Кто кого перехитрит в подковерной игре

Кто кого перехитрит в подковерной игре
К скандальному тендеру на поставку ВВС США самолетов-заправщиков присоединился еще один участник

На прошлой неделе из Калифорнии пришло небезынтересное сообщение: малоизвестная убыточная фирма US Aerospace объявила о подписании партнерского соглашения с ГП «Антонов», предусматривающего участие в тендере ВВС США на поставку 179 самолетов-заправщиков нового поколения общей стоимостью 35 млрд долларов.

Этот тендер уже успел превратиться в настоящую эпопею. Все началось в 2002 году с намерения командования американских военно-воздушных сил частично закупить, частично взять в лизинг заправщики KC-767 фирмы Boeing для замены эксплуатирующихся с 1957 года самолетов КС-135. Однако безальтернативность готовящегося контракта возмутила конкурентов, было инициировано расследование, вскрывшее коррупционную составляющую договоренностей между ВВС и «Боингом».


В 2007 году объявляется тендер по программе заправщика нового поколения КС-Х, в котором помимо оскандалившейся компании Boeing принял участие консорциум Northrop Grumman и EADS с самолетом KC-45, построенным на базе европейского заправщика Airbus A330 MRTT. Победителем был признан KC-45. Однако «Боинг» опротестовал явно непатриотичный выбор военных, которые отдали предпочтение изделию Старого Света. И в сентябре 2009-го последовало оповещение о новом этапе многострадального тендера.

Кто кого перехитрит в подковерной игре
Самолет-заправщик KC-45 на базе A330

Сначала участник был один - все тот же KC-767. Northrop Grumman и EADS на сей раз не пожелали предлагать КС-45, заявив, что технические требования составлены так, чтобы состязание самолетов смог выиграть заправщик «Боинга». Однако в марте 2010 года EADS выставила KC-45 уже самостоятельно, попросив перенести срок окончания подачи заявок на участие в тендере с 10 мая на 9 июля, чтобы успеть подготовить необходимую техническую документацию.

Кто кого перехитрит в подковерной игре
Летающий танкер KC-767

И вот теперь к тендеру вроде бы готов подключиться «Антонов». Надо отметить, что одним из ньюсмейкеров по этой теме стал Джон Киркленд. Его имя знакомо внимательным наблюдателям. Именно он в марте 2010 года объявил о том, что Объединенная авиастроительная корпорация намерена представить на тендер по программе КС-Х самолет под обозначением Ил-98, созданный на базе лайнера Ил-96. ОАК без промедления опровергла заявление Киркленда, а документы, позднее переданные им СМИ, квалифицировала как поддельные.

Кто кого перехитрит в подковерной игре
ИЛ-96

О деловой репутации Киркленда в западных СМИ имеется информация, выставляющая его в довольно-таки неприглядном свете. Да и сама компания не образец благополучия. Она завершила 2009 год с убытками в размере 14 млн долларов. Дефицит ликвидных средств достигает 28 млн долларов. Фирме срочно нужны оборотные средства или повторная эмиссия долговых обязательств.

На тендер по программе КС-Х американско-украинский консорциум первоначально предложил три варианта самолетов: собственно Ан-124, Ан-122 и Ан-112. Из того, что было сказано представителями US Aerospace, можно сделать вывод, что Ан-122 - это двухдвигательный вариант «Руслана», а что собой представляет концепция Ан-112, неясно совсем. Известно лишь, что речь идет о самолете на базе одной из имеющихся платформ фирмы «Антонов», полностью удовлетворяющем всем требованиям программы КС-Х. Причем US Aerospace намеревается выдвинуть одну из этих несуществующих машин на пока еще необъявленный тендер по программе KC-Y, в ходе которого должна быть выбрана замена для танкера КС-10.

В канву событий, связанных с предполагаемым участием Украины в тендере по программе КС-Х, ложится и еще несколько новостей. Следует, во-первых, вспомнить майское заявление вице-премьера РФ Сергея Иванова о планах создания российско-американского совместного предприятия, которое будет строить модернизированные Ан-124 в США. В Киеве к этой информации отнеслись, мягко говоря, неблагосклонно, отметив, что никаких технологий производства «Руслана» передавать за границу не планируется. Позднее вопрос о совместном российско-американском производстве самолета поднимался и в ходе визита в Соединенные Штаты президента РФ Дмитрия Медведева.

В мае же со слов президента Объединенной авиастроительной корпорации Алексея Федорова стало известно, что ОАК и ГП «Антонов» договорились о создании совместного предприятия по закупке материалов, комплектующих изделий, продаже и послепродажному обслуживанию самолетов Ан-140, Ан-148 и Ан-124 «Руслан». Предполагается, что СП появится на свет до 1 октября. Для этого украинская корпорация должна выкупить половину акций «ОАК - гражданские самолеты» за 12,5 млн рублей.

Так что же все-таки кроется за известием о подписании партнерского соглашения между US Aerospace и ГП «Антонов» и их участии в тендере по программе КС-Х?

По всей видимости, US Aerospace использует фирму «Антонов» и всю эту историю с тендером в надежде решить собственные финансовые проблемы: привлечь деньги из бюджета для поправки своего нелегкого экономического положения. Благосклонная реакция определенной группировки в американской администрации на появление такого «участника» может объясняться желанием сбить спесь с «Боинга», который до сих пор чувствовал себя в этом тендере хозяином положения, а заодно - и цену на его продукцию. То есть ни о какой реальной возможности поставок авиатехники украинского разработчика ВВС США речи по определению не идет. Для антоновцев этот вариант в целом бесприбыльный, но и непроигрышный, поскольку он может служить своего рода козырем в переговорах с ОАК об объединении, а также способом лишний раз попиарить свою фирму как конструкторский коллектив, обладающий неоспоримой компетенцией в сфере создания многоцелевых авиационных платформ.

Стоит отметить и тот факт, что у ГП «Антонов» нет не только готового прототипа самолета-заправщика, но даже такого проекта, не говоря уж о перспективах его полноценного производства. Между тем четыре KC-767J уже переданы Японии, еще столько же машин будет строиться для Италии. Австралия, Великобритания, ОАЭ и Саудовская Аравия заказали в общей сложности 28 европейских танкеров Airbus 330 MRTT.

В пользу того, что «Антонов» в данном случае (в отличие от ОАК) не был использован втемную, говорит такой факт: руководство фирмы не прокомментировало, но и не опровергло информацию о своем участии в программе КС-Х. Более того, Вячеслав Богуслаев, президент ОАО «Мотор Сич», где изготавливались двигатели Д-18 для Ан-124, сообщил газете «Коммерсантъ», что близок к этому переговорному процессу.

Можно было бы предположить, что при Бараке Обаме случилось невероятное и в США решили реально попробовать допустить к тендеру компанию, которая может сделать нужную ВВС США машину за заведомо меньшие, чем Boeing и EADS, деньги. А заодно начав сотрудничество с ГП «Антонов», в перспективе отодвинуть Россию от проекта производства в США Ан-124, столь востребованного для стратегических военно-транспортных перевозок в интересах натовских контингентов, воюющих в различных горячих точках. Тем более что Boeing, по некоторым данным, проявляет интерес к производству этого самолета. Однако дальнейшие события показывают, что это фантастика.

Кто кого перехитрит в подковерной игре


После того как US Aerospace направила в адрес МО США запрос о предоставлении информации по программе КС-Х, Пентагон выступил с дежурным заявлением: он стремится к проведению тендера в условиях открытого, равноправного и транспарентного процесса и приветствует любого нового участника. Затем US Aerospace обратилась в Минобороны с просьбой продлить на 60 дней срок подачи заявок на участие в тендере по KC-X. Однако этот запрос Пентагон отклонил. После чего представитель US Aerospace заявил, что на конкурс будет выставлен только один самолет - тот самый Ан-112, о котором до сих пор никто ничего не слышал. Стоить одна машина в соответствии с предложением фирмы должна 150 млн долларов, а весь контракт американско-украинский консорциум предполагает выполнить за 29,55 млрд долларов.

Между тем после окончания срока подачи заявок на тендер компания Boeing сообщила, что предлагает МО США самолет, полностью соответствующий всем 372 требованиям программы КС-Х, более совершенный, чем заправщики, заказанные Японией и Италией, и по своим характеристикам превосходящий европейского конкурента. В соответствии с информацией «Боинга» KC-767 в новейшей конфигурации будет на 20% дешевле и на 24% экономичнее, чем Airbus 330 MRTT. Он получит «стеклянную» кабину пилотов, такую же, как Boeing 787 Dreamliner, а «философия» БРЭО машины построена таким образом, что оставляет пилота настоящим капитаном воздушного судна, не давая компьютерным системам ограничивать боевую маневренность. Это явный выпад в сторону компании Airbus, поскольку БРЭО европейского производителя в значительной степени контролирует действия экипажа, пытаясь тем самым предотвратить нежелательные последствия некорректных действий пилотов.

Достоверно ясно: вокруг тендера на заправщик следующего поколения происходит оживленная подковерная борьба, и его исход далеко не в первую очередь определяют ТТХ и стоимостные параметры конкретного самолета. Основным фактором, влияющим на принятие решения, остается, похоже, политическая игра с экономическим уклоном, каждый участник которой старается втихую использовать партнера в собственных корыстных целях. Вопрос лишь в том, кто кого перехитрит.
Автор: Илья КЕДРОВ
Первоисточник: http://www.vpk-news.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://www.vpk-news.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня