Мурка из МУРа

Мурка из МУРа


Самая популярная песня ХХ века, которую принято считать чуть ли не гимном криминального мира, на самом деле не что иное, как песня о секретной операции ЧК. Маруся Климова – реальный персонаж, всю жизнь проработавшая в секретном подразделении ГубЧК, ГПУ, а потом и в НКВД. В тексте песни зашифрованы как загадки, так и ответы к ним. Главным остается вопрос о судьбе героини песни, Маруси Климовой…

Знаменитую песню в течение всего прошлого века многие предпочитали называть «народной». Имя автора, а он, конечно же, был, со сцены вслух исполнители предпочитали не произносить. Авторство «гимна урок» сулило до некоторых пор неизвестному поэту большими неприятностями, особенно в 1930-х годах.


Интересно, что даже самому знаменитому исполнителю «Мурки» – Леониду Утёсову – примерно в это время посоветовали убрать песню из репертуара. Как всегда в таких случаях и бывает, «уход в подполье» только прибавил песне популярности. Но дальше она жила без своего прародителя: многие и сейчас думают, что «Мурка» – народный эпос.

«ПРИБЫЛА В ОДЕССУ БАНДА ИЗ АМУРА»

Это не так. Одесские архивы, в том числе архивы уголовного розыска и криминальной милиции, сохранили не только имя автора, но и тексты песни (их было несколько) в рукописном виде.

В одном из текстов содержится и первая загадка «Мурки». Как известно многим исследователям русского шансона и так называемой блатной поэзии начала прошлого века, у «Мурки» есть версии, согласно которым «банда» прибыла в Одессу «из Ростова», «с Петрограда» и «из Амура». А в одном из авторских текстов вообще написано «из-за МУРа». И этот вариант интересен больше других.

Автор «Мурки» – одесский поэт Яков Ядов. Сама песня была написана в Одессе ориентировочно в 1921–1922 годах. Так считают одесские историки и краеведы, которые уже сегодня готовы проводить экскурсии по местам боевой славы героини. Яков Ядов, расскажут вам они в ходе экскурсии, не был поклонником криминального шансона, но точно и иронично описывал в своих стихах самые яркие образы Одессы времен зарождавшегося НЭПа, зашифровывая в своих песнях реально происходившие в городе события того времени.

Мурка из МУРа


Из-под его пера вышли такие, на первый взгляд, безымянные шедевры, как «Бублички» и «Гоп со смыком». Свое имя Ядов, опасаясь репрессий и гонений на авторов криминального эпоса, действительно со временем предпочел скрыть. Был у песни и композитор – знаменитый музыкант Оскар Строк, положивший стихи Ядова на музыку в начале 1923 года. Тогда историю «Мурки» знала вся Одесса. Но даже в то время немногие знали, что она – агент МУРа…

Московский уголовный розыск был основан в 1918 году и к началу 1920-х уже доказал свою эффективность, быстро и жестко подавив разгул бандитизма в столице. Находясь под опекой центрального аппарата ЧК, московская милиция, чей костяк составляли как вчерашние рабочие, так и амнистированные новой властью бывшие уголовные элементы, не чуралась любой работы – их средства и методы мало отличались от тех, что использовали банды того времени.

Можно сказать, что часто встречающийся в голливудском кино образ Грязного Гарри – полицейского без правил, вершащего собственное правосудие, – это совершенно реальный и в общем обычный московский милиционер начала 1920-х. Чекисты со временем решили «экспортировать» опыт МУРа в самые проблемные регионы советской империи, отправляя группы муровцев для подавления мятежей и очагов бандитизма. Иногда такие опергруппы не брали с собой удостоверений, не надевали форму. С собой у них было только оружие…

«И ЗА НЕЙ СЛЕДИЛА ГУБЧЕКА»

Губернская чрезвычайная комиссия существовала до начала 1922 года, когда была переименована в ГПУ. Фраза про ГубЧК, написанная Яковом Ядовым, позволяет нам предположить, что действие разворачивается в Одессе в период с 1918-го (дата создания МУРа) по 1922 год. Но упомянутый факт слежки за бандой имеет свой особый переносный смысл – а что, если курировала действия «банды», состоящей из сотрудников МУРа, приехавших в Одессу для наведения «мирового порядка»?

Мурка из МУРа


В 1922 году в стране продолжалась Гражданская война, еще вчера в Одессе был голод – трупы умерших каждое утро убирали с улиц красноармейцы на специальных повозках. Приезжать в приморский город, наводненный и без того огромным количеством местных банд, «крышевавших» рынок наркотиков и контрабанды, драгметаллов и проституции, кому-то из Амура не было никакого смысла. Как мы понимаем, на скоростном поезде РЖД они приехать не могли. Самолеты с Дальнего Востока в Одессу по понятным причинам тоже не летали.

Зато, как говорят нам архивы МВД России, в которых сохранились данные о секретных операциях начала 20-х годов прошлого века, только в Одессу из Москвы было отправлено несколько специальных оперативных групп сотрудников ЧК и МУРа – как в форме, так и «в штатском».

Первым «варягом», прибывшим в Одессу из столицы еще в 1919 году, был начальник особого отдела ВЧК Фёдор Тимофеевич Фомин. Чуть позже туда же из Москвы отправляется Стас Реденс, чекист, получивший прозвище Стах (от слова «страх», букву «р» Реденс не выговаривал), а с ним прибыло около 80 чекистов и милиционеров. Вскоре Реденса сменил сам Макс Дейч, близкий друг Феликса Дзержинского, могущественный «серый кардинал» центрального аппарата ЧК.

Интерес руководства Лубянки к событиям в Одессе был неслучаен. Одесса – крупнейший морской порт, через него шли грузы и товары из Европы. Процветала контрабанда, в городе прочно обосновались представители британской и румынской разведок, фальшивомонетчики всех мастей тоже «трудились» именно здесь.

Появились и наркопритоны, которыми заправляли китайцы. Несмотря на то что еще в 1918 году город был окончательно завоеван красноармейцами, в Одессе все равно сохранялась очень напряженная обстановка. Действовала «махновская подпольная ячейка» – возвращение отрядов окрепшего Нестора Махно на юг Украины ожидалось в середине 1922 года, в пригородах действовало до 30 разрозненных банд, хорошо вооруженных со времен Первой мировой.

Мурка из МУРа


Москва никому в городе не доверяла, и потому одесскую ЧК на протяжении всего интересующего нас промежутка времени – с 1918 по 1922 год – возглавляли московские чекисты, командированные с особой миссией: собрать всю информацию для проведения крупномасштабной «зачистки» Одессы от криминального элемента.

Информационный банк данных с подробными досье на лидеров криминального мира Одессы был составлен к началу 1922 года. При этом «варягам с Лубянки» было очевидно, что на местные силы одесской милиции полагаться при проведении какой-либо серьезной операции не представляется возможным – в одесском Угро, так же, впрочем, как и местной ЧК, процветала коррупция, вся информация о готовящихся операциях утекала напрямую к лидерам банд. И тогда было принято историческое по тем временам решение. В город приедет собранная московскими чекистами специальная группа – сейчас бы их назвали «чистильщиками» – для проведения одной стремительной операции, целью которой должно стать уничтожение всей верхушки криминального мира города.

Такой опыт у Москвы уже был. В 1920 в Одессу приезжала так называемая особая ударная группа под руководством одного из самых известных московских милицейских начальников Фёдора Мартынова. Тогда «ударный рейд» на Одессу закончился массовыми расстрелами бандитов прямо на улицах города. Но сейчас действовать, решили на Лубянке, надо тоньше, так как лидера одесского криминального подполья – вора по кличке Бриллиант – даже чекистские агенты и осведомители не знали в лицо. Сценарий специальной операции прорабатывался в Москве около полугода.

Этот сценарий предполагал, что в Одессу отправится «группа гастролирующих бандитов», костяк которой составят самые опытные оперативники МУРа под руководством чекиста по фамилии Берг – архивы сохранили нам несколько имен. В ЧК, впрочем, прекрасно понимали, что появление в Одессе того времени такой «залетной» банды могло привести к нешуточному противостоянию и маленькой гражданской войне. В городе действовало несколько крупных группировок, которые не воевали между собой и даже соблюдали «воровскую концессию».

Этот негласный свод правил среди прочего предполагал и «сдачу» чекистам тех представителей криминального мира, которые отказывались платить свою долю в воровской «общак». «Гастролерам» в Одессе пришлось бы столкнуться с самыми жестокими представителями бандитского подполья, которые при желании могли навести на незваных гостей и местную ГубЧК. Поэтому группе переодетых московских милиционеров была придумана целая легенда, согласно которой оперативники должны были предстать перед лидерами местного криминального сообщества в виде разведгруппы, присланной в город самим Нестором Махно.

Эта легенда на первых порах помогла бы чекистам хотя бы выиграть время. Но была и еще одна деталь плана, разработанного на Лубянке. Это была даже не деталь, а целый персонаж. Женщина. Звали ее Мурка.

Мурка из МУРа
На фото: Автор текста песни Яков Ядов


«РЕЧЬ ДЕРЖАЛА БАБА, ЗВАЛИ ЕЕ МУРКА, ХИТРАЯ И СМЕЛАЯ БЫЛА»

Появление в опергруппе МУРа женщины в то время было не только возможным, но даже необходимым явлением. Женщина в банде не могла, правда, играть роль главаря. Скорее она была подругой лидера, как говорили тогда: «Баба в банде – вору на фарт». Также женщина, красивая и обольстительная воровка, могла быть крупной мошенницей, карточным игроком, гадалкой, да кем угодно – примеров того времени хватило бы на целую книгу.

Решение о включении в «банду из МУРа» оперативной сотрудницы принимало высшее руководство ЧК. Москве было известно, что Бриллиант неравнодушен к представительницам слабого пола, и Мурка должна была изначально сыграть роль приманки в этой «операции прикрытия» (так и сейчас называются мероприятия спецслужб, когда оперативники всю операцию проводят в штатском, действуя по легенде – заранее продуманной истории). Важно только отметить, что, как часто бывает и сейчас, главная героиня не знала об отведенной ей роли. Но легенда была ей придумана самая настоящая – да такая, что внушала страх даже видавшим виды одесским бандитам.

Кстати, на истинную роль Мурки автор песни Яков Ядов намекал нам строкой, описывая сцену опознания Маруси Климовой кем-то из бандитов в одесском ресторане: «Там сидела Мурка в кожаной тужурке, и из-под полы торчал наган». Ни одна девушка, связавшая себя с криминальным миром Одессы того времени, не стала бы сидеть в ресторане, облачившись в традиционный для ЧК наряд, да еще и с наганом наперевес.

А дальше была сама спецоперация – такого уровня сложности и секретности, что все документы, проливающие свет на ее детали, были срочно вывезены в Москву, где были надежно спрятаны от посторонних глаз под грифом «Совершенно секретно». Как чаще всего и происходит, жизнь оказалась сильнее плана – даже секретного плана ЧК. Многое пошло не так, как планировали в Москве.

Иногда московских гостей спасало чудо, иногда – обаяние и характер девушки, ставшей в процессе проведения операции лидером не только своей группы, но чуть ли не всего криминального мира Одессы. Доподлинно известно, что операция в итоге прошла успешно, хотя как можно оценить успех? Какой ценой – ценой потерянных жизней, сломанных судеб, разбитых сердец?

И наконец.

Песня Якова Ядова заканчивается словами «…и за это пулю получай». Это слова главаря банды, обращенные к Мурке. Одесские историки и сотрудники мэрии Одессы, проводившие специальные поиски возможного места захоронения героини песни, пришли к единому выводу – на местных кладбищах Мурка не захоронена. Была, правда, одна странная история с похоронами девушки – московского агента спецслужб, но в городе тогда якобы говорили, что в могилу опустили тело девушки, игравшей роль «двойника» агента…

В материалах Главного информационно-архивного Центра МВД России мне удалось найти учетную карточку, сохранившуюся после уничтожения в конце 70-х годов прошлого века личного дела одной сотрудницы МУРа. Само дело в случае особой секретности легенды агента подлежит уничтожению либо после его/ее смерти, либо по истечении срока давности операции.

Мурка из МУРа


Вот эта карточка, она публикуется впервые. На ней написано – Мария Прокофьевна Климова, 1897 года рождения. На момент проведения секретной одесской операции Мурке было всего 25 лет. Но вот что интересно. В учетной карточке указано звание – капитан милиции запаса. Звание капитана, как и все прочие звания, сохранившиеся до сих пор, были введены в милиции в середине 1930-х годов. Значит, Мурка дожила до этих времен? И не погибла в Одессе? Эту тайну нам еще предстоит раскрыть…
Автор: Андрей КАЛИТИН
Первоисточник: http://www.sovsekretno.ru/articles/id/4420/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Загрузка...
Комментарии 30
  1. AlexGS 23 марта 2015 07:03
    О как! Всегда думал, что это народное творчество, так сказать. Интересно, не знал.
    1. Басарев 23 марта 2015 07:40
      А я думал, что вся песня - чистой воды художественный вымысел и не имеет никакого отношения к реальности.
      1. alebor 23 марта 2015 10:37
        Эта статья - очередная гипотеза, так что не нужно принимать всё в ней написанное за чистую монету.
        Действительно, Ядов известен как автор "Бубличков", об этом, например, говорил хорошо его знавший Паустовский. А вот на счёт авторства "Мурки" ничего доподлинно неизвестно, есть лишь версии и предположения.
        Кроме того, припев про Марусю Климову появился сравнительно поздно, в ранних версиях этой песни, написанной на мотив танго, никакого припева вообще нет.
        1. lukke 23 марта 2015 11:01
          Карточка карточкой, а где личное дело?
          1. Тамбовский Волк 23 марта 2015 14:29
            Кстати,в исполнении Рубашкина слова немного другие.
          2. vfck 24 марта 2015 03:38
            уничтожено или глубоко спрятано.
        2. Комментарий был удален.
        3. AKuzenka 28 марта 2015 21:48
          Действительно. В справке стоит дата исключения из рядов милиции - 1952. А автор, на основании звания капитан, делает вывод, что в 30 х годах она была жива. "Слона-то я не приметил". автор, лучше рассматривайте вами же опубликованные материалы, тогда и идиотских гипотез, у вас в голове, родится поменьше. Извините за ругань, модераторы, но уж сильно "лезет на глаза" несоответствие текста и фотоматериала.
  2. a.s.zzz888 23 марта 2015 07:08
    Это еще одна из версий. А сколько женщин с одинаковой фамилией и именем служило и работало в системе ВЧК, ОГПУ, КНВД?
    Кстати, в карточке отсутствует № приказа.
  3. Letnab 23 марта 2015 07:11
    Для меня эта статья открытие... Вот живем, песенки слушаем и поем, а оказывается тут реальные герои!
  4. Siberia 9444 23 марта 2015 07:18
    Лихие были времена bully За статью спасибо. Две песни Мурка и Гоп стоп это уже классика жанра.
  5. parusnik 23 марта 2015 07:21
    Несмотря на то что еще в 1918 году город был окончательно завоеван красноармейцами, Ой ,ли
    Для того, чтобы представить себе степень ожесточённости борьбы за власть в Одессе достаточно перечислить периоды смены властей в городе:
    - октябрь 1917 – январь 1918 гг. – борьба Центральной Рады и пробольшевистского Румчерода за влияние в регионе;
    - январь – март 1918 г. – в результате январского захвата власти установление Одесской советской республики;
    - март – декабрь 1918 г. – власть Украинской державы гетмана П.Скоропадского и оккупационный режим австро-германских войск;
    - декабрь 1918 – апрель 1919 гг. – военная интервенция стран Антанты;
    - апрель – август 1919 – советская власть, приведшая к „красному террору” в Одессе;
    - август 1919 – февраль 1920 гг. – власть Вооружённых Сил Юга России под командованием генерала А.И.Деникина;
    - февраль 1920 г. – окончательное установление советской власти.
    1. valokordin 23 марта 2015 20:04
      Красный террор был необходим, что белый террор был лучше? Сейчас идёт полный белый террор в СМИ по полной программе и власть это поддерживает.
  6. qwert 23 марта 2015 07:21
    А кто минусанул статье? Гопники?
    1. барон врангель 23 марта 2015 09:21
      Цитата: qwert
      А кто минусанул статье?

      Я хотел бы минусануть, но передумал.
      про авторов песни любопытно , интересно, познавательно.
      Но автор статьи мало знает про структуру уголовного мира в начале 20 века, в частности в Одессе. Автор плохо знает как работал уголовный розыск и ЧК в эти годы. Но версия интересна.
      1. xan 23 марта 2015 12:05
        Цитата: барон врангель
        Автор плохо знает как работал уголовный розыск и ЧК в эти годы.

        Да, большевики вопросы решали. Не гуманисты конечно, но что есть то есть. И победа в ВОВ во многом заслуга большевиков.
        xan
  7. свертальф 23 марта 2015 08:46
    Статье минус поставил бы. Автор гонится за сенсацией. Сплошные догадки и предположения. Все, что написано в статье, могло быть, а могло и не быть. В основу статьи легли факты, изложенные в "блатной" песне, автор которой был слегка вхож в криминал. С тем же успехом, можно было написать статью о существовании волшебника в голубом вертолете, анализируя стихи Успенского. Там тоже много чего зашифровано между строк. И еще, если автор не располагает фотографией предполагаемой героини песни, но зачем-то вводит читателей в заблуждение. На фотографии - Марья Григорьевна Никифорова - соратница Махно, казненная белогвардейцами в 1919 году. Удивительно, что что в статье нет фотографии Саши Грей в кожаной тужурке. Недоработали.
    1. Lyton 23 марта 2015 11:01
      Могло быть, а могло и не быть, вы надеюсь согласны, что ЧК занималось такого рода деятельностью и посылало такие отряды для наведения порядка, а женщину в песне могли так для романтизьма вставить. Познавательно все это, грустно то, что имея такую историю Одесса легла под правосеков, это же надо так людей запугать.
    2. Комментарий был удален.
    3. SPLV 23 марта 2015 12:57
      Автор гонится за сенсацией. Сплошные догадки и предположения

      Полностью согласен с Вами. В подтверждение добавлю своё наблюдение:
      Стас Реденс, чекист, получивший прозвище Стах (от слова «страх», букву «р» Реденс не выговаривал)

      Данное утверждение полная профанация. Имя Стах - уменьшительный вариант, использовавшийся к польскому варианту имени Станислав (с ударением на втором слоге). В российской литературе не часто, но встречается. В жизни - у поляков - в ходу до сих пор. Так что минус статье можно ставить спокойно.
  8. Вадим2013 23 марта 2015 10:54
    Интересная статья и правдоподобная версия песни. Лихое было время гражданской войны в России. Много талантливых людей из народа выдвинулись в это время.
  9. Icebreaker 23 марта 2015 11:06
    Стать - плюс. Я как бы не особо вхож в круга криминального мира и из "Мурки" знаю только строчку про "кожаную тужурку")), а оно вон как... Пусть даже тов. свертальф прав - и это действительно неполноценное исследование в духе "желтой прессы" (ему, кстати, тоже плюс)), но самое главное - интерес пробудило к данному моменту нашей истории. Ну а дальше - все от меня зависит - будет интересно - буду сам копать (например, про Марию Никифорову), окажется скучно и не мое - ну хоть что-то про те времена узнаю... Все равно - польза)
  10. Кэптен45 23 марта 2015 11:20
    Цитата: Вадим2013
    Лихое было время гражданской войны в России. Много талантливых людей из народа выдвинулись в это время.

