Медленная смерть праматери всех тендеров

Медленная смерть праматери всех тендеров


Индийский тендер «Средний многоцелевой боевой самолет» (Medium Multi-Role Combat Aircraft, MMRCA), без сомнения, войдет в историю военной авиации. Прозванный острословами от авиационной экспертизы праматерью всех тендеров, он снискал славу «последней битвы» для истребителей четвертого поколения. Участвовали все ведущие страны-производители, кроме Китая. Приз был заманчивым — контракт на 126 самолетов общей суммой (на тот момент) 10,4 миллиарда долларов. Однако наряду с масштабностью тендер оказался уникальным по длительности и скандальности. Спустя три с небольшим года после «победы» французский истребитель Дассо «Рафаль», наконец, твердо решено закупать, но не в тех объемах и не на тех условиях.

Благими намерениями выложена дорога к тендеру


Истоки MMRCA — в так называемой Каргильской войне мая-июня 1999 года. В том скоротечном конфликте между Индией и, как сейчас бы сказали, «пропакистанскими сепаратистами», борющимися за присоединение штата Джамму и Кашмир к Пакистану и ограниченно поддержанными армией Пакистана, прекрасно показал себя французский истребитель «Мираж 2000» — на тот момент самый современный в ВВС Индии (первые прототипы Су-30МКИ в то время только проходили испытания в России). «Мираж» особо отличился, уничтожив корректируемыми авиабомбами штаб пакистанского батальона.

Индийские военные высказали желание приобрести крупную партию «Миражей». Они бы заполнили нишу между перспективным легким истребителем национальной разработки «Теджас» и тяжелыми Су-30МКИ, заменили бы ряд состоящих на вооружении и физически и морально устаревающих самолетов, например МиГ-27 и «Ягуар». Кроме того, индийским ВВС необходимо стремиться к соблюдению заданной численности. Оптимально считалось иметь 44 эскадрильи боевых самолетов, минимально — 39,5 (сейчас из-за списания старых самолетов не выполняется даже минимальное условие). Тогда впервые и возникла цифра в 126 машин — по индийским стандартам это семь эскадрилий. Причем «Миражи 2000» можно было получить практически сразу, что, конечно, рассматривалось как серьезный аргумент в пользу сделки.

Медленная смерть праматери всех тендеров

«Мираж-2000»
Фото: Kamal Kishore / Reuters


Однако тут в простые и понятные планы военных вмешалась политика. Как известно, «хинди руси бхай бхай», и в чем наши народы точно похожи как братья, так это в коррупции при госзакупках, а также в беспощадной и бесконечной борьбе с ней. Вот и индийским военным было запрещено закупать истребители на безальтернативной основе, без проведения конкурса. Учитывая, во что вылилось в дальнейшем невинное желание купить относительно дешевые «Миражи 2000» (по различным оценкам и в зависимости от комплектации — порядка 35-55 миллионов долларов за самолет), антикоррупционная мотивация тендера выглядит забавно.

В 2001 году стартовала подготовка к тендеру, причем по знакомой для отечественных бюджетных организаций схеме — первоначальные требования явно были подогнаны под «Мираж». Далее, как принято считать, постарались американские лоббисты. США устремились на индийский рынок и захотели продавить свой F/A-18 «Супер Хорнет». Под их давлением в конце 2002 года условия тендера были максимально расширены, и в итоге в нем приняли участие все производители истребителей четвертого поколения. Кроме, разумеется, Китая, у которого с Индией непростые отношения, и «Сухого», в течение всего этого времени поставлявшего в страну десятками Су-30МКИ. Впрочем, учитывая периодические прозрачные намеки индийцам с российской стороны бросить эти конкурсы и заказать еще «Сухих», можно сказать, что и российский производитель по-своему принимал участие в борьбе.

Индийская бюрократическая машина проворачивалась неторопливо. «Приглашения» — запрос на предоставление информации (request for information, RFI) — были разосланы только в 2005 году. Коммерческое предложение (request for proposal, RFP) запросили в 2007 году. К этому времени французы окончательно прекратили производство «Миражей 2000» и выставили на конкурс «Рафаль».

Битва века

В результате в 2007 году официальными участникам тендера стали американские F-16 и F/A-18, шведский «Грипен», французский «Рафаль», «Тайфун» международного концерна «Еврофайтер» и российский МиГ-29.

Медленная смерть праматери всех тендеров

F-16 block 60
Фото: David Raykovitz / Wikipedia.org


Все предлагали Индии наиболее продвинутые версии своих машин. «Локхид Мартин» — специальную модификацию F-16 — F-16IN Block 70, F-16E/F Block 60 ОАЭ с улучшенным БРЭО. «Тайфун» обещали оснастить двигателями с управляемым вектором тяги. «Сааб» во многом «под Индию» выдал модификацию «Грипен NG». РСК «МиГ» выставила проект глубокой модернизации МиГ-29 — впервые прозвучал сакральный индекс «МиГ-35». Интересно, что, пожалуй, только французы предлагали «Рафаль» в обычном серийном виде.

Одной из особенностей тендера была максимальная передача технологий и организация лицензионного производства в Индии на мощностях HAL. Из 126 истребителей только первые 18 закупались готовыми — остальные должны были поступать в виде машинокомплектов с постепенным увеличением локализации, в идеале — до полной. Индийцы желали получить коды ПО самолетов с подробными комментариями и возможностью редактирования.

Медленная смерть праматери всех тендеров

F/A-18F Super Hornet
Фото: Keizo Mori / UPI / Global Look


Считается, что именно на этом в конце концов погорели американцы, считавшиеся на определенном этапе фаворитами. Если с передачей производства планера и двигателей особых проблем не возникало, то передавать технологии, используемые в наиболее критичных бортовых системах, в частности в новейших БРЛС с активными фазированными решетками (АФАР), американцы явно не собирались.

«Грипен» посчитали слишком легким, что неудивительно — шведская машина, скорее, тянет на аналога и замену МиГ-21, а эта ниша занята главной гордостью индийского авиастроения, истребителем «Теджас».

С российским МиГ-35 ситуация сложилась особая. С одной стороны, большим плюсом была унификация с палубными МиГ-29К/КУБ (некоторые другие участники только обещали приспособить свои самолеты к трамплинному старту) и МиГ-29, уже состоявшими на вооружении индийских ВВС и модернизируемыми по программе МиГ-29UPG. Кроме того, это был, вероятно, наиболее дешевый участник тендера, впрочем, уверенно говорить о том, сколько бы вливаний потребовало создание самолета требуемого индийцами облика, мы не можем. Отклонен официально он был как раз по причине неготовности ряда ключевых компонентов, в частности отсутствия модульности двигателя РД-33МК и неготовности РЛС «Жук-АЭ» с АФАР.

Медленная смерть праматери всех тендеров

БРЛС «Жук-АЭ »
Фото: vitalykuzmin.net


В отечественной прессе принято было называть эти утверждения ложными, а решение — сугубо политическим. Дескать, Индия четко встала на путь диверсификации поставок вооружения — по этой причине отшила американцев (с которыми уже был заключен ряд крупных контрактов) и нас (с Россией у Индии контракт на несколько сотен Су-30МКИ и общая программа истребителя пятого поколения), выставивших лучшие по соотношению цена/качество предложения, и выбрала дорогих европейцев. Возможно, это и так — отчасти, а может, и в основном. Но хотелось бы отметить, что так называемый МиГ-35, который Министерство обороны России планирует закупить к 2020 году в количестве 30 штук, тоже будет, по имеющимся данным, лишен такого ключевого компонента, как РЛС с АФАР, несмотря на то что МиГ-35 имеет в активе практические ракетные стрельбы по наведению с помощью такого радара.

Перед полуфиналом, видимо, были получены сигналы по неофициальным каналам, либо же собственная вера в победу была столь низка, но в итоге на авиасалон Aero India 2011 прототип МиГ-35 просто не прилетел. И это выглядело чистым «сливом».

После отсева осталось два варианта — «Рафаль» и «Тайфун». Официально вышедших в финал объявили 27 апреля 2011 года. Американцы высказали недовольство через посла в Индии, шведы погоревали, что требования были написаны явно не под них. Наши разыграли вышеупомянутую карту с предрешенностью результатов ввиду политического курса на диверсификацию.

Медленная смерть праматери всех тендеров

Eurofighter Typhoon
Фото: Ints Kalnins / Reuters


В январе следующего 2012 года победителем из противостояния вышел истребитель фирмы «Дассо». Официально — так как французы представили более выгодное коммерческое предложение. По условиям таких тендеров среди финалистов (по умолчанию уже удовлетворяющих требованиям) выбирают более дешевого. Однако есть серьезные основания полагать, что французы победили, потому что индийское Минобороны изначально выбрало их авиатехнику и курс на укрепление военного сотрудничества в целом.

Так, еще в июле 2011 года был заключен контракт на модернизацию во Франции 51 истребителя «Мираж 2000» индийских ВВС с целью продления ресурса и повышения боевых возможностей. БРЭО машины приближалось по возможностям и частично унифицировалось с оборудованием «Рафаля».

Пиррова победа галлов


Однако злоключения «Рафаля» после победы в тендере только начались. То, что контракт не был подписан сразу же после объявления победителя, дело обычное — стороны часто тратят полгода, а то и год, на утрясание деталей и банальный торг. Однако в случае с MMRCA переговоры практически застопорились.

Официальное яблоко раздора — лицензионное производство большей части (108 из 126) планировавшихся к заказу машин. Как стало известно весной 2013 года, отказ французской фирмы брать на себя гарантии качества сборки «Рафалей» в Индии даже привел к прерыванию переговоров. «Дассо» можно понять — индийская сборка стала настоящей притчей во языцех. Те же Су-30МКИ, собираемые на заводе HAL, терпят аварии и катастрофы куда чаще остальных Су-30.

Медленная смерть праматери всех тендеров

Су-30МКИ
Фото: Zheng Huansong / Xinhua / Global Look


Впрочем, наряду с намеренно выплеснутыми в прессу спорами о гарантии, очевидно имели место конфликты по вопросу передачи технологий и, вероятно, в первую очередь цены. По пессимистичным оценкам, стоимость искомого количества «Рафалей» превышала заложенные в тендер 10,4 миллиарда долларов как минимум вдвое. Это влекло уже внутриполитические проблемы: подписать такой контракт в стране, регулярно сотрясаемой коррупционными скандалами, — политическое самоубийство, особенно перед выборами. Парламентские выборы состоялись в Индии в апреле-мае 2014 года.

Теоретически у сторонников контракта было время до середины февраля, когда наступил мораторий на заключение новых сделок в области военно-технического сотрудничества, однако в конце 2013 года стало очевидно, что правящий Индийский национальный конгресс (ИНК) не горит желанием давать козырь оппонентам. Казалось, что само провидение было против «Рафаля» — 2 октября 2013 года от сердечного приступа умер ключевой переговорщик с индийской стороны, помощник министра обороны по закупкам авиатехники Арун Кумар Бал.

Надежды на то, что, получив кредит доверия в случае победы, ИНК сумеет продавить тяжелейшее в условиях секвестра оборонного бюджета решение, не оправдались — к власти пришла оппозиционная националистическая Индийская народная партия, относившаяся к закупке «Рафалей» с большим скепсисом.

После смены правительства программа подверглась самой жестокой критике. Так, 30 декабря 2014 года новый министр обороны Манохар Паррикар заявил, что французская сторона ведет себя на переговорах крайне неуступчиво, отказывается выполнять данные во время конкурса обещания. Впервые должностное лицо такого уровня публично допустило отказ от покупки «Рафалей». По мнению Паррикара, Индия прекрасно бы обошлась закупкой дополнительной партии уже освоенных Су-30МКИ. Стоит отметить, что цена Су-30МКИ производства HAL примерно вдвое меньше, чем оценочная стоимость «Рафаля».

Однако не похоже, чтобы «Дассо» поддалась усилившемуся давлению. Уверенности на переговорах французам несомненно придали первые экспортные успехи «Рафаля». В феврале 2015 года Египет неожиданно подписал контракт на закупку 24 истребителей. В конце апреля закончились многолетние переговоры с Катаром — эмират тоже купил 24 машины с опционом еще на 12. В общей сложности это обеспечило загрузку завода минимум на дополнительные три-четыре года (последние годы с целью растянуть производство до получения экспортных контрактов «Рафали» для Франции производились минимальным объемом 11 штук в год), и угроза сворачивания производства была отсрочена.

Трудные переговоры, судя по всему, сильно тяготили обе стороны, и взаимное желание поставить в них точку привело к поразительному итогу MMRCA.

Несоломоново решение

В апреле Францию с визитом посетил новый премьер Индии Нарендра Моди. 10 апреля местная пресса опубликовала сенсационную новость: достигнуто соглашение о прямой закупке первой партии «Рафалей» французской сборки — и не 18, как планировалось по условиям MMRCA, а 36. Стоимость оценивалась в сумму порядка 4 миллиардов евро. Увеличение прямых закупок сразу вызвало вопросы о будущем лицензионной сборки в Индии.

Опасения подтвердились — 21 мая Паррикар заявил, что Индия ограничится только закупкой 36 «Рафалей» и не будет организовывать лицензионную сборку. Сэкономленные средства (90 «Рафалей» министр обороны оценил в 15,5 миллиарда долларов) направят на иные программы. Претендентами на освободившиеся деньги, с точки зрения специалистов, можно назвать все ту же программу Су-30МКИ, в рамках которой Индия может заказать еще 40-60 машин в дополнение к уже имеющимся, национальный проект «Теджас» и совместную российско-индийскую разработку истребителя пятого поколения FGFA на базе российского проекта Т-50 ПАК ФА. При этом официальный Нью-Дели в лице все того же Манохара Паррикара, заявил, что главным получателем будет именно национальный проект, но сам «Теджас» в настоящее время является откровенно сырым самолетом с неясными перспективами, в том числе и ввиду критически затянутого (уже более тридцати лет) срока разработки.

Медленная смерть праматери всех тендеров

Т-50
Фото: Максим Шеметов / Reuters


Для Франции результат можно признать удовлетворительным — синица в руках. «Дассо» потеряла фантастический куш, но и избавилась от головной боли в виде лицензионного производства в Индии. Учитывая, что все самолеты соберут на родине, то передача технологий будет явно не в том объеме, как планировалось, и это неизбежно привяжет индийцев к французам на длительный срок. К тому же в условиях получения катарского и египетского контрактов (и продолжения выполнения национального) сомнительно, чтобы «Дассо» смогла обеспечить выпуск большего числа самолетов к приемлемому сроку. Также это могло помешать дальнейшему продвижению «Рафаля» на экспорт. Короче говоря, в сложившейся ситуации французская сторона получила что могла.

С точки зрения Индии, итоговое решение выглядит, мягко говоря, странным. И так излишнее количество неунифицированных платформ только увеличивается. При этом жалкие по масштабам индийских ВВС 36 машин (например, Су-30МКИ в общей сложности закуплено индийцами в количестве 272 штук) не способны заменить ни один из устаревающих самолетов. Одна закупка обойдется в сумму, составляющую почти половину той, за которую предполагалось получить в три с половиной раза больше самолетов вкупе с современными технологиями, вопрос с которыми теперь открыт. Эксплуатация же в пересчете на машину, очевидно, окажется баснословно дорогой. При этом самолеты достигнут боеготовности ориентировочно на рубеже десятилетия — много позже чем хотелось.

Единственным мотивом для подписания такого соглашения может служить желание покончить с этой историей, сохранив лицо. Вроде бы сэкономили. Но возникает закономерный вопрос: во сколько индийскому государству обошлись сами пятнадцатилетние смотрины?
Автор: Александр Ермаков
Первоисточник: http://lenta.ru/articles/2015/05/27/mmrca/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 42
  1. mad 31 мая 2015 06:56
    Коррупция, коррупция.. достала уже. Пробежав глазами по фоткам самолетов, в очеродной раз убедился убедился, что Т-50 красавец!)
    mad
    1. Lyton 31 мая 2015 07:27
      Ну да и на базе этого красавца наши дельцы собираются с индийцами делать совместную разработку истребителя, вместо того, что бы приложить все усилия для насыщения своих ВВС этой машиной. Мне в этом вопросе нравится подход матрасников, готовые покупайте, а делится технологиями не будем, чо сказать молодцы.
      1. APASUS 31 мая 2015 08:39
        Цитата: Lyton
        Ну да и на базе этого красавца наши дельцы собираются с индийцами делать совместную разработку истребителя, вместо того, что бы приложить все усилия для насыщения своих ВВС этой машиной. Мне в этом вопросе нравится подход матрасников, готовые покупайте, а делится технологиями не будем, чо сказать молодцы.

        По остаткам информации просочившейся в прессу индийские требования к этой машине не оставили от неё камня на камне,это будет совсем другая машина.В чем подвох ведь индийцы оплачивают свои НИОКР по этому проекту.
        А наши проблемы ,решать за нас никто не будет
      2. Fedman 31 мая 2015 12:33
        На какие деньги насыщать собираетесь? Самолет 5го поколения стоит порядка своего веса в золоте. Где столько бабла достанете?
        У матрасников станок работает, они могут позволить себе ни с кем не кооперироваться
        1. Lyton 31 мая 2015 13:26
          Ах да песни в пользу бедных, думаете диванычей и васильевых у нас мало в системе МО, вон космическую лавочку прошерстили, а там мама дорогая, вместо прибыли деньги исчезали непонятно куда, для нас с вами это шокирующая новость не правда ли.
          1. Fedman 31 мая 2015 13:54
            Тырят много, но и самолеты дорогие. Надо знать сколько тырят и сколько выделяют, чтобы был смысл разговаривать. В любом случае - бюджет МО не безразмерный
            1. APASUS 31 мая 2015 16:43
              Цитата: Fedman
              Надо знать сколько тырят и сколько выделяют, чтобы был смысл разговаривать.

              Судя по тому как ловят таких деятелей когда ущерб исчисляется далеко за миллиард - люди попадаются не сразу ,вернее система отлова таких упырей не работает,денег в стране до хрена.У одного только губернатора Сахалина изъяли:
              По словам Маркина, во время обысков у сахалинского губернатора изъяли около миллиарда рублей в разных валютах, а также 800 единиц дорогостоящих ювелирных изделий. Среди них — пишущая ручка стоимостью 36 млн рублей.
              Подробнее на НТВ.Ru: http://www.ntv.ru/novosti/1355665/?fb#ixzz3bivCk0li

              Если бы только одним Сердюковым или Васильевой дело закончилось,а то таких деятелей вытаскивают пачками.
        2. Комментарий был удален.
        3. gjv 31 мая 2015 16:56
          Цитата: Fedman
          На какие деньги насыщать собираетесь? Самолет 5го поколения стоит порядка своего веса в золоте.

          Преувеличиваете стоимость золота раз в 6-7.
          gjv
      3. Nayhas 31 мая 2015 15:26
        Цитата: Lyton
        на базе этого красавца наши дельцы собираются с индийцами делать совместную разработку истребителя

        Да все никак не соберутся, договор до сих пор не подписан и вероятность его подписания с каждым днем стремится к нолю...
        Цитата: Lyton
        Мне в этом вопросе нравится подход матрасников, готовые покупайте, а делится технологиями не будем, чо сказать молодцы.

        Ошибочное мнение. Американские компании стеснены в передаче технологий конгрессом США, который принимает решение кому и что продавать. Индии в этом плане конгресс США включил зелёный свет (в беспрецедентных объёмах!) и теперь индийцы как в магазине выбирают что им интересно. На пример производство авиадвигателей, или ЭМ катапульта.
    2. Комментарий был удален.
    3. AleksUkr 31 мая 2015 07:42
      Цитата: mad
      в очеродной раз убедился убедился, что Т-50 красавец!)


      А вы что, еще сомневались? Все еще впереди.И этот тоже красавец!Пентагон до сих пор продолжает жаловаться на "варварский" перехват самолёта-разведчика РЦ-135У российским Су-27 в небе над Балтикой.

      А тут еще:Новость с пометкой "Срочно" распространили информационные агентства. По их данным, бомбардировщики Су-24 Черноморского флота России вынудили вернуться в нейтральные воды американский эсминец "Росс". По некоторым данным, он шел неподалеку от наших берегов и вел себя достаточно агрессивно.
      Можем еще вспомнить недавний случай:Широко известна история, когда в прошлом году экипаж американского эсминца "Дональд Кук" до смерти перепугал такой же российский бомбардировщик Су-24. В международных водах он 12 раз облетел миноносец, имитируя атаки на него. В то время как бомбер находился от корабля на расстоянии от 1 км до 150 метров, бортовые системы "Дональда Кука" словно оглохли и ослепли.
      1. Fedman 31 мая 2015 12:38
        Да да. Их капитан сам рассказал обо всем этом нашим журналистам. И ведь не стыдно было ему признаться
      2. туранчокс 31 мая 2015 14:01
        хватит уже копипастить досужие вымыслы журналюг
      3. Комментарий был удален.
      4. gjv 31 мая 2015 17:03
        Цитата: AleksUkr
        И этот тоже красавец!Пентагон до сих пор продолжает жаловаться на "варварский" перехват самолёта-разведчика РЦ-135У российским Су-27 в небе над Балтикой.

        Наш разведчик нравится. good

        Головной модернизированный по программе ОКР "Рецензент" разведывательный самолет Ил-20М ("изделие 17МС", регистрационный номер 90924, заводской номер 174011603). Жуковский, март 2015 года (с) Анатолий Бурцев / russianplanes.net
        И поступление новой техники нравится. good

        Предположительно, переданный 29.05.2015 ВВС РОссии очередной фронтовой бомбардировщик Су-34, построенный на Новосибирском авиационном заводе им. В.П. Чкалова (филиале ПАО «Компания «Сухой») по программе 2015 года. Самолет снят в ходе одного из испытательных облетов и на момент съемки еще не нес бортового номера "37 красный". Новосибирск, май 2015 года (с) Владимир Нерон / russianplanes.net
        gjv
        1. Комментарий был удален.
        2. gjv 31 мая 2015 17:15
          Ещё наше "Открытое небо" нравится - Ту-214ОН - красавец! good
          gjv
    4. самоход 31 мая 2015 08:26
      просто индусы пытаются для себя более выгодные условия выторговать (но бюрократия и коррупция тоже свое дело делают)
  2. Walk 31 мая 2015 07:15
    Видимо, не только восток - дело тонкое. Буддисты тоже умеют создать на ровном месте проблем на свою пятую точку.
    1. blizart 31 мая 2015 08:05
      Цитата: Walk
      Видимо, не только восток - дело тонкое. Буддисты тоже умеют создать на ровном месте проблем на свою пятую точку.

      Просто в виде версии(желательной). Может у нас все настолько бхай-бхай, что индийцы на каком то этапе решили потянуть для нас время(доводка МиГ-35), а остальных "поставить" на финансовые и репутационные потери? Представьте, через полгода они отказываются и от этих 36 Рафалей, с формулировкой где завуалированно звучат - Россия, контракты, Мисрали.
      1. vladimir_krm 31 мая 2015 09:18
        Смею полагать, что они просто побаиваются впасть в слишком уж сильную зависимость от России. У них основная масса истребителей - российского производства, да ещё и пятое поколение совместное. Ну и коррупция там сильнее нашей...
        1. Hon 31 мая 2015 11:01
          Статью не читали? Наши истребители не подходят под этот тендер.
          Hon
      2. Hon 31 мая 2015 11:00
        а нахрена это Индии впрягаться за Мистрали? у них своих забот хватает. И куда тянуть, будет ли вообще эта доводка? Сейчас основная проблема в том, что французы не хотят брать ответственность за индийскую сборку.
        Hon
    2. НЕКСУС 31 мая 2015 08:15
      Цитата: Walk
      . Буддисты тоже умеют создать на ровном месте проблем на свою пятую точку.

      Индусам нужны технологии.Они хотят тоже часть этого жирного пирога под названием "торговля оружием".Быть не просто покупателем оружия,но и производителем.Что очень наглядно видно по работам над нашими ракетами Яхонт ,которые в Индии превратились в БраМос.
      Думаю,столь долгие переговоры по Рафалям и все таки заключенный договор ,говорит о том ,что индусам нужны именно технологии.И я уверен ,в тандеме с российскими учеными и конструкторами ,в скором будущем военная промышленность одного из наших настоящих друзей и союзников выйдит на качественно новый уровень,а это уже совсем другие деньги.
      1. andj61 31 мая 2015 08:31
        Цитата: НЕКСУС
        Индусам нужны технологии.

        Согласен. И участие в разработке ПАК ФА - это фактически участие в финансировании с дальнейшим разворачиванием лицензионного производства у себя. Так что нам это сотрудничество выгодно по-любому - и свою промышленность и науку с конструкторами поддерживаем в тонусе, и издержки на боевую авиацию и ракеты (в случае Яхонт-Брамос) снижаем: производство более крупной серии выгоднее, чем мелкой.
      2. Лось 31 мая 2015 09:33
        одного из наших настоящих друзей и союзников

        "У России есть только два надёжных союзника - это её армия и флот" вот к этим словам Александра III добавить нечего. Никогда ни Индия, ни Китай, ни Германия, ни кто либо другой не будет отстаивать интересы России хоть с малейшим ущербом для себя. Не надо испытывать иллюзий, это печально кончается.
        Лось
    3. Hon 31 мая 2015 11:10
      Цитата: Walk
      Видимо, не только восток - дело тонкое. Буддисты тоже умеют создать на ровном месте проблем на свою пятую точку.

      а причем тут буддисты? буддизм в Индии исповедуют менее одного процента населения.
      Hon
  3. Guntruck 31 мая 2015 07:21
    По долгу службы часто имею дело с тендерами, и давно пришел к выводу, что от них больше вреда, чем пользы.

    Просто купить/заказать товар или услугу, опираясь на мнение специалистов и анализ рынка, куда быстрее и проще, и главное в конечном счете дешевле, чем разводить все эти монументальные церемонии с тендерами.
    1. ЗубореЗ 31 мая 2015 08:46
      Зато сколько радости от победы laughing
    2. vladimir_krm 31 мая 2015 09:21
      Это точно. Тендер - защита от коррупции, и очень неудачная. Если я специалист, и точно знаю, что мне нужно, то мне тендеры только мешают. Всё равно в конечном итоге я выберу то, что нужно.
      1. Лось 31 мая 2015 09:39
        Всё равно в конечном итоге я выберу то, что нужно.

        Вот только крови вам попьют перед этим преизрядно, да ещё служба безопасности докажет свою нужность. А издержки, в виде простоя, сбоя ритмов производства, пролёта по сроку исполнения контракта по боку. Ведь самое главное, обеспечена честная конкуренция, как и написано в американском учебнике экономики (для папуасов)!
        Лось
      2. Ангро Маньо 31 мая 2015 10:58
        А какая коррупция внутри тендера! Шикарная кормушка для его организатора.
      3. Комментарий был удален.
    3. veksha50 31 мая 2015 10:53
      Цитата: Guntruck
      главное в конечном счете дешевле, чем разводить все эти монументальные церемонии с тендерами.



      Просто эти тендеры давно стали прикрытием-зонтиком для крупных (!!!) коррупционных сделок...
  4. EGOrkka 31 мая 2015 07:25
    Желание индии понятны......подешевле и пожирнее(самолеты и технологии)!
  5. MainBeam 31 мая 2015 07:57
    во сколько индийскому государству обошлись сами пятнадцатилетние смотрины?

    У меня знакомый авиаконструктор работал в Индии при сопровождении наших самолётиков. И у индийцев есть одна особенность. Есть проблема - есть решение. Наши конструктора ищут решение и сразу его выдают, как и было принято в "тоталитарном" Союзе. С точки зрения индийской стороны это очень поспешное и непродуманное решение. Если ты подумал над решением проблемы один день - это уже хорошо. Если неделю - тебя уважать начинают. Если месяц - вообще красавчик. Так что пара лет для "многоуважаемых" индийских чиновников - пустячок.

  6. a.s.zzz888 31 мая 2015 08:07
    Индийцы захотели и рыбку съесть, и сесть на кое-что.
    1. Тот же ЛЕХА 31 мая 2015 08:18
      и сесть на кое-что.

      Так больно же будет....неужели они садомазохисты?
  7. lao_tsy 31 мая 2015 08:47
    Ключевая фраза в статье:
    Как известно, «хинди руси бхай бхай»...
    Скажу больше: "БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ!"
  8. рюрикович 31 мая 2015 09:10
    Восток - дело тонкое... В плане философии и жизненных укладов существуют фундаментальные отличия между Западом и Востоком. И если если западную методику перекладывать на восточных исполнителей, то получается то, что получили индусы.Потерянные годы тендера без положительного результата. И по мне, так пусть индусы думают, как жить дальше со своей "расторопностью"...К деньгам ещё и ум нужен wink smile
  9. den.pom20 31 мая 2015 09:33
    Маразм,чушь полнейшая. fool
    den.pom20
    1. Hon 31 мая 2015 11:12
      Цитата: den.pom20
      Маразм,чушь полнейшая.

      Что именно?
      Hon
  10. Писсаро 31 мая 2015 11:08
    смешная история.Все началось с того,что военным был нужен дешевый мираж 15 лет назад,а вылилось в миллиарды и большую политику.Миража у военных нет до сих пор и не будет уже laughing
  11. FM-78 31 мая 2015 13:09
    Что-то это мне напоминает. Не даром одна протокультура.
  12. voyaka uh 31 мая 2015 15:05
    Кто рискнет сейчас закупить крупную партию
    боевых самолетов 4-го поколения, когда на подходе 5-е?
    Достаточно китайцам продать Пакистану китайские истребители
    стелс 5-го поколения и все... - кто-кого раньше заметит?
    Индусы правильно поступили - осторожно.
    1. Писсаро 31 мая 2015 15:25
      это порочная логика и практика.Военным нужен был простой дешевый самолет сейчас,а не вундервафля через 20 лет.С этой логикой фрицы войну проиграли,делая один дорогой танк или самолет в то время,как русские делали десять дешевых. Характеристики ведь не в 10 раз различаются, а в лучшем случае в полтора
      1. voyaka uh 31 мая 2015 15:40
        Тем не менее, Вы увидите, что крупных
        тендеров на самолеты 4-го поколения больше
        не будет. Разве что для финансово бедных стран,
        которые не могут себе позволить большего.
  13. Cap.Morgan 31 мая 2015 15:06
    Т 50 будут производить в небольших количествах, самолёт очень дорог и вероятно сыроват. Нужно время на отработку узлов, удешевление производства. Пока можно опереться на уже проверенные временем модификации.
  14. Одиссей 31 мая 2015 18:22
    С нескрываемым интересом следил за цирком с конями устроенным индусами вокруг Рафалей.Но концовка потрясла окончательно.
    Потратить огромные деньги для того,чтобы получить 1,5 полка самолетов не получив при этом технологий-это надо уметь.
    Главное неясно,что они собираются с этими 36 Рафалями делать ? Каково будет их место и задачи в и без того запутанной структуре ВВС Индии ?
  15. andrewkor 31 мая 2015 19:52
    скупой платит дважды,а индиец к тому же вернётся и ещё доплатит-пакистанская народная поговорка.
  16. Игарр 31 мая 2015 22:18
    Хорошая статья.
    Давненько настолько подробного разбора не видел.
    Только авторы сами себя ужастиками пугают - на самом деле, все гораздо проще.
    Можно спросить у нашего уважаемого коллеги Лопатова...ник такой. Человек в курсе. Захочет - поведает.
    Индийцы, не будь дураками, хотели всего и сразу. Всем и никому. Или никак и задешево. Любой вариант с полным своим контролем.
    Торговать потом, чтобы...
    У кого-нить есть вопросы о индийской торговле?
    А много таких олухов наберется на Земле?
    Я, без напряга, назову одну страну, которая способна на такое -...о-о-о-о, и называть не потребовалось, все знают.
    Бхай-бхай....это круто, конечно.
    России, имея двух таких союзников - Китай и Индия.... или по крайней мере - неприсоединившихся - и то достаточно.
    ....
    В основе всего лежит исключительно практический интерес - технологии.
    Ну не ложатся технологии северных стран на условия Индии. Задешево. И тут - хоть ты тресни.
    Одни их считают - в убыток. Другие - в технологические издержки.
    Дальше, думаю, сами поймете.
  17. Marwel-f 1 июня 2015 00:22
    Судя по времени, сколько длится этот тендер, у Индии серьёзных боевых действий нет и не предвидится. И истребители им особо не нужны. Это все так, лобирование попила бабла.
  18. Волька 1 июня 2015 05:28
    в поле не ходи, индусы хотят организовать собственное производство современных самолетов, сначала под видом первоначальной партии готовых ласточек а в последствии овладев рядом ключевых технологий создать собственного летающего монстра, но этот процесс весьма долог и затратен, однако он того стоит, коррупция, вернее активная борьба с ней это тоже необходимая составляющая, теперь маскирующая, иначе янки и торри давно бы уже хай подняли, мол Индия вооружается не иначе хочет на кого-то напасть,на Пакистан например, а тут как пить дать пахнет не объявленной войной и склонению к "миру"...
  19. silver_roman 3 июня 2015 09:22
    Но хотелось бы отметить, что так называемый МиГ-35, который Министерство обороны России планирует закупить к 2020 году в количестве 30 штук, тоже будет, по имеющимся данным, лишен такого ключевого компонента, как РЛС с АФАР, несмотря на то что МиГ-35 имеет в активе практические ракетные стрельбы по наведению с помощью такого радара.


    заинтересовала вот эта строчка.
    Кто в курсе, почему наши планируют без ЖУКа МиГи поставлять?
    Сырая еще АФАР? или в чем суть?
    И Жук-АЭ, где "Э" - экспортная? т.е. порезанная?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня