Military Review

Unusual tanks of Russia and the USSR. "The Tsar Tank" of Captain N.N. Lebedenko

17
Unusual tanks of Russia and the USSR. "The Tsar Tank" of Captain N.N. LebedenkoAs we know, after World War I, the First World War passed into the phase of positional warfare, better known as the “trench warfare”.


It was almost impossible to penetrate the enemy’s deeply echeloned enemy defenses using traditional methods massed by artillery preparation followed by the breakthrough of the defense line by infantry and cavalry, which inevitably resulted in huge casualties, with little success. Even after a long artillery preparation, it was not possible to crush all enemy well-fortified and camouflaged gun emplacements. Required new weapon and new ways to use it to solve this problem. This new weapon, according to the engineers of the time, was supposed to be a self-propelled vehicle, with powerful armament, well armored and possessing high maneuverability. The army needed a positional tank capable of breaking defenses with its own power, sowing panic in the ranks of the enemy. One of these "armored monsters" was supposed to be the wheel tank N. Lebedenko, known as the "Mastodon", "Bat", "Tsar - tank".

The combat vehicle of this engineer can rightfully be called the first wheeled in the world a tank. The project of this machine N. Lebedenko hatched since the beginning of the war. During his service in the Caucasus, he had to see how easily the high-wheeled carts of local peasants overcome bumps, probably so the idea of ​​creating a car with giant wheels got into his head. To implement his ambitious and at the same time adventurous project, he attracted the engineers B. Stechkin and later A. Mikulin to his side, convincing him that several such machines could easily break through the German defenses on the whole front within one night and thereby Russia will put an end to this war.

The car looked like a huge gun carriage with huge nine-meter wheels. The turn was made using the rear guide carriage on which the roller was located with a diameter of 1,5 meter. When viewed from the front, the tank hull had the shape of a cross, according to one data, 37-mm guns were placed in the side sponsons, 76.2-mm guns on the other, and machine gun turrets in the bottom and top, which were supposed to be mounted on the Maxim 4 . Reservation of the hull according to the initial design was supposed to be 5-mm, towers - 7-mm. The estimated speed is up to 8 km per hour (some sources call the estimated speed 17 km per hour). Weight - 4 tons. The car had to be driven by two “Maybach” motors with horsepower 40 at 240 rpm. each shot from a padded German Zeppelin. Length - 2500 mm. Width - 17800 mm. Height - 12000 mm. It seemed that, having such technical characteristics, the machine would effortlessly overcome a vertical obstacle or a trench.

Having prepared the scale model of the future car in advance and enlisting the support of influential persons, N. Lebedenko achieved the audience of Nicholas II, the model made an indelible impression on the king, easily overcoming obstacles in the form of books laid out on the floor. The sovereign left the “toy” to himself, and in return ordered to open an account to finance the project. N. Lebedenko immediately began to manufacture the machine. The running wheels were assembled in the Dmitrov area, and parts of the corps were in the arena of the Khamovnichesky barracks in the mode of high secrecy. The assembly of the tank was started in July 1915 of the year in 60 km from Moscow, near the station Orudevo, and already in August in the presence of the highest persons it was put to the test. A. Mikulin, taking the driver's seat, started the engines and set the car in motion. While the tank was going on solid ground, everything was fine, but, once on soft soil, the rear guide car hit the ditch, and the car got up. The power of two 240-strong engines was not enough to pull the cart. The actual weight of the tank exceeded the calculated one and amounted to 60 tons, the specific pressure on the ground turned out to be excessively high, as the supplied sheet metal intended for the hull was thicker than the project had assumed. Thus, N. Lebedenko’s tank was not tested, it was left under the protection of soldiers' guards, and A. Mikulin and B. Stechkin, with the assistance of Ot and Weser, tried to create a more powerful engine to continue working on the project, but in the released time he was not, and soon the commission overseeing the progress of work, stopped allocating funds to support the project. He was declared unpromising. The giant wheeled tank was abandoned in the forest and stood there until 1923, after which it was dismantled for scrap.

The fate of the project was typical for the time when there were no established rules in tank building. However, it was only with the advent of tracked vehicles and with the classic layout that the idea of ​​a wheeled tank was a dead end.
Author:
17 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Hudo
    Hudo 16 November 2013 07: 59
    16
    The main thing is that this article does not catch the eye of Chubais or Serdyukov - this will start !!!, and will cost so much !!!
  2. svp67
    svp67 16 November 2013 10: 06
    +6
    A vivid example of "gigantomism" and when the designer "runs ahead of the steam engine" - development. Well, and "cut" the money. But from Lebedenko, they demanded money back, as from Porokhovshchikov?
  3. avt
    avt 16 November 2013 10: 51
    +6
    Quote: svp67
    A vivid example of "gigantomism" and when the designer "runs ahead of the steam engine" - development. Well, and "cut" the money.

    Well, and the main thing is to show off to the first person the model to show - to delight him and the children, how famously the model goes through books. Well and forward, like Petrik to Gryzlov for clean water in Russia, for the budget line.
    1. bask
      bask 16 November 2013 11: 59
      +7
      Quote: svp67
      the torus "runs ahead of the steam engine" - development. Well, "cut" cash

      A vivid analogy with today's time. (Lizobluzhenie, obscurantism, corruption
      I, not the competence of the country's leadership). If you replace the term king, the president is 100% similarity.
      Just Rasputin's Grisha is Not Enough wassat However, Bepardier already exists.

      How it all ended, everyone knows. GREAT OCTOBER SOC .., REVOLUTION.
      1. Obscurantism
        Obscurantism 16 March 2014 19: 55
        0
        I’ll ask, I’ll ask !!! The current situation has nothing to do with me!
  4. starhina01
    starhina01 16 November 2013 14: 36
    +1
    Thanks for the article. One of the examples of failure of designers (and how many were), but now we know that this is a dead end hi
  5. Fobos-grunt
    Fobos-grunt 16 November 2013 19: 24
    +2
    what was the king, such a tank
  6. waisson
    waisson 16 November 2013 20: 06
    +1
    I immediately remember a fairy tale HIGHLESS SOMEWHERE I SEE DO NOT SIT IN A STUMP DO NOT EAT A PIE
  7. zub46
    zub46 16 November 2013 20: 41
    +2
    And on the other hand, if engines were found to be more powerful, then the diameter of the rear wheels should be increased and widened. Can you imagine the effect of the appearance of such a beast in front of the Germans in a clean field? Most likely, the inventor was not lucky with the metal suppliers, because of which the weight of the structure significantly exceeded the estimated 40 tons, Excessive weight and insufficient power supply put an end to the project. Well, for 60 tons of a tank its 480 hp? Apparently, there was no one to control the order for metal. The idea of ​​a combat vehicle based on the extreme cross-country ability of large-diameter wheels, in my opinion, is not without common sense. One hundred years ago, such an apparatus would have been capable of much. It's not meant to be.
    1. alex86
      alex86 17 November 2013 09: 42
      0
      Quote: zub46
      Well, for 60 tons of a tank, its 480 hp?

      In fairness, and for 40 tons it’s a drop in the bucket.
      So I wrote and thought - why is it? This is 12 hp / t, "not a fountain", of course, but not so little. Therefore, the wheels had to be corrected (just kidding). It was necessary to meet with Porokhovshchikov, but now what else ...
    2. fon_Stierlitz
      fon_Stierlitz 18 November 2013 00: 01
      +1
      Yes, he was not capable of anything, even though you put two hundred engines there. His test wheels got stuck in the mud as soon as they left the log floor, and this is still in a forest glade, on a relatively whole surface, and imagine how long he would have gone into the ground on the frontal strip that was plowed by shells?
      And then, even if he could ride, there would be no sense from this. With such huge wheels, this overgrowth carriage could be seen per kilometer, the wheels themselves extremely vulnerable, weapons are weak. The psychological effect would last exactly until the moment when this miracle of technology would drop into the nearest funnel and remain there. After the German soldiers, only bouts of wild laughter from the sight of Russian tankers, with mats trying to pull this fool out of the pit, would frighten them.
      1. svp67
        svp67 18 November 2013 00: 10
        +1
        Quote: fon_Stierlitz
        And then

        I can add to everything that in our time a computer model of this "Tsar-tank" was made, it showed:
        - for movement it was required that each wheel was driven by an engine with a power of at least 500 hp,
        - the structure itself is very vulnerable, when a projectile of caliber above 75 mm gets into the wheel rim or axle, they collapsed, which led to the loss of the tank, and with very serious consequences for the crew ...
  8. IS-3
    IS-3 16 November 2013 20: 49
    +1
    For the psychological attack of the enemy. Itself ... And what about the impasse in terms of wheels. Sooner or later, someone had to try. Create similar. It is interesting, but such a device could be transferred to a caterpillar basis. Most likely, only the issue with the engine would remain open.
    1. alex86
      alex86 17 November 2013 09: 49
      +3
      Quote: IS-3
      For the psychological attack of the enemy. That ...

      It would be almost an "invasion of the Martians", only Wells has tripods, and here - "shaitan-arba" ...
  9. wei
    wei 16 November 2013 21: 56
    +6
    Lebedenko achieved an audience with Nicholas II, the model made a lasting impression on the tsar, easily overcoming obstacles in the form of books spread out on the floor. Sovereign left a "toy" for himself

    I have a picture right in front of my eyes EVEN two ...
    -
    the Emperor’s office books on the floor are scattered with taburktkin books with a mock-up of a centaur in his hand cleverly moving through them squeezing plastic soldiers .... The emperor kept the “toy” for himself. A curtain
    -
    The Sovereign’s bathroom is sitting in a soapy cap with a duckling in his hand next to a stool with a mistral writing out eights, driving a wave .... The Sovereign left a “toy” for himself. A curtain
    1. alex86
      alex86 17 November 2013 09: 54
      +2
      -Bath. Someone (I don’t know who to hang on), putting a pencil sharpener on each finger, makes passes around the head of the Sovereign, portraying Glonass, he agrees with everything in horror. Satellites (sharpeners) fall into the bath. A curtain.
  10. family tree
    family tree 17 November 2013 01: 12
    +3
    Uncle incorrectly distributed the load on the axis. It was necessary to load stronger, and to lighten the ass, you look and the loped would go what 8 hp / t would be quite enough.
  11. Crrusader40
    Crrusader40 17 November 2013 23: 32
    0
    looks like a tricycle wink
    1. family tree
      family tree 18 November 2013 00: 26
      +1
      Quote: Crusader40
      looks like a tricycle wink

      And the benefits in combat use, as much as the children's three-wheeled is great, even if I went. The target is gorgeous. laughing But the harm, for their own, more what and much. We must offer it in WoT, zero level lol
  12. vasilev
    vasilev 3 May 2017 22: 49
    0
    Never again add the prefix "tsar" to any of our products in the names: the tsar-bell never rang, the tsar-cannon never fired, the tsar-tank is written here, the tsar-rocket never flew into space and the tsar-bomb never bombed anyone .

Необычные танки Росcии и СССР. "Царь-танк" капитана Н.Н. Лебеденко

Необычные танки Росcии и СССР. "Царь-танк" капитана Н.Н. ЛебеденкоКак мы знаем, Первая Мировая Война после недолгого маневренного этапа перешла в фазу позиционной войны, более известную как «окопная война».

Прорвать глубоко эшелонированную оборону противника традиционными, на тот момент, методами, массированной артподготовкой с последующим прорывом линии обороны пехотой и конницей было практически невозможно, это неминуемо заканчивалось огромными потерями в живой силе, при незначительных успехах. Даже после длительной артиллериийской подготовки подавить все хорошо укрепленные и замаскированные огневые точки противника не удавалось. Требовалось новое оружие и новые способы его применения для решения такой задачи. Этим новым оружием, по мнению инженеров того времени, должно было стать самодвижущееся транспортное средство, с мощным вооружением, хорошо бронированное и обладающее высокой проходимостью. Армии требовался позиционный танк, способный своей мощью ломать оборонительные сооружения, сеять панику в рядах врага. Одним из таких «бронированных чудовищ» должен был стать колёсный танк Н. Лебеденко, известный как «Мастодонт», «Нетопырь», «Царь – танк» .

Боевую машину этого инженера можно по праву назвать первым в мире колёсным танком. Проект этой машины Н. Лебеденко вынашивал еще с начала войны. Во время службы на Кавказе ему приходилось видеть, как легко высококолёсные арбы местных крестьян преодолевают ухабы, вероятно так ему прищла в голову мысль о создании машины с гигантскими колёсами. Для реализации своего амбициозного и в то же время авантюрного проекта он привлёк на свою сторону инженеров Б. Стечкина, а позже и А. Микулина, убедив его, что несколько таких машин без труда в течение одной ночи прорвут германскую оборону по всему фронту и тем самым Россия поставит победную точку в этой войне.


Необычные танки Росcии и СССР. "Царь-танк" капитана Н.Н. ЛебеденкоМашина внешне напоминала огромный орудийный лафет с огромными девятиметровыми колёсами. Поворот производился с помощью задней направляющей тележки, на которой находился каток диаметором 1,5 метра. Корпус танка при взгляде спереди имел форму креста, в боковых спонсонах размещались, по одним данным, 37-мм пушки, по другим - 76.2-мм, а снизу и сверху располагались пулемётные башни, в которых предполагалось установить по 4 – 5 пулемётов «Максим». Бронирование корпуса по изначальному проекту должно было быть 7-мм, башен - 8-мм. Расчетная скорость – до 17 км в час (некоторые источники называют расчетную скорость 4 км в час). Масса – 40 тонн. Приводить в движение машину должны были два мотора «Maybach» мощностью 240 лошадиных сил при 2500 об./мин. каждый, снятых с подбитого германского «Цеппелина». Длина – 17800 мм. Ширина – 12000 мм. Высота – 9000 мм. Казалось, что, имея такие технические характеристики, машина без особых усилий преодолеет вертикальное препятствие или окоп.

Заранее изготовив масштабную модель будущей машины и заручившись поддержкой влиятельных особ, Н. Лебеденко добился аудиенции Николая II, модель произвела на царя неизгладимое впечатление, легко преодолевая препятствия в виде разложенных на полу книг. Государь оставил «игрушку» себе, а взамен повелел открыть счет для финансирования проекта. Н. Лебеденко сразу же приступил к изготовлению машины. Ходовые колёса собирались в районе Дмитрова, а части корпуса - в манеже у Хамовнических казарм в режиме высокой секретности. Сборка танка была начата в июле 1915 года в 60 км от Москвы, в районе станции Орудьево, и уже в августе в присутствии высочайших особ он был выведен на испытания. А. Микулин, заняв место водителя, запустил моторы и привёл машину в движение. Пока танк шел по твёрдому грунту, всё было хорошо, но, оказавшись на мягкой почве, задняя направляющая тележка попала в канаву, и машина встала. Мощности двух 240-сильных моторов не хватало, чтобы вытащить тележку. Фактический вес танка превышал расчетный и составил 60 тонн, удельное давление на грунт оказалось чрезмерно высоким, так как поставлявшийся листовой металл, предназначенный для корпуса, был более толстым, чем предполагалось проектом. Таким образом, танк Н. Лебеденко не прошел испытаний, его оставили под охраной солдатского караула, а А. Микулин и Б. Стечкин при содействии фирмы «От и Везер» пытались создать более мощный мотор для продолжения работ над проектом, но в отпущенные сроки создан он не был, и вскоре комиссия, наблюдавшая за ходом работ, прекратила выделение средств на поддержание проекта. Он был признан бесперспективным. Гигантский колёсный танк был брошен в лесу и простоял там до 1923 года, после чего был разобран на металлолом.

Судьба проекта была типичной для того времени, когда еще не было устоявшихся правил в танкостроении. Однако лишь с появлением машин на гусеничном ходу и с классической компоновкой стало понятно, что идея колёсного танка является тупиковой.
Автор: Макс Беляев


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 16
  1. Hudo 16 ноября 2013 07:59
    Главное, чтобы эта статья не попала на глаза чубайсу или сердюкову -- такое начнётся!!!, и будет столько стоить!!!
    Hudo
  2. svp67 16 ноября 2013 10:06
    Наглядный пример "гигантомизма" и когда конструктор "бежит впереди пароваза" - развития. Ну и "распила" денежных средств. А Вот с Лебеденко деньги назад, как с Пороховщикова, затребовали?
  3. avt 16 ноября 2013 10:51
    Цитата: svp67
    Наглядный пример "гигантомизма" и когда конструктор "бежит впереди пароваза" - развития. Ну и "распила" денежных средств.

    Ну и еще главное подсуетиться первому лицу модельку показать - вызвать восторг у него и детей ,как лихо моделька через книжки ездит .Ну и вперед ,как Петрик на Грызлова за чистую воду в России ,за бюджетную строку .
    avt
    1. bask 16 ноября 2013 11:59
      Цитата: svp67
      тор "бежит впереди пароваза" - развития. Ну и "распила" денежных

      Наглядная аналогия ,с сегодняшним временем.(лизоблюдство,мракобесие,коррупци
      я,не компетентность руководства страны).Если заменить термин царь ,на президент сходство 100%.
      Только гришки распутина не хватает wassat ,впрочем Бепардье уже есть.

      Чем все это закончилось ,все знают.ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦ..,РЕВОЛЮЦИЕЙ.
      bask
      1. Мракобес_Мрак_ 16 марта 2014 19:55
        Попрошу, попрошу!!! Никакого отношения ко мне нынешняя ситуация не имеет!
  4. starhina01 16 ноября 2013 14:36
    спасибо за статью .один из примеров неудачи конструкторов (а сколько их было)зато мы теперь знаем что это тупиковое направление hi
  5. Fobos-grunt 16 ноября 2013 19:24
    какой был царь- такой танк
  6. waisson 16 ноября 2013 20:06
    сразу вспоминаю сказку ВЫСОКО СИЖУ ДОЛЕКО ГЛЯЖУ НЕ САДИСЬ НА ПЕНЕК НЕ ЕШ ПИРОЖОК
    waisson
  7. zub46 16 ноября 2013 20:41
    А с другой стороны, если бы нашлись движки по мощнее, да диаметр задних колес увеличить и сделать их пошире. Представляете эффект появления в чистом поле перед немцами такого зверя? Скорее всего, изобретателю не повезло с поставщиками металла, из-за чего вес конструкции значительно превысил расчетные 40 тонн, Чрезмерный вес и недостаточная энерговооруженность поставили крест на проекте. Ну что для 60 тонн танка его 480 л.сил? Видимо, некому было контролировать заказ на металл. Идея боевой машины на основе чрезвычайной проходимости колес большого диаметра, на мой взгляд, не лишена здравого смысла. Сто лет назад такой аппарат был бы способен на многое. Не судьба.
    zub46
    1. alex86 17 ноября 2013 09:42
      Цитата: zub46
      Ну что для 60 тонн танка его 480 л.сил?

      Справедливости ради, и для 40 тонн это капля в море.
      Вот написал и задумался - а с чего это? Это 12 л.с/т , "не фонтан", конечно, но и не так мало. Стало быть, колёсики надо было поправить (шутка). С Пороховщиковым надо было встретиться, но сейчас чего уж...
    2. fon_Stierlitz 18 ноября 2013 00:01
      Да ни на что он не был способен, хоть вы двести движков туда ставьте. Его колеса на испытаниях завязли в грязи сразу же, как только съехали с бревенчатого настила, и это еще на лесной поляне, на относительно целой поверхности, а представьте, на сколько он ушел бы в землю на распаханной снарядами прифронтовой полосе?
      И потом, даже если бы он смог ездить, толку от этого было бы никакого. С такими огромными колесами этот лафет-переросток видно было бы за километр, сами колеса чрезвычайно уязвимы, вооружение слабое. Психологический эффект продлился бы ровно до того момента, как это чудо техники заехало бы в ближайшую воронку и там и осталось бы. После немецких солдат пугали бы только приступы дикого смеха от вида русских танкистов, с матами пытающихся вытащить эту дуру из ямы.
      fon_Stierlitz
      1. svp67 18 ноября 2013 00:10
        Цитата: fon_Stierlitz
        И потом

        Ко всему могу добавить,что в наше время была сделана компьютерная модель этого "Царь-танка", она показала:
        - для движения требовалось,чтобы каждое колесо приводилось двигателем мощностью не менее 500 л.с,
        - сама конструкция очень уязвима, при попадании снаряда калибра выше 75 мм в обод колеса или ось, они разрушалось,что приводило к потере танка, причем с очень тяжелыми последствиями для экипажа...
  8. IS-3 16 ноября 2013 20:49
    Для психологической атаки противника. Само то... А насчет тупика в плане колес. Рано или поздно кто-то должен был попробовать. Создать подобное. Интересно а можно было бы такой аппарат перевести на гусеничную основу. Скорее всего только вопрос с двигателем остался бы открытым.
    IS-3
    1. alex86 17 ноября 2013 09:49
      Цитата: IS-3
      Для психологической атаки противника. Само то...

      Было бы почти "нашествие марсиан", только у Уэллса - треножники, а здесь - "шайтан-арба"...
  9. wei 16 ноября 2013 21:56
    Лебеденко добился аудиенции Николая II, модель произвела на царя неизгладимое впечатление, легко преодолевая препятствия в виде разложенных на полу книг. Государь оставил «игрушку» себе

    у меня картина прям перед глазами ДАЖЕ две...
    -
    кабинет Государь по полу разбросаны книжки табуркткин с макетом кентавра в руке ловко через них переезжает давя пластмассовых солдатиков....Государь оставил «игрушку» себе. Занавес
    -
    ванная Государь сидит в мыльной шапочке с утенком в руке рядом табуреткин с мистралем выписывая восьмерки гонит волну....Государь оставил «игрушку» себе. Занавес
    wei
    1. alex86 17 ноября 2013 09:54
      -Ванная.Некто (не знаю, на кого повесить), надев на каждый палец по точилке для карандашей, делает пассы вокруг головы Государя, изображая Глонасс, тот в ужасе на всё согласен. Спутники (точилки) падают в ванну. Занавес.
  10. perepilka 17 ноября 2013 01:12
    Дядька нагрузку на оси неправильно распределил. Надо было перёд сильнее загрузить, а зад облегчить, глядишь и поехал бы лисапед what 8 лс/т вполне хватило бы.
  11. Crusader40 17 ноября 2013 23:32
    на велик трехколесный похож wink
    Crusader40
    1. perepilka 18 ноября 2013 00:26
      Цитата: Crusader40
      на велик трехколесный похож wink

      И пользы в боевом применении, столько же, как от детского трёхколёсного велика, даже если бы ездил. Мишень шикарнейшая. laughing А вот вреда, для своих, побольше what и намного. Надо в WoT его предложить, нулевым уровнем lol

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня