Методы исключения
Эксперты из 15 государств, представители ШОС, ОДКБ, других организаций приняли участие в прошедшей в Москве Международной конференции по Афганистану. Ее работу освещали более ста средств массовой информации. Большой интерес вызвало выступление заместителя начальника Генерального штаба Сергея Истракова. Он рассказал о совместной работе оборонных ведомств стран ШОС по стабилизации обстановки в Афганистане и Центральной Азии. В подготовленной для «ВПК» статье эти вопросы освещены более подробно.
Анализируя обстановку в Центральной Азии, стоит перечислить хотя бы основные угрозы региональной и международной безопасности. Это прежде всего рост террористической активности Исламского движения талибов, других радикальных организаций и расширение влияния ИГИЛ на территорию Афганистана, чему сопутствует эффективная пропаганда экстремистской идеологии среди населения, приводящая к пополнению бандформирований. Ситуация характеризуется эскалацией нестабильности и возможностью возникновения в регионе внутренних вооруженных конфликтов. Налицо увеличение объемов наркотрафика из Афганистана в соседние страны, который является экономической и финансовой основой для антиправительственной деятельности экстремистов. К основным угрозам относятся и попытки вмешательства стран Запада во внутренние дела государств Центральной Азии.
“ Безопасность в Афганистане может быть обеспечена только силами граждан этой страны. Никакое вмешательство извне не решит проблемы ”
Члены Шанхайской организации сотрудничества прилагают самостоятельные усилия для нейтрализации угроз региональной безопасности, проводя односторонние мероприятия экономического, политического, социального и гуманитарного характера. Но такие попытки не позволяют эффективно противодействовать новым вызовам.
На примере сирийского кризиса хорошо видно, что усилия западной антитеррористической коалиции не приносят результата в борьбе с ИГИЛ именно потому, что цели у участников разные, действия разнонаправленные. В итоге все сводится к демонстрации активной борьбы.
С другой стороны, Сирия служит доказательством того, как могут развиваться события, если коллективные действия предпринимаются своевременно и скоординированно. Применительно к Афганистану первоочередная задача должна быть сформулирована так: как не допустить его использования в качестве инструмента «раскачки» ситуации в странах – участницах ШОС.
Высказанные экспертами мнения можно свести к нескольким положениям. Во-первых, безопасность в Афганистане может быть обеспечена только силами граждан этой страны. Никакое вооруженное вмешательство извне не решит проблемы. Во-вторых, для обеспечения безопасности необходима внешняя помощь, причем она должна носить разноплановый характер – от содействия в экономическом развитии до военно-технического сотрудничества. В-третьих, без перекрытия наркотрафика устранить экстремизм невозможно. Доходы от торговли опиатами создают экономическую базу терроризма, причем не только в Афганистане, но и за его пределами. ШОС представляется универсальным механизмом, который способен скоординировать деятельность всех участников и афганского правительства для решения задач обеспечения безопасности в регионе.
Складывающаяся военно-политическая обстановка и прогноз ее развития показывают, что консолидация усилий в парировании и нейтрализации вызовов и угроз жизненно необходима. Поэтому возможности Шанхайской организации сотрудничества, как никогда, востребованы. Целесообразно проработать эти вопросы по следующим направлениям.
Первое – исключение распространения угрозы терроризма на страны Центрально-Азиатского региона. С этой целью в текущем году успешно осуществлены мероприятия по повышению слаженности действий наших вооруженных сил, укреплению мер доверия и понимания. В частности, в апреле на территории Киргизии проведена совместная тренировка сил специального назначения в условиях горной местности при подготовке военного командно-штабного учения «Мирная миссия». В мае в Таджикистане в непосредственной близости от границы с Афганистаном прошло учение воинских контингентов Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ. Результаты подтвердили их способность эффективно выполнять поставленные задачи и дать достойный отпор бандформированиям. В сентябре проведено стратегическое командно-штабное учение «Центр-2015», в ходе которого осуществлена проверка способности вооруженных сил членов ОДКБ нейтрализовать попытки проникновения экстремистов в центрально-азиатские республики, а также отражать агрессию крупных террористических группировок. Регулярно выполняются российско-таджикские мероприятия по мониторингу обстановки на границе с Афганистаном.
Второе направление – совершенствование механизма обмена информацией между вооруженными силами государств – членов ШОС по оценке угроз региональной безопасности. В качестве перспективы рассматривается формирование аппарата национальных военных советников при секретариате организации или специальной рабочей группы при совете министров обороны. На данный орган предполагается возложить вопросы взаимодействия как с национальными вооруженными силами, так и с Региональной антитеррористической структурой ШОС, ОДКБ, Антитеррористическим центром СНГ. Через этот аппарат (рабочую группу) будет вестись обмен данными об организациях экстремистов, незаконных вооруженных формированиях, способах и тактике их действий. Кроме того, необходима активизация многостороннего сотрудничества по линии разведывательных служб Министерств обороны с целью усиления контроля за действиями нелегальных организаций. Такие формы сотрудничества, безусловно, представляют взаимный интерес.
Третье направление – обмен опытом подготовки и применения воинских контингентов в антитеррористических операциях, в том числе проводимых под эгидой ООН и других международных организаций, расширение военно-технического сотрудничества между странами ШОС, включая образовательные аспекты.
Следует также отметить необходимость мероприятий, направленных на повышение боевой выучки воинских контингентов государств – членов ШОС в интересах противодействия новым вызовам и угрозам региональной безопасности.
Сегодня, как никогда, необходим анализ военно-политических процессов в зоне ответственности ШОС. Оборонные ведомства обязаны своевременно реагировать на угрозы, исходящие из регионов, особенно военные, в том числе путем демонстрации консолидированных усилий организации. В этих целях спланировано проведение в 2016 году на территории Киргизии совместного антитеррористического учения вооруженных сил «Мирная миссия-2016». Воинские контингенты стран ШОС отработают приемы и способы ведения боевых действий по нейтрализации отрядов террористов и поделятся опытом борьбы с незаконными вооруженными формированиями.
Наряду с экономическими, политическими, социальными мерами государства – члены Шанхайской организации сотрудничества должны активизировать противодействие афганскому наркотрафику. Особую актуальность приобретает реализация инициативы создания на базе Региональной антитеррористической структуры ШОС универсального центра противодействия новым вызовам и угрозам. Важно организовать сотрудничество будущего центра с региональными структурами, в первую очередь с Центром антинаркотических операций ОДКБ.
Необходимо совместными усилиями пресекать каналы наркотрафика, финансирования, поставки вооружения и материальных средств экстремистским организациям, которые действуют в Афганистане.
Еще одним направлением стабилизации обстановки является противодействие идеологии экстремизма. Целенаправленная работа в информационной сфере, разъяснение пагубности подобных взглядов лишит руководство Исламского движения талибов, отрядов ИГИЛ и других террористических организаций поддержки населения и пополнения.
Очень важно поддержать усилия афганских властей по достижению национального примирения в стране. В этих целях необходимо не только активизировать взаимодействие военных ведомств стран – участниц Шанхайской организации сотрудничества, Организации Договора о коллективной безопасности, но и использовать политический, экономический, социальный потенциал СНГ и Евразийского экономического союза для улучшения положения населения, укрепления здравоохранения и других сфер жизнедеятельности государства.
Только целенаправленная и консолидированная работа всех стран Центрально-Азиатского региона позволит снизить уровень террористической угрозы, не допустить распространения влияния экстремистских организаций.
Информация