НАТО: щит Запада или меч Америки?
5 мая исполнилось 60 лет с момента присоединения Германии к Организации Североатлантического договора. Тогда, в 1955 году, власти ФРГ приложили значительные усилия, чтобы укрепить сотрудничество со странами-членами НАТО и в первую очередь c США. Этот союз точно укладывался в логику холодной войны, так как главной геополитической проблемой того времени была «коммунистическая угроза» со стороны СССР. Однако после объединения Германии, распада СССР и появления Европейского союза немцы решили пересмотреть свои отношения с НАТО и Соединенными Штатами.
Новый старый курс
Осенью 1998 года, когда к власти в Германии пришла так называемая «красно-зелёная» коалиция под руководством Герхарда Шредера, правительство решило представить обновлённую позицию по взаимоотношениям ФРГ и ЕС с НАТО и США. Сразу после выборов 1998 года Германия впервые высказалась за отказ от концепции «превентивного ядерного удара» и за разоружение, в том числе ядерное (ранее Берлин выступал лишь за контроль над вооружениями). Данные предложения ФРГ не были поддержаны ядерными странами Альянса, однако это свидетельствовало о начавшихся переменах в немецкой дипломатии.
Тем не менее германская внешняя политика по-прежнему оставалась в фарватере внешней политики США. В 1998 году Германия поддержала проведение военную операцию НАТО против Югославии. Это произошло по двум основным причинам. С одной стороны, операция на Балканах соответствовала концепции правительства Шредера-Фишера о более активном участии ФРГ в международном кризисном регулировании. С другой, эта война должна была продемонстрировать трансатлантическую солидарность Германии со своими союзниками по НАТО. Разрешение на участие бундесвера в этой операции было получено от бундестага 16 октября 1998 года, несмотря на то, что она не была санкционирована ООН.
Переломный момент
После терактов в США 11 сентября 2001 года Берлин поддержал намерение американцев бороться с международным терроризмом. Как результат, в 2002 году Германия отправила свои вооружённые силы в Афганистан. Но, когда США вторглись в Ирак весной 2003 года, Герхард Шредер выступил против участия Германии в войне. Во-первых, это произошло вследствие сильных антиамериканских и антивоенных настроений в обществе, которые усилились после военного вмешательства НАТО на Балканах. Согласно опросу, весной 1999 года 44% немцев были против военной операции в Югославии. Во-вторых, у нового правительства отсутствовала стабильная электоральная поддержка. Региональные парламентские выборы 1999 года показали, что в стране очень сильны позиции оппозиционной в то время партии – Христианско-демократического союза. В преддверии выборов 2002 года канцлеру Шредеру пришлось особенно внимательно отнестись к требованиям избирателей.
Что касается внешнеполитических причин, то, прежде всего, на германо-американские отношения оказала влияние дальнейшая европейская экономическая и политическая интеграция, то есть введение евро и вступление в силу Амстердамского и Ниццкого договоров. В контексте этих процессов у Германии возник дополнительный стимул к проведению более независимой от США внешней политики. Во-вторых, республиканская администрация Джорджа Буша-младшего по-прежнему не считала Германию равным партнером в международных делах. По сведениям бывшего германского дипломата Гюнтера Йотце, американцы не информировали в должной мере немецкую сторону о готовящемся вторжении в Ирак.
Германия присоединилась к Франции и России, также осудившим американскую военную агрессию на Ближнем Востоке. Этот поступок ФРГ был резко негативно воспринят в Вашингтоне и серьезно охладил отношения между двумя союзниками. Бывший высокопоставленный американский дипломат Ричард Холбрук отмечал: «Это было большой неожиданностью, которая в моих глазах не может отвечать долгосрочным интересам Германии». Чтобы сгладить противоречия с США, в августе 2003 года Берлин, в частности, расширил зону действий бундесвера в Афганистане, но это не имело заметного эффекта.
Трансформация союза
Ситуацию удалось несколько улучшить лишь после ухода Шредера с поста канцлера и прихода к власти главы ХДС Ангелы Меркель. В коалиционном договоре 2005 года вновь подчёркивалась ключевая роль НАТО в обеспечении европейской безопасности. Однако новый проатлантический курс, проводимый Меркель, не смог вернуть в американо-германские отношения взаимопонимание начала 1990-х годов. Теракт 11 сентября, ситуация вокруг Ирака и последовавшее за этим сокращение сотрудничества заставили ФРГ переосмыслить оценку роли НАТО.
Для Германии НАТО стал не только военным блоком, но и своего рода международной межправительственной организацией, в которой обсуждаются проблемы и принимаются согласованные решения по вопросам безопасности. Для США же НАТО остается центральным элементом собственной глобальной политики. В связи с этим внутри альянса возникают противоречия между ФРГ и США.
К примеру, в 2006 году Берлин заморозил расходы на оборону на уровне 24,4 млрд евро, а в 2008 году все немецкие партии выступили против увеличения немецкого контингента в Афганистане и перемещения его в район наиболее интенсивных боевых действий (с севера на юг). На саммите НАТО в Бухаресте в 2008 году Германия отклонила предложение США присвоить Украине и Грузии статус кандидатов на вступление в Альянс. Кульминацией противоречий между Германией и её союзниками по НАТО можно считать разногласия касательно свержения режима Муаммара Каддафи в 2011 году, когда ФРГ воздержалась при голосовании в СБ ООН по резолюции 1973, объявившей «бесполётную зону» над ливийской территорией.
Ситуация сегодня
В нынешних американо-германских отношениях также есть разногласия. С одной стороны, Германия и США выступают с одних и тех же позиций по украинскому кризису. Но, с другой стороны, конфликт на Украине породил ряд новых споров. В частности, в июле 2014 года Германия высказалась против расширения военного присутствия НАТО в Восточной Европе. По мнению германской стороны, это крайне нежелательно отразится на уже испортившихся германо-российских отношениях.
Кроме того, несмотря на то, что осенью 2014 года после саммита в Уэльсе члены НАТО договорились об увеличении военных расходов до 2% ВВП, ФРГ не только отказалась выполнять договорённость, но и, напротив, сократила затраты на армию. Если в 2014 году на оборону предполагалось выделить 32,4 млрд евро (1,14% ВВП), то в этом году – уже на 200 млн евро меньше (1,09% ВВП). Для сравнения: военный бюджет США составляет порядка 3,4% ВВП.
Помимо расходов на оборону, между Германией и другими членами НАТО существуют политические противоречия. Речь идёт, например, о сообщениях верховного главнокомандующего силами НАТО в Европе Филиппа Бридлава по поводу готовившихся наступлений России на Украину в феврале этого года. Незадолго до этого, 12 февраля, в Минске были заключены соглашения, направленные на деэскалацию конфликта. Как следствие, в Берлине отрицательно восприняли провокационные заявления американского генерала, подрывающие переговорный процесс. Тогда в западной прессе писали даже о первом в истории открытом конфликте между Германией и НАТО.
Еще одной проблемой является намерения американцев поставить летальное оружие на Украину. Политические элиты Соединенных Штатов и ФРГ по-разному видят разрешение данного кризиса. Если Германия с самого начала конфликта исключает силовое решение вопроса, то конгресс США, наоборот, продвигает инициативу поставок мощного вооружения украинской армии. На Мюнхенской конференции 2015 года председатель сенатского комитета по международным отношениям Боб Коркер в беседе с журналистами отметил: «Украина находится на грани. Мы должны помочь ей финансовой поддержкой, санкциями и оружием».
Выступая 9 февраля 2015 года в Вашингтоне на совместной пресс-конференции с Ангелой Меркель, президент Барак Обама заявил: «Я пока не принял решение о поставках боевого оружия на Украину, однако попросил своих советников рассмотреть такую возможность в случае, если дипломатия не сработает». В свою очередь, канцлер ФРГ вновь уточнила: «Мы предпримем все усилия, чтобы найти дипломатическое решение конфликта». Принятая на данный момент резолюция конгресса США о поставках вооружений на Украину носит рекомендательный характер.
Таким образом, мир сегодня является свидетелем глубокой трансформации отношений ФРГ с Соединенными Штатами и НАТО, начало которой было положено ещё в конце 1990-х годов. Современная Германия, оставаясь важнейшим союзником Вашингтона и членом Альянса, становится все более самостоятельным игроком и по ряду международных вопросов открыто занимает позицию, отличную от американской. НАТО для Берлина – это в первую очередь основа европейской системы безопасности, а не инструмент внешней политики США.
- Семен Бойков – студент факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ
- http://politicaexterna.ru/post/119871646821/nato
- подписания Парижских соглашений 1954 года: NATO
Информация