    Вы правы,время было лихое,отчаянное,люди не боялись браться за всё и делать дело руководствуясь, так сказать, революционной сознательностью. В.Катаев автор "Белеет парус одинокий" в то время в возрасте 16 лет работал в одесском уголовном розыске.
  11. zubkoff46 23 марта 2015 12:28
    По-иоему, с карточкой немного не то. Бросается в глаза следующее: учетная карточка не МВДэшная, а военкоматовская. Скорее всего, это обычная алфавитная карточка военкомата по учету лиц, имеющих какое-то образование или подготовку, но к моменту заведения этой карточки снятых со спецучета, т.е. ушедших из системы МВД или КГБ на гражданку. Приставку к званию "капитан запаса МВД" могли написать только в военкомате. В самом же МВД в учетах обязательно указали бы "капитан милиции" или "внутренней службы". На спецучете в военкоматах состояли все действующие сотрудники милиции, мест лишения свободы, пожарники и т.п., но только в период службы в этом ведомстве. После увольнения со службы по любым основаниям их ставили на обычный военный учет по месту жительства. Так что в карточке названа какая-то однофамилица героини рассказа. А так легенда красивая.
  12. Опора 23 марта 2015 12:51
    Что интересно - вся феня блатная пришла из среды лиц, говорящих на идише и иврите, так и песни блатные сочиняли лица национальности, которые всегда позже стремились на историческую ..... Однако система ......
    1. zubkoff46 23 марта 2015 15:45
      Особенное наглядно это проявляется, в частности" в понятии/слове "фрайер", т.е. свободный, вольный. Все оттуда, Польша, Германия, где в свое время были сильны национальные преступные группировки.
  13. zubkoff46 23 марта 2015 13:25
    Самое время разобрать песню "Раз пошли на дело я и Рабинович..."
  14. Buchki 23 марта 2015 14:57
    Вчера в ВО была опубликована статья о той же Мурке под названием "Муркина республика", где описана совсем иная история-версия об амурском происхождении упомянутой дамы, обозначенной под именем Нины Лебедевой-Княшко, служившей в начале своей революционной деятельности нач. штаба и замом по работе с блатным контингентом у Сергея Лазо.
    Кто пропустил - почитайте, очень интересная статья о малознакомых страницах революционной борьбы за Дальний Восток.
  15. Задира 23 марта 2015 15:53
    Похоже, "военный архив" в выходные дни читает совсем другая аудитория. Или еще не подтянулись, работают не поднимая головы.
  16. alex1961 23 марта 2015 19:01
    Автор очень вольно обращается с фактами. "Разведгруппа Махно" - автору стоило бы поинтересоваться, чем занимался Махно в 22-м году. У него проблем тогда выше крыши было. А утверждение, что в 22-м году шла гражданская война, это нечто!
    alex1961
  17. мичман 23 марта 2015 19:40
    Меня с Одессой связывало многое в работе в 80-е года. Там располагался подчиненный мне НИИ "Шторм", очень интересный институт. А затем по решению Правительства я был назначен от промышленности руководить вместе с Маршалом Е.Я. Савицким войсковыми испытаниями новой системы. В испытаниях участвовали 3 венных округа и Черноморский флот. Один раз вечером мы с Е.Я. Савицким возвращались в Одессу с радиолокационного поста. Он предложил заехать поужинать в старую одесскую пивную и заодно послушать одесские песни. Я знал такую пивную, мы иногда с директором НИИ ходили туда. Так вот, мы появились втроем в этой пивной, водители остались в машинах. Старый еврей играл мелодию "Плач Израиля". Я опущу все интересные события о нашем пребывании там, только отмечу игралась и многими подпевалась (было не более 10 человек в пивной): "Тум балалайка", "Семь сорок", "Бублики". Маршал попросил меня передать, что он хотел бы услышать "Мурку". Я подошел к скрипачу и шепнул ему мою просьбу. Песня была исполнена, посетители в пол голоса подпевали. Вот такие нравы были тогда в этом замечательном городе. Честь имею.
  18. miv110 24 марта 2015 08:31
    Что сказать... Тема криминала 20-х годов нынче модная не раз воспетая во множестве сериалов. Не удивлюсь, что кто-нибудь из продюсеров или сценаристов набредёт на эту статью и вдохновлённый готовым сюжетом слепит очередной шедевр. А автор действительно не очень хорошо знает историю гражданской войны или небрежно отнёсся к этой стороне дела.
  19. Strategia 24 марта 2015 21:36
    Статья похожа на вымысел, приведены псевдодоказательства существования Мурки-чекистки. В общем, ни о чем.
  20. romandostalo 25 марта 2015 00:31
    Оченно интересно, хотя и не стопроцентно. Много допущений, но читать интересно.
  21. yurta2015 25 марта 2015 11:36
    Если песня "Мурка" и является народной, то исключительно еврейской народной, поскольку и её автор, и большинство одесских бандитов того времени были этническими евреями. Впрочем, руководство милиции и ЧК - в основном тоже. Правда, называть народными уголовные песенки как-то язык не поворачивается.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня