Беспилотники в постафганскую эпоху (часть 3 из 3)

Юго-восточная Азия

В 2012 году Индонезия купила четыре 500-кг IAI Searcher II, которые используются в основном для борьбы с пиратами в Малаккском проливе. В апреле 2013 года было объявлено о планах по местной разработке 120-кг Wulung для индонезийских ВВС. Его проектированием будет заниматься агентство оценки и реализации технологий (BPPT), а изготовлением компания Indonesian Aerospace.

В 2007 году малазийские компании Composites Technology Research Malaysia (CTRM), Ikramatic Systems и Systems Consultancy Services создали совместное предприятие Unmanned Systems Technology (UST). На вебсайте UST приводится список ее продукции: 200-кг Aludra в конфигурации толкающего двухлопастного винта, 2,1-кг Aludra SR-08 типа «летающее крыло» и вертолет Intisar 400 вероятно в классе 100 кг.


500-кг Yabhon Aludra с передним оперением – это совместная разработка UST и Adcom Systems из ОАЭ. В интересах малазийских ВВС эксплуатируются два таких дрона наряду с двумя Aludra Mk2 и двумя Scan Eagle от Boeing/Insitu, ни выполняют разведывательные задачи над восточной частью штата Сабах.

В 2013 году сообщалось, что Малайзия собирается сотрудничать с Пакистаном в разработке дрона дальнего действия с большой продолжительностью полета.

Филиппинская армия в сотрудничестве с компанией Obi Mapua разработала 14-кг дрон Assunta. Впрочем, планам по использованию этого дрона, в конечном счете, не суждено было осуществиться, так как были закуплены два 180-кг беспилотника Emit Aviation Blue Horizon II, изготовленные по лицензии компанией Singapore Technologies Aerospace (STA).

В конце 2013 года филиппинская армия объявила о том, что в ее противоповстанческих операциях задействованы два типа недорогих дронов, Knight Falcon стоимостью 6700 долларов и Raptor стоимостью 3400 долларов; оба разработаны ее Командованием исследований и разработок на базе модели Skywalker RC, изготовленной компанией из Гонконга.

Начиная с 2002 года филиппинская армия получала разведывательную информацию от американских дронов, в основном от Gnat 750 и Predator-A компании General Atomics, используемых ЦРУ, и от Aerovironment Puma, Sensitel Silver Fox и ScanEagle от Boeing/Insitu, используемых американскими военными. Беспилотник Predator на Филиппинах в 2006 году безуспешно наносил удары ракетами Hellfire по базам индонезийских террористов Umar Patek, которые были обвинены в террористическом акте на Бали в 2002 году.

Сингапурские ВВС получили 40 дронов IAI Searcher в 1994 году на замену 159-кг IAI Scout, которых Сингапур в свое время получил 60 штук. Searcher состоит на вооружении эскадрильи в Murai Camp с 1998 года, но в 2012 году подразделение начало переходить на 1150-кг IAI Heron I. Другая эскадрилья дронов в составе ВВС Сингапура расквартирована в Tengah, в 2007 году она приняла на вооружение 550-кг Elbit Hermes 450.

Сингапурский 5-кг дрон Skyblade III был совместно разработан компаниями ST Aerospace, DSO National Laboratories, DSTA и армией этой страны, на вооружении которой он и состоит. Более поздние проекты компании ST Aerospace включают 70-кг Skyblade IV, поступивший на вооружение сингапурской армии в 2012 году. В модели Skyblade 360 массой 9,1 кг применена технология топливных элементов с целью получения продолжительности полета шесть часов. Новый же вертодрон 1,5-кг SkyViper до сих пор проходит испытания. На сингапурском авиашоу в феврале 2014 года компания показала свой Ustar-X с четырьмя несущими винтами и Ustar-Y с шестью несущими винтами.

Предполагается, что ВВС Таиланда купили в конце 2010 года одну систему Aeronautics Aerostar массой 210 кг для сравнительной оценки с G-Star массой 220 кг, который был разработан на базе 150-кг Innocon Mini-Falcon II от тайской компании G-Force Composites. Похоже компания Aerostar выиграла, так как еще около 20 дронов было куплено в 2012 году. Академия ВВС имеет небольшое число 65-кг Sapura Cyber Eye, купленных у малазийской Sapura Secured Technologies, для которой разработки дронов ведет ее дочерняя компания CyberFlight из Австралии.

В 2010 году ВВС Таиланда начали разработку дрона Tigershark в рамках научно-исследовательской программы. Тайская армия, ранее эксплуатировавшая четыре Searcher, получила двенадцать 1,9-кг RQ-11Raven от AeroVironment.

Вьетнам до настоящего времени отставал в использовании дронов, хотя в 2004 и 2005 годах институт оборонных технологий разработал и испытал беспилотники-цели M-100CT и M-400CT. Вьетнамская академия науки и технологии изготовила пять аппаратов, варьирующихся по массе от 4 до 170 кг, и испытала три из них в 2013 году. В настоящее время, скорее всего Вьетнам купит 100-кг Гриф-1 разработки белорусского авиаремонтного завода № 558, который совершил свой первый полет в феврале 2012 года.

Беспилотники в постафганскую эпоху (часть 3 из 3)

Разведывательный дрон Nishant (рассвет) от DRDO впервые взлетел в 1995 году, но до сих пор используется индийской армией и полицией центрального округа в ограниченном количестве

Беспилотники в постафганскую эпоху (часть 3 из 3)

Один из продуктов пакистанской компании Satuma (Surveillance And Target Unmanned Aircraft) – это 245-кг Flamingo, который несет аппаратуру массой 30 кг и имеет максимальную продолжительность полета 8 часов

Беспилотники в постафганскую эпоху (часть 3 из 3)

Разведывательный дрон ближнего действия Mukhbar (осведомитель) от Satuma массой 40 кг представляет собой уменьшенную версию 145-кг Jasoos II (Bravo II), этой же компании, который интенсивно используется пакистанскими ВВС с 2004 года

Беспилотники в постафганскую эпоху (часть 3 из 3)

Shahpar-3 массой 480-кг разработан и изготовлен консорциумом GIDS, на него установлена мультисенсорная станция Aero Zumr-1(EP). Он стоит на вооружении пакистанских ВВС и армии с 2012 года

Южная Азия

Индия является основным пользователем израильских дронов, получив, по меньшей мере, 108 БПЛА IAI Searcher и 68 Heron I плюс различное барражирующее вооружение Harpy и Harop. Сообщается, что Searcher II с 2006 года изготавливается по лицензии в Индии. В конце 2013 года правительством была одобрена покупка еще 15 аппаратов Heron на сумму 195 миллионов долларов.

Основным разработчиком дронов в Индии является Организация оборонных исследований и разработок (DRDO). Было изготовлено около 100 дронов-целей Lakshya , но для индийской армии на сегодняшний день изготовлено, по-видимому, не более 12 разведывательных дронов Nishant. Серия Rustom предназначена для замены Heron и служит в качестве базы для ударного дрона. Полет по существу нового дрона Rustom II намечался примерно в середине 2014 года.

В Пакистане работают несколько небольших частных компаний, которые активны в сфере дронов. Например, Satuma разработала 245-кг Flamingo средней дальности, 145-кг Jasoos II тактической дальности (получил прозвище «рабочая лошадка страны»), 40-кг Mukhbar ближнего действия и 7,5-кг минидрон Stingray.

Компания Global Industrialand Defence Solutions (GIDS) разработала 480-кг Shahpar, 200-кг Uqab, Huma и 4-кг Scout. Беспилотник Uqab эксплуатируется пакистанской армией и флотом, к нему недавно присоединился дрон Shahpar, который внешне напоминает китайский CH-3. Еще местная разработка – ударный дрон Burraq, созданный государственной компанией National Engineering & Scientific Commission (Nescom).

Integrated Dynamics разработала несколько проектов дронов, включая Border Eagle, который был экспортирован в пять стран, включая Ливию. Пакистанские вооруженные силы заказали 10 0,8-кг дронов Skycam у этой же компании.

В 2006 году Пакистан заказал у компании Selex ES пять 420-кг аппаратов Falco с дальнейшим лицензионным производством фирмой Pakistan Aeronautical Complex (PAC). Пакистанская армия и флот имеют на вооружении 40-кг дрон EMT Lunadrone.

ВВС Шри-Ланки имеют два подразделения с беспилотниками IAI Searcher II, эскадрильи 111 и 112. Ранее они эксплуатировали IAI Super Scout (с 1996 года) и Emit BlueHorizon II.

Беспилотники в постафганскую эпоху (часть 3 из 3)

Один из самых успешных дронов в мире, IAI Heron, стоит на вооружении 21 страны. Четыре страны использовали его в Афганистане; на фото дрон австралийских ВВС

Израиль

Израиль был четыре десятилетия мировым лидером в разработке дронов, в основном в связи с успехом компании IAI/Malat, которая начала производство беспилотного аппарата в 1974 году. Израильские дроны налетали более 1,1 миллиона часов в более чем 50 странах. По данным Стокгольмского института исследований проблем мира Израиль несет ответственность за 41% дронов, проданных по всему миру в первое десятилетие нашего века.

Беспилотники в постафганскую эпоху (часть 3 из 3)

Первый из двух экспериментальных аппаратов IAI Super Heron HF (HeavyFuel – тяжелое топливо) (регистрация 4X-UMF) совершил свой первый полет в октябре 2013 года. Контейнер под правым крылом вмещает автоматическую систему взлета и посадки

Беспилотники в постафганскую эпоху (часть 3 из 3)

IAI Super Heron впервые появился на публике на сингапурском авиашоу в феврале 2014 года с полным комплектом оборудования, включая оптико-электронную станцию Elta Mosp 3000-HD и радар с синтезированной апертурой/селекции наземных движущихся целей EL/M-2055D

Беспилотники в постафганскую эпоху (часть 3 из 3)

Хотя IAI Heron TP совершил первый полет примерно в 2004 году и активно эксплуатировался с 2009 года, первое подразделение израильских ВВС получило его на вооружение официально в декабре 2010 года

Беспилотники в постафганскую эпоху (часть 3 из 3)

На фото Elbit Hermes 900, совершивший свой первый полет над Голанскими высотами в 2009 году, по всей видимости, нацелен на завоевание рынка разведывательных дронов массой одна тонна. Он уже был выбран израильской армией и четырьмя зарубежными заказчиками

Беспилотники в постафганскую эпоху (часть 3 из 3)

Как свидетельствует эта фотография Hermes 900 с морским радаром Selex Gabbiano, компания Elbit имеет возможности по модернизации своего аппарата под требования заказчика

Беспилотники в постафганскую эпоху (часть 3 из 3)

Одним из самых успешных тактических дронов стал беспилотник Aeronautics Aerostar массой 220 кг, который был представлен в 2001 году и на сегодняшний день был заказан 15 странами

1250-кг Heron I (местное название Shoval) первые полетел в 1994 году. Heron эксплуатируется в 21 стране, четыре из которых использовали его в Афганистане. Семейство Heron налетало в общей сложности свыше 250 000 летных часов.

Новейший вариант с поршневым двигателем Heron – это 1452-кг Super Heron HF (Heavy Fuel – тяжелое топливо). Первый из двух прототипов, как предполагается, взлетел впервые в октябре 2013 года (компания IAI странным образом молчалива по этому поводу) и был показан в Сингапуре в феврале 2014 года. На него установлен двигатель мощностью 149 кВт Dieseljet Fiat, продолжительность нахождения аппарата в воздухе 45 часов.

Super Heron был представлен на выставке с оптико-электронной станцией IAI Mosp3000-HD и радаром M-2055D от IAI/Elta EL. Также на фюзеляжи были установлены различные системы связи и радиотехнической разведки ELK-1894 Satcom, ELL-8385 ESM/Elint и ALK-7065 3D Compact HF Comint. На хвостовых балках закреплены несколько антенн системы радиоразведки и пеленгации ELK-7071 Comint/DF, а в контейнере под правым крылом разместился сенсор автоматической системы взлета и посадки.

Значительно более тяжелый (4650 кг) Heron Tpor или Eitan с турбовинтовым двигателем получил боевое крещение во время удара израильских ВВС по колонне, везущей иранское оружие через Судан в 2009 году. Он конкурирует с американским MQ-9 за заказы нескольких основных европейских держав.

К другим изделиям компании IAI относится 436-кг Searcher III. Дрон Searcher состоит на вооружении 14 стран, включая Испанию и Сингапур, которые использовали его в Афганистане. Серия беспилотников Panther с поворотными винтами вертикального взлета и посадки состоит из 65-кг Panther и 12-кг mini-Panther. На нижнем конце линейки IAI находятся 5,6-кг Bird Eye 400 и 11-кг Bird Eye 650. Дроны Panther и Bird Eye испытывались с топливными элементами.

Беспилотники в постафганскую эпоху (часть 3 из 3)

Минидроны серии Aeronautics Orbiter, даже более широко распространенные чем Aerostar, предлагаются для военного и военизированного применения и эксплуатируются в 20 странах

Беспилотники в постафганскую эпоху (часть 3 из 3)

Имеется растущий интерес к «крылатой гранате», которая может доставить свою боеголовку точно и на большую дистанцию, чем традиционные бросаемые аналоги. Bluebird MicroB – яркий тому пример

Беспилотники в постафганскую эпоху (часть 3 из 3)

BlueBird Spylite с электроприводом массой 9 кг может находиться в воздухе до 4 часов. В число пользователей кроме чилийской армии входит одна из африканских стран

Беспилотники в постафганскую эпоху (часть 3 из 3)

60-кг дрон BlueBird Blueye был создан не только для таких задач, как например, доставка небольших экстренных грузов на передовые базы, но также как воздушный компонент фотограмметрической системы для быстрого картографирования местности

Дроны от Elbit Systems налетали в общей сложности свыше 500 000 летных часов, в основном благодаря 550-кг Hermes 450, который эксплуатируется в 12 странах, а также является базой для Thales Watchkeeper. Новый 115-кг Hermes 90 совершил первый полет в 2009 году.

Hermes 900 массой 1180 кг от Elbit также впервые взлетел в 2009 году, а в 2012 году был выбран израильскими ВВС в качестве дрона следующего поколения.

Недавно он получил обозначение Kochav (звезда). Он также состоит на вооружении Чили, Колумбии, Мексики и других стран. Швейцария должна была выбрать между Hermes 900 и Heron I к середине 2014 года. В 2013 году было изготовлено более 50 дронов семейства Hermes.

Дроны от Elbit меньшего размера с электродвигателями включают 7,5-кг Skylark ILE. Это дрон уровня батальона израильской армии, также он состоит на вооружении свыше 20 армий и французских специальных сил. 65-кг Skylark II, запускаемый с машины, был выбран в качестве дрона уровня бригады и был испытан с энергопитанием от топливного элемента.

Лидером семейства Aeronautics является 220-кг Aerostar, который был куплен 15 заказчиками и налетал в общей сложности более 130 000 летных часов. Серия Orbiter этой компании находится на вооружении 20 армий и состоит из 7-кг Orbiter-I, 9,5-кг Orbiter-II (используется израильскими ВВС и ВМС, заказан Финляндией) и 20-кг Orbiter-III.

40-кг Aerolight летает не только в израильских ВВС, американских ВМС и в других родах войск. 720-кг Picador это вариант бельгийского двухместного вариант Dynali H2S. Он впервые полетел в 2010 году и предназначен для работы с израильских корветов.

BlueBird Aero Systems разработала 1,5-кг MicroB ручного запуска, 9-кг SpyLite, который используется израильской армией и другими (включая чилийскую армию) и 11-кг WanderB, который взлетает с взлетно-посадочных полос. В 2013 году компания представила 24-кг ThunderB с продолжительностью полета 20 часов.

Компания BlueBird отличилась в том, что создала первый серийный минидрон на топливных элементах Boomerang массой 10 кг, который был куплен эфиопской армией.

Компания Innocon изготавливает 3,5-кг Spider, 6-кг MicroFalcon-LP и 10-кг MicroFalcon-LE с сочлененным крылом, 90-кг MiniFalconI и 150-кг MiniFalcon II и 800-кг Falcon Eye, который базируется на пилотируемом аппарате.

Беспилотники в постафганскую эпоху (часть 3 из 3)

150-кг MiniFalcon II от Innocon, как правило, запускаемый с рельсовой направляющей, оснащен колесным шасси с салазками для посадки либо на ВПП, либо для приземления на поле или пляж. Взлет и посадка у аппарата автоматические

Беспилотники в постафганскую эпоху (часть 3 из 3)

Adcom Systems создала серию дронов-целей с высокими характеристиками, которые, по всей видимости, приносят компании основной доход. Россия считается одним из основных заказчиков. На фото 570-кг Yabhon-X2000, который имеет крейсерскую скорость до 850 км/ч и продолжительность полета до двух часов

Беспилотники в постафганскую эпоху (часть 3 из 3)

Yabhon RX от Adcom Systems – это тактический разведывательный дрон массой 160 кг, который взлетает с рельсовой направляющей и автоматически садится на двух убирающихся салазках тандемной схемы, хотя он также имеет на борту аварийный парашют

Другой Ближний Восток

По всей видимости, основным разработчиком дронов в Иране является Qods Aeronautics Industries (QAI), отделение корпуса стражей исламской революции, хотя ряд дронов для обучения операторов и дронов-целей был изготовлен компанией Iran Aircraft Manufacturing (Hesa), которая является частью Iran Aerospace Industries Organisation (IAIO).

Разведывательный дрон Mohajer-1 (мигрант) от QAI взлетел в 1981 году и совершил 619 вылетов в войне с Ираком, возможно с фиксированной камерой, хотя его можно было переделать в барражирующий ударный дрон с боевой частью от РПГ-7. Было изготовлено более 200 усовершенствованных 85-кг дронов Mohajer-2. Следующая модель Mohajer-3 или Dorna имеет увеличенные радиус действия и продолжительность полета, в варианте же Mohajer-4 или Hodhod массой 175 кг эти характеристики были еще увеличены. Он состоит на вооружении иранской армии и корпуса, был продан Хезболле, Судану и Сирии и изготавливался по лицензии Венесуэлой под именем Arpia.

Более легкий (83-кг) дрон с передним горизонтальным оперением Abalil (ласточка) от QAI эксплуатируется Ираном, Суданом и Хезболлой. Три аппарата был подстрелены в 2006 году над Израилем и в 2009 году над Ираком (американскими ВВС), а также над Суданом (повстанцами) в 2012 году.

Shahed-129 (свидетель) от QAI похож на Watchkeeper от Thales, продолжительность полета составляет 24 часа, и скорее всего он относится к категории по массе 1000 кг. Он имеет два подвеса для вооружения и по некоторым данным его серийное производство началось в 2013 году. Впрочем, самый крупный дрон – это Fotros от IAIO, который был показан в конце 2013 года. У него два транспортно-пусковых контейнера, а продолжительность полета составляет 30 часов.

У Ирана, по всей видимости, имеется на вооружении несколько ударных дронов, включая Ra’ad-85, производство которого началось в 2013 году, двухмоторный Sarir (трон) и Toophan-2 очень похожий на Harpy.

Новый иранский проект, представленный в 2013 году и названный Yasir, весьма напоминает ScanEagle с сдвоенными хвостовыми лонжеронами и добавленным перевернутым V-образным хвостом. Единственным иранским реактивным дроном является 900-кг Hesa Karrar (ударная сила), который может нести одну 200-кг или две 113-кг бомбы.

Аравийский полуостров

Компания из Объединенных Арабских Эмиратов Adcom Systems первоначально изготавливала серию дронов-целей, которые были проданы в несколько стран, включая Россию, а затем перешла на производство разведывательных дронов.

Первоначально они имели традиционную конструкцию, но компания Adcom сделала акцент на крыльях большого удлинения тандемно установленных на змеевидном фюзеляже. Достигается ли здесь положительная интерференция между двумя крыльями только, наверное, компания Adcom знает. Совершенно понятно только то, что отпускание груза из под любого крыла создаст продольное смещение центра тяжести.

Adcom рассматривала различные варианты силовой установки для серии притягивающих к себе внимание дронов. В Дубае в 2013 году компания представила макет десятитонного проекта Global Yabhon с двумя неназванными турбовентиляторными двигателями и широким ассортиментом вооружения. Конечно же больший интерес (предположительно России и Алжира) вызывает предыдущий вариант United 40 Block5 с двухпоршневым двигателем массой 1500 кг, который уже летает и по заявлению компании имеет продолжительность полета 100 часов.

Беспилотники в постафганскую эпоху (часть 3 из 3)

Среди немногих средневысотных двухмоторных дронов с большой продолжительностью полета, предлагаемых на рынке, можно найти двухтонный Yabhon United 40 Block 5 с тандемным расположением крыльев Adcom Systems. Он совершил свой дебют в Дубае в 2013 году и, по всей видимости, вызвал интерес России и Алжира

Европа

Немного в Европе найдется хороших дронов, которые можно было продавать на экспорт. Среди них Австрия со своим 200-кг Schiebel Camcopter S-100, Франция с 250-кг Sagem Sperwer, Германия с 40-кг EMT Luna, Италия с Selex ES 450-кг Falco и серией целей Mirach, Норвегия с 16-граммовым Prox Dynamics PD-100 Black Hornet (первый микродрон, достигший эксплуатационной готовность) и Швеция с 150/180-кг CybAero Apid 55/60.

К перспективным аппаратом можно отнести французский 1050-кг Sagem Patroller (упомянутый в первой части этой статьи), итальянский 6145-кг Piaggio Aero P.1HH Hammerhead, испанский 200-кг Indra Pelicano (на базе Apid 60) и шведский 230-кг Saab Skeldar-200. Дрон Skeldar фактически завоевал мир, на удивление первый заказ пришел из другой страны, а конкретно от испанского флота. Интересно будет увидеть, как Piaggio Avanti преуспеет в качестве дрона, ведь он базируется на самолете деловой авиации.

Беспилотники в постафганскую эпоху (часть 3 из 3)

При большой помощи инвесторов с Аравийского полуострова компания Piaggio начала разработку беспилотного варианта своего бизнес-самолета с тандемным расположением крыла P-180 Avanti. На фото его полноразмерный макет на авиашоу Дубай 2014. Фюзеляж большого диаметра позволит ему принять большое число систем радиотехнической и электронной разведки, а также дополнительное топливо. С грузом 200 кг он будет иметь продолжительность полета 16 часов. Функциональные системы, которые предполагается на него устанавливать, включают Selex SkyIstar, подфюзеляжную станцию Flir Starfire 380HD и радар Seaspray 7300 E Radar (на фото)

Беспилотники в постафганскую эпоху (часть 3 из 3)

Первоначально разработанный для Объединенных Арабских Эмиратов, которые заказали 60 систем, Schiebel Camcopter S-100 стал одним из немногих успешных европейских проектов. S-100 на фото оборудован системой радиотехническая разведки Sage ESM от Selex SE

Беспилотники в постафганскую эпоху (часть 3 из 3)

Дрон Falco от Selex ES состоит на вооружении Пакистана (изготавливает его по лицензии), Иордании и Саудовской Аравии. В 2013 году компания Selex получила трехлетний контракт на обеспечение поддержки Falco в операциях ООН в Демократической Республике Конго. Существование довольно большого числа стран, которые заявляют о том, что полностью разработали свои собственные дроны, но до сих пор покупают западные модели, является доказательством того, что разработка дронов представляет собой не такую уж простую задачу, как это может показаться на первый взгляд

Впрочем, понятно вполне, что Европа на данный момент ограничилась небольшим кусочком мирового рынка дронов с возможным исключением сегмента морских вертолетных систем. Несколько лет звучали правительственные заявления о намерениях, касающихся международного сотрудничества по дронам, но они не были обеспечены достаточным финансированием.

Одна из очевидных брешей на рынке – это отсутствие средневысотного дрона с большой продолжительностью полета с двумя двигателями, резервными системами, противооблединительными мерами и конфигурацией хвоста, позволяющей поднимать нос при посадке.

В 2010 году была достигнуто принципиальное британо-французское соглашение по разработке дрона класса Male (средневысотный с большой продолжительностью полета) Telemos, который по большому счету считается развитием двухдвигательного турбовинтового аппарата Mantis от BAE Systems, впервые взлетевшего в конце 2009 года. Впрочем, Telemos мог бы посоперничать с двухдвигательным реактивным дроном Talarion от Eads; ситуация, которая напоминает другие взаимноущербные дублирования (например, Typhoon-Rafale). Вследствие этого финансирование было сведено до минимума.

В декабре 2013 года все 28 стран Европейского Союза подписали соглашения по разработке невооруженного разведывательного дрона класса Male, который может поступить на вооружение примерно в 2022 году. Если проект будет профинансирован должным образом и не заблудится в бюрократических коридорах, то это может дать результат, хотя конечный продукт может встретиться с конкуренцией со стороны любой страны. Это территория мотопланера, не ракетная наука.

С другой стороны, на противоположном конце спектра, мы видим, что разработка ударных дронов требует высокого уровня технологии и финансирования. Компания Dassault возглавляет консорциум, в котором принимают участие шесть стран (Франция, Греция, Италия, Испания Швеция и Швейцария). По программе стоимостью 535 миллионов евро (Франция платит половину) консорциум разработал дрон Neuron, впервые взлетевший в декабре 2012 года. Восьмитонный дрон Taranis, который был разработан в рамках британской программы, возглавляемой компанией BAE Systems и финансируемой британской правительством и промышленностью, взлетел в августе 2013 года. На это было потрачено 185 миллионов фунтов стерлингов. Основное предназначение Taranis – заложить основу для ударного БПЛА, который может стать доступным после 2030 года в качестве потенциальной замены Typhoon.

Итогом британо-французской встречи в январе 2014 года стала «Декларация безопасности и обороны», в которую было включено заявление о совместной перспективной боевой воздушной системе Future Combat Air System (FCAS). Этому предшествовал 15-месячный этап подготовки, проведенный шестью промышленными партнерами: Dassault Aviation, BAE Systems, Thales France, Selex ES, Rolls-Royce и Safran. В заявлении говорится о двухлетнем этапе технико-экономического обоснования стоимостью 120 миллионов фунтов стерлингов, который будет дополнен национальными исследованиями стоимостью 40 миллионов фунтов для каждой компании. В рамках этого этапа будут разработаны необходимые концепции и технологии.

Беспилотники в постафганскую эпоху (часть 3 из 3)

Компания Selex разрабатывает более крупный вариант своего Falco, известный как Falco Evo (Evolution). В основном он отличается существенно большим размахом крыльев и более длинными хвостовыми балками. Большая продолжительность полета и грузоподъемность позволят выполнять дальние разведывательные миссии с оборудованием, состоящим из установленного в носовой части радара с синтезированной апертурой Selex Picosar и сенсоров радиоэлектронной борьбы, установленных на законцовках крыльев

Беспилотники в постафганскую эпоху (часть 3 из 3)

Компания Saab помогла CybAero в создании Aspid-55 и продолжила разработку совершенно нового Skeldar-V200 массой 235 кг, который с установленным двигателем на тяжелом топливе может летать до шести часов с грузом 40 кг

Соответствующий меморандум о взаимопонимании по следующему этапу FCAS был подписан на авиашоу Фарнборо 2014. В результате две страны «идеально подойдут в 2016 году к решению, сотрудничать ли на этапах демонстрации и производства». Другими словами времена тяжелые и нет срочной потребности в ударных дронах, но Европа не может позволить себе потерять имеющихся технических специалистов.

Европа настойчиво рекомендовано разрабатывать высокотехнологичные дроны, поскольку несколько стран с низким уровнем жизни хотят закрепиться в авиакосмической промышленности и считают, что самый простой способ завоевания своего места под солнцем – это низкотехнологичные дроны с превосходными перспективами продаж. Бразилия и Южная Корея на своем примере доказали, что крепкую авиакосмическую промышленность можно создать с нуля и такие страны как Таиланд и Вьетнам хотят последовать по их пути.

В то время как основные европейские державы борются за сохранение некоего подобия аэрокосмических возможностей, Турция медленно, но верно завоевывает свое место в бизнесе дронов. В конце 2010 года компания Turkish Aerospace Industries (TAI) впервые подняла в воздух свой 1500-кг Male-дрон Anka, который в варианте Block A с оптико-электронной станцией Aselsan Aselflir-300T имеет продолжительность полета 18 часов. В вариант Block B будет добавлена спутниковая связь. Если Turkish Engine Industries (TEI) сможет повысить мощность своего двигателя Thielert Centurion 2.0, то на дрон Anka в будущем можно будет установить радар с синтезированной апертурой от Aselsan. Компания TEI также сотрудничала с GE Aviation в разработке нового двигателя для дрона Anka.

Беспилотники в постафганскую эпоху (часть 3 из 3)

Экспорт турецких дронов может стать очень выгодным бизнесом, особенно учитывая хорошие отношения с такими странами, как Египет и Пакистан. Минидрон Bayraktar является одним из многообещающих изделий производства компании Baykar Makina , этих дронов турецкая армия заказала 200 штук

Беспилотники в постафганскую эпоху (часть 3 из 3)

Ведущий европейский проект по ударному дрону – это программа Neuron, в которой участвуют шесть стран с Dassault Aviation в качестве головного подрядчика. Neuron взлетел в декабре 2012 года, на фото его первый полет с выпущенным шасси

В долгосрочной перспективе компания TAI надеется разработать более крупный вооруженный вариант Anka с турбовентиляторным двигателем, но возможно, здесь всё будет зависеть от разрешения США на поставку двигателя. Существующий аппарат будет нести только легкое вооружение, например 70-мм ракету Cirit с лазерным наведением и перспективную 23-кг ракету Smart Micro-Munition (на фото внизу) производства турецкой компании Roketsan. В июле 2012 года было объявлено, что компания TAI начала проектные работы по вооруженному варианту, названному Anka+A.

Беспилотники в постафганскую эпоху (часть 3 из 3)


В конце 2012 года появились сообщения, что Египет, неспособный купить дроны Predator, заказал десять систем Anka, но, по всей видимости, эти сообщения были преждевременными. В октябре 2013 года турецкий подсекретариат оборонной промышленности объявил о том, что его страна выдала контракт TAI на десять систем Anka с поставками с 2016 по 2018 годы. Впрочем, в последнем пресс-релизе компании TAI по дрону Anka сказано только, что ведутся переговоры по начальной промышленной партии из десяти систем для турецких ВВС. TAI также разработала два дрона-цели: 70-кг Turna и Simsek с реактивным двигателем.

Турецкая компания Baykar Makina разработала два минидрона: 4,5-кг Goezcu и Bayraktar Mini-UAS. По некоторым сообщениям турецкая армия купила 200 минидронов Bayraktar, а Катар заказал десять штук на сумму 25 миллионов долларов. Другие изделия компании включают Bayraktar Tactical UAS и дрон-вертолет Malazgirt. Турецкая компания Vestel Savunma Sanayi разработала Karayel массой 500 кг, Bora массой 85 кг и дрон Efe массой 4,1 кг.

Использованы материалы:
Military Technology 2013
www.baesystems.com
www.saabgroup.com
Автор: Alex Alexeev


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. Комментарий был удален.
    1. mervino2007 4 марта 2015 17:02
      А где можно посмотреть про дроны, используемые ВС РФ?
    2. Комментарий был удален.
  2. Dudu 4 марта 2015 19:49
    Многие мелкие и средние беспилотники, стартующие с дополнительных устройств, можно считать мертворождёнными - их эксплуатация сомнительна.
    Dudu
  3. Иван-дурак 9 марта 2015 15:41
    Статейка класс!
  4. nstarinsky 14 марта 2015 03:10
    У меня недавно в голове созрел вопрос. Почему нет ни единого дрона, задачей которого является преследование и уничтожение дронов противника?
    1. MooH 14 марта 2015 16:38
      Для того, чтобы преследовать и уничтожать, сначала нужно обнаружить.
      1. nstarinsky 15 марта 2015 18:42
        Согласен! Но ведь не раз и не два возникали ситуации, когда дрон видят на передовых позициях. Обнаружение дрона - задача для наземных служб и электронной инженерии. А вот дрон для уничтожения - проект для создателей дронов.
        Хотя должен признаться - вполне возможно, что если проблема раннего обнаружения дронов будет технически решена, их уничтожение будет не таким уж сложным и "анти"-дроны не понадобятся.
  5. nstarinsky 17 марта 2015 18:50
    http://rt.com/news/201795-china-drone-defense-laser/

    Сегодня на РТ появилась статья о лазерной системе уничтожения беспилотников.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня