Перспективы Перспективного Авиационного Комплекса Дальней Авиации

13
Как ни крути, но обновлять парк техники вооруженных сил надо. И дело не только в обороноспособности страны. Оборонный комплекс требует усилий всей промышленности и, как следствие, повышает ее конкурентоспособность на мировом рынке.

Одной из самых мобилизующих отраслей оборонки является авиастроение. Но, к сожалению, события, последовавшие за развалом Союза, сказались на ней далеко не самым лучшим образом. Как результат – отставание если не по качеству продукции, то хотя бы по количеству. Но в последние годы наметилась тенденция к постепенному выходу из кризиса. Например, новый фронтовой бомбардировщик Су-34 уже идет на смену «старику» Су-24. Шутка ли, 24-й уже 35 лет стоит на вооружении. Даже с учетом всех модернизаций это долго.



С дальней авиацией дело обстоит более интересно. Основа ее – самолеты Ту-95МС и Ту-22М3. Оба типа выпускались до середины 90-х. Самолеты, конечно, достойные. Они еще могут служить как минимум лет 15-20, но пора бы позаботиться и о замене для них.

В 1983 и 1997 были попытки еще раз модернизировать Ту-22М до вариантов М4 и М5. Но оба проекта из-за проблем с деньгами так и остались на бумаге. Ту-95 далее модернизировать не планируется – сам тип довольно стар, и улучшать его уже нецелесообразно.

Прорабатывались и варианты глубокой модернизации Ту-160. Но в итоге конструкторы пришли к вводу, что и этот бомбардировщик можно улучшать, но делать на его основе новый самолет не стоит.

Было решено разрабатывать абсолютно новую машину, с новым оборудованием, новыми двигателями и новым вооружением. Программа была названа «Перспективный авиационный комплекс дальней авиации» (ПАК ДА). В 2009 году Министерство обороны России и ОАО «Туполев» заключили контракт на проведение исследовательских работ по определению облика будущей машины и создание эскизного проекта. Аванпроект бомбардировщика должен быть готов в следующем году, а начало строительства опытного экземпляра запланировано на 2015 год. Соответственно, первый полет ПАК ДА совершит в 2017-18 году, не раньше.



Касаемо облика будущего ракетоносца можно сказать следующее: не известно почти ничего. Есть открытая информация о двигателях и о приблизительной массе. Вот и все.

В начале октября в «Известиях» появилась информация, что на ПАК ДА будут стоять те же двигатели, что и на уже летающем истребителе пятого поколения Т-50. Об этом газете сообщил некий источник в оборонном комплексе. Сами понимаете, анонимный источник особого доверия не вызывает. Но выглядит относительно правдоподобно. Если двигатель АЛ-41Ф1 действительно удастся запустить в серию, то самолет сможет получить относительно высокую дальность за счет низкого расхода горючего. Но есть и повод для сомнения. В ряде источников максимальная взлетная масса ПАК ДА указывается примерно равной такому же параметру Ту-22М3: 120-130 тонн. Но тяга АЛ-41Ф1 на форсаже «всего» 15 тонн. Двигатель НК-25, стоящий на Ту-2М3, дает 25 тонн. Это значит, что при равной массе для обеспечения такой же тяговооруженности ПАК ДА должен иметь четыре 41-х движка. Такая силовая установка выглядит не очень разумно.

Внешность самолета пока также является объектом споров и спекуляций. Как только появилась новость о разработке ПАК ДА, сразу же околоавиационная общественность извлекла из «закромов родины» разные схемы и рисунки старых невоплощенных проектов: ранние варианты Ту-160, Т-4МС КБ Сухого и т.д. Однако в свете нынешней «популярности» концепции малозаметного самолета более вероятным и правдоподобным выглядит бомбардировщик, внешне похожий на Ту-160, но меньших размеров. Такой, как М-18 КБ Мясищева. В пользу этой версии также можно привести аэродинамику интегральной схемы и возможность полета на разных режимах благодаря крылу изменяемой геометрии.

БРЭО самолета должно быть полностью новым. Что именно войдет в его состав, наверное, точно неизвестно даже конструкторам туполевской фирмы.
Специально для вооружения ПАК ДА, возможно, будет разработана новая крылатая ракета большой дальности с возможностью несения ядерной боевой части. Нельзя исключать, что в состав комплекса ПАК ДА войдет перспективная ракета Х-90. Во всяком случае, ее масса около 15 тонн может вписываться в облик ракетоносца.

Само собой, номенклатура вооружения ПАК ДА будет иметь «обратную совместимость» с уже существующими типами авиационного оружия: свободнопадающие и корректируемые бомбы, ракеты вроде той же Х-22 и т.д. Общая масса полезной нагрузки должна быть немногим более груза Ту-22М3 – порядка 25 тонн. За счет более экономичных двигателей разумнее будет использовать «сэкономленные» объемы баков не для вооружения, но для увеличения дальности.

Оборонительное ствольное вооружение в свете последних тенденций присутствовать не будет. Защита от перехвата будет осуществляться при помощи малой заметности для РЛС, средств радиоэлектронной борьбы и инфракрасного противодействия.

Но это только технические фантазии, пусть и с налетом аналитики. Каким именно станет ПАК ДА, будет ясно не ранее 2012-13 года, а то и позже, когда самолет наконец поднимется в небо.
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. dimarm74
    0
    13 октября 2011 09:43
    То есть он должен заменить все типы бомбардировщиков стоящих на вооружении...Су-24, Су-34, Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160 получается. Только удастся-ли совместить все в одном....Хотя с точки зрения тех. обслуживания конечно разумно....затраты на порядки меньше. Ну что же... поживем увидим, как говорится. Хотя двигатель вызывает опасения не напрасно у автора...для Т-50 еще надо его доводить и доводить до ума.
    1. -2
      14 октября 2011 23:08
      дальние барбандиры уже не к чему-смысла в них нет, не прорвать им ПВО! а вот тактический барбандировщик нужен это факт!
  2. +1
    13 октября 2011 12:20
    ПАК ДА заменит только Ту-160,хотя самолет долго будет в строю.Ту-95 Мс и Ту22 М3.А Су -24 заменит Су-34.Не нужно забывать разницу между фронтовой и дальней авиацией
  3. -1
    13 октября 2011 21:49
    Идея при сверхзвуке - крыло и горизонтальное опрерние складываются в единое крыло, еще итальянцем в 40х в СССР была предложена (он обогнал свое время на 50 лет)...
    так что ничего нового...
    1. +1
      14 октября 2011 12:56
      Предложить, довести до чертежей и внедрить - три большие разницы. tongue
  4. 0
    14 октября 2011 13:28
    Мне понравилось, что в статье не забыты просто фантастические разработки недавнего прошлого (70-е годы) - легендарные "сотка" и "изделие 200".
    В состоянии ли сегодня наша промышленность совершить хотя бы подобный качественный скачок и создать авиационный комплекс завтрашнего дня? Нет не сможет. К большому огорчению это не только моё мнение. Из ничего не может появиться достойный продукт. Это закон диалектики. Инженерная мысль и передовые технологии создают такие творения как "сотка" и "изделие 200".
  5. 0
    14 октября 2011 13:49
    Если бы Туполев и Дементьев не зарубили Суховскую "СОТКУ" мы имели бы прорывные технологии, что Ту 160 - это лепет. Кроме того АНТ пользовался документацией Сухого. Посмотришь и задаёшь себе вопрос: чего больше от АНТ пользы или вреда?
  6. 0
    14 октября 2011 14:52
    Хочется верить в лучшее, хочется пожелать удачи, но из-за тотального упадка в КБ и на производстве, верить в что данное изделие появится в войсках в указанное время слишком рискованно.
  7. Bogatir
    -2
    14 октября 2011 15:00
    Да какой ДА - ни движков, ни КБ и к тому времени - ни заводов уже не будет.
    Будет только один Погосян - где-то на частном острове в Полинезии по соседству с Путиным, Абрамовичем, Милером, Лужковым...
  8. Anatoly
    -1
    14 октября 2011 19:02
    короче - пальцем в небо.
    рановато еще говорить об этом.
    1. +2
      14 октября 2011 21:01
      Anatoly.
      Если не задумыватся о создании ПАК ДА сегодня, то и через пять лет будет рановато об этом говорить.
      1. +1
        15 октября 2011 00:22
        Предлагаю оставить просто разговоры нам, а конструкторам - обсуждение темы со всеми вытекающими. smile
  9. Эрик
    +1
    13 декабря 2011 03:08
    ГЛА Аякс будущее дальней авиации!
  10. Эрик
    0
    14 декабря 2011 02:11
    http://www.testpilot.ru/russia/leninets/ajax/ajax.htm