Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

От «Рафаля» до «Мистраля»

От «Рафаля» до «Мистраля»


Самый крупный оружейный контракт Франции под угрозой: индийское руководство угрожает отказом от закупки истребителей Rafale ввиду завышенной цены этих самолетов. С другой стороны, «подвешенный» контракт с Россией на поставку кораблей типа «Мистраль» грозит Парижу, помимо потери доходов, ударом по репутации. «Лента.ру» разбиралась в ситуации с помощью военного эксперта, заместителя директора Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Константина Макиенко.

Насколько велик риск срыва контракта на Rafale?


Сообщения, что у французской стороны могут возникнуть проблемы при заключении контракта на поставку истребителей Rafale, объявленных в 2012 году победителями индийского тендера MMRCA, появились довольно скоро: цена истребителей была явно выше определенного условиями тендера потолка в 10 миллиардов за 126 машин, а условия сделки, на которые были готовы французы, серьезно отличались от тех, с чем могла согласиться индийская сторона.

«Срыв маловероятен, но возможен, — полагает Константин Макиенко. — В пользу французов работает индийская бюрократия — запущенный процесс отменить трудно, но сделка в любом случае очень сложная и затратная как по ресурсам, так и по времени», — отмечает эксперт.

«Можно выделить несколько основных трудностей, серьезно тормозящих проект, — продолжает Константин Макиенко. — Во-первых, это требования Индии по трансферу технологий и изменению технического облика машины, в том числе, не исключено, с использованием оборудования индийского производства. Во-вторых, сложности с самим Dassault: французская фирма — крайне неуступчивый, даже, наверное, высокомерный партнер, что уже создало им немало проблем. Они проиграли южнокорейский и сингапурский тендеры — здесь, правда, сыграло роль и американское давление. Но бразильский контракт и почти подписанную сделку с Марокко они упустили исключительно по своей вине, равно как сами же не сумели воспользоваться обстановкой в Алжире, сложившейся после отказа этой страны от российских МиГ-29СМТ. В итоге французы продали 24 машины в Египет, где ожидается скорое подписание контракта, но Египет не предъявляет и малой доли требований, на которых настаивает Индия. Там не играет роли ни технический облик, ни трансфер технологий, ни офсетные программы (программы реинвестирования части полученного от экспорта дохода в экономику страны-импортера — прим. «Ленты.ру») : просто закупают 24 истребителя, вдобавок за чужие деньги (финансовую поддержку перевооружения ВС Египта сегодня обеспечивает Саудовская Аравия — прим. «Ленты.ру»).

В-третьих, достаточно сложно согласовать цену. Индийцы — очень жесткие переговорщики, продавливающие продавца на понижение цены, Dassault, в свою очередь, не склонна поддаваться, а время идет, и цены растут.

Дополнительные сложности возникли из-за того, что сделка попала под индийский электоральный цикл. Предыдущее правительство под конец своего срока не было склонно форсировать решение, а после победы на выборах «Бхаратия Джаната парти» (БДП) все пришлось начинать, по сути, с нуля — новым руководителям требуется время, чтобы просто войти в тему. Наконец, есть ощутимая разница в подходах ВВС Индии и индийской же промышленности: если ВВС заинтересованы в новом самолете, то индийский авиапроизводитель, компания HAL, комфортно чувствует себя в "Суховской"/"Иркутской" технологической среде, к которой она привыкла с освоением производства Су-30МКИ и постепенной их локализацией. Смена этой среды не будет легкой».

Каковы возможные альтернативы?

Индийская Business Standard, вбросившая очередную порцию информации о готовности Индии отказаться от французских истребителей аккурат к началу стартующего 18 февраля авиасалона в Бангалоре, назвала следующие альтернативные решения: увеличение объема заказа на российские истребители Су-30МКИ корпорации «Иркут» (Индия заказала 272 эти машины, сборка из российских машинокомплектов должна завершиться к 2018 году), расширение закупок собственного индийского истребителя HAL Tejas (первый передан ВВС 17 января 2015-го) и интенсификация работ по совместному с Россией проекту Fifth Generation Fighter Aircraft (FGFA), в рамках которого на основе российского истребителя Т-50 КБ Сухого разрабатывается истребитель пятого поколения. Первоначально участвовавший в конкурсе истребитель МиГ-35, по имеющимся данным, не рассматривается.

От «Рафаля» до «Мистраля»

ПАК ФА Т-50
Фото: Олег Харсеев / «Коммерсантъ»


«Ключевым элементом альтернативного решения должна стать отмена собственно тендера MMRCA, за последние 10 с лишним лет утратившего всякий военный и технологический смысл, — полагает Константин Макиенко. — Все начиналось в 2000 году с идеи закупить 126 истребителей на замену уходящим МиГ-21, и в качестве единственного претендента рассматривался Mirage-2000, отлично зарекомендовавший себя в Каргильском конфликте 1999 года. Во всяком случае, технические требования ВВС писались именно под эту машину. К середине 2000-х индийцы, не без влияния США, решили организовать конкурс и изменили условия, убрав ограничение максимального взлетного веса в 20 тонн, чтобы дать возможность поучаствовать в отборе самолету F/A-18E/F Super Hornet. К этому моменту французы ликвидировали сборочную линию самолетов Mirage-2000 и его в качестве претендента на индийский заказ сменил Rafale.

Так родился тендер, число участников которого быстро выросло: свои машины предложили и другие европейские производители: EADS с "Тайфуном" и SAAB с "Грипеном". Наши выдвинули последнюю разработку на платформе МиГ-29, сначала как МиГ-29ОВТ, затем под индексом МиГ-35. США добавили к F/A-18 еще и F-16. С таким набором решение не могло быть быстрым».

«На данный момент ситуация сложилась не лучшим для ВВС Индии образом, — добавляет Макиенко. — Даже если контракт на поставку Rafale будет заключен, то это грозит Индии огромными расходами — около 20 миллиардов долларов, а возможно, и больше, при этом парк окажется морально устаревшим. В 2015 году выбирать платформу четвертого поколения можно лишь в качестве промежуточного решения. Долгосрочным вариантом должна быть лишь платформа пятого поколения.

Даже если контракт сейчас подпишут, первые машины ВВС Индии получат в 2017 году, а самолеты собственно индийской сборки будут переданы в ВВС не раньше 2020-2021 годов. По условиям тендера производитель предоставляет Индии 18 самолетов, остальные собираются на месте с постепенным ростом локализации. Значит, программа завершится не ранее 2028 года при самом оптимистичном развитии событий. К этому времени возраст платформы превысит 40 лет (первый полет Rafale состоялся в 1986-м). А Китай будет активно переоснащать свои ВВС самолетами пятого поколения, прежде всего — типа J-31, заодно перевооружая ими же ВВС Пакистана».

От «Рафаля» до «Мистраля»

Истребитель Mirage 2000
Фото: Gerard Julien / AFP


«Здесь возможен бинарный вариант, — отмечает Макиенко. — В первую очередь Индии надо закрыть "окно", чтобы не допустить проседания численности ВВС. Они могут это сделать увеличением объемов закупки Су-30МКИ на 60-70 машин, закупкой на МиГе дополнительного числа самолетов МиГ-29 в модификации UPG, но не модернизированных старых, а именно самолетов новой постройки, а также приобретением партии подержанных Mirage-2000, например в ОАЭ. Это позволит решить проблему "здесь и сейчас", затратив около 10 миллиардов долларов.

На перспективу же Индии необходимо помимо активизации FGFA вплотную заняться проектом легкого/среднего истребителя пятого поколения (AMCA), возможно, сделав его международным. Это очевидный шанс и для нашей Объединенной авиастроительной корпорации: Россия может предложить Индии совместную программу, особенно с учетом, что и наши ВВС нуждаются в подобной машине. Причем возможны дополнительные стимулирующие аргументы — например, выступить Индии в роли системного интегратора, что даст местной промышленности дополнительный и очень важный опыт».

Насколько связана проблема Rafale с поведением Франции в вопросе передачи России кораблей типа Мистраль?

Некоторые СМИ, прежде всего отечественные, быстро увязали эти два вопроса, придя к выводу, что срыв контракта на поставку оплаченных и построенных кораблей для ВМФ России может повлиять на решение Индии относительно выбора перспективного самолета для своих ВВС. Константин Макиенко с этим не согласен: «Не думаю, что здесь стоит искать связь, — отметил эксперт. — Индийцы достаточно индифферентно относятся к этой проблеме».

***
«Лента.ру»: Комментируя ситуацию, вынесенную в заголовок и в последний раздел данной заметки, можно, однако, сказать следующее. Независимо от того, насколько ситуация с «Мистралями» влияет на решения руководства Минобороны и правительства Индии, само совпадение двух подобных эпизодов может оказать серьезное негативное воздействие как на общественное мнение, так и на экспертное сообщество и лиц, принимающих решение. В подобных вопросах заказчики, готовые расстаться с крупными средствами, прежде всего стремятся к минимизации рисков — а безрисковыми покупки оружия у Франции и других стран ЕС сегодня не назовешь, особенно для тех, кто имеет или может потенциально иметь проблемы в отношениях с ЕС и НАТО. Хотя Франция в течение десятилетий была едва ли не единственным регулярным западным поставщиком для «проблемных» стран, к которым предъявлялись претензии по части как внутренней, так и внешней политики. На этом поле она прямо конкурировала с СССР и сегодня продолжает конкурировать с Россией.

Насколько это скажется на объемах военного экспорта Франции в дальнейшем, можно лишь предполагать.
Автор: Илья Крамник
Первоисточник: http://lenta.ru/articles/2015/02/16/mistraf/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 22
  1. Терский 19 февраля 2015 21:57
    Оланд- "Не отдадим России Мистрали...".....!!!!... эхо отозвалось- "В Индии Рафаэли просрали...." Бог в шельму метит...
    1. vaf 20 февраля 2015 12:26
      Цитата: Терский
      эхо отозвалось- "В Индии Рафаэли просрали...." Бог в шельму метит...


      Витя.привет!..."Не кажи гоп,пока не...." wink

      На фоне слухов, что ВВС Индии отказываются от закупки французских истребителей Rafale и приобретут больше Су-30МКИ, главнокомандующий1 ВВС Аруп Раха (Arup Raha) публично заявил, что «Рафаль» и Су-30 это «разные самолеты и они не могут заменить друг друга», сообщает livefistdefence.com 19 февраля. wink




      «Требования по тендеру MMRCA и Су-30 немного отличаются. У каждого самолета свои возможности. Они дополняют друг друга, но не заменяют», заявил Раха на пресс-конференции в рамках выставки Aero India 2015.
      Также он заявил, что у ВВС нет запасного плана по тендеру, есть только план А (закупка истребителей «Рафаль»).
      Также маршал сообщил, что отмена закупки «Рафалей» усугубит и без того сложное положение с количеством боеготовых эскадрилий истребителей и контракт должен быть заключен «в ближайшее время». wink

      vaf
  2. Александр1959 19 февраля 2015 21:59
    Похоже. что французы очень крупно обгадились.Долго теперь отстирывать будут.
    1. dedmoroz 19 февраля 2015 22:08
      Вот почему то ни разу ни жалко. последняя в европе страна, полноценно проектирующая истребители уходит в минус. Хорошо бы так же, как и с британским флотом - тихое забвение.
      dedmoroz
    2. -Патриот- 20 февраля 2015 04:03
      И врят ли отмоются вообще...
  3. Стирбьорн 19 февраля 2015 21:59
    Похоже и Рафали не купят и за Мистрали деньги вернуть придется. Если часть самолетов Египет на саудовские деньги возмет, то куда они два удк денут - вопрос)
  4. Thronekeeper 19 февраля 2015 22:09
    Французы ещё и попросту обнаглели с ценой. При том, что индусам ещё и своим субподрядчикам, и российским платить придётся - ставть свою электронику и ставить наши ударные комплексы и РВВ. Вот с этим Россия могла на саботажик небольшой намекнуть.
    Ну а Олланд... Он-то всё равно мистрали отдаст, их юридический статус уже российский. Особенно с "Севастополем" "совместной сборки". На них ни арест не наложен, ничего. Он попросту задерживает "выдачу продукта" и копит неустойку за срок поставок.
    Это МакКейну хорошо говорить: "Выплатите России деньги вместо кораблей", но ФРС же деньги Франции не даст.
    А так - повалять престиж собственной страны - конечно, беспрецедентный прогиб, который не только по ВПК ударит.
    1. Пупырчатый 19 февраля 2015 22:41
      Цитата: Thronekeeper
      Французы ещё и попросту обнаглели с ценой. При том, что индусам ещё и своим субподрядчикам, и российским платить придётся - ставть свою электронику и ставить наши ударные комплексы и РВВ. Вот с этим Россия могла на саботажик небольшой намекнуть.

      Скорее тут с требованиями переборщили индусы
      1. TSOOBER 19 февраля 2015 23:32
        Цены на самолеты Rafale, которые Индия определила победителем тендера на поставку в страну 126 многоцелевых истребителей, не повышались. Об этом в четверг в кулуарах аэрокосмического салона "Аэро Индия - 2015" сообщил агентству Presse Trust of India Эрик Траппье, президент французской компании Dassault Aviation, которая производит эти истребители.
        "Цена не изменилась с момента проведения тендера", - подчеркнул он и выразил уверенность в том, что стороны скоро подпишут соглашения о начале их поставок в Индию.

        По его словам, в настоящий момент Индия и Франция ведут соответствующие переговоры, "которые проходят успешно", и обсуждают детали будущего соглашения.

        Dassault Aviation выиграла в январе 2012 года. Предполагалось, что первые 18 Rafale поставят Индии в готовом виде, а остальные будут собирать на предприятиях индийской корпорации Hindustan Aeronautics Limited. Подписать соглашение о поставках стороны не могут уже больше трех лет.

        Ранее индийская пресса писала, что за это время стоимость соглашения увеличилась с $10 до более чем $20 млрд. Кроме того, Индия настаивает на том, чтобы французский производитель также обслуживал и собранные индийцами Rafale.

        Газета Business Standard также уточняла, что "индийская сторона ошиблась при подсчете издержек при обслуживании Rafale на протяжении всего срока их эксплуатации", из-за чего в итоге эти самолеты оказываются не по карману Индии, которая может вместо них расширить заказ на российские Су-30МКИ.

        Выступая ранее на пресс-конференции "на полях" "Аэро Индия - 2015" индийский министр обороны Манохар Паррикар отказался комментировать ход обсуждений по Rafale, но заявил, что Индия решит, будет ли она покупать самолеты или нет, до марта этого года.
        http://www.warandpeace.ru/ru/news/view/98619/
        1. Пупырчатый 20 февраля 2015 10:45
          Цитата: TSOOBER
          Цены на самолеты Rafale, которые Индия определила победителем тендера на поставку в страну 126 многоцелевых истребителей, не повышались.

          Там много чего всплывает. Требования о гарантиях на продукцию местного производителя (которые естественно французы на себя брать не хотят), реинвестиции, передача технологий - и многое другое
      2. 11111mail.ru 20 февраля 2015 05:16
        Цитата: Пупырчатый
        Скорее тут с требованиями переборщили индусы

        А куда засунуть истину "покупатель всегда прав"?
        11111mail.ru
        1. Пупырчатый 20 февраля 2015 10:16
          Цитата: 11111mail.ru
          А куда засунуть истину "покупатель всегда прав"?

          Покупатель который хочет получить бесплатно, да еще чтобы ты ему приплатил, прав далеко не всегда
  5. Бронеоптимист 19 февраля 2015 22:10
    Сложная западная техника на сегодняшний день без закладок уже просто не бывает.
    Если будет нужно Франции или ФША, то Рафали вообще не взлетят в ответственный момент.
    1. Комментарий был удален.
    2. sovetskyturist 19 февраля 2015 22:40
      http://www.airwar.ru/enc/fighter/rafal.html
      По единодушному мнению специалистов, истребитель четвертого поколения "Рафаль" станет последним в Европе боевым самолетом (после шведского "Грипена"), созданным полностью в одной стране, в данном случае Франции. История его разработки восходит к середине 1970-х годов, когда ВВС и ВМС Франции приступили к оценке перспективного самолета, который должен заменить истребители...........
      Враг моего врага — это враг моего врага. Не больше. Не меньше. Немного доверия лежит в начале долгого пути. И чем его меньше — тем дальше получится уйти.Французский многоцелевой истребитель Dassault Rafalehttp://topwar.ru/24871-francuzskiy-mnogocelevoy-istrebitel-dassault-rafale
      .html
  6. ДЫМЫЧ 19 февраля 2015 22:11
    Ох мороз моро-оз!Не морозь меня!Паразит этакий.Но-присутствуй.Иначе-северные снимут.
    ДЫМЫЧ
  7. cerbuk6155 19 февраля 2015 22:16
    Я бы на месте Индии во Франции не покупал. Уж очень цены задрали. Это уже слишком. НЕ могут Рафали столько стоить. soldier
    1. sovetskyturist 19 февраля 2015 22:28
      Вежливый ответ да отвратит врага твоего. А как только уб...ок отвернётся — стреляй в голову.
    2. Комментарий был удален.
  8. SAM 5 19 февраля 2015 22:17
    Собьют цену и купят.
  9. GRAY 19 февраля 2015 22:18
    Первый истребитель Су-30МКИ, вооруженный воздушной версией сверхзвуковой крылатой ракеты «БраМос-А», торжественно передали сегодня Военно-воздушным силам Индии.
    По словам разработчиков, в последние шесть-семь месяцев в самолет внесли несколько ключевых изменений, в частности, перераспределив нагрузки на несущие элементы истребителя. При этом вес воздушной версии ракеты уменьшили на полтонны, а длину – примерно на полметра.
    Первые испытания, которые позволят оценить результат более чем двухлетней совместной работы индийских и российских специалистов, пройдут в марте. Второй истребитель начнут готовить к испытаниям сразу после мартовских тестов. В дальнейшем схему планируется применить к 42 Су-30МКИ ВВС Индии.
    На приобретение 200 ракет «БраМос-А» для Су-30МКИ выделяется 1,1 млрд долларов – это решение было одобрено правительственным комитетом по безопасности в октябре 2012 года.

    http://www.vpk-news.ru/news/23969
  10. sazhka4 19 февраля 2015 22:32
    От забора и до заката. Что и с чем сравнивают ? Деньги или качество, возможности? Совершенно разные изделия.
    sazhka4
  11. АдскийЧеловек 19 февраля 2015 22:43
    Да просто индусы торгуются. Только и всего. Вопрос о покупке именно французов уже решен давно - сейчас Индия просто "пугает" французов и прогибает их по цене.
    1. jjj 19 февраля 2015 22:57
      Люди купили, договорились о цене. И вдруг цена оказывается другой. Юридически покупатель контракт может расторгать без последствий для себя или попытаться договориться о более приемлемом повышении цены. Но Индия хотела не просто истребители купить, а и технологии, и обслуживание. Французы заартачились
      jjj
  12. Бронеоптимист 19 февраля 2015 22:49
    А с Мистралями мне интересно, как делить будут.
    Корма то наша. Отрезать заставят? Или компенсацию затребуют такую, что мамам не горюй?
    Если попытаются продать с нашей кормой, то где найдется такой -покупатель, который купит непринадлежащий продавцу товар?
  13. ДЫМЫЧ 20 февраля 2015 00:12
    Индия возмёт фантастику.Эта машина просто купается в воздухе.Сьёмки с Ил-76-го.
    ДЫМЫЧ
  14. TribunS 20 февраля 2015 00:21
    Нет контрактов, денег нет...
    Рафал...
    Мистрал...
    И всё на "ал",
    Олланд всё обращает в кал...
    Но как противен "запашок", -
    Французов ожидает шок!
    TribunS
  15. Arh 20 февраля 2015 01:17
    Не пойму зачем нужна эта кака французская )))) ??? )))
    Arh
    1. Кунар 20 февраля 2015 03:25
      Никарагуанский канал стеречь)))))
  16. rotmistr60 20 февраля 2015 03:09
    Насколько это скажется на объемах военного экспорта Франции в дальнейшем, можно лишь предполагать.


    Скажется если не сегодня, то завтра обязательно. И это будет французам платой за "прогиб" перед американцами, которым, к тому же, еще и выгодна ситуация, при которой Франция будет терять военные контракты.
  17. tolmachiev51 20 февраля 2015 04:29
    Бизнес -это деньги и доверие !!! Единожды солгавшему,доверия нет. "Потеряли" себя французы ,под давлением США и где гарантия Индусам,что ситуация не повториться ,как с Российскими мистралями. Введет Америка санкции против Индии и 10 млрд -на ветер. Очень опасный бизнес с такими неуравновешенными "партнерами" !!!! а денежки немалые.
  18. Баракуда 20 февраля 2015 05:29
    Рафали и тд. против сушки и подумать не могут. Там просто СТРАХ пилотам изначально заложен, как и МИГ..Общался с ихними , не пилот я ,но пришлось побухать, слабаки..
  19. Баракуда 20 февраля 2015 05:44
    Как мне сотоварищь говорит - Мы видем их,достать не можем, но маневра два три, тут ОПА - попал (захватил ) !
  20. XYZ 20 февраля 2015 11:02
    У меня есть чувство, что индусы и не будут особенно высказываться по поводу Мистралей. Конечно эта проблема, при заточенности на собственные, национальные интересы, их особенно не волнует. т.к. у нее свои взаимоотношения с Западом. Но она может дать дополнительные козыри во взаимоотношениях с Россией. Скажем Индия может отказаться от Рафалей в пользу дополнительных СУ-30МКИ по совсем другим причинам, но выставит это как свою поддержку России по вопросу Мистралей и получит хорошую скидку и другие бонусы. В этом деле они большие доки и каждое слово или, наоборот, молчание может стоить миллиарды.
    XYZ
  21. НЕКСУС 20 февраля 2015 12:49
    хм...интересно...если индусам нужен легкий истребитель ,зачем они разговор ведут о су-30мки?Думаю на замену бы данного класса машин как Рафаль пошел бы миг-35 больше чем су-30мки и по габаритам и по боевому применению.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня