Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

«Соль» пройденных миль

«Соль» пройденных миль


15 лет антипиратской деятельности капитана 2 ранга Сергея Момота

«Полундра! Спасайся, кто может!» – какой мальчишка «не сражался» в детстве с пиратами?! Играл в эту игру и Сергей Момот. Но то, что ему предстоит в реальной жизни ступить на палубу корабля, захваченного морскими разбойниками, он, конечно, вряд ли мог предположить.


Ни шагу назад!


Его путь «к звездам» был не просто тернистым. Судьба как будто нарочно чинила ему препятствия, испытывая на прочность: а вдруг под напором неудач парнишка, мечтавший с детства носить погоны, стушуется и передумает? Но трудности лишь закалили его характер, научили «держать удар» и укрепили во мнении: «Уж если цель поставлена – нужно идти до конца».

Военным Сергей Момот решил стать неспроста. Примером для подражания и олицетворением мужества для него, простого деревенского мальчишки из украинской глубинки, стал дядька, прошедший Афган.

– Он был немногословен. О службе рассказывал совсем немного. Редко-редко доставал свой армейский фотоальбом. В шкафу висел его китель с наградными медалями, но он почему-то, как вернулся из «горячей точки», так ни разу его не надевал. А я, украдкой поглядывая на форму, мысленно примерял её на себя, – делится своими воспоминаниями из детства капитан 2 ранга Сергей Момот.

Но детская мечта так и осталась бы мечтой, если бы не соседский Ярик, приехавший в курсантской форме в родную деревню в отпуск. Ребята, всё детство «проигравшие с ним в войнушку», теперь с неподдельной завистью посматривали на подтянутого парня в фуражке. Именно тогда давняя мальчишеская мечта восьмиклассника Сергея Момота превратилась в цель – во что бы то ни стало стать офицером.

Понимая, что знаний сельской школы для поступления в военный вуз может быть недостаточно, он из дня в день, вместо того чтобы гонять с мальчишками в мяч, штурмовал учебники, занимался дополнительно с учителями. И каждый новый день его начинался и заканчивался спортивными тренировками.

Но, как оказалось, знаний и хорошей физической формы для зачисления в Сумской физико-технологический институт, где имелась военная кафедра, в середине 1990-х, когда Россия и Украина уже жили порознь, было недостаточно. У Сергея в голове не укладывалось: для того чтобы защищать Родину, нужно платить! Сумма по тем временам, и тем более для деревенской семьи, была озвучена немаленькая.

В руках – чемодан, в карманах денег только на обратный билет. Так не солоно хлебавши вернулся Сергей в родное село. Но от своей цели не отказался. Продолжил готовиться. «Не в этот, так в другой вуз возьмут», – решил для себя парень. И судьба смилостивилась. Далёкий родственник, приехавший в украинскую деревню погостить, разговорившись с пареньком, пригласил его к себе – на Тихоокеанский флот. «Будешь моряком!» – пообещал он ему. И уже спустя несколько месяцев, преодолев тысячи миль, Сергей, в жизни не видевший море, стоял у дверей ТОВВМУ.
Не зная русского языка, с украинским паспортом на руках – он всё-таки стал одним из курсантов российского училища.

Как ему это удалось? На протяжении трёх месяцев подготовки каждый день писал под диктовку сочинение на русском. И сдал этот экзамен ничуть не хуже остальных русских ребят.

Не успели зачислить – и сразу же звание старшины 2-й статьи, а потом и командира отделения.

«Чистый» моряк


Он мечтал стать подводником – стажировался на лодке, но судьба распорядилась иначе.

«Ну что там увидишь, под водой? А здесь весь мир перед тобой», – убеждали его товарищи. И, как оказалось, были правы.

За плечами – 15 лет плавсостава, более 200 тысяч миль, оставленных за кормой, и пройденный морем весь Азиатско-Тихоокеанский регион. Индия, Вьетнам, Корея, Арабские Эмираты, Африка... – и это лишь часть стран, которые за время службы на больших противолодочных кораблях, выполняя задачи антипиратской деятельности и обеспечивая безопасность судоходства, посетил капитан 2 ранга Сергей Момот.

– Мне повезло. Я служил только на кораблях постоянной боевой готовности, – говорит «чистый» моряк, привыкший из 365 суток в году более двухсот проводить вдали от берега.

Он даже своё первое повышение по службе отметил, как и полагается, в море, выполняя очередную боевую задачу. Погоны старшего лейтенанта командиру электронавигационной группы БПК «Адмирал Пантелеев» были вручены в Индийском океане.

От похода к походу Сергей Момот дорос до помощника командира корабля и был одним из первых в этой должности допущен к командирской вахте.
– Мы водили большие караваны – порядка 25 судов, как российских, так и иностранных государств. Причём интенсивность была достаточно высокая, – рассказывает о своей службе бывалый моряк.

Тревога на корабле

Это был как раз один из тех плановых походов большого противолодочного корабля «Маршал Шапошников». Май. Аденский залив.

– Как сейчас помню. Восемь утра. Мы только встали на якорь. Я был на баке, – делится воспоминаниями Сергей Момот. – Честно сказать, когда прозвучала тревога, многие, в том числе и я, вначале подумали, что это чья-то шутка. В мирное время на корабле звучат только учебные тревоги. А тут один продолжительный сигнал: «Корабль к бою приготовить!»

Когда стало известно, что российский танкер «Московский университет» захватили пираты, не нашлось в экипаже БПК тех, кто бы стушевался.
А 22 часа, за которые «Маршал Шапошников» на полном ходу преодолевал морские мили до захваченного судна, показались морякам, спешившим на помощь россиянам, такими долгими.

– И перестрелка была. Пираты, конечно, сопротивлялись. Благо, из наших никто не пострадал. Но катера, на которых мы подходили к танкеру, получили повреждения, – вспоминает события тех двух тревожных дней Сергей Момот, принимавший в освобождении «Московского университета» непосредственное участие.

– С какими чувствами поднимались на борт захваченного судна? – задаю ему вопрос.

– Страха не было. Только тревожно за захваченный экипаж. Ведь к тому моменту, как мы подошли, пираты путём поджога начали вынуждать забаррикадировавшийся экипаж покинуть машинное отделение. Любое промедление могло обернуться уже совсем другим развитием сценария, – отвечает награждённый после этих событий орденом Мужества моряк и продолжает: – Вы знаете, действия каждого из моряков были настолько отлажены, ни одного лишнего слова, понимание в буквальном смысле с полувзгляда. Такой чёткости и слаженности ни на одном учении не показывали.
– А вышедший несколько лет назад фильм «22 минуты» отражает события тех дней?

– Вы не первый человек, кто задаёт мне такой вопрос. Когда фильм вышел в прокат (я, кстати, был в числе приглашённых на премьеру, которая состоялась во Владивостоке), мне друзья в буквальном смысле оборвали телефон: «Действительно всё так и было?» Конечно, как в любом художественном фильме, здесь есть место вымыслу. Но общий замысел передан точно. Мне фильм понравился, и первые кадры – море, корабль, до сих пор будоражат чувства.

– Что-то в ваших взглядах на службу и в целом на жизнь изменилось с тех пор?

– Для каждого из нас участие в такой операции стало большим уроком. Учения – учениями, в реальной жизни всё, конечно же, иначе. Честно признаюсь, не мог себе и представить, что в мирное время придётся взяться за оружие. Поэтому, безусловно, эта ситуация заставила многое переосмыслить. В первую очередь изменилось отношение к каждому новому выходу в море: пришло понимание, что нужно всегда быть наготове.
Автор: Юлия КОЗАК
Первоисточник: http://www.redstar.ru/index.php/component/k2/item/26326-sol-projdennykh-mil


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 8
  1. саша 19871987 29 октября 2015 14:28
    не переведутся на Руси достойные мужики,на таких Родина и стоит
  2. Alexstrigin 29 октября 2015 14:48
    Мужик с Большой буквы!
  3. oleole97 29 октября 2015 15:00
    странно, погоны - кап2, а нашивки на рукаве - кап3......
    1. Karayakupovo 29 октября 2015 16:59
      Полностью с Вами согласен. Непоняток много. Как можно подготавливаться к поступлению 3 месяца. Я поехал во Владивосток с сельской школы в Башкирии (башкир по национальности) 29 июня 1977 года и без никакой доподготовки сдал и физру, экзамены и барокамеру. И это, по моему, какая-то непатриотическая "клюква" для педерастических либералов. (Уважаемые, ну посмотрите хотя бы на погоны и нарукавные нашивки плавсостава-сразу два воинских звания). Спасибо и с днём Комсомола!
      1. KakoVedi 29 октября 2015 21:09
        Насчет подготовки не скажу, а с двумя званиями и сам хаживал... Некогда этой хней перешивочной было заниматься. На кителе сделаешь, а на тужурке руки не доходили.
    2. егерь650 29 октября 2015 17:10
      Анекдот на эту тему есть на флоте. На строевом смотре адмирал капитана 3 ранга спрашивает: -Почему нашивки лейтенантские!?. -Не успел перешить Товарищ адмирал.
    3. KakoVedi 29 октября 2015 21:06
      Не успел перешить... Погоны сразу вручили, по приходу, а нашивки еще до военторга дойти надо!
  4. chunga-changa 29 октября 2015 15:08
    К сожалению, пока он служит в плавсоставе и приобретает боевой опыт, наземные "адмиралы", которых интересует только перекладывание бумажек и ответственности, делают карьеру. Они же потом всем руководят, а опытных боевых офицеров выживают из своих стройных рядов на пенсию.
  5. odihma 29 октября 2015 20:07
    15 лет антипиратской деятельности - это круто, Сабатини то как проморгал такое чудо. Я в прошлой жизни командир МПК СФ. Патриотический эпизод, но зачем растягивать его на 15 лет.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня