«Боевой лазер» для F-35: изменят ли «Лайтнинги» тактику воздушной войны?

Множество недостатков технологического характера триллионной программы "единого ударного истребителя" ("JSF") привели к общему и достаточно весомому снижению тактического потенциала амбициозной серии перспективных американских малозаметных истребителей F-35A/B/C, которые в ближайшей перспективе должны стать самым массовым авиационным комплексом 5-го поколения не только в ВВС Соединённых Штатов, но и ВВС большинства стран-участниц блока НАТО, а также государств, следующих американской геополитической стратегии.

«Боевой лазер» для F-35: изменят ли «Лайтнинги» тактику воздушной войны?
Несмотря на значительное совершенство и новизну БРЭО F-35A, которое более производительно и эффективно, чем на различных модификациях истребителей F-16C и даже F-22A, менее мощная БРЛС AN/APG-81, ничтожно низкая маневренность по сравнению с F-15C, боевой радиус всего в 1100 км, малое количество внутренних точек подвески, — всё это не позволяет "Лайтнингу II" быть полноценным тактическим истребителем 5-го поколения


С момента зарождения одной из самых "громких" программ "Lockheed Martin" на концепцию истребителей F-35 делались огромные ставки, ведь боевая машина должна была полностью заменить авиапарк многоцелевых тактических истребителей F-16, с большим количеством его модификаций и "блоков", а также палубных F/A-18C/D (E/F), опередив их не только по параметрам бортового радиоэлектронного оборудования, но и по основным аэродинамическим качествам и ЛТХ планера; в итоге этого так и не произошло. По результатам многочисленных военных учений ВВС США на своей территории, а также в Великобритании быстро подтвердились низкие лётно-технические показатели планера F-35A, который в маневренности уступал не только более "шустрым" британским "Тайфунам" с композиционным крылом и фюзеляжем, но и даже стандартным версиям F-15C и F-16C поколения "4/4+", успешная технологическая база которых разрабатывалась в конце 60-х — начале 70-х гг. Жалобы на низкую маневренность поступали даже от опытных лётчиков американских ВВС, что автоматически приравнивает возможности ближнего воздушного боя F-35 к показателям старого F-4E.


Не подтвердился также на голову превосходящий потенциал к ведению сетецентрической воздушной войны, где всё БРЭО самолётов звена/эскадрильи должно действовать в единой многочастотной системе передачи тактической информации типа "Линк-16"; сейчас данными параметрами обладают все усовершенствованные самолёты F-15E/SE, F-16C Block60 и F/A-18E/F/G, которые оснащаются такими же бортовыми РЛС с АФАР, имеющими режим синтезированной апертуры при сканировании земной/водной поверхности.

Стоит отметить очень интересную особенность: самый главный козырь F-35, — низкая радиолокационная сигнатура планера (ЭПР самолёта около 0,2 — 0,3 м2), заставляет нести ракетно-бомбовое вооружение на подвесках во внутренних отсеках вооружения, на которых может разместиться не более 4 управляемых ракет "воздух-воздух" AIM-120C-7 "AMRAAM" для выполнения задач по завоеванию господства в воздухе. Это очень маленькое количество ракет, учитывая, что современные средства РЭБ истребителей развитых государств способны снижать эффективность ракет с активной радиолокационной ГСН более, чем на 50%, ярким тому примером можно считать российский комплекс РЭБ "Хибины" с приданными модулями-контейнерами индивидуальной и групповой защиты. С целью сохранения должного боезапаса авиакрыла F-35 в США недавно даже приняли решение о использовании модификаций F-15C/E в качестве тяжёлых носителей ракет "воздух-воздух" для поддержки F-35, что уже не позволяет относить его к полноценному 5-му поколению тактической боевой авиации. Размещение же вооружения на дополнительных внешних узлах подвески непременно приведёт к увеличению ЭПР истребителя до 0,5 — 0,8 м2, что соответствует машинам поколения 4++.

Все чаяния специалистов "Локхид Мартин" разбились о суровую действительность с появлением радио- и оптико-электронного облика российского лёгкого многоцелевого истребителя МиГ-35С, который может пойти в серийное производство уже в конце 2016 года. Глубоко усовершенствованная "Двадцатьдевятка" заслуженно получила два плюса в своём переходном поколении, хотя присутствуют даже технологии 6-го поколения. Наибольшего внимания удостоилась так называемая система оптико-электронного обнаружения атакующих ракет, представленная двумя компактными оптико-электронными комплексам — ВС-ОАР и НС-ОАР, верхней и нижней полусферы соответственно. Данные комплексы способны обнаруживать большинство известных ракет классов "воздух-воздух", "земля-воздух", "воздух-земля", которые угрожают самому МиГ-35 или дружественным воздушным и наземным юнитам. Обнаружения крупных ЗУР типа RIM-67 или MIM-104 производится на расстоянии 45 — 50 км, ракет типа "AMRAAM" — 35 км; ВС-/НС-ОАР — средства пассивного оптического оповещения высокого разрешения, благодаря чему могут быть обнаружены и ракеты с инфракрасной головкой самонаведения (пассивного типа) и самолёт полностью подстраховывается от внезапной атаки противника.

Оптико-электронный комплекс EOTS ("Electro-Optical Targeting System"), устанавливаемый на F-35 Block 4, на сегодняшний день подтвердил лишь возможность работы по крупным теплоконтрастным целям типа "стартующая МБР", что не даёт причислить её к наиболее тактически важной единицей БРЭО в момент обороны истребителя от ракетной атаки основными средствами театра военных действий со стороны противника.

«Боевой лазер» для F-35: изменят ли «Лайтнинги» тактику воздушной войны?
Основным недостатком оптико-электронного комплекса EOTS является то, что его основные датчики установлены в специальной турели под носовой частью фюзеляжа, что серьёзно ограничивает обнаружение близких угроз в верхней полусфере от истребителя


Проблема с несоответствием F-35 многим современным угрозам на ТВД и суета вокруг низких показателей самолёта, заставили производителя прибегнуть к совершенно нетрадиционным техническим решениям, которое не только значительно повысят стоимость программы "JSF", но и не могут гарантировать значительного роста боевых возможностей.

Неожиданная новость пришла 6 октября от интернет-ресурса defenseone.com. Издание со ссылкой на "Локхид Мартин" заявляет о разработке боевого модульного волоконно-оптического лазера с коэффициентом выхода энергии 0,4 (40%) суммарной мощностью от 0,06 до 0,12 МВт. Предполагается, что с таким вооружением F-35 будет способен добиться подавляющего превосходства над любым существующим и даже разрабатываемым истребителем. Между тем, и здесь американцы, настроившие очередные иллюзии по "звёздным войнам", натолкнуться на значительные проблемы, связанные как с лимитами и ограничениями эксплуатации лазерного оружия, так и с несовершенством самого носителя, ведь возможности самолёта как летательного аппарата остаются прежними.

Известно, что мощность волоконно-оптического лазера для "Лайтнинга-II" составит около 80 — 100 кВт, формироваться пучок лазерного излучения будет из нескольких каналов в каждом оптоволоконном проводнике. Лазер определённо будет обладать высоким КПД, но мощности в 100 кВт не будет хватать для эффективной работы по средним и крупным воздушным целям, и физических причин, зависящих от естественного состава атмосферы этому можно насчитать массу.

F-35 не является достаточно крупным носителем, чтобы установить боевой лазер с крупным зеркалом большой площади, поскольку это ещё в более худшую сторону повлияет на посредственные лётно-технические качества самолёта. Малое зеркало (размером до двух десятков сантиметром) не даст получить выходную мощность, позволяющую реализовать те возможности, на которые надеется "Локхид Мартин". Кроме того, огромную роль будет играть физическое расширение светового конуса излучения (т.н. закон дифракционной расходимости) в результате которого даже 120-киловаттный луч F-35 диаметром 5 см (на выходе) на дальности 10 км будет иметь диаметр пятна излучения 0,5 м и плотность мощности излучения 25,5 Вт/см2, чего будет достаточно для серьёзного перегрева радиоэлектронного оборудования ЛА при длительном воздействии с одного направления, но при учёте того, что истребитель является боевой машиной, которая постоянно маневрирует и осуществляет быстрые развороты по тангажу и крену, облучение одного участка фюзеляжа будет очень кратковременным, что не позволит серьёзно перегреть или "поджечь" какое либо бортовое оборудование или материалы обшивки планера, особенно лобовые, которые наиболее предназначены для высокотемпературных режимов полёта на скоростях 2,0 — 2,25М.

На дальности в 100 км всё обстоит ещё более сложно: луч превращается в пятно диаметром 5 м с плотностью мощности всего 0,25 Вт/см2; и это без учёта 65% потерь мощности луча при прохождении больших дистанций в верхних слоях тропосферы/нижних слоях стратосферы (11 — 13 км), где атмосфера достаточно плотна. Такой луч способен лишь незначительно нагревать элементы конструкции истребителя или БПЛА всего на десятые доли градуса при длительном удержании основания конуса излучения на цели, что, во-первых, абсолютно не скажется на работоспособности БРЭО, во-вторых, практически не возможно реализовать применительно к маневрирующим летательным аппаратам типа "истребитель/БПЛА". Т.е., на дистанциях 10 и более километров, лазерное оружие истребителя будет способно лишь влиять на работу оптико-электронных прицельных комплексов, в то время как основной "боевой актив", — радиолокационный комплекс, будет сохранять 100%-й боевой потенциал облучаемого истребителя.

В дальнем воздушном бою поглощающие способности атмосферы будут играть решающее негативное воздействие на энергетику лазерного луча, который будет "терять силу", проходя через капельки водяного пара и молекулы пыли, присутствующие даже на значительных высотах, а как известно, все модификации истребителя F-35 имеют практический потолок в 16100 м, что на 3—4 км ниже, чем у таких самолётов как Су-35С или F-22A: даже участок перистых облаков создаст для уже ослабленного луча непреодолимую преграду, которая сделает его неэффективным даже против оптических датчиков наведения авиации противника.

F-35A, имеющий ЭПР 0,3 м, будет обнаруживаться и "захватываться" современными авиационными БРЛС типа Н011М "Барс" или Н001ВЭ (истребители Су-30СМ и Су-27СМ) на дистанциях 80 — 100 км, из-за чего американский лётчик будет вынужден маневрировать, дабы не быть сбитым при самой первой, загоризонтной идентификации радарами наших истребителей-перехватчиков, а маневрирование — есть невозможность применения лазерной установки, угломестные и азимутальные зоны обзора которой строго ограничены жёстко укреплённой турелью, которая ни в коем случае не будет всеракурсной, т.к. ещё сильнее испортит аэродинамику F-35.

Аналогичная ситуация складывается и в ближнем воздушном бою, "собачьей свалке". Хоть на дистанциях менее 8 км боевой лазер и будет представлять некоторую угрозу для наших истребителей, навязав "Лайтнингу" ближний бой, наш лётчик будет полностью уверен в победе над американской "лазерной указкой", которая по той же причине ограничения использования по азимуту и углу места не сможет даже на толику времени задержать луч на нашем истребителе, низкая маневренность не позволит ему длительно удерживать необходимые углы работы лазера в благоприятном к истребителю противника направлении.

В итоге можно заключить, что использование боевого лазерного оружия в выполнении задач класса "воздух-воздух" является абсолютно бесперспективным направлением, особенно против истребительной авиации, в военно-транспортной авиации также существует масса способов обороны от американского боевого лазера, одним из которых может стать внедрение специальных баллонов с инфракрасными аэрозолями и прочих химических преград для прохождения мощного лазерного луча.

«Боевой лазер» для F-35: изменят ли «Лайтнинги» тактику воздушной войны?
Сверхманевренность, более совершенная, и без сомнения всеракурсная, оптико-электронная "начинка" МиГ-35С, в дополнение к более мощному бортовому радиолокационному комплексу с АФАР "Жук-А", позволит нашему истребителю полностью превзойти в 2 раза более дорого американского конкурента с бесполезным лазером на борту


Компенсация тактико-технических недостатков истребителей семейства F-35 за счёт применения лазерного оружия в условиях земной атмосферы является заранее проигрышным ходом именитой компании "Локхид Мартин", ведь весь свой потенциал лазер может проявить лишь на высотах свыше 40 км (в ближнем космическом пространстве), что для нынешней авиации ещё долго не будет доступным.
Автор: Евгений Даманцев


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 76
  1. beitar 14 октября 2015 07:03
    Столько грязи выливается на F-35, чувствую будет достойный аппарат, помяните мое слово... F-15 тоже обильно поливался грязью в процессе разработки, в результате получился один из лучших истребителей 4-го поколения.
    1. inkass_98 14 октября 2015 07:53
      Цитата: beitar
      чувствую будет достойный аппарат, помяните мое слово..

      Поживем - увидим. Вам его эксплуатировать, нам - противостоять ему (не хочется говорить про "сбивать", но и этого нельзя исключать ни в коем случае).
      1. Lance 14 октября 2015 21:17
        Одна из немногих статей, где про тепловые лазеры написано без розовых очков и фантастики.
    2. ДэнСабака 14 октября 2015 08:16
      не знаю, что получится из F-35, но недооценивать противника не стоит.....
      перед ВМВ "Зеро" американцы то же недооценивали....
      1. Лесной 14 октября 2015 17:22
        Американцы вообще слабо готовились к воздушному бою, но и превосходство Зеро много не длилось - достаточно быстро выработали тактику противодействия, а как появились современные истребители типа Лайтнинга - так и вовсе началась игра в одни ворота. Ну и если интересно, можно почитать книги японцев - очень интересно рассказано, что один из асов собирался сбить то ли Вайлдкат, то ли Хэлкат из пулемётов - вколотил весь БК, но американец жил.
        1. Scraptor 14 октября 2015 23:00
          на зеро были также и пушки... что то он нетуда "вколачивал".
          от 7,7 бронирование еще могло спасти, а 12,7 берет даже бронеспинку
          1. Лесной 15 октября 2015 11:56
            На первых Зеро не было крупнокалиберных пулемётов, потом появились, но слабые, пушки имели очень плохую баллистику и имели маленький боекомплект.
            1. Scraptor 15 октября 2015 12:08
              Окуда на пушках взяться большому боекомплекту? Кол-во возможных снарядов в укладке убывает обратно пропорционально кубу (даже не квадрату) калибра. Квадрату - только в бикалиберных системах типа немецкой MG151/20 при общей длине патронника.
              1. Лесной 16 октября 2015 19:40
                У Зеро боезапас был куда как скромный.
                1. Scraptor 17 октября 2015 04:54
                  Калибр пулеметов у него был скромный. Надо было ставить 13мм
    3. EvilLion 14 октября 2015 08:58
      А вот советские летчики F-15 восхищались. Потому что он летал офигенно, а критиковали его из-за стоимости.
      1. Scraptor 14 октября 2015 10:50
        А летчики F-15 дрожали когда мимо них МиГ-25 прокатывали даже на соянке... laughing
        1. Aqela 17 октября 2015 12:36
          Ну Ф-15 и МиГ-25 - машины с разными задачами, так что их сравнение здесь неуместно. Тем более, что Ф-15 делали с учётом данных о прототипе МиГ-25 - Е-166.
          1. Scraptor 17 октября 2015 15:30
            Тогда почему они так дрожали? wink Неужели не умели сравнивать?
      2. Лесной 14 октября 2015 17:23
        В Союзе очень серьёзно отнеслись к Иглу, а критиковали его конкурирующие фирмы.
        1. Scraptor 14 октября 2015 23:02
          К F-14 еще серьезней... Тем более у Ирана
      3. dokusib 17 октября 2015 03:37
        А какое дело советским лётчикам до стоимости F-15?
    4. LvKiller 14 октября 2015 10:16
      Главный вопрос был таков: изменит ли Ф35 тактику войны? Поверьте мне - изменит однозначно. Программа Ф35 оттянула на себя средства, на которые могло бы быть создано более смертоносное и эффективное оружие. Ф35 своим появлением оттянуло наступление будущего на весь срок своего существования. А вот теперь лейте сопли по столь "великому" американскому "изобретению".
    5. vladimir_krm 14 октября 2015 11:07
      Блажен, кто верует (с) :)
      Спорить уже надоело, вернёмся к этому вопросу позже, когда он поступит к вам на вооружение. Не поленитесь рассказать?
    6. Firstvanguard 14 октября 2015 18:03
      Цитата: beitar
      F-15 тоже обильно поливался грязью в процессе разработки, в результате получился один из лучших истребителей 4-го поколения.

      Чего в нем лучшего? Крепкий середнячок, не более.
      1. Aqela 17 октября 2015 12:40
        Конечно же, Су-27 и его потомки превосходят Ф-15, но на момент своего появления конкурентов для него не было, а до появления МиГ-29 и Су-27 противостоять ему хоть в какой-то мере мог только МиГ-23МЛД (обычные он драл - как хотел).
        Меня, к примеру, забавляет сопоставление свойств Ф-16 и МиГ-21. Выходит так, что после внятной модернизации авионики и прицельных средств, МиГ-21 ничуть "Боевому Соколу" не уступал...
        1. Scraptor 17 октября 2015 15:37
          В какой то мере МЛД его отодрал...
          МиГ Е-8 совсем ничуть не уступал, скорее даже превосходил и появился в... 1962.

          Также списали на "аварийю", как то с чего "появился" F-35
    7. Aqela 17 октября 2015 12:11
      С целью сохранения должного боезапаса авиакрыла F-35 в США недавно даже приняли решение о использовании модификаций F-15C/E в качестве тяжёлых носителей ракет "воздух-воздух" для поддержки F-35, что уже не позволяет относить его к полноценному 5-му поколению тактической боевой авиации.

      lol И это де.рм.ище более 20 лет никак до ума довести не могут... Мдя...
      Кстати, и где же многие-многие годы разработки Ф-15 под градом насмешек? request
      Цитата из всеми любимой Википедии:
      Макдоннел-Дуглас F-15 «Игл» (англ. McDonnell Douglas F-15 Eagle, в переводе — Орёл) — американский всепогодный истребитель четвёртого поколения. Разработан в 1972 году. Предназначен для завоевания превосходства в воздухе. Передан в эксплуатацию в 1976 году.

      В книге же Э. Цихоша "Сверхзвуковые самолёты" указано:
      В 1965 г. командование ВВС и авиации ВМС США, не удовлетворенное результатом применения самолета "Фантом" II F-4 во вьетнамской войне, приступило к разработке ТТТ к самоету FX, предназначенного для замены F-4... В 1968самолет получил обозначение F-15... К концу 1980 г. было построено более 500 таких самолётов...

      Итак, что имеем: what
      1) в 1965 начата разработка концепции,
      2) в 1967 дано техзадание,
      3) в 1968 утвержден контракт,
      4) в 1972 - первый полет,
      5) в 1976 - принятие на вооружение,
      6) спустя 4 года - 500 самолетов на вооружении США + контракт с Японией (самолёт "Мицубиси", как модификация Ф-15)...
      Блин! Поразительно долгая разработка (4 года до первого полёта + 4 года до завершения всех испытаний и принятия на вооружение)! Тернисты пути, преодолённые этой достойной машиной! belay
      Вы уж, дорогуша, ерунду не порите и повнимательней с фактами! Здесь всё же не детский сад! fool
  2. Mera Joota 14 октября 2015 07:24
    Автор с жутким упорством пытается доказать, что F-35 ничтожество. И зачем? Все "истинные патриоты" не требуют каких либо доказательств ибо ясно же и наяву, что это распил бабла и летающий утюг не способный ни на что. Поэтому зачем столько буковок было писать...
    1. Scraptor 14 октября 2015 10:47
      Что там с F-117? Истнинные демократы и респюбликанцы столько слюней пускали по его поводу...
      Нет, этот еще полетает... столько бабкоф вбухано в его шлем (и лазер), только вот смысл что поставить все это можно на любой самолет...
  3. qwert 14 октября 2015 07:38
    "F-15 тоже обильно поливался грязью в процессе разработки, в результате получился один из лучших истребителей 4-го поколения."
    Не умоляя достоинств Ф-15, отмечу. что грязью его в процессе разработки не поливали. Конечно его не превозносили так как Ф-111, но все равно позиционировали как определенный прорыв и с этим не спорили не в западных не в советских СМИ.

    Ну, ничтожество ни ничтожество, а если проводить аналогии то Ф-35 похож на Ф-84, действующий в связке с Ф-86. Только сейчас будет Ф-35 и Ф-22. Хорошие ударные возможности и способность в бою противостоять МиГ-21. Ударные машины тоже нужны. Особенно США.
  4. DimanC 14 октября 2015 07:46
    Врага лучше переоценить. А вот с лазерами - это американцы действительно обосрутся. Тут нужны ускорители нейтральных частиц. Говорят, в позднем СССР такие работы были начаты в Армении, но после его развала, дело закрылось
  5. Belousov 14 октября 2015 08:14
    Лазеры не более чем рекламный ход. Ибо по остальным характеристикам как минимум не превосходит представителей 4+/4++.
    1. Aqela 17 октября 2015 16:17
      Думаю, что байки про лазер - попытка хоть как-то оправдать лярды расходов и годы безуспешных попыток сделать из... сырья конфетку. Имеется красявая летающая загогулина, стоящая больше, чем монумент из чистого золота... Отчитаться-то хоть как-то нужно! belay
  6. tchoni 14 октября 2015 08:39
    Автор говорит о высотах эффективного применения лазера в 40 км, забывая, что характеристики атмосферы на высотах более 10 тыс. метров и на уровне земли – две большие разницы. Я бы не был столь категоричным и в части «невозможности реализации всеракурсности лазерной турели». В общем, буков много, цифр то же, но не совсем они понятные. Так, говорч о дальности автор не говорит о том, для каких высот дествуют данные показатели. Но, возникает ощущение, что это оценки для уровня моря. Что будет на 10 000 из статьи не совсем понятно.
  7. Огогошка 14 октября 2015 09:29
    F35 классный самолёт, главное, чтоб ни на секундочку не останавливались вливания бюджета в этот удивительный и лучший в своём классе истребитель.
    1. LvKiller 14 октября 2015 10:21
      Зачет. Ирония детектед.
  8. nazar_0753 14 октября 2015 10:28
    Все чаяния специалистов "Локхид Мартин" разбились о суровую действительность с появлением радио- и оптико-электронного облика российского лёгкого многоцелевого истребителя МиГ-35С, который может пойти в серийное производство уже в конце 2016 года. Глубоко усовершенствованная "Двадцатьдевятка" заслуженно получила два плюса в своём переходном поколении, хотя присутствуют даже технологии 6-го поколения. Наибольшего внимания удостоилась так называемая система оптико-электронного обнаружения атакующих ракет, представленная двумя компактными оптико-электронными комплексам — ВС-ОАР и НС-ОАР, верхней и нижней полусферы соответственно. Данные комплексы способны обнаруживать большинство известных ракет классов "воздух-воздух", "земля-воздух", "воздух-земля", которые угрожают самому МиГ-35 или дружественным воздушным и наземным юнитам. Обнаружения крупных ЗУР типа RIM-67 или MIM-104 производится на расстоянии 45 — 50 км, ракет типа "AMRAAM" — 35 км; ВС-/НС-ОАР — средства пассивного оптического оповещения высокого разрешения, благодаря чему могут быть обнаружены и ракеты с инфракрасной головкой самонаведения (пассивного типа) и самолёт полностью подстраховывается от внезапной атаки противника.

    C удовольствием почитал бы про МиГ-35. Про Ф35 читать уже надоело. Авторы не могут достать никакой принципиально новой информации, и гоняют ту, что есть, по кругу
  9. Maksus 14 октября 2015 10:31
    Жалобы на низкую маневренность поступали даже от опытных лётчиков американских ВВС, что автоматически приравнивает возможности ближнего воздушного боя F-35 к показателям старого F-4E.


    Как это так? Почему сразу не к Мустангу или Пишутеру?
    1. Aqela 17 октября 2015 16:19
      Фантом-2 по маневренности ещё тот утюг. Так что с Мустангом его сравнивать не годится...
  10. IAlex 14 октября 2015 13:51
    Да ладно, а что если лазер применять для ближней обороны самолета от наземных и воздушных ракет приближающихся по прямой траектории? В результате сбить ракетами самолет вы не сможете и вам придется подходить на дальность действия пушки, т.е. 5 км, где лазер эффективен. Тем более если пепелац с лазером не удастся сбить ракетами, он может вполне эффективно бомбить наземные цели и уничтожать самолеты противника своими ракетами Воздух-Воздух, тем более на высоте условия для работы лазера должны быть лучше, да еще и обеспечен круговой обзор на всем расстоянии без препятствий... И не нужно лазеру быть супер-бупер вполне достаточно обеспечивать эффективность и на расстоянии 10 км... В принципе при таком раскладе от самолета вообще ни чего не требуется в плане характеристик, кроме возможности работать в компьютерной сети и обеспечивать приемлемую скорость подлета...
    1. voyaka uh 14 октября 2015 14:16
      Ужe применяют. В Израиле ставят такой модуль на военные
      транспортники. Лазер слепит ракету и уводит ее в сторону.
      Против ПЗРК и ракет ВВ.
      Для истребителя пока такая система слишком массивна,
      но размеры уменьшаются с каждой новой версией.
      1. IAlex 14 октября 2015 14:20
        Я не про ослепление из-за слабости текущих лазеров, а про разогрев ракеты и её физическое уничтожение. Такая система массивна пока только из-за недостатка объемов суперконденсаторов и мощности/размеров химических лазеров, но первое и второе за последние 5-ть лет сделали значительные шаги, тем более предполагается, что в ближайшие несколько лет, суперконденсаторы смогут заменить аккумуляторы в авмобилях, а это значит что придет время полноценных лазерных и рельсотронных орудий, да и америкосы все время уменьшают свои химические лазеры, уже есть прототипы для вертолетов :)
        1. Aqela 17 октября 2015 16:21
          Думаю, что с появлением суперконденсаторов более целесообразным станет рельсотрон.
          1. Scraptor 17 октября 2015 16:28
            Рельсы это не алюминий, их тяжело пилить...
      2. andj61 14 октября 2015 15:08
        Цитата: voyaka uh
        Ужe применяют. В Израиле ставят такой модуль на военные
        транспортники. Лазер слепит ракету и уводит ее в сторону.

        Вот для ослепления приборов или живой силы лазер применять можно, а для разрушения - есть более дешёвые способы.
        1. IAlex 14 октября 2015 15:21
          Лазер самый дешевый и точный, в особенности для объектов 10 см на дальности 10 км... Я сомневаюсь что вы из чего-нибудь попадете в такой маленький объект, тем более сколько нужно с собой тащить груза в виде коробок для патрон, гильзы, порох, пули, причем у пуль 12 мм еще и будет приличное рассеивание, т.е. вы на месте, топливе и самих расходниках дофига потратитесь...
    2. Aqela 17 октября 2015 16:20
      Нет. Требуется ещё возможность работать в компьютерной игрушке... wink
  11. gregor6549 14 октября 2015 14:32
    Если кто следил за процессом создания Ф35, то помнит, что самолет задавался не как самолет завоевания превосходства в воздухе а как ударный самолет основная задача которого наносить ракетно бомбовые и прочие удары по наземным и морским целям. При этом задача завоевания превосходтва в воздухе ставилась другому самолету Ф22. Можно говорить и о дороговизне Ф35 и о массе детских болезней, выявленных при его создании, но несомненно одно: в самолете воплощены новейшие достижения науки и техники делающие данную птицу не совсем простой целью для "борцунов" с ней.
    Можно, конечно, спорить о том насколько целесообразным было создавать несколько типов самолета в одном флаконе но так захотелось Заказчикам а они, Заказчики увы, не всегда знают чего они "хочуть" Причем это беда не только забугорных Заказчиков, но и многих "внутренних". Ну, а инженер конструктор человек маленький. Делает то, что ему приказали и за что платят денежку. Что то получается, что то не вполне, но он старается. И сказать что результат его труда совсем уж никудышный вряд ли можно, тем более что многие технологии впервые опробованные на Ф35 будут несомненно востребованы при разработке новых поколений авиатехники. Поэтому, как правильно замечают некоторые комментаторы, поживем увидим а может чему нибудь и поучимся. А поучиться там есть чему.
    1. Aqela 17 октября 2015 16:27
      Звучит забавно. Готов частично с Вами согласиться, но замечу следующее: все эти резоны было бы оправданными при наименовании, скажем, YF-35 и статусе самолёта, как экспериментального. Речь же идёт об упорных попытках тиражировать машину втюхать, как вполне себе доведённую и надёжную, а не в качестве стенда отработки перспективных решений.
      1. Scraptor 17 октября 2015 16:33
        А какой из этого сдедует вывод?
        Что то давно про "его шлем" не писал никто ничего.
        Можно поумать он к F-22 не подойдет...
  12. plotnikov561956 14 октября 2015 16:43
    Ф-35...по кличке "Пингвин" это просто БЕСЦЕННЫЙ агрегат..и пусть он как можно больше совершенствуется..пожелаем США творческих успехов на его поприще...а может и полетит нормально в плохую погоду
    1. Aqela 17 октября 2015 16:29
      F-35 "Fighting penguin II" Сильно, однако! laughing

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня