Mysterium magnum отечественного танкостроения

Данная статья является попыткой рассказать про «великое таинство» отечественных разработчиков бронетанковой техники, опираясь на известные факты, так или иначе ставшие достоянием СМИ и общественного мнения, по одному из самых интересных и загадочных танков.

Mysterium magnum отечественного танкостроения



В теперь уже далёкий март 2000 года министр обороны России Игорь Сергеев посетил «Уралвагонзавод». С этого момента вспомним о танке, что так долго будоражил умы, давал почву фантазиям, различным домыслам и путанице. Речь об «объекте 195», который больше известен как Т-95. Игорь Сергеев впервые озвучил это название, заявив после посещения предприятий ВПК в Нижнем Тагиле и Екатеринбурге, что создан принципиально новый основной боевой танк (ОБТ) Т-95. Ведущее танкостроительное предприятие России, «Уралвагонзавод», представило маршалу натурный образец новой машины, который он по достоинству оценил, отметив высочайший технический уровень и боевые характеристики перспективного танка. Тот факт, что глава военного ведомства назвал его Т-95, позволил тогда сделать вывод о возможности поступления нового танка в войска, так как подобные названия присваиваются уже принятой на вооружение технике, а экспериментальные и разрабатываемые машины обозначаются обычно словом «объект» с присвоенным ему номером.

Так неизвестный «объект 195» стал для общественности танком Т-95. Тогда мало кто знал, что создание новой машины стало итогом разработки перспективного проекта танка Советского Союза, начатой в рамках конкурса НИР «Совершенствование-88» (1988 год). Головным разработчиком являлось Уральское КБ транспортного машиностроения (Нижний Тагил), а производство танков вело ПО «Уралвагонзавод» (УВЗ, Нижний Тагил). Соисполнителями НИР выступила группа предприятий: ФГУП «НИИД», ОАО ВНИТМ, ОАО «ВНИТИ», ОАО «Урал НИТИ», ФГУП «Завод № 9», ФГУП ПО «Баррикады», ФГУП «ЦНИИМ», ОАО ВПМЗ «Молот», «НПО «Электромашина» куда входил СКБ «Ротор» и другие. Сборка первого прототипа «объект 195» велась на УВЗ в 1999 и 2000 годах.

Танк представлял из себя классическую конструкцию, но с необитаемой башней, несколько сдвинутой к моторному отделению. Традиционный для российских танков автомат заряжания в новой конструкции располагается под башней. Рабочие места экипажа из трех человек, механика-водителя, наводчика-оператора и командира были помещены в специальную бронированную капсулу, отгороженную броневой переборкой от автомата заряжания и башни. На тот момент, по сообщениям экспертов, в рамках «объекта 195» удалось решить и вторую серьезнейшую проблему современного танкостроения, обусловленную тем, что резервы мощности существующих танковых орудий калибра 125 мм (в России) и 120 мм (на Западе) практически были исчерпаны, танк получил новую мощную пушку. Надо сказать, что и за рубежом уже изучалась возможность оснащения танков следующего поколения новыми орудиями калибра до 140 мм.

В отечественной разработке все основные средства поражения противника размещались в боевом модуле с цельноповоротной платформой. Главное вооружение Т-95 состояло из 152-мм пушки 2А83 (разработка ОКБ завода №9 и ВНИИТМ). Орудие имело начальную скоростью бронебойного подкалиберного снаряда 1980 м/с и возможность запуска управляемой ракеты через ствол, дальность прямого выстрела составляла 5100 метров, а бронепробиваемость БПСа достигла 1024 миллиметров стальной гомогенной брони. Боекомплект составлял 36-40 выстрелов, типы боеприпасов: БПС, ОФС, КУВ. Характеризуя дополнительное вооружение, нужно отметить 30-милиметровую пушку 2А42, которая могла использоваться как альтернатива излишнему расходу основного боекомплекта, пушка монтировалась в боевом модуле вместе со 152-мм орудием. При этом автоматическая пушка имела свои приводы наведения, как по вертикали, так и частично по горизонтали, то есть в определенном секторе пушка могла использоваться самостоятельно. Предполагалось и пулемётное вооружение один (два) 7,62-мм пулемет (14,5-мм пулемёт), а также ПТРК.

Защита танка с боевой массой около 55 тонн предусматривала несколько уровней. Во-первых, это различные покрытия маскировочного типа, такие как противорадиолокационные накидки и различное деформирующее окрашивание. Далее, это комплекс активной защиты, для Т-95 разрабатывался КАЗ «Штандарт» (объединяющий качества «Арены» и «Дрозда»), одновременно с ним действовал комплекс активного оптико-электронного противодействия «Штора-2». Следующий уровень включал комплекс динамической защиты, — универсальной модульной ДЗ «Реликт» с элементами 4С23 (разработки НИИ Стали, Москва). Далее, 81-мм пусковые установки 902Б «Туча» для постановки дымовых и аэрозольных завес, оборудование противоатомной защиты. Танковая броня включала различные сплавы, керамику и композиты. Наконец, сам экипаж Т-95 имел защиту в виде уже упомянутой капсулы, которая была изготовлена из броневого титана, также титан использовали во многих элементах конструкции, снижая массу танка. Кроме того, был и комплект защитного обмундирования танкистов (типа «Ковбой»).

Из оборудования танка нужно ещё отметить боевую информационная систему (разработки НПО «Электромашина») с прицельным комплексом (разработки ОАО КМЗ), ИК-приборы, тепловизор (разработки НПО «Орион») и РЛС. На одном из проектных вариантов танка, по зарубежным данным, предполагалась установка лазерного устройства поражения оптики прицелов и приборов наблюдения противника (LASAR).

В рамках второго этапа государственных испытаний опытного образца №2 «объекта 195» НПО «Электромашина» были успешно завершены испытания следующего оборудования танка: ИУС-Д, 1ЭЦ41-1, АПКН-А, РСА-1, 1ЭЦ69, 3ЭЦ18, БТШУ1-2Б, также завершены испытания следующих изделий: ПУТ, ПУМ, БУВО, РСА-1, БГД32-1, ЭД-66А, ЭДМ-66, ЭД-43, АЗ195-1.



Ходовая часть Т-95 на семь катков, с гидромеханической трансмиссией. Согласно ТТЗ на создание танка использовалась гидромеханическая трансмиссия и гидрообъемная передача (ГОП). По двигателю были варианты. Вариант 1, «объект 195» — прототип Х-образного дизеля мощностью около 1500 л.с. разработки КБ двигателей ЧТЗ (Челябинск).
Вариант 1А , «объект 195» — прототип Х-образного дизеля мощностью 1650 л.с. разработки КБ «Барнаултрансмаш» (Барнаул). Вариант 2, «объект 195» — ГТД разработки и производства КБ и завода им. В.Я. Климова мощностью 1500 л.с. Двигатель должен был обеспечивать скорость по шоссе до 75-80 км/час, скорость по грунту более 50 км/час. Габариты танка: высота по оборудованию около 3100 мм, по крыше башни в пределах 2500 мм, ширина 3500 мм, длина корпуса в пределах 7800 мм.



Таким был «объект 195», или Т-95, одна из последних разработок советского танковой школы, танк, которому позднее пророчилось великое будущее в прозвищах «Русский «Тигр»» и «Абрамс капут».

Всего было построено три экземпляра Т-95, первый — опытный заводской экземпляр и два экземпляра, их называли №1 и №2 для государственных испытаний. Государственные испытания они прошли, заключение государственной комиссии было положительным, но с перечнем замечаний, подлежащих устранению. В основном, это вопросы по автомату заряжания, и, главное, по прицельным комплексам, электронике, танк должен был взаимодействовать с беспилотниками и спутниками.

После 2000 года в прессу периодически попадала информация по танку. Хронология событий:

2006 г. Согласно сообщениям СМИ, танк проходил государственные испытания; начало серийного производства планировалось на 2007 г.
2007 г. 22 декабря начальник службы вооружений ВС России генерал армии Николай Макаров заявлял, что танки Т-95 проходят испытания и поступят на вооружение ВС России в 2009 г.

2008 г. Планировалось завершить испытания опытного танка «объект 195». В течение года проходил второй этап государственных испытаний образца №2 опытного танка «объект 195».

2010 г., лето. Планировался показ «объекта 195» на выставке вооружений и военной техники в Нижнем Тагиле.

2010 г. Ожидалось обнародование внешнего вида Т-95 и, возможно, принятие на вооружение.

Настала и «чёрная дата» в истории Т-95. Это 7 апреля 2010 года. В этот день господин Поповкин, будучи тогда замом Анатолия Сердюкова и начальником вооружения, заявил о прекращении финансирования разработки танка Т-95 и закрытии проекта. По его словам, проект машины «морально устарел». Ко всему, танк назвали слишком дорогим и сложным для «срочников»… Это был удар, сообщение о том, что уже фактически готовый Т-95 не примут на вооружение.

14 июля 2010 года в ряде СМИ (ИТАР-ТАСС и др.), прошла информация о закрытом показе Т-95, который якобы состоялся в первый день работы выставки «Оборона и защита» в Нижнем Тагиле. Информация об этом событии оказалась ложной: был закрытый показ макета Т-90М, который частью СМИ был ошибочно воспринят как показ Т-95.

В апреле 2011 года в СМИ появляется информация о заявлении руководства «Уралвагонзавода» с намерением продолжить развитие проекта Т-95 самостоятельно, без участия МО России. Надо подчеркнуть, что при Анатолии Сердюкове стала реализовываться идея широкой унификации бронетехники и создания единых «экономичных» боевых платформ, приоритет сместился в эту плоскость, были выданы техзадания и выделены финансы на разработку новых боевых машин пехоты, новых бронетранспортеров и нового танка. Реформы по экономии воплощались в жизнь, причём всё советское нередко объявлялось безнадёжно устаревшим, соответственно, и бронетехника. При этом в расчет не принималось, что разгром отечественного ВПК в «лихие девяностые» даром не прошел, что уже были нарушены связи как в промышленности, так и в КБ и науке. Были утрачены многие технологии, погибли целые конструкторские школы. Вдобавок министерство обороны, заказывая новую технику, одновременно ликвидировало собственные НИИ и испытательные полигоны. Гражданские «манагеры» военного ведомства сердюковских времен не особо вникали в то, что военную технику мало сконструировать и даже построить, ее надо испытать по специально разработанным программам, сначала на закрытых полигонах, далее в войсках. Только после этого принимать решение, годится то, что сделано, для службы в войсках, или требует серьезной доработки. Введение нового образца в строй — это целая наука, которую за четверть века практически потеряли, так как не поступало ничего нового. Даже испытанные и готовые к производству образцы отечественной техники были не востребованы, подвергались критике. Тогдашнее МО позиционировало себя лишь заказчиками (потребителями-покупателями), соответственно, исполнитель — промышленность, которая должна была им предоставить «торговый продукт», полностью готовый к эксплуатации. При Анатолии Эдуардовиче прямо говорили, что если не можете сделать то, что нам надо здесь и сейчас, то купим за границей, и покупали, и готовы были покупать многое, включая немецкие «Леопарды». На своё жалели «копейки», на чужое бросали миллиарды (до сих пор история с «Мистралями» является напоминанием о той эпохе, как бы сейчас кто ни оправдывал то «творчество»).

Что же тогда было делать отечественным производителям, в частности, с танком Т-95?

Полезно вспомнить по смыслу, как характеризовал ситуацию независимый военный эксперт Алексей Хлопотов. Поскольку теперь мы живем при капитализме, интересы государства и самой армии нередко отходят на второй план, вперед могут выдвигаться интересы личные и интересы корпораций. Так, КБ создает новый танк как интеллектуальный продукт, получает какие-то отчисления от количества выпущенных изделий, но в основном КБ живет за счет разработки своих опытно-конструкторских работ. Поэтому здесь возник вопрос: дорабатывать Т-95, приспосабливая его к новым требованиям, новой элементной базе, под другую электронику, оптику, тепловизоры, или ставить крест на готовом танке и настаивать на том, что нужно открывать опытно-конструкторскую работу по созданию новой машины. Был выбран второй вариант, сулящий финансирование. Сейчас преобладает меркантильный подход, за модернизацию не сильно выгодно браться, соответственно, гораздо выгоднее делать что-то новое, далее ещё новее и ещё. Также по Т-95 Хлопотов отмечал, что внутри КБ складывалась такая обстановка: был главный конструктор, в то время собиравшийся на пенсию, и были «ретивые претенденты», которым очень хотелось получить свою новую разработку. Что приезжал главный на Кубинку — ратовал за продолжение работ по «195-му», убеждал в необходимости доведения его до серии, а следом его зам — и заявлял прямо противоположное. Какие могли быть результаты? Плюс смена управляющей команды в корпорации — пока новый генеральный не разобрался, что к чему, пока не вошел в курс дела, разработчики Т-95 получили ОКР шифра «Армата».

Какие только фантазии в изображениях и технических характеристиках ни плодили пытливые умы! Многие в этом настолько заблудились, что не различали, где фантастика технического дизайна, где вариант модернизации Т-90, где «Чёрный орёл» (объект «640», глубокая модернизация Т-80У, практически новый танк), где Т-95 (объект «195»), где и что такое «Армата». И до сих пор путаются.

Есть, видимо, свой сакральный смысл в том, что танк Т-95 стал не только великим чудом и великим таинством своего времени, но и индикатором отечественного танкостроения, лакмусом наших проблем в ВПК, военного строительства и общественного строя в целом.

По материалам сайтов:
http://www.rosinform.ru
http://www.vif2ne.ru
http://lenta.ru
http://btvt.narod.ru
Автор:
Per se
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

63 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти