Поднебесный контрафакт

Поднебесный контрафакт


Федеральный окружной суд США по южному округу штата Флорида в Форт-Лодердейле рассматривает дело гражданки США и гражданина КНР, обвиняемых в попытке покупки и передачи Китаю образцов американских двигателей и беспилотников. Это уже не первый раз, когда страну заподозрили в «реверс-инжиниринге». «Лента.ру» попробовала разобраться в обвинениях суда и проследить долгий путь копирования КНР чужих технологий.

Гражданка США Вэнься «Венси» Ман (Wenxia «Wency» Man) и гражданин Китая Чжан Синьшэн (Zhang Xinsheng) обвиняются в попытке покупки с последующим вывозом в Китай БПЛА MQ-9 Reaper компании General Atomics, авиационного двигателя F135 компании Pratt & Whitney для истребителя F-35, двигателя F119 той же фирмы для F-22 и двигателя F110 компании General Electric для истребителей F-15 и F-16. По предварительным данным, преступники собирались обеспечить их вывоз через Гонконг, Израиль или Южную Корею. В осуществлении преступных замыслов подозреваемым помешал агент американских спецслужб, работающий под прикрытием в рамках операции, начавшейся еще в 2011 году.


Обвинения суда базируются на том, что данное оборудование запрещено к вывозу согласно действующим в США Правилам международной торговли оружием (International Traffic in Arms Regulations), которые регулируют экспорт и импорт продукции военного и двойного назначения.

Вэнься Ман родилась в Китае и получила гражданство США только в 2006 году. Она — вице-президент семейной фирмы, специализирующейся на изготовлении новейших конденсаторов для последующего экспорта. Ее арестовали 1 сентября 2015 года, и сейчас она находится в Broward County Main Jail. Второй обвиняемый по данному делу, Чжан Синьшен, по информации властей, — официальный агент по закупке военного оборудования для правительства Китая. Сама Ман описала подельника как «технологического шпиона, закупающего информацию у России и других стран для того, чтобы Китай мог получить современные технологии, не занимаясь собственными исследованиями». На данный момент обвиняемый, находящийся в розыске, пребывает у себя на родине, где он, естественно, до сих пор не арестован.

Привычная история


Описанный случай свидетельствует о все той же проблеме китайской инженерной школы: оборонная промышленность Китая развивается по пути заимствования чужих технологий посредством либо воровства, либо копирования лицензионных изделий.

Так, к примеру, китайцы уже много десятилетий подряд активно копируют советские и российские авиационные технологии. История российско-китайского военного сотрудничества началась еще до войны, а с конца 1940-х и до начала 1960-х СССР фактически под ключ построил современную военную промышленность Китая. В КНР активно производили технику советской разработки, и это производство не прекратилось, даже когда отношения СССР и КНР в 60-х годах окончательно испортились и официальное военно-техническое сотрудничество двух стран было свернуто.

Поднебесный контрафакт

Бомбардировщик H-6
Фото: Li Pang

Китай производил и по возможности развивал образцы российских вооружений всех видов — стрелковое оружие, минометы, артиллерийские системы, бронированные боевые машины, включая танки, системы ПВО и даже летательные аппараты вплоть до дальних бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-16, которые под индексом H-6, пройдя глубокую модернизацию, составляют основу дальней авиации Китая и сегодня.

Причем вся воспроизведенная китайцами советская техника активно экспортировалась — либо в страны третьего мира, не имеющих финансовой возможности приобретать российское вооружение, либо в страны, которые не могли закупать оружие у СССР или Запада по политическим причинам (Албания, Кампучия времен Пол Пота и другие). Это оружие применялось в том числе и против самого СССР. К примеру, 90 процентов стрелкового оружия и минометов, используемых душманами в ходе конфликта в Афганистане, были произведены в КНР.

Копирование российского оружия китайцами продолжилось и после нормализации отношений между Москвой и Пекином. В 2009 году стало известно о срыве запланированной сделки по поставке в Китай российских палубных истребителей Су-33. Китайская сторона намеревалась закупить у России от 30 до 50 истребителей для оснащения перспективных авианосцев китайской постройки. А потом речь пошла о покупке только 14 машин при условии, что две из них будут поставлены «для ознакомления». Причиной срыва контракта называли возможность пиратского копирования Китаем российского истребителя. На фоне того, что КНР уже явно скопировал Су-27, выпуская его с собственными двигателем и оборудованием под индексом J-11, схожее развитие событий с Су-33 казалось весьма вероятным и совершенно не устраивало российскую сторону.

В итоге КНР приобрела списанный и непригодный к полетам экземпляр опытной машины Су-27К (будущего Су-33) на Украине, где тот после распада СССР остался в числе прочего имущества наземного испытательно-тренировочного комплекса палубной авиации (НИТКА). Очевидно, китайские инженеры сумели, обладая опытом воспроизводства Су-27, скопировать и технические решения его палубной версии.

Поднебесный контрафакт

Истребитель J-15
Фото: Zha Chunming / XInhua / AP

Все это способно нанести российским экспортерам оружия серьезный ущерб — китайские СУ-27, пусть даже уступающие по техническим характеристикам оригиналу, но более дешевые, могут заинтересовать многие страны.

Новый цикл


В феврале 2011 года директор российской Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаил Дмитриев заявил, что подписанное в 2008 году с Китаем специальное соглашение по линии Министерства юстиции не решило проблему с незаконным копированием российской и советской военной техники. В послевоенные годы, когда СССР поставлял в КНР целые линии по производству тех или иных изделий, не требовалось подписания каких-либо бумаг. Положение осложняется тем, что, копируя российскую оборонную продукцию, Китай вносил в нее собственные изменения.

Конечно, чтобы копия не уступала оригиналу, необходимо создавать ее в соответствии с технической документацией, технологией производства и с применением именно тех материалов, которые были предусмотрены конструкторами. Кроме того, крайне важно обеспечить качество сборки самолета и его дальнейшей эксплуатации. В этом направлении китайские инженеры движутся на ощупь. И все же путь «реверс-инжиниринга», избранный Китаем, может помочь стране сократить отставание в военной сфере от передовых держав. К тому же при увеличивающихся темпах развития китайской промышленности нельзя исключать и возможности становления собственной школы разработки и совершенствования техники.

Поднебесный контрафакт

MQ-9 Reaper
Фото: Brian Ferguson / U.S. Air Force / Global Look

Сегодня основные надежды КНР в авиационной сфере связаны с созданием военно-транспортного самолета Y-20, который, хотя и очевидно заимствует ряд иностранных решений, а также (в опытной версии) использует российские двигатели Д-30КП, все же не является прямым воспроизведением чужого прототипа. Опытные образцы китайских истребителей пятого поколения J-20 и J-31 — также гораздо более самостоятельный продукт, нежели их предшественники. То же самое касается и китайских БПЛА: помимо очевидно и явно заимствованных конструкций, в КНР имеются разработки, отходящие от прямого копирования прототипов.

Еще один опыт такого рода — созданный в КНР в конце 1980-х годов фронтовой бомбардировщик JH-7, который можно назвать плодом собственного творчества по мотивам подсмотренных европейских, советских и американских решений. JH-7 не относится к особо удачным машинам, хотя и несет службу в ВВС Народно-освободительной армии Китая. История его последователей только начинается.
Автор: Анжелика Сарбашева
Первоисточник: http://lenta.ru/articles/2015/10/29/reverseengineering/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 28
  1. Имярек 8 ноября 2015 06:35
    Приветствую всех! Для китайцев вся от американцев один будет ответ:Привычная история- не нужно удивляться, примите как есть. Китай очень повторителен, но многочисленен.
    1. Zoldat_A 8 ноября 2015 07:43
      Цитата: Имярек
      Привычная история- не нужно удивляться, примите как есть. Китай очень повторителен, но многочисленен.

      Какой обалденный термин - "реверс-инжиниринг"! Как отлично звучит - "Китай среверс-инжинирил технологию"! laughing
      1. Mitek 8 ноября 2015 09:38
        Это в общем нормальная практика. У матрасов вся ракетная отрасль сперта у немцев. У нас первые стратеги и высотные костюмы сперты у амеров. У китая все сперто у всех). Тут не злословить по поводу Китая надо, а просто охранять новые технологии.
        1. vladimir_krm 8 ноября 2015 11:37
          Именно так! Восхищает то, что новейший движок от Ф-35, оказывается, может купить чуть ли не любой желающий, а виноваты китайцы :)
        2. Копѣйкин 8 ноября 2015 11:47
          Как Вы предлагаете охранять новые технологии? Если запретить продавать, то отрасли захереют и инновации кончаться, а если ставить в технику доп. блоки страхующие от незаконного копирования/распила, то это приведет удорожанию и потери части покупателей. Здесь надо наказывать Китай хотя бы деньгой, иначе они в край оборзеют. Как говорится: хоть ты мне друг, но истина дороже.
          Кстати, на официальном уровне Китай не считает РФ союзником, мы просто для них добродушный сосед и выгодный торговый партнер, но не больше. Так почему же на рос.форумах пускают слюну при упоминании КНР и зовут их братушками? Будьте благоразумны господа!
          1. Ilya77 8 ноября 2015 15:11
            Цитата: Копѣйкин
            Как Вы предлагаете охранять новые технологии? Если запретить продавать, то отрасли захереют и инновации кончаться, а если ставить в технику доп. блоки страхующие от незаконного копирования/распила, то это приведет удорожанию и потери части покупателей. Здесь надо наказывать Китай хотя бы деньгой, иначе они в край оборзеют. Как говорится: хоть ты мне друг, но истина дороже.
            Кстати, на официальном уровне Китай не считает РФ союзником, мы просто для них добродушный сосед и выгодный торговый партнер, но не больше. Так почему же на рос.форумах пускают слюну при упоминании КНР и зовут их братушками? Будьте благоразумны господа!

            Они и так уже обарзели) И наказать их вряд ли как то выйдет, сколько лет уже копируют и копируют.
            1. Rimlianin 8 ноября 2015 17:53
              А никто их братушками и не называет! События на Украине показали, что у русских нет друзей, кроме них самих. А Китай - тем более. Совершенно чужая нам страна и чуждые интересы. Я скажу больше - Прибалитка и Финны нам ближе.
        3. UralЧел 8 ноября 2015 22:31
          Цитата: Mitek
          Это в общем нормальная практика

          А про атомную бомбу не забыли?
          Так кто же у кого её двинул?
          Цитата: Mitek
          Это в общем нормальная практика

          Правильно.
    2. ЮБОРГ 8 ноября 2015 12:54
      Как так получается, если не решена проблема незаконного копирования, несмотря на подписанные документы и соглашения, мы соглашаемся поставлять новейшую технику, С-400 и С-30/35? Это что вредительство, предательство или главное бабло а что будет завтра плевать?
      1. Фантом-революции 8 ноября 2015 18:29
        Цитата: ЮБОРГ
        Как так получается, если не решена проблема незаконного копирования, несмотря на подписанные документы и соглашения, мы соглашаемся поставлять новейшую технику, С-400 и С-30/35? Это что вредительство, предательство или главное бабло а что будет завтра плевать?

        Если захотят, то своруют.
  2. La-5 8 ноября 2015 06:37
    Китай ведь не просто копировал советскую и российскую технику, на многие образцы Китай имеет вполне законные лицензии на производство, а воровством чужих секретов занимаются все, абсолютно все страны.
    1. Aleksiy 8 ноября 2015 07:58
      Когда ВАЗ уворует что то у Фольксваген, Тойоты и прочих?
      1. vladimir_krm 8 ноября 2015 11:39
        Гм... а то, что он - официально куплен у Фиат, это ничего? Обязательно воровать надо? :)
      2. tolmachiev51 8 ноября 2015 12:15
        Кстати японцы ,после войны, занимались тем-же чем сейчас Китайцы. И не удивляйтесь ,что 50 % процентов изобретений , нагло украли у нас. И когда едете на "японке" вспоминайте что 30% ее, это нашего ума дело.
      3. nemets 8 ноября 2015 12:40
        что то не слышал чтобы ваз что-то украл у них
      4. лис 8 ноября 2015 15:54
        Цитата: Aleksiy
        Когда ВАЗ уворует что то у Фольксваген, Тойоты и прочих

        уважаемый,ВАЗ грабят ваши ниссан,рено и прочие .в частности есть такая машина -КАЛИНА.так вот из неё получилась гранта...и датсун.при чём,без каких либо переделок.новые технологии от рено,однако.
  3. Старый очень 8 ноября 2015 07:04
    Красивый ник

    Вспомнилось давно прочитанное- Переговариваются в эфире летчики люфтваффе: Доннер веттер, Ла-фюнф,Ла-фюнф и врассыпную...

    Да, воруют все Но так нагло и беззастенчиво только "наши братья по классу"
    И ещё хуже, у нас можно украсть безнаказанно
    1. Zoldat_A 8 ноября 2015 07:46
      Цитата: Старый очень
      Да, воруют все Но так нагло и беззастенчиво только "наши братья по классу"
      И ещё хуже, у нас можно украсть безнаказанно

      А потому что у нас, традиционно, господствует мнение - да и х... с вами, пользуйтесь на нищету... У нас ещё есть, а вам-то откуда взять, если у нас не украдёте?
    2. кошак 8 ноября 2015 08:05
      Цитата: Старый очень
      И ещё хуже, у нас можно украсть безнаказанно


      Необходима защита интеллектуальной собственности и до кучи корректировка патентного законодательства. Вот чем бы заняться, а не рассматриванием 100-рублевок под микроскопом
  4. Штык 8 ноября 2015 08:04
    Китайцы молодцы, занимаются реальным делом,а не обещают золотые горы после 2020-го года! hi
  5. 501Legion 8 ноября 2015 08:22
    да Китайцы самые первые плагиаторы в мире. опасно им давать и Су35 и С400, скопируют же. а потом будут конкурировать....
  6. aba 8 ноября 2015 08:32
    Цитата: кошак
    Необходима защита интеллектуальной собственности

    Когда идет речь о технике военного назначения, то абсолютно все плевали на эту самую собственность. Оборона - дело государственной важности.
    aba
    1. кошак 8 ноября 2015 14:39
      Как вспомню - 1й отдел... what
      1. aba 9 ноября 2015 16:11
        А что ?! Так вполне себе хороший отдел - я когда диплом писал, так его утром брал и вечером сдавал в 1-ый отдел. Меня пытались прям на защите уличить в шпионаже, но не прошло, так что вместо "5" из-за скандала получил "4". А преподы что пришли на защиту из училища, были просто в восторге. Эх, молодость, молодость... wink
        aba
  7. Consul-t 8 ноября 2015 14:07
    Китай это самый большой 3D принтер в мире)))
    Копировщики fellow
  8. andrey2015 8 ноября 2015 14:19
    Китай- не та страна, что движет прогресс. Они всегда будут на шаг сзади
    1. строоитель 8 ноября 2015 16:00
      Не стал бы так категорически утверждать. Китайцы не просто копируют - они учатся.
  9. Горный стрелок 8 ноября 2015 15:44
    Цитата: andrey2015
    Китай- не та страна, что движет прогресс. Они всегда будут на шаг сзади

    Совершенно с вами согласен. Что то у них есть неправильное в инженерном подходе, как будто знаний школьной физики не хватает. Запросто идут на замену материалов, нарушая все мыслимые и немыслимые технологические нормы.
  10. Dan Slav 8 ноября 2015 16:37
    Это военная техника. Никакие патенты на скругленные углы тут не действуют.
    Копировали и будут копировать.
    И мы где надо не должны гнушаться это делать.
    Вспоминается справочник: Отечественные микросхемы и их зарубежные аналоги! )))
  11. Робертъ Невский 8 ноября 2015 20:19
    Спасибо автору за статью!
  12. Tetros 9 ноября 2015 00:31
    США к слову точно так же ворует технологии, да не у кого то а у своих же союзников, на чем их неоднократно ловили(Германия как пример). Ещё они скупают учёных талантливых, поэтому подобное обыденность везде. Другой вопрос когда они дают заказы на 100 самолётов получают 1-2 и рвут контракт, копируют и продают под собственной маркой, это уже безобразие.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня