Первая вахта была в Марселе...

Первая вахта была в Марселе...


Большая удача, когда человеку удаётся реализовать свою заветную детскую мечту, тем более если эта мечта определяет дальнейший жизненный путь. Но действительно счастливым можно назвать лишь того, кто, достигнув цели, не остановился, а двинулся дальше, к новым горизонтам.

Андрей Зайцев всегда хотел быть моряком, с самого детства. Обязательно военным. Как-то раз пятилетний мальчишка остался дома вдвоём с отцом, пока мама уехала из Севастополя в другой город на учёбу. У папы, флагманского штурмана бригады ракетных катеров ЧФ Юрия Петровича Зайцева, как раз был отпуск. Внезапно бригаду подняли по тревоге, и отец, забрав сына с собой, отправился на службу. Выходить в море вроде бы не планировалось. Но командованию виднее - ракетные катера отошли от причалов и отправились выполнять внезапную учебно-боевую задачу. Андрей сидел в каюте, когда корабли выходили в атаку. Есть бумага, есть карандаши - сиди, рисуй под присмотром матроса. Но когда с идущего рядом катера вдруг из вспышки огня и клубов дыма взмыло вверх что-то большое, крылатое и с грохотом унеслось вдаль, мальчишка не выдержал, бросился к отцу на мостик с криком: «Папа! Там с корабля самолёт взлетел!» Отец объяснил, что на самом деле это был старт противокорабельной ракеты. «А давай ещё запустим!», - загорелся ребёнок, а когда узнал, что сейчас больше нельзя, здорово расстроился. «Ничего, - успокоил паренька стоявший здесь же на мостике дядька, которого называли Комбриг. - «Будешь хорошо учиться в школе, поступишь в военно-морское училище, окончишь его и сам будешь запускать такие ракеты».


«Поющими фрегатами» корабли 61-го проекта окрестили за мелодичный свист газовых турбин.

Перспектива, хоть и отдалённая, Андрею понравилась. С этого дня он твёрдо решил - будет служить в ВМФ! С этого пути он уже не сворачивал. Хорошо учился в школе, особенно давались ему точные науки, так необходимые для поступления в Черноморское высшее военно-морское училище имени П.С. Нахимова, тем более для учёбы на факультете ракетного вооружения. Но жизнь внесла в планы свои коррективы. Великая держава распалась, Севастополь стал украинским, училище - тоже. Факультет ракетного вооружения, который готовил специалистов по вооружению надводных кораблей, был переведён в Калининград. «Что ж, значит, придётся ехать учиться на Балтику», - решил Андрей, отправляясь на экзамен в выездную приёмную комиссию, прибывшую в Севастополь...

Так Андрей Зайцев в 1996 году начал воплощать свою мечту в жизнь. Окончив училище с золотой медалью, молодой офицер отправился служить, по его убеждению, на самый что ни на есть боевой корабль - флагман Черноморского флота гвардейский ракетный крейсер «Москва». С должности командира артиллерийской батареи АК-130 и началась его служба. И хотя на ракетный комплекс лейтенант Зайцев не попал, но уже скоро ничуть об этом не сожалел. Самая азартная стрельба - у артиллеристов, тем более что стрелять доводилось часто, каждый выход в море - обязательно стрельба.

Практики хватало, да и самому молодому офицеру всегда нравилось оружие, так что вскоре он стал лучшим в своём деле. Андрей Зайцев всегда следовал принципу: начал делать - выложись по полной, а иначе и браться не стоит. На своей первой офицерской должности пока всё досконально не изучил - не успокоился. Все нюансы стремился понять, прочувствовать, даже с артустановкой говорил перед стрельбой, стремясь услышать её ответ...

Первая вахта была в Марселе...


Первое выполнение задачи в дальней морской зоне - поход в Италию, Францию с заходом на обратном пути в Грецию. Отец молодого офицера, узнав маршрут, смеялся: «У вас боевая служба или круиз?» Там Андрей Зайцев увидел и другую работу, что выполняют российские военные моряки, - с честью представить своё Отечество жителям других государств. Взаимодействие с иностранцами сложностью для лейтенанта Зайцева не стало, пригодилось знание английского языка. Первую вахту на якоре Андрею довелось нести в Марселе. Для него это было настоящим счастьем, значит, он уже настоящий офицер, полноправный член экипажа. Кстати, необходимые зачёты он сдал на три месяца раньше установленного срока. Ради этого он ещё до похода буквально поселился на корабле и всё свободное время посвящал подготовке. Так дальше и пошло - учился, стремился узнавать новое, всегда быть достойным представителем лучшей части общества, которой всегда считал военных моряков. А это означало работать с полной самоотдачей, физически и интеллектуально.

Оставив с тех пор позади больше десятка лет и десятки тысяч морских миль, командир сторожевого корабля «Сметливый» капитан 2 ранга Андрей Юрьевич Зайцев вспоминает начало своего офицерского пути с большой теплотой. Ни разу не пришлось ему пожалеть о сделанном когда-то им, ещё пятилетним мальчишкой, выборе. За это время изменилось многое и в нём самом, и в стране. Например, отношение к военной службе. Когда будущий командир корабля был ещё абитуриентом училища, сверстники в основном стремились получить популярные дипломы юристов и экономистов, уйти в коммерцию, банки, бизнес. Сейчас же, глядя на матросов срочной службы, что приходят в экипаж «Сметливого» с желанием служить, стремлением проявить себя, капитан 2 ранга Зайцев отмечает, что такой настрой вчерашних мальчишек понятен и закономерен, как понятны командиру корабля и невольные слёзы на глазах у тех парней, кому по сроку службы приходится в дальнем походе покидать корабль и попутным судном возвращаться в Севастополь. Как тяжело оставлять уже ставший родным экипаж и «Сметливого» прямо в море! Только здесь, вдали от берегов, по-настоящему живут корабли и моряки. Лишь здесь можно полноценно ощутить, как экипаж и корабль сливаются в единое целое ради выполнения поставленной задачи.

И только в море можно прочувствовать сам корабль. Командир «Сметливого» убеждён, что корабль вовсе не бездушное управляемое «железо», он является полноценным членом экипажа. Ему так же присущи человеческие начала. У корабля есть свои лёгкие - трубы, через которые он дышит, выпуская углекислый газ. У него есть свои нервы - кабель-трассы, протянутые по всему кораблю, есть глаза - локация, есть руки, ноги, своя кровеносная система трубопроводов. Он чувствует и слышит, к нему можно обратиться, попросить - и он сделает. Доводить положенные нормы довольствия, заботиться о нем, тогда он не подведёт никогда.

Поэтому относится командир к «Сметливому», последнему «поющему фрегату» ВМФ, с требовательностью, пониманием и теплотой, как к живому. Андрей Зайцев давно заметил, что корабль и сам старается выбирать себе тех, кто на нём служит. Не приживётся равнодушный, безразличный моряк, не задержится на борту. Те, кто на самом деле относится к службе ревностно, с душой, - остаются надолго. В результате экипаж сплачивается ещё больше. Бывает, что и люди меняются, как, например, меняется в походе новый экипаж. В начале - микрогруппы, разрозненные коллективчики, а через месяц в море они превращаются в единое целое. Возникает сплочённая общность людей, которые радуются и переживают вместе как один. Управляемость после этого максимальная, и корабль это чувствует.

С июня 2013 года капитан 2 ранга Зайцев командует «Сметливым». За это время они вместе прошли почти 55 тысяч морских миль, выполняли различные задачи. Хватало всего, и сложностей в том числе. Корабль - огромное хозяйство, а море всегда непредсказуемо.
Автор: Павел ЗАВОЛОКИН
Первоисточник: http://www.redstar.ru/index.php/component/k2/item/21358-pervaya-vakhta-byla-v-marsele


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 10
  1. ДЫМЫЧ 7 февраля 2015 06:51
    Последний из "Поющих".Красавы были корабли.Это "Сметливый".
    ДЫМЫЧ
    1. w23gdgd 8 февраля 2015 01:02
      Хочу дать один совет! Перепробовал все что только можно было, но ничего не помогало, пока не прочитал про этот способ. Уже через неделю забил что такое сигарета, советую всем. Здесь все грамотно описано http://nosov-dima.blogspot.com
      w23gdgd
    2. Комментарий был удален.
  2. avvg 7 февраля 2015 06:54
    Служит Родину,это не работа ,а Призвание на всю жизнь. Удачи Вам МОРЯК!
    1. Арберес 7 февраля 2015 12:45
      Счастье-это когда твои мечты воплощаются в реальность! Молодец, уважаемый Андрей Юрьевич Зайцев!!! Это он повелевал судьбой, а не она им!
      Прекрасная статья, есть о чем подумать и сделать соответствующие выводы! ДА-МОЛОДЕЖЬ! good
  3. silver169 7 февраля 2015 06:56
    Красив, красив корабль. Вижу и ПКР на нем установили.
    1. ФРЕГАТЕНКАПИТАН 7 февраля 2015 08:22
      Это на месте РБУ установили 2 х 4 ПКР "Уран"......
  4. s.melioxin 7 февраля 2015 07:01
    Корабль - огромное хозяйство, а море всегда непредсказуемо.
    Удачи Вам командир и семь футов под килем. Были и есть достойные продолжатели военных традиций. Честь и слава им.
  5. игорка357 7 февраля 2015 08:01
    Корабли ВМФ СССР,а теперь и России,самые красивые и эстетичные корабли в мире!!!!
  6. wanderer987 7 февраля 2015 08:17
    Глядя на матросов срочной службы, что приходят в экипаж «Сметливого» с желанием служить, стремлением проявить себя, капитан 2 ранга Зайцев отмечает, что такой настрой вчерашних мальчишек понятен и закономерен, как понятны командиру корабля и невольные слёзы на глазах у тех парней, кому по сроку службы приходится в дальнем походе покидать корабль и попутным судном возвращаться в Севастополь. Как тяжело оставлять уже ставший родным экипаж и «Сметливого» прямо в море!

    Командир корабля у которого дембеля сходят на берег "со слезами на глазах" после прощания э с экипажем да ещё под "Славянку" не зря служит на флоте, эти последние минуты службы матрос помнит всю жизнь! soldier
    1. Serg65 7 февраля 2015 10:25
      Цитата: wanderer987
      Командир корабля у которого дембеля сходят на берег "со слезами на глазах" после прощания э с экипажем да ещё под "Славянку" не зря служит на флоте, эти последние минуты службы матрос помнит всю жизнь!

      Не знаю как сейчас, но раньше обход корабля на барказе с увольняющимися в запас под "Славянку"-был обязательным ретуалом и хвала кавторангу, что не забывает флотских традиций!! good soldier
  7. wanderer 7 февраля 2015 11:37
    дембеля сходят на берег "со слезами на глазах".... Эх "писатели"
    Дембеля не могут сходить на берег. они на берегу и служили.
  8. okroshka79 7 февраля 2015 16:42
    В ЧВВМУ им. П.С. Нахимова многие из нас мечтали о службе именно на таких кораблях. Мне повезло. Я начинал службу тоже на бпк пр. 61 "Огневой" Северного флота и очень горжусь этим. И сразу на боевую службу в Средиземное море, а затем на Кубу. Теперь все в воспоминаниях...
  9. Flatter 7 февраля 2015 18:20
    Первые в мире корабли с газотурбинными установками.Готовность к выходу из холодного состояния-несколько минут.Скоротечность возможного военного конфликта предъявляла свои требования.Опередившие время.
  10. serezhasoldatow 7 февраля 2015 22:38
    Когда "поющие" выходили из бухты, всегда это было незабываемое зрелище!
  11. АцКиПаПа, 7 февраля 2015 22:58
    РАССКАЗ НА КОНКУРС!!! НЕМЕДЛЕННО!!!
    Конкурс на ВО-ФОРУМЕ...
    АцКиПаПа,
  12. Сергей-8848 8 февраля 2015 01:43
    Кавторангу - ещё столько же миль за кормой, и в звании - чуть большем!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня