Submarine fleet - projects that could change history

History knows many cases when ideas and projects that were not implemented could significantly change the history and development of mankind as a whole.
One of these ideas was developed on paper, but it never came to construction and production - this is the idea of ​​creating transport and landing submarines.

In the Soviet Union, in principle, as in other countries at the time of the start of World War II, submarines could either act according to their intended purpose or transfer a small group of troops or agents to their destination.


At the end of 1941, when the Red Army troops were surrounded on the Crimean peninsula, in the city of Sevastopol, they began to be supported by ammunition, food and military units, the civilian population was evacuated from the surrounded city. Supply of supplies and ammunition, as well as evacuation of people was carried out with the help of surface ships, but due to the powerful opposition and complete domination of the enemy both at sea and in the air, the losses of surface ships of the Soviet Union became catastrophic, almost no one returned after relief operations. Then they connected submarines to operations, during the siege they delivered more than 4000 tons of food and ammunition, evacuated around 1500 people with relatively small losses.

The experience of using the submarine fleet to deliver food and ammunition, as well as the transfer of a large number of people, led the command of the Soviet Navy to the idea of ​​creating a new class of submarines for the transportation of airborne troops and transportation of large cargoes. Projects have been proposed for the creation of underwater barges for transporting various cargoes of large tonnage that could be moved to the destination by a conventional submarine or an underwater tug of the 605 project. Underwater barges on the project could build in large quantities, because of the simplicity of the barge itself. There were practically no problems with the creation of submarine barges, but the problem of transporting barges to their destination appeared, because of the impossibility of quickly resolving this problem, the command of the Navy abandoned this project.

At the end of July 1942, the development of the project 607, a small cargo submarine, began. Under the ship, the project could deliver up to 250 tons of cargo and 100 tons of fuel, there were folding loading cranes for loading and unloading cargo. But unfortunately, in 1943, when the project was completely ready for production, the situation on the fronts changed drastically, and the need for such cargo boats disappeared and the project was frozen. But here I would like to note that the project was completely ready to go into mass production, and no problems with the implementation of the project were found.

After the end of the war, in order to quickly respond to the threat, the Soviet Design Bureau Rubin (TsKB-18) in 1948 year, on the order of the Navy command, developed the 621 project - an airborne transport submarine cruiser.

Submarine fleet - projects that could change history


It was a completely new concept of building a submarine with two decks:
- payload 1550 tons (on board could be ten tanks, 12 trucks with three trailers, four passenger cars, 12 85-mm artillery guns, two 45-mm cannons, three aircraft LA-11, ammunition, fuel and provisions.
- troops in the number of 750 people;
armament submarine docks:
- two twin anti-aircraft 57-mm automatic guns;
- One 25-mm anti-aircraft automatic gun;
- machines for missiles, ammunition 360 units;
The same design office developed the 1952 project in 626, which was a smaller version of the 607 project for airborne transport operations in arctic conditions.



Key features of the 626 project:
- payload 300 tons (up to five tanks and fuel supply to them, or troops in the number of 165 people, or ammunition and provisions)

- armament: two 533-mm torpedo tubes, four torpedoes ammunition, two П-25 anti-aircraft guns.
In 1956, the design bureau Rubin developed the 632 project - an underwater minelayer that can carry up to the 100 the newest PLT-6 mines and transport 160 tons of various fuels. The mines were stored either in the “wet” version or in the “dry” version.



The 632 project was soon transferred to TsKB-16, due to the heavy workload of TsKB-18. By 1958, the project was ready for mass production, but the CPSU Central Committee adopts a seven-year program for the construction of ships and submarines and the 632 project did not get into it and the project was frozen.
His place is taken by the 648 project developed by TsKB-16 in 1958 on the basis of the 632 project. The submarine could take on board up to 1000 tons of fuel, 60 tons of drinking water, 34 tons of provisions in the calculation of providing 100 people for three months.



The submarine of the project 648 could transfer fuel under water, aviation fuel could receive seaplanes, evacuate up to 100 people and transport up to 120 people landing.
However, due to the difficulties of fuel transfer and increased interest in nuclear propulsion, the project in 1961 was frozen. The 648M project appears with two 6000l / s nuclear reactors. each, which increased the autonomy of diving to 25 days and ensured the operation of diesel-electric engines to 80 days. But it did not help the project to win a place under the sun.
The next project that received approval from the Navy Command is the 664 project.
The project of a large nuclear submarine - mine layer with transport-landing capabilities was launched in 1960, the work was done by TsKB-16. The boat could carry up to 350 people of the landing party or up to 500 people during the 5 days. The boat could carry up to 1000 tons of fuel, 75 tons of drinking water, up to 30 tons of provisions.



But soon, due to the complexity of performing all the functions of the submarine in one building - mining, transportation of goods and people, in the 1965 year, work on the project was suspended. In the future, due to the priority construction of submarine missile carriers, the project was completely frozen.
The main characteristics of the project:
- displacement 10150 tons;
- speed of 18 nodes;
- immersion depth 300 meters;
- autonomy of swimming 80 days;
- length 141 meter;
- width 14 meters.
The command of the Navy needed submarines capable of secretly delivering cargo and troops, work on the design of submarines of this class were continued. В1965 years, work began on the project 748 - transport-assault submarine.



According to the project, the boat could deliver up to 1200 people or twenty pieces of equipment, as one of the options was to deliver a reinforced battalion of marines with 3 floating tanks PT-76, 2 BTR-60, 6 mortars to a given point. But the customer, the Ministry of Defense, did not accept the order, and the project was frozen.
The main characteristics of the project:
- displacement 11000 tons;
- speed of 17 nodes;
- immersion depth 300 meters;
- autonomy of swimming 80 days;
- length 160 meters;
- width 21 meter.
In 1967, the design work on the large transport and landing submarine - minelayer was continued, the new project received the serial number 717, continued to deal with the TsKB-16 based on the 748 and 664 projects. It was supposed to be the largest submarine cruiser at that time with the possibility of covertly delivering 800 people and 4 BTR, or up to 20 tanks and armored personnel carriers, could evacuate civilians, troops and the wounded.



When reviewing the project in 1972, the Ministry of Collection puts forward a new requirement for the submarine cruiser - the rescue of crews of sunken ships and submarines. Consideration of the revised project was postponed to the end of 1976.
At that time, in the Soviet Union, priority was the construction of missile submarine cruisers, and as it turned out, in order to build the 717 submarine cruiser, it was necessary to use the power from the submarines under construction weapons on board and nuclear reactors. Therefore, the Ministry of Defense suspended the 717 project, and it was no longer considered.
The main characteristics of the project:
- displacement 17500 tons;
- speed of 18 nodes;
- immersion depth 300 meters;
- length 190 meters;
- the width of the 23 meter;
- draft 7 meters;
- team 111 people;
- autonomy of navigation 75 days, with the landing of 30 days, with wounded and civilian - 10 days;
Armament:
- six 533-mm torpedo tubes, ammunition for 18 units;
- two mine tubes, ammunition of 250 units;
- Two 23-mm anti-aircraft guns;
This is the end of the era of the transport submarine ships, but history also knows the projects to create underwater tankers to deliver fuel to hard-to-reach places and ships in the open sea.
So, in 1960, the 681 underwater tanker was designed, it was intended primarily for the auxiliary fleet and civilian fleet, the tonnage of 24750 tons, and two atomic reactors.



In 1973, the Central Design Bureau 16 began to design the submarine tanker project 927, but none of the projects went into production.



Once again, interest was shown in submarine tankers in the 90 years, TsKB-16 began designing an underwater tanker capable of delivering fuel in arctic conditions. The tanker could transport up to 30 000 tons of fuel and carry up to 900 standard cargo containers. The tanker was fully loaded in 30 hours. However, the financial crisis and the collapse of the Soviet Union left the project without a chance of embodiment in the metal.
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

6 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Подводный флот — проекты, которые могли бы изменить историю

История знает немало случаев, когда идеи и проекты, не воплощенные в жизнь, могли бы существенно изменить историю и развитие человечества в целом.
Одна из таких идей была разработана на бумаге, но до строительства и производства так дело и не дошло — это идея создания транспортных и десантных подводных лодок.

В Советском Союзе, в принципе, как и в других странах на момент начала Второй Мировой войны, подводные лодки могли либо действовать по своему прямому предназначению либо перебросить к месту назначения малую группу десанта или агентов.

В конце 1941 года, когда войска Красной Армии оказались в окружении на Крымском полуострове, в городе Севастополь, им начали оказывать поддержку боеприпасами, продовольствием и воинскими подразделениями, осуществлялась эвакуация гражданского населения из окруженного города. Подвоз провианта и боеприпасов, а также эвакуацию людей осуществляли с помощью надводных кораблей, но вследствие мощного противодействия и полного господства противника как на море, так и в воздухе, потери надводных кораблей Советского Союза стали катастрофическими, практически никто не возвращался после операций по оказанию помощи. Тогда и подключили к операциям подводные лодки, за время осады они доставили более 4000 тонн продовольствия и боеприпасов, эвакуировали около 1500 человек при относительно малых потерях.


Опыт использования подводного флота для доставки продовольствия и боеприпасов, а также по переброске большого количества людей, подвел командование ВМФ Советского Союза к идее создания нового класса подводных лодок для переброски десантных войск и транспортирования больших грузов. Были предложены проекты создания подводных барж для транспортировки различных грузов большого тоннажа, которые могли бы быть перемещены до места назначения обычной подводной лодкой или подводным буксиром проекта 605. Подводные баржи по проекту могли бы строить в большом количестве, из-за простоты исполнения самой баржи. Проблем по созданию подводных барж практически не оказалось, но появилась проблема транспортировки барж до места назначения, из-за невозможности быстро решить данную проблему командование ВМФ отказалась от данного проекта.

В конце июля 1942 года началась разработка проекта 607 — малой грузовой подводной лодки. Подводный корабль мог по проекту доставлять до 250 тонн грузов и 100 тонн топлива, имелись складные погрузочные краны, для погрузки и выгрузки груза. Но к сожалению, в 1943 году, когда проект был полностью готов к производству, обстановка на фронтах коренным образом изменилась, и необходимость в подобных грузовых лодках исчезла и проект был заморожен. Но здесь хотелось бы отметить то, что проект был полностью готов пойти в серийное производство, и никаких проблем по осуществлению проекта обнаружено не было.

После окончания войны, в целях быстрого реагирования на возникшую угрозу, в Советском Союзе конструкторское бюро Рубин (ЦКБ-18) в 1948 году, по заказу командования ВМФ, разработало проект 621 — десантно-транспортный подводный крейсер.

Подводный флот — проекты, которые могли бы изменить историю


Это была совершенно новая концепция построения подводной лодки с двумя палубами:
- грузоподъемность 1550 тонн ( на борту могли находится десять танков, 12 грузовых машин с тремя прицепами, четыре легковых машины,12 85-мм артиллерийских орудий, две 45-мм пушки, три самолета ЛА-11, боеприпасы,топливо и провизия.
- десант в количестве 750 человек;
вооружение подводной доки:
- две спаренные зенитные 57-мм автоматические пушки;
- одна 25-мм зенитная автоматическая пушка;
- станки под реактивные снаряды, боезапас 360 единиц;
Этим же конструкторским бюро был разработан в 1952 году проект 626, который являлся уменьшенной версией проекта 607 для проведения десантно-транспортных операций в арктических условиях.

Подводный флот — проекты, которые могли бы изменить историю


Основные характеристики проекта 626:
- грузоподъемность 300 тонн ( до пяти танков и топливный запас к ним, или десант в количестве 165 человек, или боеприпасы и провизия)
- вооружение: два 533-мм торпедных аппарата, боезапас четыре торпеды, два зенитных автомата П-25.
В 1956 году конструкторское бюро «Рубин» разработало проект 632 — подводный минный заградитель, способный нести до 100 новейших мин PLT-6, транспортировать 160 тонн различного топлива. Хранение мин производилось либо в "мокром" варианте, либо в "сухом" варианте.

Подводный флот — проекты, которые могли бы изменить историю


Проект 632 вскоре передали ЦКБ-16,из-за большой загруженности ЦКБ-18. К 1958 году проект был готов к серийному производству, но ЦК КПСС принимает семилетнюю программу строительства кораблей и подводных лодок и проект 632 в нее не попал и проект был заморожен.
Его место занимает проект 648, разработанный ЦКБ-16 в 1958 году на базе проекта 632. Подводная лодка могла брать на борт до 1000 тонн топлива, 60 тонн питьевой воды, 34 тонны провизии в расчете обеспечения 100 человек в течение трех месяцев.

Подводный флот — проекты, которые могли бы изменить историю


Подводная лодка проекта 648 могла передать под водой топливо, авиационное топливо могли принимать гидросамолеты, эвакуировать до 100 человек и перевозить до 120 человек десанта.
Однако из-за трудностей передачи топлива и повышенного интереса к ядерным движителям проект в 1961 году замораживают. Появляется проект 648М с двумя ядерными реакторами мощностью 6000л/с. каждый, что увеличивало автономность подводного плавания до 25 суток и обеспечивало работу дизель- электрических двигателей до 80 суток. Но это не помогло проекту завоевать место под солнцем.
Следующий проект, который получил одобрение командования ВМФ — проект 664 .
Проект большой атомной подводной лодки — минного заградителя с транспортно-десантными возможностями был начат в 1960 году, работы производило ЦКБ-16. Лодка могла перевезти до 350 человек десантной группы или до 500 человек в течение 5 дней. Лодка могла перевезти до 1000 тонн топлива, 75 тонн питьевой воды, до 30 тонн провизии.

Подводный флот — проекты, которые могли бы изменить историю


Но вскоре из-за сложности исполнения всех функций подводной лодки в одном корпусе — минирования, транспортировки грузов и людей, в 1965 году работы над проектом приостановлены. В дальнейшем из-за приоритетного строительства подводных ракетоносцев проект полностью заморожен.
Основные характеристики проекта:
- водоизмещение 10150 тонн;
- скорость 18 узлов;
- глубина погружения 300 метров;
- автономность плавания 80 суток;
- длина 141 метр;
- ширина 14 метров.
Командование ВМФ нуждалось в подводных кораблях, способных скрытно доставлять грузы и десант, работы по проектированию подводных лодок данного класса были продолжены. В1965 годы начаты работы над проектом 748 — транспортно-десантной подводной лодкой.

Подводный флот — проекты, которые могли бы изменить историю


Лодка по проекту могла осуществить доставку до 1200 человек или двадцати единиц техники, как один из вариантов — доставка в заданную точку усиленного батальона морской пехоты с 3 плавающими танками ПТ-76, 2 БТР-60, 6 минометов. Но заказчик, Министерство обороны, заказ не принял, и проект был заморожен.
Основные характеристики проекта:
- водоизмещение 11000 тонн;
- скорость 17 узлов;
- глубина погружения 300 метров;
- автономность плавания 80 суток;
- длина 160 метров;
- ширина 21 метр.
В 1967 году проектные работы по большому транспортно-десантному подводному кораблю — минному заградителю были продолжены, новый проект получил порядковый номер 717, заниматься продолжило ЦКБ-16 на основе проектов 748 и 664. Это должен был быть самый большой на то время подводный крейсер с возможностью скрытной доставки 800 человек и 4 БТР, или до 20 танков и бронетранспортеров, мог выполнять эвакуацию гражданского населения, войск и раненых.

Подводный флот — проекты, которые могли бы изменить историю


При рассмотрении проекта в 1972 году Министерство сбороны выдвигает новое требование к подводному крейсеру — спасение экипажей затонувших кораблей и подводных лодок. Рассмотрение переработанного проекта перенесли на конец 1976 года.
На то время в Советском Союзе шла приоритетная постройка ракетных подводных крейсеров, и как оказалось, для постройки подводного крейсера проекта 717 необходимо было задействовать мощности со строящихся подводных лодок с ядерным оружием на борту и ядерными реакторами. Поэтому Министерство обороны приостановило проект 717, и больше он не рассматривался.
Основные характеристики проекта:
- водоизмещение 17500 тонн;
- скорость 18 узлов;
- глубина погружения 300 метров;
- длина 190 метров;
- ширина 23 метра;
- осадка 7 метров;
- команда 111 человек;
- автономность плавания 75 суток, с десантом 30 суток, с ранеными и гражданскими - 10 суток;
Вооружение:
- шесть 533-мм торпедных аппаратов, боезапас 18 единиц;
- две минные трубы, боезапас 250 единиц;
- две 23-мм зенитные артустановки;
На этом закончилась эра транспортно-десантных подводных кораблей, но история знает еще проекты создания подводных танкеров для доставки топлива к труднодоступным местам и кораблям в открытом море.
Так, в 1960 году спроектировали подводный танкер проекта 681, предназначался он прежде всего для вспомогательного флота и гражданского флота, водоизмещением 24750 тонн, и двумя атомными реакторами.

Подводный флот — проекты, которые могли бы изменить историю


В 1973 году ЦКБ 16 приступило к проектированию подводного танкера проекта 927, но ни один из проектов в производство так и не пошел.

Подводный флот — проекты, которые могли бы изменить историю


Еще раз был проявлен интерес к подводным танкерам в 90 годах, ЦКБ-16 начало проектирование подводного танкера, способного доставлять топливо в арктических условиях. Танкер мог транспортировать до 30 000 тонн топлива и перевозить до 900 стандартных грузовых контейнеров. Танкер полностью загружался за 30 часов. Однако финансовый кризис и развал Советского Союза оставил проект без шансов воплощения в металле.
Автор: Джерелейко Роман


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. Vadivak 19 октября 2011 09:08
    Интересные проекты, но наверное командование осознавало, что одна глубинная бомба может унести жизни 1200 человек десанта или двадцати единиц техники, из лодки ведь под водой не выпрыгнешь....Другое дело танкер, но развал.....
  2. Игорь91 19 октября 2011 12:51
    если так подумать и надводные судна можно уничтожить ведь авианосец тоже не может действовать один и его так же по сути не сложно уничтожить и потопить так что проекты с транспортными подводными лодками это хорошая идея вот ток это скорее наступательное оружие и предназначалось для наших друзей с северного континента
    Игорь91
  3. ПАТРОН 19 октября 2011 16:19
    Думаю тема подводных транспортных кораблей будет актуальна при создании АУГ,а также если Россия вновь восстановит военные базы за рубежом,но они реально только для военного времени
    ПАТРОН
  4. Sergh 19 октября 2011 18:05
    Очень интересные проекты! У десантной подлодки, на мой взгляд, даже больше шансов жизни, чем у "Мистраля". Тем более у морпехов сейчас столько плавучей техники..! Для ночой высадки, это не проблема.
    Sergh
  5. APASUS 19 октября 2011 21:56
    Заброс групп человек по 100 в тыл на подводной лодке идея довольно интересная,а вот перемещение больших подразделений в месте с техникой и вооружением потребует создание "транспортной группы" куда должны войти куча подводных судов.Скорее всего это не целесообразно!
  6. SAVA555.IVANOV 20 октября 2011 01:19
    НУ РАЗ НАРАБОТКИ ЕСТЬ ТО" АКУЛЫ " ГРЕХ НА ПОРЕЗКУ ВЫБРАСЫВАТЬ, АРКТИКА СПРОСИТ , ВОТ И ХАЙТЕ ПОСЛЕ ЭТОГО СССР , КОНСТРУКТОРАМ ПОЧЁТ И УВАЖЕНИЕ
    SAVA555.IVANOV
  7. Hans Grohman 2 февраля 2012 16:41
    Надеюсь, к подобным разработкам мы еще вернемся, и воплотим в жизнь - очень того хотелось бы!
    Автору огромное спасибо за статью.
    Hans Grohman

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня