«Дай бы Бог, чтобы эта тяжёлая и срамная история скорее кончилась»

46

27 июня 1905 года, 110 лет назад, в разгар Первой российской революции вспыхнул мятеж на броненосце «Князь Потемкин Таврический». Это было первое серьезное восстание в вооруженных силах Российской империи во время революции. Команда захватила корабль и повела корабль в Одессу, чтобы поддержать проходившие в городе антиправительственные выступления и поднять восстание на всем Черноморском флоте, но этого не получилось. Командование не удалось подавить мятеж с помощью других кораблей, те отказывали стрелять по «Потёмкину». Затем корабль ушел к берегам Румынии и сдался в Констанце местным властям. Вскоре румынские власти вернули броненосец России, а матросы остались за границей. Некоторые матросы, которые вернулись в Россию, были арестованы и осуждены.

Восстание

Начавшаяся революция и непопулярная война с Японией сделали внутреннюю обстановку в России взрывоопасной. По стране прокатилась волна революционного террора. Многие матросы Черноморского флота, после ряда поражения, включая Цусимскую катастрофу, опасались, что Тихий океан пошлют корабли Черноморского флота (3-я Тихоокеанская эскадра»).

Ситуация в Одессе была напряженная. Весной в городе более месяца длилась «всеобщая стачка», охватившая все одесские предприятия и мастерские. Забастовка парализовала городскую жизнь. В Одессу для усиления полиции ввели казаков. Еврейская община города, составлявшая чуть ли не половину населения Одессы, испуганная слухами о погромах, создала отряды самообороны, вооруженные огнестрельным оружием. В июне начались вооруженные стычки рабочих с полицией и казаками во многих местах. Провокаторы стреляли в казаков и полицейских из окон верхних этажей, метали бомбы. Появились убитые и раненые. И в этот момент подняла мятеж команда нового броненосца «Князь Потёмкин-Таврический» (вступил в строй в мае 1905 г.).

Психологическая ситуация на корабле была негативная. Условия службы были тяжелыми. Командный состав измывался над матросами. Особенно тяжело пришлось матросам во время учебного плавания к Тендровской косе. Перед восстанием десятки матросов подали прошение о списании, и еще несколько десятков матросов, которые считали неблагонадежными, были списаны командиром корабля. Надо отметить что экипаж «Потёмкина», по сравнению с некоторыми другими кораблями, не считался «революционным».

12 (25) июня 1905 года броненосец «Потёмкин» в сопровождении миноносца № 267 вышел из Севастополя и на следующее утро прибыл к Тендровской косе, которая располагается примерно в 100 морских милях от Одессы. Это был учебный выход. 13 (26) июня 1905 год командир броненосца капитан 1-го ранга Евгений Николаевич Голиков направил миноносец в Одессу за продовольствием. Многие магазины из-за стачки были закрыты, поэтому купили то, что попалось. Мясо, видимо, было не свежим. При этом стоит помнить, что по условиям жизни на флоте и отсутствию холодильных камер мясо с червями в то время было нередким явлением и всегда обходилось без конфликтов.

14 (27) июня 1905 года утром половину мяса использовали для приготовления борща, оставшиеся туши висели для «проветривания». Матросы почувствовали запах испорченного мяса и отказались есть борщ. Об этом доложили капитану. Командир приказал сыграть общий сбор и отправился на место построения по такому случаю — на ют корабля. Команда корабля построилась по правому и левому борту. Командир корабля приказал старшему врачу Смирнову вторично освидетельствовать пишу. Врач признал борщ хорошим.

Капитан разгневался и пригрозил матросам наказанием за бунт. Он приказал всем, кто будет есть борщ, отойти к 12-дюймовой башне. Те, кто не хотел конфликтовать, включая группу наиболее сознательных матросов с большевиками и их лидером Григорием Вакуленчуком, вышли из строя и сообщили, что согласны есть борщ. Они считали, что мятеж преждевременен, его необходимо начать на всем флоте одновременно, причем несколько позднее. Вслед за этим соглашаются есть борщ и остальные члены экипажа. Инцидент, кажется, исчерпан.

Однако кого-то необходимо было наказать. Старший офицер И. И. Гиляровский приказал караулу задержать оставшихся. Это вызвало новое возмущение матросов. Команда посчитала, что группу из 30 человек хотят расстрелять и вступилась за товарищей. Среди матросов раздался крик: «Братцы, что они делают с нашими товарищами? Забирай винтовки и патроны! Бей их, хамов! Довольно быть рабами!» Матросы с криками «Ура!» бросились в батарейное помещение, взламывая пирамиды с винтовками и ящики с патронами. Начался настоящий мятеж. Часть команды и офицеров в этом не участвовало, заняв пассивную позицию и пытаясь скрыться.

В ходе противостояния особо ненавистные офицеры, включая капитана Голикова, который не успел выпрыгнуть за борт, и Гиляровского, были убиты. Оставшиеся в живых офицеры были арестованы. Под угрозой артиллерийского обстрела был захвачен миноносец. К часу дня всё было завершено.

Восставших возглавил минно-машинный квартирмейстер Афанасий Матюшенко (Вакуленчук в ходе короткой схватки был смертельно ранен). Что делать дальше, матросы не знали, так как бунт был стихийным. Так как на Тендру ожидалось прибытие всего флота, мятежникам необходимо было срочно уйти. Решили пойти в Одессу, где можно было пополнить запасы. Кроме того, команда знала, что в городе волнения. Командиром корабля был выбран прапорщик Д. П. Алексеев. При этом командиру и штурману было заявлено, что если они посадят корабль на мель, их убьют. Алексеев не сочувствовал мятежникам, но силы духа противостоять им у него не было.

Броненосец «Потёмкин» и миноносец № 267 вечером прибыли в Одессу. Руководители восстания провели совещание. На нём было решено связать с представителями социал-демократов Одессы, решить проблему топлива и провизии, торжественно похоронить Вакуленчука. Затем потемкинцы захватили транспорт «Эмеранс» с грузом угля и провели встречу с местными социал-демократами. Судовая комиссия призвала гарнизон и горожан поддержать восстание.

По приказу командующего Одесским военным округом войска блокировали порт. В сам порт войскам было приказано не входить, так как была угроза обстрела города. Одесские социал-демократы предложили высадить десант, чтобы активизировать восстание в Одессе. Однако судовая комиссия отказалась, сберегая силы на случай столкновения с Черноморским флотом. Портовое судно «Веха», только что прибывшее в Одессу и не знавшее о мятеже, было захвачено восставшими матросами. Офицеров арестовали, но затем отпустили в город.

28-29 июня в порту произошёл погром. Преступные и маргинальные элементы воспользовались анархией и начали мародерствовать, разбивать бочки с водкой и вином. Начались пожары. Вечером войска открыли огонь по тем, кто хотел покинуть порт. По официальным данным тогдашних властей, во время беспорядков в порту погибло и было ранено 123 человека (в советское время назывались явно преувеличенные цифры в 1200-1500 погибших). Одесский порт понёс большие убытки.

События на Черном море вызвали смятение у властей. Мятеж броненосца «Потёмкин» напоминал начало гражданской войны. Эта вспышка могла вызвать сплошную революционную волну, смуту. Император Николай II записал в дневнике: «Получил ошеломляющее известие из Одессы о том, что команда пришедшего туда броненосца «Князь Потёмкин-Таврический» взбунтовалась, перебила офицеров и овладела судном, угрожая беспорядками в городе. Просто не верится!» Царь направил командующему Одесским военным округом телеграмму: «Примите немедленно самые жестокие, решительные меры к подавлению восстания как на «Потёмкине», так и среди населения порта. Каждый час промедления может в будущем обернуться потоками крови». Председатель кабинета министров Сергей Витте назвал произошедшее «баснословным». Великий князь Константин Константинович записал в дневнике: «Ужасы, невероятные известия из Одессы. Это — полная революция!» Одесские власти находились в полной растерянности и прострации.

Однако власти зря боялись. Мятежники не имели далеко идущих целей. Восстание было стихийным и не представляло угрозы. Большая часть команды сама боялась последствий своих действий и не хотела усугублять положение.

29 июня Одесса была объявлена на военном положении. В этот день мятежники отпустили всех оставшихся офицеров корабля, оставив только Алексеева. Ещё два офицера, поручик А. М. Коваленко и подпоручик П. В. Колюжнов, остались на восставшем броненосце добровольно. Унтер-офицерский состав освободили и заставили выполнять их обязанности в принудительном порядке. В ходе переговоров с командованием Одесского военного округа была достигнута договорённость о похоронах Вакуленчука. После похорон броненосец внезапно дал три холостых выстрела в память о Вакуленчуке и два выстрела боевыми снарядами по городу. К счастью, обошлось без жертв.

30 июня состоялся «немой бой». Броненосец «Потёмкин» дважды прошёл сквозь строй Черноморской эскадры, корабли разошлись без открытия огня. При этом к восставшему броненосцу присоединилась команда броненосца «Георгий Победоносец». Оба восставших броненосца пришли в Одессу. На «Георгии Победоносце» офицеров не убивали, а высадили на берег. Правительственная эскадра, из-за ненадёжности команд эскадры, вернулась на главную базу флота в Севастополь. В Севастополе раскрыли заговор на броненосце «Екатерина II». Экипаж списали, зачинщиков арестовали. В целом ситуация на Черноморском флоте была тяжелой. Личный состав был деморализован, корабли утратили боеспособность. Для миноносцев, которые должны были потопить броненосец, набирали экипажи из офицеров-добровольцев. Англия даже предлагала ввести свои корабли в Чёрное море и потопить мятежный броненосец.

Тем временем экипаж «Георгия» одумался и сдался властям Одессы. На «Потёмкине» началась паника. Одни требовали последовать примеру команды «Георгия Победоносца», другие — открыть огонь по «изменнику», но большинство было за бегство. Вечером броненосец «Потёмкин» в сопровождении миноносца № 267 и портового судна «Веха» покинул одесский рейд. Команда решила следовать в Румынию. Ночью «Веха» отстала от броненосца и сдалась.

Вечером 2 июля «Потёмкин», в надежде пополнить заканчивающиеся запасы продовольствия и топлива, прибыл в румынский порт Констанцу. 3 июля румынские власти предложили мятежникам сдаться на условиях военных дезертиров, что освобождало их от выдачи России и гарантировало личную свободу. Топливо и продовольствие румыны предоставить отказались. Тогда мятежники решили вернуться в Россию.

В течение недели «Потемкин» бороздит Черное море, сея смуту. Он еще раз наводит ужас в Феодосии, а затем, когда кончается уголь, уходит в Румынию. Восставшие сообщили, что принимают условия, предложенные румынскими властями, 3 июля 1905 года. 8 июля корабль сдался. Матросы стали эмигрантами. Команда миноносца № 267, освободившись от надзора броненосца, вернулась в Севастополь. Уже 9 июля Румыния вернула «Потёмкин» России. После восстания броненосец был переименован в «Пантелеймон».

В результате стихийный бунт на одном из кораблей Черноморского флота, хоть и самом мощном, потряс всю империю и уронил её международный авторитет. Морское командование показало полную бездарность. Не зря наблюдавший за бесплодными попытками найти и обезвредить восставший корабль император Николай II оставил в своём дневнике 6 июля 1905 года следующую запись: «Дай бы Бог, чтобы эта тяжёлая и срамная история скорее кончилась».


Броненосец «Потёмкин». Высадка команды на берег в порту Констанца
46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    29 июня 2015 06:34
    Довести народ до кипения очень легко, а вот потом утихомирить и свести ситуацию на нет...
    1. +4
      29 июня 2015 12:41
      Солдат, матрос должен стойко переносить все тяготы и лишения воинской службы. А если бы совсем жрать нечего было. Продали бы корабль за хавку.
    2. +3
      29 июня 2015 15:58
      Цитата: strelets
      Довести народ до кипения очень легко, а вот потом утихомирить и свести ситуацию на нет...

      Да да, сегодня смотрел по ящику, как в Армении новоявленные скакуны отплясывают, довели бедных повышением в 74 копейки.
      1. 0
        29 июня 2015 21:52
        Цитата: Lyton
        довели бедных повышением в 74 копейки.

        Так не будешь плясать,тебе совсем на шею сядут.Это русский народ на удивление терпеливый.Будет терпеть доллар по 60 и по 100....Хотя в 1917 терпение кончилось...
        Вон в Химках насрали на мнение жителей при строительстве трассы через лес,так народ пришел и разгромил администрацию,а потом организованно отступил )
    3. Комментарий был удален.
    4. +3
      29 июня 2015 20:15
      Установить сейчас, кто прав, а кто не прав, невозможно... Но если матросы выступили против власти, значит для этого, наверное, всё-таки был повод... И неважно, плохое мясо это было, или беспричинный мордобой матросов офицерами, теперь это уже не важно... ИМХО!
      1. 0
        2 июля 2015 09:32
        Повод был "ПЛОХОЕ МЯСО".... А вот причины...!!!"НЕ все ТАК ОДНОЗНАЧНО"(КАК говаривал"КЛАССИК")
    5. -2
      30 июня 2015 18:13
      Ну так этим профессиональные рреволюционеры занимались...

      "нечеловеческие условия" на новом броненосцекоторые "довели команду" в походе чуть за рейд порта... bully

      Утихомиривали они потом народ 20 лет расстрелами, пока этих краснопузых каббалистов самих не перестрелял Сталин.
  2. +3
    29 июня 2015 06:47
    Вот всегда хотел знать,нафига палка раритетная у Потемкина в носу торчит? winked
    1. 0
      29 июня 2015 09:59
      чтобы тараном целиться было удобнее
      тогда таран считался чуть ли не главным оружием броненосца
    2. +1
      10 декабря 2017 16:53
      Это не палка, а выстрел. Такие же по бортам. К ним привязывались противоторпедные сети во время стоянки корабля. А палку...бабам кидают.
  3. +4
    29 июня 2015 07:46
    Инцидент, кажется, исчерпан.Однако кого-то необходимо было наказать..И понеслось...
  4. +10
    29 июня 2015 07:54
    А вообще, это позор для командира допустить бунт на корабле. Это значит никто не знал о настроениях в кубриках, не велась воспитательная работа. Офицерскому составу было пофиг.
    1. +16
      29 июня 2015 09:03
      Цитата: андриан
      А вообще, это позор для командира допустить бунт на корабле. Это значит никто не знал о настроениях в кубриках, не велась воспитательная работа. Офицерскому составу было пофиг.

      Да вообще до 1917 года всем царским властям на народ было пофиг. У них было всё хорошо, они жирели и пытались накормить народ "хорошим борщом". Вот и Февральская революция случилась в итоге. А далее ничего не менялось по сути - вот и Октябрьская произошла.
      1. +5
        29 июня 2015 12:20
        Вы не правы! Для солдат с 1847 года и до 17-ого издавался журнал "Солдатское чтение". Поинтересуйтесь его содержанием. Вы удивитесь сколько там полезных, образовательных статей. Читать его солдатам и разъяснять приказывалось не унтерам, а господам офицерам! Но... как всегда на местах все спускалось на тормозах. То есть беда России в том, что она жила по понятиям, а не по закону!
      2. -2
        29 июня 2015 13:13
        Конечно, только после 17 года власть крепко полюбила свой народ. Особенно советская любила - по настоящему, до слёз ))
        Царская власть добрая слишком была, вешать надо было нещадно и головы рубить, как Пётр делал. Мягкотелые болтуны про..ли Россию в который раз.
        1. +1
          29 июня 2015 18:15
          Правильно. И крепостное право не нужно было отменять! Закон о кухаркиных детях усилить! И драть,драть всех и вся, особенно если шапки перед барином быстро не научатся! Вы то сами из господ поди,так и веет вашим благородием,как от туалета.
          1. Комментарий был удален.
          2. -1
            30 июня 2015 08:22
            крепостное право не нужно было отменять

            Крепостное право вполне отвечало духу и требованиям своего времени. Отменять его конечно нужно было так как отжило своё.
            Закон о кухаркиных детях усилить
            Оставить как есть - хорошая вещь. Образование - это большая ценность, и для доступа к нему надо иметь хороший фильтр.
            И драть,драть всех и вся, особенно если шапки перед барином быстро не научатся

            За дело можно и драть - чай не сахарные )).
            веет вашим благородием,как от туалета.

            Не из господ - из крестьян, навоз наше всё - поэтому и несёт )
        2. +2
          30 июня 2015 09:02
          Цитата: Heimdall48
          Царская власть добрая слишком была, вешать надо было нещадно и головы рубить, как Пётр делал. Мягкотелые болтуны

          Царская власть добрая?! Мягкотелая?! И поэтому был Болотников, Разин, Пугачёв, 1905, а затем 1917 годы?! Поэтому по Волге плыли плоты с виселицами на которых болтались крестьяне выступившие на стороне Емельяна Пугачёва? Веками царская власть народ свой, на шее которого сидела, за людей не считала, быть надсмотрщиком собственного народа много ума не надо. Для тех кто считает Сталинское и Советское прошлое России злом, для тех кто идеализирует царей, боярство, дворянство - всё случилось благодаря им.
          1. 0
            30 июня 2015 09:29
            Царская власть добрая?!

            Речь идёт о временном периоде упомянутом в статье. Если бы этот броненосец уничтожили вместе со всем экипажем (включая офицеров), то ,вероятно, многие проблемы страны решились в минимальный срок.

            Болотников, Разин и Пугачёв - кровопийцы и бандиты. Аналогия - Радуев, Басаев и прочие. Если бы Владимира Ильича и Иосифа Виссарионовича спустили в своё время на плоту на виселицах, то и расклад другой был бы в стране. ))

            Веками царская власть народ свой, на шее которого сидела, за людей не считала

            Царская власть веками создавала Россию без соплей и сантиментов. Фактически, Царь и Церковь - это и есть Россия. Поэтому подобная ахинея про тёмное прошлое - отвратительная глупость. Другой России кроме царской не знаю и её люблю со всеми недостатками. Вы может другую Россию знаете? Если что, то СССР - это не Россия ни разу, а зоопарк, который не выдержал минимального испытания временем. В масштабах истории его вообще не видно.
            1. 0
              30 июня 2015 22:28
              Цитата: Heimdall48
              Речь идёт о временном периоде упомянутом в статье

              Правильно, но если речь о царях и об их власти то одни Романовы правили 300 лет, их отношение к своему народу мало чем отличалось независимо от того кто правил.
              Цитата: Heimdall48
              Болотников, Разин и Пугачёв - кровопийцы и бандиты.
              А десятки и сотни тысяч крестьян, шедших за ними вы тоже в висельники запишите? Что же вы сюда Ермака не приписали тех же корней атаман и тем же промышлял, или сделав подарок царю куском который самому было не пережевать и который давал индульгенцию он в ваших глазах уже и не разбойник? Я не умаляю его заслуг перед Россией, просто если у вас шоры на глазах не надо их принуждать носить других.
              Цитата: Heimdall48
              Царская власть веками создавала Россию без соплей и сантиментов. Фактически, Царь и Церковь - это и есть Россия.
              Россия это народ Российский, цари же и церковь и народ свой подмяли под себя, и Россию создавали под себя и сопли были, только кровавые.
              Цитата: Heimdall48
              Вы может другую Россию знаете?
              Я другой России не знаю, я знаю её такой какая она есть на самом деле и СССР это Россия у которой был шанс построить справедливое общество для своих граждан, но после Сталина партийная номенклатура начала вырождаться и деградировать и в конце концов привела к распаду Союза. Я не хочу говорить, что всегда в России всё было плохо, большинство из того, что происходило в нашей стране это то чем я горжусь, но гордиться царями и монархией я бы стал в последнюю очередь, если бы вообще стал это делать. И это ваше
              Цитата: Heimdall48
              Крепостное право вполне отвечало духу и требованиям своего времени.

              На это можно как-то ответить? Вы в своём уме?
              1. 0
                1 июля 2015 09:22
                одни Романовы правили 300 лет, их отношение к своему народу мало чем отличалось независимо от того кто правил.

                Вы действительно уравниваете Петра Первого, который драл народ как липку, с Александром Вторым? Или Николая Первого со вторым? Не верю, есть же здравый смысл.
                А десятки и сотни тысяч крестьян, шедших за ними вы тоже в висельники запишите?

                Эти люди нарушили закон того времени и устоявшиеся порядки. Плюс это было военное время.
                Если бы в Великую Отечественную восстал против советской власти город Оренбург какой-нибудь - знаете что с ним бы сделали?
                Вот при Хрущёве народ постреляли в Новочеркасске на митинге - они что тоже висельники?
                А что Ермак ? - Ермак встал на путь исправления. Перековался, так сказать, и кровью искупил. Если б Разин бросил воровать и голову сложил против Польши какой-нибудь, то к нему не было бы претензий.
                Россия это народ Российский, цари же и церковь и народ свой подмяли под себя, и Россию создавали под себя и сопли были, только кровавые.

                Какую уж создали - другой мы не знаем,и лучше пока никто не сделал.
                СССР - это социальный проект, который не прошёл испытания и оказался совсем негодным. Плакаться вокруг него неуместно. Уместно плакаться над миллионами людей, которых этот проект погубил.
                На это можно как-то ответить? Вы в своём уме?

                Давайте я Вам напомню корень вопроса. В то время вооружённые силы Московского царства состояли из поместной дворянской конницы. Основным средством производства была земля. Не было тогда пролетариата, понимаете и Карлы Маркса с капиталом не было? Для того, чтобы приобретать лошадей и оружие, содержать это всё дворянину выделялся земельный участок. Сам дворянин должен был заниматься сугубо военной подготовкой и по зову Царя выступать на войну полностью боеготовым с помощниками - боевыми холопами.
                Так как дворянин не мог по указанным выше причинам сам пахать землю ему выделялись крестьяне, которые занимались производством.
                Вот такая была реальная картина - разделение обязанностей. Поэтому, чтобы обеспечить стабильное производство и следовательно стабильное состояние вооружённых сил государства требовалось, закрепостить крестьян на земле - чтобы они не бегали туда-сюда. Время было тяжёлое, негуманное и дворянам приходилось очень хреново - их за неявку карали строго.
                Вот что Вам тут кажется нелогичным? Ещё - не было тогда антибиотиков, профсоюзов, ракет, высшего образования и системы здравоохранения. И не Иван Грозный с Фёдором Михайловичем в этом виноваты. Просто реальность такова была.
                Так что я в своём уме, а Вам бы историю подучить
                1. 0
                  1 июля 2015 15:17
                  ... с Фёдором Михайловичем

                  Извиняюсь - Алексеем Михайловичем )
                2. Комментарий был удален.
              2. Комментарий был удален.
          2. Комментарий был удален.
      3. Комментарий был удален.
      4. +5
        29 июня 2015 14:22
        Да вообще до 1917 года всем царским властям на народ было пофиг. У них было всё хорошо, они жирели и пытались накормить народ "хорошим борщом".
        C 1907 по в 1914 в России бурный рост экономики и все предпосылки стать самой процветающей страной в мире. Зарплаты рабочих , уровень свобод выше европейских и т.д. Царским указом 1907г был запрещен экспорт сырой нефти и леса -кругляка без переработки! Патриотический подъем в 1914м зашкаливал. Тяжелейшая война, предательство союзников, 5я колонна привели в 1917 Россию , стоявшую на пороге нанесения Германии стратегического поражения и окончания войны победой, к февральскому и октябрьскому переворотам. В итоге 1мв продлилась еще на год, Россия погрязла в самоубийственной гражданской войне, и вот уже СТО лет не может преодолеть последствий этой войны
    2. +2
      29 июня 2015 10:00
      офицеров тогда на корабле было мало - десятка полтора
      в кубриках работу унтеры должны были вести
      1. +4
        29 июня 2015 11:50
        Офицеры и сами не были единой кастой. Даже эта статья дает свидетельства - прапорщики, подпоручики, поручики - это все "по Адмиралтейству" - штурмана и механики. Звания сухопутные и такое же презрение и неприятие со стороны "флотских" офицеров. Устранено это было Григоровичем несколько позже еще до ПМВ.
    3. +3
      29 июня 2015 23:14
      Цитата: андриан
      не велась воспитательная работа

      Воспитательная работа велась на уровне проповедей.Это если батюшка был добросовестный.А вообще толку от воспитательной работы ,если тебя не кормят и лупят
    4. 0
      2 июля 2015 09:34
      В ТО время в обязанности офицеров это не входило...
  5. +9
    29 июня 2015 08:08
    Статья пустовата-просто констатация событий без перечисления истинных зачинщиков и целей.Особенно порадовала мысль о предложении помощи нагло-саксов в потоплении российского броненосца.
    1. avt
      +11
      29 июня 2015 09:45
      Цитата: Terner38
      Статья пустовата-просто констатация событий без перечисления истинных зачинщиков и целей.

      Ага - пересказ фильма Эйзенштейна , особенно умилила история с мясом . А вот если покопаться ? То наверняка вылезет история описанная Пикулем по событиям на Балтике ,ну когда после боевого выхода вместо макарон ,,шрапнель" выдали . Вот и в этом случае большевики воспользовались отсутствием компота и замутили мятеж.,, Перед восстанием десятки матросов подали прошение о списании, и еще несколько десятков матросов, которые считали неблагонадежными, были списаны командиром корабля. Надо отметить что экипаж «Потёмкина», по сравнению с некоторыми другими кораблями, не считался «революционным». "------ wassat А что же тогда по мнению автора ,,революционный экипаж"??? Который на верхней палубе офицерам прохода не дает - морды бьет??? laughing
      1. +5
        29 июня 2015 11:30
        Цитата: avt
        То наверняка вылезет история описанная Пикулем по событиям на Балтике ,ну когда после боевого выхода вместо макарон ,,шрапнель" выдали . Вот и в этом случае большевики воспользовались отсутствием компота и замутили мятеж.,,

        Компоты да борщи только катализатор недовольства людей. Истинные причины восстания угнетённое положение матросов - высокомерие, хамство и рукоприкладство офицеров.
        1. +7
          29 июня 2015 13:43
          Цитата: Grenader
          Истинные причины восстания угнетённое положение матросов - высокомерие, хамство и рукоприкладство офицеров.

          Юрий, а как вы прокомментируете восстание на БПК "Сторожевой" в 1975 году, которое кстати возглавил замполит корабля кап3 Саблин??? Сможете ли вы назвать это происшествие "угнетением матросов"?
        2. +5
          29 июня 2015 18:22
          В 1993 году в гарнизоне Остров-2 повариха всю ночь в кабинете командира базы хранения что то делала с дежурным по части.утром не успела сварить гороховую кашу.когда я пришел утром на построение роты,то глаза обиженных и голодных матросов было как на броненосце.нашли в себе силу и обязанность принести извинения личному составу. Их приняли.
      2. Комментарий был удален.
  6. ZIS
    +12
    29 июня 2015 08:56
    Это восстание выглядит как бунт охеревших "годков"... "Особенно тяжело пришлось матросам во время учебного плавания к Тендровской косе." Они шо на веслах туда шли? А зимние переходы кораблей СФ в Средиземку и Атлантику в условиях 8-9 бальных штормов, это повод для бунта? Вся эта словесная шелупонь про переход, мясо и зверства офицеров призваны замаскировать нежелание исполнять долг, трусость и предательство во время войны.
    1. +13
      29 июня 2015 09:50
      Из донесения начальника Таврического губернского жандармского управления, Феодосия, 25 июня

      ... Во время отвоза на броненосец провизии с катера его бежал матрос Кабарда, который на допросе показал, что на "Потемкине" имеется 750 человек экипажа, в числе коего до 400 новобранцев, совсем не сочувствующих охватившему броненосец революционному движению, что всем руководят два, севших в Одессе, неизвестных статских, из коих- один, судя по фуражке, студент, и что на броненосце имеется только 67 человек, проникнутых духом мятежа, людей наиболее решительных и отчаянных, держащих в руках весь экипаж; что командир "Потемкина" Голиков и старший офицер Неупокоев убиты матросом Матюшенко, убито еще шесть офицеров ... На борту находятся: прапорщик запаса Алексеев, командующий броненосцем по принуждению, и два механика, распорядительной же частью заведует старший боцман; что угля на броненосце осталось около 10000 пудов, воду добывают опреснителем, провизии нет и команда уже 4 дня питается сухарями, пьянствует, состояние духа ее угнетенное и разногласие в распоряжениях и неисполнительность видны на всем: людей боятся отпускать с катера, чтобы не убежали, динамо-машины не действуют, отчего не могут стрелять 12-дюймовые орудия, чистка броненосца не производится и команда утомлена и расстроена ...
    2. Комментарий был удален.
    3. +5
      29 июня 2015 10:01
      так основная причина в статье тоже указана, но мельком: команды боялись, что их отправят на Тихий океан с японцами воевать
    4. +2
      29 июня 2015 14:29
      Вся эта словесная шелупонь про переход, мясо и зверства офицеров призваны замаскировать нежелание исполнять долг, трусость и предательство во время войны.
      Статья явно срисована с БОЛЬШОЙ СОВЕТСКОЙ энциклопедии laughing
    5. +1
      29 июня 2015 18:25
      Долг офицеров обеспечить личный состав пищей,притом хорошо это сделать. И никогда не корить их типа зажрались,а что будет типа на войне.жрать червей не обязанность подчиненных.это еще хуже дедовщины.
  7. +12
    29 июня 2015 09:08
    Вообще считаю, любой бунт и мятеж в вооруженных силах, это измена Родине в квадрате. Они этой Родиной обучены, вооружены для защиты Отечества и гос строя, это не крестьяне с рогатинами в соляной бунт. Это большая ответственность, быть вооруженным. Какая бы власть не была - мятеж не приводит ни к чему хорошему, итог - гражданская война. Примером является и сама революция, первая и вторая, свержение КПСС и распил СССР подлецами в беловежской пуще и Украина - вот к чему приводят революции. И если в ней принимают участие призванные защищать народ - военные, это преступление не перед властью, а перед народом и Отечеством.
    Хотя конечно примеров в истории полно, от преторианской гвардии, до гвардейцев Императорской России.
    Цитата: андриан
    А вообще, это позор для командира допустить бунт на корабле. Это значит никто не знал о настроениях в кубриках, не велась воспитательная работа. Офицерскому составу было пофиг.

    Ну скажем в 90-х было тоже самое. В бытность службы часто выезжал в караульных командах сопровождения боеприпасов по разным частям СКВО, поверьте, хоть и не во всех, но в некоторых частях наблюдал как офицеры боялись свой личный состав...
    1. +2
      29 июня 2015 14:31
      Вообще считаю, любой бунт и мятеж в вооруженных силах, это измена Родине в квадрате.
      В военное время -в кубе!
  8. +5
    29 июня 2015 09:19
    Учитывая что на коробле находились гражданские рабочие бунт был предопределён.Потёмкин хоть и вступил в строй но находился на стадии испытаний и подгонки механизмов.И настораживает в статье упоминание об отсутствии холодильника,он там просто обязан присутствовать. Вообще история с бунтом до сих пор полностью не освещена.
    1. +3
      29 июня 2015 09:59
      Учитывая что на коробле находились гражданские рабочие



      Севастопольское жандармское управление - в Департамент Полиции, 4 июля 1905

      Среди доставленных из Феодосии десяти матросов "Потемкина" оказался еврей Константин Израилев Фельдман, севший на броненосец в Одессе. Был одним из главных руководителей ...
    2. Комментарий был удален.
    3. 0
      30 июня 2015 17:10
      Цитата: Nehist
      .И настораживает в статье упоминание об отсутствии холодильника,он там просто обязан присутствовать.


      Ну как бы были холодильники... На паровых машинах. Куда же без них.

      А вот с бытовыми напряг был, да. Поэтому продукты портились мгновенно.
  9. +14
    29 июня 2015 09:44
    Статья беспомощная и неисторическая.Ни одного слова не сказано о провокаторах, которые и спровоцировали этот бессмысленный бунт. Одного из них с интелигентской бородкой даже увековечили в памятной доске в Феодосии. Так и стоит за спинами матросов в нахлобученной бескозырке. Фамилия нерусская, в списках экипажа не значился.
    1. +2
      29 июня 2015 17:11
      Цитата: Gomunkul
      Среди доставленных из Феодосии десяти матросов "Потемкина" оказался еврей Константин Израилев Фельдман, севший на броненосец в Одессе. Был одним из главных руководителей ...


      А вот и имя четвертого "героя". Спасибо, Гомункул. Только Фельдман не был матросом. В донесении я вижу явную стилистическую ошибку, которая переросла в смысловую. Севший на броненосец в Одессе еврей Фельдман был доставлен в Севастополь с десятью матросами "Потемкина" из Феодосии, (где вся компания была арестована полицией при попытке разжиться углем) ну никак не мог быть матросом и членом экипажа броненосца.
      И на памятнике он так изображен, чтобы не было видно, что он не в форме. Ну а то, что бескозырку на голову ему автор памятника нахлобучил - то это как символ приобщения рэволюционера к флоту. Аллегория такая.
      1. 0
        29 июня 2015 18:28
        Простите,а "еврей" это должность,специальность или просто чьего невежество?
        1. +2
          29 июня 2015 19:00
          Цитата: Dema46
          Простите,а "еврей" это должность,специальность или просто чьего невежество?

          В данном случае - все вместе.
        2. ZIS
          0
          1 июля 2015 01:05
          "Еврей" это состояние души.
  10. +6
    29 июня 2015 11:08
    Интересно, борщ то в итоге слопали или так голодные и бунтовали laughing
  11. +6
    29 июня 2015 11:32
    Я года полтора назад читал книгу одного современного историка-моряка про "Потемкина" и крейсер "Очаков", сейчас его фамилии не помню, поэтому сослаться не могу. Так он подробно расписывает оба бунта, причины, течение и последствия. Так вот один факт из книги. Большевик Вакуленчук выступавший против бунта на "Потемкине", был убит не из офицерского револьвера, а из ВИНТОВКИ.
    1. ZIS
      0
      1 июля 2015 01:08
      Очень мутная история.
  12. +4
    29 июня 2015 12:07
    Цитата: iury.vorgul
    Я года полтора назад читал книгу одного современного историка-моряка про "Потемкина" и крейсер "Очаков", сейчас его фамилии не помню, поэтому сослаться не могу. Так он подробно расписывает оба бунта, причины, течение и последствия.

    Капитан 1го ранга Владимир Шигин "Лжегерои русского флота".У Шигина много интересных книг о флоте.
  13. +2
    29 июня 2015 12:43
    Уважаемые! Вам не напоминает это Армению. Там борщ, тут цены на свет!
  14. -5
    29 июня 2015 17:27
    Первый блин, как говорится - комом. Зато вторая попытка, сильно аукнулась господскому люду.
    1. +1
      29 июня 2015 20:14
      Да и не только господскому..!
      1. 0
        29 июня 2015 22:29
        Т.е. если бы не было смены режима, мы жили бы лучше?
        Сама история показала, что царский режим себя изжил. И не факт, что была бы такая эффективная индустриализация, как в 30-ые и опять же не факт, что мы смогли выдержать и сломить хребет гитлеровским полчищам.
        1. ZIS
          0
          1 июля 2015 01:15
          Зато факт, что не было бы разрухи! И догонялок к году 1913... Всю Советскую эпоху мерялись!
          1. 0
            1 июля 2015 15:27
            Вы хотите сказать, что зря была революция? Зря было советское государство?
            Первая революция показала разобщенность русской оппозиции и была следствием неудач на востоке страны, в том числе тяжелая ситуация внутри страны.
  15. +3
    29 июня 2015 20:33
    Цитата: ZIS
    Это восстание выглядит как бунт охеревших "годков"... "Особенно тяжело пришлось матросам во время учебного плавания к Тендровской косе." Они шо на веслах туда шли? А зимние переходы кораблей СФ в Средиземку и Атлантику в условиях 8-9 бальных штормов, это повод для бунта? Вся эта словесная шелупонь про переход, мясо и зверства офицеров призваны замаскировать нежелание исполнять долг, трусость и предательство во время войны.

    Главная причина, кроется в словах: "во время войны"!!! Были слухи, что на базе Черноморского флота будет создана 3-я Тихоокеанская эскадра. Для посылки на Дальний Восток. Потому и бунтовали, что на войну не хотелось. Остальное - сказки венского леса.
    1. 0
      30 июня 2015 20:07
      Ну да, если тебе неохота быть пушечным мясом в империалистической войне, неохота сгинуть в 20 лет ради корыстных интересов кучки зажравшихся вырожденцев, то ты трус и подлец. Или вы считаете что посылка третьей тихоокеанской эскадры могла коренным образом изменить ход войны русско-японской войны. А так версия интересная - выходит, что "предатели" с "Потемкина" своим выступлением сохранили от гибели Черноморский флот, сорвал отправку его лучших кораблей на бессмысленную бойню в Тихом океане.
      1. 0
        30 июня 2015 20:13
        главная причина что во время войны все те же сделали революцию как и в 1917г
  16. agis
    0
    29 июня 2015 21:16
    «Дай бы Бог, чтобы эта тяжёлая и срамная история скорее кончилась»

    Сколько автору лет? Он Историию военно-морского исскуства знает?
  17. +3
    29 июня 2015 23:08
    Батюшка Царь огорчен был очень. Матросики и умирать за него не захотели, и суп червивый есть не пожелали!
    вдруг охамело и поимело какие-то мысли!?
    Тут все авторы коментов чувствуется из дворян почти. Рабочих и матросиков теперь не стало.
    Все мнят себя белой косточкой!
    Ну-ну!
  18. -1
    30 июня 2015 02:28
    "тяжёлая и срамная ИзТория скорее кончилась"? Хорошее предложение, значит нужно жизнеуклад Русского Мира изучать ВНЕ этой книжки, вне Танаха.

    Понимать и изучать Мир окружающий Нас вне иудейско-нагло-саксонского трактования.