Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Азиатский Север

Азиатский Север


Завтра, во вторник, 14 апреля, пройдет первое заседание государственной комиссии по развитию Арктики. Ее создали менее месяца назад. Ничего подобного в России не было с 2000 года, когда был упразднен Госкомсевер. Возросшее внимание Москвы к Арктике неслучайно: за прошедшие десятилетия в регионе произошли большие перемены. Потепление климата открывает для освоения новые ресурсы, а Севморпуть все чаще рассматривается как перспективный маршрут, который может перевернуть всю структуру мировой торговли. Новые возможности привлекли в Арктику новых игроков — «азиатских тигров» и две страны, претендующие на статус будущих сверхдержав.

Дыра в океане



Во времена Советского Союза действовал секторальный принцип деления Арктики: страны, имеющие выход к Северному Ледовитому океану, претендовали на акватории и территории, ограниченные меридианами, проходящими через крайние точки их побережья и сходящимися на Северном полюсе. Однако после распада Советского Союза новое правительство России на волне демократизации и открытости подписало в 1997 году Конвенцию по морскому праву, согласно которой территориальная юрисдикция государства распространяется лишь на шельф, тогда как внешельфовая зона объявляется международной. Таким образом одним махом Россия отказалась от претензий на 1,7 миллиона квадратных километров акватории.

В центре Арктики неожиданно образовалась ничейная акватория. «Центральная часть Северного Ледовитого океана — это анклав открытого моря, — объясняет старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Павел Гудев. — И, следовательно, у любых государств — неважно, прибрежные они или внутриконтинентальные, имеют выход к морю или нет, — есть абсолютно равные права по осуществлению там любых видов морехозяйственной деятельности. Там доступны для реализации все шесть свобод открытого моря: рыболовство, судоходство, полеты, научные исследования, прокладка кабелей и трубопроводов, возведение искусственных островов и сооружений. Любое государство имеет право воспользоваться всеми этими свободами». На практике, однако, реализовать их затруднительно, — центр Северного Ледовитого до сих пор покрыт плотным ледяным щитом. Однако он довольно быстро тает, и за пределами территориальных вод уже появились зоны, свободные ото льда.

Этот процесс совпал с ростом могущества азиатских стран, которые с каждым годом выказывали все большую заинтересованность в присутствии в Арктике. По состоянию на данный момент статус постоянных наблюдателей в Арктическом совете имеют 12 государств, в том числе Китай, Индия, Япония, Южная Корея и Сингапур.

Ресурсы, торговля, экология

Что же влечет азиатских игроков на Север? Главных причин три: залежи полезных ископаемых, новые морские пути и необходимость научных исследований.

По оценкам геологической службы США, за Полярным кругом сосредоточена солидная часть извлекаемых, но до сих пор не разведанных мировых запасов углеводородов: 13 процентов всей не открытой нефти, 30 процентов природного газа и 20 процентов запасов газоконденсатов. Причем 84 процента этих богатств сосредоточены как раз в свободной зоне в центре Северного Ледовитого океана. Кроме того, в Арктике предположительно находятся девять процентов мировых залежей угля и значительные месторождения алмазов, золота и урана.

Северо-восточный маршрут вдоль берегов России также выглядит весьма привлекательным как альтернатива перегруженным Панамскому и Суэцкому каналам. Он позволяет существенно сократить время доставки грузов из Восточной Азии в Европу. К примеру, путь из японской Иокогамы оказывается на 37 процентов короче, из южнокорейского Пусана — на 29 процентов, из китайских Шанхая и Сянгана — на 24 и 11 процентов соответственно. Но самое главное — северный маршрут позволяет проводить суда любой осадки и водоизмещения, в том числе супертанкеры и гигантские контейнеровозы, использование которых сейчас ограничено. Помимо всего прочего, транзит через северные воды исключает риск возможных нападений пиратов. Таким образом, превращение Севморпути в оживленную морскую дорогу может полностью перестроить всю структуру мировой торговли.

Повышенный интерес у азиатских стран вызывают и природные процессы, происходящие в Арктике. Таяние арктических льдов тесно связано с изменением климата, которое отражается на всех государствах мира. Практически все новые участники арктической гонки ведут активную исследовательскую работу на базах Шпицбергена. Наличие таких научных станций, помимо прочего, демонстрирует заинтересованность государства в Арктике даже в условиях отсутствия собственных арктических территорий, символизируя готовность войти в «полярный клуб».

Снежный дракон идет на Север


Наиболее выразительным и заметным из новых акторов является КНР. Для бурно растущей китайской экономики, критически зависящей от импорта ресурсов, освоение огромных залежей углеводородов на дне Северного Ледовитого океана представляется весьма заманчивым. По оценке Международного энергетического агентства, к 2020 году Китай станет крупнейшим импортером нефти в мире, а к 2035 году китайская экономика будет нуждаться в 13 миллионах баррелей в день. Для Китая остро стоит вопрос безопасности поставок: половина нефтяного потока идет с нестабильного Ближнего Востока, а 85 процентов импортируемой нефти прокачивается через Малаккский пролив полторы мили шириной, в котором находится база американских ВМС. В случае серьезного обострения обстановки этот маршрут легко перерезать, и экономика Китая просто задохнется. Поэтому Пекин, претендующий на глобальную роль в мировой политике, отчаянно ищет возможности диверсифицировать свои источники нефти.

Азиатский Север

Китайский ледокол «Сюэлун»
Фото: Chen Fei / Xinhua / AP


Вопросами освоения Севера в Китае занимается Государственное управление по делам Арктики и Антарктики в составе Государственного океанологического управления КНР. Китайский ледокол «Сюэлун» («Снежный дракон»), построенный по советскому проекту, провел несколько научных экспедиций и в 2010 году достиг Северного полюса. С 2004 года на Шпицбергене работает постоянная полярная станция «Хуанхэ». К 2016 году планируется ввести в строй новый более совершенный ледокол в дополнение к «Сюэлуну». В будущем, согласно планам Пекина, китайский ледокольный флот превысит канадский и американский вместе взятые. Китайцы активно работают над постройкой судов с укрепленным корпусом, чтобы расширить время навигации в Арктике: по подсчетам экспертов, перенаправление торговых маршрутов через Севморпуть даст Китаю гигантскую экономию — от 60 до 120 миллиардов долларов в год.

Тем не менее «арктическая пятерка» не рвется допускать КНР в Арктику: трижды заявка Китая на статус постоянного наблюдателя отклонялась членами Арктического совета. Пекин пытался заручиться поддержкой Оттавы и Москвы, инвестируя в исследовательские программы и проекты по нефте- и газодобыче. Убедившись, что щедро делиться богатствами своего шельфа ни россияне, ни канадцы не спешат, китайцы сделали ставку на другие северные страны: в 2008 году китайские инвестиции помогли Исландии пережить финансовый кризис, между государствами был подписан ряд двусторонних соглашений, в том числе по сотрудничеству в полярных исследованиях. В обмен на это Йоханна Сигурдардоттир, тогдашний премьер Исландии, поддержала заявку КНР на статус постоянного наблюдателя в Арктическом совете. Нашел Пекин и подход к Дании, пообещав помощь в освоении гренландских ресурсов, в том числе редкоземельных минералов, урана, железных руд, свинца и цинка, нефти и драгоценных камней. Кроме того, Китай сумел заручиться поддержкой шведов и организаций малых народов Севера.

При этом, как отмечает Павел Гудев, китайские попытки прорваться в Арктику выглядят двусмысленно: «У себя в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях китайцы нарушают, наверное, все ключевые положения конвенции ООН по морскому праву. При этом они выступают за то, чтобы страны «арктической пятерки» полностью соблюдали все положения конвенции в Арктике».

Миротворцы из Обители снегов

Для индийцев присутствие в Арктике — скорее вопрос престижа: страна позиционирует себя как одного из потенциальных мировых лидеров и традиционного лидера стран «третьего мира». На данный момент в северных полярных широтах работают две индийские арктические станции — «Химадри» («Обитель снегов») и открытая в августе 2014 года IndARC.

Индия, как и Китай, также выказывает интерес в разработке северных ресурсов. Так, компания ONGC Videsh Ltd. (OVL), дочерняя структура Oil and Natural Gas Corporation (ONGC), вела переговоры с «Роснефтью» об участии в нефтедобыче на шельфе, однако шли они достаточно вяло. Но обострение обстановки на Украине, введенные против России санкции и объявленный поворот Москвы на Восток все изменили.

Азиатский Север

Индийская станция «Химадри»
Фото: ncaor.gov.in


«Мы должны воспользоваться ситуацией, — утверждает эксперт Института оборонных исследований и анализа (IDSA) Уттам Кумар Синха в статье, опубликованной в The Hindustan Times. — Из-за глобального потепления стали доступны огромные залежи нефти и газа, и мы можем сотрудничать с Россией в стратегической, коммерческой, научной сферах. Россия будет играть большую роль в обеспечении энергетической безопасности Индии. Россия и Индия имеют давние традиции военно-морского сотрудничества, и наш флот может действовать в Арктике, принимая участие в поисково-спасательных операциях и ведя работы по мониторингу загрязнения окружающей среды. Российские и индийские ученые могут работать рука об руку над разгадкой тайн арктической климатологии и метеорологии… Если Нарендра Моди и Владимир Путин стремятся вывести двусторонние отношения на новый уровень, то Арктика предоставляет для этого новое поле». Скорее всего, с учетом молчаливой индийской поддержки России в ООН и изменения приоритетов во внешней политике, в Москве инициативы Дели встретят с пониманием, хотя вряд ли допустят индийское военное присутствие в стратегически важном регионе.

Как отмечает Павел Гудев, «позиция Индии в отношении Арктики отличается парадоксальностью: Дели выступает за придание Арктике безъядерного статуса. Учитывая наши атомные ледоколы, российские и американские АПЛ, это абсолютно нереализуемо. Пока позиция Индии по этому вопросу не изменится, она останется арктическим маргиналом».

Курилы, ледоколы и большая логистика


Для Токио наиболее привлекательным выглядит освоение северного маршрута, по которому можно отправлять товары в Европу с выигрышем времени до двух недель и получать российский, норвежский и датский сжиженный газ, в котором так нуждается японская экономика после полного отказа от атомной энергии после аварии на АЭС «Фукусима».

Сотрудничество с Москвой по арктическому вопросу в Токио рассматривают как возможность смягчить трения вокруг Курил; Россия, кроме того, воспринимается как партнер, контакты с которым помогут умерить китайские амбиции в Арктике. Японское руководство понимает, что Москва заинтересована в диверсификации своего экспорта, и готово ей в этом помочь.

Южная Корея — относительный новичок в Арктике: первая научная станция «Дасан» появилась на Шпицбергене лишь в 2002 году. Тем не менее Сеул быстро доказал, что пришел в северные широты всерьез и надолго: правительство приняло «Арктическую стратегию», в которой приоритетными целями значатся выстраивание международного партнерства, углубление научных изысканий и сотрудничество в экономической сфере. Особое внимание Сеул уделяет поддержке коренных народов Арктики, защищая их права и способствуя развитию культуры. Расходы Южной Кореи на арктические исследования превысили аналогичные траты США.

Азиатский Север

Корейский ученый
Фото: kopri.re.kr


Как одна из ведущих судостроительных держав Южная Корея заинтересована в разблокировании Северо-Восточного маршрута, что автоматически приведет к потоку новых заказов. Южнокорейские корабелы готовы предложить покупателям новые типы ледоколов и судов арктического класса. Как и для остальных «азиатских тигров», болезненным для Сеула является вопрос ресурсов. Бизнесмены из Южной Кореи не раз высказывали заинтересованность в закупках арктических газа и нефти и совместного исследования перспективных месторождений.

Свои амбиции в Арктике есть даже у маленького Сингапура. Будучи крупнейшим логистическим центром мира, он желает сохранить этот статус и при открытии северного транзита, хотя это будет нелегко: с Сингапуром в этом готовы конкурировать все азиатские участники арктической гонки.

Сейчас Сингапур интересуют в основном нефтяные богатства Арктики. Сингапурская промышленность развивает методы бурения и портовой инфраструктуры, позволяющие работать в арктических регионах, в расчете на появление нишевого рынка, в котором у сингапурцев будет решающее преимущество. Кроме того, по мнению Гудева, Сингапур претендует на то, чтобы стать ключевым центром подготовки кадров для работы в Арктике.

Шанс за большие деньги


Разумеется, вернуться в прошлое нельзя. Секторальный принцип никогда больше не будет определять арктические границы. Тем не менее у «арктической пятерки» есть инструменты для отстаивания своих интересов. Павел Гудев полагает, что «Конвенция ООН по морскому праву может выступать в роли правового зонтика, под которым могут формироваться отдельные региональные режимы по отношению к каким-то морским пространствам — наподобие тех, что действуют в Балтийском и Средиземном морях, где какие-то положения конвенции соблюдаются преимущественно, а какие-то в меньшей степени. Подобный прототип регионального режима, где учитывались бы интересы "арктической пятерки", можно создать и в Северном Ледовитом океане».

Для России приход в Арктику новых игроков наряду с очевидными рисками предоставляет массу возможностей: северный транзит оживит прибрежные районы и принесет в казну государства немалый доход, а иностранные капиталы и технологии позволят освоить колоссальные шельфовые запасы. Но для этого в регион необходимо вложить огромные средства, несравнимые с тратами на все инфраструктурные проекты последнего десятилетия.
Автор: Алексей Куприянов
Первоисточник: http://lenta.ru/articles/2015/04/10/arctic/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 18
  1. vsoltan 14 апреля 2015 18:25
    Эльцин, покойный, предатель не менее, чем Горби. ..еще и кусок Баренцевого моря припомнить надо. ...теперь, в итоге - уже и раскосые в нашу Арктику лезут. ..эфиопов еще не хватало. ...вытеснять и не пускать. ...поскольку наименьшее подлетное время баллистических ракет. ..именно через СП. Однако, у РФ есть и козырь. ..пока никто не превзошел нашу школу навигации в высоких широтах. ...
    1. Красмаш 14 апреля 2015 18:37
      Цитата: vsoltan
      Однако, у РФ есть и козырь. ..пока никто не превзошел нашу школу навигации в высоких широтах. ..

      У китайцев козырь ещё больше ,как ни как, у них ХУЕ ЛОНГ laughing
    2. сибиралт 14 апреля 2015 18:49
      Азиатский Север ничем не круче китайской Америки. laughing Их уже каждый четвертый на нашей планете. И еще полмиллиарда всяких японцев, вьетнамцев и прочей океании.
      1. ltshyi01 14 апреля 2015 19:02
        А ещё вы забыли про 1 миллиард и примерно 300 тысяч индусов!
        ltshyi01
    3. ltshyi01 14 апреля 2015 19:00
      Кроме того у России единственный в мире атомный ледокольный флот, а это тоже кое чего стоит! Если конечно канадцы не обгонят или те же ускоплёночные чего не придумают!
      ltshyi01
    4. Starover_Z 14 апреля 2015 20:05
      Россия и Индия имеют давние традиции военно-морского сотрудничества, и наш флот может действовать в Арктике, принимая участие в поисково-спасательных операциях и ведя работы по мониторингу загрязнения окружающей среды. Российские и индийские ученые могут работать рука об руку над разгадкой тайн арктической климатологии и метеорологии…

      И индусы в Арктику хотят ... Ничего плохого про них не хочу сказать,
      но как на Севере, в морозы собираются работать индийцы,
      для которых дома +10-15, как для нас на Севере -40-45 ?
      В скафандрах, как в космосе ?
      1. reservist 14 апреля 2015 20:31
        Цитата: Starover_Z
        но как на Севере, в морозы собираются работать индийцы,
        для которых дома +10-15, как для нас на Севере -40-45 ?

        ну в горах Кашмира с пакистанцами они же воюют ...
        http://topwar.ru/uploads/images/2015/635/bhwb274.jpg
      2. Альджавад 15 апреля 2015 00:34
        но как на Севере, в морозы собираются работать индийцы,


        если они даже сортиры строить не умеют?(или не хотят).
    5. Альджавад 15 апреля 2015 00:31
      не превзошел нашу школу навигации в высоких широтах. ...


      И не только.

      Вот школьники на Полюс пошли (само-собой, при взрослых). Экстрим? А нам не страшно. Ведь у нас есть технологии не просто выживания, а работы в высоких широтах.

      Это, как и космическая медицина, наше "ноу-хау".
  2. Корсар5912 14 апреля 2015 18:35
    Напрасно азиаты намылились в Арктику, перид потепления в Арктике не первый и закончится, как и все предыдущие после 30-летнего цикла.
    Когда-то новгородцы в конце 1 тысячелетия н.э. за один сезон по чистой воде доходили до устья Енисея, а потом лъды вернулись.
  3. sent-onere 14 апреля 2015 18:36
    Фото впечатляет. wink
    sent-onere
  4. ваняватный 14 апреля 2015 18:44
    это чтобы нефтяники работали спокойно ,а сингапурские торговцы не боялись пиратов ,но за это нужно платить soldier
  5. Alex_Rarog 14 апреля 2015 18:46
    Да ебн сильно наградил подписав меморандум. Но сейчас думаю мы своего не упустим!
  6. Басарев 14 апреля 2015 18:53
    Что все эти народцы, не нюхавшие настоящего севера, делают в Арктике? Нужно возобновить секторный принцип и изгнать с позором из Арктики всё это отребье!
    1. Алексей_К 14 апреля 2015 19:41
      Цитата: Басарев
      Что все эти народцы, не нюхавшие настоящего севера, делают в Арктике? Нужно возобновить секторный принцип и изгнать с позором из Арктики всё это отребье!

      Насчёт секторного принципа я с Вами согласен. Но вот про не нюхавших Севера - так ведь все люди вылезая из мамки не нюхали Севера, кроме северных народностей. Вы хотите сказать, что на Севере в России служат только чукчи, ненцы и якуты?
      1. Басарев 15 апреля 2015 10:38
        Просто говоря "не нюхавших настоящего севера", я хотел сказать - не имеющие к Арктике никакого отношения. Географически побережьем Ледовитого океана они не обладают. А потому не вправе даже мыслить о богатствах Арктики.
  7. reservist 14 апреля 2015 18:58
    Цитата: sent-onere
    Фото впечатляет. wink

    поддерживаю good
    http://topwar.ru/uploads/images/2015/690/bqwn246.jpg
    1. Hyppopotut 14 апреля 2015 20:16
      Эх, знакомо... А в посёлке м. Шмидта, иногда дальнобойщики разворачивались "по крышам" домов! Жаль не удалось записать на видео полёты по погодному минимуму в условиях Арктики... тоже впечатляет!
  8. Consul-t 14 апреля 2015 19:41
    Вот что меченный с Борькой навертели.
    Надеюсь, что горбатый понимает, что его в России ненавидят.
    До чего же рожа то противная... а...
  9. TribunS 14 апреля 2015 20:28
    Уважаемый Михайло Ломоносов еще в XVIII веке уверял, что богатство России произрастет Сибирью.

    И жизнь доказывает, что ещё "плюс Арктикой"...
    TribunS
  10. ia-ai00 14 апреля 2015 20:41
    Да, России надо наращивать своё присутствие и на Севере, и в Арктике, пока не поздно! В последнее время всё так стремительно развивается, что на всей планете становится "места мало"...
  11. shelva 14 апреля 2015 21:13
    Раз уж секторальный принцип аннулирован и подписант безответственный договор в 1997 году, нужно пользоваться тем, что наша бывшая Арктика у нас под боком и мы имеем право в этих нейтральных теперь водах на их освоение. Учитывая огромное количество островов, нам принадлежащих, у нас есть реальные шансы отжать нашу Арктику.
    1. Басарев 15 апреля 2015 10:42
      А что, если пойти по пути республики Науру? Сухопутная площадь её исчезающе мала, но зато суверенитет распространяется на гигантский кусок Тихого океана. А не только территориальные воды. Вот и России следовало бы расширить суверенитет на советский сектор Арктики. А норвегов, отжавших кусок Баренцева моря - признать интервентами.
  12. Zomanus 15 апреля 2015 05:29
    Плакать уже поздно по потерянному. Нужно отстаивать и закреплять свои права на то, что у нас сейчас есть. А Норвегии часть нашего моря Медведев отдал, кстати. Это к вопросу о том, как отстаивать будем. А вообще инфраструктуру вдоль побережья строить надо, железку тянуть, заселять активнее. А то китайцы там поселятся городом, а мы и не узнаем...
    1. user 15 апреля 2015 10:53
      А Норвегии часть нашего моря Медведев отдал


      Ну эту подпись всегда можно отозвать

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня