Музей-подводная лодка С-189 в С.-Петербурге

Этот музей появился в Питере сравнительно недавно: ПЛ С-189 была открыта для посещения в 2010 г. Но до такого радостного момента этой ПЛ надо было ещё дожить - а шансов на это, если говорить честно, было весьма мало. Прослужив 35 лет (от поднятия флага в 1955 г. до момента исключения из состава ВМФ в 1990 г.), ПЛ была поставлена на отстой в Кронштадте. Там она потихоньку была разграблена и, в результате последней (непродуманной) акции любителей металлолома, затонула и села на грунт в Купеческой гавани, прямо у пирса (в 1999 г.). При этом, над водой оставалась лишь часть рубки.

Тем не менее, благодаря неравнодушному меценату - Андрею Артюшину, бизнесмену и бывшему подводнику - ПЛ была спасена. Сначала, в 2005 г., она была поднята и поставлена на ремонт в док Канонерского завода. В 2006 г. она была выведена из дока и поставлена к достроечной стенке для завершения работ по переоборудованию в музей. Торжественный подъём флага на ПЛ состоялся уже в 2007 г., а в 2010 г., как я уже сказал, ПЛ была открыта для всех желающих.

1. Вход на музейную ПЛ:


Музей-подводная лодка С-189 в С.-Петербурге


2. Для спуска в ПЛ существует специальный трап, расположенный за рубкой и появившийся уже в ходе восстановления ПЛ:



Думаю, что я открыл новый вид спорта болезни искусства: фотографирование серых подводных лодок на фоне серого неба и серой (вернее, свинцовой) воды... Так что если качество фото не получилось оптимальным - я не виноват :)

3. ПЛ С-189: вид с набережной Лейтенанта Шмидта. На заднем плане справа- ледокол "Москва" на отдыхе. Ещё правее, совсем вдали - ещё один корабль-музей - "Красин":



В музее есть своя команда, почти поголовно состоящая из бывших подводников. Они помогают посетителям спуститься вниз, отдают им (посетителям) команды, подлежащие немедленному исполнению, а так же проводят для них экскурсии.

Когда я спустился вниз, мне была отдана первая команда на покупку билета, а затем я был направлен сразу в кормовой (торпедный) отсек - для начала осмотра музея. Как я понял позже, мне повезло, ибо я решил посетить ПЛ в будний день, и мне почти не пришлось толкаться внутри ПЛ с другими страждущими, или стоять в очереди на пирсе.

4. Итак, вот он, отсек №7, кормовой-торпедный. Он же - отсек-убежище. Хорошо видна плоская дверь (люк), соединяющая 6 и 7 отсеки. Эта дверь была расчитана лишь на небольшое давление:



5. Внутри кормового торпедного отсека хорошо различимы 2 533-мм торпедных аппарата, для которых не было запасного боекомплекта:



6. Так же в отсеке находится люк для аварийного покидания ПЛ:



7. Торпедный аппарат поближе:



8. Вид из торпедного отсека в сторону отсека №6, электромоторного:



9. ПЛ проекта 613 проектировались при максимальном использовании информации о последних и наиболее "продвинутых" немецких ПЛ XXI и XXIII серий. Так, впервые были применены станции управления электродвигателями. Вид на станции управления (в нос). Главные электродвигатели мощностью по 1350 л.с. расположени внизу:



10. Один из двух вспомогательных электродвигателей мощностью 50 л.с. (для обеспечения экономичного хода):



11. Станция управления правым главным электродвигателем (ГГЭД). Новые станции были гораздо удобнее применявшихся ранее щитов с рубильниками:



Интересна история ПЛ этого проекта. Как я уже сообщил, при проектировании были максимально использованы технические решения немецких ПЛ последних серий, в том числе устройство для работы дизеля под водой (РДП). Эта серия ПЛ стала самой массовой в советском ВМФ. Всего было построено 215 подводных лодок, а ещё 21 ПЛ проекта 613 была построена в Китае по лицензии.

Первоначально на лодках этого типа предусматривалась установка артиллерийского вооружения: сначала один спаренный 25-мм зенитный автомат 2М-8, а затем и так же спаренное 57-мм универсальное орудие СМ-24-ЗИФ, но в 1956 г. они были сняты с уже построенных лодок - ибо в качестве оружия самообороны они стали практически бесполезны.

12. Переходим в отсек №5, дизельный. Он отделён от 7-го и 6-го отсеков "настоящим" люком и "настоящей" переборкой, способными выдержать давление до 10 кг/кв.см:



13. В пятом отсеке расположены два дизеля 37Д мощностью по 2000 л.с. производства Коломенского завода, и к ним два компрессора ДК-2. Дизели являлись доработанными копиями тепловозных двигателей "Packard":



14. Вид на дизели в сторону кормы:



15. Ещё кусочек дизеля. Разумеется, во всех отсеках этой ПЛ царит непередаваемая атмосфера - как в прямом, так и переносном смысле. Густой запах дизельного топлива и машинного масла бодрит:



16. Покидаем 5-й отсек и переходим в 4-й, он же жилой, он же камбуз. Так же в нём расположена вторая группа аккумуляторных батарей (общий вес батарей на этой ПЛ - около 200 тонн) и кают-компания старшин:



Сейчас в 4-ом отсеке расположен вход в ПЛ, места для чаепития нового экипажа и музейная лавка, в которой я купил набор открыток об этой ПЛ. К сожалению, книжки или хотя-бы альбома с фотографиями, посвященных этой ПЛ, купить пока нельзя.

17. Заходим в третий отсек - центральный пост:



18. Вид в сторону носа. Сразу бросаются в глаза тяги выдвижных устройств (антенн и перископов):



19. Самое важное оборудование ПЛ теперь не работает. Но на ПЛ есть и второй гальюн, в дизельном отсеке:



20. Слева на фото расположено счётно-решающее устройство для "программирования" торпед, справа - гирокомпас (копия немецкого "Anschütz"):



21. Перископ:



22. Вот, что можно в него увидеть:



Это церковь Успения Пресвятой Богородицы и часть набережной Лейтенанта Шмидта.

23. Боевой пост погружения и всплытия:



24. Внизу, под решёткой палубного настила, виден трюм с соответствующей арматурой:



25. Таблица непотопляемости - основа борьбы за живучесть ПЛ:



26. Хитрые приборы:



27. Рабочее место штурмана:



28. Люк во второй, жилой и аккумуляторный, отсек:



29. Вид на жилой отсек, за ним виднеется первый, торпедный отсек:



30. Во втором отсеке расположены каюты капитана, старпома и замполита, а так же радиорубка и кают-компания со спальными местами для офицеров. Каюта капитана:



31. Здесь жил и работал замполит:



32. На столе у него размещён традиционный набор сказок для экипажа:



33. Кают-компания, при необходимости, превращалась в операционный зал:



34. Радиорубка. Слева внизу интересный прибор МЛ-22. Это снаряд радиолокационных и тепловых помех от комплекса выстреливаемых помех ПК-2 или ПК-16. Я только не очень понял, какое отношение этот снаряд имеет к подводным лодкам?



35. Элементы декора:



36. Радиокомплекс с самоваром:



37. Переходим в первый, торпедный отсек. 4 торпедных аппарата с боекомплектом 10 торпед - 4 заряжены, 6 в резерве. Так же тут спали матросы (16 шт., на подвесных койках). Вообще, матросы всегда спали практически на своих рабочих местах:



38. Вид на ТА:



39. Торпеды и ложные цели:



40.



41. Слева у борта выставлены различные газоанализаторы - на ПЛ постоянно выделялись самые разные газы, многие из них - взрывоопасные при определённых концентрациях. За концентрацией этих газов в атмосфере ПЛ следовало строго и постоянно следить:



42. Специальный военно-морской хронометр из центрального поста:



43. Антенное хозяйство ПЛ С-189:



44. Напоследок хочу выразить благодарность нашему экскурсоводу:



45. Вот вроде и всё, небо начинает хмуриться, спасибо за внимание :)



В завершение, немного полезной информации о музее:

Официальное название:
Региональное общественное учреждение культуры "Музей "Подводная Лодка "С-189" (владельцы музея: Артюшин Андрей Анатольевич, Артюшина Елена Александровна и РОО Союз Моряков-Подводников)

Адрес:
Санкт-Петербург, Набережная Лейтенанта Шмидта, плавучий причал Ленинградской Военно-Морской базы

Как добраться:
Самое простое - доехать на метро до ст. "Василеостровская", дальше автобусом № 1. Поскольку на момент посещения музея ст. "Василеостровская" была закрыта на ремонт, я выбрал следующий маршрут: от Невского проспекта доехал до пл. Труда (автобус №22 или №27, троллейбус №5), а дальше прогулялся через Благовещенский мост и по набережной Лейт. Шмидта.

Контакты:
Телефон: +7 (904) 613 7099
E-mail: [email protected]

Расписание работы:
Ежедневно с 11:00 до 19:00 (касса - до 18:00), выходные дни: понедельник и вторник. В расписании возможны краткосрочные изменения.

Сколько стоит: взрослый билет: 400 руб. Школьникам прочим пенсионерам: 200 руб. Студентам и курсантам: 300 руб. Примечание: профессиональная фотосъёмка в музее запрещена.

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 21

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Bongo 19 сентября 2015 05:53
    Лодки пр.613 были одними из самых массовых в нашем флоте в 50-80-годы. Радует, что не только за рубежом но и у нас сохранятся флотская история. Да и в отличие от С-56 во Владивостоке внутренний интерьер и оборудование сохранено практически без изменений, что представляет большую историческую ценность.
    1. 78bor1973 19 сентября 2015 13:23
      Ходил с ребятишками три года назад -непередаваемое ощущение ,поражает незащищённость перед стихией ,на надводном корабле совершенно другие чувства!
  2. regul10108 19 сентября 2015 06:07
    С удовольствием и волнением посмотрел на свою молодость! Поклон и дай Бог доброго здоровья и удачи организаторам музея! Чрезвычайно нужное, полезное и злободневное дело.
  3. Комбитор 19 сентября 2015 06:41
    Особое спасибо за фотографии. Побывать внутри подводной лодки - мечта, которой, наверное, никогда не суждено осуществиться.
  4. RiverVV 19 сентября 2015 08:23
    Реклама, которую приятно прочитать. Буду в Питере - обязательно загляну.
  5. Landwarrior 19 сентября 2015 09:02
    В Вытегре еще подлодка-музей есть, Б-440, 641-й проект hi
    1. pv1005 19 сентября 2015 10:58
      В Калининграде в Музее мирового океана, за номер и проект по памяти не скажу.
      В Североморске К-21, но туда сложно попасть, ЗАТО, нужен пропуск.
      В Вытегре (Вологодская область) Б-440, только так и не понял взаимосвязь городка и подводного флота, но музей отличный, как два первых. good Фото если домашние заботы не засосут выложу попозже.
      1. Inok10 19 сентября 2015 12:50
        Цитата: pv1005
        В Калининграде в Музее мирового океана, за номер и проект по памяти не скажу.

        .. 641 проект Б-413 (на фото) .. так же в экспозиции:
        . научно-исследовательское судно-музей «Витязь» ..
        .. судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев» ..
        .. рыболовное судно-музей «СРТ-129» ..
        .. ледокол «Красин» (филиал в Санкт-Петербурге) ..
        .. и видео о истории музея .. hi
  6. parusnik 19 сентября 2015 09:49
    Был..Замечательно..
  7. LMaksim 19 сентября 2015 10:40
    Куда уж там простому смертному воевать на подлодке, тут попробуй просто пожить в такой консервной банке. Кругом теснота, куча всяких трубок, проводов, шлангов, приборов и механизмов. Хорошо ещё, что компьютер запахи не передаёт. В общем благодаря этой статье я понял, что подводники это герои своей профессии. Спасибо за статью.
    LMaksim
  8. sandrmur76 19 сентября 2015 11:07
    Прочитал с Большим интересом.Спасибо автору статьи hiТолько не в обиду-матросов не в штуках считают.Так же тут спали матросы (16 шт., на подвесных койках).
    1. SIvan 19 сентября 2015 20:07
      Он имел в виду 16 штук коек, наверное.
    2. Old_Kapitan 20 сентября 2015 07:44
      Абсолютно справедливо. Плюс к этому, капитаны на гражданских судах, на ПЛ - командир. В остальном - замечательный репортаж! Огромное спасибо и низкий поклон автору. Обязательно зайду на его страничку.
      P.S. Автор удивляется прибору МЛ-22. А удивляться, собственно, нечему - лодка прослужила немало лет после войны, много времени проводила на поверхности, так что установщик ралиолокационных помех совсем не лишний. Кстати, справа внизу у перископа - шкафчик с заручным оружием. Там спокойно себя чувствуют АК и ПМ.
      P.P.S. А паелы то в дизельном не почищены. Непорядок! У нас они блестели, как... Ну, дальше вы знаете. winked
  9. da Vinci 19 сентября 2015 11:27
    Красин уже отремонтирован? Хорошая новость! А как дела у Авроры?
  10. jurikberlin 19 сентября 2015 13:37
    классная экскурсия!
  11. Dan Slav 19 сентября 2015 19:15
    Спасибо!
    Надо сходить!
  12. naGua 19 сентября 2015 19:37
    Однозначно большой и жирный плюс, а также сердечная благодарность за такой чудесный фоторепортаж! Прямо бальзам по душе!
  13. Alekseits 19 сентября 2015 19:41
    Цитата:"Так же тут спали матросы (16 шт., на подвесных койках). Вообще, матросы всегда спали практически на своих рабочих местах:"
    Автору, без всяких обид но, наверное, все таки: 16 ЧЕЛОВЕК, на подвесных койках.
    За экскурсию большое спасибо!
  14. inpu 20 сентября 2015 02:36
    Можно через Яндекс карты зайти покрутить головой :)
    https://maps.yandex.ru/-/CVs4QUkK
  15. sub307 20 сентября 2015 13:13
    30 июля 1944 года в Финском заливе была потоплена немецкая субмарина U-250 типа VIIC. Затонувшую на глубине 27 метров лодку в октябре подняли и отбуксировали в Кронштадт. Нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов в январе 1945 года издал приказ , в соответствии с которым прекращались работы по проекту 608 и начиналось создание проекта 613, который должен быть основан на конструкции немецкой лодки, но с некоторым увеличением водоизмещения с 770 до 800 тонн. После окончания войны советские специалисты ознакомились с недостроенными германскими «электролодками» типа XXI, которые были захвачены на верфях Данцига. Весной 1946 года из Великобритании были получены четыре достроенных лодки типа XXI. Результатом морских испытаний этих кораблей стало полное изменение технического задания по проекту 613 в августе 1946 года, а тип XXI был взят за основу нового варианта проекта основной советской послевоенной субмарины. Эскизный проект был завершён в октябре 1947 года, рабочие чертежи были готовы к августу 1948 года.
    История строительства

    Строительство подводных лодок проекта 613 велось с 1950 по 1957 годы. Всего было построено 215 субмарин, из них 115 - в Горьком на заводе № 112 «Красное Сормово», 76 - в Николаеве на заводе № 444 «им. Носенко», 19 - в Ленинграде на заводе № 189 «Балтийский завод им. Орджоникидзе», 7 - в Комсомольск-на-Амуре на заводе № 199 «им. Ленинского Комсомола». Темпы строительства были очень высоки. В среднем каждые пять дней флот получал новую подводную лодку. Годовое производство доходило до 73 единиц. В процессе постройки в проект часто вносились изменения.
  16. леший74 6 ноября 2016 21:41
    матросы- 16 штук:)- как всегда...
  17. Region-25.rus 23 февраля 2017 22:55
    Скажу свое впечатление - загоняют в кормовой отсек и потом в нос..на скорости болида гонят народ. Кратко поясняя некоторые моменты! Благо волоку немного во многих аспектах..а кто вообще никак, те выходят несколько недоумевающие...помню после экскурсии шел почти до моста Шмидта и пояснял детали супружеской паре)))) А так конечно все сохранили практически в оригинале)))
Картина дня