Необычные танки Росcии и СССР. "Царь-танк" капитана Н.Н. Лебеденко

Необычные танки Росcии и СССР. "Царь-танк" капитана Н.Н. ЛебеденкоКак мы знаем, Первая Мировая Война после недолгого маневренного этапа перешла в фазу позиционной войны, более известную как «окопная война».

Прорвать глубоко эшелонированную оборону противника традиционными, на тот момент, методами, массированной артподготовкой с последующим прорывом линии обороны пехотой и конницей было практически невозможно, это неминуемо заканчивалось огромными потерями в живой силе, при незначительных успехах. Даже после длительной артиллериийской подготовки подавить все хорошо укрепленные и замаскированные огневые точки противника не удавалось. Требовалось новое оружие и новые способы его применения для решения такой задачи. Этим новым оружием, по мнению инженеров того времени, должно было стать самодвижущееся транспортное средство, с мощным вооружением, хорошо бронированное и обладающее высокой проходимостью. Армии требовался позиционный танк, способный своей мощью ломать оборонительные сооружения, сеять панику в рядах врага. Одним из таких «бронированных чудовищ» должен был стать колёсный танк Н. Лебеденко, известный как «Мастодонт», «Нетопырь», «Царь – танк» .

Боевую машину этого инженера можно по праву назвать первым в мире колёсным танком. Проект этой машины Н. Лебеденко вынашивал еще с начала войны. Во время службы на Кавказе ему приходилось видеть, как легко высококолёсные арбы местных крестьян преодолевают ухабы, вероятно так ему прищла в голову мысль о создании машины с гигантскими колёсами. Для реализации своего амбициозного и в то же время авантюрного проекта он привлёк на свою сторону инженеров Б. Стечкина, а позже и А. Микулина, убедив его, что несколько таких машин без труда в течение одной ночи прорвут германскую оборону по всему фронту и тем самым Россия поставит победную точку в этой войне.


Необычные танки Росcии и СССР. "Царь-танк" капитана Н.Н. ЛебеденкоМашина внешне напоминала огромный орудийный лафет с огромными девятиметровыми колёсами. Поворот производился с помощью задней направляющей тележки, на которой находился каток диаметором 1,5 метра. Корпус танка при взгляде спереди имел форму креста, в боковых спонсонах размещались, по одним данным, 37-мм пушки, по другим - 76.2-мм, а снизу и сверху располагались пулемётные башни, в которых предполагалось установить по 4 – 5 пулемётов «Максим». Бронирование корпуса по изначальному проекту должно было быть 7-мм, башен - 8-мм. Расчетная скорость – до 17 км в час (некоторые источники называют расчетную скорость 4 км в час). Масса – 40 тонн. Приводить в движение машину должны были два мотора «Maybach» мощностью 240 лошадиных сил при 2500 об./мин. каждый, снятых с подбитого германского «Цеппелина». Длина – 17800 мм. Ширина – 12000 мм. Высота – 9000 мм. Казалось, что, имея такие технические характеристики, машина без особых усилий преодолеет вертикальное препятствие или окоп.

Заранее изготовив масштабную модель будущей машины и заручившись поддержкой влиятельных особ, Н. Лебеденко добился аудиенции Николая II, модель произвела на царя неизгладимое впечатление, легко преодолевая препятствия в виде разложенных на полу книг. Государь оставил «игрушку» себе, а взамен повелел открыть счет для финансирования проекта. Н. Лебеденко сразу же приступил к изготовлению машины. Ходовые колёса собирались в районе Дмитрова, а части корпуса - в манеже у Хамовнических казарм в режиме высокой секретности. Сборка танка была начата в июле 1915 года в 60 км от Москвы, в районе станции Орудьево, и уже в августе в присутствии высочайших особ он был выведен на испытания. А. Микулин, заняв место водителя, запустил моторы и привёл машину в движение. Пока танк шел по твёрдому грунту, всё было хорошо, но, оказавшись на мягкой почве, задняя направляющая тележка попала в канаву, и машина встала. Мощности двух 240-сильных моторов не хватало, чтобы вытащить тележку. Фактический вес танка превышал расчетный и составил 60 тонн, удельное давление на грунт оказалось чрезмерно высоким, так как поставлявшийся листовой металл, предназначенный для корпуса, был более толстым, чем предполагалось проектом. Таким образом, танк Н. Лебеденко не прошел испытаний, его оставили под охраной солдатского караула, а А. Микулин и Б. Стечкин при содействии фирмы «От и Везер» пытались создать более мощный мотор для продолжения работ над проектом, но в отпущенные сроки создан он не был, и вскоре комиссия, наблюдавшая за ходом работ, прекратила выделение средств на поддержание проекта. Он был признан бесперспективным. Гигантский колёсный танк был брошен в лесу и простоял там до 1923 года, после чего был разобран на металлолом.

Судьба проекта была типичной для того времени, когда еще не было устоявшихся правил в танкостроении. Однако лишь с появлением машин на гусеничном ходу и с классической компоновкой стало понятно, что идея колёсного танка является тупиковой.
Автор: Макс Беляев


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 16
  1. Hudo 16 ноября 2013 07:59
    Главное, чтобы эта статья не попала на глаза чубайсу или сердюкову -- такое начнётся!!!, и будет столько стоить!!!
    Hudo
  2. svp67 16 ноября 2013 10:06
    Наглядный пример "гигантомизма" и когда конструктор "бежит впереди пароваза" - развития. Ну и "распила" денежных средств. А Вот с Лебеденко деньги назад, как с Пороховщикова, затребовали?
  3. avt 16 ноября 2013 10:51
    Цитата: svp67
    Наглядный пример "гигантомизма" и когда конструктор "бежит впереди пароваза" - развития. Ну и "распила" денежных средств.

    Ну и еще главное подсуетиться первому лицу модельку показать - вызвать восторг у него и детей ,как лихо моделька через книжки ездит .Ну и вперед ,как Петрик на Грызлова за чистую воду в России ,за бюджетную строку .
    avt
    1. bask 16 ноября 2013 11:59
      Цитата: svp67
      тор "бежит впереди пароваза" - развития. Ну и "распила" денежных

      Наглядная аналогия ,с сегодняшним временем.(лизоблюдство,мракобесие,коррупци
      я,не компетентность руководства страны).Если заменить термин царь ,на президент сходство 100%.
      Только гришки распутина не хватает wassat ,впрочем Бепардье уже есть.

      Чем все это закончилось ,все знают.ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦ..,РЕВОЛЮЦИЕЙ.
      bask
      1. Мракобес_Мрак_ 16 марта 2014 19:55
        Попрошу, попрошу!!! Никакого отношения ко мне нынешняя ситуация не имеет!
  4. starhina01 16 ноября 2013 14:36
    спасибо за статью .один из примеров неудачи конструкторов (а сколько их было)зато мы теперь знаем что это тупиковое направление hi
  5. Fobos-grunt 16 ноября 2013 19:24
    какой был царь- такой танк
  6. waisson 16 ноября 2013 20:06
    сразу вспоминаю сказку ВЫСОКО СИЖУ ДОЛЕКО ГЛЯЖУ НЕ САДИСЬ НА ПЕНЕК НЕ ЕШ ПИРОЖОК
    waisson
  7. zub46 16 ноября 2013 20:41
    А с другой стороны, если бы нашлись движки по мощнее, да диаметр задних колес увеличить и сделать их пошире. Представляете эффект появления в чистом поле перед немцами такого зверя? Скорее всего, изобретателю не повезло с поставщиками металла, из-за чего вес конструкции значительно превысил расчетные 40 тонн, Чрезмерный вес и недостаточная энерговооруженность поставили крест на проекте. Ну что для 60 тонн танка его 480 л.сил? Видимо, некому было контролировать заказ на металл. Идея боевой машины на основе чрезвычайной проходимости колес большого диаметра, на мой взгляд, не лишена здравого смысла. Сто лет назад такой аппарат был бы способен на многое. Не судьба.
    zub46
    1. alex86 17 ноября 2013 09:42
      Цитата: zub46
      Ну что для 60 тонн танка его 480 л.сил?

      Справедливости ради, и для 40 тонн это капля в море.
      Вот написал и задумался - а с чего это? Это 12 л.с/т , "не фонтан", конечно, но и не так мало. Стало быть, колёсики надо было поправить (шутка). С Пороховщиковым надо было встретиться, но сейчас чего уж...
    2. fon_Stierlitz 18 ноября 2013 00:01
      Да ни на что он не был способен, хоть вы двести движков туда ставьте. Его колеса на испытаниях завязли в грязи сразу же, как только съехали с бревенчатого настила, и это еще на лесной поляне, на относительно целой поверхности, а представьте, на сколько он ушел бы в землю на распаханной снарядами прифронтовой полосе?
      И потом, даже если бы он смог ездить, толку от этого было бы никакого. С такими огромными колесами этот лафет-переросток видно было бы за километр, сами колеса чрезвычайно уязвимы, вооружение слабое. Психологический эффект продлился бы ровно до того момента, как это чудо техники заехало бы в ближайшую воронку и там и осталось бы. После немецких солдат пугали бы только приступы дикого смеха от вида русских танкистов, с матами пытающихся вытащить эту дуру из ямы.
      fon_Stierlitz
      1. svp67 18 ноября 2013 00:10
        Цитата: fon_Stierlitz
        И потом

        Ко всему могу добавить,что в наше время была сделана компьютерная модель этого "Царь-танка", она показала:
        - для движения требовалось,чтобы каждое колесо приводилось двигателем мощностью не менее 500 л.с,
        - сама конструкция очень уязвима, при попадании снаряда калибра выше 75 мм в обод колеса или ось, они разрушалось,что приводило к потере танка, причем с очень тяжелыми последствиями для экипажа...
  8. IS-3 16 ноября 2013 20:49
    Для психологической атаки противника. Само то... А насчет тупика в плане колес. Рано или поздно кто-то должен был попробовать. Создать подобное. Интересно а можно было бы такой аппарат перевести на гусеничную основу. Скорее всего только вопрос с двигателем остался бы открытым.
    IS-3
    1. alex86 17 ноября 2013 09:49
      Цитата: IS-3
      Для психологической атаки противника. Само то...

      Было бы почти "нашествие марсиан", только у Уэллса - треножники, а здесь - "шайтан-арба"...
  9. wei 16 ноября 2013 21:56
    Лебеденко добился аудиенции Николая II, модель произвела на царя неизгладимое впечатление, легко преодолевая препятствия в виде разложенных на полу книг. Государь оставил «игрушку» себе

    у меня картина прям перед глазами ДАЖЕ две...
    -
    кабинет Государь по полу разбросаны книжки табуркткин с макетом кентавра в руке ловко через них переезжает давя пластмассовых солдатиков....Государь оставил «игрушку» себе. Занавес
    -
    ванная Государь сидит в мыльной шапочке с утенком в руке рядом табуреткин с мистралем выписывая восьмерки гонит волну....Государь оставил «игрушку» себе. Занавес
    wei
    1. alex86 17 ноября 2013 09:54
      -Ванная.Некто (не знаю, на кого повесить), надев на каждый палец по точилке для карандашей, делает пассы вокруг головы Государя, изображая Глонасс, тот в ужасе на всё согласен. Спутники (точилки) падают в ванну. Занавес.
  10. perepilka 17 ноября 2013 01:12
    Дядька нагрузку на оси неправильно распределил. Надо было перёд сильнее загрузить, а зад облегчить, глядишь и поехал бы лисапед what 8 лс/т вполне хватило бы.
  11. Crusader40 17 ноября 2013 23:32
    на велик трехколесный похож wink
    Crusader40
    1. perepilka 18 ноября 2013 00:26
      Цитата: Crusader40
      на велик трехколесный похож wink

      И пользы в боевом применении, столько же, как от детского трёхколёсного велика, даже если бы ездил. Мишень шикарнейшая. laughing А вот вреда, для своих, побольше what и намного. Надо в WoT его предложить, нулевым уровнем lol

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня