Производство фронтового бомбардировщика Су-34. НАЗ им. Чкалова



Новосибирский авиационный завод им. Чкалова — одно из крупнейших самолётостроительных предприятий России, входящее в состав компании «Сухой». В начале 90-х годов завод начал разрабатывать истребитель-бомбардировщик Су-34 поколения 4+. С 2006 года началось серийное производство этих машин. На октябрь 2015 года на вооружении ВВС России стоит 73 единицы.

В настоящее время самолёты Су-34 принимают участие в боевых действиях в Сирии.


1. По классификации НАТО фронтовой бомбардировщик Су-34 получил кодовое обозначение Fullback («Защитник»). Самолёт предназначен в первую очередь для уничтожения сухопутных войск, ПВО и кораблей противника.



2. По своим боевым возможностям Су-34 относится к поколению самолётов «4+». Конкурировать в ближнем воздушном бою с истребителями большинство бомбардировщиков не способно. Сказывается больший вес и меньшая манёвренность. Но этот самолёт сочетает в себе скорость и подвижность истребителя с ударными возможностями бомбера.



3. Цех агрегатной сборки Су-34.



4. Сборка каналов воздухозаборников.



5.



6. Контроль качества клёпки.



7. На стапелях производят стыковку трёх фрагментов будущей машины: головной части, воздухозаборника и хвостовой части.



8. Всего Су-34 содержит 57 тысяч деталей.



9.



10. Установка встроенного пушечного вооружения калибром 30 мм и боекомплектом на 150 выстрелов.



11. После проверки фюзеляжа на герметичность («дождевание»), изделие попадает в цех окончательной сборки.



12.



13. Подготовка под клепку.



14. В прошлом году НАЗ им. Чкалова выпустил 18 машин, план на 2015 год аналогичный.



15. Монтаж трубопроводов систем самолёта.



16.



17. Процесс клёпки одной машины занимает около 2,5 месяца.



18. Средний возраст основного состава рабочих и специалистов завода составляет 40 лет.



19. Когда фюзеляж готов, к делу приступают монтажники систем и оборудования, в их руках машина превращается в «живой» организм, приобретая все необходимые системы.



20.



21. НАЗ им. Чкалова дает работу более чем 7 тыс. человек, гарантирует зарплату около 40 тыс. рублей.



22.



23. Помимо выполнения гособоронзаказа, с 2004 года предприятие совместно с российскими и зарубежными партнёрами работает над проектом Sukhoi Superjet 100 (SSj-100) — российским региональным самолётом. Завод выпускает носовой и хвостовой отсеки фюзеляжей, а также горизонтальное и вертикальное оперения.



24. Сборка горизонтального оперения – стабилизатора лайнера.



25. Несмотря на автоматизацию многих производственных процессов, профессии сборщик-клёпальщик и слесарь-сборщик по-прежнему остаются самыми востребованными на самолётостроительном производстве.



26. После агрегатной сборки отсеки фюзеляжа и оперения отправляются на его окончательную сборку в Комсомольск-на-Амуре (Хабаровский край) филиал ЗАО «Гражданские самолёты Сухого» (КнАФ).



27. Вернёмся к Су-34.

Перед сдачей изделия заказчику авиазавод производит испытания, которые длятся около двух месяцев. Испытания проводятся вне населённых пунктов на расстоянии примерно 150-170 км от Новосибирска.



28. За один испытательный полёт на машине тестируются 350 режимов. Проверяются общая работоспособность систем самолёта, двигателей, бортового и радиолокационного оборудования. Лётные качества машины проверяют на предельно низких и максимально больших высотах в сверхзвуковом режиме.



29. Экипаж 34-ки состоит из двух человек — штурмана и лётчика. Сидят они по бокам друг от друга. Компактное расположение кресел пилота и штурмана позволяет членам экипажа поочередно покидать рабочее кресло и отдыхать в закабинном отсеке, распрямляясь в полный рост.

Благодаря сплюснутой носовой части фюзеляжа Су-34 получил прозвище «Утёнок».



30. В хвостовой балке размещен РЛС заднего обзора и вспомогательная силовая установка (ВСУ), которая позволяет запускать двигатель без дополнительного источника питания на земле. Наличие ВСУ расширяет количество аэродромов базирования и делает работу лётчиков более комфортной — не нужно ждать запуска основных двигателей, для достижения оптимальной температуры в кабине.



31. Многофункциональная РЛС дальностью обзора воздушных целей до 120 км позволяет сопровождать до 10 объектов и вести обстрел 4 целей одновременно.



32. Кабина выполнена в виде цельнобронированной капсулы с использованием титановой брони (толщина до 17 мм), бронирован и расходный бак самолёта. В общей сложности на самолёте почти полторы тонны брони – что резко повышает «живучесть» машины и защищённость экипажа.



33. На Су-34 установлены двухконтурные турбореактивные двигатели с регулируемым соплом АЛ-31Ф. Именно они позволяют самолёту набирать скорость до 1900 км/ч. Их производят на Уфимском моторостроительном производственном объединении (УМПО) и АО НПЦ «Салют»



34. Максимальный взлётный вес самолёта достигает 45 тонн, радиус действия может превышать 2000 км. Бомбардировщик оснащён системой дозаправки в воздухе, которая позволяет дополнительно увеличивать дальность полёта.



35. Самолёт способен подниматься на высоту до 15 км и нести на себе до 8 тонн боевой нагрузки — 12 ракет класса «воздух-земля» или «воздух-воздух», а также неуправляемые ракеты и бомбы.



36. Впервые Су-34 применялись в ходе войны в Южной Осетии в качестве прикрытия действий ударной авиации, ведя радиоэлектронную борьбу с элементами грузинской ПВО.

Сейчас сделанные в Новосибирске бомбардировщики принимают участие в военной операции России в Сирии для атак позиций боевиков ИГИЛ.



37. Стоимость одного самолёта Су-34 — 1,5 млрд рублей.

В рамках действующей госпрограммы вооружения, ВВС должны получить 124 самолёта к 2020 году и полностью заменить ими Су-24.

Первоисточник: http://gelio.livejournal.com/211509.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 22

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Комментарий был удален.
  2. Romeohihnic 9 октября 2015 06:37
    Отличная статья автору +.
    1. supertiger21 9 октября 2015 09:19
      Даже внешне Су-34 очень красив(из семейства Су-27, лично мне, больше всего он нравится). Помню когда этих птиц не было и 10 единиц в наших ВВС, а сейчас уже 73 боевых утёнка, впечатляет good ! Теперь надо и на экспорт поставлять wink !
      1. Штык 9 октября 2015 12:16
        Цитата: supertiger21
        Теперь надо и на экспорт поставлять wink !

        73 на такую огромную страну - впечатляет ??? 18 штук в год - тоже впечатляет ??? stop
        МАЛОВАТО БУДЕТ !!!
        1. posternakd 10 октября 2015 00:05
          1.5 000 000 000 Х 18 = 27 000 000 000, 27 лярдов тратить в год только на Су-34 не впечатляет что ли??? Их же потом содержать надо х... знает сколько лет и платить экипажу не маленькую зарплату, сейчас в Сирии работают и отлично справляются со своей задачей.
  3. PlotnikoffDD 9 октября 2015 07:03
    А говорили что на производствах у нас одни старики остались.
    Автору спасибо за репортаж!
    1. AwaZ 10 октября 2015 06:30
      я работаю тоже непосредственно на производстве ( не самолеты конечно но все же ) У нас в основном молодежь около 30 и чуть за 30. Треть из них с высшим образованием ( а может и больше ) всякие экономисты и менеджеры , которые так и не нашли работу по линии образования своего . С другой стороны зарплата рабочего раза в два а может и в три выше чем у всяких менеджеров низшего звена , и даже со средним звеном работяги наравне зарабатывают , а кто хочет и больше .
  4. avt 9 октября 2015 07:44
    Вот видел уже на ,,Сделано у нас",а все одно - приятно посмотреть . good Красивая машина !
    avt
  5. Авенич 9 октября 2015 09:40
    Присоединяюсь к предыдущим комментаторам. Феерически красивая машина! Автору спасибо.
  6. dsm100 9 октября 2015 10:34
    Не самолет а КРАСАВЕЦ!!!!
    1. Алексий 10 октября 2015 04:16
      Наши самолёты вообще великолепны по дизайну. Да и остальное вооружение гораздо симпатичнее зарубежных аналогов. Нам бы ещё авто научиться делать самим.
  7. Dan Slav 9 октября 2015 10:34
    Спасибо. Познавательно.
    Кто-нибудь может прояснить такую вещь? Почему до сих пор самолеты клепают?
    Морские суда давно сваривают, а тут нет. С чем это связано?
    Был бы очень признателен за статью на эту тему.
    1. aleks 62 next 9 октября 2015 11:52
      ....Кто-нибудь может прояснить такую вещь? Почему до сих пор самолеты клепают? ...

      ....Технологичней....Можно и варить, но аллюминиевые сплавы варятся в среде газа аргона, а это довольно дорого и хлопотно( после сварки металл нужно нормализовать,т.к теряет свои характеристики)....Да и прочность с долговечностью клепанных конструкций при знакопеременных нагрузках выше чем сварных ( мостовые пролеты до сих пор в основном делают клепанные)...Хотя есть и цельносварные примеры самолетов - МИГ-25,31....Они сделаны из стальных листов и сплавов в основном ( скорости не позволяют применять аллюминий по температурному нагреву), сварены точечной и роликовой сваркой...
      1. Maksud 19 октября 2015 16:05
        А ещё проще потом ремонтировать. Легче расклепать обшивку, чем мучиться со сваркой.

        Фото отличные. Жаль, что обзор касается лишь агрегатно-сборочного производства. А где механо-сборочные цехи?
  8. Сергей-72 9 октября 2015 10:38
    Хороша "птичка", сейчас в Сирии обкатается. А в фаз действительно на утенка похож.
  9. Limon1972 9 октября 2015 10:49
    Красота good Эх, жаль маловато собирают, при наших просторах надо их наверно штук триста держать на готове, и еще сколько то в резерве.
  10. katalonec2014 9 октября 2015 11:10
    Красивая и одновременно грозная машина,вызывающая чувство восхищения и одновременно гордости за свою страну.
  11. parafoiler 9 октября 2015 11:27
    Знакомые всё лица! Даже свое рабочее место увидел. Вперед, ЗИЧ!
  12. УВБ 9 октября 2015 12:31
    Автору спасибо! Только вот указанное количество деталей самолёта 57 тысяч вызывает сомнение. Мне кажется их намного больше. Может это количество заклёпок?
  13. grisch 9 октября 2015 16:39
    Так хорошо летают только красивые машины!!!
  14. SokolfromRussia 9 октября 2015 17:24
    Отличный текст об отличном самолете !
  15. mosquit 9 октября 2015 19:32
    В начале 90-х годов завод начал разрабатывать истребитель-бомбардировщик Су-34 поколения 4+.

    Завод! Разрабатывать!?
  16. Михаил 9 октября 2015 19:44
    Эх Россия-Матушка!!! Мощь! Красота!
  17. Денис-Скиф 9 октября 2015 22:33
    Класс самолёт! У нас такие летали над городом.
Картина дня