Строевая молния

Строевая молния


31 июля 2015 года приказом коменданта Корпуса морской пехоты США 121-я ударная эскадрилья «Зеленые рыцари» была объявлена достигшей начальной оперативной готовности. Это первая авиачасть на самолетах F-35, получившая такой статус. После двух десятилетий разработки детище крупнейшей военной программы в истории заступает на службу.

Детство. Отрочество. Юность



F-35 — детище программы JSF (Joint Strike Fighter — «Единый ударный истребитель»), и это сокращение до сих пор иногда используется как имя собственное для самолета. То, что мы знаем как JSF, имеет свои корни в целом ряде программ ВВС, ВМС и КМП США второй половины 80-х — начала 90-х годов. В августе 1995 года на основе программы JAST (Joint Advanced Strike Technology — «Технология единого продвинутого ударного истребителя»), постепенно вобравшей все «индивидуальные» программы родов войск, была запущена JSF. Цель была крайне амбициозной: впервые в истории военного авиастроения создать на общей платформе с максимально возможной унификацией сразу три самолета разного типа базирования — обычное, аэродромное; палубное, для авианосцев с катапультами; и, наконец, вариант с укороченным взлетом и вертикальной посадкой — для коротких экспедиционных аэродромов и десантных кораблей.

Корпус морской пехоты остро нуждается в замене для своих AV-8B «Харриер II» и F/A-18C/D «Хорнет». Если вторые еще можно заменить новыми истребителями палубного базирования, аналогичными флотским «Суперхорнетам», то самолет с укороченным взлетом взять просто неоткуда. Флоту давно необходим малозаметный ударный самолет «первого дня». А в ВВС все еще проще — если к тому моменту, как «начнет сыпаться» флот F-16, основная масса которых построена в конце 70-80-х, в серии не будет массового однодвигательного истребителя, ситуация станет катастрофической.

Требовался и экспортный продукт — тяжелый и дорогой F-22 был изначально вещью очень нишевой (даже если бы его допустили на экспорт, чего, как нам сейчас известно, не случилось). Широчайшая международная кооперация предусматривалась с самого начала программы. Еще на ранней стадии, в 1995 году, к ней официально присоединилась Великобритания, тоже нуждавшаяся в замене «Харриеров». Участие Великобритании было во многом предопределено — она участвовала в совместных с КМП США изысканиях по этой теме еще в 80-х годах, страны объединяли общие потребности и понимание, что в одиночку не потянуть.

В дальнейшем к программе присоединились Австралия, Дания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия и Турция. Таким образом сформировался клуб из девяти стран, совместно осуществляющих разработку JSF. При этом серьезную роль в этом процессе играют лишь США и Великобритания, однако и другие страны несут расходы на разработку и получат свой «кусок пирога» в виде участия в производстве, гарантирующего стабильные рабочие места и доход на десятилетия. Так, в Италии организован конвейер для финальной сборки истребителей для части европейских партнеров. Подобный подход доказал свою полезность: за все годы ни одна страна не отказалась от своих планов. Затем, уже по линии экспортных продаж, в число заказчиков вошли Израиль, Япония и Южная Корея.

Строевая молния

Посадка F-35B на палубу
Фото: Department of Defense

Процессы слияния в аэрокосмической отрасли США привели к тому, что реально за победу в конкурсе JSF боролись две крупные группы, возглавляемые «Боингом» и «Локхид-Мартином». В 2000 году на летные испытания они представили по два самолета-демонстратора технологий: X-32 и X-35 соответственно. Уже в октябре следующего года выбор был официально сделан в пользу машины «Локхид-Мартин».

Первый полет F-35 состоялся через пять лет после победы в конкурсе — 15 декабря 2006 года. Начался долгий период летных испытаний и доводки самолета, продолжающийся до сих пор. Количество связанных с ним скандалов, критики в СМИ, в правительственных, военных кругах и экспертном сообществе не имеет себе равных в военном авиастроении. Простое перечисление тем негативных комментариев заняло бы объем примерно двух таких статей.

F-35, несомненно, обладает рядом детских болезней и слабых мест: например, нашлемная система индикации, переносная система диагностики, регулярные задержки с тестированием большого объема программного кода и так далее, — что естественно для подобной программы. При этом в истории испытаний и освоения F-35 есть и положительные моменты. Так, изначальная конструкция не потребовала кардинальных изменений. Весьма впечатляющим для новой машины выглядит и то, что сотни летчиков налетали более 36 тысяч часов, но ни один самолет не был потерян в аварии или катастрофе, а самым серьезным происшествием был пожар двигателя на земле.

Наиболее справедливая критика затрагивает вопросы сроков и цены. Причем вопрос со значительным удорожанием по сравнению с ранними обещаниями особенно интересен, ведь на ранней стадии JSF цена «сухопутного» варианта оценивалась в 28 миллионов долларов. Чтобы продемонстрировать читателям, не интересующимся стоимостью современной авиатехники, насколько это фантастически мало для западного истребителя пятого поколения, приведем наглядный пример: сейчас в этом диапазоне находится цена двигателя для F-35 (для F-35B — дороже, для F-35A/C — дешевле). Примерно столько же стоит китайский истребитель JF-17 — вероятно, самый дешевый сегодня истребитель новой постройки.

Строевая молния

F-35B эскадрильи «Зеленые рыцари»
Фото: Department of Defense

Что же могло заставить Пентагон и Конгресс двадцать лет назад поверить, что набитый сложнейшим БРЭО малозаметный истребитель пятого поколения, производимый странами с очень недешевой рабочей силой, будет стоить так мало? Отметая варианты с глупостью и наивностью, приходим к своеобразной «хорошей мине при плохой игре». В условиях середины 90-х, когда мощь Америки казалась абсолютно несокрушимой, для того, чтобы у налогоплательщика не возникло лишних вопросов по поводу закупок многих сотен истребителей, авиастроительные корпорации согласились на явно невозможную цену, а государственные чиновники сделали вид, что поверили им. В данный момент (на восьмой партии малосерийного производства) цена F-35A находится в районе 108 миллионов долларов. Для сравнения: цена F/A-18E/F в 2013-м финансовом году составила около 65 миллионов долларов; F-22A на момент прекращения серийного производства — около 148 миллионов долларов. Таким образом, цену F-35 стоит признать адекватной реальному положению вещей.

После школы — в армию

К концу июля 2015 года заказчикам было передано 142 единицы F-35, в их числе 14 прототипов (System Development and Demonstration) и 128 самолетов, выпущенных в ходе мелкосерийного производства (Low Rate Initial Production). Больше всего выпущено «сухопутных» F-35A — 74 единицы, F-35B с укороченным взлетом — 46 единиц, палубных F-35C — 22 единицы. Подавляющее большинство машин построено для вооруженных сил США, из стран-партнеров первые самолеты получили Великобритания (три F-35B), Австралия (два F-35A) и Нидерланды (два F-35A).

Официально текущее производство называется малосерийным, но количество выпущенных F-35 уже приближается к числу произведенных ранее F-22A (195 единиц — 187 серийных и 8 прототипов), а темпы изготовления (более 30 в год) — одни из самых высоких среди выпускаемых в данный момент истребителей.

Испытания ведутся в первую очередь на прототипах. Основная часть авиапарка решает задачу массового переобучения многочисленного летного и наземного персонала. Для этой цели активно насыщаются техникой крупные учебные центры — ВВС на авиабазе Люк, КМП на базе Бофорт и объединенный межвидовой учебный центр на авиабазе Эглин.

Строевая молния

F-35B на палубе десантного корабля
Фото: Department of Defense

Особняком стоит база КМП в Юме. Авиабаза в Техасе была выбрана для перевооружения первой строевой эскадрильи вооруженных сил США на новый истребитель. Для этой почетной миссии была выбрана 121-я ударная эскадрилья «Зеленые рыцари», до 2012 года летавшая на F/A-18D «Хорнет». Показательно, что первой начальную боеготовность решили объявить в КМП, несмотря на то, что именно F-35B является наиболее сложной модификацией из всех трех и с ней было связано наибольшее число проблем во время разработки. Это служит еще одним свидетельством тяжелой ситуации с авиапарком морской пехоты.

Начальная боеготовность недаром называется начальной: пока самолет имеет крайне ограниченные возможности. Достигается боеготовность конкретным подразделением и не отражает готовность всего авиапарка. Для объявления начальной боеготовности 121-я эскадрилья была укомплектована десятью истребителями комплектации Block 2B, авиабазу оснастили тренажерными комплексами, летный и наземный персонал прошел переобучение, а самолеты приняли участие в учениях морской пехоты, в том числе и на десантном корабле.

Ввиду специфики авиации КМП первоочередной ее задачей является непосредственная поддержка войск. И F-35B для достижения начальной оперативной готовности требовалось уметь оказывать ее хотя бы на базовом уровне. Для этого на самолетах реализована возможность применять из внутреннего отсека вооружения корректируемых авиабомб GBU-12 (227 килограммов, с лазерным наведением) и GBU-32 (454 килограмма, со спутниковым наведением). Для борьбы с воздушными целями в арсенале присутствует ракета средней дальности AIM-120C, также на внутренней подвеске. То, что на данный момент отсутствует возможность использовать для вооружения подкрыльевые пилоны, значительно ограничивает возможности самолета: боекомплект сводится к двум корректируемым авиабомбам и паре ракет AIM-120С. Впрочем, «пара бомб и пара ракет» — это, пожалуй, наиболее распространенная боевая нагрузка в асимметричных локальных конфликтах современности. Разумеется, возможности БРЭО на данный момент тоже ограничены.

Строевая молния

Комендант КМП США на фоне F-35B
Фото: Department of Defense

В целом можно заключить, что F-35B если и обладает сейчас способностью принимать участие в боевых действия, то исключительно в наиболее простых условиях.

Планы на будущее.


Достижение нового статуса в первую очередь открывает дорогу к полноценной эксплуатации и освоению в войсках. Для КМП особую важность представляет высокая мобильность и способность к базированию за рубежом и на десантных кораблях. 121-я эскадрилья начала подготовку к первой зарубежной командировке F-35: в 2017 году она будет развернута в Японии, тогда же F-35 впервые войдут в штатный состав авиагруппы универсального десантного корабля.

На очереди перевооружение других строевых эскадрилий КМП. В следующем году новые машины начнет получать 211-я ударная эскадрилья, которая достигнет начальной боеготовности в 2018 году. В том же году начнет перевооружение 122-я эскадрилья, а в 2020 — 115-я и 311-я.

Строевая молния

F-35B в полете
Фото: Department of Defense


F-35B должны полностью заменить «Харриеры II» к 2026 году. В 2030 году планируется списание «Хорнетов», а в 2031 году КМП получат последние из планируемых к заказу 420 истребителей. Кроме 353 единиц F-35B морская пехота планирует закупить 67 единиц F-35С, которые будут базироваться на авианосцах флота, — подобно нынешним «Хорнетам».

Основное внимание в ближайшее время будет приковано к военно-воздушным силам. Осенью этого года 34-я истребительная эскадрилья 338-го истребительного крыла, расположенного на авиабазе Хилл (штат Юта), начнет получать первые машины, с которыми должна будет в августе следующего года достичь начальной боеготовности. Самолеты ВВС будут иметь уровень развития Block 3I, со сходными с Block 2B возможностями, — при несколько усовершенствованной аппаратной части программное обеспечение у этих версий близко.

Строевая молния

F-35B
Фото: Department of Defense

В ходе доработки, уже после начала службы, самолеты будут модернизироваться. Кардинальное увеличение возможностей ожидается на версии Block 3F: станет возможно применение вооружения с внешних подвесок, использование пушки как во встроенном (F-35A), так и контейнерном (F-35B/C) исполнении, ракет AIM-9X (используются только на внешней подвеске) и т.д. Начало внедрения Block 3F ожидается с 2017 года. Однако более сложные системы вооружения — например, малогабаритные бомбы семейства SDB и противокорабельные ракеты JSM — станут доступны только после 2020 года на версиях Block 4 и далее.

Можно с уверенностью сказать, что боевой «дебют» F-35 вряд ли состоится до 2020 года. Однако в первые годы следующего десятилетия он весьма вероятен, так как части морской пехоты первой линии, в частности, размещаемые на универсальных десантных кораблях (роль которых в условиях нехватки атомных авианосцев только растет) будут по большей части перевооружены с «Харриеров» на F-35B.
Автор: Александр Ермаков
Первоисточник: http://lenta.ru/articles/2015/08/18/f35/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 28
  1. Штык 23 августа 2015 06:31
    Хорошая аналитическая статья ! Без насмешек, подсчитывания денег в чужих карманах и прочей шелухи. Спасибо автору hi
    1. профессор 23 августа 2015 07:29
      Цитата: Штык
      Хорошая аналитическая статья ! Без насмешек, подсчитывания денег в чужих карманах и прочей шелухи. Спасибо автору hi

      Присоединяюсь. Сухо, корректно, точно. Статье "плюс".
      1. Linkor9s21 23 августа 2015 14:46
        Надо признать что F35 хороший истребитель, правда дорогой, нельзя недооценивать его способностей.
        1. Inok10 23 августа 2015 15:14
          Цитата: Linkor9s21
          Надо признать что F35 хороший истребитель, правда дорогой, нельзя недооценивать его способностей.

          .. согласен .. но и переоценивать его возможности тоже не стоит .. работы над ним матрасникам предстоит еще воз и маленькая тележка, детских заболеваний у него предостаточно .. hi
          1. Комментарий был удален.
          2. FM-78 23 августа 2015 22:31
            Прошу прощение за не грамотность, но мне очень интересно, эскадрилья "Зеленые рыцари", а на на крыльях "VK" - что это ?
            1. La-5 24 августа 2015 12:43
              Цитата: FM-78
              Прошу прощение за не грамотность, но мне очень интересно, эскадрилья "Зеленые рыцари", а на на крыльях "VK" - что это ?

              Фигура шахматного коня это эмблема эскадрильи, буквы VK на килях это код эскадрильи. Первая буква означает принадлежность в определённому флоту или к базе флота, где базируются самолёты. Вторая буква означает принадлежность к авиакрылу авианосца приписки.
        2. Wasiliy1985 23 августа 2015 21:49
          Простите конечно, но никакой аналитики я тут не узрел.
          Статья спокойная, конечно, без "ура-патриотизма" и "пошел нафиг СГА", но без аналитики - точно!
          Одно ясно, что на замену пары F-15 и F-16 как концепции "тяжелый и легкий истребитель" СГА попытались сделать новую пару: F-22 и F-35.
          Поняв, что при стоимости F-22 они всю пару не потянут, первого они оставили только себе, а второго разделили на союзников - благо, мало кто из этих союзников отбрехаться смог бы..Долларии все еще рулят.
          А дальше статья - от лукавого!
          Простите, но F-35 даже по внешнему виду - утюг! И в этом плане уступает своему "отчиму" - Як-141. (Уж про это всем известно, что технологии первой в мире сверхзвуковой "вертикалки" были куплены у нас. Ну конечно, сейчас они доработаны с учетом современных технологий - но ведь ФАКТ!)
      2. Wasiliy1985 23 августа 2015 21:49
        Простите конечно, но никакой аналитики я тут не узрел.
        Статья спокойная, конечно, без "ура-патриотизма" и "пошел нафиг СГА", но без аналитики - точно!
        Одно ясно, что на замену пары F-15 и F-16 как концепции "тяжелый и легкий истребитель" СГА попытались сделать новую пару: F-22 и F-35.
        Поняв, что при стоимости F-22 они всю пару не потянут, первого они оставили только себе, а второго разделили на союзников - благо, мало кто из этих союзников отбрехаться смог бы..Долларии все еще рулят.
        А дальше статья - от лукавого!
        Простите, но F-35 даже по внешнему виду - утюг! И в этом плане уступает своему "отчиму" - Як-141. (Уж про это всем известно, что технологии первой в мире сверхзвуковой "вертикалки" были куплены у нас. Ну конечно, сейчас они доработаны с учетом современных технологий - но ведь ФАКТ!)
        1. Scraptor 29 сентября 2015 03:19
          а минусов то понаставляли...
    2. Wasiliy1985 23 августа 2015 21:46
      Простите конечно, но никакой аналитики я тут не узрел.
      Статья спокойная, конечно, без "ура-патриотизма" и "пошел нафиг СГА", но без аналитики - точно!
      Одно ясно, что на замену пары F-15 и F-16 как концепции "тяжелый и легкий истребитель" СГА попытались сделать новую пару: F-22 и F-35.
      Поняв, что при стоимости F-22 они всю пару не потянут, первого они оставили только себе, а второго разделили на союзников - благо, мало кто из этих союзников отбрехаться смог бы..Долларии все еще рулят.
      А дальше статья - от лукавого!
      Простите, но F-35 даже по внешнему виду - утюг! И в этом плане уступает своему "отчиму" - Як-141. (Уж про это всем известно, что технологии первой в мире сверхзвуковой "вертикалки" были куплены у нас. Ну конечно, сейчас они доработаны с учетом современных технологий - но ведь ФАКТ!)
    3. Scraptor 29 сентября 2015 03:18
      Хорошая да еще конкретная и аналитическая? Да разве? ... А проблемы то с ним какие? Почему эскадрилья достигла только "начальной боеготовности"? И что оное словосочетание знаит? В чем ее отличие например от полной или "номер один"? laughing
  2. фа2998 23 августа 2015 07:03
    Согласен!F-35 повзросрел,американцы справлятся с недостатками,и в течении 1-1,5 года многие эскадрильи пересядут на F-35.Ну и где"аналоговнеимещий"ПАК ФА-одна шумиха,3-4 статьи в неделю на ВО,и летают прототипы.Нужно подтягиватся! yes hi
    1. 78bor1973 23 августа 2015 10:24
      То что с недостатками американцы справятся ,не вызывало сомнений ,только "Лайтнинг" как был "пингвином" так "пингвином" и останется за сто миллионов баксов !
      1. tomket 23 августа 2015 12:43
        Цитата: 78bor1973
        как был "пингвином" так "пингвином" и останется за сто миллионов баксов !

        ДДля того что бы громить Ливию сойдут и "пингвины". Против всех остальных пойдут "томагавки" ну или союзников натравят на "Тайфунах".
        1. Ай-яй-яй 26 августа 2015 17:25
          Современный, малозаметный бомбер-истребитель, с достаточным БК во внутрнних отсеках или внушительной доп. нагрузкой на наружних пилонах, а так же с лучшим радаром и пр. прибамбасами, это так, чисто для всяких африканских банановых республик?!:)) Ну-ну...
  3. Арон Заави 23 августа 2015 08:01
    Самое главное это начало армейского использования. Строевые летчики работающие на машинах, обычные штабы планирующие учебные и боевые задачи, ремонтно-технический персонал, все они начинают получать опыт .
  4. ленивый 23 августа 2015 14:56
    блин начал читать подумал Олег Копцов. ошибся sad
  5. СерегаБосс 23 августа 2015 15:21
    Ну что можно поздравить звездато-полосатых друзей, самое главное чтобы штанишки на попке по шву не лопнули!
  6. Bumka 23 августа 2015 15:28
    Это сколько же они в год их клепают? У нас вот 20 штук всего и вся в год вводится в строй и как за выдающееся достижение выставляется! На флоте даже катера теперь в почете , а уж резиновые лодки и подавно! А как у янки с резинками?
  7. Vohman 23 августа 2015 15:49
    Вот это уже похоже на Старый Добрый topwar.ru
    Как и многие, уже очень соскучился за хорошей и качественной информацией. Пропаганда поддостала.
    Респект статье. Информативно и без фанатизма.
  8. Wasiliy1985 23 августа 2015 21:51
    БЕЗ ПРОПАГАНДЫ:

    Простите конечно, но никакой аналитики я тут не узрел.
    Статья спокойная, конечно, без "ура-патриотизма" и "пошел нафиг СГА", но без аналитики - точно!
    Одно ясно, что на замену пары F-15 и F-16 как концепции "тяжелый и легкий истребитель" СГА попытались сделать новую пару: F-22 и F-35.
    Поняв, что при стоимости F-22 они всю пару не потянут, первого они оставили только себе, а второго разделили на союзников - благо, мало кто из этих союзников отбрехаться смог бы..Долларии все еще рулят.
    А дальше статья - от лукавого!
    Простите, но F-35 даже по внешнему виду - утюг! И в этом плане уступает своему "отчиму" - Як-141. (Уж про это всем известно, что технологии первой в мире сверхзвуковой "вертикалки" были куплены у нас. Ну конечно, сейчас они доработаны с учетом современных технологий - но ведь ФАКТ!)
    1. Vohman 23 августа 2015 23:35
      Цитата: Wasiliy1985
      БЕЗ ПРОПАГАНДЫ:
      Простите конечно, но никакой аналитики я тут не узрел.


      Нет. Всё же информация представлена структурировано, без художества, последовательно и информативно. В то же время читается легко и интересно. Без передоза в технических терминах. Просто о перспективах, о проблемах и о достижениях.
      Знаете, такой стиль напомнил научно-популярную литературу, где простым языком и "лёгким" текстом обычный не специалист увлекается темой, когда всё становится понятно, и когда не грузят smile
      И даже здесь есть аналитика. Например, в становлении этой техники, в определениях её будущего развития. Да, просто, но "вкусно".
  9. Wasiliy1985 23 августа 2015 21:58
    Помнится, Холливуд много фильмов снимал с "невидимыми" F-117 и B-2.. В 90-х, начале 2000-х... И где эти самолеты? Одни сняты с вооружения, другие - в глубоком запасе..
    Что у амеров хорошо поставлено - так это реклама!
    Однако и Пепси-Кола, как оказалось, совсем не квас...
    1. tomket 23 августа 2015 23:40
      Цитата: Wasiliy1985
      B-2.

      летают исправно...
      Цитата: Wasiliy1985
      много фильмов снимал с "невидимыми" F-117

      у нас тоже сняли фильм "Черная акула". Отменный фильм для своего времени. и где сейчас "Акула"?
      1. Олежек 26 августа 2015 21:49
        у нас тоже сняли фильм "Черная акула".


        неумный чел - сам неумный чел ???
    2. Ай-яй-яй 26 августа 2015 17:31
      F 117 около 900 боевых вылетов в одной только Югославии сделал, не смотря на то, что при одном из первых вылетов попался в ловушку и был сбит. Б2 так вообще рабочая лошадка и не одну сотню тяжёлых бомб скинул. Только недалёкого ума человек будет утверждать, что уровень и качество американской военной техники, это распиаренное и разрекламированное фуфло.
      1. Олежек 26 августа 2015 21:48
        Б2 так вообще рабочая лошадка и не одну сотню тяжёлых бомб скинул.


        Бомбардировщик B-2 Spirit, имея стоимость более 500 млн. долларов за единицу, является самым дорогим военным самолетом в истории.

        Забавная рабочая лошадка....

        В-2 создавался для атаки на СССР через ПВО СССР
        Не знаю чо бы там получилось...

        Но против небольших стран это как из пушки по воробьям...

        Мегапроект эпохи холодной войны...

        И не факт что он бы прорвал ПВО СССР не факт...
  10. Wasiliy1985 23 августа 2015 22:01
    Потому не верю я в возможности этого "утюга".. Не самолет, а недоразумение..
    1. Vohman 23 августа 2015 23:53
      Цитата: Wasiliy1985
      Потому не верю я в возможности этого "утюга".. Не самолет, а недоразумение..


      Самое интересное состоит в том, что разработчики этого "утюга" вместе с Дипатмэнт Оф Дифэнс как-то не очень переживают по поводу Вашей веры в их возможности. И как известно, деньги счастья сами по себе не приносят, но от их количества очень сильно зависят возможности их обладателей (я об ЮЭсЭй)

      Думаю, если что, Вы сможете предложить свои услуги по доработке этого "утюга" до необходимой Вам формы напильником. Помните, анектод про паравоз? wink
      Вам все карты в руки: исправьте это "недоразумение"

      Да, мы привыкли к несколько другим формам. Да, в наших самолетах есть много интересного и в некоторых позициях превосходящих решения конкурирующих школ самолетострения. Тем не менее, мы слишком сильно отстаем в высокотехнологичных решениях и технологиях и реализации задуманного из-за этого. Поэтому, как я уже писал в одной из статей, мы можем иметь супер- аэродинамику и конструкцию ЛА, но без современной начинки и возможности воспроизвести задуманное это будет лишь Перспективный... ну вы знаете, как дальше называется.
      1. Олежек 26 августа 2015 21:38
        Самое интересное состоит в том, что разработчики этого "утюга" вместе с Дипатмэнт Оф Дифэнс как-то не очень переживают по поводу Вашей веры в их возможности. И как известно, деньги счастья сами по себе не приносят, но


        И мозгов тоже не добавляютЬ.
        СССР обладал куда как меньшими финансовыми возможностями чем СШа и отставал в некоторых критических областях как то электроника.
        НО я бы не сказал что СССР уступал в авиации.
        И что допилила ымперия добра с 1991 года такого мощного ??
        F 22 и F 35 и как то и всё ..
        Стелсы значит...
        Вот знаете эта концепция очень рисковая - теряем в аэродинамике, выигрываем
        в незаметности...

        А если что то пойдет не так?
        И как то не F 22 не F 35 не стали рабочими лошадками...
        И как то 35-ый очень долго и мучительно допиливали..

        Как то знаете это всё не впечатляет ...

        Кстати рабочими лошадками остаются F 14 F F 15 F 18...........
        Вообще то история 35 -го это отдельная песня с припевом....
    2. KingCobra 24 августа 2015 19:26
      Цитата: Wasiliy1985
      Потому не верю я в возможности этого "утюга".. Не самолет, а недоразумение..


      этот утюг просчитан для минимального ЭПР, там как бы и не ждали модельного внешнего вида fellow и вообще в чем конкретно он "недоразумение"?
      1. Олежек 26 августа 2015 21:52
        этот утюг просчитан для минимального ЭПР,


        И это его ТОЧНО спасёт против сильного противника ???
        Вот такая уверенность в стелс - технологиях меня смущает...
        Когда безопасность страны зависит от одного технического решения ....
        И все враги про это знают..
        Как то это..
        Я бы не складывал все яйца в одну корзинку...
    3. Ай-яй-яй 26 августа 2015 17:33
      Вася, а по моему Пингвин красив, чем то клинок Хэлибарды напоминает.
  11. wk 24 августа 2015 01:50
    кто потёр с ветки наших МАРШАЛОВ и многозвёздных ГЕНЕРАЛОВ
    ВО урЯЯЯ пЭтриотов? где посты про памперсы? ну вааще!
    wk
  12. Автонелюбитель 24 августа 2015 22:19
    Статья с Ленты.вру так то.
    А вот что они пишут про "непобедимую и легендарную", сиречь будущее Российских ВВС.

    http://lenta.ru/articles/2015/08/13/pak/

    Почитать бы коменты шапкозакидателей.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня