Профессия - военный фотокорреспондент

1
Профессия - военный фотокорреспондент

Сразу после начала Великой отечественной войны сотни тысяч молодых людей добровольно пошли в военкоматы. Среди них были представители самых разных профессий, включая и фотографов. В первые дни войны, когда было не до увековечивания событий, когда все думали только о том, чтобы дать врагу достойный отпор, многие из них оказались на фронтах в качестве пехотинцев или сапёров. Но уже к началу второй половины 1941 года представителей узких специальностей или спортсменов стали отзывать от линии фронта и направлять на выполнение воинского долга сообразно своей специальности. В мирное время всё, что связано с использованием каких-то технических средств может показаться определённой синекурой. Но вряд ли такая характеристика уместна для деятельности фронтового фотокорреспондента, или фотокора.
Сотрудники центральных газет или небольших дивизионных или полковых многотиражек рисковали своими жизнями не менее, а то и более обычных бойцов. В отличие от них - в руках у корреспондента не было винтовок или автоматов. Всё вооружение составляла камера «ФЭД» или легендарная «лейка» (Leica - от немецкого Leitz Camera).
Как бы впоследствии не критиковали работу фронтовых фото и кинооператоров люди обиженные советской властью, но именно с «лейкой» и блокнотом тысячи наших соотечественников несли свою службу на фронтах войны. Кто же они - эти представители советской интеллигенции, сотрудники центральных газет столицы и провинциальные фотографы Самары, Мариуполя или Сталинграда? Это Дмитрий Бальтерманц, который снимал строительство оборонительных укреплений на подступах к Москве для газеты "Известия". Это Наталья Боде, ушедшая на фронт добровольцем и всю войну снимавшая для небольшой газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия». Это Роберт Димент, выполнявший задачи начальника фотобюро Политического управления флота. Эммануил Евзерихин, Андрей Зукка, Георгий Зельма, Марк Редькин и сотни других офицеров Красной, впоследствии - Советской армии.
Конечно на съемках фотокорреспондентов далеко не всегда присутствовали сюжеты боевых действий. Это могли быть бытовые сцены, портреты красноармейцев для публикации в газетах и даже фотосъемка свадеб или дружеских застолий. Война не смогла убить в людях естественную потребность любить, наслаждаться жизнью.
В наши дни нам трудно представить себе все характерные особенности выполнения заданий фотокоров. Во-первых, все снимки должны были отвечать нормам политической корректности того времени. Во-вторых, не спали и особый отдел и армейская контрразведка СМЕРШ. Человек с фотоаппаратом у линии фронта может оказаться и врагом. Поэтому корреспонденты просто не могли снимать всё и работали с постоянной оглядкой на допустимость фотографирования тех или иных событий или техники. Тем не менее он создали объёмную и красноречивую летопись событий страшных лет войны. Эти материалы ещё долгие годы будут будоражить воображение представителей не одного поколения.
Не утратила своей значимости профессия военного корреспондента и в наши дни. С той лишь оговоркой, что на один снимок сотрудника военной газеты приходится 20-30 фотографий военных папарацци. Особенно ярко это проявилось в ходе проведения военных операций в Чечне. Трудно себе представить человека на войне, который всегда выглядит как герой агитационного плаката. Любой бой - это предельное нервное напряжение, страх, прилив агрессии. Оказываясь материалом для фотосетов такие сюжеты становились настоящим идеологическим оружием, направленным на подрыв авторитета армии России. Однако это смещение акцента не смогло дискредитировать работу настоящего фронтового фотокорреспондента.

    Наши новостные каналы

    Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

    1 комментарий
    Информация
    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
    1. +1
      20 сентября 2011 22:44
      Да нормально все кто ж против корреспондентов, но пожалуйста помяните и русских, а то как будто их и не было

    «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

    «Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»