Память Сталинграда

Память Сталинграда


Для нашей страны танк на постаменте в качестве памятника — дело обычное. Однако, как правило, увековечены Т-34-85 послевоенного выпуска. Иногда можно встретить такие же ИС-3 (в начале событий в Донбассе один из них даже сумели завести). Тем не менее в России сохранились и памятники с подлинной техникой времен войны. И есть, по крайней мере, один город, где на постаментах красуется техника, на самом деле участвовавшая в боях. Это Волгоград. «Лента.ру» представляет обзор военной техники, ставшей памятником Сталинградской битве и всей Великой Отечественной.

На земле


Главные памятники Волгограда — это, конечно же, танки Т-34-76, первый массовый вариант легендарного творения харьковского конструктора Михаила Кошкина с 76,2-миллиметровым орудием. Именно эти «тридцатьчетверки» составляли основу танковых войск, участвовавших в Сталинградской битве. К тому же их здесь производили. И в конце лета 1942 года сталинградские «тридцатьчетверки» шли на фронт прямо из заводских цехов.

Важность Сталинграда не ограничивалась его стратегическим положением или именем Сталина. Сталинград — один из крупнейших танкостроительных центров первой половины войны. Сталинградский тракторный выпускал танки Т-34-76 до 13 сентября 1942 года, когда бои шли уже на территории завода. Возобновил работу завод лишь после войны. В 1949-м из запчастей собрали еще один танк Т-34-76 и установили на площади перед проходной. Фактически это последний выпущенный заводом танк. В 1964-м он обрел постамент.

Память Сталинграда

Т-34-76
Фото: Анна Хоружая

Последний танк Сталинградского тракторного завода

Совсем недавно музей-панорама Сталинградской битвы получил новый памятник-танк (его фото вы видите в начале статьи). Это Т-34-76 сталинградского производства, найденный в 2013 году у реки Голубинка. К сожалению, еще до извлечения его из грунта башню похитили. Успели «черные археологи» поживиться и другими деталями. Тем не менее танк отправили на реставрацию, которой руководил сотрудник Центрального музея Вооруженных сил Министерства обороны России Игорь Франчик.

Дольше всего пришлось искать аутентичную башню. Рассматривался даже вариант взять одну из башен памятника, о котором пойдет речь ниже. Помог один российский коллекционер, и танк обрел башню сталинградского производства. В сентябре 2014 года отреставрированная боевая машина заняла почетное место около музея.

30 километров танковых башен

Пожалуй, единственный в России аналог этого монумента — цепочка памятников бастионам обороны Севастополя в Крымской войне. Среди севастопольцев считается правильным провести гостей города по всем бастионам, а это много километров. Однако волгоградский вариант гораздо масштабнее. Идея его создания возникла сразу после войны: поставить по всей линии фронта в местах максимального приближения немецких войск к Волге танковые башни от подлинных Т-34, погибших в Сталинградской битве.

Память Сталинграда

Башня Т-34-76 на рубеже обороны
Фото: Анна Хоружая


Соответствующее решение было принято в 1948 году. 3 сентября 1951-го поставили первую башню, последнюю, 17-ю, — в 1954-м. Дула танковых пушек направлены в сторону противника. Специально подбирались разные башни Т-34-76, благо к тому времени уже было немало модификаций. Общая длина цепочки — 30 километров. Это самый протяженный военный монумент в Европе.

Память Сталинграда

Немецкий БТР Sd.Kfz. 251 у музея
Фото: Анна Хоружая


Разумеется, «тридцатьчетверки» не единственные образцы военной техники, которыми располагает Волгоград. В коллекции музея-панорамы Сталинградской битвы есть много чего — от советских пушек и танков времен Второй мировой (включая танки ИС-2, ИС-3 и самоходку ИСУ-152) до макета немецкого полугусеничного бронетранспортера Sonderkraftfahrzeug 251 и нескольких трофейных немецких орудий. Там же можно увидеть невосстановленный разбитый Т-34, участвовавший в битве, и памятник железнодорожникам, представляющий собой фрагмент воинского эшелона (с реактивной установкой БМ-13 на платформе).

На воде

Самый старый «технический» памятник Волгограда — пожарное судно «Гаситель». Построенный на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде в 1903 году по заказу сразу трех пароходных обществ — «Русь», «Кавказ и Меркурий» и «Нобель» — корабль назывался «Царев», но в 1926-м по понятным причинам был переименован. Участвовал в Гражданской. В Сталинградской битве — с первых дней. Работал и пожарным судном, и транспортником — на нем переправляли боеприпасы, вооружение и продовольствие. Эвакуировал раненых.

Самый известный бой «Гасителя» (хотя судно было не вооружено) — это тушение железнодорожной станции Сарепта под налетом немецкой авиации 8 августа 1942 года. К вечеру в корабле насчитали более трех тысяч пробоин.

Суда, подобные «Гасителю», долго не живут. Наш герой затонул после обстрела в середине октября 1942 года. Но весной 1943-го его подняли, и «Гаситель» отработал пожарным еще 20 лет. Списали его в 1966 году, но не распилили на металлолом, а затопили напротив Волгограда, у левого берега Волги. Однако в 1974-м подняли, а в 1977 году установили на постаменте как часть памятника волжским речникам в пойме реки Царица.

Память Сталинграда

Пожарное судно «Гаситель»
Фото: Анна Хоружая


У музея-панорамы Сталинградской битвы стоит и еще один интереснейший памятник — речной бронекатер БКА-13. Этот корабль относится к достаточно многочисленному типу малых речных бронекатеров проекта 1125 конструкции Юлия Бенуа вместе с большими двубашенными так называемыми амурскими катерами проекта 1124, их было построено 154 единицы.

Данные корабли производились с 1934 года на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького в Татарстане. Изначально они вооружались 76-миллиметровым танковым орудием КТ-28 в башне от танка Т-28, но с 1938-го ленинградский Кировский завод прекратил изготавливать эти башни, после чего катера оснащались специально разработанной для них башней с пушками Л-10 или Л-11 того же калибра, а с 1942 года их стали модернизировать, заменяя орудия на Ф-34 в башнях от Т-34-76.

Память Сталинграда

БКА-13
Фото: Анна Хоружая


Катер БКА-13 был заложен в Зеленодольске в 1941 году, весной 1942-го он вошел в состав Волжской флотилии. Катер под командованием лейтенанта Дмитрия Маркина участвовал в обороне Сталинграда до декабря 1942 года, и пишут, что однажды перевозил самого Никиту Хрущева. Потом его перевели в Днепровскую флотилию и БКА-13 по системе внутриевропейских каналов дошел до Берлина. Он еще послужил, а в 1960-м его передали в дар музею. На постамент водрузили только в 1994 году — до этого он стоял в затоне судоремонтного завода в Краснослободске. В заключение добавим, что всего катеров проекта 1125 до наших дней дошло минимум 12 экземпляров, превращенных в памятники в разных городах России и Украины — от Херсона до Хабаровска.

В небесах

Если танков на постаментах много, то самолетов времен Второй мировой — единицы. Это легко объяснимо: во-первых, самолетов сохранилось гораздо меньше. Во-вторых, львиная доля восстановленных самолетов времен Второй мировой (а среди них встречаются даже летающие экземпляры) находится в авиамузеях и частных коллекциях. Однако в Волгограде есть очень интересный самолет. Причем это не «классика» Второй мировой — не штурмовик Ил-2, не истребитель Лавочкина или Яковлева, не бомбардировщик Петлякова или Туполева и даже не «небесный тихоход» Поликарпова.

Перед музеем-панорамой «Сталинградская битва» установлен полноразмерный макет самолета Су-2 конструктора Павла Сухого.

Память Сталинграда

Макет бомбардировщика Су-2
Фото: Алексей Паевский


Су-2 — двухместный ближний бомбардировщик (другой индекс — ББ-1), серийно выпускался с 1940 года. Конкурс на многоцелевой самолет, который можно использовать и как бомбардировщик, и как штурмовик (самолет «Иванов»), был объявлен в 1936 году, а первый полет Су-2 совершил в 1937-м как АНТ-51, под «лейблом» Туполева. Тем не менее в серию самолет пошел под маркой своего главного конструктора — Павла Осиповича Сухого. Очень хороший обзор из кабины позволил добавить к списку боевых «специальностей» еще одну — корректировщик огня. Машина вышла удачной и неприхотливой в пилотировании. Выпускалась до 1942 года, когда закончились все произведенные в Харькове комплекты. К тому времени успели изготовить чуть менее тысячи машин.

Именно на Су-2 был совершен единственный в истории войны «женский» таран. Екатерина Зеленко 12 сентября 1941 года сбила тараном истребитель «Мессершмитт Bf-109», но при попытке посадить свой самолет была поражена другим «Мессером».

Очень много «Сухих» участвовало и в Сталинградской битве. Уже после смерти конструктора, в 1981 году, в КБ Сухого построили несколько деревянных макетов Су-2 по оригинальным чертежам. В 1982-м один из макетов установили в Волгограде. Второй — на территории КБ. В 2010 году к 70-летию КБ Сухого волгоградский макет, к тому времени уже обветшавший, силами самого КБ и предприятий-смежников заменили на цельнометаллический.
Автор: Анна Хоружая, Алексей Паевский
Первоисточник: http://lenta.ru/articles/2015/05/08/stalingrad/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 45
  1. Комментарий был удален.
  2. kot28.ru 6 июня 2015 05:36
    Цитата: kot28.ru
    Бронекатер пр.1125,Благовещенск

    Есть еще ИС-3 на территории бывшего БВТККУ,
    1. Дед медвед 6 июня 2015 09:53
      Это всё очень хорошо но!
      Пока городу не вернут его героическое имя-память павших будет уходить как корабль в море!
      Хрущ в злобе своей переименовал,украл имя того с кем ему никогда не сравнится.
      Может пора?
      1. Альф 6 июня 2015 16:13
        Цитата: Дед медвед
        Может пора?

        Пару лет назад пробовали, у власти очко сжалось, когда подсчитали голоса.
    2. shasherin_pavel 6 июня 2015 10:43
      Точно такой же стоит на набережной Приморско-Ахтарска на Азове, где был штаб бронекатеров.
  3. Комментарий был удален.
  4. kot28.ru 6 июня 2015 05:45
    Цитата: kot28.ru
    Здесь ИС-3,установлен в 1970-м году
    1. Альф 6 июня 2015 16:15
      Цитата: kot28.ru
      Цитата: kot28.ru
      Здесь ИС-3,установлен в 1970-м году

      Это ИС-3М, отличается формой крыльев.
  5. фомкин 6 июня 2015 06:19
    Молодцы СТАЛИНГРАДЦЫ! Ещё-бы вернуть название города. Я читал, что даже во Франции есть улица Сталинград, а у нас... ?
  6. Вольный ветер 6 июня 2015 06:39
    Танк Т-34-75 очень красив и гармоничен
    1. svp67 6 июня 2015 07:28
      Цитата: Вольный ветер
      Танк Т-34-75 очень красив и гармоничен

      Только Т-34/76 и если быть совсем точным, то Т34/76 с пушкой Ф32. Самым красивым конечно был первый вариант с пушкой Л11,

      но так же как эти варианты красивы, так же они оказались малотехнологичны, неудобны эргономично и имевшую "ахиллесову пяту" в виде задней стенки башни, в которой имелось отверстие, для замены пушки, закрываемое крышкой на болтах...


      В результате перешли на более технологичную и удобную башню "гайку"...
      1. shasherin_pavel 6 июня 2015 10:53
        Насчёт ахилесовой пяты, ну ни одного случая попадания в эту ахилесову пяту. Существует отчёт о наибольших местах поражения танков разных модификаций, где указывается калибр снарядов и куда они попали, сколько снарядов пробили броню и сколько застряли в броне. Ну не нашёл я в этом отчёте пробития задней стенки башни Т-34. Как мы любим цитировать чужие глупости навроде того что гусеницы танка грохотали, но мало кто помнит что эти гусеницы по отсчётам немецких артиллеристов выдерживали фугасное действие 50тимиллимитровых немецких снарядов.Не путать с бронебойными, было и такое, что немцы стреляли фугасными снарядами по гусеницам.
        1. svp67 7 июня 2015 14:45
          Цитата: shasherin_pavel
          Насчёт ахилесовой пяты, ну ни одного случая попадания в эту ахилесову пяту.

          А кто Вам сказал, что в неё надо попадать? что то я не помню, что бы это говорил.
          Любое отверстие, а тем более такое большое, в броневой конструкции снижает общую жесткость, так что как то так. Или Вы считаете, что зря от этого "технологического отверстия" отказались? К слову от подобных "отверстий" к концу войны отказались все танкостроители.
      2. stalkerwalker 6 июня 2015 13:45
        Цитата: svp67
        Только Т-34/76 и если быть совсем точным, то Т34/76 с пушкой Ф32. Самым красивым конечно был первый вариант с пушкой Л11,

        Спорное утверждение. Особенно "нефотогенично" Л-11 смотрится на КВ-2.
        1. oldkap22 7 июня 2015 13:38
          На КВ-2 стояла 152мм гаубица...(М-10)
          1. stalkerwalker 7 июня 2015 13:39
            Цитата: oldkap22
            На КВ-2 стояла 152мм гаубица...(М-10)

            Виноват...
            Имел ввиду КВ-1. fellow
      3. enot73 6 июня 2015 14:55
        Цитата: svp67
        малотехнологичны, неудобны эргономично и имевшую "ахиллесову пяту" в виде задней стенки башни
        Не знаю насчёт " ахиллесовой пяты " , а вот слабые места конструкции тридцатьчетвёрки , с точки зрения защищённости экипажа , это ИМХО 1. топливные баки , расположенные в бортовых нишах и 2. люк мехвода на лобовом бронелисте . К счастью попадания в люк механика - водителя и детонация топлива происходили не слишком часто
        1. stalkerwalker 6 июня 2015 14:58
          Цитата: enot73
          т слабые места конструкции тридцатьчетвёрки

          Вы забыли о "яблоке" крепления пулемёта стрелка-радиста.
          1. enot73 6 июня 2015 17:06
            Цитата: stalkerwalker
            Вы забыли о "яблоке" крепления пулемёта стрелка-радиста.
            Полностью согласен с Вами . Уже на Т - 44 это " яблоко " и люк мехвода были удалены с лобового бронелиста танка
            1. Argon 7 июня 2015 02:03
              Все так,но пример вы выбрали не совсем удачено,у Т-44 осталась смотровая щель мехвода, амбразура курсового пулемета(оба"отверстия"видны на представленном вами фото)они хотя и имели небольшую площадь,значительно снижали прочность ВЛД при воздействии новых(по тем временам)90 и 105мм бронебойных снарядов.И к стати тяжелые минеральные(дизельные в том числе)топлива вообще не детонируют.
              1. svp67 7 июня 2015 15:37
                Цитата: Argon
                И к стати тяжелые минеральные(дизельные в том числе)топлива вообще не детонируют.

                Легкие минеральные - бензин и керосин, то же не детонируют, в любом топливе детонируют ПАРЫ топлива. А так как в легких видах топлива они образуются легче, то и происходит это чаще, но это не значит, что пары ДТ не детонируют, увы детонируют и у Т34, из-за неудачного расположения баков это происходило не редко,и есть соответствующие фото, как в прочем и у танков БТ,...
                1. Argon 8 июня 2015 01:15
                  А как по фото вы определяете,что именно взрыв паров нанес такие повреждения?(а не,например,взрыв фугасного снаряда из БК машины).И второй вопрос что по вашему есть ДЕТОНАЦИЯ?К стати керосин считается тяжелой фракцией.Бензин детонирует,его способность противостоять этому явлению определяется АКТАНОВЫМ ЧИСЛОМ.
        2. svp67 7 июня 2015 14:57
          Цитата: enot73
          Не знаю насчёт " ахиллесовой пяты " , а вот слабые места конструкции тридцатьчетвёрки , с точки зрения защищённости экипажа ... люк мехвода на лобовом бронелисте .

          До этого речь то шла о башне. А люк мех-вода, так же ослаблял жесткость и соответственно бронестойкость ВЛД, но если от доп.люка в башне смогли отказаться, то от люка мех-вода нет, пока не развернули двигатель поперек машины и не смогли сдвинуть башню ближе к геометрическому центру конструкции
      4. perepilka 10 июня 2015 21:33
        Цитата: svp67
        то Т34/76 с пушкой Ф32.

        Ф-32-ка на БТшках и 28-х испытывалась, частью на КВ ставилась, на 34-х она шла уже как Ф-34, ствол, таки подлиннее request
  7. svp67 6 июня 2015 07:21
    Тем не менее в серию самолет пошел под маркой своего главного конструктора — Павла Осиповича Сухого.
    и лишь только потому, что АНТ сидел в тюрьме и налаживал работу "шарашки" из "недр" которой "на гора" в короткие сроки вышел самолет ставший известен как Ту2, а сколько осталось в разработке... И Андрей Николаевич, был конечно сатрап, но благодаря ему "на крыло стали" Петляков, Мясищев, Антонов, Сухой...
    1. shasherin_pavel 6 июня 2015 11:08
      Надо бы знать историю не только техники, но политическую: как описывал сам АНТ своё 'сидение'. Утром к нему заходил домой офицер ГПУ и ждал пока Туполев соберётся на работу. Затем они спускались на улицу и садились в машину, на которой доезжали до проходной завода, за которые пропуска у офицера не было, то он оставался за воротами. Самое большое удовольствие было 'заключённым' наблюдать в дождливую погоду за кучкой офицеров, стоящих пред проходной завода после пяти вечера, когда члены КБ 'шарашки' оставались на работе до десяти или одиннадцати часов ночи. Машины арестованных были у подъезда на территории завода, а офицеры конвоиры стояли под дождём. Вот такое сидение в шарашках. Спросите для чего это было сделано? В начале славных дел, когда армии СССР нужны были новые образцы оружия некоторые конструкторы пробивали себе путь доносами на конкурентов, так прошла череда расстрелов вредителей- конструкторов. В чём можно было упрекнуть молодых чекистов, когда спорили конструкторы... Вот и пришлось придумать закрытые конторы КБ куда не могли заглянуть конкуренты. Надо обратить внимание, что сразу послепринятия техники на вооружение судимости снимались и следовали денежные премии и награды.
      1. svp67 7 июня 2015 14:12
        Цитата: shasherin_pavel
        как описывал сам АНТ своё 'сидение'. Утром к нему заходил домой офицер ГПУ и ждал пока Туполев соберётся на работу.

        Будьте добры - документы в студия, где Вы взяли сей сенсационный материал.
        А от себя же предложу прочесть книгу одного из замов АНТ Леонида Львовича Кербера. "Туполевская шарага"
        Где сказано:
        " Мне пришлось прожить в "шараге", созданной Берия вокруг крупнейших
        русских авиационных специалистов, четыре года.
        Согнанных из всех лагерей СССР, их в 1938 году привезли в Болшево, в
        бывшую трудкоммуну ОГПУ затем перебазировали в Москву в здание КОСОС ЦАГИ на
        ул. Радио, а после начала войны отвезли в Омск на завод No 166 НКАП."
      2. svp67 7 июня 2015 14:13
        Нас провели в лифт и подняли
        на 8-й этаж, в канцелярию. Обхождение вежливое: "Садитесь. Вы прибыли в
        специальную тюрьму НКВД, ЦКБ-296. Прочтите правила внутреннего88
        распорядка и распишитесь".
        Читаем -- "воспрещается", "не допускается", "возбраняется" и т. д.,
        страниц 5-6 на машинке. Все, как и обычно, но есть кое-что и специфически
        новое. "За употребление спиртных напитков (Боже мой, откуда они могут
        взяться в тюрьме?) и за попытку связаться с внешним миром через
        вольнонаемных, арестованный отстраняется от работы и направляется в лагеря
        строгого режима". Второе: в разделе кар, помимо обычных лишений прогулок,
        лавочки7 и наказаний карцером, есть пункт: "лишаются свиданий",
        из этого вытекает, что здесь их дают.
        Прочитываем и расписываемся. Сколько таких обязательств быть
        "пай-мальчиками" мы надавали за эти годы!
        Охранник разводит нас по "месту жительства", как он это называет, по
        камерам, как думаем мы, Идем коридорами по мягким ковровым дорожкам,
        направо, налево, вниз -- везде пусто. Наконец попка8 открывает
        дверь и вежливо просит пройти. Прислушиваемся, дверь за нами замком не
        лязгает. Осматриваемся, мы в одном из залов ЦАГИ. По стенам 30 солдатских
        коек, покрытых байковыми одеялами, у каждой тумбочка, на ней пачка папирос
        "Дукат", окно в решетке, несколько стульев. Сдвигаем их и садимся.
        Несколько минут сидим молча, слишком велика трансформация, происшедшая
        с нами, затем жизнь берет свое, хочется курить, сворачиваем "козьи ножки" и
        шепотом обсуждаем, что дальше? Открывается дверь. Уже другой охранник
        произносит что-то вроде "пожалуйте ужинать". По въевшейся привычке
        развязываю сидор9, достаю котелок и становлюсь у двери. Попка
        улыбается: "этого не нужно, там дадут", и ведет в столовую.
        Открывается дверь, человек полтораста, сидящих за столами, покрытыми
        белоснежными скатертями, одновременно поворачивают головы, кто-то
        вскрикивает, кто-то бежит навстречу, много знакомых, дружеских лиц, к нам
        тянутся руки... Трудно описать эту встречу и чувства, нахлынувшие на нас.
        Охрана -- их человек пять -- вежливо, но настойчиво просит успокоиться и
        занять свои места. Постепенно буря стихает, и мы можем оглядеться. За
        разными столиками находим: А. Н. Туполева, В. М. Петлякова, В. М. Мясищева,
        И. Г. Немана, С. П. Королева, А. И. Путилова, В. А. Чижевского, А. М.
        Черемухина, Д. С. Макарова, Н. И. Вазенкова -- одним словом, весь цвет
        русской национальной авиационной мысли.
  8. semuil 6 июня 2015 11:19
    Ещё Т 34-76 стоит на постаменте в подмосковном городе Сходня.
    1. Quzmi4 6 июня 2015 17:51
      А ещё в Тамбове в память построенной на средства, собранные трудящимися области, танковой колонны "Тамбовский колхозник" в 1949 году поставили на постамент Т-34-76.
    2. Quzmi4 6 июня 2015 17:54
      В Тамбове в память о построенной на средства трудящихся области танковой колонне "Тамбовский колхозник" в 1949 году поставили на постамент Т-34-76. В марте этого года танк сняли на ремонт к юбилею Победы, а уже 28 апреля танк стоял на своём месте.
  9. Даос 6 июня 2015 11:58
    Одно время специально ездил по городу - фотографировал боевые повреждения на установленных башнях. (на фото пробоина в маске пушки, башня на Спартановке бывший к/т Комсомолец)
  10. Даос 6 июня 2015 12:01
    Три пробоины в борту - одна от 50мм и две судя по всему от 20мм ПТР (башня на набережной у памяника Чуйкову)
  11. Вольный ветер 6 июня 2015 13:38
    По СУ-2 интересные данные есть. 72 вылета, на одно поражение. ИЛ-2, 7 вылетов, на одно поражение.На 1942 год.
    1. stalkerwalker 6 июня 2015 13:50
      Цитата: Вольный ветер
      По СУ-2 интересные данные есть. 72 вылета, на одно поражение. ИЛ-2, 7 вылетов

      Не путайте тёплое с мягким... Сколько было совершено самолёто-вылетов сушками и илами?
      А штурмовка наземных целей явно опаснее нанесения бомбовых ударов со средних высот.
      1. Argon 7 июня 2015 01:34
        Да в общем то за 41г налет у Су-2 как бы не больше,чем у"горбатых".Кто там в 41ом бомбил со средних высот?ТБ-3 колонны штурмовали.А данные действительно интересные,последний Су-2 попал под"перепись на учет"как боеспособный в ноябре 44г.
        1. stalkerwalker 7 июня 2015 10:44
          Цитата: Argon
          Да в общем то за 41г налет у Су-2 как бы не больше,чем у"горбатых".Кто там в 41ом бомбил со средних высот?

          Цитата: stalkerwalker
          Сколько было совершено самолёто-вылетов сушками и илами?

          Цитата: Вольный ветер
          На 1942 год.
  12. Вот такие су-2 ближний бомбардировщик, и должны были бомбить немецкие приграничные аэродромы при внезапном ударе советских войск в июле 41 года.Но не получилось,вермахт напал первым.
    1. Даос 6 июня 2015 17:33
      Суворова-резуна начитались?

      Су-2 вообще то не совсем бомбардировщик а реализация концепции "многоцелевого самолёта"... Разведчик, корректировщик, лёгкий бомбардировщик и штурмовик... Явно не для "первого удара" машинка...
      1. Цитата: Даос
        Суворова-резуна начитались?

        Су-2 вообще то не совсем бомбардировщик а реализация концепции "многоцелевого самолёта"... Разведчик, корректировщик, лёгкий бомбардировщик и штурмовик... Явно не для "первого удара" машинка...

        Не начитался,а внимательно прочитал всю информацию и не только его,и сделал соответствующие для себя выводы.Ну а кто и после всей этой новой информации продолжает держаться за старые домыслы наших горе историков которые всеми силами уже 70 лет скрывают от нас правду,то это личное дело каждого.
        1. Даос 6 июня 2015 21:54
          Причём тут "домыслы историков"? Я лично, уважаемый, военный, авиаинжинер по образованию, мне не надо "историков" читать - я по ТЗ и по "почерку конструирования" могу сказать для чего машина предназначалась... Вы ещё про "автострадные танки" нам тут расскажите...
          1. Цитата: Даос
            Причём тут "домыслы историков"? Я лично, уважаемый, военный, авиаинжинер по образованию, мне не надо "историков" читать - я по ТЗ и по "почерку конструирования" могу сказать для чего машина предназначалась... Вы ещё про "автострадные танки" нам тут расскажите...

            Ну и для чего предназначался су-2?Если вы такой уважаемый авиаинженер.
            1. Даос 7 июня 2015 11:32
              Внимательно "курим матчасть"

              "И в Первой Мировой войне, и еще почти двадцать лет после ее окончания основной костяк бомбардировочной авиации по всему миру составляли легкие бомбардировщики - одномоторные машины с бомбовой нагрузкой 200-500 кг." (с)

              Су-2, создавался как замена Р-5. Многоцелевая машина "поля боя", Ближний бомбардировщик, разведчик, корректировщик.

              Специализированные машины "первого удара" существуют только в воспалённом воображении Резуна.

              Близнецы братья "Иванова" строились в Англии "Fairey Battle", В Польше "PZL P-43", Швеции "SAAB B 17", США "CW-22 Falcon II", и даже Австралии "CA-1(3) Wirraway".

              В ходе войны практика показала что "многоцелевые" машины оказались менее эффективны чем специализированные и в условиях когда скорости воздушного боя резко возросли несут неоправданно большие потери а их боевая нагрузка непропорционально мала. В итоге от их создания и производства отказались.
              1. Цитата: Даос
                Внимательно "курим матчасть"

                "И в Первой Мировой войне, и еще почти двадцать лет после ее окончания основной костяк бомбардировочной авиации по всему миру составляли легкие бомбардировщики - одномоторные машины с бомбовой нагрузкой 200-500 кг." (с)

                Су-2, создавался как замена Р-5. Многоцелевая машина "поля боя", Ближний бомбардировщик, разведчик, корректировщик.

                Специализированные машины "первого удара" существуют только в воспалённом воображении Резуна.

                Близнецы братья "Иванова" строились в Англии "Fairey Battle", В Польше "PZL P-43", Швеции "SAAB B 17", США "CW-22 Falcon II", и даже Австралии "CA-1(3) Wirraway".

                В ходе войны практика показала что "многоцелевые" машины оказались менее эффективны чем специализированные и в условиях когда скорости воздушного боя резко возросли несут неоправданно большие потери а их боевая нагрузка непропорционально мала. В итоге от их создания и производства отказались.

                Ну так он и создавался как самолет чистого неба,поэтому и задние пулеметы только после начала войны поставили,потому как сбивали бы их очень просто влет.А потом уж его начали приспосабливать под разные сценарии.Нормальная у них нагрузка была 500кг,а что скорость меньше стала так это было не критично .Если таких штук 20 вылетит или даже больше,и отбомбится например на точечную цель,например мост или еще чего.на малой высоте и с небольшой скорости бомбить всегда было точнее ,хоть и опаснее.
                1. Даос 7 июня 2015 18:57
                  Вы бредите?

                  Какой самолёт "чистого неба"? Я вам только что процитировал что такие самолёты во всех ВВС составляли основу до войны. Задние стрелковые точки "де факто" на всех присутствовали. А производили их потому что до 40х годов разрыва в скорости между истребителями и такими самолётами практически не было... И они вполне позволяли решать задачи.

                  А хвостовую турель МВ-5 никто никогда у Сухого не "отменял" - другой вопрос что в последствии оборонительное вооружение усилили люковой установкой ШКАС - (что то же абсолютно в русле эволюции)

                  У вас похоже всё смешалось в голове как в том "доме Облонских". вы Сухого с Илюшиным путаете.
                  1. Цитата: Даос
                    Вы бредите?

                    Какой самолёт "чистого неба"? Я вам только что процитировал что такие самолёты во всех ВВС составляли основу до войны. Задние стрелковые точки "де факто" на всех присутствовали. А производили их потому что до 40х годов разрыва в скорости между истребителями и такими самолётами практически не было... И они вполне позволяли решать задачи.

                    А хвостовую турель МВ-5 никто никогда у Сухого не "отменял" - другой вопрос что в последствии оборонительное вооружение усилили люковой установкой ШКАС - (что то же абсолютно в русле эволюции)

                    У вас похоже всё смешалось в голове как в том "доме Облонских". вы Сухого с Илюшиным путаете.

                    А такого вот чистого,это когда вражеские самолетики только на аэродромах горят,а не в воздухе летают,и ты на нем не чувствуешь никакой опасности,потому как сбивать тебя уже практически и некому.
                    1. Даос 8 июня 2015 11:20
                      Резунизм в тяжёлой форме... Срочно к доктору. Иначе ампутации больного органа (головы) не избежать... И читать в качестве профилактики исключительно РЛЭ...
      2. Цитата: Даос
        Суворова-резуна начитались?

        Су-2 вообще то не совсем бомбардировщик а реализация концепции "многоцелевого самолёта"... Разведчик, корректировщик, лёгкий бомбардировщик и штурмовик... Явно не для "первого удара" машинка...

        Машинка как раз для первого удара,такого простого в управлении и неприхотливого бомбардировщика не было больше ни у кого .ТТХ у него для целей к которым он затачивался были просто великолепными.
        1. Даос 6 июня 2015 21:50
          Вам перечислить сколько было таких "заточенных"? Кстати не только у нас... Это вообще то общая была концепция конца 30х годов которая доказала свою несостоятельность в реальной войне. Не читайте на ночь Резуна. Он на вас плохо влияет... wassat
          1. Цитата: Даос
            Вам перечислить сколько было таких "заточенных"? Кстати не только у нас... Это вообще то общая была концепция конца 30х годов которая доказала свою несостоятельность в реальной войне. Не читайте на ночь Резуна. Он на вас плохо влияет... wassat

            И что за концепция такая загадочная которая доказала свою несостоятельность? мне аж интересно стало.
            1. Даос 7 июня 2015 11:33
              Читайте выше: Я там и концепцию назвал и аналоги перечислил... (хотя их было конечно больше.)
  13. surovts.valery 6 июня 2015 16:52
    Для нашей страны танк на постаменте в качестве памятника — дело обычное. Однако, как правило, увековечены Т-34-85 послевоенного выпуска.

    Под Питером, у Ладожского моста перед Шлиссельбургом, есть музей с диарамой "Прорыв блокады Ленинграда". Там собрана замечательная коллекция танков под общим названием "Танки прорыва". Все танки (КВ-1, БТ-5, Т-26, Т-37) подняты со дна Невы (КВ-1С найден в болотах со стороны Волховского фронта). Причем все танки восстановлены и отреставрированы, один КВ точно встал на постамент своим ходом. Был там лично ещё аж в в 2010 году, есть брошюра и фото, сейчас попытался для комментария найти фото экспозиции, сайт музея почему-то не открылся. Очень советую, если окажитесь рядом, посетить этот музей.
  14. Одинокий Волк 6 июня 2015 17:14
    Спасибо за информацию,,, хорошая статья .. Если дай бог окажусь когда нибудь в Волгограде постараюсь посмотреть все ...Кстати в молодости был в Донецке ,,году дай бог памяти,, в 1985 и во дворе донецкого областного музея стоял Т-34- 76 с пробоиной в правом борту от немецкой пт или танка ,, дырка , а точней пролом ,заметная была кулак бы вошел.. может кто то из вас,,, эту машину видел???
  15. Даос 6 июня 2015 17:25
    Кстати в Волограде есть ещё один "аутентичный танк" времён Сталинградской битвы - восстановленный и на ходу. Это Т-60 (он же БМ-2), я размещал тут статью о нём.

    http://topwar.ru/31571-t-60-vernulsya-v-stroy.html
    1. Argon 7 июня 2015 01:43
      При всем уважении на фото за вами(я так понимаю),"сборная солянка"-катки от Т-70,маска новодел,скорее всего образец"получили"методом сборки фрагментов нескольких машин,что в общем то нормальная теперь практика.
      1. Даос 7 июня 2015 11:35
        Конечно "сборная солянка" - я в статье это отметил. Подняли то фактически только бронекорпус - всё остальное "выпиливали лобзиком"
  16. Магистр 6 июня 2015 18:36
    Интересный экскурсионный город.
  17. Даос 6 июня 2015 23:52
    Вообще в городе активно работают реконструкторы. Поэтому танки у нас не только стоят на постаментах но и вполне себе на ходу.
  18. Даос 6 июня 2015 23:58
    И ещё немного о танках Сталинграда

    http://topwar.ru/30320-bolvankoy-v-tank-udarilo.html
  19. Aqela 8 июня 2015 23:35
    Как всё знакомо! smile
  20. yastr 9 июня 2015 14:17
    В марте сего года специально заехали в Сталинград по пути в Ставрополь. Монументальнейшие впечатления от увиденного: и башни по всему городу, и дом Павлова, и музей-панорама, и конечно же Родина-Мать. Всю жизнь хотел побывать, прикоснуться, увидеть. Кстати первая попавшаяся табличка при плутании по городу - на "Интуристе" о пленении Паулюса.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня