Авиационные комплексы авиации

Авиационные комплексы авиации


В России уже не первый год идет масштабная работа над проектами принципиально новых боевых самолетов. Большая их часть определена тяжеловесно-неуклюжей языковой конструкцией «Перспективный авиационный комплекс авиации»: фронтовой, дальней, корабельной, транспортной. «Лента.ру» свела воедино основную информацию по этим проектам.

ПАК ФА



Проще всего с перспективным авиационным комплексом фронтовой авиации — пресловутым «истребителем пятого поколения», создаваемым по программе «И-21». Проработки облика самолета начались еще в конце 1990-х годов, техническое задание на проектирование выдали в 2002 году. Машина Т-50, созданная по этому проекту ОКБ Сухого, поднялась в воздух в январе 2010 года и сейчас активно проходит испытания. В 2015 году начались, в частности, испытания вооружения для самолета.

ПАК ФА создавался как тактический аналог американского истребителя F-22 Raptor, в оригинале это тяжелый многоцелевой истребитель, способный как бороться за господство в воздухе, так и применять высокоточное оружие по поверхности. В предыдущем поколении аналогами таких машин были российские Су-30МК (во всем многообразии) и Су-35С, а также американские F-15.

Сроком начала поставок машины в войска обозначен 2017 год. Ранее планировалось закупить до 2020 года 65 единиц Т-50, но недавно военные уточнили, что в названные сроки будет закуплено лишь 12 машин, а остальные — после 2020 года. Это связано со сложностью отработки новой техники, с переносом времени ее разработки, а также с бюджетными сложностями.

Авиационные комплексы авиации

Фото: Иван Секретарев / AP
Истребитель ПАК ФА (Т-50) в подмосковном Жуковском

У ПАК ФА есть младший брат, предназначенный для морской авиации. Это ПАК КА — комплекс корабельной авиации, новый палубный самолет. Работа в этом направлении еще только началась и по большей части не оформлена. Но точно известно, что гипотетический ПАК КА будет создаваться на базе ПАК ФА, — об этом осенью 2014 года заявил замглавкома ВМФ по вооружению контр-адмирал Виктор Бурсук. Источники в отрасли сообщали, что при проектировании ПАК ФА учитывались требования к обеспечению в том числе и палубного базирования — в будущем.

ПАК ДА


Работы по созданию перспективного авиационного комплекса дальней авиации были запущены в 2009 году. В результате военные хотели получить единый тип дальнего бомбардировщика, который заменит нынешние Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3. Контракт на разработку выиграло ОАО «Туполев», после чего прошел этап определения облика машины.

Техническое задание на бомбардировщик военные выдали в декабре 2011 года, а к началу 2012 года была завершена научно-исследовательская часть программы и начата разработка аванпроекта.

Считается, что машина будет дозвуковой, выполненной по схеме «летающее крыло»; требования к самолету формулировались исходя из экономичности силовой установки и увеличения времени патрулирования с высокой боевой нагрузкой. В состав бортового вооружения включат значительный перечень управляемого оружия, в том числе перспективных гиперзвуковых крылатых ракет. В корпорации «Тактическое ракетное вооружение» отметили, что дополнительно в боекомплект войдут ракеты типа «воздух-воздух». Двигатели для самолета делает ОАО «Кузнецов» на базе модернизированных НК-32 от Ту-160.

Авиационные комплексы авиации

Фото: Михаил Джапаридзе / AP
Стратегический бомбардировщик Ту-160


Летом 2012 года возникла довольно примечательная полемика между военными (заказчиками проекта) и вице-премьером Рогозиным (правительственным организатором и контролером исполнения). Рогозин потребовал, причем публично, сделать самолет гиперзвуковым, обосновав это необходимостью прорыва ПВО противника. «Посмотрите на уровень развития противовоздушной и противоракетной обороны: все эти самолеты никуда не долетят. Ни наши к ним, ни их к нам. Надо думать о совершенно нетривиальных вещах», — заявил тогда вице-премьер.

Военные возразили, что самолет им нужен как дозвуковая платформа-носитель дальнего высокоточного оружия (в том числе, естественно, и гиперзвукового), способная долго держаться в воздухе. А лететь «к ним» эти бомбардировщики и не собирались. Проект самолета был в итоге утвержден в марте 2013 года.

Теперь в связи с перезапуском производства бомбардировщиков Ту-160 в Казани и нарастающими финансовыми сложностями принято решение передвинуть сроки разработки ПАК ДА на период после 2021 года, ориентировав его на замену только Ту-95МС и Ту-22М3. Ранее предполагалось, что самолет взлетит в 2019 году, а сейчас, по заявлению разработчиков двигателей, первый полет вряд ли возможен ранее 2024 года.

ПАК ТА


Разработка семейства новых тяжелых и сверхтяжелых военно-транспортных самолетов (комплекса транспортной авиации) началось в 2013 году в рамках проекта «Ермак», или ПТС (перспективного транспортного самолета).

Семейство должно заменить в ВВС самолеты Ан-22 «Антей» и Ан-124 «Руслан». Как утверждается, в проекте будет создана целая линейка унифицированных по бортовому оборудованию машин с максимальной грузоподъемностью от 80 до 200 тонн.

В апреле 2014 года были начаты работы по определению вида бортового радиоэлектронного оборудования для «Ермаков»; основные работы начнутся в 2016 году. Серийное производство самолетов развернется в Ульяновске (на заводе «Авиастар-СП») после 2024 года.

Некоторые эксперты утверждают, что базой проекта «Ермак» (ПАК ТА) может послужить нереализованный проект Ил-106. В 1987 году аванпроект этой машины выиграл конкурс ВВС СССР на перспективный оперативно-стратегический военно-транспортный самолет грузоподъемностью 80 тонн.

ПАК ДП


Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата будет разрабатываться для замены перехватчиков МиГ-31, которые занимают особую нишу в обороне страны от средств воздушного нападения (в том числе от крылатых ракет). МиГ-31 используются для усиления ПВО плохо защищенных участков границы — в частности, до недавнего времени они составляли основу российской арктической группировки ПВО.

Первоначально (в 2014 году) сообщалось, что работа по ПАК ДП начнется после 2017 года, а первые машины передадут в войска после 2025 года. Но недавнее заявление главкома Бондарева отнесло начало работ над самолетом уже за рубеж 2019 года.

Авиационные комплексы авиации

Фото: Павел Лисицын / РИА Новости
Истребитель-перехватчик МиГ-31 на авиационном фестивале «Крылья Пармы» на военном аэродроме ЦВО «Сокол» в Перми

Учитывая важность высокоточных неядерных средств воздушного нападения, которые уже давно стали приоритетами развития в крупных странах, повышается и актуальность разработки авиационного комплекса перехвата для борьбы с ними.

В данный момент известно, что ведется проектирование бортового радиоэлектронного комплекса новой машины. Самолеты типа МиГ-31 не зря прозвали «летающими ЗРК»: их радары и система управления огнем (бортовой комплекс «Заслон») дают им весьма солидные возможности по контролю воздушного пространства и перехвату целей (в том числе групповых). У МиГ-31 даже есть возможность работы в режиме самолета радиолокационного дозора и наведения для других машин.

ПСШ


После распада СССР основной производитель штурмовиков Су-25 (Тбилисский авиазавод) остался за пределами России. Линия по выпуску другой модификации этих самолетов (Су-25Т и Су-25УБМ — так называемых «горбатых») сохраняется на Улан-Удэнском авиазаводе, однако крупного заказа на них так и не было.

В данный момент принято решение обновить штурмовую авиацию не только проектом модернизации имеющихся строевых машин в версию Су-25СМ, но и выпуском нового самолета. Судя по публиковавшимся документам, разработка ведется в рамках ОКР «Шершень-ЭП» с формулировкой «Перспективный самолет-штурмовик на базе самолета типа Су-25». Осенью 2013 года ОКБ Сухого получило госкредит на сумму 210 миллионов рублей для создания эскизно-технического проекта машины.

Авиационные комплексы авиации

Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости
Штурмовики Су-25 во время совместной тренировки пеших и механизированных колонн к Параду Победы

Новый штурмовик по действовавшим ранее планам должен был появиться до 2020 года — во всяком случае, в 2013 году тогдашний главком ВВС Александр Зелин заявлял, что ПСШ включен в план закупок на период до 2020 года. Как они будут скорректированы в связи с усложнением финансовой ситуации (и будут ли) — пока неизвестно.

Сообщалось, что самолет будет создаваться с минимальным конструктивными изменениями относительно базового Су-25. В частности, он, вероятно, получит усовершенствованные двигатели Р-195 и практически полностью сохранит планер. Зато полностью обновят и оцифруют «борт» — бортовое радиоэлектронное оборудование. Машина получит новый прицельно-навигационный комплекс и возможность применять новые управляемые средства поражения (в том числе со спутниковой системой наведения). Также будут проведены работы по снижению радиолокационной заметности самолета.
Автор: Константин Богданов
Первоисточник: http://lenta.ru/articles/2015/08/13/pak/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 17
  1. капрал 23 августа 2015 07:30
    Задумки конечно хорошие, вот только у меня по поводу штурмовика непонятка: чего опять из старика 25-го пытаться трансформировать что-то новое?
    У конструкторов- творческий запор?
    Или опять денег не хватает? Или, нахрен, мозгов???
    1. Iline 23 августа 2015 08:10
      Цитата: капрал
      У конструкторов- творческий запор?

      Никто не давал конструктором заданий на проектирование, а сами задел не создали, кормились доработками существующих типов на основе еще советских наработок.
      Много несуразиц в статье по поводу тактико-технических требований военных и возможных путей их реализации в глазах конструкторов. Ну, к примеру, установить на ПАК ДА двигатель НК-32 с Ту-160, пусть даже и модернизированный. Более прожорливого двигателя я не знаю, разве что прямоточные ракетные. Ну и как это вяжется с длительным пребыванием в воздухе с максимальной боевой нагрузкой? Опять получится самый большой в мире бомбардировщик?
      Как-то бездарно ребята провели время финансового благополучия страны, а теперь пытаются поправить своё благополучие старыми наработками прикрываясь высокими словами типа ПАК.
      Да! А что это за название статьи: " Авиационные комплексы авиации"? Масло маслянное получается. Написали бы уж прямо - боевые авиационные комплексы.
      1. vladimir_krm 23 августа 2015 16:55
        установить на ПАК ДА двигатель НК-32 с Ту-160, пусть даже и модернизированный. Более прожорливого двигателя я не знаю

        Не НК-32, и даже не модернизированный. Разработка нового, но на базе НК-32.
        Насчёт прожорливости - на американском В-1В удельная тяга на форсаже больше, на крейсерском - меньше... что будет на новом - не знает никто. К примеру, АЛ-31 экономичнее зарубежных аналогов.
    2. Consul-t 23 августа 2015 08:47
      После усиленного развала 90-х и топтания 2000-х можно ответить на ваш вопрос - и то и другое.
      Все вместе к сожалению.
    3. vladimir_krm 23 августа 2015 16:33
      чего опять из старика 25-го пытаться трансформировать что-то новое?


      Это же не айфон, чтобы ради одного глупого престижа тратить кучу денег на новое. "Грач" побывал в реальных боях, а это очень дорогого стОит. Великий Ильюшин говорил, что никогда не надо делать новое, если старое устраивает по всем параметрам - оно проверено жизнью.
      1. Lance 23 августа 2015 16:41
        Правильно, планер, компоновка и бронирование у него проверенные для условий применения, а авионику с вооружением нужно обновить.
    4. Bkmz 23 августа 2015 21:09
      А чем тебе не нравится 25? Очень удачный самолет, зачем делать что-то новое, когда есть возможность повысить эффективность у того, что уже есть, это дешевле. Или ты предлагаешь по пути амеров идти, их А-10 тоже хороший, но они его на Фу35 меняют, как по мне, так это очень большая ошибка.
      1. wk 24 августа 2015 02:00
        Цитата: Bkmz
        А чем тебе не нравится 25?

        легко сбивается переносным ПЗРК БД в Донбассе тому подтверждение.... нужна новая концепция штурмовика.... возможно двухмоторного поршневого или роторного (мотор Ванкеля) для снижения температуры выхлопных газов....ну это долгий разговор.
        wk
        1. oldkap22 25 августа 2015 09:07
          для этого(и не только для этого...) его и оцифровывают -что бы поставить автоматические средства защиты(РЭБ например...)
        2. silver_roman 25 августа 2015 16:05
          Цитата: wk
          легко сбивается переносным ПЗРК

          вопрос не к ЛА,а к тактике применения ЛА и вот в Донбассе ее практически нет. тупо летают и пытаются бомбить. Отсюда и потери.
      2. silver_roman 25 августа 2015 16:08
        Цитата: Bkmz
        их А-10 тоже хороший

        А-10 далеко не так хорош как его пытаются показать. К примеру его супер убер пушка избыточно мощная. При стрельбе длинными очередями крайне сильная отдача и вроде как то ли пороховые газы попадают в движки, в общем не просто так их не используют и списывают. Это они только в фильме красиво Трансформеров мочат laughing
        А наши Грачи после попадания ПЗРК порой и до базы дотягивали, и садились, пройдя суточный ремонт, опять в воздух подымались!
    5. oldkap22 25 августа 2015 09:02
      пусть.хотя бы сделают "цифровой штурмовик"-это тоже очень актуально....зачем менять планер если он работает(просто искать геморрой себе и смежникам...!?) получат новый опыт -появятся новые требования.появятся новые самолеты...
  2. CTABEP 23 августа 2015 08:29
    Да, названия жутковаты, авиационные комплексы авиации это ппц. И похоже, кроме Т-50 все остальное отложено на весьма дальнюю перспективу, а с учетом объема работ и эти сроки могут перенести :(.
  3. Старый26 23 августа 2015 10:26
    Цитата: Iline
    Никто не давал конструктором заданий на проектирование, а сами задел не создали, кормились доработками существующих типов на основе еще советских наработок.

    Да нет, задел наверняка остался, ведь ходили слухи о штурмовиках Сухого с индексом Т-12. Да и материалы КБ Грунина по штурмовикам тоже интересны. Хотя понятно, что это только проекты, но любой самолет, любая машина, танк, корабль начинается с проекта. Правда боюсь, что никому эти разработки не будут нужны. Легче же начинать с нуля, попилить бабки, чем воспользоваться идеями других
  4. gridasov 23 августа 2015 11:59
    Очевидна пропагандистская направленность уже не "тяжеловестных словестных выражений ", а пустота их содержательности. Говорить о, как минимум полном преимуществе в воздухе , хотя бы на некотором периоде времени , не приходится . Баланс сил противостоящих "партнеров" очевиден. И это баланс удерживается тем , что и одни и другие и новоиспеченные силы противостояния опираются на одни и те же технологические принципы при создании вооружений. Все это зависит о фундаментальных нучных основ, которые являются фундаментом для создания и двигателей и всего базиса вооружений, а главное , что эти основы не позволяют эволюционизировать в оптимизации процессов получения энергии , расширения пространства освоения в космосе и др. Человек ищет решения в абстрактном поиске самих решений. В то время когда нужно расширить методы восприятия и анализа и совокупной и отдельной информации.
    Короче . Ни один из указанных проектов не является по сути ни перспективным, ни прорывным, ни сколь-нибудь значимым для решения этих перспективных задач. Очевидно , что пока мы не научимся, а скорее не разучимся, сами себе врать и лукавить, движения вперед не предвидится. Потому , что как минимум нужно не просто перестать самим себя обманывать, а сказать , что нужно реалистично подойти к альтернативности взглядов на основы науки.
  5. tomket 23 августа 2015 12:56
    Интересно, а как впишется немаленький "блинчик" Т-50 в ангары "Кузи"? Или и тут Погосян понадкусывает лишь бы другим не досталось? Замена МиГ-31 была еще при СССР .МиГ-31М который разменяли на БМ , в перспективе МиГ-1.44 должен был заменить и 31е. Теперь же у нас выдумывают разные ПАК ДП. Вообще если в америке стремятся к сокращению разношерстности в авиации , то у нас по ходу решили брать пример с танковых войск СССР. Где выпускались три разных танка с почти одинаковыми характеристиками. Одних только Сушек всех модификаций не упомнишь. При всем количественном многообразии которых качественным шагом вперед может считаться лишь Т-50 при определенных допущениях. Кстати , вертикалки походу у нас умерли как вид окончательно.
    1. dyksi 23 августа 2015 13:15
      Интересно, автор не пишет про легкий(средний) класс истребителей, а именно такие машины должны стать основными, так как на порядок, два дешевле. На тот же МиГ-35 дорабатывают движки, в результате у него будет практически такой-же боевой радиус, что и Су-30СМ, соответственно 1100, 1200 км МиГ-35 против 1300км Су-30СМ. Также он сможет нести РВВ БД, работы по этой теме уже идут. Главное чтобы Сергея Короткова не трогали (а информация уже есть об этом), а то опять начнут душить МиГ, используя свои связи на самом верху.
      dyksi
      1. капрал 23 августа 2015 16:31
        Цитата: dyksi
        Главное чтобы Сергея Короткова не трогали

        Ага, жди... Неужели думаешь, что "Дядюшка Пого и Ко" отдаст кому то кусочек лакомого пирога?
  6. tchoni 23 августа 2015 15:32
    рЕБЯТКИ, ЭТО ВСЕ ХОРОШО, НО ЭТО БЫЛИ ПЛАНЫ ПРИ ЦЕНЕ НЕФТИ в 100 баксов за баррель... А при нынешних 45 с перспективой отката на 20... это уже могут быть и фантазии... а могут и не быть... Если гер президент пользуясь случаем сможет диверсифицировать экономику и сделать ее производящей, то да, сказка сия станет таки былью.
    1. Комментарий был удален.
  7. Above_name 23 августа 2015 17:25
    Iline RU Сегодня, 08:10 ↑... А что это за название статьи: " Авиационные комплексы авиации"? Масло маслянное получается. Написали бы уж прямо - боевые авиационные комплексы.

    Таки Вы прямо с языка ( или с клавы ) сняли.
  8. iouris 17 сентября 2015 20:04
    Нелишне было бы квалифицированно объяснить широкому кругу интересующихся, что такое "комплекс", а не жонглировать словами.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня