Вертолетная эволюция: от «Акулы» к «Аллигатору»

8


ВВС России планируют переход от вертолета К-50 «Акула» к новой разработке К-52 «Аллигатор». Министерством обороны уже заказано около 140 машин. А для Военно-морского флота России разрабатывается корабельная модель нового вертолета, первый образец которой будет готов уже в следующем году.

Расцвет и закат вертолета К-50

Знаменитый вертолет К-50 «Черная Акула» произвел настоящую революцию в вопросе проектирования вертолетов. Впервые конструкторам удалось автоматизировать многие функции, которые ранее выполнялись вручную. Теперь управлять вертолетом и одновременно вести стрельбу мог один человек. К тому же К-50 был оснащен новой системой спасения пилота, в случае аварийной ситуации ротор и фонарь отстреливались, а кресло пилота катапультировалось.

Важным качеством «Акулы» была и камовская соосная схема расположения винтов. Вертолет имеет не один несущий винт, а два винта, которые работают в противоходе. В результате применения этой схемы отпала необходимость рулевого винта и хвостовой балки. Это уменьшало габариты машины, делало ее более маневренной и динамичной. Единственный минус такой схемы – возможность их соприкосновения в нестандартных режимах полета.

И все же «Акула» не стала производиться в больших количествах. Всего было создано менее тридцати машин, из которых сейчас используются только четыре. Проблема была в том, что промышленность того времени не могла произвести хорошую электронику. В процессе управления вертолетом порой приходилось вручную вводить данные, полученные одной бортовой системой, в другую, а ведь это вполне можно было автоматизировать. Максимально использовать возможности вертолета могли только настоящие асы, а новичкам приходилось разбираться самостоятельно, поскольку вертолет одноместный и взять в полет инструктора невозможно.

Одновременно управлять вертолетом и вести бой чрезвычайно сложно, а передать автоматике управление вооружением в «Акуле» нельзя. К тому же К-50 изначально имел узкую специализацию – «охотник за танками». Сейчас же этот вопрос не столь актуален. Вооруженным силам России требуется универсальный боевой вертолет.

«Аллигатор» пришел на смену «Акулы»

Двухместный К-52 «Аллигатор» - это модификация ударного вертолета К-50. Изначально его задумывали, как вертолет-наводчик для звена К-50, место рядом с пилотом должен был занимать командир звена. Вертолет должен был находить цели и распределять их между 3-4 другими машинами. Разработка «Аллигатора» велась с таким расчетом, чтобы он мог быть использован в любую погоду, в том числе при ночном освещении. «Акула» же для этих целей модернизировалась. Выдающаяся маневренность, тяжеловооруженность, высокая степень автоматизации и система спасения пилотов «Аллигатору» передалась по наследству.



К-52 отличает от К-50 носовая часть с двухместной кабиной и современный комплекс бортового оборудования. Один из пилотов может не отвлекаться от управления, в то время как второй ведет стрельбу. Таким образом, резко возрастают безопасность и уровень точности стрельбы. К тому же система управления вертолетом двойная, если во время боя один из пилотов не сможет продолжать управление, второй выведет вертолет из опасной зоны.

Назначение вертолета заключается не только в уничтожении танков противника, но и в поражении медленно летящих целей, разведке, а так же поддержке сухопутных войск. К-52 способен поражать технику, в том числе бронированную, живую силу противника, а так же авиацию. Максимальная скорость, которой может достигнуть вертолет, составляет 350 км/ч, максимальная дальность и высота полета – 520 км и 5,5 км соответственно.

К 52 на данный момент считается одним из лучших вертолетов в мире. Потомок «Акулы» станет вертолетом, которым будут вооружаться авиационные бригады в каждом территориальном командовании. Недавно прошли испытания, в ходе которых отрабатывались взлет и посадка на палубу корабля. В дальнейшем планируется включить К-52 в боевые ударные группы вместе с вертолетоносцами класса «Мистраль».

Морские испытания «Аллигатора»

Испытания вертолета К-52 в морских условиях завершились 14 сентября 2011 года. Две недели отрабатывались взлет и посадка вертолета на палубу противолодочного корабля «Вице-адмирал Кулаков» Северного флота.



Самая первая посадка осуществлялась на неподвижный корабль 31 августа. Не смотря на то, что вертолетная площадка всего 12-метровая, а длина вертолета 14,2 м, пилоты с первой же попытки сажают машину на палубу.



Уже 3 сентября «Аллигатор» успешно приземлился на вертолетную площадку движущегося корабля. Экипаж «Вице-адмирала Кулакова» создал все условия, чтобы испытать вертолет во время качки. Вертолет успешно прошел испытания во всех режимах эксплуатации. Можно с уверенностью сказать, что «Аллигатора» можно посадить на любой корабль большего водоизмещения.



Специалисты поясняют, что К-52 не боится любого направления ветра, а его управляемость выше, чем у вертолетов с хвостовым винтом. Во время испытаний вертолет был оснащен специальными датчиками. Особенно разработчиков интересовали данные о нагрузке на шасси, ведь посадка на корабль обычно жестче. Датчики зафиксировали увеличенную вибрацию лопастей, однако вертолет поднимался и садился без происшествий даже при сильном ветре.

Морской «Аллигатор»

Результаты морских испытания важны для проекта модернизации «Аллигатора» - вертолета морского базирования Ка-52К. Корабельная версия «Аллигатора» будет главным видом оружия вертолетоносцев «Мистраль», которые поступят на вооружение флота к 2014 году. Именно для них министерство обороны заказывает 30 новых вертолетов.

Для этого проекта «Аллигатора» несколько модернизируют, добавят навигационное оборудование, усилят шасси, сменят краску с защитного цвета на голубой. Так же вертолеты морского базирования оснастят системой безопасности, помогающей пилотам вертолета приводняться. Складывающиеся лопасти и крылья позволят размещать в ангарах больше вертолетов.

Первый опытный образец модернизированного вертолета появится в 2012 году. А через пять лет такие вертолеты появятся не только на «Мистралях», но и на других кораблях Военно-морского флота России.
8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    16 сентября 2011 08:41
    Смотрел, пилот хвалил соосную схему не уводит при посадке на палубу, сели красиво, как будет дальше посмотрим
  2. 0
    16 сентября 2011 09:50
    Да видел,только меня беспокоит сильная вибрация лопастей при посадке в ветреную погоду..Конструкторы сами это говорили.А в морской модификации они будут складывающиеся.А значить ослаблены.И надеюсь двигатели на ка-52 заменили на новые.А то двигатели остались те же от ка-50.Из-за старых маневренность снизилась.Учитываю увеличении веса из-за бортовой электроники и 2 пилота.
  3. +2
    16 сентября 2011 10:36
    АВТОР-Всего было создано менее тридцати машин, из которых сейчас используются только четыре
    _______________________________________
    ЭТО во сне произведено 30 машин???за весь период начиная с 1992 года собрано было 12 машин(хотя указом ельцина принят на вооружение в 1995)
    уникальный вертолет был создан в неподходящее время-ссср развалился а господам либералам было не до вертолнтов


    К-52 отличает от К-50 носовая часть с двухместной кабиной и современный комплекс бортового оборудования
    ________________________
    автор опять не знаете -в 1997 году был собран ка-50нш с современным комплексом авионики впереди на носу стоит система наведения для полетов ночью-но опять же из-за отсутствия средств вертолет так и остался в единственном экземпляре
    например начальник центра торжок генерал Воробьев(трагически погиб)считал ка-50 лучшим вертолетом для нашей армии(хотя уже тогда был ка-52)но он погиб и был пролобиррован МИ-28


    ________________________
    52 на данный момент считается одним из лучших вертолетов в мире
    ______________________________
    ДА а вы знаете что первые вертолеты идут без радара и без системы обороны!!! на макс-2011 я подошел к стенду фазатрона-красиво размещены экспонаты-вопрос в лоб!! когда вы будете поставлят радары на ка-52-ответ ехидная улыбка

    p.s-мое мнение уничтожение линии по производству ка-50 в угоду ми-28 и ка-52 это преступление,ничего потом авось разберутся кто прав кто виноват
    например ВДВ видят в своих рядах обе машины,но ВДВ получит свою авиацию не скоро-возня в минобороны, никто не хочет слишком большой самостоятельности наших десантников
    1. +1
      16 сентября 2011 11:03
      Рустам, что Вы горячитесь, там же написано менее 30 машин вот 12 и есть менее 30 winked
  4. max
    max
    +1
    16 сентября 2011 14:57
    Хорошая статья. Правда забыли написать о вооружении, которое хотя бы планируется вешать на ка-52. Ведь оружейники тоже не дремали, когда конструировался новый вертолет.
    Также очень хотелось бы увидеть статью о двух машинах в сравнении ми-28 и ка-52. Как в вооружении так и стратегическом применении.
  5. +2
    17 сентября 2011 01:15
    А ведь изначально тактика применения была такая: эскадрилья Ка50+1 камандирский Ка-52 и вообще не нужны Ка-50 ВВС отдайте ВДВ, или тобуреткину ВДВ как больной зуб, вырываемый без наркоза...
  6. 0
    17 сентября 2011 17:29
    На самом деле опять экономят - пытаются "сухопутный" вертолет без модификации пригвоздить к вертолетоносцу.
  7. 0
    16 марта 2018 21:24
    мдась и там бюрократия ,разработчиков к-50-52 бы отправить к амерам они бы нашли им применение!