Торпеда WASS Black Shark (Италия)

В начале прошлого десятилетия итальянская компания WASS (подразделение холдинга Finmeccanica) представила свою новую торпеду тяжелого класса Black Shark. Эта разработка привлекла внимание зарубежных военно-морских сил, в результате чего с 2003 года начали появляться контракты на поставку нового оружия. Торпеды Black Shark поставлялись шести странам. Сейчас специалисты компании WASS работают над новой модификацией этого оружия с более высокими характеристиками.

Торпеда WASS Black Shark (Италия)


Новая тяжелая торпеда Black Shark («Черная акула») создавалась как современное вооружение для подводных лодок различных классов. При разработке этого изделия применялись самые современные компоненты и технологии, при помощи чего планировалось обеспечить длительную эксплуатацию новой торпеды. Утверждалось, что новая торпеда сможет сохранять приемлемые характеристики на протяжении следующих 30 лет. При этом отмечалось, что Black Shark можно будет использовать на современных подлодках различных типов, оснащенных торпедными аппаратами калибра 533 мм.


Проект Black Shark разрабатывался по заказу ВМС Италии. Тем не менее, итальянский флот, принимавший активное участие в разработке нового оружия, пока не эксплуатирует его. Заказ итальянских ВМС касается модернизированной версии торпеды, разрабатываемой в настоящее время. Первая партия обновленного оружия будет поставлена заказчику только в конце текущего десятилетия.

Одной из главных задач проекта было обеспечение максимальной гибкости применения перспективной торпеды. По данным разработчика, изделие Black Shark может использоваться для атаки надводных и подводных целей в широком диапазоне глубин, в том числе в прибрежной зоне. Габариты торпеды определены с учетом возможностей современных торпедных аппаратов, что позволяет использовать ее на подлодках различных типов. Так же для увеличения числа потенциальных носителей торпеда использует стандартный интерфейс для связи с бортовой аппаратурой носителя.

Торпеда Black Shark получила современную систему самонаведения, а также аппаратуру дистанционного управления. Обеспечивается самостоятельное обнаружение различных целей или командное наведение на выбранную оператором цель. За счет обводов корпуса и формы гребного винта удалось значительно снизить уровень шума. Утверждается, что обнаружение торпеды Black Shark существующими средствами является крайне трудной задачей.

Изделие WASS Black Shark имеет общую длину 6,3 м. Диаметр корпуса – 533 мм. Внешне торпеда ничем не отличается от другого современного оружия этого класса. Все агрегаты расположены внутри цилиндрического корпуса. В носовой части корпуса имеется обтекатель с характерной ровной головной частью, в хвостовой – конический обтекатель со стабилизатором и гребным винтом. Вес торпеды, готовой к применению, – 1200 кг.

В качестве источника энергии в торпеде «Черная акула» используются батареи на основе алюминия и оксида серебра. Они подают электроэнергию как на ходовой двигатель, так и на аппаратуру наведения. Возможности использованных батарей позволяют электромотору разгонять торпеду до 50 узлов и обеспечивают дальность хода до 50 км. Важной особенностью электросистем является их высокий ресурс. Использованные аккумуляторы позволяют хранить боеприпас в течение 12 лет. Ходовой электродвигатель приводит в движение гребной винт специальной формы, снижающей производимый шум.

Торпеда WASS Black Shark (Италия)


Для поражения цели торпеда Black Shark оснащается фугасной боевой частью. Вес заряда взрывчатого вещества засекречен.

Поиск цели и наведение на нее должен осуществляться при помощи аппаратуры управления, способной работать автоматически и по командам оператора. Акустическая система наведения ASTRA (Advanced Sonar Transmitting and Receiving Architecture – «Улучшенная архитектура сонара с передачей и приемом») может работать в активном и пассивном режимах. В пассивном режиме автоматика торпеды следит за окружающим пространством и производит поиск целей по производимому ими шуму. Заявлена возможность точного определения шума цели и устойчивость к помехам.

В активном режиме система наведения излучает акустический сигнал, по отражению которого определяется расстояние до различных объектов, в том числе цели. Как и в случае с пассивным каналом, приняты меры, направленные на фильтрацию помех, эха и т.д.

Для повышения боевых характеристик и вероятности поражения сложных целей торпеда «Черная акула» имеет командную систему управления. При необходимости оператор комплекса может взять управление на себя и скорректировать траекторию движения торпеды. Благодаря этому торпеда может быть не только наведена на цель с большей точностью, но и перенацелена после запуска на иной объект противника.

Большой интерес представляет не только предназначение, но и конструкция системы дистанционного управления. После старта торпеда соединяется с носителем при помощи оптоволоконного кабеля. Последний хранится и сматывается с катушки, помещаемой в торпедный аппарат перед выстрелом. Таким способом удалось обеспечить возможность управления торпедой, а также сохранить ее габариты на приемлемом уровне, не включая в конструкцию крупную и тяжелую катушку с кабелем.

В 2003 году компания WASS получила первые заказы на поставку нового оружия. Первыми заказчиками торпед Black Shark стали ВМС Чили и Малайзии. Чилийцы заказали 100 торпед нового типа, малазийцы – 30 изделий. Вскоре итальянская компания подписала контракты на поставку нового оружия в Португалию, Сингапур и Эквадор.

В 2008 году компания WASS начала сотрудничество с французской фирмой DCNS, направленное на создание нового боеприпаса для военно-морских сил. С 2015 года должны начаться поставки, в ходе которых ВМС Франции планирует получить 93 новые торпеды, получившие обозначение F21. Изначально предполагалось, что итальянская и французская компания возьмут за основу изделие Black Shark и внесут некоторые поправки в его конструкцию. Однако в дальнейшем состав разработчиков проекта F21 претерпел серьезные изменения. Головным подрядчиком осталась компания DCNS, однако теперь она сотрудничает с Atlas Elektronik и Thales. Проект F21 к настоящему времени дошел до стадии испытания опытных торпед. Старт серийного производства торпед запланирован на конец 2015 года.

По заказу военно-морских сил Италии разрабатывается модернизированный вариант «Черной акулы» под названием BSA (Black Shark Advanced – «Передовая Black Shark») или NSP (Nuovo Siluro Pesante – «Новая тяжелая торпеда»). Целью проекта является дальнейшее повышение характеристик флотского оружия при помощи новых агрегатов и технологий. В частности, торпеда BSA/NSP должна оснащаться литий-полимерными аккумуляторами, обеспечивающими более высокие ходовые характеристики. Также планируется обновить и улучшить систему наведения.

28 января 2014 года специалисты компании WASS совместно с военными провели первый испытательный пуск торпеды BSA/NSP. В качестве платформы для проведения испытаний использовалась подводная лодка S527 Scirè типа Todaro (немецкий проект «Тип 212»). В ходе первого пуска торпеда успешно вышла из торпедного аппарата и запустила свой двигатель. 19 июня состоялся второй испытательный запуск, в ходе которого вновь проверялась работа силовой установки. Кроме того, в этот раз специалисты занимались изучением работы системы наведения.

Работы по проекту BSA/NSP будут идти в течение нескольких следующих лет. Существующий контракт подразумевает поставку партии новых торпед к 2020 году. К этому сроку военно-морские силы Италии намерены получить 80 изделий BSA/NSP. В дальнейшем возможно появление нового контракта на поставку дополнительной партии торпед. Кроме того, следует ждать появление заказов со стороны некоторых зарубежных государств. Совместимость торпед семейства Black Shark с подлодками различных типов позволяет итальянской компании надеяться на новые контракты.

Торпеда WASS Black Shark (Италия)
Торпеда WASS Black Shark (Италия)
Торпеда WASS Black Shark (Италия)
Торпеда WASS Black Shark (Италия)
Торпеда WASS Black Shark (Италия)


По материалам сайтов:
http://wass.it/
http://finmeccanica.com/
http://naval-technology.com/
http://navyrecognition.com/
http://en.dcnsgroup.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. Подарок 23 января 2015 06:48
    Индонезия и Чили - эти стрельнут при случае... "так вот ты какой - Северный олень...".
    Подарок
  2. Magic Archer 23 января 2015 08:24
    Судя по характеристикам торпеда отличная!Неплохо бы такую "замутить" для изучения нашим конструкторам!
    1. Bersaglieri 23 января 2015 11:53
      ТЭСТ последняя по характеристикам близка.
      1. gjv 17 февраля 2015 19:14
        ТЭСТ-71, ТЭ-2
        gjv
      2. Комментарий был удален.
  3. Евгений 1475 23 января 2015 10:44
    Характеристики нормальные! Но кабель управления толстоват торпеде его за собой тащить и поворачивать. А змейку как делать?
  4. zulusuluz 23 января 2015 18:36
    Если итальянцы сделали её так же, как технологическое оборудование для пром. производств, то эта торпеда в ответственный момент может подорвать и того, кто её запустил... А по характеристикам - да, хороша.
  5. Dudu 23 января 2015 19:29
    ТТД не верю. Что-то там вранье и про дальность и про скорость, особенно глядя на такую катушку. А смысл дистанционного управления на дальности свыше 20 км? Чего там оператор может видеть (я не морской, потому не знаю, что сейчас придумали)?
    Подозреваю, что дальность указана при минимальном расходе тока, а скорость при максимуме, но минимуме дальности. Где-то так, зная рекламные предложения запердонцев.

    Битвы выигрываются на полях сражения, а проигрываются в дипломатических кабинетах.
    Dudu
  6. Горный стрелок 24 января 2015 01:09
    Что то не верится в управление по кабелю на 20 км. Аккумуляторы - какие то новые, надо погуглить. Раз на аккумуляторах - торпеда "без следа".
    И по глубине может работать. В общем, сильное оружие, хотя и ТТХ слишком "сладкие". Дай бог, чтобы их не надо было проверять на практике.
  7. Штык 24 января 2015 07:42
    С волоконно оптическим кабелем что то не ясно, судя по его диаметру и размерам барабана, длина получается не большой ...
    1. gjv 17 февраля 2015 19:55
      Цитата: Евгений 1475
      Но кабель управления толстоват торпеде его за собой тащить и поворачивать. А змейку как делать?

      Цитата: Dudu
      ТТД не верю. Что-то там вранье и про дальность и про скорость, особенно глядя на такую катушку. А смысл дистанционного управления на дальности свыше 20 км? Чего там оператор может видеть (я не морской, потому не знаю, что сейчас придумали)?Подозреваю, что дальность указана при минимальном расходе тока, а скорость при максимуме, но минимуме дальности. Где-то так, зная рекламные предложения запердонцев.

      Цитата: Горный стрелок
      Что то не верится в управление по кабелю на 20 км.

      Цитата: Штык
      С волоконно оптическим кабелем что то не ясно, судя по его диаметру и размерам барабана, длина получается не большой

      В статье указан максимальный запас хода торпеды 50 км и максимально возможная скорость 50 узлов. И ничего конкретного о дистанции активного и пассивного наведения. Тут возможна путаница-перевертыш в толковании разных источников. Вернее говорить о радиусе зоны телеуправления и радиусе зоны самонаведения. Эта катушка выстреливается с торпедой, отделяется и буксируется лодкой (вслед за торпедой, вдогонку) на этом толстом бронированном кабеле (длина 20 - 50 м). А с катушки за торпедой разматывается тонкий кабель большой длины (ещё внутри торпеды м.б. дополнительная катушка). Длиной этого тонкого кабеля (+ ход лодки) и определяется зона телеуправления (20 - 30 км). Если атакуемая цель изменяет курс или начинает маневрировать, то после определения средствами лодки-носителя новых данных до цели, по кабелю производится корректирование торпеды по курсу и глубине на атакуемую цель. Комплекс телеуправления по проводу обеспечивает в сложной помеховой обстановке вывод торпеды на цель в зону действия системы самонаведения и учитывает все изменения поведения цели. С выходом торпеды в зону действия системы самонаведения (ок. 1 км), её гидроакустическая аппаратура осуществляет поиск и захват атакуемой цели и управляет рулями по курсу и глубине, обеспечивая выход торпеды на поражение цели. Как только торпеда входит в зону действия неконтактного взрывателя, происходит подрыв заряда БЧ и поражение атакуемой цели. Обычно в зоне телеуправления скорость торпеды меньше для скрытия шумов атаки (и чтобы лодка успевала). После выхода в зону самонаведения включается максимальная скорость.
      gjv
    2. Комментарий был удален.
  8. sub307 25 апреля 2015 11:00
    Слегка удивила технология погрузки торпед на борт ПЛ, слишком много манипуляций по подготовке к процессу погрузки: снять обшивку лёгкого корпуса(болтов 120-150 судя во фото), установить и оьцентровать громоздкую раму с лебёдкой После погрузки привести всё в исходное. Долго.... На "моём" проекте(641Б) все элементы конструкций для погрузки торпед интегрированы в конструкцию самой лодки, что существенно повышает скорость погрузки боезапаса, особенно вне базы.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня