Франции позволили компенсировать потери от санкций?

«Интерфакс» со ссылкой на квартальный отчёт нефтегазовой компании «Total» сообщил, что французские власти разрешили ей работу в России на трёх проектах: «Ямал СПГ», Харьягинском нефтяном месторождении Ненецкого автономного округа и Термокарстовом газоконденсатном — это в Ямало-Ненецком автономном округе. В отчете изложены условия, при которых можно продолжить российские проекты, не нарушая установленных Евросоюзом санкций. Но эти оговорки не принижают значение опубликованной новости — казначейство Франции выдало компании «Total» разрешение на работу в России.

Франции позволили компенсировать потери от санкций?


В поход за нефтью, газом и долларами


Случилось это после ереванской встречи Владимира Путина и Франсуа Олланда, на которой среди прочего обсуждались и расчёты за непоставленные вертолётоносцы. Возможно, осознав теперь финансовые потери, французы захотели компенсировать их доходами своей нефтегазовой компании, или решение это приняли раньше, а два события просто совпали по времени… Ясно одно — на кону серьёзные активы и очень большие деньги.

Вот «Ямал СПГ». Этот проект предполагает строительство в районе ямальского поселка Сабетта завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) мощностью 16,5 млн. тонн в год, транспортной инфраструктуры, включающей морской порт и аэропорт. Доля Total в «Ямал СПГ» составляет 20 процентов. (В этом проекте российской компании «Новатэк» принадлежит 60 % акций, оставшиеся 20 — китайской CNODC).

Пока французы соблюдали санкции, строились завод и газопровод от Южно-Тамбейского месторождения. В феврале начал работать аэропорт. Принимает суда морской порт. Всё по графику: первая линия по производству СПГ должна войти в строй в 2017 году. Можно посчитать. Тонна СПГ на дефицитном азиатском рынке стоит от 500 долларов США. Даже по этой нижней границе цены годовой доход от работающего завода превысит $ 8 миллиардов, пятая часть которых (почти в четыре «Мистраля») — доля Total. И так — каждый год!

Теперь о Харьяге. В этом проекте собственность Total повыше — 40 процентов. С ней в компании — норвежская Statoil (30%), наши «Зарубежнефть» (20%) и «Ненецкая нефтяная компания» (10%). Извлекаемые запасы Харьягинского месторождения оцениваются в 160 млн. тонн нефти. Простые расчеты показывают, Total здесь может получить (в нынешних ценах на нефть!) $ 25 миллиардов. Не за год, конечно, но какая перспектива!

Наконец, Термокарстовое газоконденсатное месторождение. Его открыли ещё в советское время. Доказанные запасы газа здесь составляют 24,6 млрд. куб. м и жидких углеводородов — 4,6 млн. тонн. Не буду считать в этот раз доходы французов. Кому хочется получить спазмы в горле, может сделать подсчёты самостоятельно, учитывая, что компании «TOTAL Termokarstovoye B.V.» в проекте принадлежат 49 процентов акций.

Такие разные перспективы

Сегодня у французской компании есть проблемы. В прошлом году её прибыль сократилась на 10 процентов. В первом квартале нынешнего — на 20. Подключение к работе в российских проектах не принесет быстрой прибыли, однако позволит увеличить капитализацию, а, главное, — удержаться на российском рынке углеводородов, что для Total крайне важно. Некогда четвертая в мире по объёму добычи углеводородного сырья, она потихоньку сдает свои позиции. Поскольку объёмы эти делает не во Франции, где совокупные запасы нефти едва превышают 10 млн. тонн, а в 110 странах мира, включая Россию. Здесь любой из сегодняшних проектов Total в разы перекрывает все французские месторождения вместе взятые. Что, впрочем, не удивительно.

Удивительно другое. Пока в санкционной паузе пребывают американская ExxonMobil, британская British Petroleum и прочие, французам позволили продолжить работу в России. Оговорки, что это не шельфовые и сланцевые проекты, и что при инвестициях не будут использоваться доллары, на самом деле мало что меняют — раньше ведь не разрешали! «Добро» получено, и этим всё сказано.

Скорее всего, так поощрили Францию за её неуступчивую позицию по вертолётоносцам. Ведь что бы там ни говорили, но это, на мой взгляд, самая публичная и резонансная акция всех западных санкций. Мы делаем вид, будто и не очень хотелось нам этих «Мистралей», что на самом деле это большие консервные банки с сомнительными боевыми возможностями... Только вот забываем, что перспектива получить под боком пару таких десантных кораблей с универсальными качествами до сих пор держит в напряжении японцев, а нам для демонстрации флага (чем во многом и занимается флот в мирное время) совсем не лишними были бы сейчас корабли с водоизмещением больше крейсерского. И потом, репутационные потери нашей страны как-то не учитываются. А они есть, и очень серьёзные. Это результат прямых действий французского правительства.

Для сравнения возьмём другую западную компанию — германскую Siemens AG. Российских контактов у этого транснационального концерна больше, чем у французов. (Спасибо дружбе В.Путина и Г.Шредера). Он имеет блокирующий пакет акций в российской энергомашиностроительной корпорации «Силовые машины», контрольный пакет — одного из крупнейших российских производителей люминесцентных ламп ОАО СВЕТ, владеет поставщиком автомобильных компонентов НПП «АВТЭЛ». Но, пожалуй, самым важным контрактом Siemens с Россией стала поставка для РЖД (с последующим в течение тридцати лет техническим облуживанием подвижного состава) высокоскоростных электропоездов «Сапсан» и «Ласточка».

Мало найдётся компаний с такими прочными связями в российской экономике. (Годовой оборот Siemens в России составлял два миллиарда евро. Портфель новых заказов — 1,7 млрд.) Руководители концерна вначале неохотно приняли западные санкции, но потом, несмотря на огромные убытки, стали всё активнее поддерживать политику германского правительства.

И вот итог: глава федеральной пассажирской компании Михаил Акулов на днях сообщил РИА Новости, что с июня на маршруте Нижний Новгород — Москва вместо «Сапсанов» будут использовать скоростные поезда «Стриж» испанского производства.

Сигнал серьёзный. В немецком концерне его оценили и среагировали мгновенно. Президент Siemens в России Дитрих Меллер связался с агентством ТАСС и высказал заинтересованность в проекте высокоскоростной магистрали «Москва-Казань». По его словам, компания готова принять участие в проектировании и подрядных работах, а, главное, — поставках электропоездов на базе их локального производства вместе с российской "Синарой". Упоминание «Синары» отражает, скорее, отчаяние от угасающих перспектив. Ведь с этой компанией Siemens делает в уральской Верхней Пышме только грузовые магистральные электровозы. От них дистанция до скоростных поездов, как от «КамАЗа» до «Мерседеса». Но что не придумаешь, если из-за санкций остаешься за бортом миллиардных проектов, за один из которых теперь взялись на равных наша компания «Скоростные магистрали» и корпорация «Китайские железные дороги».

Чему научили санкции?

Случай с Siemens хоть и показательный, но не отражает всех тенденций в политике нашего правительства. Она соткана из противоречий. С одной стороны кабинет министров признаёт серьёзные уроны, которые несёт российская экономика от санкций западных стран, с другой — помогает тем решить свои острые проблемы. Так было в начале года, когда ракетно-космическая корпорация «Энергия» подписала с американской Orbital Sciences Corporation контракт на поставку в США двигателей РД-181. Они разработаны специально для ракеты-носителя Antares. Первые два двигателя заказчики получат уже в июне. То есть, несмотря на санкции, американцы готовы потратить на Россию миллиард долларов, чтобы обеспечить реализацию космических программ. Мы — «за».

Иногда складывается впечатление, что власть принимает решения, как будто и нет никаких санкций. Не помешали, например, они развитию темы приватизации «Роснефти». Ещё десять лет назад 100 процентов её акций принадлежали государству. Потом «Роснефть» сделали публичной компанией, по ходу дела продав чуть не треть акций. (Сегодня доля государства здесь — 69,5 процента, у британской ВР — 19,75, остальное — в собственности физических лиц, в основном — иностранцев. Такой вывод напрашивается из того, что 62 процента первичного объёма IPO для физлиц размещали в Лондоне.) В разгар кризиса с валютным курсом, 27 ноября 2014 года премьер-министр Д. А. Медведев подписал распоряжение правительства о продаже ещё 19,5 % акций, принадлежащих государству. В распоряжении есть оговорка: цена продажи должна быть не ниже цены акций в период первого публичного размещения 2006-го года.

С этим пока проблемы. Капитализация включенной в санкционные списки «Роснефти» упала в сравнении с 2013-м почти втрое. Такая стоимость компании тормозит реализацию опрометчивого решения кабинета министров. Опрометчивого потому, что, даже при отчуждении значительной части собственности компании, проблемы «Роснефти» по-прежнему решает всего-навсего один акционер — государство, поддерживая её средствами своих резервных фондов. Прочие акционеры заняты подсчетом дивидендов. Так будет и дальше.

Другой удивительный пример преподнесла сделка по продаже российской буровой компании Eurasia Drilling Company (EDC) международному нефтесервисному гиганту Schlumberger. Предприятия EDC бурят, ремонтируют и обустраивают скважины наших основных добывающих компаний. Совокупная доля EDC на российском рынке — 29 процентов. Её готовы сдать западным инвесторам. Об этом министр энергетики РФ Александр Новак заявил на конференции по энергобезопасности Европы. Нужно лишь выполнить условия, которые сформулировала Федеральная антимонопольная служба.

Не буду погружаться в эти условия, тем более что проверка сделки ещё продолжается. Важно другое — формальное следование законам и правилам Российской Федерации не остановит по существу американскую компанию Schlumberger (с главной штаб-квартирой в Хьюстоне) от выполнения санкционных требований западных стран. Если такое случится, под удар попадёт почти треть российской нефтедобычи, а в телевизоре снова скажут «Мы как-то не подумали…»

…Интерес транснационального бизнеса к России будет всегда. Ведь в нашей стране сосредоточено более половины мировых запасов угля, древесины и торфа, треть нефти и газа, две пятых железных руд и калийных солей, четверть фосфоритов и апатитов… Потому вряд ли стоит заигрывать с западными компаниями, создавая им дополнительные преференции для работы. Пример «Total» показывает: им самим без России становится худо. А у нас выбор есть!
Автор: Геннадий Грановский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 28
  1. rotmistr60 1 мая 2015 06:44
    Если такое случится, под удар попадёт почти треть российской нефтедобычи

    Может я чего-то не понимаю, но действия "Газпрома" иногда кажутся абсурдными и направленными не на пользу России и ее населения.
    1. Ростовчанин 1 мая 2015 07:02
      Случай с Siemens хоть и показательный, но не отражает всех тенденций в политике нашего правительства. Она соткана из противоречий. С одной стороны кабинет министров признаёт серьёзные уроны, которые несёт российская экономика от санкций западных стран, с другой – помогает тем решить свои острые проблемы.

      От себя хочу добавить, что в проекте КС "Русская" для Турецкого потока используются именно агрегаты Siemens, мы установили первые 7 турбин, а о поставках остальных 7 пока тишина... хотя фундаменты под них уже залиты и полностью подготовлены
      1. Роман 11 1 мая 2015 10:08
        Цитата: Ростовчанин
        для Турецкого потока используются именно агрегаты Siemens

        А свои как, ненадёжные?
        1. Ростовчанин 1 мая 2015 11:06
          А свои как, ненадёжные?

          Почему не надежные? Наши газовые турбины сделаны на основе двигателей НК-12 (те которые стоят на Ту-95 и на АН-22) это очень надежные и экономные турбины, КПД с импортными практически идентичные я считаю их единственный недостаток это их шумность, у нас практически все газокомпрессорные станции этими турбинами снабжены... Но технологии должны не стоять на месте, нужен более мощный аналог.
          1. еретик 1 мая 2015 21:32
            Уважаемые. Тут какая-то путаница:на КС "Русская" поставляются газовые турбины MS5002E изготовленные по лицензии на Невском заводе в Петербурге а не НК-12. Кроме турбин в состав компрессорной станции входит много другого оборудования, в т.ч. компрессоры природного газа. Это действительно разработка Сименса, но сейчас их производят по лицензии в Перми. Выбраны были компрессоры Сименса т.к. ничего подходящего в России нет.
            Оставшиеся семь машин Газпром не закупает у поставщиков, просто не хочет тратить деньги, пока нет полной ясности с Турецким потоком.
    2. rotmistr60 1 мая 2015 08:40
      К своему комментарию:
      Отминусовать и я могу, но может если не согласен, то аргументируй.
      1. Глеб 1 мая 2015 09:00
        __________

        1. rotmistr60 1 мая 2015 14:24
          Ну и к чему это? С другой стороны, как вы характеризуете свое место жительства
          «Гадкий городишко.Грязный, военный и развратный в высшей степени.Природы я не видал»

          то вопросов нет. Счастья вам в жизни Глеб.
          1. Глеб 1 мая 2015 18:21
            Не хотел обидеть Геннадий
    3. Роман 11 1 мая 2015 10:05
      Цитата: rotmistr60
      Может я чего-то не понимаю, но действия "Газпрома" иногда кажутся абсурдными и направленными не на пользу России и ее населения.

      А вы думаете кремлёвские слуги народа не хотят вкусно отдыхать?? laughing
    4. Комментарий был удален.
    5. сибиралт 1 мая 2015 16:58
      Да что ж такое, когда страна работает только на вывоз, того в чем нуждается большинство своих граждан? Может москвичам и невдомек, что те, откуда у них берется газ его не и видят. Топят дровами и углем, за которые платят впятеро дороже газа из своего облегченного торгашами кармана.
  2. exalex 1 мая 2015 07:06
    "Доказанные запасы газа здесь составляют 24,6 млрд. куб. м"
    Можно сказать около трети наших ГОДОВЫХ продаж европе. Это лакомый кусок? Просто хотят хоть немного "задержаться" в России, любым способом. Иначе труба будет не газовая или нефтяная, а просто "труба".
    exalex
  3. dojjdik 1 мая 2015 07:19
    ну и за каким чертом НОВАТЭК вообще строит этот завод по переработке сжиженного газа? каменный век-да еще и с привлечением тоталь; а медведь наделал ошибок очень много одна из них бессмысленное распродажа "Роснефти" когда уж избавятся от этого "демократа" и еще не надо трепа что роснефть якобы поддерживается из госрезфонда
    1. saag 1 мая 2015 09:12
      Цитата: dojjdik
      ну и за каким чертом НОВАТЭК вообще строит этот завод по переработке сжиженного газа?

      В Британию поставляет
  4. afrikanez 1 мая 2015 07:27
    И накой х... нам такой кабинет министров, вообще не понятно. Ошибка за ошибкой и ни какой ответственности. Им дай волю, они всю Россию продадут!
    1. Hon 1 мая 2015 07:40
      так надо было Путину этот вопрос задать во время прес-конференции
      Hon
      1. Иль-Хам 2 мая 2015 03:59
        А смысл в вопросе, если ПМ и так работает под руководством ПР?
    2. Комментарий был удален.
    3. 16112014nk 1 мая 2015 12:21
      Хождение по граблям-любимое развлечение Ведьмедева и его антинародного правительства!
  5. Глеб 1 мая 2015 07:40
    не понравился посыл статьи(
    и вообще то французы давно работают на Ямале.работают кстати по своим правилам и бьют по карману наших рабочих между прочим своими правилами(отдельный разговор)
    Total-не-Total,но мы вынуждены были привлекать их.мы и на сегодня ещё зависим от этого
  6. YURMIX 1 мая 2015 07:51
    Cанкции санкциями , а деньги надо . laughing
  7. pravednik 1 мая 2015 10:00
    Самое интересное,что так называемое Российское правительство распродаёт всё народное достояние не спрашивая его.Распоряжаются все кому не лень в правительстве,начиная от Дварковича и Шувалова и кончая Милиром.
  8. Роман 11 1 мая 2015 10:32
    Удивительно другое. Пока в санкционной паузе пребывают американская ExxonMobil, британская British Petroleum вроде как трудятся, правда не так активно Оговорки, что это не шельфовые и сланцевые проекты, и что при инвестициях не будут использоваться доллары, на самом деле мало что меняют — раньше ведь не разрешали! Да вот и нет, как раз много это о чём говорит, доллар здесь становится лишним. Только вот забываем, что перспектива получить под боком пару таких десантных кораблей с универсальными качествами до сих пор держит в напряжении японцев, а нам для демонстрации флага (чем во многом и занимается флот в мирное время) совсем не лишними были бы сейчас корабли с водоизмещением больше крейсерского. Корабли всегда лучше иметь свои! А вот японцев больше беспокоит наш уголь с Эльгинского месторождения, он дешевле спг. Мирный атом они постепенно сворачивают, а как питать энергией города?? Эльгинское месторождение точно ближе Австралии. А наши вооружённые силы им не так важны.
  9. KBPC50 1 мая 2015 10:38
    На НТВ в программе "Кофе с молоком" сидит "нацик" Грачев. Что же вы хотите от всех выше перечисленных. НТВ это Газпром и др.? Вот и приплыли к ответу. Утром деньги, а стулья когда отдадут!
  10. РусланНН 1 мая 2015 11:08
    А нужны ли нам французы, товарищи? Если хотят работать в России, пусть отменяют санкции. А то как выборочная амнезия, тут помню, а тут не помню - санкции сохраним, но Тотал будет работать? Зачем нам слабину давать, если они от своих санкций задыхаются? Да и свою промышленность надо поднимать, раньше оборудование для нефтянки все у нас делали.
  11. Goodmen 1 мая 2015 15:09
    Братишки, у меня одного сложилось впечатление, что как в 90-х разворовывалась Россия, так и продолжает разворовываться?
    И ВВП херой, и Крым наш, и пару танков в армию поставили...а ули толку-то?
    Почему к разработке стратегических рессурсов допускаются сторонние страны?
    Что это за экономика такая?
    Портки шить, да пожалуйста - вопросов нет! А рессурсы нагло продавать под благовидными предлогами)))
    Вот такая вот у нас демократия)))
    Всё ясно мне уже давно с этиму упырями у руля...
    ИМХО

    ...а теперь минусуйте наивные))))
  12. Olegater 1 мая 2015 17:34
    Нет ну наглость у лягушатников зашкаливает они видите ли дали разрешение своей своре грабить ресурсы России. А наши где власти национально ориентированные бизнес мееены или все уже продано и перепродано без народа. А как же ссссанкции а как деньги за хвранцуския корыта. Мыже позиционируем себя как торгаши так и вести себя надо как торгаши. Контракт не выполнил получи наказание деньгой. Хочешь ссссссакции получи в обратку запрет на деятельность на территории России. А так ведем себя как ЛОХИ. Они разрешают а мы соглашаемся бред и предательство.
  13. chunga-changa 1 мая 2015 18:46
    Вот и у нас перемоги начали потихоньку превращаться в зрады, всё как у братьев. Партнёры блин. Они то может и партнёры только не народу а мюллерам разным с чубайсами.
    1. Aleksiy 1 мая 2015 23:06
      good -в яблочко.
  14. lev1201 1 мая 2015 19:13
    так ВОТ В ЧЁМ интрига этих МИсралей!
    lev1201
  15. П.Ярослав 1 мая 2015 20:09
    Во первых Харьяга -это республика Коми, и компании партнёры там другие у "тоталь". Так что статье уже доверия мало. На этом объекте работал- на строительстве третьей очереди, год назад стройку свернули, так как французы перестали платить (при этом работы на скважинах они не прекратили, и не факт, что добыча вообще прекращалась...) Из нюансов объекта- добыча ведётся с глубины 4500 метров, что нашим компаниям, к сожалению, ещё не удается.
  16. фа2998 1 мая 2015 22:31
    Получается что-бы заплатить России за непоставленные "Мистрали"французы пришли деньги зарабатывать в Россию?Дурдом какой-то.Запретить им работать,как ответная мера на участие Франции в санкциях.Начать сотрудничество при условии полных отмены санкций Евросоюза.А о у них меры выборочные-что полезно России-не делают,а запахло деньгами-вот они. hi
  17. Aleksiy 1 мая 2015 23:04
    Aй маладцы, ай стратеги. Франция опозорила Россию с мисралями, ни денег не вернула ни лохани, поддрерживает порося в геноциде русских на Донбассе, а взамен укрепляется на российском рынке, качает недра России, получая наварь.Усё для России, усё для народа, так горланят политеги России, тока народ не русский, ну это ведь мелочи.
  18. Nitarius 6 мая 2015 19:21
    В разгар кризиса с валютным курсом, 27 ноября 2014 года премьер-министр Д. А. Медведев подписал распоряжение правительства о продаже ещё 19,5 % акций, принадлежащих государству
    А почему правительство решает - продавать или нет -народное добро? что был
    Референдум это решил или еще чаво? Как то странно у нас получается .. чиновники за народ решили.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня