Вертолеты из России должны были забрать обломки Су-27, который разбился в Литве

Российский истребитель Су-27 разбился 15 сентября 2005 года неподалеку от Каунаса, нарушив литовское воздушное пространство. Его катастрофа привела к большому политическому кризису на линии Вильнюс-Москва. Литва очень долго не желала ни отдавать россиянам обломки, ни выдать пилота, которому в последний момент удалось катапультироваться, и который вышел из катастрофы без повреждений.

Из только что опубликованных в WikiLeaks депеш видно, насколько россияне были заинтересованы в получении обломков. «Российский истребитель типа Су-27 сразу же хотели получить россияне, в то время как литовцы хотели, чтобы обломки достались американцам», - сообщил литовский портал Delfi.


По сообщениям WikiLeaks российская сторона собиралась сразу же послать из Калининграда вертолеты, чьи экипажи бы собрали останки своего самого современного на тот момент истребителя. Но литовцы не хотели на это согласиться – это стало бы прецедентом, при котором российские военные вертолеты бы оказались в стране, входящей в НАТО.

- Я совершенно исключаю такую возможность, чтобы российские вертолеты могли тогда прилететь за обломками истребителя. Такая возможность тогда даже и не рассматривалась, потому что согласно международным процедурам следствие должно было проводиться у нас. Хотя я не скрою, что россияне сильно настаивали. С этой целью они прислали своих дипломатов, - говорит Гедиминас Киркилас, тогдашний министр обороны Литвы.

Проблемой стали черные ящики. Согласно WikiLeaks литовцы попросили о помощи американцев. Вашингтон ответил отказом, указав при этом, что необходимое для расшифровки записей оборудование есть у Франции. Но и французы тоже не хотели влезать в приборы, принадлежащие военной авиации России. В конце концов, это сделали украинцы.

- За помощью в расшифровке черных ящиков мы обратились к нескольким странам, в том числе к Франции и Германии. И под конец оказалось, что этот тип могут открыть лишь в России, США и на Украине. Россию мы отбросили. Американцы поставили условие, чтобы мы ящики доставили в США, что оказалось сложным. Поэтому мы выбрали Украину. Я лично беседовал на эту тему с украинским министром обороны, - рассказывает Киркилас. Он заверяет, что Литва в вопросе тогдашней катастрофы с американцами не сотрудничала.

- Меня бы это нисколько не смутило. Это был 2005 год, первый год членства Литвы в НАТО. А Литва много лет позиционировала себя как один из наиболее проамериканских стран, - говорит Иоанна Хиндле, эксперт по Литве в варшавском Центре Восточных исследований. Согласно WikiLeaks не исключено, что американцы действительно осмотрели останки самолета, после чего их – как и пилота – выдали Москве.

– Мы сделали это только после окончания расследования, когда выяснилось, что причиной катастрофы стала ошибка пилота. К тому же машина была очень стара. По стандартам НАТО она не должна была бы летать. На месте катастрофы мы нашли и ракетные снаряды, - говорит Киркилас. За нанесенный ущерб Москва заплатила 19 тысяч евро.

- Изменила ли эта катастрофа литовско-российские отношения?

- Нет. Когда в 2009 году президентом Литвы стала Далия Грибаускайте, обе стороны выражали надежды на оживление отношений. Однако из-за литовской газовой политики оно и по сей день все еще не наступило, - говорит Хиндле.
Первоисточник:
http://www.rp.pl/artykul/553502,714392-Spor-o-rosyjski-wrak.html
Перевод:
http://smi2.ru
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

5 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти