ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок.

11
ОАО «Кузнецов» является ведущим двигателестроительным предприятием России. Здесь осуществляется проектирование, изготовление и ремонт ракетных, авиационных и газотурбинных установок для газовой отрасли и энергетики.

С этими двигателями были запущены пилотируемые космические корабли «Восток», «Восход», «Союз» и автоматические транспортные грузовые космические аппараты «Прогресс». 100% пилотируемых космических пусков и до 80% коммерческих производится с использованием двигателей РД107/108 и их модификаций, произведённых в Самаре. Продукция завода имеет особое значение для поддержания боеготовности дальней авиации России. На «Кузнецове» были сконструированы, произведены и технически обслуживаются двигатели НК-12 для дальних бомбардировщиков Ту-95МС, НК-25 для бомбардировщиков Ту-22М3 и НК-32 для уникальных стратегических бомбардировщиков Ту-160.

Сегодня перед самарским предприятием стоят задачи по возобновлению производства двигателей НК-32 серии 02, росту объёмов производства ракетных двигателей, повышению надёжности индустриальных двигателей для ОАО «Газпром», развитию перспективных авиационных разработок.


1. 55 лет назад в Самаре начали серийно производить ракетные двигатели, которые не только подняли на орбиту первого космонавта Юрия Гагарина, но и вот уже более полувека используются российской космонавтикой и тяжелой авиацией. Предприятие «Кузнецов», которое входит в Госкорпорацию Ростех, объединило несколько крупных самарских заводов. Сначала они занимались производством и обслуживанием двигателей для ракетоносителей ракет «Восток» и «Восход», сейчас - для «Союза». Второе направление работы «Кузнецова» сегодня - силовые установки для самолетов.

ОАО «Кузнецов» входит в состав Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК).



2. Механообрабатывающее производство.

Это один из начальных этапов процесса производства двигателя. Здесь сконцентрировано высокоточное обрабатывающее и контрольно-испытательное оборудование. Например, фрезерный обрабатывающий центр DMU-160 FD, способен обрабатывать крупногабаритные детали сложной формы диаметром до 1,6 метра и весом до 2 тонн.



3. Оборудование эксплуатируется в 3 смены.



4. Обработка статорных колец компрессора двигателя НК-32 на токарно-карусельном станке.



5. НК-32 устанавливается на стратегическом бомбардировщике Ту-160, а НК-32-1 в 1996 г. - на летающей лаборатории Ту-144ЛЛ.



6. Скорость установки позволяет обрабатывать швы до 100 метров в минуту.



7. Металлургическое производство.

Этот участок способен отливать заготовки диаметром до 1600 мм и весом до 1500 кг, необходимые для корпусных деталей газотурбинных двигателей индустриального и авиационного применения. На фото показан процесс заливки детали в вакуумно-плавильной печи.



8. Фрагмент литниково-питающей системы после заливки.



9. Контроль литья методом ЛЮМ-А.



10. Типовые испытания клапана ракетного двигателя в условиях -55°C.



11. Испытания представляют собой процесс охлаждения ванны со спиртом с помощью жидкого азота до указанной температуры.



12. Участок сборки моделей лопаток в модельный блок.



13.



14. Контроль профиля компрессорной лопатки.



15. Прокалка керамических форм лопаток в электрической печи.



16. Нанесение керамики на модель лопаток.



17. Процесс индукционной пайки сопла камеры сгорания ракетного двигателя. Температура процесса составляет 975°C.



18. Установка полуколец на критическое сечение камеры сгорания ракетного двигателя на участке сварки.



19. Фрезеровка каналов горючего камеры сгорания ракетного двигателя.



20. «Наружная рубашка» сопла камеры сгорания РД с разметкой под рентген-контроль.



21. Сборка рулевого агрегата РД. Устанавливается совместно с маршевыми двигателями РД-107А/РД-108А для управления и корректировки вектором тяги.



22. Камеры сгорания.



23. Сейчас на «Кузнецове» трудится около 12 тысяч человек.



24. Сборка очередного опытного образца двигателя НК-361 для российской железной дороги.

Новым направлением развития ОАО «Кузнецов» является выпуск механических приводов силового блока ГТЭ-8,3/НК для тяговой секции магистрального газотурбовоза на базе ГТД НК-361.



25. Первый опытный экземпляр газотурбовоза с двигателем НК-361 в 2009 году во время испытаний на экспериментальном кольце в Щербинке провел состав весом более 15 тысяч тонн, состоящий из 158 вагонов, установив тем самым мировой рекорд.



26. Цех окончательной сборки авиационных газотурбинных двигателей.



27. Сборка узла форсажной камеры двигателя НК-32.



28. Двигатель НК-25 — турбореактивный двигатель для самолета Ту-22М3, основного российского бомбардировщика средней дальности. Наряду с НК-32 долгое время является одним из самых мощных авиационных двигателей в мире.



29. Обвязка двигателя НК-25.



30. Контроль оболочки двигателя НК-32 перед сборкой.



31. Топливный коллектор форсажной камеры.



32.



33. Слесари-сборщики за работой по сборке НК-14СТ.

Газотурбинный двигатель НК-14СТ используется в составе агрегата для транспортировки газа. Интересно то, что двигатель использует природный газ, перекачиваемый по трубопроводам, в качестве топлива. Является модификацией двигателя НК-12, который устанавливался на стратегический бомбардировщик Ту-95.



34. Цех окончательной сборки серийных ракетных двигателей.

Здесь производится сборка двигателей РД-107А/РД-108А разработки ОАО «НПО «Энергомаш». Этими двигательными установками оснащаются первые и вторые ступени всех ракет-носителей типа «Союз».
Принципы работы РД-107 и РД-108 схожи, но назначение разное. Сто седьмой стоит на первой ступени ракеты, а сто восьмой - на второй.



35. Доля предприятия в сегменте ракетных двигателей на российском рынке составляет 80%, по пилотируемым пускам – 100%. Надежность двигателей – 99,8%. Запуски ракет-носителей с двигателями ОАО «Кузнецов» осуществляются с трех космодромов – Байконур (Казахстан), Плесецк (Россия) и Куру (Французская Гвиана). Стартовый комплекс под «Союзы» также будет построен на российском космодроме «Восточный» (Амурская область).



36. Полный цикл создания ракетного двигателя составляет около 10 месяцев.



37. Проверка комплектации ракетного двигателя при сборке.



38. Подготовка изделия к окончательной сдаче контрольным службам и представителю заказчика.



39. Здесь же, в цехе, ведутся работы по адаптации и сборке ракетного двигателя НК-33, предназначенного для первой ступени ракеты-носителя легкого класса «Союз-2-1в».



40. Двигатель НК-33 — один из тех, что планировалось уничтожить после закрытия лунной программы. Двигатель прост в эксплуатации и техническом обслуживании, и вместе с тем имеет высокую надежность. При этом его стоимость в два раза ниже стоимости существующих двигателей того же класса по тяге.



41. Выполнение операции по термоусаживанию защитной трубки провода авиационного жгута.



42. Подготовка к распайке контактов жгута в электроразъеме авиационного кабеля.



43.



44. В цехе окончательной сборки ракетных двигателей расположена целая галерея с фотографиями советских и российских космонавтов, которые отправлялись в космос на ракетах с самарскими двигателями.



45. Монтаж двигателя НК-14СТ на испытательный стенд.



46. Подстыковка маслоситемы к двигателю для проведения испытаний.



47. Пультовая испытательного стенда.



48. Пьезометры. Применяются для измерения перепада и низких давлений при испытании газотурбинных двигателей.



49. Система шумоглушения испытательных стендов газотурбинных двигателей.



50. Ракетный двигатель РД-107А/108А на стенде. За несколько минут до начала огневых испытаний.

Подтвердить почти стопроцентную надежность изделия можно только одним способом: отправить готовый двигатель на испытания. Его крепят на специальном стенде и запускают. Силовая установка должна работать так, как будто уже выводит на орбиту космический корабль.



51. За более чем полвека работы на «Кузнецов» было выпущено около 10 тысяч жидкостных ракетных двигателей восьми модификаций, которые вывели в космос более 1800 ракет-носителей типа «Восток», «Восход», «Молния» и «Союз».



52. По минутной готовности в систему охлаждения факела подается вода, создается водяной ковер, который уменьшает температуру факела и шум от работающего двигателя.



53. При испытании двигателя производится регистрация около 250 параметров, по которым оценивается качество изготовления двигателя.



54. Наклонные огневые испытания серийного ракетного двигателя на испытательном комплексе ОАО «Кузнецов» в поселке Винтай.



55. Коллектив расчетной группы производит обработку полученной информации и выдает протокол испытаний. По полученным данным инженерным составом производится оценка результатов испытаний и дается заключение о его пригодности для установки на ракету-носитель.



56. Подготовка двигателя на стенде длится несколько часов. Производится его обвязка датчиками, проверка их работоспособности, опрессовка магистралей, комплексные проверки работы автоматики стенда и двигателя.



57. Контрольно-технологические испытания длятся около минуты. За это время сжигается 12 тонн керосина и около 30 тонн жидкого кислорода.



58. Испытания окончены. После этого двигатель отправляется в сборочный цех, где его разбирают, проводят дефектацию узлов, собирают, проводят окончательный контроль, а затем отправляют заказчику – на АО «РКЦ «Прогресс». Там его устанавливают на ступени ракеты.



59.

11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    11 сентября 2015 06:12
    Проект башенного газотурбинного двигателя (см.http://techvesti.ru/node/8012):
    Наверху башни - сопловой аппарат с поворотными соплами, лопаточными венцами газовой турбины,
    внизу - воздушный компрессор и малооборотный электрогенератор, примерно такой же, какой применяется в гидроэлектроэнергетике, но большего диаметра, равного диаметру башни. Статор с кольцевым рельсовым треком у этого электрогенератора неподвижно закреплён на земле, а по нему как ездят по замкнутому рельсовому кругу тележки ротора. В обмотках статора вырабатывают электроэнергию.Башню держат в воздухе реактивная подъёмная сила и сила от лопаток крыльев, закрепленных к стенкам башни.
    Турбина и компрессор вместо вала соединены гибкой связью - гибкими гофрированными стенками полой башни,
    похожей на гибкий шланг бормашины.Воздушные компрессоры расположены в основании башни. Их, вращают электродвигателями. Компрессорами закачивают внутрь гибкой полой башни атмосферный воздух. Воздух поднимается вверх по трубе башни, подогревается от тепла зачернённых снаружи стенок башни. Зачернённые стенки башни греются солнечным излучением. В верхней части башни нагретый воздух через поворотные сопла выпускают вниз и вбок, по подгруппе образующих однополостного гиперболоида, на кольцевой лопаточный венец одноступенчатой воздушной турбины. Лопатки венца турбины закреплены к стенкам башни и приводят её во вращение. Вращение передаётся по телу башни вниз к её основанию для приведения во вращение кольцевого электрогенератора, закреплённого в основании башни.Оценки показывают, что при диаметре башни 230м длине башни 15км мощность нагрева стенок башни солнечным излучением составляет 3,4ГигаВатт.Примерно 50% этой мощности можно перевести в электрическую мощность , вырабатываемую электрогенератором в основании башни.см http://yachtingstar.at.ua/avatar/92/413551_1_600.jpg
    1. +3
      11 сентября 2015 08:30
      Цитата: Svetlana
      Проект башенного газотурбинного двигателя

      О подобном сообщалось в журнале Юный Техник еще ...дцать лет тому назад, в начале 90хг.
      А по статье, превосходно и интересно, правда многие пройдут мимо, ни грамма задумываясь и дальше будут снова и снова перемывать кости мелкой сошки Васильевой, епт как это интересно, тьфу и сокрушается по поводу развала промышленности России, три ха-ха, характерно что для многих, намного интересней истерично покричать и покопаться в гуане что все пропало, хотя данная статья являясь каплей в море информации и говорит об обратном. Но сколько еще есть интересных обычных и уникальных научных, производственных и технологических предприятий России...
    2. 0
      11 сентября 2015 09:46
      производство безнадёжно устарело,от Кузнецова только брали и почти ничего не вкладывали много лет,да что говорить если только последний год ,начали возрождать НК32 и НК25.Обрабатывающие центры не наши,если сломаются ,будут ли запчасти? Зарплаты низкие -людям просто деваться некуда,работают за гроши, конструктор получает 20тыс. Политика государства такая,воровать можно ,а за хорошую работу платят копейки.Этот завод наша гордость ,но вызывает лишь тягостное впечатление...
      1. 0
        11 сентября 2015 14:06
        Как собственно и все, что не связано с банками, "национальными" достояниями, торговлей.
      2. +1
        11 сентября 2015 22:36
        К сожалению, это именно так.
        В частном бизнесе заработки специалиста аналогичной квалификации не сравнимо больше. Аналогичная ситуация и там, где производят МиГ-29. А в 90-е годы, заводы часто вообще ничего не получали от продаж самолётов на экспорт. Туда не поставляли нового оборудования, а сотрудникам часто платили бартером - корейскими дешевыми машинами, видеомагнитофонами и пр.
        ИТР - рабы умственного труда, негры промышленности, крепостные, чей труд оплачивается чуть лучше труда колхозников, работавших за трудодни.
  2. +1
    11 сентября 2015 07:52
    Прошлый век, но отменная надёжность. Надо очень беречь и приумножать. Оснастка уже умирает, контрольно-измерительная аппаратура держится только на квалификации персонала. Новых капитальных вложений на фото не видно. Интресно как зарплата на предприятии сравнима с зарплатой банковских клерков среднего звена.
  3. 0
    11 сентября 2015 09:50
    Жаль про НК-65 ничего не сказано. Стране нужна замена Д-18
  4. +2
    11 сентября 2015 09:51
    "Хозяйство" Кузнецова, это была целая Империя. Самодостаточная и своенравная... Умевшая за себя постоять и идти "против ветра". Сами рассчитывали, сами испытывали и сами производили целые классы авиационной и космической техники: от легких современных "авиапоршневиков" до РД.
    Расчет и производство многофорсуночных узлов камер сгорания - их конек! Только они умели и могли делать такие камеры сгорания и "уйти от нестабильного горения" как в авиационных, так и в ракетных двигателях...

    Дай Бог им восстановится в полную силу!
    1. 0
      11 сентября 2015 18:36
      [quote=Rus2012]"Хозяйство" Кузнецова, это была целая Империя. Самодостаточная и своенравная... Умевшая за себя постоять и идти "против ветра". Сами рассчитывали, сами испытывали и сами производили целые классы авиационной и космической техники: от легких современных "авиапоршневиков" до РД.
      Да уж Империя, и своенравная, если приезжали на завод за ремкомплектом для Нк 12, не дай Бог после зарплаты, И странно почему вдруг НК12ст, вдруг стала НК14, с советских времен НК 12 ст газодувка.
      1. 0
        11 сентября 2015 19:25
        Цитата: igor67
        И странно почему вдруг НК12ст, вдруг стала НК14, с советских времен НК 12 ст газодувка.

        НК-14ст - это модифицированный НК-12ст, а он является переделкой НК-12мв под привод для газовых компрессоров. По сути переделка коснулась в основном КТА чтобы вместо керосина в качестве топлива использовался природный газ. В свое время НК-12мв, которые выработали все мыслимые летные ресурсы шли (после переделки) на газоперекачивающие станции.
        1. 0
          12 сентября 2015 09:41
          Цитата: Koshak
          Цитата: igor67
          И странно почему вдруг НК12ст, вдруг стала НК14, с советских времен НК 12 ст газодувка.

          НК-14ст - это модифицированный НК-12ст, а он является переделкой НК-12мв под привод для газовых компрессоров. По сути переделка коснулась в основном КТА чтобы вместо керосина в качестве топлива использовался природный газ. В свое время НК-12мв, которые выработали все мыслимые летные ресурсы шли (после переделки) на газоперекачивающие станции.

          Я прекрасно знаком с этой как вы выразились переделкой, много лет собирал этот двигатель, но повторюсь это был нк 12 ст
  5. +1
    11 сентября 2015 13:19
    Спасибо за статью! hi
    Было очень интересно! Почаще бы таких статей и желательно с краткими выкладками, когда создано, кто "хозяин", каковы условия работы, идет ли модернизация.
    1. +1
      11 сентября 2015 13:38
      Я эту статью еще несколько недель назад на сделано у нас смотрел . lol Тч опаздывают статьи здесь.
  6. +1
    11 сентября 2015 22:41
    Автору - респект!
    Хороший фоторепортаж.