F-35 достиг боевой готовности
почему у них так хорошо, а у нас так плохо?
Статьи о проблемах и недостатках F-35 больше не воспринимаются так, как раньше. Вместо злорадства — лишь сухое раздражение ходом работ по созданию отечественных истребителей пятого поколения.
Российский читатель — умный. Он прекрасно видит противоречие между рассказами о “плохо летающих” F-35, строящихся десятками в год, и непобедимых ПАК ФА, что существуют лишь в виде шести прототипов без авионики и заявленных двигателей второго этапа. Фактически любое сравнение F-35 и Т-50 сводится к сопоставлению ТТХ серийных истребителей и требований, изложенных в тех. задании к ПАК ФА. И пусть мы пока уступаем в реальности, зато превосходим всех в своих мечтах.
С каждым годом становится все очевиднее простой факт: пока еще никому не удалось создать прототип самолета, близкий по своей “начинке” и возможностям к американскому “пятому поколению”. Уже не говоря о его запуске в серийное производство (хотя бы в количестве пары десятков единиц). И, боюсь, что с существующим подходом к созданию ПАК ФА данный отрыв лишь продолжит нарастание. Нужно прекращать "валять дурака", выпуская по одному самолету в год, либо вообще играть на опережение, создавая еще более продвинутые машины с нестандартной аэродинамической схемой (реальный пример — Bird of Prey). Хотя бы ради престижа и демонстрации собственных амбиций (хм, а ради чего еще создается ПАК ФА?).
Что до насмешек над американским "Пингвином", то тут дело гиблое. Объективные факты и ничего, кроме.
1. Самый мощный и эффективный двигатель в истории истребительной авиации
“Пратт Уитни” F-135 имеет бесфорсажную тягу 13 тонн. На форсаже — 19 тонн!
Он в одиночку жжет сильнее, чем два двигателя МиГ-29. При сухой массе в 1700 кг.
Масса пустого F-35A составляет 13,3 тонны. Реальная взлетная масса зависит от конкретной конфигурации. В воздушный бой принято вступать с относительно легкими УР класса “воздух-воздух” при уменьшенном (50% и менее) запасе топлива. Иными словами, тяговооруженность F-35A в варианте истребителя должна достигать единицы.
Что касается абсурдных обвинений в “ненадежности” однодвигательного самолета, то обратимся к МиГ-21, Мираж III и F-16. Шедевры мирового авиастроения, прошедшие с боями все регионы планеты.
2. Радиолокатор с АФАР
Он одинаково эффективен для обнаружения целей на земле и в воздухе. С возможностью картографирования, одновременной работы в режимах “воздух-воздух” и “воздух-поверхность”, при наличии режима низкой вероятности перехвата (низкоэнергетические импульсы в широком диапазоне частот) и всего того, что должна уметь делать современная БРЛС.
И даже немного больше.
Согласно распространенным изображениям (разумеется, сделанным не без помощи Фотошопа), радиолокационная станция AN/APG-81 способна осматривать выбранные участки местности с аномально высоким разрешением (30 х 30 см). Настолько четко, что становятся видны контуры людей и различной техники.
Создатели радара объясняют достигнутый эффект технологией АФАР при наличии уникальных алгоритмов обработки сигналов, например — извлечении полезной информации из шумов, отраженных от "боковых лепестков" АФАР.
В отличие от других радаров с активными ФАР, станция APG-81 является самостоятельной разработкой, а не импровизацией на базе устаревших РЛС с пассивными ФАР. С современным сигнальным процессором и шиной передачи данных, оптимизированной под высокие способности АФАР. Подобных радаров в мире всего два. Это упомянутая APG-81 и её предшественник — APG-77 от истребителя “Рэптор”.
3. Технология “стелс”
Её элементы всецело определяют облик F-35. При этом, в отличие от устаревшего F-117, приемы снижения заметности практически не оказывают влияние на аэродинамику нового “стелса”.
Параллельные линии и кромки, ориентированные в трех выбранных направлениях. S-образные каналы воздухозаборников. Внутренняя подвеска вооружений. Пилообразные стыки панелей и крышек технологических отверстий. Вертикальные кили, разведенные на 20° в сторону от нормали. Беспереплетный фонарь кабины. Многослойное радиопоглощающее покрытие на всей поверхности крыла и фюзеляжа.
О том, насколько эти меры способны снизить заметность ЛА, подробно рассказывалось в предыдущих статьях.
4. Маневренность
Согласно видеоматериалам компании “Локхид Мартин”, F-35 в полной мере сохраняет управляемость при угле атаки 50°.
Он способен лететь “хвостом вперед”, сохраняя управляемость даже на закритических углах атаки (110°) и, по желанию пилота, уверенно возвращаться в горизонтальный полет.
Было бы странно, если бы он не умел все это, имея столь мощный и совершенный двигатель, как “Пратт Уитни” с тягой 19 тонн.
В остальном, F-35 соответствует современным стандартам:
Ограничение по перегрузкам — 9g. Конструкция имеет интегральную компоновку, при которой значительная часть подъемной силы формируется самим фюзеляжем.
5. Технологический гламур
Всеракурсная система ИК-обнаружения. Футуристический шлем с возможностью наблюдения “сквозь” самолет. Модификация F-35B с возможностью укороченного взлета и вертикальной посадки. Истребитель корабельного базирования F-35C с титановыми элементами фюзеляжа, хвостовым гаком и крылом увеличенной площади. Система дозаправки в полете по типу “штанга” (F-35A) и “шланг-конус” (для F-35B и 35C).
6. Оружие
До четырех ракет класса “воздух-воздух” средней/большой дальности (AIM-120 AMRAAM), либо две-четыре управляемые авиабомбы (например, 113 кг планирующие SDB с макс. дальностью пуска 100 км) в комбинации с парой УР “воздух-воздух”, либо две тяжелые авиабомбы или крылатые ракеты (как вариант — 907-кг бомбы Mk.84 с комплектом GPS (JDAM), планирующие высокоточные боеприпасы JSW массой 681 кг или противокорабельные ракеты JSM).
Боекомплект встроенной четырехствольной 25-мм пушки — 180 снарядов. В подвесном варианте — 220 снарядов.
При необходимости имеется шесть внешних узлов подвески. Полная боевая нагрузка — 8 тонн.
Несколько слов о вещах, не связанных с техническим обликом самолета
31 июля 2015 года первая эскадрилья авиации морской пехоты США, оснащенная F-35B, объявила о достижении боевой готовности.
На этом разные спекуляции в стиле “уже девять лет летает, а на вооружение не принят” можно прекратить. Подобно тому, как серийные Су-27 де-факто поступали в войска с середины 80-х и даже участвовали в “боях” (столкновение Су-27 и норвежского “Ориона” во время учебного перехвата над Баренцевым морем, 1987 год), но на вооружение “Сушку” официально приняли лишь в 1990 г.
По состоянию на начало лета в вооруженных силах США находилось 120 “Лайтнингов” трех модификаций, без учета 20 тестовых и экспериментальных бортов в собственности у компании “Локхид Мартин”. Истребители были размещены на 10 авиабазах на территории США.
19 марта 2015 года на авиабазе Люк открылся центр подготовки пилотов F-35. К лету допуск на пилотирование “Лайтнинга” уже имели свыше 200 пилотов с суммарным налетом 30 000 часов. Ни одного разбитого и потерянного самолета за все 9 лет эксплуатации в самых жестких условиях (качающиеся корабельные палубы, ночные дозаправки в полете, групповое маневрирование).
23 сентября на авиабазе Хилл была сформирована первая эскадрилья, оснащенная истребителями F-35.
8 сентября — дебют F-35 на итальянской авиабазе Камери (самолет ВВС Италии, собран на итальянском заводе). Первый полет F-35 за границами США.
6 октября — первый полет F-35, построенного для ВВС Норвегии. Перелет с завода в Форт-Уэрт на авиабазу Люк.
19 октября — премьер-министр Канады заявил о возможном выходе из программы F-35. Ряд СМИ поспешил заявить о крахе проекта F-35, не обратив внимание на пару обстоятельств. Во-первых, еще никто из стран-участников, не покинул проект (канадцы могут стать первыми). Во-вторых, что значит 65 истребителей для ВВС Канады на фоне всей программы JSF ( 3109 истребителей, из которых лишь одну пятую составляет экспорт).
Стоимость
Как ни прискорбно, “Лайтнинг” — самый дешевый из истребителей поколения 4+ и 5.
Во-первых, двигатель. Самый сложный и трудоемкий в обслуживании элемент конструкции, от которого зависит все. У “Лайтнинга” он один. У отечественных истребителей их традиционно два.
Во-вторых, объемы производства, исчисляемые тысячами самолетов. Всем известно, что продукция массового производства ВСЕГДА дешевле.
Затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по проекту JSF составили 59 млрд. долл. Очевидно, что часть этой стоимости заложена в каждом из построенных истребителей. Какой должна быть стоимость разработки ПАК ФА, чтобы конечная стоимость истребителя сравнялась с американским F-35? Из расчета на 60 серийных Т-50 (оптимистичный сценарий).
Ответ: стоимость НИОКР должна быть 3000/60 = в 50 раз меньше!
1 триллион, которым пугают обывателя, касается всего жизненного цикла программы F-35 — НИОКР, производства тысяч самолетов, их обслуживания, запчастей и топлива. Оружия, подготовка пилотов, затрат на переоборудование авиабаз.
С учетом того, что F-35 заменяет большинство типов ЛА, указанный триллион — стоимость существования ВВС США на ближайшие 30 лет. Дорого? Так они и сейчас жрут не меньше. Как-никак, первый в мире потребитель авиационного топлива.
Ожидаемая стоимость производства одной единицы F-35A на 2018 год — 85 млн. долл. (с учетом инфляции). Дешевле только китайские пластиковые поделки.
Что касается пресловутой “электроники” и возможных сбоев компьютеров, то сбои, от которых самолеты сходят с ума, бывают только в голливудских фильмах. В реальности электроника — самый надежный элемент любой системы, совершенно нечувствительный к перегрузкам, механическим сотрясениям и вибрациям.
Перепрограммировать компьютер можно в ангаре авиабазы, в отличие от двигателя с управляемым вектором тяги (поступательной движение деталей в условиях тысячеградусных температур). Здесь даже блочным ремонтом не обойтись. Всякий раз при возникновении необходимости отечественному Су-35 светит отправка на завод-изготовитель. Несложно понять, как все это влияет на стоимость изготовления и эксплуатации.
Все, кого не убедили эти простые и очевидные вещи, могут продолжать пересказывать сказку о страшно дорогом самолете ценой с цельный кусок золота.
Информация