Атомный эсминец для ВМФ России. Взгляд снаружи


Бег шести тысяч лошадей
Турбины корабля
Передают во власть вождей —

Компаса и руля.

На западе наплывы мглы,
К востоку — дождь стеной;
Качают хмурые валы
Наш жертвенник ночной.

(По мотивам Киплинга, “The Destroyers”)


Эскадренный миноносец — обобщающая характеристика крупных боевых кораблей для решения широкого спектра задач наступательного и оборонительного характера. Эсминцы предназначены для работы в дальней морской зоне. Различаются размерами и назначением.

В процессе эволюции советские эсминцы выродились в “большие противолодочные корабли” (БПК). Американские “эсминцы УРО” (с управляемым ракетным оружием), наоборот, шли по пути усиления ПВО, а с появлением крылатых ракет окончательно превратились в ударные ракетодромы. На Западе так и обозначают этот класс — “the destroyers” (разрушители).

Атомный эсминец для ВМФ России. Взгляд снаружи


“Миноносец” “Замволт” превзошел по размерам эскадренные броненосцы Русско-японской войны, став одним из крупнейших боевых кораблей современности. С ним сравниться может лишь ТАРКр “Петр Великий”.

Во что превратился современный “эсминец”? В крейсер? Линкор? Морскую ракетную платформу?

Сейчас единственным поводом для строительства надводных боевых кораблей с полным водоизмещением свыше 4 тысяч тонн, является создание “зонтика ПВО/ПРО” над морским театром военных действий. С более простыми задачами великолепно справляются корабли др. классов (корветы, LCS, СКР, фрегаты). Именно поэтому полноценными “эсминцами” располагают лишь несколько, самых развитых флотов мира.

Ударное ракетное вооружение имеет смысл размещать на подлодках. Те, за счет своей скрытности и многочисленности, всегда имеют больше шансов для выхода на рубеж пуска, чем любой надводный корабль.

Итак, почему все-таки ПВО и ПРО?

Как показывает практика, для размещения на борту средств обнаружения и управления огнем (РЛС большой мощности, чьи антенны достигают в поперечнике 10 метров), а также боекомплекта из нескольких десятков дальнобойных ЗУР, требуется корабль с водоизмещением не менее 7—8 тыс. тонн.

К нему, за счет размеров, должны прилагаться хорошая мореходность и океанская дальность плавания. Размеры эсминца должны обеспечивать большую высоту установки антенных постов (что особенно важно при перехвате низколетящих ракет).

Наконец, объемы и водоизмещение эсминца позволяют добиться некоторой разумной универсальности (гидроакустический комплекс, многоцелевой вертолет и т. д.).

К лету 2015 года Минобороны России окончательно определилось с обликом перспективного эсминца пр. 23560 “Лидер”.

Ввиду непреодолимого желания иметь мощнейшее ударное вооружение (при отсутствии универсальной установки для запуска ПКР, ЗУР и КРМБ), серьезную артиллерию (а ля ”Замволт”) и ядерную силовую установку (ЯСУ), водоизмещение “Лидера” влетело в сумме в 18 тысяч тонн. Перспективный “эсминец” приблизился по размерам к “Орлану”, превзойдя последний по всему спектру боевых характеристик.

В чем важность пр. 23560 ?

В рамках проекта “Лидер” ведутся работы по созданию сам сложного, крупного и дорогого боевого корабля, со времен 1989 года. Великолепный пенитель океанов — симбиоз лучших достижений научно-технического прогресса, готовый вести наши эскадры вокруг мыса Доброй Надежды

За последние 20 лет Россия, по сути, упустила целое поколение кораблей. Крупные флоты мира за этот срок успели обзавестись множеством крупных и хорошо вооруженных кораблей с многофункциональными информационно-управляющими системами, мощными ПРО и ПВО, противокорабельными и крылатыми ракетами. Пора и нам подключаться.

— Военно-морской эксперт Дмитрий Болтенков (“Известия”, 2013 год)

Несколько лет ушло на споры о выборе типа энергетической установки — обычная или ядерная.

Постепенно вырисовался облик нового корабля — 18-тыс. тонный гигант с ЯСУ.

И вот, наконец, на международном военно-техническом форуме “Армия-2015” был представлен детальный макет эсминца пр. 23560. Художественный дизайн, высокое искусство.

Точные характеристики и состав вооружения пока остаются секретом. В данном обзоре мы обратим внимание на самые интересные особенности “Лидера”, видимые невооруженным взглядом.

1. Компоновка.

Эсминец выполнен в лучших традициях отечественного флота. Высокий “клиперский” нос, изогнутая верхняя палуба, стремительность в очертаниях. Наклон всех линий надстроек в сторону носа или кормы, создающий впечатление активности и готовности к действию.



2. Радиотехнический облик

Отечественные инженеры предлагают свой независимый вариант, с интеграцией плоских антенных устройств в конструкцию громадной пирамидообразной фок-мачты.

Напомню, первый, американский вариант, предусматривает размещение антенных постов на стенах надстройки (применен на всех Иджис-эсминцах и их зарубежных клонах — “Атаго”, “Альваро де Басан”, “Хобарт” и тд.). Схема способствует снижению радиолокационной заметности, недостаток — недопустимо низкая высота установки антенн.



Второй, классический вариант, предусматривает наличие двух основных РЛС с вращающимися ФАР, размещенными на импровизированных мачтах в передней и задней частях надстройки.

Создатели “Лидера” предлагают свой вариант — неподвижные ФАР, размещенные друг над другом на стенах надстройки, постепенно переходящей в высоченную фок-мачту. Вся “пирамида” возвышается над морем на 50 метров (с 16-этажный дом!), что увеличивает дальность обнаружения низколетящих объектов до 20 морских миль (НЛЦ на уровне моря).

Каким будет радиолокационный комплекс нового эсминца — сейчас предугадать сложно. На макете виден крупный “квадрат” ФАР дальнего обзора и, над ним, систему из мелких фазированных антенн. Очевидно, радар сантиметрового диапазона для слежения за горизонтом.

Вторая, чуть менее высокая грот-мачта, будет предназначена для размещения систем связи.

3. Стелс

В конструкции “Лидера” четко прослеживаются следы технологии снижения заметности. Это и форма надстройки. И пирамидообразные мачты. И специфический завал бортов, начинающийся практически у форштевня (для отражения радиолучей вверх — во избежание их повторного отражения от поверхности воды). И форма артиллерийской установки со множеством граней. И даже защитный кожух над палубой в носовой части эсминца, скрывший якорное устройство.

В целом “малозаметность” не играла решающего значения при проектировании эсминца. Надстройка “Лидера” изобилует различными выступами, архитектурными изысками и кожухами дополнительных антенн, явно не поместившимися внутри многофункциональных мачт.

4. Дымовые трубы

В задней части фок-мачты заметны специфические выступы, по своей форме и расположению в точности напоминающие кожухи газовыхлопных труб (как на атомном “Орлане”). Очевидно, атомный эсминец оснастят резервной ГЭУ на обычном топливе.



5. Ядерная силовая установка

Преимущества:

— Россия — мировой лидер в области ядерных технологий. Реакторы у нас всегда получались лучше, чем газовые турбины;

— увеличение дальности плавания. Даже несмотря на то, что автономность корабля ограничена усталостью экипажа и состоянием его механизмов (как, впрочем боекомплектом и запасами продовольствия), ЯСУ снимает главную проблему в дальних походах с обеспечением кораблей тысячами тонн топлива;

— в ряде случаев — повышение боевой устойчивости. Противник подумает 100 раз, прежде чем атаковать “ядерный эсминец”. Никто не допустит у себя под боком новой “Фукусимы”.

(Единственный случай атаки корабля с ЯО на борту — обстрел эсминца “Осборн” у берегов Вьетнама: снаряд попал в погреб, где хранились ядерные глубинные бомбы Mk.17. Впрочем, те, кто стрелял в “Осборн” ничего об этом не знали.)

Недостатки:
— увеличение размеров корабля, стоимости его постройки и обслуживания;
— невозможность захода в Черное море;
— проблемы с заходом в некоторые зарубежные порты в связи с претенциозным отношением к атомной энергетики западных политиков и СМИ.

Вот это то, что узрел взгляд вашего покорного слуги при первом знакомстве с эсминцем пр. 23560.

Очередная серия наблюдений будет изложена в следующей части статьи.
Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

158 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти