Необычные калибры... минометы Первой мировой (часть 2)

Что касается Франции, то едва только лишь Западный фронт перешел на «позиционное положение», как французских военных буквально засыпали предложения организовать выпуск самых простых и одновременно диковинных минометов – лишь бы только на них заработать и… причинить вред врагу. До нас дошла фотография, правда плохого качества, на которой несколько французских солдат стоят около настолько странного «устройства», что далеко не сразу и поймешь, а как «это» действует. Ствол ну явно сделан из водопроводной трубы, опора – коническая тумба набитая землей. На ней шарнир и ствол-труба. И больше ничего! Ни прицелов, ни затвора! В ствол вставляется мина на шесте (как в Порт-Артуре) с пороховым зарядом, потом где-то там внизу поджигаешь фитиль и… бух – мина полетела на цель! Главное – установить весь этот миномет как можно более устойчивым образом.

Столь же примитивными были и «окопные модели» из России. Например, прапорщик Василевский и полковник Стендер в 1915 году предложили делать минометы из стаканов от австрийской шрапнели (первый), а второй – корпусов морских 152-мм бракованных бронебойных снарядов, которые внутри предлагал рассверливать до калибра 127-мм. На Западном фронте такое тоже было: в заднюю часть шрапнельного стакана ввинчивался ствол от винтовки калибра 11-12-мм, ствол устанавливался на треногу и… все! Вставляй в этот «ствол» «бомбу» из листового железа, набитую… обломками подков(!) и стреляй. По сути та же мортира Делаттре, только сделанная из подручных материалов.


Е.А. Лихонин с Ижорского завода предложил 20-мм миномет, стрелявший надкалиберными минами, и увеличенную его модель калибра 47-мм – под оперенную бомбу, вставлявшуюся в него с дула. Затем опять-таки в России родился еще один калибр – 89-мм – тяжелый миномет Ижорского завода, стрелявшей надкалиберной миной в 250-мм, в которой находилось… 32,8 кг взрывчатки. Вы представляете мощность этого боеприпаса? Хотя вес самого миномета тоже был не маленький – 737 кг. Стрелял он на 850 м, то есть был ничуть не хуже зарубежных образцов. Аналогичным был по конструкции и французский миномет Дюмезиля, однако все это хотя и было интересно, но более или менее привычно. А вот в чем французы, наверное, обошли всех прочих, так это даже не калибры, а способ метания мин из разработанных ими минометов.

Начали они с того, что испытали 40-мм пневматический миномет Дормо-Шато Mle 15, бивший на 200 м, но уж очень маленьким оказался у него калибр, а значит и количество перемещаемой в сторону неприятеля взрывчатки. Следующий образец Mle 16 имел калибр уже 50-мм и бил на 300 м. Однако все эти модели реально затмил миномет Брандта-Лобизьера Mle 15 калибра 60-мм, рассказать о котором стоит подробнее.

Откуда у военных взялась вдруг такая тяга к пневматике понятно. Порох и пироксилин стоят денег и как-то жалко тратить их на столь незначительном расстоянии. Вот они и придумали и то и другое перебрасывать в окопы противника сжатым воздухом. Но тут встала она серьезная проблема. Сжатый воздух невозможно подать в ствол в значительном объеме. Он запасает в себе намного меньше энергии, чем метательные пороха и для того, чтобы он как источник энергии с ними сравнился, снаряд в стволе нужно как-то удержать от вылета до тех пор, пока там давление не станет высоким, а для этого позади него иметь достаточный объем. Австрийцы придумали поперечную камеру в казенной части и длинный ствол, чтобы мина разгонялась бы так же, как если бы сзади нее жгли порох. А вот французы решили сделать иначе. В миномете Брандта-Лобизьера, заряжавшегося с казенной части, в ней был не один ствол, а два… один в другом! Внешний представлял собой цилиндр, игравший роль ресивера. И достаточно было сдвинуть внутренний ствол с миной вперед, как воздух из внешней «трубы» в большом объеме перетекал в этот ствол и выталкивал из него мину. Стрелять можно было и обычным сжатым воздухом и углекислым газом, и даже – вот уже где французы оказались просто гениальными изобретателями – посредством усилий нескольких солдат! В комплект к миномету прилагались насосы, и они с их помощью накачивали воздух в ресивер! В австрийском миномете отсутствие баллонов с воздухов превращало его в металлолом. А вот миномету Брандта такая участь не грозила.

Орудие оказалось достаточно легким – 16 кг без баллона, его можно было устанавливать на треногу от пулемета «Гочкис» или даже на «салазки» от германского «Максима», у него отсутствовали громкий звук, и не было дыма при выстреле. Стрельба велась при фиксированном угле возвышения в 42 ° минами весом 950 г. У более совершенного образца Мle 1916 мина весила 650 г, но и летела она дальше. Причем дальность регулировалась в широком спектре изменением давления от 2-ух до 20 кгс/см². Существовали дымовые, сигнальные и даже химические мины начиненные хлоробромом.

Система оказалась удачной и тут же появились подражания, и в частности 86-мм пневматический миномет (почему не 87-ми и не 90-мм?) Буалё-Деблади образца 1915 г. Из-за большого калибра и длины ствола, ресивер сделали в виде расположенного рядом со стволом цилиндра. Это, вдобавок, позволило сделать его казнозарядным, что оказалось очень удобным. Угол возвышения можно было менять в диапазоне от 40° до 60°, чем достигалась возможность иметь целый пучок траекторий. Дальность стрельбы составляла 275 м.

Вес мины составлял 1530 граммов, из которых 450 граммов приходилось на заряд взрывчатки. Странный колпак на головной части мины – одна из деталей взрывателя, причем весьма важная. Дело в том, что начальная скорость мины была очень невелика, поэтому, и удар мины при падении на землю был относительно слабым. Поэтому обычный взрыватель мог и не сработать, ну а уж с таким «колпаком» он действовал безотказно. Насечка на корпусе мины помогала формировать равновесные осколки.

Популярность этого оружия во французской армии была высотой. Ведь на расстоянии 200-250 м услышать хлопок от выстрела (особенно если ствол не высовывается из траншеи!) просто невозможно, разглядеть летящие мины… можно, но в бою пялиться в небо не очень-то разумно, так что засечь позиции таких минометов было делом нелегким.

А теперь, давайте немного пофантазируем на тему аналогичных видов оружия в условиях новой, современной войны. Как известно, сегодня стало очень модным воевать на пикапах. На них ставят и безоткатные пушки, и ЗСУ-23, пулеметы КПВ и ДШК, минометы, ПТУРСы и даже подкрыльевые самолетные комплексы для НУРС. А почему бы не выпустить специально под эти машины 4-6-ствольный миномет по типу миномета Брандта с накачкой от компрессора, питаемого автомобильный двигателем? Пикап едет – ресиверы заряжаются. Добрался до позиции… дал практически бесшумный залп и уехал. А неприятель гадает, откуда ему на голову шлепнулись мины?

Необычные калибры... минометы Первой мировой (часть 2)

50-мм пневматический миномет Дормо-Шато Mle 15


86-мм пневматический миномет Буалё-Деблади.


Заряжание миномета Брандта.


Миномет Брандта на германском пулеметном станке.


Пневматический миномет Брандта. Фото времен войны.


Схема действия миномета Брандта.


Устройство казенной части миномета Брандта.


Французы возле своих минометов. Фото времен войны.
Автор:
Олег Скворцовский
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

16 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти