом через Арктику


Буксир аккуратно прижимается к нему и на борт поднимаются специалисты верфи. Главный среди них - капитан предприятия Николай Андреев (в черной "аляске"). Он будет выполнять функции лоцмана, под его руководством огромное судно должно аккуратно зайти в заводскую акваторию и встать на якоря.

Верхом через Арктику


Поднявшись на судно мы оказываемся средь двух громадин. Незабываемая картина - с берега такого не увидишь.

Верхом через Арктику


Верхом через Арктику


Верхом через Арктику


Верхом через Арктику


Тем временем «Трансшельф» начинает движение в сторону «Звёздочки». Вдали уже виднеется Северодвинск. Судно набирает скорость и, в итоге, вся дорога занимает около двух часов.

Верхом через Арктику


Наконец, гигант “Трансшельф” добрался до входа в створ порта. Отсюда, кстати, и было сделано большинство снимков судна.

Верхом через Арктику


«Трансшельф» вошёл в акваторию предприятия. К нему подошли заводские буксиры. Они будут аккуратно двигать судно к так называемой «яме» - самому глубокому месту общей акватории «Севмаша» и «Звездочки». Операция занимает ещё около двух часов. И, наконец, судно-док с заказами на борту надёжно ошвартовано на «бочках» - мертвых якорях.

Верхом через Арктику


В таком положении «Трансшельф» пробудет ещё пару дней. Впереди стоит сложная задача - притопление погружного судна и вывод заказов. Специалисты верфи, командиры атомоходов и капитан «Трансшельфа» проводят совещание, где обговаривают все тонкости предстоящей операции. Через двое суток оба корабля должны быть на воде.

Верхом через Арктику


К месту, где ошвартовано судно, буксируется плавучий подъёмный кран ПК-83. У него особая задача.

Верхом через Арктику


Он перегружает на борт «Трансшельфа» газовые баллоны и другое габаритное оборудование. Пассажирами на плавкране прибывает команда заводских газорезчиков.

Верхом через Арктику


Дело в том, что помимо традиционных кильблоков, на которых обычно стоят корабли на суше, «Братск» и «Самара» надёжно раскреплены жёсткими упорами. Эта оснастка намертво вварена в палубу «Трансшельфа» и фиксирует лодки на стапельной палубе «Трансшельфа».

Верхом через Арктику


Тот же плавучий кран доставляет на борт погружного судна грузовой авто-манипулятор и погрузчик.

Верхом через Арктику


С их помощью демонтированные опоры перегружаются на палубу крана и вывозятся на берег.

Верхом через Арктику


Ранним утром следующего дня судно с подлодками на борту было готово к погружению. Заводские буксиры окружают «Трансшельф». Операция началась.

Верхом через Арктику


Процесс погружения идёт достаточно быстро и можно визуально наблюдать, как уровень воды ползет к ватерлинии подлодок. К рассвету «Трансшельф» погрузился на нужную глубину.

Верхом через Арктику


С «Трансшельфа» приходит доклад: «В процессе притопления судно достигло своей нижней отметки». Очень впечатляющее зрелище.

Верхом через Арктику


Начинается операция по выводу заказов. Собственно, сами корабли уже всплыли со стапеля . Теперь главная задача вывести их из области погрузочной палубы судна. В дело вступают буксиры. Для оперативного и чёткого выполнения операции пришлось воспользоваться помощью флотилии Севмаша. Всего в операции по спуску заказов на воду участвовало семь буксиров.

Верхом через Арктику


Большой буксир «Садко» параллельно борт к борту прижимается к АПЛ «Самара». Он будет отвечать за движение заказа вдоль его продольной оси. Два рейдовых буксира будут оттягивать субмарину от погружного судна. Несколько минут и «Самара» уже двигается в сторону причала.

Верхом через Арктику


На «Трансшельфе» остался только «Братск». Но ненадолго. Тем же способом спустя некоторое время и он покидает судно, на борту которого «Братск» прокатился по Северному морскому пути..

Верхом через Арктику


На буксире мы проходим мимо подлодки «Братск». Швартовная команда приветствует нас.

Верхом через Арктику


Ну а далее, как говорится, дело техники. Буксиры подвели заказы к месту стоянки. «Самару» ошвартовали в Беломорской военно-морской базе. А «Братск» встал около направляющего пирса, рядом с другим «зверем» – подлодкой «Волк», что прибыла на предприятие несколькими месяцами ранее.

Верхом через Арктику


Ну и напоследок относительно свежее фото АПЛ "Братск", ошвартованной у пирса "Звёздочки".

Верхом через Арктику

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 42
  1. Андрей НМ 14 января 2015 07:17
    А не убили бы ремонтную базу в Комсомольске, не нужно было бы извращаться с транспортировкой в Северодвинск.
    1. Bongo 14 января 2015 08:34
      Цитата: Андрей НМ
      А не убили бы ремонтную базу в Комсомольске, не нужно было бы извращаться с транспортировкой в Северодвинск.


      В Комсомольске-на-Амуре ремонтом, как правило, не занимались, доставка АПЛ до моря вниз по течению Амура и то была большой проблемой. А если вверх тащить?
      Большинство ремонтов лодок ТОФа проходило в Большом камне. Правда в течение почти 10 лет в Комсомольске на судостроительном вёдётся затяжной ремонт и модернизация ДЭПЛ Б-187 пр.877 "Варшавянка". Ориентировочный срок сдачи - сентябрь 2015 года.
      1. Андрей НМ 14 января 2015 18:38
        Один из последних "барсов" в Комсомольске ремонтировали, средний ремонт лет 10 длился. У нас в Гаджиево все 971-е называли "барсами" или "зверями", т.к. у них были соответствующие названия Волк, Пантера, что-то там еще. Дивизию, соответственно, называли "зверской" (24 дивизия). Вообще военно-морской юмор очень меткий. Я служил в 13 дивизии, базировались в Оленьей Губе. Когда комдивом стал капитан 1 ранга Шилин, Оленью Губу сразу обозвали Шилинбургом, а когда его сменил Макеев, то Оленью стали обзывать Макеевкой, а народ, в ней обитающий - индейцами. А потому что у комдива была подпольная кличка "Макене". Жесткий был комдив, он меня в автономке на вахтенного офицера дрессировал. Кстати, Макеев в 1996 году стал Героем России, контр-адмиралом.
    2. Mуля 14 января 2015 08:55
      Эти корабли вполне можно \было бы ремонтировать и в Комсе (завод их строил,сейчас простаивает) и в Камне на "Звезде", там рядом, соседний пирс "Восток" который их достраивал!
      1. Bongo 14 января 2015 09:03
        Цитата: Mуля
        Эти корабли вполне можно \было бы ремонтировать и в Комсе (завод их строил,сейчас простаивает)

        Простите, вы хоть раз наблюдали как АПЛ в плавдоке "Зея" из Комсомольска вниз по течению через перекаты транспортировали? Для ремонта существуют мощности в Большом Камне.
        1. Mуля 14 января 2015 10:53
          Честно говоря мне плевать как их тащили! Главное, что люди бы работали, зарабатывали бы приличные деньги и строили бы боевые лодки, а не кастрюли, хотя и они нужны!
        2. hanc 14 января 2015 13:39
          Стесняюсь спросить, а в каком месте на Амуре перекаты находятся?
          1. Bongo 14 января 2015 14:59
            Цитата: hanc
            Стесняюсь спросить, а в каком месте на Амуре перекаты находятся?

            Напрасно стесняетесь, в некоторых местах на Амуре в малую воду образуются настоящие перекаты. Например в 25 км ниже Циммермановки, есть и в других местах. Их конечно не сравнить с мелководными перекатами на горных реках,глубины естественно другие, но судоходство в таких местах для крупных судов очень не простое.
            1. Bongo 14 января 2015 15:44
              Цитата: Bongo
              Например в 25 км ниже Циммермановки...

              С первого раза почему-то фотография не загрузилась request
        3. Андрей НМ 14 января 2015 18:49
          А в Северодвинске тоже проблемно выходить, там постоянно дноуглубительные суда работали. У меня старшина отсека до призыва работал на таком. Тросами цеплялись за берега, и когда подтягивали себя на фарватере, то этими тросами часто сносили береговые постройки, сараи, непонятные хибары и т.д. Обычно местное население для себя незаконно возводило всякие хозпостройки.
          Между прочим по Волге из Горького лодки тоже с завода таскали, и вроде даже атомные, сейчас не готов сказать. Нормально в доке закрывали и тащили. Правда уже давно это было.
          Да, 945-е все с Красного Сормово, 671 и 670 тоже строили.
          1. дядя Лёша 14 января 2015 19:49
            С Красного Сормово лодки таскали не в доках. А над лодкой строилось подобие гражданского судна из дерева,красилось и отправлялось.
          2. 97110 14 января 2015 21:02
            Цитата: Андрей НМ
            Тросами цеплялись за берега, и когда подтягивали себя на фарватере, то этими тросами часто сносили береговые постройки, сараи, непонятные хибары и т.д.

            Страсти какие. У земснаряда (неважно - сосун или многочерпак) есть мотозавозня, которая и укладывает по местам якоря. К этим якорям "цепляются" становые и папильонажные тросы. При работе лебёдки трос может подниматься из воды. Судоводители маломерного флота пугаются - для путейцев забава. А разрушение незаконно построенных береговых сараев и непонятных хибар таким страшным способом... Тёмной ночью группа путейцев крадётся к намеченной постройке, закапывает мертвяк, вяжет к нему двойным рифовым узлом стальной трос калибра 43 мм. Лает собака, прибегает хозяин, поднимается вся деревня... Ужас.
        4. Андрей НМ 14 января 2015 20:37
          Я все годы службы провел на СФ, есть несколько однокурсников, кто пока еще не на пенсии, причем один в Северодвинске, общаемся, и мне, в принципе, понятно состояние ремонтной базы, да и периодически в СМИ проскакивают сообщения по этим предприятиям. На ТОФе у меня сейчас только один однокурсник на Камчатке в Рыбачем (я по-старинке) остался и информации ноль. У меня вопрос, а что сейчас в Большом Камне? Если мощности там есть, почему там не ремонтируют? Похоже, что и там с ремонтной базой туго? Раньше там 667-е ремонтировали, тоже комсомольской постройки.
          1. Bongo 15 января 2015 00:36
            Цитата: Андрей НМ
            Большом Камне? Если мощности там есть, почему там не ремонтируют? Похоже, что и там с ремонтной базой туго?

            Всё там с ремонтной базой нормально, руководство завода "Звезда" заворовалось.
            Почитайте: http://sudostroenie.info/novosti/12629.html
        5. Путлерюгенд 15 января 2015 07:04
          у отечественного судостроения и судоремонта уже никаких мощностей не осталось. Привет вам с Дальзавода
      2. jjj 14 января 2015 17:37
        Цитата: Mуля
        Эти корабли вполне можно \было бы ремонтировать и в Комсе (завод их строил,сейчас простаивает) и в Камне на "Звезде", там рядом, соседний пирс "Восток" который их достраивал!

        Так их там и начинали ремонтировать несколько лет. Деньги спустили, а работы не продвинулись. Пришлось принимать волевое решение и вести лодки в Северодвинск
        jjj
        1. Bongo 14 января 2015 17:44
          Цитата: jjj
          Так их там и начинали ремонтировать несколько лет. Деньги спустили, а работы не продвинулись. Пришлось принимать волевое решение и вести лодки в Северодвинск

          Глупости пожалуста не пишите. stop Вы в Комсомольске вообще бывали? Вы хотите сказать, что их сначала притащили с СФ на ТОФ, а потом подняли в плавучих доках по Амуру на Амурский судостроительный, а после этого спустили назад и отправили вокруг земного шара в Архангельскую область, это как? no
          1. Bongo 14 января 2015 18:05
            Сразу не посмотрел названия лодок. АПЛ пр.971 "Братск" и "Самара" были в составе ТОФа и построены в Комсосмольске, но на ремонт на Амурский судостроительный они никогда не прибывали.
        2. Васёк 14 января 2015 23:38
          Цитата: jjj
          Деньги спустили, а работы не продвинулись. Пришлось принимать волевое решение и вести лодки в Северодвинск

          Вот это сэкономили! По-нашему!
  2. Dragon-y 14 января 2015 07:34
    Может, восстановят еще...
    Кадр с "притопленным" судном - как из фантастического фильма.
    1. Макс Отто 14 января 2015 08:48
      А "Трансшельф" когда-то был нашим т.е. советским. Жаба душит.
      1. Комментарий был удален.
  3. a.s.zzz888 14 января 2015 07:44
    Все можем если захотим, и припрет!!! +
  4. перекур 14 января 2015 07:47
    Вот нам задуматься бы приобрести вместо мистралей судно такого класса...
    1. Samarin 14 января 2015 07:54
      Да, но ПОСТРОИТЬ вместо мистралЕй, а не приобрести.
      1. Mуля 14 января 2015 08:48
        Собственно говоря это судно было построено в Финляндии по заказу СССР,до 2004 г. порт приписки Холмск,сейчас Виллемстад! Кем было скорее всего продано ХЗ,если 04 г. не без "добра" нонешних правителей. А теперь пусть платят бабки,причем не малые! Та же судьба у нроманднейшего судна-дока "Анадырь"! Но там хлопчики Борьки-алкаша постарались!
        1. Argon 14 января 2015 12:31
          К счастью специальные суда изначально стоят на"воинском учете",что существенно мешает их"приватизации"."Трансшельф"очевидно пренадлежит одной из транснациональных корпораций"роснефти"или"газпрому".Если"Анадырь"был
          выкуплен правительством РФ(приемницей СССР)у строителя,то он так же фактически принадлежит нашей стране,хотя наверняка эксплуатируется какой либо полукоммерческой структурой.Другое дело,что многие финские"достроеши"были слиты российскими внешнеторговыми структурами китайцам(в смутные,да и не очень времена).В этом случае"Анадырь"разделит судьбу"Варяга",хотя нашему ВМФ подобное судно крайне необходимо.
          1. Васёк 14 января 2015 23:41
            Цитата: Argon
            стоят на"воинском учете",что существенно мешает их"приватизации"

            Услуги "Оборонсервиса" легко преодолевали это препятствие.
            1. Argon 15 января 2015 00:22
              Любезный Васек,не лукавте,это даже при участии подобных компаний процесс далеко не легкий и должен был быть санкционирован с самого верха.Хотя спорить не буду единичные случаи были,что скорее исключение.
              1. Васёк 15 января 2015 00:50
                Цитата: Argon
                должен был быть санкционирован с самого верха

                Ну, я не сказал бы, что Сердюков далеко от "самого верха" располагался.
  5. ale-x 14 января 2015 08:27
    Впечатляет. Рад за работников ремонтных цехов. Успехов всей команде.
  6. avt 14 января 2015 09:13
    Цитата: ale-x
    Впечатляет.

    good Отменный фоторепортаж с пояснением ! + Не ,,Парковщики "?Берите выше -,,Эвакуаторы"! laughing Красивая работа ! good Вот оком в новостях показывать надо вместо ,,Дом2".
    avt
    1. Волосатый сибиряк 14 января 2015 16:18
      Да фотографии классные.
      На этом фото,подлодка,с этого ракурса...

      ... почему то мне напомнила летательный аппарат с "Обливион". smile
  7. kig 14 января 2015 09:33
    просто и эффективно. Вот если бы еще на Трансшельфе (или ему подобном) развевался бы российский флаг...
    kig
  8. avt 14 января 2015 10:06
    Цитата: kig
    . Вот если бы еще на Трансшельфе (или ему подобном) развевался бы российский флаг...

    Cм.Четвертое фото сверху и седьмое фото снизу .
    avt
  9. Майнер 14 января 2015 13:29
    Ничего себе операция!

    Вот это судно! Вот это задача!

    Прошу прощения за эмоции, но право слово - впечатляет!
    Я признаться нигде и ничего не слышал об этом факте.


    P.S.
    И как это "корыто" смогло пройти такие расстояния?
  10. Reduktor 14 января 2015 16:46
    А на "Трансшельфе" то бесик!!!
  11. Аркт 14 января 2015 19:30
    А на пару "Акул" на 21й фотографии никто так внимания и не обратил. Значит живы пока ещё...
    1. дядя Лёша 14 января 2015 19:58
      Видел ту "парочку" в живую,смотрятся они ГРАНДИОЗНО. Жаль что их судьба решена не лучшим образом.
  12. Арктидианец 14 января 2015 20:38
    Интересное судно и фотографии отличные, спасибо
  13. Смелый 14 января 2015 21:47
    Спасибо, фотки обалденные, такого еще не видел.
  14. Megatron 14 января 2015 22:48
    Во всей этой эпопее мне не нравится только одно:
    Судно «Трансшельф» было построено на верфи Вяртсиля в городе Турку (Финляндия) для Советского союза

    Трансшельф с 1997 года был отдан в аренду компании Weissmuller, потом его арендовала Dockwise.
  15. Lyton 15 января 2015 03:40
    Грандиозно, хорошие фотографии, а винты сняли или просто не фотали?
  16. Вожик 15 января 2015 09:27
    Спасибо за статью! Познавательно.
  17. oleg100 16 января 2015 20:32
    Цитата: Megatron
    Во всей этой эпопее мне не нравится только одно:
    Судно «Трансшельф» было построено на верфи Вяртсиля в городе Турку (Финляндия) для Советского союза

    Трансшельф с 1997 года был отдан в аренду компании Weissmuller, потом его арендовала Dockwise.

    Да, судно "Трансшельф" принадлежит голландцам и это не радует. Смягчает только то, что на этом судне работают ребята из всех республик бывшего союза! Когда на DOCKWISE-овском судне "BLUE MARLIN" Мы пришли в Техас за американским военным радаром для системы противоздушной обороны, что бы отвезти его на Гавайи в 2006 году, янки очень сильно удивились - экипаж-то русский!!!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня