Необычные танки Росcии и СССР. Тяжелый\позиционный танк Т-30
Работы над созданием тяжелого танка прорыва, проект получил название – «Т-30», (не путайте с проектом легкого танка Т-30, разработанного на базе танка Т-40 и выпущенном небольшой партией в августе-декабре 1941года) были начаты в декабре 1930 года и в самом начале 1932 года были изготовлены чертежи и разработана компоновочная схема будущей машины, так же был построен деревянный макет танка. Внешне это был танк с классическим расположением основных компоновочных узлов, однако характерной особенностью было расположение вооружения. Оно было размещено в двух башнях, расположенных одна над другой, в нижней башне, большей по диаметру предполагалось установить 76,2 мм орудие КТ, в дальнейшем с заменой на ПС-3 конструкции инженера Сячинтова и два танковых 7,62 мм пулемёта ДТ-29. Верхняя башня меньше по диаметру, вооружалась танковой 37- мм пушкой 6К либо ПС-2 и одним, так же 7,62- мм пулемётом. Такая схема двухпоясного размещения вооружения позволяла экипажу «вести» и поражать одновременно две цели, либо, в зависимости от характера выбранной цели, применять одно из орудий. Так же имелась командирская башенка, размещенная на крыше малой башни. От оснащения машины третьим орудием решено было отказаться ввиду того, что это приводило к увеличению общей массы танка, которая по расчетам конструкторов должна была составлять более 50 тонн, что, в свою очередь, неизбежно вело к необходимости изменения конструкции ходовой части, которая не была рассчитана на больший вес машины. Бронирование машины не было достаточным для того что бы имелась возможность уменьшить его для снижения массы танка, оно составляло 50 мм лоб и 30 мм борт. К 1932, году учитывая возросшие возможности стремительно развивающейся противотанковой артиллерии, этого уже было явно недостаточно для позиционного танка. В качестве силовой установки на танк решено было установить V-образный, 12-ти цилиндровый авиационный двигатель BMW-VI мощностью 500 л.с. либо BMW-VIz мощностью 750 л.с. который впоследствии планировалось заменить созданным на его основе отечественным двигателем М-17, выпускавшемся на Рыбинском авиационном заводе.
Расчетная скорость должна была составить не менее чем 25 км в час. Ходовая часть машины на борт, представляла собой пять тележек с двумя опорными катками, пять опорных роликов, ленивец и ведущее (заднее) колесо. Но к концу 1932 года технические требования к данному типу машин, существенно изменились, воплотить эти требования в рамках проект «Т-30» в полной мере не представлялось возможным и в итоге по решению комиссии УММ РККА дальнейшие работы по проекту Т-30 были заморожены, машина была признана бесперспективной и неудачной. Все дальнейшие усилия по разработке тяжелых танков в СССР были направлены на проекты ТГ-1 и Т-35, имевшие, по мнению комиссии УММ РККА, более удачные и перспективные конструкции. Хотя танк Т-30 так и остался незавершенным проектом, тем не менее, он остался в истории отечественного танкостроения как один из первых попыток русских инженеров и конструкторов создать позиционный танк с неплохим противоснарядным бронированием и высокой огневой мощью.
Информация