Mysterium magnum отечественного танкостроения

Данная статья является попыткой рассказать про «великое таинство» отечественных разработчиков бронетанковой техники, опираясь на известные факты, так или иначе ставшие достоянием СМИ и общественного мнения, по одному из самых интересных и загадочных танков.

Mysterium magnum отечественного танкостроения


В теперь уже далёкий март 2000 года министр обороны России Игорь Сергеев посетил «Уралвагонзавод». С этого момента вспомним о танке, что так долго будоражил умы, давал почву фантазиям, различным домыслам и путанице. Речь об «объекте 195», который больше известен как Т-95. Игорь Сергеев впервые озвучил это название, заявив после посещения предприятий ВПК в Нижнем Тагиле и Екатеринбурге, что создан принципиально новый основной боевой танк (ОБТ) Т-95. Ведущее танкостроительное предприятие России, «Уралвагонзавод», представило маршалу натурный образец новой машины, который он по достоинству оценил, отметив высочайший технический уровень и боевые характеристики перспективного танка. Тот факт, что глава военного ведомства назвал его Т-95, позволил тогда сделать вывод о возможности поступления нового танка в войска, так как подобные названия присваиваются уже принятой на вооружение технике, а экспериментальные и разрабатываемые машины обозначаются обычно словом «объект» с присвоенным ему номером.


Так неизвестный «объект 195» стал для общественности танком Т-95. Тогда мало кто знал, что создание новой машины стало итогом разработки перспективного проекта танка Советского Союза, начатой в рамках конкурса НИР «Совершенствование-88» (1988 год). Головным разработчиком являлось Уральское КБ транспортного машиностроения (Нижний Тагил), а производство танков вело ПО «Уралвагонзавод» (УВЗ, Нижний Тагил). Соисполнителями НИР выступила группа предприятий: ФГУП «НИИД», ОАО ВНИТМ, ОАО «ВНИТИ», ОАО «Урал НИТИ», ФГУП «Завод № 9», ФГУП ПО «Баррикады», ФГУП «ЦНИИМ», ОАО ВПМЗ «Молот», «НПО «Электромашина» куда входил СКБ «Ротор» и другие. Сборка первого прототипа «объект 195» велась на УВЗ в 1999 и 2000 годах.

Танк представлял из себя классическую конструкцию, но с необитаемой башней, несколько сдвинутой к моторному отделению. Традиционный для российских танков автомат заряжания в новой конструкции располагается под башней. Рабочие места экипажа из трех человек, механика-водителя, наводчика-оператора и командира были помещены в специальную бронированную капсулу, отгороженную броневой переборкой от автомата заряжания и башни. На тот момент, по сообщениям экспертов, в рамках «объекта 195» удалось решить и вторую серьезнейшую проблему современного танкостроения, обусловленную тем, что резервы мощности существующих танковых орудий калибра 125 мм (в России) и 120 мм (на Западе) практически были исчерпаны, танк получил новую мощную пушку. Надо сказать, что и за рубежом уже изучалась возможность оснащения танков следующего поколения новыми орудиями калибра до 140 мм.

В отечественной разработке все основные средства поражения противника размещались в боевом модуле с цельноповоротной платформой. Главное вооружение Т-95 состояло из 152-мм пушки 2А83 (разработка ОКБ завода №9 и ВНИИТМ). Орудие имело начальную скоростью бронебойного подкалиберного снаряда 1980 м/с и возможность запуска управляемой ракеты через ствол, дальность прямого выстрела составляла 5100 метров, а бронепробиваемость БПСа достигла 1024 миллиметров стальной гомогенной брони. Боекомплект составлял 36-40 выстрелов, типы боеприпасов: БПС, ОФС, КУВ. Характеризуя дополнительное вооружение, нужно отметить 30-милиметровую пушку 2А42, которая могла использоваться как альтернатива излишнему расходу основного боекомплекта, пушка монтировалась в боевом модуле вместе со 152-мм орудием. При этом автоматическая пушка имела свои приводы наведения, как по вертикали, так и частично по горизонтали, то есть в определенном секторе пушка могла использоваться самостоятельно. Предполагалось и пулемётное вооружение один (два) 7,62-мм пулемет (14,5-мм пулемёт), а также ПТРК.

Защита танка с боевой массой около 55 тонн предусматривала несколько уровней. Во-первых, это различные покрытия маскировочного типа, такие как противорадиолокационные накидки и различное деформирующее окрашивание. Далее, это комплекс активной защиты, для Т-95 разрабатывался КАЗ «Штандарт» (объединяющий качества «Арены» и «Дрозда»), одновременно с ним действовал комплекс активного оптико-электронного противодействия «Штора-2». Следующий уровень включал комплекс динамической защиты, — универсальной модульной ДЗ «Реликт» с элементами 4С23 (разработки НИИ Стали, Москва). Далее, 81-мм пусковые установки 902Б «Туча» для постановки дымовых и аэрозольных завес, оборудование противоатомной защиты. Танковая броня включала различные сплавы, керамику и композиты. Наконец, сам экипаж Т-95 имел защиту в виде уже упомянутой капсулы, которая была изготовлена из броневого титана, также титан использовали во многих элементах конструкции, снижая массу танка. Кроме того, был и комплект защитного обмундирования танкистов (типа «Ковбой»).

Из оборудования танка нужно ещё отметить боевую информационная систему (разработки НПО «Электромашина») с прицельным комплексом (разработки ОАО КМЗ), ИК-приборы, тепловизор (разработки НПО «Орион») и РЛС. На одном из проектных вариантов танка, по зарубежным данным, предполагалась установка лазерного устройства поражения оптики прицелов и приборов наблюдения противника (LASAR).

В рамках второго этапа государственных испытаний опытного образца №2 «объекта 195» НПО «Электромашина» были успешно завершены испытания следующего оборудования танка: ИУС-Д, 1ЭЦ41-1, АПКН-А, РСА-1, 1ЭЦ69, 3ЭЦ18, БТШУ1-2Б, также завершены испытания следующих изделий: ПУТ, ПУМ, БУВО, РСА-1, БГД32-1, ЭД-66А, ЭДМ-66, ЭД-43, АЗ195-1.

Mysterium magnum отечественного танкостроения


Ходовая часть Т-95 на семь катков, с гидромеханической трансмиссией. Согласно ТТЗ на создание танка использовалась гидромеханическая трансмиссия и гидрообъемная передача (ГОП). По двигателю были варианты. Вариант 1, «объект 195» — прототип Х-образного дизеля мощностью около 1500 л.с. разработки КБ двигателей ЧТЗ (Челябинск).
Вариант 1А , «объект 195» — прототип Х-образного дизеля мощностью 1650 л.с. разработки КБ «Барнаултрансмаш» (Барнаул). Вариант 2, «объект 195» — ГТД разработки и производства КБ и завода им. В.Я. Климова мощностью 1500 л.с. Двигатель должен был обеспечивать скорость по шоссе до 75-80 км/час, скорость по грунту более 50 км/час. Габариты танка: высота по оборудованию около 3100 мм, по крыше башни в пределах 2500 мм, ширина 3500 мм, длина корпуса в пределах 7800 мм.

Mysterium magnum отечественного танкостроения


Таким был «объект 195», или Т-95, одна из последних разработок советского танковой школы, танк, которому позднее пророчилось великое будущее в прозвищах «Русский «Тигр»» и «Абрамс капут».

Всего было построено три экземпляра Т-95, первый — опытный заводской экземпляр и два экземпляра, их называли №1 и №2 для государственных испытаний. Государственные испытания они прошли, заключение государственной комиссии было положительным, но с перечнем замечаний, подлежащих устранению. В основном, это вопросы по автомату заряжания, и, главное, по прицельным комплексам, электронике, танк должен был взаимодействовать с беспилотниками и спутниками.

После 2000 года в прессу периодически попадала информация по танку. Хронология событий:

2006 г. Согласно сообщениям СМИ, танк проходил государственные испытания; начало серийного производства планировалось на 2007 г.
2007 г. 22 декабря начальник службы вооружений ВС России генерал армии Николай Макаров заявлял, что танки Т-95 проходят испытания и поступят на вооружение ВС России в 2009 г.

2008 г. Планировалось завершить испытания опытного танка «объект 195». В течение года проходил второй этап государственных испытаний образца №2 опытного танка «объект 195».

2010 г., лето. Планировался показ «объекта 195» на выставке вооружений и военной техники в Нижнем Тагиле.

2010 г. Ожидалось обнародование внешнего вида Т-95 и, возможно, принятие на вооружение.

Настала и «чёрная дата» в истории Т-95. Это 7 апреля 2010 года. В этот день господин Поповкин, будучи тогда замом Анатолия Сердюкова и начальником вооружения, заявил о прекращении финансирования разработки танка Т-95 и закрытии проекта. По его словам, проект машины «морально устарел». Ко всему, танк назвали слишком дорогим и сложным для «срочников»… Это был удар, сообщение о том, что уже фактически готовый Т-95 не примут на вооружение.

14 июля 2010 года в ряде СМИ (ИТАР-ТАСС и др.), прошла информация о закрытом показе Т-95, который якобы состоялся в первый день работы выставки «Оборона и защита» в Нижнем Тагиле. Информация об этом событии оказалась ложной: был закрытый показ макета Т-90М, который частью СМИ был ошибочно воспринят как показ Т-95.

В апреле 2011 года в СМИ появляется информация о заявлении руководства «Уралвагонзавода» с намерением продолжить развитие проекта Т-95 самостоятельно, без участия МО России. Надо подчеркнуть, что при Анатолии Сердюкове стала реализовываться идея широкой унификации бронетехники и создания единых «экономичных» боевых платформ, приоритет сместился в эту плоскость, были выданы техзадания и выделены финансы на разработку новых боевых машин пехоты, новых бронетранспортеров и нового танка. Реформы по экономии воплощались в жизнь, причём всё советское нередко объявлялось безнадёжно устаревшим, соответственно, и бронетехника. При этом в расчет не принималось, что разгром отечественного ВПК в «лихие девяностые» даром не прошел, что уже были нарушены связи как в промышленности, так и в КБ и науке. Были утрачены многие технологии, погибли целые конструкторские школы. Вдобавок министерство обороны, заказывая новую технику, одновременно ликвидировало собственные НИИ и испытательные полигоны. Гражданские «манагеры» военного ведомства сердюковских времен не особо вникали в то, что военную технику мало сконструировать и даже построить, ее надо испытать по специально разработанным программам, сначала на закрытых полигонах, далее в войсках. Только после этого принимать решение, годится то, что сделано, для службы в войсках, или требует серьезной доработки. Введение нового образца в строй — это целая наука, которую за четверть века практически потеряли, так как не поступало ничего нового. Даже испытанные и готовые к производству образцы отечественной техники были не востребованы, подвергались критике. Тогдашнее МО позиционировало себя лишь заказчиками (потребителями-покупателями), соответственно, исполнитель — промышленность, которая должна была им предоставить «торговый продукт», полностью готовый к эксплуатации. При Анатолии Эдуардовиче прямо говорили, что если не можете сделать то, что нам надо здесь и сейчас, то купим за границей, и покупали, и готовы были покупать многое, включая немецкие «Леопарды». На своё жалели «копейки», на чужое бросали миллиарды (до сих пор история с «Мистралями» является напоминанием о той эпохе, как бы сейчас кто ни оправдывал то «творчество»).

Что же тогда было делать отечественным производителям, в частности, с танком Т-95?

Полезно вспомнить по смыслу, как характеризовал ситуацию независимый военный эксперт Алексей Хлопотов. Поскольку теперь мы живем при капитализме, интересы государства и самой армии нередко отходят на второй план, вперед могут выдвигаться интересы личные и интересы корпораций. Так, КБ создает новый танк как интеллектуальный продукт, получает какие-то отчисления от количества выпущенных изделий, но в основном КБ живет за счет разработки своих опытно-конструкторских работ. Поэтому здесь возник вопрос: дорабатывать Т-95, приспосабливая его к новым требованиям, новой элементной базе, под другую электронику, оптику, тепловизоры, или ставить крест на готовом танке и настаивать на том, что нужно открывать опытно-конструкторскую работу по созданию новой машины. Был выбран второй вариант, сулящий финансирование. Сейчас преобладает меркантильный подход, за модернизацию не сильно выгодно браться, соответственно, гораздо выгоднее делать что-то новое, далее ещё новее и ещё. Также по Т-95 Хлопотов отмечал, что внутри КБ складывалась такая обстановка: был главный конструктор, в то время собиравшийся на пенсию, и были «ретивые претенденты», которым очень хотелось получить свою новую разработку. Что приезжал главный на Кубинку — ратовал за продолжение работ по «195-му», убеждал в необходимости доведения его до серии, а следом его зам — и заявлял прямо противоположное. Какие могли быть результаты? Плюс смена управляющей команды в корпорации — пока новый генеральный не разобрался, что к чему, пока не вошел в курс дела, разработчики Т-95 получили ОКР шифра «Армата».

Какие только фантазии в изображениях и технических характеристиках ни плодили пытливые умы! Многие в этом настолько заблудились, что не различали, где фантастика технического дизайна, где вариант модернизации Т-90, где «Чёрный орёл» (объект «640», глубокая модернизация Т-80У, практически новый танк), где Т-95 (объект «195»), где и что такое «Армата». И до сих пор путаются.

Есть, видимо, свой сакральный смысл в том, что танк Т-95 стал не только великим чудом и великим таинством своего времени, но и индикатором отечественного танкостроения, лакмусом наших проблем в ВПК, военного строительства и общественного строя в целом.

По материалам сайтов:
http://www.rosinform.ru
http://www.vif2ne.ru
http://lenta.ru
http://btvt.narod.ru
Автор: Per se


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 63
  1. Наган 30 мая 2015 07:00
    С одной стороны, если б тему не закрыли, может быть уже сейчас был бы Т-95 в войсках и даже предлагался бы на экспорт. А может и не был бы. От опытного образца до серии "дистанция огромного размера". Тем паче надо было переводить на новую элементную базу, заменяя то, что делалось в союзных республиках и/или было утрачено. Так что оно - вилами по воде.
    А с другой стороны - Т-14, которому нынче только что дифирамбы не поют, точно бы не было. И что лучше?
    Сравнивать можно только в умозаключениях, да и такое сравнение не совсем по тематике данного сайта, поскольку серийная модель Т-95, к счастью или к сожалению, суть альтернативная история.
    1. ShturmKGB 30 мая 2015 11:07
      Идеи Т-95 воплотились в Армате, очевидна сильная схожесть танков, да и Армата очень быстро воплотилась в металле, без наработок на танке Т-95 это было бы невозможным.
      1. EGOrkka 30 мая 2015 14:28
        Ничего из ничего не бывает. Быстро только в сказках да на майдане...Труд не пропал даром и у "арматы" хорошее будущее! А главное потенциал очень высок....
      2. sub307 30 мая 2015 14:55
        Жаль только - потеряно то, что вернуть невозможно - упущенное время.
      3. Комментарий был удален.
      4. Kars 30 мая 2015 16:11
        Gur Khan: ну вот, наконец-то, дождались достаточно взвешенного интервью с Халитовым. Резанула только одна фраза: "Унификация с шасси Т-90 оптимизирует эксплуатацию САУ в войсках." Выходит что БМП-Т и новый танк Т-14 "неоптимизированы" к эксплуатации в войсках. А как быть, если случится чудо, и Т-14 вытеснит в войсках все остальные танки - САУ же окажется "неоптимизированной" в этом случае... Почему нельзя было ответить честно: разработка САУ шла опережающими темпами, в то время платформа "Арматы" была только на бумаге, по этой причине, а так же по причине того, что для САУ, стреляющей на 30-40км нет необходимости в танковой защите, было сделано оригинальное шасси, на хорошо отработанных и проверенных узлах Т-90. Что, язык совсем закостенел? Или привычка врать???
        К слову, мои дорогие читатели, а кто-нибудь из Вас задавался вопросом, кто такой есть этот господин Халитов, и откуда он вдруг взялся? Так я отвечу на всякий случай - считаю это очень интересным: в бытность начальником ГАБТУ Николая Ершова (до того замкомандующего ПУрВО по вооружению), генерал - майор Вячеслав Халитов был его заместителем и начальником штаба ГАБТУ. В июле 2009 года Ершов был вынужден подать в отставку, как сказано официально, "за выслугой предельного возраста". На самом деле, в то время в отношении Ершова проводилась проверка Генпрокуратурой, результаты которой так и небыли оглашены. После его увольнения, Халитов назначается временно исполняющим обязанности начальника ГАБТУ. По информации инсадеров, звучащей в то время, ГАБТУ должно было довольна долго оставаться без начальника, во всяком случае, как минимум до завершения прокурорской проверки. В это же время, как-то неожиданно зашел разговор и о смене концепции применения танков вообще. Мысль улавливаете? А вот дальше случилось немного непредвиденная вещь - 13 ноября 2009 года на 31-м арсенале ВМФ в Ульяновске произошел пожар в одном из цехов, где происходила утилизация боеприпасов. Погибли люди. Как заявил тогда Президент Дмитрий Медведев, взрывы в Ульяновске стали следствием халатности лиц, ответственных за утилизацию боеприпасов. Со своих постов слетело сразу несколько крупных генералов, в том числе был уволен и Халитов, который в прочем не долго оставался без работы - практически мгновенно переместился в кресло замгендиректора "Уралвагонзавода" по спецтехнике. Уже в декабре, на УВЗ в Нижний Тагил приезжает премьер Путин, где ему докладывают (с показом презентации) что практически вся наша бронетехника есть полное , и даже перспективные разработки только еле-еле дотягивают до уровня западной БТТ. Как результат этого совещания, утверждение новой концепции развития БТТ, целиком написанной "Уралвагонзаводом" под себя. Тут же последовало закрытие целого ряда программ, включая танк Т-95. В мае 2010 года , т.е. ровно 5 лет назад, в ГАБТУ подвели итоги "конкурса" предложений по новым платформам. Совсем как-то неудивительно, что конкурс выиграл УКБТМ. После чего, с ним заключается договор на выполнение ОКР под шифром "Армата"... А теперь смотрим фильму "The Pentagon Wars" и ищем параллели...
      5. Инжeнeр 28 июля 2015 12:36
        с одним главный конструктором и тем же коллективом Кб это как-то закономерно.
      6. opus 19 марта 2016 01:09
        Цитата: ShturmKGB
        Идеи Т-95 воплотились в Армате, очевидна сильная схожесть танков,


        Нет ,они не похожи(кроме необитаемой башни и бронекапсулы), это и ГПВ-2020 отмечалось

        "объявлен неперспективным изделием"
    2. SAXA.SHURA 30 мая 2015 13:05
      Ну просто страшно от того что столько денег тратят на модели,которые потом остаются в забвении,чуть Миги 31 не отправили в хлам,а ведь до сих пор не превзойденный истребитель-перехватчик.
      1. maai 30 мая 2015 13:45
        Цитата: SAXA.SHURA
        у просто страшно от того что столько денег тратят на модели,которые потом остаются в забвении

        А вы наивно полагаете что с чертежа сразу должен получаться промышленный образец!? Ошибаетесь.

        Цитата: SAXA.SHURA
        чуть Миги 31 не отправили в хлам,

        Это проблема другого рода и, вообще, другого типа войск.
        Тогда и, исходя из ваших суждений, Су-47 тоже - трата денег.

        Все это в корне неверные суждения! Что бы чего-то добиться, нужно не только "рисовать, считать" на бумаге - нужно строить и пробовать. Лаборатории, испытательные стенды - бывают не только летающими, но и ползающими, а еще и плавающими и т.д. и т.п.

        Все остальное типа, - лучше тут подкрасить чем там над новым думать, некомпетентность, заблуждение и недальновидность.

        Какие только фантазии в изображениях и технических характеристиках ни плодили пытливые умы! Многие в этом настолько заблудились, что не различали, где фантастика технического дизайна, где вариант модернизации Т-90, где «Чёрный орёл» (объект «640», глубокая модернизация Т-80У, практически новый танк), где Т-95 (объект «195»), где и что такое «Армата». И до сих пор путаются.

        Автор статьи явно претендует на должность главного конструктора на танкостроительном предприятии. Что ж, менегеры до сих пор "в моде".

        Есть, видимо, свой сакральный смысл в том, что танк Т-95 стал не только великим чудом и великим таинством своего времени, но и индикатором отечественного танкостроения, лакмусом наших проблем в ВПК, военного строительства и общественного строя в целом.

        Ясное дело, что все наработки с опытных конструкторских работ идут в основную работу. Тут только "ленивому" и некомпетентному - непонятно.

        Есть, видимо, свой сакральный смысл...

        Все банально проще и куда обыденней. Без высоких материй, мистификаций и прочих сакральных атрибутов.
        Страна была в такой беде, что до сих пор раpuht,fnm и разгребать. при этом луди не только сохранили, но и работали дальше, в убогих условиях и на своем стремлении и альтруизме. Люди, а не убогие торгаши "манагеры"!
      2. EGOrkka 30 мая 2015 14:35
        Что бы сделать что то хорошее, нужно в начале его иметь...материально, в рабочем состоянии,без глюков и нУансов. А потом собрать воедино и тоже чтоб...без нУансов!
      3. Homo 30 мая 2015 15:06
        Цитата: SAXA.SHURA
        Ну просто страшно от того что столько денег тратят на модели,которые потом остаются в забвении

        Создание опытных образцов это не просто трата денег, это развитие!
  2. алексеев 30 мая 2015 07:06
    Несмотря на то, что действительно "Какие только фантазии в изображениях и технических характеристиках ни плодили пытливые умы! Многие в этом настолько заблудились, что не различали, где фантастика технического дизайна, где вариант модернизации..." yes wink и имеется естественный недостаток информации думается задел по Т-95 сполна использован и в проекте ОБТ на платформе Армата, тем паче его создавали те же люди.
    К сожалению, справедливая оценка новой БТТ появится сравнительно не скоро, лишь после полномасштабной эксплуатации в войсках. И то... Вот например, взят Т-64.
    Все особенности этой машины известны десятки лет, но часто приходится доказывать, в том числе и на этом форуме, что стоячий лучше лежачего... laughing Особенно, если собеседник из Украины и далек от практики жизни танковых войск.
    1. Лесной 30 мая 2015 15:15
      Да вряд ли когда будут одни только нормальные суждения о технике. До сих пор многие считают Тигры вершиной и идеалом танкостроения, хотя после войны остались служить Пз 4, а не разрекламированные Тигры.
      1. Kars 31 мая 2015 12:14
        Цитата: алексеев
        стоячий лучше лежачего... Особенно, если собеседник из Украины

        а зачем нам?вы бы это командованию ГСВГ рассказали,где Т-64 как то служили.
        Цитата: Лесной
        хотя после войны остались служить Пз 4, а не разрекламированные Тигры.

        пантеры кстати тоже служили во франции.а четверки арабам сбагрили.
        1. Лесной 7 июня 2015 12:37
          Пантера, особенно последних версий, неплохая машина для ПТО. Но вот про Тигров сколько не искал - нигде не нашёл.
  3. Серый 43 30 мая 2015 07:12
    Даа,самое тоскливое,что основная масса этих "манагеров",которые в сфере "оборонки" ни уха,ни рыла,до сих пор на своих местах,работают и ждут более удобного руководителя "а-ля Сердюков",чтобы и далее набивать карманы на продажах более менее ценного
  4. Испытатель 30 мая 2015 07:25
    К слову - танк без боеприпаса просто трактор. Вот и причина.
    1. Комментарий был удален.
    2. Имперец 30 мая 2015 14:42
      К слову - танк без боеприпаса просто трактор. Вот и причина.
      А это что.
      1. Испытатель 30 мая 2015 20:54
        1) Боеприпас становится боеприпасом, когда принят на снабжение, хотя бы приказом МО по документации ГК.
        2) На фото - системопробный для отработки вооружения и метательного заряда (просто болванка).
        3) Если же Ваше замечание ирония, то поддерживаю полностью.
      2. Артём 31 мая 2015 10:42
        это подкалиберный бронебойный снаряд!
      3. Артём 31 мая 2015 10:48
        вот немного юмора нашёл на просторах нета
        Внемлите, о добрые граждане Рима! Бурное обсуждение вызвала среди квиритов новая боевая колесница римских легионов, получившая название "Армация". Сия колесница, облик которой долго содержался в секрете, наконец была продемонстрирована гражданам Рима на подготовке к триумфальному шествию в честь годовщины победы над германскими варварами.
        Колесница сия запряжена, по обыкновению, четырьмя лошадьми, одетыми в прочную кольчугу. Колеса ее оборудованы смертоносными серпами, а на самой повозке закреплена огромная баллиста, способная метать камни весом в полтора таланта. При этом повозка надежно защищена прикрепленными к ней железными щитами со специальным проемом для стрельбы из лука и метания дротиков, что повышает шансы на выживание у стрелков.
        Что же тут началось! Гонцы доносят, что новая колесница уже успела нанести серьезный ущерб варварам, вызвав возгорание лавок и курульных кресел, из-за чего умбрам придется теперь закупать у иберийцев новые.
        Дабы скрыть свое негодование, варвары принялись рассказывать, будто бы на самом деле новая римская колесница ни на что не годится и развалится от первого же попадания камня, метко выпущенного в голову лошади. Говорили также, будто повозка сделана не из железа, а из глины, соломы и навоза, а вместо лошадей под конской кольчугой скрываются быстроногие пленные скифы.
        Многие умбрийские варвары, называя себя сведущими в строительстве колесниц, говорили также, будто римские легионеры под ударами плетей наспех сколотили ее из гнилых досок, раскрасив серебристой краской для придания ей металлического блеска.
        Те же самые варвары говорили затем, будто новая колесница на самом деле придумана умбрийскими оружейниками и затем была подло украдена римлянами! При этом, разумеется, не стоит забывать, что "Армация" ни на что не годится и развалится от малейшего удара деревянным мечом.
        Забавнее всего высказался некий юный умбр по имени Панцикс. "Глупые римляне! - крикнул он. - Я просто запрыгну на круп лошади и швырну в колесницу мертвую корову, которая убьет всех солдат и заразит их смертельной болезнью!"
        О юный Панцикс и прочие варвары, похваляющиеся своими боевыми познаниями! Нанести хоть какой-то ущерб новой колеснице вы сможете только в том случае, если все вместе повернетесь к ней задом и услышите в этот момент имя Цезаря Августа. Но лошадям, облаченным в огнеупорную кольчугу, это никоим образом не навредит.
        Вчера же, когда колесница встала прямо посреди форума напротив Палатинского холма приступы безумия лишь усилились до такой степени, что жрецы Храма Асклепия начали думать над тем, как бы начать подсыпать в колодцы и реки умбров волшебные египетские порошки, проясняющие рассудок.
        Квириты же, знающие толк в колесницах, принялись обсуждать достоинства и недостатки "Армации". Так, многие заметили, что новая колесница предназначена скорее для масштабных сражений в чистом поле, нежели для молниеносных набегов на варварские деревни.
        А мы же оставим знатоков колесниц в покое и будем ждать триумфального шествия в честь победы над Атаульфом, дабы снова лицезреть "Армацию". Уверены - она вызовет еще много толков как среди добрых квиритов, так и в лагере мятежных умбров.
    3. svp67 30 мая 2015 18:01
      Цитата: Испытатель
      К слову - танк без боеприпаса просто трактор. Вот и причина.

      Думаю, что те кто оказывался под гусеницами танка так не думали...Хотя как у них сейчас спросит на том свете то...
  5. sevtrash 30 мая 2015 07:41
    Судя по описанию автора - т95 и есть т14. Это вполне логично, сделать за 2-3 года принципиально новую машину невозможно, поменять название - лучший вариант. Не говоря о сути - если машина прорабатывалась довольно давно, испытывалась тоже, то и в серию может пойти достаточно быстро, детских болячек должно быть меньше.
    1. Dimka off 30 мая 2015 10:01
      Цитата: sevtrash
      Судя по описанию автора - т95 и есть т14.

      Ну почти. Взять хотя бы орудие - у Т-95 оно 152 мм. А в Т-14 только хотят еще установить.
      1. макс702 30 мая 2015 13:03
        Цитата: Dimka off
        Цитата: sevtrash
        Судя по описанию автора - т95 и есть т14.

        Ну почти. Взять хотя бы орудие - у Т-95 оно 152 мм. А в Т-14 только хотят еще установить.

        А за чем там 152мм? Это новые боеприпасы в оочень товарных количествах( они кстати есть при чем и с урановым сердечником технология отрботанна и нужно только добро) замена старых в частях и складах , а на все это нужны средства ..При этом 125мм выполняют все необходимые задачи на сегодня..так что просто нет необходимости .
        1. Изя Кацман 30 мая 2015 16:18
          Ну на т-14 тоже как бы нужно новые боеприпасы использовать, т.к. старые с ограниченной длиной просто лобовую броню многих западных танков не брали бы.
        2. perepilka 30 мая 2015 16:33
          Цитата: макс702
          А за чем там 152мм? Это новые боеприпасы в оочень товарных количествах

          Чёт, мну кажется, что при попадании обычного 152-мм ОФС в любой танк, веселье там, прекратится автоматически. what
          Хотя, у ломика прямой длиньше, ну, в общем, тоже не помешает
          Опять же, те, которые с хвостом, подлиннее сделать можно.
          1. Dimka off 30 мая 2015 17:09
            Цитата: perepilka
            Чёт, мну кажется, что при попадании обычного 152-мм ОФС в любой танк, веселье там, прекратится автоматически

            Танк будет выведен из строя и его можно будет взять тепленьким. А может даже получится и уничтожить. Разрабатываются новые боеприпасы с новыми мощными ВВ, новые БОПСы - думаю очень сильные снаряды получатся.
        3. Dimka off 30 мая 2015 17:06
          Цитата: макс702
          А за чем там 152мм? Это новые боеприпасы в оочень товарных количествах( они кстати есть при чем и с урановым сердечником технология отрботанна и нужно только добро) замена старых в частях и складах , а на все это нужны средства

          Перевооружение на то и перевооружение - переход на новое всегда требует денег и немаленьких порой. А за выстрелы в 125 мм не безпокойтесь - Т-72\80\90 будут в строю еще очень долго и будет кому их использовать. Да и проскакивала инфа, что возможно Т-14 будет сделан в двух калибрах - 125 мм и 152 мм.
          Цитата: макс702
          При этом 125мм выполняют все необходимые задачи на сегодня..так что просто нет необходимости .

          И снова мысль об "избыточной мощности". Лично я думаю, что это необоснованная идея. БОПС Грифель, по слухам, пробивает более 1,5 метра брони. Избыточно? не думаю. Такая бронепробиваемость это гарантированное уничтожение любого танка. Это понимают и на западе. И там будут вбивать кучу бабла в новые танки - по сути мы втягиваем их в гонку вооружений на своих условиях. У нас плановое перевооружение - у них незапланированные расходы. И причем не маленькие. А сама пушка в 152 мм будет переходным этапом между 125 мм и скажем электрохимическими пушками. Или даже рельсотроном.
      2. алексеев 30 мая 2015 13:47
        Цитата: Dimka off
        Ну почти. Взять хотя бы орудие - у Т-95 оно 152 мм. А в Т-14 только хотят

        Установить более тяжелое орудие на готовую "платформу" имея уже готовые СТВ, приборы прицеливания не столь уж и сложно. Да и узлы АЗ вполне можно использовать, увеличив только кассеты (лотки).
        И в старые времена так делали с успехом: Т-34-85, Т-62 (та же 55-ка с чуть более крупной башней в которой устанавлена 115-мм У-5ТС), немецкие Т-3, и Т-4.
        Тут принципиально наличие самого орудия, годного для установки в танк по своим баллистическим и габаритно-весовым параметрам. И оно есть!
        Например 152-мм гаубицу Д-1 или Мл-20, или, даже, современную МСТУ 2А65 в танк не засунешь, да и не к чему, ибо с таким орудием, как не старайся, получится не ОБТ, а САУ.
        А 152-мм ТП ЛП-83 или 2А83 самое то!
        1. Dimka off 30 мая 2015 17:08
          Цитата: алексеев
          А 152-мм ТП ЛП-83 или 2А83 самое то!

          Абсолютно согласен и сам жду этот момент установки такого орудия smile
    2. EGOrkka 30 мая 2015 14:32
      И это конечно к лучшему...Лучше тихо ехать чем быстро идти!
    3. opus 19 марта 2016 01:16
      Цитата: sevtrash
      Это вполне логично, сделать за 2-3 года принципиально новую машину невозможно,


      почему 2-3?


      Унифицированная тяжелая платформа шифра «Армата» (индекс ГБТУ – объект 148) – перспективная российская тяжелая гусеничная платформа четвертого поколения, разрабатываемая Уралвагонзаводом с 2009–2010 годов. Опытно-конструкторские работы по теме Армата завершены в 2015 году.
      В марте 2012 года Министерство обороны России утвердило технический проект тяжелой платформы бронетехники Армата
  6. фомкин 30 мая 2015 07:53
    Статья интересная, но в целом никакой ясности не внесла, по одной простой причине в статье и указанной - ни одному заявлению сверху верить нельзя. Тонко подмечено, что присваивать войсковой шифр танку пока он не принят на вооружение не принято. Но коли таковое произошло, однозначно пиар или своеобразная индульгенция для власть предержащих. Рассчитано на обывателя, а не на вероятного противника. Почему так утверждаю? Доподлинно знаю важный оборонный завод, где работникам нельзя проносить даже планшетники. Но все это секрет полишинеля. Акциями этого завода владеет Сименс. Вот такие метаморфозы к сожалению.
    1. nagel_Oz 30 мая 2015 14:01
      Акции, не значит информация, или нужная нам "информация" для врага. На таких заводах всегда есть "грамотный " отдел.
      Цитата: фомкин
      или своеобразная индульгенция для власть предержащих.

      Что касается разработок, наверху столько под коверных игр...+ капитализм
    2. FM-78 31 мая 2015 14:11
      Владение акциями предприятия - не означают доступ к производственной информации. Это даже не всегда означает участие в прибыли предприятия.
  7. шурик 30 мая 2015 09:00
    А я думаю, показанная Армата далеко не окончательный вариант. Будут и 152 и 30-мм.
    1. SERGEY UI 30 мая 2015 10:00
      152 скорее всего будет, может даже в сентябре покажут на выставке fellow , а вот 30 это думаю перебор))
      1. Изя Кацман 30 мая 2015 16:19
        ну в качестве эксперемента точно должна быть, а лучше вообще 57
        1. Genry 30 мая 2015 17:22
          Это, возможно-желательно, будет БМПТ.
          57 мм это "самое то" по пехоте, вертолётам и подлетающим минам. Но мозгов надо, для этого модуля, гораздо больше, а то по своим стрелять начнёт.
          1. Dimka off 31 мая 2015 13:30
            Цитата: Genry
            Это, возможно-желательно, будет БМПТ. 57 мм это "самое то" по пехоте, вертолётам и подлетающим минам. Но мозгов надо, для этого модуля, гораздо больше, а то по своим стрелять начнёт.

            БМПТ со спаренной 57 мм пушкой да с новой линейкой боеприпасов это будет очень сильная вещь.
    2. Dimka off 30 мая 2015 10:01
      Цитата: шурик
      Будут и 152 и 30-мм.

      Да, это будет. Но время уходит - нужно все сделать побыстрее.
  8. Чёный 30 мая 2015 10:14
    ... первое фото- "безнадега. ru"...Травой поросший бугорок, люди копошатся в чреве... Представляю как на такое смотрит тот, кто положил на него годы труда, выдумки, души...
    1. Изя Кацман 31 мая 2015 10:01
      ну абрамс блок3 и обьект 477 выглядят еще более печально.
  9. Томпсон 30 мая 2015 10:36
    Цитата: sevtrash
    Судя по описанию автора - т95 и есть т14. Это вполне логично, сделать за 2-3 года принципиально новую машину невозможно, поменять название - лучший вариант. Не говоря о сути - если машина прорабатывалась довольно давно, испытывалась тоже, то и в серию может пойти достаточно быстро, детских болячек должно быть меньше.

    Цитата: шурик
    А я думаю, показанная Армата далеко не окончательный вариант. Будут и 152 и 30-мм.

    Сняли с языка. На самом деле это идёт нормальная эволюция, которая приведёт, к нужному и необходимому на сегодня, результату!
  10. Горный стрелок 30 мая 2015 10:56
    Танковые орудия с дальностью прямого выстрела "за горизонт" и такой мощности, что близкий разрыв фугасной гранаты "укатает" любой танк вероятного противника - не говоря уже о попадании такой гранаты - голубая мечта танкиста. Выстрел подкалиберным - как лазерным лучем - почти 2000 м/сек, можно с упреждениями не сильно заморачиваться, хоть и автомат -вычислитель. Здорово!
    А насчет НИОКР. Наиболее выгодно для любого КБ - выдать готовую разработку за новую. Снизить трудоемкость проектирования, всевозможных "увязок" в такой плотно скомпонованной технике, как танк. Посему - ИМХО, Армата - это "реинкарнация Т 95, возможно, с какими то бантиками, но и только. Одно КБ ведь делало.
    Верю, что и пушка 152 мм на ней появится ( на худой конец, 140 мм).
    1. Dimka off 30 мая 2015 16:56
      Цитата: Горный стрелок
      что близкий разрыв фугасной гранаты "укатает" любой танк вероятного противника - не говоря уже о попадании такой гранаты - голубая мечта танкиста.

      Ну если фугас в 152 мм попадет в танк то точно выведет из строя. Так что голубая мечта весьма реальна smile
  11. piston 30 мая 2015 11:14
    Спасибо автору за статью. В то время, о котором он пишет, "родился" отдельный пункт доклада Верховному по проведению оргштатных мероприятий - финансово-экономическая целесообразность. Ясен пень, что все нововведения стоят дорого. Под эту "музыку" загубили очень много действительно толковых идей, а в данном случае, УЖЕ ГОТОВОГО ОБРАЗЦА ВООРУЖЕНИЯ. Возмущает то, что не о стране и её людях заботились те, кто рубил на корню уже созданное трудом нашего народа, что действовали они хуже самых отъявленных врагов нашей страны. Думали лишь о собственном обогащении, при этом подрывая обороноспособность нашей страны.
    За это они ПОКА не ответили.
  12. Вольный ветер 30 мая 2015 11:25
    Мне кажется что по ходовке т-14 больше на " черного орла" похожа. На т-95 ходовая от т-72 +1 каток. Увз уничтожил Омское конструкторское бюро, и пользуется его разработками.
    1. алексеев 30 мая 2015 14:11
      Цитата: Вольный ветер
      уничтожил Омское конструкторское бюро, и пользуется его разработками.

      Танк Т-80 и его ходовую придумали в Ленинграде yes .
      А в Омске был серийный завод и КБ при нем.
      Кроме того, всё своеобразие узлов ходовой части вовсе не упирается в количество и форму опорных катков. laughing
  13. Биджо 30 мая 2015 12:33
    Цитата: Горный стрелок
    Танковые орудия с дальностью прямого выстрела "за горизонт" и такой мощности, что близкий разрыв фугасной гранаты "укатает" любой танк вероятного противника - не говоря уже о попадании такой гранаты - голубая мечта танкиста. Выстрел подкалиберным - как лазерным лучем - почти 2000 м/сек, можно с упреждениями не сильно заморачиваться, хоть и автомат -вычислитель. Здорово!

    Да это вообще песня! И по упреждению и по дальности, не надо с лазерным дальномером заморачиваться, ему то пыль, то туман. то листва мешает, а так увидел цель в оптику-лупи!
  14. ivanovich 30 мая 2015 12:37
    далёкий март 2000 года министр обороны России Игорь Сергеев посетил «Уралвагонзавод».


    Проклятая сердюковщина еще долго будет акукаться нашей армии не только казнокрадством, но и вот таким дебилизмом как с сосзданием этого танка.
    Был сделан отличный прототип серийных образцов с мощным вооружением и заделом для модернизации. В итоге наплевав на затраченное время, деньги и труд Сердюков со своими подельниками отменяет проект и начинает создавать Армату,которая по факту слабее чем Т95,в частности по вооружению, что бы потом этот образец доводить до уровня его предшественника.
  15. Dida Vedeno 30 мая 2015 13:27
    Что имеем не храним - потерявши плачем!
    1. EGOrkka 30 мая 2015 14:37
      Ничего и не потеряли.А опыт вещь,приходящая только в процессе и со временем..
  16. bbss 30 мая 2015 14:09
    Карать сердюковщину! Тварей мало посадить!
  17. Вольный ветер 30 мая 2015 14:31
    Статья о том, какой к увз распрекрасный. и враги погубили такой классный проект. ЛОЖ!!!! т-95 разрабатывался с 1993 года по 2010. И деньги в него вбухали огромные. но толку 0 ! Двигатель х-образный не пошел, как не старались, больше 40 часов работы не выдержал ни один. Поэтому поставили от т-72, и один образец с ГТД от Т-80.Автоматическая кробку, сделать вообще не смогли, не получилось, на танк ее не ставили, она не прошла даже стендовых испытаний. Поэтому коробка от т-72. Пушка с прекрасным фугасом, но подкалиберный снаряд требуемую мощность не выдал. Механизм перезаряжания постоянно отказывал. Наверное по этому на т-14 присабачили 125 милимитровую трубу, что бы не наступать на одни и те же грабли. "бронекапсула" показала себя вообще удивительным образом, при пробитии капсулы весь экипаж погибал. Цена т-95 год на 2010, 450 миллионов рублей. Т-90, 70 миллионов рублей.
  18. Starik72 30 мая 2015 14:44
    Надо срочно таких как Сердюков и его окружение жестоко наказывать,вот тогда то всё как надо заработает.И спасибо автору за хорошее освещение разработки по танку Т-95. СССР был самодостаточной страной,по этому был сильным государством,так почему МЫ отказались от этого,ответ прост: капиталисту важна нажива любым путём,а не безопасность государства и народа.Вывод из этого делаю простой - всех капиталистов к ногтю !
  19. Алексий 30 мая 2015 17:10
    Может армата и лучше Т-95,но какой то он неказистый. Башня квадратная, сам гораздо выше Т-80,что не прибавляет малозаметности. Мне не понятно почему не получил развитие проект Черный Орел. По моему субъективному мнению он бы стал гораздо лучше.
    1. EGOrkka 30 мая 2015 17:55
      "Красота" в танке не основной показатель......а по другим показателям армата круче!
      1. perepilka 30 мая 2015 19:29
        Цитата: EGOrkka
        "Красота" в танке не основной показатель....

        Да, в общем, на вкус и цвет what Мне, к примеру, до сих пор, самая красивая эта
        1. EGOrkka 31 мая 2015 09:06
          И я о том же:кому помельче,кому по толше,кому пожирней.......вопрос на любителя.
  20. Рейдер 30 мая 2015 22:46
    Мне идея с 30 мм пушкой понравилась, против скоростных низколетящих и легкобронированных целей, включая БМП,БТР и пехоту неплохой станок.
  21. Tankomaster 30 мая 2015 23:11
    А еще были танки в Харькове 477 "Молот" и 477А "Нота" и все разрабатывались по одному ТЗ... как танк третьего поколения со 152мм пушкой. А 30мм ставилась, как вспомогательная, так как боезапас основного был не очень большой.
  22. Cat Man Null 30 мая 2015 23:42
    Цитата: Вольный ветер
    Двигатель х-образный не пошел, как не старались, больше 40 часов работы не выдержал ни один. Поэтому поставили от т-72, и один образец с ГТД от Т-80.

    Автоматическая коробку сделать вообще не смогли, не получилось, на танк ее не ставили, она не прошла даже стендовых испытаний. Поэтому коробка от т-72.

    Пушка с прекрасным фугасом, но подкалиберный снаряд требуемую мощность не выдал. Механизм перезаряжания постоянно отказывал

    Ибо нефуй.. делать из танка - штурмовое орудие.. задачи у них разные.

    Меня вообще удивляет желание всех диванных войск вкрячить в боевую машину, которой необходимо быть подвижной и быстроподвижной (танк), что-то вроде Большой Берты.. В компьютере в танчики - такое возможно. В жизни.. не-а..

    Цитата: Вольный ветер
    Наверное, поэтому на т-14 присобачили 125 милимитровую трубу, чтобы не наступать на одни и те же грабли

    Я бы не обзывал то, что стоит на Армате, трубой..

    Цитата: Вольный ветер
    "бронекапсула" показала себя вообще удивительным образом, при пробитии капсулы весь экипаж погибал

    Эмм.. при взрыве Солнца - вааще Земля погибнет.. Как страшно жить..

    Цитата: Вольный ветер
    Цена т-95 год на 2010, 450 миллионов рублей. Т-90, 70 миллионов рублей.

    Забавные цифры, спасибо.

    Цитата: Алексий
    Может армата и лучше Т-95, но какой то он неказистый. Башня квадратная, сам гораздо выше Т-80, что не прибавляет малозаметности

    Типа "стелс".. танки и прочую фигню сейчас еще и локаторами смотрят tongue Причем на дальность, когда визуально вы его еще не видите..

    Вот как-то так.. а чисто по впечатлению - Армата собрала все лучшее, что наработали до нее, плюс все новое, что только-только появляется.. тот же Афганит (КАЗ) - есть в мире аналоги?

    Вот как-то так
  23. drval 30 мая 2015 23:48
    даешь т 14 с пушкой 152 мм в массы!
  24. Tjeck 31 мая 2015 03:26
    Не знаю что там лучше а что хуже, наверняка армата более современная машина чем т-95 и черный орёл. Но все-же чисто из эстетических соображений черный орёл на две головы выше собратьев, этот агрессивный вид самое-то для танка.

    Что касается пушки то тут ответ очевиден, ни кто не хочет начинать гонку вооружений. Вон в период холодной войны начали с 75мм и дошли до монстров за 180мм, а толку? На данный момент будут модернизировать снаряды вплоть до глобального конфликта, недай бог...
  25. UzRus 31 мая 2015 09:45
    http://militaryrussia.ru/blog/topic-311.html - Здесь чуть больше картинок и информации. Даже макет с орудием 152 мм был.
  26. странник_032 31 мая 2015 10:28
    Какие только фантазии в изображениях и технических характеристиках ни плодили пытливые умы! Многие в этом настолько заблудились, что не различали, где фантастика технического дизайна, где вариант модернизации Т-90, где «Чёрный орёл» (объект «640», глубокая модернизация Т-80У, практически новый танк), где Т-95 (объект «195»), где и что такое «Армата». И до сих пор путаются.

    Вот конкретно по об.640 можно кратко сказать так.
    Гусеничное шасси это глубокая модернизация Т-80У,а по размещению рабочих мест экипажа в башне,аппаратуре СУО,оптике,АЗ,по размещению боеукладки и конвейера АЗ - нет.
    Модернизированное гусеничное шасси + всё остальное вышеперечисленное = новый танк. И кто бы что ни говорил.
    Кстати глядя на Т-14 почему-то невольно возникают мысли что наработки по об.640 в плане новой аппаратуры СУО и оптики там присутствуют.
    Кроме того,разработкой "объекта 640" занимались энтузиасты по собственной инициативе,без какого-либо гос.финансирования. По этому неудивительно что конечный результат вылился в машину которую просто зарезали на активной стадии ОКР.
    Результатом этого стали поломанные жизни многих людей,которые работали тогда на "Омсктрансмаш",включая КБ.
    Страна просто потеряла многих толковых инженеров тогда,которых сегодня пытаются заманить всяческими ништяками обратно...
    странник_032
  27. Blackgrifon 31 мая 2015 10:58
    Неделя Арматы продолжается - споры между теми, кто в теме, активно вступает те, кто САУ от СУО не отличит :)
  28. iouris 2 июня 2015 00:07
    Вот в 1960 году на параде показали М-50. Потом Т-4. И что? Главное оружие РФ - это труба.
  29. BARMEN628651 19 июня 2015 16:44
    А ктото ноет что неможем нечего сделать своего,голова работает
  30. philosopher 13 июля 2015 17:21
    Очень надеюсь, что модульность даст возможность доводить каждую отдельную составляющую без вреда для компоновки в целом. Так же, хотелось бы видеть на новом Т-14 броню, не пробиваемую орудием ни одного современного танка, включая перспективные и экспериментальные боеприпасы (как минимум, в лоб и борта под типичными углами обстрелаи и в башню вкруговую). Учитывая, что резерва увеличения могущества 120мм и 125мм калибра почти не осталось, создать такую броню, думаю, вполне реально.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня