Броневик Isotta Fraschini RM. Первый бронеавтомобиль Италии

4
В ходе Первой мировой войны свои лучшие качества показали различные виды вооружений и техники, в том числе бронеавтомобили. Тем не менее, некоторые государства успели опробовать новую технику за несколько лет до начала крупного конфликта в Европе. Так, Италия начала разрабатывать и строить броневики еще в 1911 году, незадолго до войны с Турцией. Первым итальянским броневиком, который, тем не менее, не пошел в серию, стала машина Isotta Fraschini RM.

До 1911 года итальянская компания «Изотта-Фраскини» являлась одним из ведущих производителей автомобильной техники и присутствовала только на рынке коммерческих машин. Тем не менее, со временем руководство компании пришло к выводу о необходимости создания новых проектов в области военной техники. За рубежом в это время появлялись все новые и новые проекты бронеавтомобилей, что можно было считать полноценной тенденцией. Кроме того, нарастала напряженность в Северной Африке, грозившая перейти в стадию открытого вооруженного конфликта.

Видя последние тенденции в области военной техники и учитывая нужды армии, в 1911 году компания Isotta Fraschini в инициативном порядке начала разработку своего первого бронеавтомобиля. Следует отметить, до фирмы «Изотта-Фраскини» итальянские инженеры не занимались созданием подобной техники. Поэтому новый броневик стал не только «дебютом» для фирмы-разработчика, но и первым представителем своего класса, созданным в Италии. Не имея опыта в создании бронетехники, итальянские конструкторы решили использовать имеющееся шасси коммерческого грузовика, на котором планировалось смонтировать все необходимые агрегаты.

Броневик Isotta Fraschini RM. Первый бронеавтомобиль Италии


Разработку нового броневика, получившего название Isotta Fraschini RM (также известно обозначение Mod.1911), возглавил конструктор Джустино Каттанео. По понятным причинам, новый проект был в определенной мере экспериментальным, а его создатели изначально не рассчитывали на особое внимание со стороны армии. Их главной задачей была проверка нескольких основных идей, а также получение опыта в области конструирования бронетехники. Возможное серийное производство броневика и заказы армии в таком случае оказывались приятным дополнением к сбору необходимых сведений.

Как и многие другие конструкторы броневиков того времени, специалисты компании «Изотта-Фраскини» решили строить свою машину на базе существующего грузовика. В качестве основы для бронеавтомобиля Mod.1911 было взято шасси одной из серийных машин с колесной формулой 4х2. Было предложено использовать шасси без внесения серьезных изменений в его конструкцию. В таком случае можно было проверить все новые идеи, а также обойтись без сложных работ и сэкономить на производстве броневика-прототипа.

Базовое шасси броневика Isotta Fraschini RM имело типичную для того времени конструкцию. Снизу на прямоугольной раме крепились элементы ходовой части, а именно листовые рессоры двух мостов. Сверху на раме имелись крепления для двигателя, коробки передач и других элементов силовой установки. При этом было решено внести в конструкцию ходовой части некоторые изменения, направленные на повышение характеристик боевой машины. Базовое шасси имело одинарные колеса (по другим данным, на задней оси устанавливались сдвоенные) без камер. В проекте RM было предложено оснастить передние колеса дополнительным ободом, выступающим за боковую плоскость шины. Эти детали, по задумке конструкторов, должны были повысить проходимость машины на мягких грунтах. Задняя ось шасси, в свою очередь, получила сдвоенные колеса без дополнительных ободов (как уже упоминалось, по другим данным, сдвоенные колеса присутствовали на шасси изначально).

В передней части базового шасси монтировался бензиновый двигатель Isotta Fraschini I4 мощностью 40 л.с. Позади него находилась механическая коробка передач, связанная с карданным валом. Крутящий момент двигателя передавался на задние ведущие колеса. Ввиду отсутствия необходимого опыта и, вероятно, нежелания усложнять конструкцию, первый итальянский броневик не был полноприводным.


Броневик Isotta Fraschini в базовой версии


Для установки на базовое шасси предлагался оригинальный броневой корпус, предназначенный для защиты экипажа и агрегатов от огня противника. Броневик «Изотта-Фраскини» Mod.1911 предлагалось строить по капотной схеме с разделением внутреннего объема корпуса на две части. Передний отсек меньшего объема должен был вмещать силовую установку, более крупный задний – экипаж и вооружение. Похожую архитектуру имело большинство бронеавтомобилей того времени, поскольку она позволяла с максимальной эффективностью использовать доступные объемы.

Подобно другим броневикам, Isotta Fraschini RM имел характерную форму, образованную большим количеством ровных металлических панелей. Так, моторный отсек собирался из двух вертикальных бортовых и двух наклонных верхних листов. Спереди мотор защищался установленными под углом к оси машины листами с вырубленными жалюзи для вентиляции. Позади моторного отсека корпус увеличивался в размерах, причем для плавного сопряжения более крупной части корпуса с моторным отсеком использовались несколько бронелистов, установленных под углом к горизонтали и вертикали.

Для сокращения веса конструкции и экономии броневой стали передний лист обитаемого объема располагался под большим углом к вертикали. В нем имелся смотровой люк, оснащенный опускаемой крышкой с прорезями. В боевой обстановке крышка должна была защищать экипаж от вражеских пуль. Похожий скос присутствовал и в кормовой части корпуса. При этом обитаемый отсек корпуса, за исключением сужающейся передней части, имел прямоугольную в плане форму.

На крыше корпуса бронеавтомобиля имелась цилиндрическая поворотная башня, по-видимому, не имевшая крыши. В ней предлагалось устанавливать один из пулеметов. Присутствовала частичная защита ходовой части: тогда как передние колеса находились за пределами корпуса и не имели защиты, центральная и задняя части рамы прикрывались нижней его частью. Кроме того, в корме были предусмотрены два сравнительно крупных ящика, выполнявшие функции крыльев и защищавшие задние колеса от обстрела.



Корпус машины «Изотта-Фраскини» Mod.1911 собирался из листовой брони толщиной 4 мм. В ходе сборки броневика на базовом шасси монтировался каркас из металлических профилей, на котором при помощи заклепок закреплялась броня. Таким образом, предложенная машина была достаточно проста в производстве и с точки зрения технологий полностью соответствовала уровню развития промышленности начала XX века.

Экипаж броневика Isotta Fraschini RM должен был состоять из трех человек: водителя, командира и стрелка. По другим данным, машиной управляли четверо бойцов, в том числе два стрелка. Независимо от численности, все члены экипажа располагались внутри защищенного корпуса и во время боевой работы не должны были покидать его. Водитель и, предположительно, командир располагались в передней части обитаемого объема. Один из стрелков находился в центральной части боевого отделения и управлял башенным вооружением, второй стрелок располагался в корме. Доступ внутрь корпуса осуществлялся через дверь в левом борту.

Вооружение первого итальянского броневика состояло из двух пулеметов с водяным охлаждением ствола. Один из них устанавливался в башне и позволял вести круговой обстрел. Второй пулемет поместили в амбразуре кормового листа корпуса. По некоторым данным, изначально броневик Mod.1911 имел только башенный пулемет, а кормовой появился позже, в обновленной версии проекта.

Первый итальянский бронеавтомобиль имел боевую массу не более 3 т. При использовании двигателя мощностью 40 л.с. он мог развивать скорость на шоссе до 60 км/ч. При передвижении по пересеченной местности скорость машины значительно сокращалась. Кроме того, несмотря на все доработки ходовой части, направленные на повышение проходимости, броневик Isotta Fraschini RM не мог передвигаться по некоторым типам поверхности.


Доработанный вариант машины


Точная численность броневиков Mod.1911 неизвестна: разные источники приводят отличающуюся информацию. Кроме того, определение количества таких машин затрудняется тем фактом, что на сохранившихся фотографиях изображены броневики, имеющие заметные внешние отличия. Таким образом, можно предположить, что было построено не менее двух машин новой модели. Тем не менее, имеет право на жизнь и другое предположение, согласно которому существовал только один бронеавтомобиль, а отличия на фотографиях обусловлены его доработкой.

Так или иначе, первый прототип броневика «Изотта-Фраскини» RM был построен в 1911 году. В дальнейшем он прошел испытания, по результатам которых, вероятно, было решено доработать проект с целью повышения характеристик машины. Вследствие этого второй экземпляр (если он действительно существовал) или первый прототип получил несколько заметных изменений.

По-видимому, в ходе испытаний был замечен перегрев двигателя из-за плохой вентиляции моторного отсека. Решением этой проблемы стало появление прорубленных жалюзи на бортах капота. Кроме того, на внешней поверхности моторного отсека появились две сравнительно крупные фары в защитных противопульных кожухах цилиндрической формы с коническими передними крышками.

Для большего комфорта башенного стрелка и всего экипажа открытая башня получила тканевый тент. При необходимости им можно было закрывать верх башни, предотвращая попадание дождевой воды или снега внутрь бронемашины. Предположительно, в ходе доработок в передней части правого борта корпуса появилась небольшая смотровая щель с крышкой. По некоторым данным, именно в ходе модернизации броневик получил второй пулемет, установленный в кормовом листе корпуса.



Один или два прототипа броневика Isotta Fraschini RM прошли испытания, в ходе которых, как следует из имеющихся данных, показали неплохие характеристики. Тем не менее, итальянские военные не проявили интереса к этой технике, из-за чего она не пошла в серию. Точные причины такого решения неизвестны. Вероятно, новые броневики не укладывались в существующую стратегию армии, а ее доработку сочли нецелесообразной.

В результате было построено не более двух опытных броневиков Mod.1911, после чего сборка этой техники остановилась. В некоторых источниках упоминается, что одной из построенных машин удалось поучаствовать в боях. После завершения испытаний один из прототипов был доставлен в Ливию, где ограниченно применялся в боях с турецкой армией. Подробности этих операций не сохранились, но можно предположить, что при грамотном использовании даже одна такая бронемашина могла серьезно повлиять на результаты боя.

После завершения Итало-турецкой войны единственный «боевой» броневик Isotta Fraschini RM вернулся в Италию. В дальнейшем, не имея перспектив, машины (или машина) в течение некоторого времени без дела стояли на заводе-изготовителе. Первый итальянский бронеавтомобиль не стал музейным экспонатом. С бесперспективной техникой, скорее всего, обошлись сурово, но практично и по обычаям того времени. Бронекорпус был разобран и отправился на переплавку, а базовое шасси стало основой для одного из серийных коммерческих грузовиков.


По материалам:
http://aviarmor.net/
http://panzercentral.com/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
http://cimeetrincee.it/
Bartholomew E. Early Armoured Cars. Oxford, UK. Shire Publications Ltd, 1988
4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    30 июля 2015 08:29
    Оглядываясь с нашего времени, как это всё неказисто. Но они были первыми.
    1. +4
      30 июля 2015 17:32
      Верно.Читая статьи о ранних бронеавтомобилях поражаюсь преодоленным преградам на пути конструкторской мысли.
  2. avt
    +3
    30 июля 2015 09:06
    Цитата: igordok
    Оглядываясь с нашего времени, как это всё неказисто. Но они были первыми.

    Да - не шедевр дизайна от итальянцев.
    1. Комментарий был удален.
    2. gjv
      +3
      30 июля 2015 12:36
      Цитата: avt
      Да - не шедевр дизайна от итальянцев.

      Я то думал - фантазия художника. А оказывается у художника был источник вдохновения bully .

      Зато теперь, пройдя путь развития, Finnmeccanica "клепает" вполне себе приличные "игрушки" и входит в Топ-10 компаний ВПК.
  3. +2
    30 июля 2015 18:47
    Сказать что этот агрегат говнo - сделать ему комплимент.