Генпрокуратуре РФ: земельная коррупция угрожает национальной безопасности

Генпрокуратуре РФ: земельная коррупция угрожает национальной безопасностиНедавно генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка, выступая с отчётом перед Советом Федерации, заявил буквально следующее: «Мне кажется, некоторые чиновники и люди потеряли страх», — заявил Чайка. По словам генпрокурора, «необходимо более жестко применять меры уголовного воздействия», в связи с чем Генпрокуратурой создана рабочая группа, которая анализирует все расследуемые уголовные дела. «Мы надеемся, что сдвинем ситуацию с мертвой точки и наведем порядок».

Между тем в то время, когда Генеральный прокурор произносил свою речь, на безграничных просторах самого большого в мире государства при непосредственном участии Законодательного собрания страны происходят события, которые способны привести к коренному перелому в борьбе с коррупцией. Причём в этой борьбе последняя одержит полную и окончательную победу над всеми правоохранительными органами, вместе взятыми…


Как «делают» коррупционные деньги в глубинке?

Об этом наглядно свидетельствует пример одного отдельно взятого района Новосибирской области, в котором наиболее явно проявилось «качество» работы отечественных законодателей.

Речь пойдёт об изменениях в Федеральном законе № 171-ФЗ от 23.06.2014 года «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившем в действие 1 марта 2014 года.

До этой даты земельными участками на территории районов распоряжались непосредственно районные администрации, что приводило, например, к таким фактам, которые происходили в администрации Новосибирского сельского района в Новосибирской области.

Так, 3 декабря 2014 года в районной газете «Приобская правда» были опубликованы сообщения о возможном предоставлении МКУ «Земельное бюро» в постоянное (бессрочное) пользование сразу 14-ти(!) земельных участков Кубовинского сельского совета общей площадью (внимание!) в 1735.545 гектаров.

К слову, на момент действующего тогда законодательства, а именно Статьи 5 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следовало, что администрация Новосибирского района должна обладать земельными участками на праве собственности, чтобы наделять ими казенные, бюджетные и автономные учреждения, в то время как указанные в публикациях земли находились в государственной неразграниченной собственности, что вообще не делало возможным для администрации Новосибирского района распоряжаться ими таким образом.

Мало того, вышеупомянутое муниципальное казенное учреждение «Земельное бюро» вообще не имело права публиковать подобные объявления, поскольку согласно данным ЕГРЮЛ его основными видами деятельности являлись: деятельность в области архитектуры; инженерно-техническое проектирование; геологоразведочные и геофизические работы; геодезическая и картографическая деятельность; деятельность в области стандартизации и метрологии; деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния окружающей среды, ее загрязнения; виды деятельности, связанные с решением технических задач, не включенные в другие группировки. То есть, о распоряжении земельными участками здесь нет ни слова.

Дальше – больше. В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» муниципальные учреждения, создаваемые органами местного самоуправления, могут использоваться только для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, закрепляемых в уставах указанных учреждений.

А согласно постановлению самой администрации Новосибирского района от 27.11.2013 №6187-па «Об утверждении перечня муниципальных услуг, предоставляемых администрацией Новосибирского района Новосибирской области» среди муниципальных услуг, предоставляемых Администрацией Новосибирского района нет услуги по предоставлению земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование, что полностью противоречит п. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в соответствии с которым органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять их в соответствии с административными регламентами.

То есть, к распоряжению земельными участками на территории Новосибирского сельского района это самое «Земельное бюро» могло иметь ровно такое отношение, как к управлению айсбергами в Северном Ледовитом океане…

Надо сказать, что на конец прошлого года на основании соответствующего закона Новосибирской области в очереди на бесплатное предоставление в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности стояло около 3,5 тыс. человек, при этом первоочередными претендентами являлись инвалиды, многодетные семьи и семьи, имеющие детей-инвалидов. И это без учета других категорий, также имеющих право на бесплатное получение земли – ветеранов локальных войн и т.д.

Подобное массовое предоставление участков для ведения сельского хозяйства в постоянное бессрочное пользование в отсутствие административных регламентов совершенно очевидно нарушало права тысяч граждан.


Интересно, что сельское хозяйство Новосибирского сельского района после таких земельных «раздач» никаких рывков в своём развитии, не говоря уж о выполнении задач, поставленных президентом РФ по замещению импортных продуктов, не испытало…

Зададимся риторическим вопросом: знали ли в администрации Новосибирского сельского района о том, что нарушают закон? Разумеется, знали, поскольку такие нарушения очень трудно объяснить иначе, чем наличием какого-либо личного интереса.

«Странный» способ борьбы с незаконным обогащением

Всем хорошо известно, что махинации с землей являются одним из самых распространенных коррупционных способов незаконного обогащения чиновников на региональном и муниципальном уровне. Многие коррупционеры горят на этом, но еще более многие продолжают свою деятельность на благодарной стезе незаконного обогащения.

Средства массовой информации то и дело сообщают об арестах и задержаниях «героических» мэров, их заместителей, начальников управлений, глав районов, взятых «на горячем» в момент получение взяток. Так, на днях были арестованы вице-мэр Южно-Сахалинска, мэры Усть-Илимска, Северодвинска, алтайского Рубцовска. А список арестованных глав сельских районов по всей России вообще похож на Книгу памяти, так как в нем десятки фамилий…

В самой новосибирской области только за недавнее время арестованы и отстранены от должности должностные лица в Болотнинском, Каргатском, Искитимском районах. Не меньше список и глав сельских поселений в этой области, также «погоревших» на взятках, связанных с выделением земельных участков.

Таким образом, как говорится, проблема не только назрела, но и перезрела. И Государственная Дума РФ не осталась в стороне от её решения…

Правда, задача борьбы с коррупцией в этом случае была решена весьма оригинально, но в полном соответствии с либеральными принципами, которые исповедует российское правительство: права по использованию земельных участков, в том числе неразграниченных, в соответствии с Федеральным законом № 171-ФЗ "от 23.06.2014 г "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ", вступившим в силу с 1 марта 2015 года, были отняты от администраций районов и переданы (внимание!) главам сельских поселений.

Причём законодатель предусмотрел даже такую «тонкость», как размещение информации о таких свободных наделах на…сайтах сельских поселений! Учитывая крайнюю ограниченность их в средствах, весьма трудно представить себе, как нищие сельские советы кинутся создавать себе собственные сайты…

Теперь администрации сельских и городских поселений обязаны представлять на своих официальных сайтах и на публичной кадастровой карте, которую каждый желающий может увидеть в интернете на сайте Росреестра, сведения об продаваемых участках. Если заинтересованное лицо устраивает стоимость, останется лишь подать заявку, а далее местные власти делают в прессе и на своём сайте в интернете объявление о том, что, в соответствии с данной заявкой, участок выставлен на продажу.

Внимание, очень интересный постулат: если других желающих на этот участок не будет, участок предоставляется заявителю(!). Вероятно, только депутатам ГД РФ известно, как на деле проконтролировать наличие или отсутствие других желающих на земельный участок в районе села Новозаборищенское в пяти часах езды от райцентра…

Не менее интересно и то, что муниципальные поселения, наделенные федеральным законом отдельными государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, согласно Федеральному Закону № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» теперь не могут передавать данные полномочия иным органам местного самоуправления, в т.ч. муниципальным районам.

В силу также вступили такие нововведения как «установление нового порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», «определение особенностей приобретения указанными лицами земельных участков на торгах и без проведения торгов, а также за плату и бесплатно».

По новому закону, льготники смогут получать земельные участки в безвозмездное пользование, а по истечении 6 лет - в собственность, причём, начальная цена участков будет устанавливаться из кадастровой стоимости. Для обеспечения льготников жильем и заведения ими личного подсобного хозяйства муниципалитеты получили право бесплатно предоставлять земельные участки. А списки граждан, относящихся к льготной категории, будут составлять (вы догадались, кто?), правильно, субъектом Российской Федерации.

Очень трудно себе представить, как граждане, относящиеся к категориям, имеющим право на бесплатное получение земельных участков, в частности, инвалиды, будут неоднократно ездить по разбитым сельским дорогам за десятки километров в различные сельсоветы. И ещё более трудно себе представить, как они там будут выстаивать очереди в ожидании выделения вожделённого участка…

Но гораздо более важно другое: если в районных центрах есть подразделения прокуратуры и Следственного комитета, которых коррупционеры заслуженно боятся, то в сельском поселении в лучшем случае роль единственного представителя правоохранительных органов выполняет участковый. Что означает на практике только полную свободу действий для взяточников и коррупционеров, поскольку даже в самом кошмарном сне невозможно представить создание в каждом селе органов прокуратуры.

Однако надежды Федерального Законодательного собрания на принцип «Рынок всё отрегулирует сам», по всей видимости, оказались тщётными: если у Остапа Бендера было всего 400 способов честного отъёма денег, то, сколько нечестных способов их получения у отечественного коррупционера неизвестно никому, включая саму Генеральную прокуратуру.

Как оставить без земли тех, кому она положена?

Итак, зададимся простым вопросом: могли ли нечистые на руку чиновники регионального и районного масштабов просто наблюдать за тем, как главы сельских поселений вдруг начали резко повышать своё благосостояние в полной независимости от остальной вертикали власти. Разумеется, нет.

Можно не сомневаться, что вошедшие в силу изменения в земельном законодательстве вызовут к жизни многочисленные ухищрения, которые позволят сформировать на практике новые коррупционные пирамиды, позволяющие выкачивать деньги из населения.

Так, в Новосибирской области областная администрация чрезвычайно увлечена проектом создания так называемой Новосибирской агломерации. Ей, согласно существующему проекту должны отойти, в том числе и некоторые «функции управления».

И в настоящее время (внимание!) происходит «инвентаризация земель в муниципальных образованиях с целью их возможного резервирования под инвестиционные, производственные и социальные объекты агломерации» Надо ли говорить, что в Новосибирскую агломерацию полностью войдет и тот самый Новосибирский сельский район. И в новосибирской областной администрации очень надеются не только сформировать систему управления агломерацией, но и, по словам губернатора Владимира Городецкого, найти «алгоритм согласования» управления землями.

Но это только один способ взять под контроль земельные, в том числе до недавнего времени, неразграниченные участки, находящиеся в непосредственной близости от третьего города России и, следовательно, имеющие немалую рыночную стоимость.

Есть и другой: совсем недавно Законодательное собрание Новосибирской области отменило, за некоторым исключением, прямые выборы глав районных администраций, и теперь они будут назначаться.

И надо ли отдельно говорить о том, что в реальности сельские поселения, теперь получившие право распоряжаться землёй, в подавляющем своем большинстве, полностью дотационные и целиком зависят от расположения или нерасположения районных и областных властей? Ремонт дорог и школ, строительство детских садов и больниц, восстановление изношенных систем отопления и другие жизненно необходимы потребности, одним словом, вся жизнь таких населённых пунктов во власти района и области. И если глава такого поселения не найдёт общий язык с вышестоящими чиновниками, и, более того, вступит с ними в прямую конфронтацию, его, выражаясь коррупционным сленгом, просто… съедят.

Итак, специально для Генеральной прокуратуры Российской Федерации: можно предположить, что теперь в отдельно взятой Новосибирской области алгоритм получения взяток за предоставление земельных участков будет выглядеть так:

Звонок из областной администрации главе сельского района:

-- Иван Иваныч, дай команду в … сельсовет, к ним подъедет мой хороший знакомый Арахлей Егибазутурович Качаридзе, надо ему бесплатно выделить гектаров 300. Обязательно с выходом на Обское море. Всё понял? С меня причитается, как обычно… Да, он инвалид. Да, внесён в списки льготников. Да, вопрос решаем как всегда. Всё, жму руку.

Звонок из районной администрации главе сельского поселения:

-- Пётр Петрович, запиши, к тебе приедет Арахлей Егибазутурович Качаридзе от самого, дай ему, всё, что он попросит. Что? А, за школу не беспокойся, ни сегодня-завтра деньги упадут на счёт. Получишь, как обычно.

В такой ситуации уловить момент передачи «взяточных» денег и отследить сам коррупционный механизм будет ещё более затруднительно, чем это было до1 марта 2015 года…

Но самое недопустимое то, что за этой трогательной «дружбой» взяткодателей и взяткополучаталей со стороны будут в полном бессилии наблюдать те, кто имеет полное право на землю…

В качестве заключения

Отечественные чиновники, незаконно наживающиеся на своих постах за счёт обворовывания российских граждан, несут непосредственную угрозу национальной безопасности. Своими действиями они возбуждают социальные протесты граждан, заставляют их терять убеждённость в справедливости действующих законов, внушают сомнения в возможностях и желании федерального центра принимать действенные эффективные меры в борьбе с коррупцией.

Это становится особенно нетерпимым в сегодняшней ситуации, когда против России ведётся полномасштабная информационная война, ставящая своей целью разжигание массовых народных волнений и конфликтов в целях обострения внутриполитической ситуации.

Геополитические соперники РФ не только имеют весьма полную информации о настроениях в российском обществе, но и пытаются активно использовать их. И в таких условиях принятие таких сомнительных инициатив как фактически полное самоустранение федеральных органов от управления земельной собственностью способно привести только к ухудшению внутриполитической ситуации, чем не преминут воспользоваться в своих целях наши противники.
Автор:
Игорь Матвеев, полковник, военный эксперт
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти