История 763-го истребительного авиационного полка

…Этих крыльев прощание помню
И торжественный круг полосе.
В небо молча, до рези смотрели,
Ставя жирную точку мечте.
Евгения Полякова



История 763-го истребительного авиационного полка


Потепление отношений со странами Запада в середине 1950-х годов, поездки Хрущева в США, курс на разоружение и ограничение использования ядерного оружия, казалось бы, должны были навсегда превратить Север в далекий тыл. Но, 1 мая 1960 года пилотируемый Пауэрсом «U-2» пересёк государственную границу СССР, был сбит под Свердловском. Президент США официально заявлял, что пилот заблудился, выполняя задание метеорологов, однако советская сторона быстро опровергла эти утверждения, представив всему миру обломки специальной аппаратуры и показания самого пилота. Такие прогулки вдоль старого уральского промышленного района и возможности американской дальней авиации сделать нечто подобное с северной стороны над новым западносибирским промышленным районом заставляли задуматься военных и руководство СССР.

История 763-го истребительного авиационного полка

«U-2»

Для укрепления рубежей нашего государства, охраны воздушного пространства с севера правительство СССР приняло решение о строительстве в пос. Мансийский Ханты-Мансийского автономного округа военного аэродрома — Мансийский-63. В августе 1963 г. на маленькой железнодорожной станции "Мансийский" остановился эшелон с двумя военно-строительными отрядами и оборудованием. Перед батальонами была поставлена задача — построить взлётно-посадочную полосу, рулёжные дорожки, стоянки, склад ГСМ и другие объекты.

На месте предполагаемого аэродрома уже имелся небольшой гражданский аэродром и вертолётная площадка (которые в последующем были перенесены на постоянное место в пос. Советский). Там стояли маленькие самолёты, такие как Ан-24. Военные строители расположились рядом, и стали готовиться к зиме — вырыли землянки, заготовили дрова. В 1964 г. начали вырубку леса, выкорчёвку пней для строительства взлётно-посадочной полосы. Первый десант работал до 1967 г., а затем уже новое подразделение военных строителей начало строить казармы, жильё, прачечную, пекарню, баню, столовую, одним словом — всё, что должно было обеспечить нормальную жизнь военного городка.

История 763-го истребительного авиационного полка


Но начиналась история создания 763 ИАП с февраля1952 года в д. Савино Молотовской (Пермской) области, входивший в состав истребительной авиационной дивизии ПВО Уральского района. С 17 марта 1953 г. в 763 авиационный истребительный полк на вооружение начали поступать боевые самолёты "Миг-15 бис".

История 763-го истребительного авиационного полка

МиГ-15

5 июля 1953 г. Командующим Войсками ПВО Уральского района генерал-лейтенантом А.В. Щегловым 763 авиационному истребительному полку было вручено Боевое знамя части. В 1955 г., в связи с предстоящим перевооружением, одна авиационная эскадрилья 763 АИП перешла на новую штатную единицу. В полк поступили первые 4 самолёта "Як-25".

История 763-го истребительного авиационного полка

ЯК-25

С 1 декабря 1965 г. личный состав полка начал переучиваться на самолёт-перехватчик "Як-28 п". В апреле 1966 г. в полк поступили первые 5 боевых самолётов "Як-28 п".

История 763-го истребительного авиационного полка

Як-28

15 декабря 1968 г. лётчики одной из эскадрилий 763 авиационного истребительного полка заступили на первое боевое дежурство в гарнизоне Мансийский Тюменской области. Позднее гарнизон получил название «Комсомольский-2» В 1969 г. весь 763 авиационный истребительный полк войск ПВО перебазировался на территорию Ханты-Мансийского национального округа . На этот момент полк занимал первое место в войсках ПВО по своей боевой готовности. «Когда американцы подлетали к нейтральным водам, взлетали самолёты с Карского побережья, располагавшиеся в Амдерме, следом наш Комсомольск-2 сажали «в готовность». Мы сидели в тесных кабинах даже в 45-градусный мороз. В унтах, высотно-компенсирующем костюме с гермошлемом и меховой курткой. Через 25 минут сменялись, потому что можно было замерзнуть до смерти, — вспоминает лётчик-истребитель, подполковник запаса Алексей Губин. — Главной нашей целью, в случае нападения неприятеля, были американские сверхдальние стратегические бомбардировщики-ракетоносцы B-52. Они представляли особую опасность — несли на себе 24 ракеты с ядерными боеголовками и могли вместить даже 2 термоядерных бомбы. Ракеты, выпускаемые на высоте 600-700м., очень сложно было обнаружить нашими локаторами. Это возможно, когда «крылатая угроза» уже в 45 километрах от цели. Но ракета летит со скоростью 800 км в час и преодолевает это расстояние за 3 минуты… Поэтому в случае нарушения границы мы должны были открывать огонь на поражение». Уже отсюда в 1969 году 22 экипажа на самолетах ЯК-28 с частями обеспечения под руководством Б. В. Быкова отправлялись на полугодовое боевое дежурство в Забайкалье во время известного советско-китайского противостояния.

История 763-го истребительного авиационного полка

Скорее всего, этот Як-28 в Хурбе из 763 ИАП

За всю историю существования полка его 9 раз награждали переходящим Красным Знаменем Уральского военного округа, он был занесён в Книгу Почёта округа. В апреле 1970 г. полк был награжден Ленинской юбилейной Почетной грамотой.

История 763-го истребительного авиационного полка

Летчик-оператор майор Мацкевич В.Г.

В 1983 г. полк награжден переходящим Красным Знаменем 4 Отдельной армии ПВО. С 1984 по 1985 гг. полк награждался переходящим Красным Знаменем Краснознаменного Уральского военного округа. В 1986г. полк награжден Вымпелом Министерства обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть», проявленные на войсковых учениях « Арктика-86». В 1988г. 763 авиационный полк награжден переходящим Знаменем Военного совета Уральского военного округа «Победителю в социалистическом соревновании». В 1988г. — переходящим Знаменем Военного совета Уральского военного округа «Победителю в социалистическом соревновании».

За время существования полка личный состав награждался следующими орденами и медалями:
• 6 Орденов Красного знамени;
• 24 Ордена Красной Звезды;
• 2 Ордена Отечественной войны 2 степени;
• 18 Орденов за службу Родине в ВС СССР 3 ст.;
• 3 Ордена «За личное мужество».
• 1 медалью «За отвагу»;
• 64 медалями «За боевые заслуги»;
• 4 «За освобождение Вены»;
• 1 «За освобождение Будапешта»;
• 49 «За победу над Германией»;
• 2 «За победу над Японией»;
• 41 медалью «30-летие Советской армий»;
• 61 медалью «40-летие Советской армий»;
• 179 медалью «50-летие Советской армий»;
• 299 медалями «За безупречную службу»;
• 263 медалями к «20-летию победы в Великой Отечественной войне»;
• 262 медалями к «60-летию ВС СССР»;
• 1 медалью «За трудовую доблесть»;
• 120 медалями к 100-летию В. И. Ленина «За воинскую доблесть»;
• 305 медалями к «70-летию ВС СССР».

В 1983 г. полк начал переучивание на самолёты с большими боевыми возможностями — "МиГ-31" и "МиГ-25".

История 763-го истребительного авиационного полка

МиГ-31

За освоение новой техники лётчики Чернов, Попов, Васильев, Губин, Малыгин, Ларин были награждены орденами "За службу Родине в ВС СССР" 3-й степени. Появление новых самолетов совпало с развертыванием в США стратегических авиационных крылатых ракет ALCM. Из воспоминаний ветерана полка, автора книги «Жизнь — только МиГ» О. А. Баргилевича: «Новый истребитель явился своевременным и адекватным ответом на новую американскую угрозу. Он стал фактически единственным средством, способным перехватить самолеты-носители В-52Н на большом удалении от границ Советского Союза до того, как они запустят свои ракеты (а каждый «Стратофортресс» нес 12-20 КР). МиГ-31 с многоканальным комплексом «Заслон» мог бороться и с самими крылатыми ракетами (не только ALCM, но и «Томогавками», запускаемыми с борта атомных многоцелевых подводных лодок), которые были «не по зубам» другим перехватчикам ПВО».
Взлётно-посадочная полоса длиной 3500 метров и шириной 44 метра была способна принимать любой тип самолётов. С обоих концов в направлении середины по 800 метров имела двойной слой плит. Садиться на неё мог любой транспортный самолет или стратегический бомбардировщик. Технико-эксплуатационная часть обеспечивала своевременный ремонт и обслуживание самолетов и двигателей. Были собственные автопарки, склады, развитая инфраструктура.

История 763-го истребительного авиационного полка

Гарнизон "Комсомольский-2"

Постепенно, ко второй половине 1980-х, 763 ИАП стал одним из самых подготовленных и лучших полков России, что неоднократно подтверждалось на учениях. Экипажи 763 ИАП единственные в стране летали отрядами ночью. По воспоминаниям командира 763 АИП тех лет полковника Ф.В. Зайнетдинова, «перед полком стояла главная боевая задача — не допустить ударов вероятного противника по объектам добычи и транспорта нефти и газа от Ямала до Урала. Самолеты вероятного противника необходимо было перехватить на максимально доступной дальности, поэтому оборона у нас была построена по зональному типу. Мы выходили до Карского моря, для чего использовали аэродромы «подскока» Березовка (под г. Печора) и Надым».

Но настали лихие «девяностые», которые промчались по судьбам многих людей. Не стало той страны. И в мае 1998 г. 763 авиационный истребительный полк расформировали. Многие лётчики перевелись в другие части для прохождения дальнейшей воинской службы. Некоторые лётчики и техники так и остались в гарнизоне, выйдя на «гражданку» работают в г. Югра, который раньше назывался п. Комсомольский.

История 763-го истребительного авиационного полка

Летчик-оператор капитан запаса Закиров М.И. работал начальником вертолетной площадки в п. Комсомольский (г. Югорск)

За время существования 763 истребительным авиационным полком командовали:
• П/п-к Галиушин Ибрагим Зайнулович, 1952.
• Полковник Гребенников Александр Емельянович, 1952-1956.
• Полковник Ольгин Василий Алексеевич, 1956-1958.
• Полковник Харламов Алексей Николаевич, 1958-1963.
• Полковник Богданов Константин Владимирович, 1962-1965.
• Полковник Быков Борис Владимирович, 1965-1970.
• Полковник Хомяков Георгий Демьянович, 1970-1973.
• Полковник Васильев Иувеналий Степанович, 1973-1977.
• П/п-к Притула Виктор Леонтьевич, 1977-1980.
• П/п-к Титов Владимир Степанович, 1980-1984.
• Полковник Криволапов Константин Георгиевич, 1984-1986.
• Полковник Зайнетдинов Фарит Вениаминович, 1986-1990.
• Полковник Сапроненков Владимир Михайлович, 1990-1996.
• Полковник Васильев Евгений Иванович, 1996-1998.

Использованы материалы:
http://www.ugorsk.ru/
http://www.hmao-museums.ru/
http://www.ugra.aif.ru/
Статья Козина В.М «История расформирования одной войсковой части»
Автор: Мэнгел Олыс

Использованы фотографии: В т. ч. из личного архива

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 21
  1. a.s.zzz888 3 октября 2015 06:26
    …Этих крыльев прощание помню
    И торжественный круг полосе.
    В небо молча, до рези смотрели,
    Ставя жирную точку мечте.
    Евгения Полякова


    Стихи хорошие, берут.
    Статья о 763 иап подробная и виден весь боевой путь.
    Прочитал с интересом. +
  2. Scraptor 3 октября 2015 06:37
    МиГ-17й на фотографии
    1. Bongo 3 октября 2015 07:30
      Цитата: Scraptor
      МиГ-17й на фотографии

      На данном снимке тоже не Як-25, а бомбардировочная модификация Як-28Б. Но в целом статья очень даже ничего "+".
  3. АлНик 3 октября 2015 06:48
    1998 год - пик реформы табуреткина для ВВС.
    Особенно много авиационных полков закончили свой боевой путь именно в мае 1998.
    1. Bongo 3 октября 2015 07:32
      Цитата: АлНик
      1998 год - пик реформы табуреткина для ВВС.
      Особенно много авиационных полков закончили свой боевой путь именно в мае 1998.

      А вы ничего не путаете ? stop what Анатолий Эдуардович Сердюков - Министр обороны Российской Федерации с 15 февраля 2007 года по 6 ноября 2012 года. Я считаю что Сердюков как минимум должен сидеть, а по хорошему "к стенке". Но всё вешать на этот персонаж не надо, и без него "реформаторов" хватало.
  4. Арктидианец 3 октября 2015 09:49
    Дом, милый дом! Наконец-то кто-то написал про наш полк. Такая славная история и такой бесславный конец. В данное время осталость лишь славное прошлое- полосу разобрали и продали, ранее, в начале 2000ых, разграблению подверглась материально техническая часть. Сейчас бывшая инфраструктура представляет из себя жалкое зрелище, при виде её ножом по сердцу, гребаные реформаторы...Понять и тем более простить подобное отношение к Армии, а тем более к самой из л3сших частей авиации ПВО невозможно, нкжно иметь вместо головы жопу, чтобы принимать решения, которые погубили нашу Армию. Помню слезы горечи на глазах Валеры, летчика, участника Афганской войны, кавалера Золотой Звезды и Красного Знамени, когда я его провожал на вокзале...Вот сейчас пишу, а у самого наворачивается...Помню мальчишеский восторг, когда эти прекрасные машины делали бочки над нашим поселком, это были лучшие воспоминания детства! Потом начались лихие 90 ые, количество вылетов резко упало, а потом часть расформировали, для меня это было личной трагедией, для меня, гражданского человека, а что говорить о тех кто служил?! Такое вот грустное повествование.P.S. С масандрой проблем не возникало, этого добра у летунов не переводилось, была налаженная система бартера. drinks немного фото, может кто себя узнает, мужики, дай вам Бог!
    1. Нагайбак 3 октября 2015 20:44
      Арктидианец"нкжно иметь вместо головы жопу, чтобы принимать решения, которые погубили нашу Армию." Для меня это практически родные места. После ликвидации полка на его базе хотели бригаду МЧС разместить. Да так все и спустили на разговоры.Одна надежда может при возвращению в Арктику понадобится Мансийский. Хотя наверное уже проще что то новое построить.
  5. Арктидианец 3 октября 2015 09:51
    Молодые, веселые
  6. Арктидианец 3 октября 2015 09:53
    Боевое дежурство
  7. Арктидианец 3 октября 2015 09:54
    Перед вылетом
  8. Арктидианец 3 октября 2015 09:57
    На рулежке, начало 90 ых
  9. Арктидианец 3 октября 2015 10:07
    И в напоминание о былом величии осталась лишь эта учебная спарка Миг-25ПУ, устремившая в небо
  10. Арктидианец 3 октября 2015 10:16
    А на заглавном фото к статье, на киле истребителя написаны имена экипажей, погибших при выполнении служебного долга. Земля пухом и царствие Небесное!
    1. Мэнгел Олыс 3 октября 2015 15:26
      Я был еще пацаном, но хорошо помню, как гарнизон прощался с экипажем Загирова А.К.
      А на фото ниже, сохранившаяся характеристика на него. (из семейного архива)
  11. вася 3 октября 2015 10:26
    А сколько еще таких гарнизонов раскидали.
    У кого есть в печать
  12. Комментарий был удален.
  13. Алан 3 октября 2015 10:47
    Некоторые лётчики и техники так и остались в гарнизоне, выйдя на «гражданку» работают в г. Югра, который раньше назывался п. Комсомольский.

    город называется -Югорск а гарнизон стал Югорском 2- микрорайоном города, сам город находится в 12 км.Спасибо авторам за статью; приятно прочитать про место в котором живешь.
    1. Нагайбак 3 октября 2015 20:40
      Алан"город называется -Югорск а гарнизон стал Югорском 2- микрорайоном города, сам город находится в 12 км.Спасибо авторам за статью; приятно прочитать про место в котором живешь."
      Согласен приятно читать о тех местах где жил.))) И где до сих пор родня и друзья.)))
    2. NC1982 5 октября 2015 13:07
      Весной ездили за гарнизон на шашлыки из Югорска, зрелище, конечно удручающее. Как стадо мамонтов прошло, кругом хаос и разруха, здания стоят пустыми глазницами окон зияют, на месте ВПП полузаросшая прямая, ни одной плиты нет, всё растащили... Помню в детстве приезжали на авиапарад, даже Су-27 откуда-то пригнали, т.к. в гарнизоне они никогда не дислоцировались..
  14. boroda64 3 октября 2015 14:40
    ...
    - спасибо
    и за статью и всем..
    / ОБАТО - Керчь Багерово - 82-84../
  15. амурец 3 октября 2015 16:52
    В 1969 году в мае я призвался в г.Комсомольск-на-Амуре в ЗРП.На аэродроме Дзёмги действительно базировались ЯК-28.После карантина я попал служить во 2-ой ЗРДН в Хурбе.Аэродром Хурбы использовался как гражданский для местных авиалиний.В1970 в Хурбе появился полк ИЛ-28.Его перевели из ГДР.Когда в Хурбе появились ЯК-28 не знаю,при мне их не было.Осенью 1970 наш дивизион перевели в район станции Мылки,под Амурском.Но зона наблюдения над Хурбой была в зоне наблюдения нашей СРЦ П-18.
  16. polkovnik manuch 3 октября 2015 23:26
    Сколько частей загубили перестройщики и их последователи ,об этом не раз приходилось беседовать с генерал-майором Макаид В.Ф. который командовал истребительной авиацией ПВО в этих местах.Сколько судеб поломали , каких пилотов по увольняли , обидно , что никого из либерастов за содеянное не наказали , а ведь сейчас все это приходится восстанавливать.
  17. Alex_59 5 октября 2015 07:22
    Сам аэродром судя по спутниковым снимкам уже раздербанен. Плиты сняты. Очень быстро его уничтожили к сожалению.
    Я с большим опасением жду, что будет когда вылетают ресурс МиГ-31-е, не станет ли тихо и у нас в Перми. На весь Урал у нас остался единственный истребительный авиаполк (база по нынешнему). А раньше были под Оренбургом, в Салке, в Бобровке под Самарой.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня