Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Морское ополчение Китая

Морское ополчение Китая


В территориальных спорах с соседями Китай прибегает порой к необычным методам. Например, власти КНР создают искусственные острова, чтобы с их помощью усилить контроль над оспариваемыми территориями. А еще в распоряжении Пекина есть такое средство как морское ополчение — флотилия, состоящая из рыболовецких судов. В мирное время участники ополчения занимаются своим обычным промыслом, но в случае конфликта с другим государством готовы прийти на помощь военным. Причем перед регулярными военно-морскими силами у ополчения есть важное преимущество: не всякий противник решится открыть огонь по формально гражданским судам. Больше о китайском морском ополчении — в переводе статьи The Wall Street Journal, подготовленном «Лентой.ру».

На днях Филиппины объявили, что возобновляют строительные работы на островах в спорных районах Южно-Китайского моря в ответ на аналогичные действия КНР. Таким образом Манила вступила в состязание, шансов на победу в котором у нее практически нет.


Если судить по спутниковым снимкам, опубликованным в феврале, Китай развернул беспрецедентную программу по созданию новых островов и наращиванию территории старых (включая искусственный остров размером почти 63 тысячи квадратных метров всего в 200 милях от Филиппин, на котором расположены цементный завод и вертолетная площадка). Проект направлен на усиление контроля КНР над большей частью акватории Южно-Китайского моря.

Территориальные амбиции Пекина в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях не являются секретом. Гораздо меньше известно об одном из инструментов, с помощью которых он планирует реализовать эти амбиции: о морском ополчении.

Китай наряду с Вьетнамом — одна из немногих стран, где существует морское ополчение. Как правило, оно комплектуется из рыболовецких судов и выполняет множество функций — от работы в качестве сил быстрого реагирования в чрезвычайных ситуациях, способных снять севшее на мель судно, до более серьезных и амбициозных задач, включая высадку десанта на острова и провозглашение суверенитета страны над ними. Моряки, сохраняя за собой рабочие места в крупных гражданских судовых компаниях и рыболовных кооперативах, являются в то же время членами организаций под эгидой ВС, которые проводят с ними занятия по военной и политической подготовке, а в случае необходимости мобилизуют на защиту интересов Китая.

Морское ополчение, сформированное еще в первые годы существования КНР, опирается на крупнейший в мире рыболовный флот. В последние годы его возможности существенно выросли, и он способен выполнять широкий спектр задач: от поставок строительных материалов до сбора разведданных. Наиболее способные экипажи проходят специальную подготовку, позволяющую им в случае необходимости вступать в бой с вражескими кораблями и вести «народную войну на море» с использованием морских мин и ракет ПВО. Сейчас бойцы морского ополчения действуют как передовой отряд, отстаивая интересы Пекина в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях.

За пределами КНР о морском ополчении известно немного, но из общедоступных китайских источников вполне можно добыть ценную информацию.

Самый сложный вопрос, касающийся морской милиции Китая, — кто ее контролирует. Ежедневные тренировки проводятся многочисленными органами вооруженных сил, действующими в прибрежных городах и провинциях Китая под надзором вышестоящих органов окружного подчинения. Дальше цепочку проследить сложнее — в силу того, что ополчение исполняет разные функции и, соответственно, его участники находятся в прямом подчинении различных ведомств.

Морское ополчение Китая

Китайский корабль бьет из водомета по вьетнамскому судну, пытавшемуся помешать установлению буровой платформы КНР в спорных водах. 7 мая 2014
Фото: Vietnam Coast Guard / AP


В последнее время были предприняты определенные усилия по уменьшению размеров отдельных отрядов морского ополчения и введению более жесткой специализации. Некоторые подразделения сконцентрированы на оказании поддержки военным и береговой охране. Одно из них — заслуженный батальон морского ополчения уезда Юйхуань провинции Чжэцзян, снабжающий отряды боевых кораблей топливом и боеприпасами.

Другие подразделения выполняют вспомогательные функции, участвуя в разведке, обеспечивая охрану акваторий и важных объектов, организуя радиоигры и глуша вражеские передатчики, помогая в случае необходимости перебрасывать дополнительные грузы, проводить ремонтные работы и эвакуацию пострадавших при ЧП. К примеру, лишь за прошлый год одна только рота морского ополчения Тайчжоу, специализирующаяся на срочных действиях в случае чрезвычайных ситуаций, провела 136 поисковых и спасательных операций. На ее счету — 18 спасенных судов и 286 человек. Во время совместных учений ВМС, береговой охраны и ополчения в Тонкинском заливе в августе 2014 года рыболовецкие суда вели разведку и перехватывали корабли условного противника, пытавшиеся прорваться к буровой платформе, которую они защищали.

Морские ополченцы также помогают поддерживать китайское присутствие в районах территориальных конфликтов или высаживаются на спорные острова, координируя свои действия с политическими и дипломатическими акциями государства. Китай стремится к тому, чтобы эффективно совместить ежедневную рутинную деятельность гражданских моряков и рыбаков с их постоянной готовностью, моментально среагировав на сигнал сверху, включиться в борьбу за национальные интересы на море.

Тысячи судов ополчения оснащены приемниками китайской спутниковой навигационной системы «Бэйдоу», которые позволяют им получать информацию о местоположении соседей и передавать короткие сообщения, используя даже рукописные иероглифы. Эта система играет важную роль в деятельности морского ополчения в век высоких технологий. Как следует из публикации в National Defense, к подготовке которой приложили руку многие представители военных ведомств, оперативное управление Главного штаба ВМС призвало к созданию сети морской разведки, базирующейся на использовании гражданских судов и кораблей морского ополчения. В той же статье приводятся цифры, предоставленные властями двух провинций: в их распоряжении — почти 20 тысяч рыболовных и торговых судов и сотни тысяч ополченцев, — то есть все необходимое для того, чтобы вести тщательное наблюдение за прибрежной акваторией.

Затраты на ежедневную рутинную деятельность ополченцев ложатся на плечи города или уезда, к которому приписано судно, в то время как более крупные миссии или спецоперации субсидируются властями провинции. Они же устанавливают размер компенсаций, выплачиваемых ополченцам в возмещение расходов, понесенных в ходе этих операций, или ущерба, причиненного их судам.

В обеспечении работы морского ополчения задействовано множество государственных ведомств, включая командование рыбоохраны, управление по вопросам обеспечения безопасности на море, военно-транспортное управление и различные органы ВМС. Каждое из них несет ответственность за свой сектор — от предоставления вооружения до оснащения судов навигационными приборами и средствами связи.

Морское ополчение Китая

Китайское морское ополчение и тайваньские рыболовецкие суда направляются к островам Сенкаку. 24 сентября 2012
Фото: Mandy Cheng / AFP


Ополченцы проходят подготовку по широкой программе — от обучения навыкам идентификации кораблей до владения стрелковым оружием и военно-хозяйственной деятельности. Чтобы обеспечить их лояльность, им также читают лекции по вопросам политики и национальной обороны, причем политзанятия продолжаются даже во время выходов в море.

Несмотря на все свои плюсы, морское ополчение — источник немалой головной боли для командования ВМС. Главная проблема — идущая полным ходом приватизация рыболовной промышленности и вызванная ею текучка в отрасли. Когда уловы падают, многие рыболовные компании продают свои активы или увольняют рабочих, чтобы остаться на плаву, и военные вынуждены тасовать кадры и обеспечивать постоянную переподготовку личного состава. К примеру, в одном из уездов Нинбо из 140 мобилизованных в ополчение судов за год владельцы продали 40.

Эти проблемы знакомы практически всем компаниям и рыболовным кооперативам, составляющим костяк морского ополчения. В итоге командование вынуждено экспериментировать и искать способы их решения, проводя обучение в период между путинами, когда у рыбаков сравнительно немного работы.

Тем не менее китайская деятельность по развитию морского ополчения влечет за собой серьезные последствия для соседей КНР по региону, а также для США. Если в Восточно-Китайском или Южно-Китайском морях разразится конфликт, в который будут вовлечены американские союзники или сами США, потребуется разработка правил применения силы против множества формально гражданских судов, действующих в интересах военных. В ходе конфликта малой интенсивности в Южно-Китайском море стало очевидно, что соседи КНР столкнулись с партизанской тактикой, формат которой не позволяет использовать военный флот. Сейчас китайцы стремятся включить в состав морского ополчения как можно больше судов со стальными корпусами вместо деревянных траулеров, до сих пор составляющих значительную часть рыболовного флота. Акцент на материале корпуса, скорее всего, делается как с учетом требований, предъявляемых к судам, ведущим лов в удаленных водах, так и с возможным участием в операциях, в ходе которых используются таран и навал, — именно эту тактику применяли китайские моряки в 2014 году в ходе противостояния вокруг «Хайян Шию 981» — буровой платформы, возведенной КНР в исключительной экономической зоне Вьетнама.

Если подобное противостояние случится, ВМС США окажутся связанными по рукам и ногам соображениями политического свойства: им придется бороться против гражданских, за спиной которых стоят боевые корабли. В то же время ополчение без стеснения может продолжать и наращивать свою деятельность по строительству и охране китайских объектов в спорных водах.

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 18
  1. Samarskiy 9 апреля 2015 18:24
    Отряд боевых рыбаков)
    1. sent-onere 9 апреля 2015 19:04
      Самая реальная стратегия войны для Китая, это отправить сдаваться несколько сотен миллионов своих граждан. Ни одно государство столько военнопленных не прокормит laughing
      sent-onere
      1. Setrac 9 апреля 2015 23:25
        Цитата: sent-onere
        Самая реальная стратегия войны для Китая, это отправить сдаваться несколько сотен миллионов своих граждан. Ни одно государство столько военнопленных не прокормит

        Правильно, кого не прокормят - расстреляют
        1. казах 10 апреля 2015 07:09
          Самая реальная стратегия войны для Китая, это отправить сдаваться несколько сотен миллионов своих граждан. Ни одно государство столько военнопленных не прокормит

          Правильно, кого не прокормят - расстреляют
          если расстреливать каждый день по миллиону их на 2 года хватит.так что это тоже не выход hi
    2. sent-onere 9 апреля 2015 19:08
      В мирное время участники ополчения занимаются своим обычным промыслом, но в случае конфликта с другим государством готовы прийти на помощь военным.
      --------------------------------------------------------------------------------
      ----
      --------------------------------------------------------------------------------
      ----
      К месту вспомнить про Ракетный комплекс Club-K в морском грузо контейнерном исполнении.
      sent-onere
    3. TIT 9 апреля 2015 23:06
      Цитата: Samarskiy
      боевых рыбаков)


      TIT
  2. zubkoff46 9 апреля 2015 18:30
    А неплохо живут китайцы судя по количеству промысловых судов! Каждый из таких корабликов стоит несколько сотен тысяч долларов (если не миллион с хвостом). А ну вспомним пейзажы наших приморских городов, как там с рыбацкими плавсредствами? Да и те на ладан дышат. А моря вроде одинаковые - вода она и есть вода... Экономика, однако, называется. Разница опять не в нашу пользу. Не дай Бог с ними воевать.
    1. Karasik 9 апреля 2015 19:00
      Цитата: zubkoff46
      А неплохо живут китайцы судя по количеству промысловых судов!

      Точно, не плохо. И на каждом таком судне установлена система AIS - система автоматической идентификации. Вообще по правилам IMO (Международная Морская Организация) эта система необязательна на малых судах. Дорогая система, однако! Но китайцы не скупятся.
  3. vazat 9 апреля 2015 18:33
    Как видится, это многочисленные иррегулярные формирования, основная задача которых всестороннее обеспечение сил флота как в мирное, так и в военное время. В СССР была практически такая же система. Китайцы, наверняка, добросовестно изучили наш опыт, вытащили из него самое положительное, доработали, провели эксперимент, а потом распространили на всю страну. Нам пора бы тоже об этом задуматься. С учетом нашего кастрированного на текущий момент ВМФ будет неплохое подспорье.
    vazat
  4. Billikid 9 апреля 2015 19:04
    Если подобное противостояние случится, ВМС США окажутся связанными по рукам и ногам соображениями политического свойства: им придется бороться против гражданских, за спиной которых стоят боевые корабли.

    Думаю у штатовцев не будет с этим проблем. Гражданское население для них , что таракан на кухне,не успел убежать получи тапком. По моему в этих вопросах они никогда не церемонились.
    1. saag 9 апреля 2015 19:23
      Цитата: Billikid
      Если подобное противостояние случится, ВМС США окажутся связанными по рукам и ногам соображениями политического свойства: им придется бороться против гражданских, за спиной которых стоят боевые корабли.

      Великолепная среда для провокации а-ля Тонкинский залив и эсминец "Мэддокс"
  5. Alexey RA 9 апреля 2015 19:17
    В той же статье приводятся цифры, предоставленные властями двух провинций: в их распоряжении — почти 20 тысяч рыболовных и торговых судов и сотни тысяч ополченцев, — то есть все необходимое для того, чтобы вести тщательное наблюдение за прибрежной акваторией.

    Анекдот про китайский противотанковый взвод - 10 000 бойцов с ножовками становится всё ближе к реальности.
  6. ротмистр 9 апреля 2015 19:39
    Страна, которая медленно , но уверенно идёт к своей целе.Модложцы и даже в ЕС не просятся.
  7. кобальт 9 апреля 2015 21:09
    Будет забавно когда китайцы насыпят косу от материка до Тайваня так и присоединят его к себе. Опыт у них уже есть они так присоединили остров даманский к своей территории.
  8. казак волгский 9 апреля 2015 23:22
    а мне вспомнились наши - под траулеры замаскированные суда разведки вмф.....
    1. sub307 10 апреля 2015 02:36
      На ЧФ при СССР, насколько помню, в качестве "разведчиков" исплльзовались бывшие китобойные суда, с военными экипажами конечно. В Южной бухте г.Севастополь юазировались.
  9. Lyton 10 апреля 2015 03:24
    Ну, что сказать молодцы, все действуют в интересах государства, в отличии от них у нас скоро рыболовного флота не будет вообще, ничего нового не строится, старые корыта построенные еще при СССР доживают свое, растет только колличество катеров и яхт в личном пользовании.
  10. cergey51046 10 апреля 2015 06:02
    Не мытьём, так катаньем.
  11. Navigator2013 10 апреля 2015 06:10
    Цитата: Karasik
    Цитата: zubkoff46
    А неплохо живут китайцы судя по количеству промысловых судов!

    Точно, не плохо. И на каждом таком судне установлена система AIS - система автоматической идентификации. Вообще по правилам IMO (Международная Морская Организация) эта система необязательна на малых судах. Дорогая система, однако! Но китайцы не скупятся.


    Ну, что же разумно. Пластиковые и деревянные корпуса небольших рыболовных судов, зачастую не видны на экранах навигационных РЛС, особенно в штормовую погоду. А AIS позволяет "видеть" такие суда в любое время суток, при любых метеоусловиях на мониторах электронных картографических систем и дисплеях AIS таких же судов. Удобство судовождения, возведенное в высший ранг безопасности мореплавания. Система уже не дорогая, и тем более произведённая в том же Китае.
  12. gorizont05 10 апреля 2015 07:17
    Был в Китае, видел как сотни рыбацких судёнышек одновременно выходят в море. Впечатляющее зрелище. А ещё всё это сопровождается залпами фейерверков.
    gorizont05
  13. каштак 10 апреля 2015 07:52
    вообще то это общепринятая практика. гражданские флот, авиация, наземный транспорт, в случае чего это быстро мобилизуемый резерв. вроде это называется полувоенная организация. примеров можно привести много. и у нас, и за рубежом, доброфлот например в Русско-Японской войне. или эвакуация из Дюнкерка. Британцы смогли смыться тогда только на рыбацких лодках и прогулочных яхтах. а если бы не штатские?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня