Battle for Prasnysh

The situation before the battle


At a time when the 10-I Russian army led unequal battles with the superior forces of the 8 th and 10 th German armies, the newly formed 12-I and the 1 thrown from the left bank of the Vistula river ended up concentrating and deploying I am Russian armies. According to the operational plan of the command of the North-Western Front, they were to form a front strike group (8 army corps) to invade East Prussia. Russian troops received the task of striking Soldaus and advancing further into East Prussia. However, the plan for a deep invasion of East Prussia was foiled by the German offensive from East Prussia and the defeat of the 10 of the Russian army (Death of the 20 Russian Corps).

Therefore, the 1 Army under the command of General Alexander Litvinov received a more limited task - to cover the approaches to Warsaw, launching an offensive in the north-west direction, without waiting for the final concentration of Pavel Plehve's 12 Army. The main attack was to be inflicted by the left flank of the 1 Army, on the western flank in the Prasnysh area remained the weak parts of the 1 th Turkestan Corps and General Himets' cavalry.

The German army group Galvitsa (three army corps and one cavalry division) and parts of the right wing of the 8 Army (4 infantry and 1 cavalry divisions) acted against these forces from the Germans. The commander of the Eastern Front, Paul von Hindenburg, assigned the commander of the army group, Max von Halwitz, the task of deterring the possible advance of the Russian troops and thereby ensuring the flank and rear of the German armies advancing from the Masurian Lakes region. The Galvitsa group covered the Narew direction, which was of strategic importance. The firm retention of the Vlotslavsk, Mlawa and Johannesburg region was an important prerequisite for the successful development of the winter operation in Masuria, which was part of the strategic plan of the German command to encircle and destroy the Russian armies in the "Polish bag".

The German command was aware of the preparation of the Russian offensive. Russians prepared too openly. The concentration of Pavel Plehve’s 12 Army was too slow. The army should have been composed of four corps: the 1 of the Turkestan, the 4 of the Siberian, the 27 of the 1 of the 15 army, and the 7 of the cavalry divisions united in three groups. However, only two corps were ready for the 7 (20) February, the 1-st Turkestan in the Prasnysh area and the 4-th Siberian - at Plotsk.

Battle for Prasnysh

Russian artillerymen in northern Poland

Battle

The German command decided to preempt the Russian offensive, seeking to use the success of the German forces in the August operation. Army group Galvitsa went on the offensive, trying to create a threat to Warsaw from the east. At the beginning of the battle, German troops had an advantage. The army group of General Galvitsa had the corps of generals Tsastrov, Dikhgut, the 1 th reserve corps (it was transferred to the beginning of the operation from the 9 army), the 1 th guards division, part of the 20 corps, a division of the Landsturm (Militia) and 2 cavalry divisions. The Germans had the advantage of heavy artillery. Directly on the Mlavskiy (Prasnyshsky) direction, the corps of Tsastrova, the 1-th reserve corps, part of the 20-corps, the landsturm division (total 2,5 of the corps) were advancing.

At the initial stage of the battle, German troops were confronted by the 1 th Turkestan, 27 th and 19 th army corps, 1 th Cavalry Corps of General Oranovsky, equestrian group of General Erdely and other cavalry units from the 1 th Litvinov army. Total 3 corps and 9,5 cavalry divisions. Thus, the Russian troops had an advantage in cavalry, yielding in the infantry and artillery. It is also worth noting that the Russian divisions had a large shortage of personnel, were experiencing a shortage of ammunition, which gave the Germans an advantage in the beginning of the battle.


Commander of the German Army Group Max von Halwitz

Already starting in late January, the German corps of General Dikhgut and the 1-I Guards Reserve Division attacked the left flank of the 1-th Russian army, squeezing Russian cavalry. The Russian command sent the 27 and 19 corps to the dangerous direction. Fighting on the left flank of the 1 of the Russian army went with mixed success. Russian troops pushed the Germans, then the German troops forced the Russian cavalry to withdraw, in the end, the fighting took a protracted nature.

Thus, the diverting blow of the German army on the left Russian flank tied the main forces of Litvinov's 1 Army - the 27-th, 19-th army and the 1-th cavalry corps. Prasnysh direction, where the German command was going to deliver the main attack, was weakened. In the Prasnysh direction 4 (17), two German army corps launched an offensive.

7 (20) February, the German 1-th Reserve Corps, without encountering much resistance, bypassed Prasnysh from the east and southeast. The commander of the 1 Army, Alexander Litvinov, still believed that the main events were taking place on the left flank of the army, and he did not take decisive measures to eliminate the German breakthrough in the Prasnysh direction. 8 (21) February, German troops launched an assault on the Prasnysh positions. On the same day, the front command indicated to Litvinov that the Mlav direction was the main one. The offensive on the left flank of the 1 Army, in the conditions of the movement of the Germans on Prasnysh, was called inexpedient. The 1 Army received the task of stopping the offensive on the left flank, regrouping forces and creating a strong army reserve in the Prasnysh direction.

Thus, only when the German troops had already bypassed Prasnysh, in fact, surrounded him, General Litvinov refused to attack on the left flank, and then under the pressure of the higher command. 11 (February 24) German troops captured Prasnysh, breaking the resistance of the weaker Russian forces.

Meanwhile, two new Russian corps, the 1 and 2 of the Siberian corps, were rushing to the battlefield. Corps to 7 (20) February ended the transfer by rail and concentrated in the area of ​​Ostrov and Serock. However, the advance of the Siberian corps was not coordinated, since the 2 of the Siberian corps was subordinated to the commander of the 12 army, and the 1 of the Siberian corps was commanded by the 1 army. This slowed down the Russian offensive and gave it a poorly organized character.

In addition, the commander of the 1 Army Litvinov until the last moment kept the main forces of the army on the left wing. Only 12 (25) in February 1 th cavalry corps began to withdraw from the battle on the left flank, the cavalry was given the task of focusing on the direction of Mlavskom. The next day, the 19 Army Corps received the same task. The cavalry from the left flank of Litvinov’s army arrived only to the end of the Prasnysh battle. As a result, the Russian command was unable to organize a concentrated attack on the German troops in the Prasnysh area and use superiority in cavalry.

The German command, having received news of the approach of the two Russian corps, decided to go on the defensive. The 12 (25) of February, units of the 1 and 2 of the Siberian corps went on the offensive and broke the resistance of the German 36 reserve division holding the defensive in the south and the 9 of the Landwehr brigade in the east. 13 (26) February, Russian troops continued their offensive, crowding the enemy. However, the opportunity for a deep coverage of the German troops in the Prasnysh area was not used. The commander of the 2 Siberian Corps, having received instructions from the commander of the 12 Army Plehve about the pursuit of German troops and their coverage from the north, sent around only one regiment, which in this situation was clearly not enough. As a result, although the enemy was crushed, freeing Prasnysh, it was not possible to create an environment ring.

14 (27) February began the assault on Prasnysh. Attack Prasnysha began at different times. Part of the 1-th Siberian division (1-th Siberian corps) began the battle on the eastern outskirts of the city. Troops of the 4 Siberian Division (2 of the Siberian Corps) attacked from the north and south. By evening, Prasnysh was cleared of the Germans. During the fighting in the Prasnysh area, about 10 thousand prisoners were captured.

15 (28) February Litvinov ordered the pursuit of defeated German troops. However, in essence, the persecution was not organized. The cavalry attached to the Siberian corps did not receive any specific tasks, and so it remained in the second echelon of the advancing troops. The cavalry from the left flank of the 1 Army arrived late and did not take part in the pursuit. This allowed the German troops to easily break away from the Russians, organize a systematic departure in the north-west direction and avoid complete defeat.

February 17 (March 2), the troops of the 1, 12 and 10 of the Russian armies launched a general offensive. However, they were moving slowly, which allowed the German troops to recover from the defeat and organize resistance to previously prepared positions in the area of ​​the state border. German troops put up stubborn resistance, and the battles took a positional, protracted nature. Attempts by the Russian armies to break through the well-prepared enemy defenses were not successful. In addition, Russian troops attacked the enemy without reconnaissance of enemy positions and artillery preparation, since the artillery had no shells. The unprepared offensive failed.

February 22 (March 7) German troops again tried to organize an offensive on the Prasnysh direction. The connections of the 2 Siberian Corps were pushed back almost to Prasnysh. The Russian command, in order to counteract this offensive, transferred the 23 Army Corps to the threatened sector. Russian troops defeated the left wing of the army group and stabilized the front. German troops again moved to Mlava and Horzhela. The fights again took on a positional character and by mid-March 1915 were finally silenced.

Having assessed the situation, the Russian Stake came to the conclusion that the continuation of the offensive does not make sense. 1 (14) March Chief of Staff of the Supreme Commander of the Russian Army Nikolai Yanushkevich instructed the command of the North-Western Front to consolidate on the achieved lines and put the army in order after the last battles. The development of the Prasnysh operation, in the opinion of the Headquarters, did not promise victories for the Russian troops. 4 (17) in March Ruzsky gave the advancing armies instructions on how to organize active defense of the Middle Neman, Beaver and Narev lines and hold the bridgehead on the left bank of the Vistula. At this Prasnysh operation ended.


Map source: Zayonchkovsky A.M. World War 1914 — 1918.

Results

Ruzsky, citing ill health, asked to relieve him of his post as front commander. His requests were granted. The North-Western Front was headed by Mikhail Alekseev, who previously was the Chief of Staff of the armies of the South-Western Front. Instead, Vladimir Dragomirov was appointed chief of staff of the South-Western Front.

The German forces could not defeat the Russian troops, who concentrated on the Mlav direction (1 and 12 armies). The Germans were able to take Prasnysh with a sudden blow, but during the Russian counteroffensive they were defeated and were forced to retreat to their fortified positions on the state border. After the retreat of the 10 of the Russian army and the death of the 20 of the army corps in the August forests, this battle stabilized the front on the right flank of the strategic front.

The Prasnysh operation completed the winter fighting on the right wing of the strategic Russian-German front. Their overall result was the disruption of the strategic plan of the German command to reach Russian forces from the north. However, the plan of the Russian command for the deep invasion and defeat of the German forces in East Prussia was destroyed, which in the future allowed returning to the plan of an offensive in the Berlin direction.

At the same time, the operations of the Russian troops on the Eastern Front favorably affected the position of the Allies on the Western Front. The attention and forces of the German command were diverted from France, which created the conditions for the accumulation of human and military material resources.

Assessing the actions of the parties, military historians point out that, as before, Russian troops fought bravely and stubbornly, despite supply problems and the heightened shortage of ammunition. Russian military historian Andrei Zayonchkovsky noted that “... in the actions of the western group of Russian troops, one positive fact can be noted - it is more and more rooted in the habit of private chiefs to respond to a counter-strike. The Prasnysh operation is a positive model in this respect. ” However, the same drawbacks were still observed. Work on the mistakes of the operations of the campaign 1914 g. Poorly. Intelligence was poorly organized, which allowed the enemy to organize a surprise attack on Prasnysh. During the counteroffensive, as the 2 and 1 Siberian corps approached Prasnysh, reconnaissance was also poorly organized, despite the presence of numerous cavalry.

The high command of the Russian troops did not perform its tasks well. The Comfront of Ruzsky, although it was he who insisted on a new strike on East Prussia, could not organize a strategic operation. The commander of the Russian army 1 th Litvinov, fascinated by the operation on the left flank, did not provide his right flank, which led to the capture of Prasnysh by the Germans. There was no proper interaction between the 1 and the 12 in the Russian armies and the 1 and 2 in the Siberian corps. The persecution of the retreating German troops was very poorly organized; the numerous Russian cavalry, which, in essence, were inactive, were not used.

The German command, as in a number of previous operations, underestimated the enemy. The offensive was launched with insufficient forces. An attempt to preempt the Russian troops failed, which was caused by shortcomings in troop control.

In the Prasnysh operation, Russian troops lost about 40 thousand people killed, wounded and captured. The total losses of the German army amounted to about 60 thousand people.


Commander of the 1 Army, Alexander Ivanovich Litvinov
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

4 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Nagaibak 29 January 2015 13: 15 New
    • 3
    • 0
    +3
    I will add a little information about the role of the commander of the 12th Army, General Pleve P.A. in this battle for Prasnysh.
    "The result of the Prasnysh operation was very convincing: up to 14 thousand captured Germans and 58 guns (this record was broken only by the French more than six months later during the offensive in Champagne).
    Russian troops (primarily due to the actions of Pavel Adamovich Pleve) won a decisive victory over an equal enemy. The significance of this success can hardly be overestimated. To a large extent, the consequences of the unsuccessful Second August Battle were eliminated - Pleve did not allow the 10th Army of the General to be destroyed by the infantry F.V.Sivers. The initial successes of the Germans in the August operation over the Sievers army were replaced by their defeat from the Pleve forces (it was not for nothing that the French subsequently called winter Prasnysh the “Russian Marna”). Page 82-83 Successful generals of a forgotten war / A.V. Oleinikov -M .: Veche, 2014-320s.
    1. Roman 11 29 January 2015 22: 08 New
      • 0
      • 0
      0
      Quote: Nagaibak
      Russian troops (primarily due to the actions of Pavel Adamovich Pleve) won a decisive victory over an equal enemy.

      One of the few relatively good generals, and the general is mediocre ....... the commander-in-chief is mediocre, but he could be defeated.
      1. Nagaibak 30 January 2015 07: 18 New
        • 1
        • 0
        +1
        Roman 11 "One of the few relatively good generals, and the general is mediocre ....... the commander in chief is mediocre, but he could be defeated."
        Well, if all our generals were stupid, we would not have lasted a year.)))
  2. moskowit 29 January 2015 19: 37 New
    • 5
    • 0
    +5
    Unfortunately, for several generations of our people, little-known pages of Russian history. Thank you very much for the ascetics trying to raise and uncover the theme of the Great War. Thank! hi

Сражение за Прасныш

Ситуация перед сражением

В то время, когда 10-я русская армия вела неравные бои с превосходящими силами 8-й и 10-й германских армий, на линии рек Нижнего Бобра и Нарева заканчивали сосредоточение и развёртывание вновь сформированная 12-я и переброшенная с левого берега Вислы 1-я русские армии. По оперативному плану командования Северо-Западного фронта они должны были составить ударную группу фронта (8 армейских корпусов) для вторжения в Восточную Пруссию. Русские войска получили задачу ударить на Сольдау и наступать далее в Восточную Пруссию. Однако план глубокого вторжения в Восточную Пруссию был сорван германским наступлением из Восточной Пруссии и поражением 10-й русской армии (Гибель 20-го русского корпуса).

Поэтому 1-я армия под началом генерала Александра Литвинова получила более ограниченную задачу — прикрыть подступы к Варшаве, начав наступление в северо-западном направлении, не дожидаясь окончательного сосредоточения 12-й армии Павла Плеве. Главный удар должен был нанести левый фланг 1-й армии, на западном фланге в районе Прасныша остались слабые части 1-го Туркестанского корпуса и конница генерала Химеца.


Против этих сил со стороны германцев действовала армейская группа Гальвица (три армейских корпуса и одна кавалерийская дивизия) и части правого крыла 8-й армии (4 пехотных и 1 кавалерийская дивизии). Командующий Восточным фронтом Пауль фон Гинденбург поставил командующему армейской группировкой Максу фон Гальвицу задачу сдерживать возможное наступление русских войск и тем самым обеспечить фланг и тыл германских армий, наступающих из района Мазурских озёр. Группа Гальвица прикрывала наревское направление, которое имело стратегическое значение. Прочное удержание района Влоцлавск, Млава и Иоганнесбург была важной предпосылкой для успешного развития зимней операции в Мазурии, которая была часть стратегического замысла германского командования по окружению и уничтожению русских армий в «польском мешке».

Германское командование было осведомлено о подготовке русского наступления. Русские готовились слишком открыто. Сосредоточение 12-й армии Павла Плеве шло слишком медленно. Армия должна была иметь в составе четыре корпуса: 1-й Туркестанский, 4-й Сибирский, 27-й (его должны были предать из состава 1-й армии) и сформированный в Гомеле 15-й корпуса, и 7 кавалерийских дивизий объединенных в три группы. Однако к 7 (20) февраля к наступлению было готовы только два корпуса — 1-й Туркестанский в районе Прасныша и 4-й Сибирский — у Плоцка.

Сражение за Прасныш

Русские артиллеристы на севере Польши

Сражение

Германское командование решило упредить русское наступление, стремясь использовать успех германских войск в Августовской операции. Армейская группа Гальвица перешла в наступление, пытаясь создать угрозу Варшаве с восточного направления. В начале сражения германские войска имели преимущество. Армейская группа генерала Гальвица имела в своём составе корпуса генералов Цастрова, Дихгута, 1-й резервный корпус (его перебросили к началу операции из состава 9-й армии), 1-ю гвардейскую дивизию, часть 20-го корпуса, подразделения ландштурма (ополчения) и 2 кавалерийские дивизии. Немцы имели преимущество в тяжелой артиллерии. Непосредственно на млавском (праснышском) направлении наступали корпус Цастрова, 1-й резервный корпус, часть 20-го корпуса, подразделения ландштурма (всего 2,5 корпуса).

Немецким войскам на начальном этапе сражения противостояли 1-й Туркестанский, 27-й и 19-й армейские корпуса, 1-й кавалерийский корпус генерала Орановского, конная группа генерала Эрдели и другие кавалерийские части из состава 1-й армии Литвинова. Всего 3 корпуса и 9,5 кавалерийских дивизий. Таким образом, русские войска имели преимущество в кавалерии, уступая в пехоте и артиллерии. Стоит также учесть, что русские дивизии имели большой некомплект личного состава, испытывали нехватку боеприпасов, что дало немцам преимущество в начала сражения.

Сражение за Прасныш

Командующий германской армейской группой Макс фон Гальвиц

Уже начиная в конце января германский корпус генерала Дихгута а 1-я гвардейская резервная дивизия атаковали левый фланг 1-й русской армии потеснив русскую кавалерию. Русское командование направило на опасное направление 27-й и 19-й корпуса. Бои на левом фланге 1-й русской армии шли с переменным успехом. Русские войска потеснили германцев, затем немецкие войска заставили отойти русскую конницу, в конце концов, бои приняли затяжной характер.

Таким образом, отвлекающий удар германской армии на левом русском фланге связал основные силы 1-й армии Литвинова — 27-й, 19-й армейские и 1-й кавалерийский корпуса. Праснышское направление, где германское командование собиралось нанести главный удар, было ослаблено. На праснышском направлении 4 (17) начали наступление два германских армейских корпуса.

7 (20) февраля германский 1-й резервный корпус, не встречая особого сопротивления, обошел Прасныш с востока и юго-востока. Командующий 1-й армией Александр Литвинов по-прежнему считал, что главные события происходят на левом фланге армии, и решительных мер по ликвидации германского прорыва на праснышском направлении не предпринял. 8 (21) февраля немецкие войска начали штурм праснышских позиций. В этот же день командование фронта указало Литвинову, что главным является млавское направление. Наступление на левом фланге 1-й армии, в условиях движения германцев на Прасныш, было названо нецелесообразным. 1-я армия получила задачу остановить наступление на левом фланге, произвести перегруппировку сил и создать на праснышском направлении сильный армейский резерв.

Таким образом, только когда немецкие войска уже обошли Прасныш, по сути, его окружили, генерал Литвинов отказался от наступления на левом фланге, и то под давлением вышестоящего командования. 11 (24 февраля) германские войска захватили Прасныш, сломив сопротивление более слабых русских сил.

Тем временем к месту боя спешили два новых русских корпуса — 1-й и 2-й Сибирские корпуса. Корпуса к 7 (20) февраля закончили переброску по железной дороге и сосредоточились в районе Остров и Сероцк. Однако наступление Сибирских корпусов не было согласовано, так как 2-й Сибирский корпус был подчинен командующему 12-й армией, а 1-й Сибирский корпус — командующему 1-й армией. Это несколько затормозило русское наступление и придало ему плохо организованный характер.

Кроме того, командующий 1-й армией Литвинов до последнего момента держал главные силы армии на левом крыле. Только 12 (25) февраля 1-й кавалерийский корпус начали выводить из сражения на левом фланге, конница получила задачу сосредоточиться на млавском направлении. На следующий день такую же задачу получил 19-й армейский корпус. Кавалерия с левого фланга армии Литвинова прибыла только к завершению Праснышского сражения. В результате русское командование не смогло организовать сосредоточенного удара по германским войскам в районе Прасныша и использовать превосходство в кавалерии.

Германское командование, получив известие о приближении двух русских корпусов, решило перейти к обороне. 12 (25) февраля части 1-го и 2-го Сибирских корпусов перешли в наступление и сломили сопротивление германской 36-й резервной дивизии, державшей оборону на южном направлении и 9-й ландверной бригады, на восточном направлении. 13 (26) февраля русские войска продолжили наступление, тесня противника. Однако не была использована возможность по глубокому охвату германских войск в районе Прасныша. Командир 2-го Сибирского корпуса, получив от командующего 12-й армией Плеве указания о преследовании германских войск и об охвате их с севера, послал в обход только один полк, что в данной обстановке было явно недостаточно. В результате, хотя врага и разгромили, освободив Прасныш, но создать кольцо окружения не удалось.

14 (27) февраля начался штурм Прасныша. Атака Прасныша началась разновременно. Части 1-й Сибирской дивизии (1-го Сибирского корпуса) начали бой на восточной окраине города. Войска 4-й Сибирской дивизии (2-го Сибирского корпуса) атаковали с севера и юга. К вечеру Прасныш был очищен от германцев. В ходе боев в районе Прасныша было захвачено около 10 тыс. пленных.

15 (28) февраля Литвинов отдал приказ о преследовании разбитых германских войск. Однако, по сути, преследование организовано не было. Кавалерия, приданная Сибирским корпусам, конкретных задач не получила и так осталась во втором эшелоне наступающих войск. Кавалерия с левого фланга 1-й армии прибыла с запозданием и участия в преследовании не приняла. Это позволило германским войскам довольно легко оторваться от русских, организовать планомерный отход в северо-западном направлении и избежать полного поражения.

17 февраля (2 марта) войска 1-й, 12-й и 10-й русских армий перешли в общее наступление. Однако продвигались медленно, что позволило германским войскам оправиться от поражения и организовать сопротивление на ранее подготовленных позициях в районе государственной границы. Немецкие войска оказали упорное сопротивление, и бои приняли позиционный, затяжной характер. Попытки русских армий прорвать хорошо подготовленную оборону противника успеха не имели. К тому же русские войска атаковали врага без разведки позиций противника и артиллерийской подготовки, так как у артиллерии не было снарядов. Неподготовленное наступление провалилось.

22 февраля (7 марта) германские войска снова попытались организовать наступление на праснышском направлении. Соединения 2-го Сибирского корпуса были оттеснены почти до Прасныша. Русское командование, чтобы противодействовать этому наступлению, перебросило на угрожаемый участок 23-й армейский корпус. Русские войска разгромили левое крыло армейской группы и стабилизировали фронт. Германские войска снова отошли к Млаве и Хоржеле. Бои снова приняли позиционный характер и середине марта 1915 г. окончательно затихли.

Оценив обстановку, русская Ставка пришла к мнению, что продолжение наступления не имеет смысла. 1 (14) марта Начальник штаба Верховного Главнокомандующего Русской армии Николай Янушкевич дал указание командованию Северо-Западного фронта закрепиться на достигнутых рубежах и привести армии в порядок после прошедших боев. Развитие Праснышской операции, по мнению Ставки, не сулило победы русским войскам. 4 (17) марта Рузский дал войскам наступающий армий указания по организации активной обороны рубежей Среднего Немана, Бобра и Нарева и удержания занимаемого плацдарма на левом берегу Вислы. На этом Праснышская операция завершилась.

Сражение за Прасныш

Источник карты: Зайончковский А. М. Мировая война 1914—1918 гг.

Итоги

Рузский, сославшись на нездоровье, попросил освободить его от должности командующего фронтом. Его просьбы была удовлетворена. Северо-Западный фронт возглавил Михаил Алексеев, который до этого состоял начальником штаба армий Юго-Западного фронт. Вместо него начальником штаба Юго-Западного фронта был назначен Владимир Драгомиров.

Германские силы не смогли нанести поражение русским войскам, которые сосредотачивались на млавском направлении (1-й и 12-й армиям). Немцы смогли внезапным ударом взять Прасныш, но в ходе русского контрнаступления потерпели поражение и были вынуждены отойти на укрепленные позиции на государственной границе. После отступления 10-й русской армии и гибели 20-го армейского корпуса в Августовских лесах, это сражение способствовало стабилизации фронта на правом фланге стратегического фронта.

Праснышская операция завершила зимние боевые действия на правом крыле стратегического русско-германского фронта. Их общим итогом стал срыв стратегического плана германского командования по охвату русских войск с северного направления. Однако был разрушен и план русского командования по глубокому вторжению и разгрому германских сил в Восточной Пруссии, что в перспективе позволяло вернуться к замыслу наступления на берлинском направлении.

При этом операции русских войск на Восточном фронте благоприятно сказывались на положении союзников на Западном фронте. Внимание и силы германского командования было отвлечено от Франции, что создало условия для накопления людских и военно-материальных ресурсов.

Оценивая действия сторон, военные историки отмечают, что, как и ранее, русские войска дрались храбро и упорно, несмотря на проблемы со снабжением и обострившуюся нехватку боеприпасов. Русский военный историк Андрей Зайончковский отмечал, что «...в действиях западной группы русских войск можно отметить один положительный факт — это все большее и большее вкоренение в привычку частных начальников отвечать на удар контрударом. Праснышская операция является в этом отношении положительным образцом». Однако по-прежнему наблюдались прежние недостатки. Работу над ошибками операций кампании 1914 г. провели плохо. Разведка была организована неудовлетворительно, что позволило противнику организовать внезапный удар по Праснышу. Во время контрнаступления при подходе 2-го и 1-го Сибирских корпусов к Праснышу разведка также была плохо организована, несмотря на наличие многочисленной конницы.

Высшее командование русских войск плохо выполняло свои задачи. Комфронта Рузский, хотя именно он настаивал на новом ударе по Восточной Пруссии, не смог организовать стратегическую операцию. Командующий 1-й русской армией Литвинов, увлекшись операцией на левом фланге, не обеспечил своего правого фланга, что привело к захвату немцами Прасныша. Не было должного взаимодействия между 1-й и 12-й русскими армиями и 1-м и 2-м Сибирскими корпусами. Очень плохо было организовано преследование отступающих германских войск, не использована многочисленная русская кавалерия, которая, по сути, бездействовала.

Германское командование, как и в ряде предшествующих операций, недооценивало противника. Наступление было начато с недостаточными силами. Попытка упредить русские войска не удалась, что было вызвано недостатками в управлении войсками.

Русские войска потеряли в Праснышской операции около 40 тыс. человек убитыми, ранеными и пленными. Общие потери германской армии составили около 60 тыс. человек.

Сражение за Прасныш

Командующий 1-й армией Александр Иванович Литвинов

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4
  1. Нагайбак 29 января 2015 13:15
    Добавлю немного информации о роли командущего 12 армией генерала Плеве П.А в данном сражении за Прасныш.
    " Итог Праснышской операции был весьма убедительным: до 14 тысяч пленных немцев и 58 орудий ( этот рекорд был побит лишь французами более чем через полгода в ходе наступления в Шампани).
    Русские войска( прежде всего благодаря действиям Павла Адамовича Плеве) одержали решительную победу над равноценным противником. Значение этого успеха трудно переоценить.В значительной мере были устранены последствия неудачного Второго Августовского сражения- Плеве не дал уничтожить 10-ю армию генерала от инфантерии Ф.В.Сиверса. Первоначальные успехи германцев в Августовской операции над армией Сиверса сменились их поражением от войск Плеве ( не зря французы впоследствии именовали зимний Прасныш "русской Марной"). Стр.82-83 Успешные генералы забытой войны/А.В.Олейников -М.: Вече,2014-320с.
    1. Роман 11 29 января 2015 22:08
      Цитата: Нагайбак
      Русские войска( прежде всего благодаря действиям Павла Адамовича Плеве) одержали решительную победу над равноценным противником.

      Один из немногих относительно неплохих генералов, а так генералитет бездарный ....... главнокомандующий посредственный, но и с ним можно было побеждать.
      1. Нагайбак 30 января 2015 07:18
        Роман 11"Один из немногих относительно неплохих генералов, а так генералитет бездарный ....... главнокомандующий посредственный, но и с ним можно было побеждать."
        Ну, если бы все наши генералы были тупые, мы бы и года не продержались.)))
  2. moskowit 29 января 2015 19:37
    К сожалению, для нескольких поколений нашего народа, малоизвестные страницы российской истории. Большое спасибо , что подвижники стараются поднять и раскрыть тему Великой войны. Спасибо! hi

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня