Необычные танки Росcии и СССР. Тяжелый\позиционный танк Т-30

История тяжелого танкостроения в СССР началась в 1929 году с принятием программы перевооружения автробронетанковых частей РККА. Если танковый парк нашей страны по количеству легких и средних танков был более или менее укомплектован, то тяжелых танков, способных осуществлять глубокий прорыв вражеской обороны, еще не было. Трофейные тяжелые английские танки Mk V захваченные в ходе боев Гражданской войны, находились ввиду изношенности в непригодном для ведения боевых действий состоянии и к тому времени морально и технически уже устарели. Обращая внимание на опыт ведущих танкостроительных держав, которые к тому времени уже располагали машинами такого типа, правительство СССР поставило перед советскими инженерами и конструкторами задачу разработать и наладить серийное производство тяжелых танков прорыва. Основными требованиями, предъявляемыми к новой машине, были: надёжное, не менее 30 мм бронирование, установка вооружения продуманной компоновочной схемы, состоявшего из двух или трех пушек (двух 76,2- мм и одной 37- мм) и четырёх 7,62-мм пулемётов, обеспечивающих высокую плотность огня, скорость не менее 25 км в час, увеличенный запас хода. Прочность ходовой части и простота в её обслуживании. В 1930 - 1933 годах, в СССР параллельно велись разработки нескольких проектов тяжелых позиционных танков. Одним из таких танков должен был стать танк Т-30, разработка которого была поручена Опытному Конструкторскому Бюро завода «Большевик».

Необычные танки Росcии и СССР. Тяжелыйпозиционный танк Т-30


Работы над созданием тяжелого танка прорыва, проект получил название – «Т-30», (не путайте с проектом легкого танка Т-30, разработанного на базе танка Т-40 и выпущенном небольшой партией в августе-декабре 1941года) были начаты в декабре 1930 года и в самом начале 1932 года были изготовлены чертежи и разработана компоновочная схема будущей машины, так же был построен деревянный макет танка. Внешне это был танк с классическим расположением основных компоновочных узлов, однако характерной особенностью было расположение вооружения. Оно было размещено в двух башнях, расположенных одна над другой, в нижней башне, большей по диаметру предполагалось установить 76,2 мм орудие КТ, в дальнейшем с заменой на ПС-3 конструкции инженера Сячинтова и два танковых 7,62 мм пулемёта ДТ-29. Верхняя башня меньше по диаметру, вооружалась танковой 37- мм пушкой 6К либо ПС-2 и одним, так же 7,62- мм пулемётом. Такая схема двухпоясного размещения вооружения позволяла экипажу «вести» и поражать одновременно две цели, либо, в зависимости от характера выбранной цели, применять одно из орудий. Так же имелась командирская башенка, размещенная на крыше малой башни. От оснащения машины третьим орудием решено было отказаться ввиду того, что это приводило к увеличению общей массы танка, которая по расчетам конструкторов должна была составлять более 50 тонн, что, в свою очередь, неизбежно вело к необходимости изменения конструкции ходовой части, которая не была рассчитана на больший вес машины. Бронирование машины не было достаточным для того что бы имелась возможность уменьшить его для снижения массы танка, оно составляло 50 мм лоб и 30 мм борт. К 1932, году учитывая возросшие возможности стремительно развивающейся противотанковой артиллерии, этого уже было явно недостаточно для позиционного танка. В качестве силовой установки на танк решено было установить V-образный, 12-ти цилиндровый авиационный двигатель BMW-VI мощностью 500 л.с. либо BMW-VIz мощностью 750 л.с. который впоследствии планировалось заменить созданным на его основе отечественным двигателем М-17, выпускавшемся на Рыбинском авиационном заводе.


Расчетная скорость должна была составить не менее чем 25 км в час. Ходовая часть машины на борт, представляла собой пять тележек с двумя опорными катками, пять опорных роликов, ленивец и ведущее (заднее) колесо. Но к концу 1932 года технические требования к данному типу машин, существенно изменились, воплотить эти требования в рамках проект «Т-30» в полной мере не представлялось возможным и в итоге по решению комиссии УММ РККА дальнейшие работы по проекту Т-30 были заморожены, машина была признана бесперспективной и неудачной. Все дальнейшие усилия по разработке тяжелых танков в СССР были направлены на проекты ТГ-1 и Т-35, имевшие, по мнению комиссии УММ РККА, более удачные и перспективные конструкции. Хотя танк Т-30 так и остался незавершенным проектом, тем не менее, он остался в истории отечественного танкостроения как один из первых попыток русских инженеров и конструкторов создать позиционный танк с неплохим противоснарядным бронированием и высокой огневой мощью.
Автор: Макс Беляев


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. Vadivak 14 октября 2011 16:04
    Ввиду неготовности двигателя в начале 1932 г. проект был адаптирован под авиамотор Микулина мощностью 1450 л.с., а в марте закрыт по причине чрезвычайно высокой стоимости.

    Впоследствии имя Т-30 перекочевало на легкий танк
  2. Алекс 30 июня 2014 23:02
    Такая схема двухпоясного размещения вооружения позволяла экипажу «вести» и поражать одновременно две цели,
    Типичное заблуждение: наводка нижней башни неизбежно приводила бы к сбиванию наводки верхней (о стабилизации орудий в танках в то время даже не говорили).

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня