Ледокол «Илья Муромец»: полярный богатырь

Ледокол «Илья Муромец»: полярный богатырь


В русскую Арктику возвращаются универсальные ледовые корабли Военно-морского флота

Через два года в состав Арктической группировки ВМФ РФ войдет новейшее многофункциональное судно — ледокол обеспечения «Илья Муромец». Всего же в составе Северного и Тихоокеанского флотов будет находиться четыре таких вспомогательных судна: как планируют военные, ледоколы будут строиться отдельной серией.


Головное судно проекта заложили на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге в апреле нынешнего года. Его появление однозначно свидетельствует о том, что планы по усилению военного присутствия России в ее арктических территориальных водах осуществляются не на словах, а на деле. Достаточно сказать, что подобных вспомогательных судов отечественный военный флот не получал уже почти четыре десятка лет. И вот теперь этот пробел, существенно ограничивавший возможности ВМФ РФ на арктическом театре, ликвидируется.

Ледокол завтрашнего дня

Ледоколом «Илья Муромец» называется для простоты. На самом деле это многофункциональное вспомогательное судно высокого ледового класса. Но поскольку основным местом службы для него станет Арктика, на первый план вышла именно способность прокладывать себе и «подопечным» кораблям путь во льдах толщиной до метра. Кроме того, «Илья Муромец» сможет заниматься снабжением береговых и островных баз и аэродромов в арктической зоне; буксировкой судов и других плавучих сооружений в ледовых условиях и на чистой воде; тушением пожаров на аварийных объектах; локализацией разливов и сбором нефтепродуктов с поверхности моря; перевозкой контейнеров на открытой части верхней палубы, включая контейнеры-рефрижераторы с соответствующим энергообеспечением, а также других палубных и трюмных грузов. Одним словом, российский военный флот получит вполне современное многофункциональное судно, которое существенно усилит арктическую группировку.

«Когда проектировался этот корабль, в него закладывались характеристики ледокола даже не сегодняшнего, а завтрашнего дня, — сказал в день закладки «Ильи Муромца» главком ВМФ России адмирал Виктор Чирков. — Это мореходность, маневренность, многофункциональность и совершенно новый электрический принцип движения. Реализован концептуальный принцип кораблестроения, заложенный в кораблестроительной программе на период до 2015 года, — это многофункциональность». И это заявление точно отражает предназначение и возможности нового ледокола.

Ледокол «Илья Муромец»: полярный богатырь

Генеральный директор ОАО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков во время торжественной церемонии закладки ледокола «Илья Муромец» в Санкт-Петербурге. Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс/ТАСС

В отличие от своего былинного тезки, пролежавшего на печи тридцать лет и три года, прежде чем подняться на защиту родной земли, ледокольный «Илья Муромец» встанет на ноги куда быстрее — всего за три с небольшим года. Контракт между Министерством обороны и ОАО «Адмиралтейские верфи» на разработку и постройку нового ледокольного судна для арктической группировки был подписан 21 марта 2014 года. Чуть позже, в апреле нижегородское конструкторское бюро «Вымпел» заключило с Адмиралтейскими верфями договор на разработку технического проекта дизель-электрического ледокола мощностью около 7 МВт. Проект получил собственный номер — 21180, а руководил разработкой главный конструктор КБ Михаил Валерьевич Бахров.

Нижегородское конструкторское бюро «Вымпел»


Основано в 1927 году на базе филиала Ленинградского центрального бюро морского судостроения. В 1930 году КБ стало самостоятельным и получило название «Государственная контора по проектированию речных и морских судов» («Речсудопроект»). В 1939 году переименовано в Центральное конструкторское бюро №51, в 1966 году — в ЦКБ «Волгобалтсудопроект», в 1972-м получило название «Вымпел».

В 1940-е в бюро созданы серии военных кораблей и судов: большие и малые охотники за подводными лодками, десантные катера и баржи, плавучие батареи, мотоботы, минно-тральные и госпитальные суда. В послевоенное время одним из основных направлений деятельности КБ стало проектирование и техническое сопровождение строительства судов и плавучих средств, обеспечивающих боеспособность ВМФ (в частности, судов размагничивания и контроля физических полей подводных лодок и кораблей).

В последние десятилетия в бюро были разработаны (многие из разработок запущены в серию):

— рейдовый буксир проекта 705Б;

— морской буксир-спасатель проекта 22030;

— спасательно-буксирное судно проекта 22870;

— малое гидрографическое судно проекта 19910;

— большой гидрографический катер проекта 19920;

— судно размагничивания подводных лодок и контроля магнитного и акустического полей проекта 1799Э;

— противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок».

Отдельным направлением работ КБ является проектирование судов атомно-технологического обеспечения ВМФ: плавучих заводов по очистке жидких радиоактивных отходов и судов для транспортировки контейнеров с отработанным ядерным топливом (ОЯТ).

12 декабря 2014 года головной исполнитель заказа — Адмиралтейские верфи — и КБ «Вымпел» как разработчик проекта ледокола 21180 защитили материалы технического проекта у генерального заказчика — военных. К этому времени на подготовительной площадке верфей уже месяц шла нарезка металла для строительства нового судна. 23 апреля 2015 года состоялась торжественная церемония закладки ледокола «Илья Муромец». Вступить в строй головное судно новой серии должно в конце 2017 года.

Дальнобойный и вездеходный


Говоря о том, что новый ледокол будет способен на многое, поскольку станет совершенно новаторским судном, ни военные, ни корабелы не кривят душой. Хотя на первый взгляд его характеристики ничего неожиданного не демонстрируют. Водоизмещение «Ильи Муромца» — 6000 брутто-регистровых тонн; длина — 85 м, наибольшая ширина — 20 м (расчетная — 19,2 м), высота борта — 9,2 м, минимальная осадка — 5,9 м, наибольшая — 6,8 м; полная скорость хода — 15 узлов, экономическая — 11 узлов. По классификации Российского морского регистра судоходства «Илья Муромец» относится к ледовому классу Icebreaker6, то есть способен выполнять ледокольные операции в неарктических морях при толщине льда до 1,5 м и непрерывно продвигаться в сплошном льду толщиной до 1 м.

Все это довольно типичные показатели для большинства судов ледового класса, которые и сейчас ходят по Северному морскому пути и обеспечивают российское присутствие в Арктике. Новшества начинаются, когда речь заходит о дальности и об автономности плавания «Ильи Муромца», а также о типе его двигателя. Новый ледокол сможет проводить в плавании до двух месяцев — очень хороший показатель для судна, не имеющего атомной силовой установки. Еще примечательнее дальность хода: она составляет 12 000 морских миль, или 22 244 км. А это в четыре с лишним раза превышает общую длину Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения — 5600 км и вдвое — расстояние по Севморпути от Санкт-Петербурга до Владивостока, которое составляет свыше 14 000 км.

Ледокол «Илья Муромец»: полярный богатырь

Закладка ледокола проекта «Илья Муромец» на ОАО «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге. Фото: Денис Вышинский/ТАСС

Еще более новаторскими выглядят данные о двигателе «Ильи Муромца». На нем будут установлены четыре дизель-генератора общей мощностью 10 600 кВт (каждый генератор имеет мощность в 2600 кВт). От них будут питаться два гребных электродвигателя мощностью 3500 кВт каждый, установленные в отдельных винто-рулевых колонках. Именно они и делают «Илью Муромца» уникальным судном: вынесенные вовне корпуса электродвигатели с винтами на их валах вращаются на 360 градусов, позволяя судну двигаться в любом направлении! Именно то, что нужно во льдах, когда порой требуется дать не то что передний или задний, а «боковой» ход, и «Илья Муромец» вполне способен это сделать.

Такие двигатели носят название «тип Азипод» — от английского названия Azipod, которое складывается из слов azimuth (буквально — азимут, полярный угол) и pod (в данном случае — гондола двигателя). Подобные винто-рулевые колонки стоят, например, на скандально знаменитых вертолетоносцах «Мистраль», а также на арктических танкерах проекта Р-70046 («Михаил Ульянов»), строившихся несколько лет назад на Адмиралтейских верфях. Но на ледоколы такие двигатели в России ставятся впервые. Причем на «Илье Муромце» будут установлены винто-рулевые колонки отечественного производства: специально для судов этого проекта их сконструировал и выпускает ЦНИИ СЭТ (Центральный НИИ судовой электротехники и технологии) в Петербурге.

На что способен «Илья Муромец»


О том, какие задачи может выполнять то или иное судно, обычно нетрудно судить, если изучить список его дополнительного оборудования и данные о местах для размещения экипажа. И с этой точки зрения изучить спецификацию «Ильи Муромца» очень любопытно. В частности, на борту нового ледокола будут находиться: грузовой кран (длина — 21 м, грузоподъемность — 21 т) и кран-манипулятор (длина — 21 м, грузоподъемность — 2 т), многофункциональный рабочий катер с надувным бортом БЛ-820, два лафетных водопенных ствола и пожарный насос. И, кроме того, 400 метров боновых заграждений и катер-постановщик для них: это часть оборудования для сбора разлившейся нефти. К этому нужно прибавить грузоподъемность, равную 500 т, 380 квадратных метров грузовой палубы на юте ледокола и 500 кубометров грузового трюма. Плюс вертолетная площадка на баке, которая может принимать вертолеты типа Ка-32 или более распространенные в военном флоте Ка-27.

Все это подтверждает слова военных и корабелов о том, что новый ледокол будет весьма «разносторонней личностью» и действительно сможет решать самые разные задачи. Но в спецификации есть еще один любопытный пункт. Где-то он проходит под названием «пассажировместимость», где-то — «дополнительный экипаж», но число везде одно и те же: 50 человек. И это при том, что собственный, постоянный экипаж «Ильи Муромца» — всего 32 человека! Для чего же нужна возможность разместить на борту еще полсотни человек

И тут может много рассказать история имени ледокола. Дело в том, что он унаследовал его от ледокола «Илья Муромец» проекта 97 («Василий Прончищев»), построенного на тех же Адмиралтейских верфях и служившего на Тихом океане с 1965-го по 1993 год. По этому уникальному проекту было построено в общей сложности 32 судна — крупнейшая серия ледоколов в истории СССР! И самое интересное, что все три десятка ледоколов проекта 97 с самого начала предназначались для военной службы. Среди них нашлось место и восьми ледокольным пограничным сторожевым кораблям, и гидрографическому судну, и единственному в мире научно-исследовательскому ледоколу «Отто Шмидт».

Так что вполне вероятно, что «дополнительным экипажем» могут оказаться и пограничники, и морские пехотинцы, и сопровождающие военных грузов, и участники военно-научных экспедиций. На то, что ледоколы проекта 21180 могут выполнять не только вспомогательные, но и вполне себе боевые функции, указывает и еще одна их характерная особенность. В отличие от надстроек обычных ледоколов, имеющих вертикальную переднюю стенку, надстройки военных ледоколов-сторожевиков имеют очень узнаваемую наклонную переднюю стенку, напоминающую надстройки современных фрегатов и эсминцев. Точно такую же имеет и «Илья Муромец». А свободного места между вертолетной площадкой и надстройкой вполне хватит, чтобы при необходимости можно было установить там артустановку типа АК-230, АК-630 или АК-306 (последняя — вероятнее всего, так как она изначально предназначена для довооружения вспомогательных мобилизуемых судов).

И еще на одну возможную роль нового ледокола намекает история его предшественников. Другой ледокол-«богатырь» проекта 97 — «Добрыня Никитич» — во время службы на Северном флоте неоднократно участвовал в обеспечении перехода атомных подводных лодок СФ в Тихий океан. Учитывая программу строительства новых атомных субмарин проектов «Ясень» и «Борей» на заводе в Северодвинске, можно предположить, что их проводкой на Тихоокеанский флот будут заниматься именно ледоколы проекта 21180. Во всяком случае и дальность хода, и автономность, и пассажировместимость, и грузоподъемность, и ледопроходимость вполне им это позволяют.
Автор: Сергей Антонов
Первоисточник: http://rusplt.ru/sdelano-russkimi/ledokol-ilya-muromets-polyarnyiy-bogatyir-18445.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 29
  1. A1L9E4K9S 30 августа 2015 04:20
    Русские богатыри возвращаются,поживёт ещё Россия назло врагам нашим,много ещё попортит кровушки ворогам лютым.
    1. ЯРС 30 августа 2015 09:43
      вот это и объясняет истерический вой либералов на данном форуме мол "путинвсёслил" припутиневсёпропало", ведь именно благодаря Путину идёт развитие в России даже в такую тяжёлую минуты для России как сейчас! А что касается ледокола, то чем не красавец правда?! Спасибо конструкторам и удачи в работе экипажу!
      1. avt 30 августа 2015 10:01
        Цитата: ЯРС
        вот это и объясняет истерический вой либералов на данном форуме мол "путинвсёслил" припутиневсёпропало"

        Строят арктический флот прям бешенными темпами ! good От снабженцев до атомных ледоколов .
        avt
  2. Горный стрелок 30 августа 2015 08:11
    Хорошие названия у кораблей, правильные. "Богатырская застава" в действии. И нефиг супостату...
  3. Megatron 30 августа 2015 10:48
    Боялся что увижу названия импортных двигателей, а нет, пронесло.
    1. Argon 30 августа 2015 11:32
      Так сейчас же все импортозамещением заняты(в основном в прессе и на масмедиа).А откуда своему то взяться?25лет страной"манагеры"правят.Так,что СЭУ в лучшем случае будет корейская,но скорее,как теперь принято-китайская с русскими"шильдиками".
      1. avt 30 августа 2015 12:23
        Цитата: Argon
        Так сейчас же все импортозамещением заняты(в основном в прессе и на масмедиа).А откуда своему то взяться?25лет страной"манагеры"правят.

        Раньше вроде судовые дизеля брались из Брянска . НО в 2011 году их производство там прошло ,,точку невозврата" и теперь ни кадров , ни оборудования ..... request
        avt
        1. Argon 30 августа 2015 15:23
          Традиционно(еще со времен Союза)судовые"коммерческие"ДВС(эконом
          ичность,ресурсные показатели)импортировались,главным образом из ГДР,ФРГ меньше из Чехословакии,Дании,Финляндии,Японии.Брянск
          -в целом неудачная попытка лецензионного производства продукта"B&W",в основном устаревших типов.В кругу специалистов брянские изделия получили прозвище-"Боря-Ваня"и у плавсостава(механиков)восторгов не вызывали.Не смотря на это завод конечно жалко,но ваша новость удивления не вызывает sadКак говорят в телевизоре-"мы строим постиндустриальную экономику"- fool
    2. Комментарий был удален.
    3. gjv 30 августа 2015 16:27
      Цитата: Megatron
      Боялся что увижу названия импортных двигателей, а нет, пронесло.

      Цитата: Argon
      СЭУ в лучшем случае будет корейская,но скорее,как теперь принято-китайская с русскими"шильдиками".

      Цитата: avt
      Раньше вроде судовые дизеля брались из Брянска

      Компания "Волжский дизель им.Маминых" в ближайшие дни передаст "Адмиралтейским верфям" первый дизель-генератор ДГС-500 для головного ледокола проекта 21180 "Илья Муромец". 4 Июля 2015

      gjv
      1. gjv 30 августа 2015 16:42
        Винто-рулевая колонка типа «Азипод», ЦНИИ СЭТ
        gjv
      2. Argon 30 августа 2015 22:13
        Да любезный gjv я именно подобные"шедевры"имел ввиду,когда говорил о китайских моторах собранных в россии.Табличка улыбнула(из серии-мы хотим,чтоб в мире было счастье)-500кВт при 1000об\мин если тысяч до 8ми ресурс до среднего ремонта дотянут будет национальное достяжение.Но на мой взгляд цифры будут в пределах 4000;6000м\ч
    4. razzhivin 30 августа 2015 17:14
      Еще примечательнее дальность хода: она составляет 12 000 морских миль, или 22 244 км. А это в четыре с лишним раза превышает общую длину Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения — 5600 км и вдвое — расстояние по Севморпути от Санкт-Петербурга до Владивостока, которое составляет свыше 14 000 км.

      интересно... НЕ МОГУТ ЛИ ЭТИ РАЗРАБОТКИ СТАЛЬ АЛЬТЕРНАТИВОЙ АТОМНЫМ ЭУ для новых "Лидеров" и т.п.???
  4. 31rus 30 августа 2015 12:11
    Уважаемые,маленькое замечание для "истиных патриотов",не нужно заслуги народа(все кто трудиться и созидает)зачеркивать одним ,словом "если бы не Путин",то что?Россия и планета Земля прекратило существование?
    1. Пилот 30 августа 2015 18:29
      Про землю не знаю, а РФ наверно, при лидере, типа Немцова, развалилась бы, не ходи к гадалке.
  5. Yankuz 30 августа 2015 12:15
    Именем былинного богатыря русского надо называть крейсеры, авианосцы, подводные крейсеры типа Борей, чтобы сила чувствовалась там где надо, а не буксиры всякие! Мое мнение.
    Yankuz
    1. Владимирец 30 августа 2015 13:14
      Цитата: Yankuz
      чтобы сила чувствовалась там где надо, а не буксиры всякие

      По-Вашему ледокол недостаточно сильное судно? belay
    2. veksha50 30 августа 2015 13:17
      Цитата: Yankuz
      Именем былинного богатыря русского надо называть крейсеры, авианосцы, подводные крейсеры типа Борей, чтобы сила чувствовалась там где надо, а не буксиры всякие! Мое мнение.



      Да ведь силушка то у этого, как Вы назвали, "буксира" - немалая...

      И чем Вам не угодили, скажем, океанские буксиры, благодаря которым много добрых дел свершено ???

      И такие корабли ой как нужны, и не только на Северном флоте...
    3. Иван Иваныч 30 августа 2015 13:30
      А инфраструктура и обеспечение? Кто патроны подвозить будет?)
  6. veksha50 30 августа 2015 13:11
    Четыре ледокола (корабля ледового класса) - это и не много, но и не мало... Да и сроки строительства внушают надежду на скорейшее усиление СФ...

    Так сказать, "наш ответ Чемберлену" в свете последних свистоплясок вокруг Арктики и арктического шельфа...
  7. bionik 30 августа 2015 15:13
    "Ермак"- ледокол.По инициативе и при активном участии С.О. Макарова в декабре 1897 года по заказу России на стапелях английской фирмы “Армстронг” в Ньюкасле был заложен первый в мире ледокол, способный форсировать тяжелые льды 2-х метровой толщины. Введён в эксплуатацию 1899-выведен из состава флота 1963.
  8. ROMANO 30 августа 2015 16:18
    Цитата: ЯРС
    именно благодаря Путину идёт развитие в России даже в такую тяжёлую минуты для России как сейчас!


    Блажен кто верует!

    Лично я убеждён, что если что в России общественнополезного и строится, так это НЕ БЛАГОДАРЯ, а ВОПРЕКИ стараниям путина и его "единомышленникам". Сравните, сколько судов, самолётов, школ, больниц... стороилось в СССР, и сколько сейчас. Сколько воровали тогда, и сейчас. Сколько давали за коррупцию раньше, и как отмазывают от возмездия ныне...
    А вот частные дворцы и заборы вокруг рек и заповедников, согласен, растут, как грибы после дождя, именно БЛАГОДАРЯ политике путина.
  9. ioann1 30 августа 2015 18:27
    Очень верное имя дано ледоколу: Святой Илья Муромец. Как корабль назовёшь, такой жизнью он и будет жить и с помощью самого Святого Илии.
  10. afrikanez 30 августа 2015 21:43
    С виду как игрушечный... laughing
  11. AdekvatNICK 30 августа 2015 22:35
    автономности плавания не понятно за счёт чего такая большая.Такой с виду "малёк" корабль.
  12. макс702 31 августа 2015 00:10
    надеюсь что 3.5 года будет строится первый корабль, головной в серии.. А остальные 1.5-2 года , все таки 6000т не такое и большое судно можно и быстрей.
  13. Garris199 31 августа 2015 00:52
    Помимо артустановки (хотя на ледоколах типа "арктика" изначально имеется барбет для пушки) думаю будут еще контейнеры club-k ну и вертолет ПЛО.
  14. Megatron 31 августа 2015 04:22
    Кстати о буксирах: на вооружении нашего флота находятся два самых мощных в мире буксира - Фотий Крылов и Николай Чикер, способны буксировать суда до 250.000т, те в принципе любые. Есть видео как он Кузнецова буксирует. Кому интересно - посмотрите.
  15. kig 31 августа 2015 11:30
    Вы уж извините, конечно, но наверное это только для военных такое судно является уникальным. В мире их понастроено достаточно много. А в дальневосточных морях, например, с 2005 года работает ледокольное судно-снабженец СКФ Сахалин, построенное в Финляндии для Дальневосточного пароходства (впоследствии перепродано Совкомфлоту). Там точно такая же силовая установка мощностью 17600 лс с Азиподами. Ледовый класс ЛЛ7 - выполнение ледокольных работ в арктических морях при толщине льда до 2,0 м в зимне-весеннюю и до 2,5 м в летне-осеннюю навигацию. Способен непрерывно продвигаться в сплошном льду толщиной до 1,5 м
    kig
  16. Гюнтер 31 августа 2015 22:13
    Красавец, что тут скажешь.

    перевозкой контейнеров на открытой части верхней палубы, включая контейнеры-рефрижераторы с соответствующим энергообеспечением


    А у нас как известно есть контейнеры " с секретом" - для заклятых "партнёров".
  17. Инжeнeр 1 сентября 2015 10:48
    Просто жирный + такой хорошей новости.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня