Герой Китая

Герой Китая


На кладбище города Лиски в Воронежской области есть могила паровозного машиниста Григория Михайловича Шумского. Лиски - город железнодорожников, там много славных машинистов, но Шумский - единственный кавалер рубиновой звезды Героя труда Китайской народной республики.

В его семье хранится знамя с шитой надписью "На память образцовому работнику железных дорог Китайской народной республики т. Шумскому Григорию Михайловичу". Хотя было время, когда знаки отличия из Поднебесной чуть не сыграли с Шумским злую шутку… Хранят родные и советские награды героического деда: орден Трудового Красного знамени, две медали за доблестный труд во время Великой Отечественной войны. Ее Шумский прошел (точнее, проехал) от начала и до конца, водил бронепоезда и бывал под обстрелами.


Война началась для молодого машиниста с того, что транспорт, на котором железнодорожники переправлялись из Эстонии в Ленинград, потопили немецкие бомбардировщики. 33-летний Григорий с братом Константином, тоже железнодорожником, выпрыгнули за борт и поплыли к видневшемуся на горизонте Кронштадту. Плыли долго, смертельно устали… Навстречу вышли шлюпки, и плывущих спасли. Так Шумский попал в блокаду: водил бронепоезда и воинские эшелоны, похудел на 28 килограммов.

- В 1942-м его отправили в Лиски (тогда Георгиу-Деж). Там Григорий с другими железнодорожниками оборудовал бронепоезд и повел его на Воронеж - защищать город от наступавших фашистов, - рассказал писатель и краевед Владимир Елецких. - Доехали они до пригородной станции Отрожка, а там уже были немцы. Шумский включил реверс и задним ходом погнал состав обратно в Лиски. Погиб помощник - взрывом ему, высунувшемуся из окна паровоза, оторвало голову. Так что Григорий Михайлович сам и состав вел, и стрелки переводил, и уголь в топку кидал.

После победы над Германией приключения Шумского не закончились, хотя поначалу все шло спокойно: он вернулся в Прибалтику, женился, стал инженер-лейтенантом тяги и начальником участка Эстонской железной дороги. В мае 1950-го Григорий Михайлович вовремя заметил разобранные впереди рельсы и спас состав от крушения, а путевого обходчика Аруда - от неминуемой гибели. Колею злоумышленники разобрали прямо у его будки, которую сошедший с пути поезд непременно бы раздавил. Руководство дороги объявило Шумскому благодарность и выдало премию.

Когда началась война в Корее, Григорий Михайлович перегонял на полуостров бронепоезда и эшелоны с военными грузами
Через два месяца его как опытного специалиста командировали в Китай - налаживать разрушенный японцами и гражданской войной железнодорожный транспорт. Шумский стал первым советским специалистом в депо Муданьцзян: учил китайских коллег водить тяжелые поезда и вскоре вместе с учеником и помощником Лю Фанчи провел по Китаю первый длинный состав.

Когда началась война в Корее, Григорий Михайлович перегонял на полуостров бронепоезда и эшелоны с военными грузами. По мере того, как увеличивалось число учеников Шумского, рос его авторитет среди путейцев, портреты русского машиниста стали печатать китайские газеты. В 1951 году его попросили выступить с докладом на проходившем в Пекине Всекитайском съезде железнодорожников. Там министр железных дорог Китая и вручил ему рубиновую звезду Героя.

- Случилось это в день рождения сына Шумского - жена поехала в Китай вместе с мужем. Дивидендов с высокой награды он никаких не получал, скорее наоборот - во время обострения отношений с КНР фотография машиниста исчезла с Доски почета, - продолжил Елецких. - А когда он вернулся в Эстонию, соседи толпами ходили домой к Шумским, поскольку прошел слух, что Григорий Михайлович привез китайчонка.

Убедившись, что ребенок вполне обычный, европейской наружности, соседи расходились разочарованные.

- Очень хорошие у нас были соседи в Китае, - вспоминала жена Григория Шумского Мария. - Им наш малыш приглянулся. Необыкновенная любовь к детям - отличительная черта этого народа.

Когда Шумские покидали Муданьцзян, сосед догнал их и вручил Григорию Михайловичу негатив на стеклянной пластинке со словами: "Когда сын вырастет, покажите ему мою фотографию, чтобы помнил дядю Ли". Кроме негатива и ордена машинист увозил в Советский Союз медаль, знамя и памятную книгу с теплыми отзывами о нем и словами благодарности.

Еще два года наш герой проработал в Монголии, а затем приехал в Лиски, где до 1965 года трудился приемщиком паровозов и машинистом локомотивного депо.

- После выхода на пенсию Григорий Михайлович прожил еще 30 лет. Он умер в 1996-м, инвалидом, не имея никаких льгот и даже звания участника Великой Отечественной войны, - закончил свой рассказ Владимир Елецких. - Справедливо ли это?

Справка "РГ"

Вооруженный конфликт между Северной и Южной Кореей продолжался с 25 июня 1950 по 27 июля 1953 года, война при этом официально не объявлялась. Историки рассматривают противостояние на Корейском полуострове как опосредованный конфликт между СССР и его союзником Китаем с одной стороны и США с их союзниками - с другой. В северную коалицию входили корейская и китайская армии (формально КНР в войне не участвовала, поэтому ее подразделения именовались "соединениями китайских народных добровольцев").

Советский Союз также официально не принимал участие в Корейской войне, но финансировал и снабжал войска северной коалиции. Также на полуострове работали советские военные советники. На стороне Южной Кореи выступили Великобритания, США и ряд других стран под флагом миротворческих сил ООН. Вооруженный конфликт не изменил геополитическую ситуацию на полуострове: после войны Корея осталась разделенной на две части, по-прежнему находившиеся под влиянием СССР и США. Их границы остались практически неизменными. При этом было разрушено 80 процентов промышленной и транспортной инфраструктуры обоих государств, три четверти правительственных учреждений, около половины жилого фонда.
Автор: Антон Валагин
Первоисточник: http://www.rg.ru/2015/08/20/reg-cfo/geroi.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12
  1. Вадим2013 30 августа 2015 03:38
    Советское руководство отправляло специалистов и добровольцев в различные страны. Об их участие в Корейской войне с 25 июня 1950 по 27 июля 1953 года почти ничего не известно.
  2. Александр 3 30 августа 2015 07:47
    Восхищаюсь нашими Героями кто по зову сердца защищали интересы нашей Родины далеко за ее пределами.А сколько таких Героев преданы забвению.
  3. strelets 30 августа 2015 08:15
    Ну хоть краеведы собрали и сохранили о нем информацию.
  4. Сергей Владимирович 30 августа 2015 08:25
    Полезное дело люди делают, собирают информацию о таких личностях! Это должны знать и помнить нынешнее... Сколько таких людей, выдающихся, достойных доживают (большинство доживали, уже...) старость в нищете, без помощи, под равнодушные, а порой и презрительные взгляды соседей. Многих даже похоронить достойно некому было...
  5. cahekmosa 30 августа 2015 08:37
    Абалдеть, живу в этом городе(Лиски) 32 года и первый раз слышу. Ни улицы, ни какого другого упоминания. Спасибо за статью, хоть еще про одного земляка героя знать буду.
    1. Samy 30 августа 2015 09:25
      Обалдеть, а я как раз в Муданьцзяне сейчас, и тоже ничего не слышал Хотя русские дома старые еще кое-где есть....
  6. Kovlad 30 августа 2015 09:12
    Дед в ВОВ водил поезда. По словам отца, был лейтенантом-инструктором (не знаю, было ли такое), награжден орденом. Искал о нем хоть какие- то сведения, к сожалению, ничего не нашел. Автору статьи громадное СПАСИБО!
  7. parusnik 30 августа 2015 09:15
    Справедливо ли это?..Нет конечно..Засекреченный герой..Спасибо за статью..
  8. Нина Черни 30 августа 2015 10:16
    Спасибо за статью! Какой человек и какая судьба! Вот о ком снимать фильмы и сериалы! Ни один сценарист не придумает то, что бывает в жизни. Как жаль, что мы, как писал еще А.С.Пушкин так " не любопытны"!
  9. Комментарий был удален.
  10. fzr1000 30 августа 2015 10:59
    Мой дед во время ВОВ в НКПС отвечал лично за все эшелоны с фронта и на фронт в СССР. Орденом Ленина и Трудового Красного Знамени награжден. В СССР много людей ковали Победу не только на фронте. Память и Слава им!
  11. йцукен 30 августа 2015 14:58
    "Так что Григорий Михайлович сам и состав вел, и стрелки переводил, и уголь в топку кидал." - это как? Останавливал состав,вылезал и бежал вдоль всего состава стрелки переводить?А потом обратно в паровоз выходит залазил. А если там улица стрелочная,несколько стрелок подряд?С таким подходом немцы бы пешком состав догнали.Пишут ерунду,хоть бы вчитывались в смысл.Помнится в боевике с Сигалом тоже стрелки переводили прямо на ходу из поезда(((
  12. йцукен 30 августа 2015 15:01
    "а путевого обходчика Аруда - от неминуемой гибели. Колею злоумышленники разобрали прямо у его будки, которую сошедший с пути поезд непременно бы раздавил." = еще перл.Обходчик не слышал,как пути разбирали прямо у его будки???? Или его не было там? Пришел и не увидел разобранный путь?
  13. Комментарий был удален.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня