Helicopters from Russia were supposed to pick up the wreckage of the Su-27, which crashed in Lithuania

Russian fighter Su-27 crashed 15 in September 2005, near Kaunas, violating Lithuanian airspace. His catastrophe led to a big political crisis on the Vilnius-Moscow line. For a very long time, Lithuania did not want to give the Russians wreckage, nor to give out the pilot, who was able to eject at the last moment, and who got out of the disaster without damage.

From the dispatches just published in WikiLeaks, we can see how interested the Russians were in getting the wreckage. "The Russian fighter type Su-27 immediately wanted to get the Russians, while the Lithuanians wanted the wreckage to get the Americans," - said the Lithuanian portal Delfi.


According to WikiLeaks, the Russian side was going to immediately send helicopters from Kaliningrad, whose crews would have collected the remains of their most modern fighter at that time. But the Lithuanians did not want to agree to this - it would be a precedent in which Russian military helicopters would end up in a country belonging to NATO.

- I completely exclude the possibility that Russian helicopters could then fly over the wreckage of a fighter. This possibility was not even considered then, because according to international procedures, the investigation should have been carried out with us. Although I will not hide the fact that the Russians strongly insisted. To this end, they sent their diplomats, says Gediminas Kirkilas, then Lithuanian Minister of Defense.

The problem was the black boxes. According to WikiLeaks, the Lithuanians asked the Americans for help. Washington refused, pointing out that the necessary equipment for decrypting the records was available to France. But the French also did not want to get into the devices belonging to the military aircraft of Russia. In the end, the Ukrainians did it.

- For help in deciphering black boxes, we turned to several countries, including France and Germany. And in the end it turned out that this type can be discovered only in Russia, the USA and Ukraine. We have rejected Russia. The Americans made it necessary for us to deliver the boxes to the USA, which turned out to be difficult. Therefore, we chose Ukraine. I personally talked on this topic with the Ukrainian Minister of Defense, ”says Kirkilas. He assures that Lithuania did not cooperate with the Americans on the issue of the then catastrophe.

- It would not bother me at all. It was 2005 year, the first year of Lithuania’s membership in NATO. And Lithuania has for many years positioned itself as one of the most pro-American countries, ”says Joanna Hindle, an expert on Lithuania at the Warsaw Center for Eastern Studies. According to WikiLeaks, it is possible that the Americans actually inspected the remains of the aircraft, after which they, like the pilot, were given to Moscow.

- We did it only after the end of the investigation, when it became clear that the pilot’s mistake was the cause of the crash. In addition, the car was very old. By NATO standards, it would not have to fly. - We found missiles at the crash site, says Kirkilas. For the damage, Moscow paid 19 thousand euros.

- Has this catastrophe changed the Lithuanian-Russian relations?

- Not. When Dalia Grybauskaite became president of Lithuania in 2009, both sides expressed their hopes for a revival of relations. However, due to the Lithuanian gas policy, it still has not come to this day, Hindle says.
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

5 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Вертолеты из России должны были забрать обломки Су-27, который разбился в Литве

Вертолеты из России должны были забрать обломки Су-27, который разбился в ЛитвеРоссийский истребитель Су-27 разбился 15 сентября 2005 года неподалеку от Каунаса, нарушив литовское воздушное пространство. Его катастрофа привела к большому политическому кризису на линии Вильнюс-Москва. Литва очень долго не желала ни отдавать россиянам обломки, ни выдать пилота, которому в последний момент удалось катапультироваться, и который вышел из катастрофы без повреждений.

Из только что опубликованных в WikiLeaks депеш видно, насколько россияне были заинтересованы в получении обломков. «Российский истребитель типа Су-27 сразу же хотели получить россияне, в то время как литовцы хотели, чтобы обломки достались американцам», - сообщил литовский портал Delfi.

По сообщениям WikiLeaks российская сторона собиралась сразу же послать из Калининграда вертолеты, чьи экипажи бы собрали останки своего самого современного на тот момент истребителя. Но литовцы не хотели на это согласиться – это стало бы прецедентом, при котором российские военные вертолеты бы оказались в стране, входящей в НАТО.


- Я совершенно исключаю такую возможность, чтобы российские вертолеты могли тогда прилететь за обломками истребителя. Такая возможность тогда даже и не рассматривалась, потому что согласно международным процедурам следствие должно было проводиться у нас. Хотя я не скрою, что россияне сильно настаивали. С этой целью они прислали своих дипломатов, - говорит Гедиминас Киркилас, тогдашний министр обороны Литвы.

Проблемой стали черные ящики. Согласно WikiLeaks литовцы попросили о помощи американцев. Вашингтон ответил отказом, указав при этом, что необходимое для расшифровки записей оборудование есть у Франции. Но и французы тоже не хотели влезать в приборы, принадлежащие военной авиации России. В конце концов, это сделали украинцы.

- За помощью в расшифровке черных ящиков мы обратились к нескольким странам, в том числе к Франции и Германии. И под конец оказалось, что этот тип могут открыть лишь в России, США и на Украине. Россию мы отбросили. Американцы поставили условие, чтобы мы ящики доставили в США, что оказалось сложным. Поэтому мы выбрали Украину. Я лично беседовал на эту тему с украинским министром обороны, - рассказывает Киркилас. Он заверяет, что Литва в вопросе тогдашней катастрофы с американцами не сотрудничала.

- Меня бы это нисколько не смутило. Это был 2005 год, первый год членства Литвы в НАТО. А Литва много лет позиционировала себя как один из наиболее проамериканских стран, - говорит Иоанна Хиндле, эксперт по Литве в варшавском Центре Восточных исследований. Согласно WikiLeaks не исключено, что американцы действительно осмотрели останки самолета, после чего их – как и пилота – выдали Москве.

– Мы сделали это только после окончания расследования, когда выяснилось, что причиной катастрофы стала ошибка пилота. К тому же машина была очень стара. По стандартам НАТО она не должна была бы летать. На месте катастрофы мы нашли и ракетные снаряды, - говорит Киркилас. За нанесенный ущерб Москва заплатила 19 тысяч евро.

- Изменила ли эта катастрофа литовско-российские отношения?

- Нет. Когда в 2009 году президентом Литвы стала Далия Грибаускайте, обе стороны выражали надежды на оживление отношений. Однако из-за литовской газовой политики оно и по сей день все еще не наступило, - говорит Хиндле.

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 5
  1. APASUS 10 сентября 2011 13:59
    Армии у Литвы нет,экономической мощи нет,вот мы и пытаемся выслужиться перед США.Немцы практически сразу отдали обломки нашего самолета,потому как страна самодостаточна и не ищет своего пути под крылом у США.А тут надо лизнуть пятку,даже если тебя не просят!
    1. раф 10 сентября 2011 16:34
      Лизали они явно не пятку, а нечто на 70-80 см выше!
  2. AleksUkr 10 сентября 2011 16:53
    Поведение Литвы и их отношение к нам показывает, как низко мы пали в глазах всех стран, что даже такие как Литва выкабеливаются в отношении с нами. Хотя их понять можно - желание выслужится перед своими новыми хозяевами.
  3. тюменец 10 сентября 2011 17:52
    Помню, югославы передали нам сбитый Ф-117, но они отдали нам самолет своего ВРАГА, который их бомбит. Литва, заполучив самолет соседа, с которым есть экономические связи, недвусмысленно показала, что считает Россию врагом.Еще и попыталась втянуть в свои подхалимские делишки Украину, где и так выросло целое поколение русофобов.
    тюменец
  4. zczczc 10 сентября 2011 19:21
    Интересно, а что там такого секретного в этом чёрном ящике? Запись показаний всех приборов? Это же просто датичики рулей, двигателя и т.д.

    Может, переговоры экипажа с землёй?
    zczczc

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня