Military Review

"Kremskoy massacre"

12
Kremskoe battle


Having crossed over to the left bank of the Danube, Kutuzov first of all collected information about Mortier’s corps. The French, who captured Miloradovich, reported that Mortier, with one infantry division, was at Dirnstein, on the march to Krems. The rest of the troops were behind. October 29 (November 10) 1805 scouts confirmed the information of the captured Frenchmen, specifying that the second French division is located at Spitz, within miles of 12 from Mortier.

Kutuzov decided to break the Mortier corps. Miloradovich, having an Absheron musketeer regiment, one battalion of the Little Russian Grenadier, Smolensk musketeer and 8th jaeger regiments, 2 squadrons of the Mariupol hussar regiment, was instructed to deter Mortier from the front. Dokhturov, with the 6th Jaeger, Moscow, Yaroslavl, Vyatka musketeer regiments, battalions of the Bryansk and Narva regiments (16 battalions in total), two hussar squadrons, was to bypass the enemy and cut off his retreat. He was supposed to go to Dirnstein, in the rear to Mortier. Bagration guarded the rear and watched the roads leading to Krems. The remaining troops covered the flank and were in reserve. Batteries were installed on the banks of the Danube to attack the enemy flotilla.



Thus, the Russian troops were prepared to attack. To calm Mortier, Kutuzov spread rumors that our army is in a hurry to Moravia and stopped in Krems only for a short rest, and Miloradovich at Stein covers the retreat. Mortier believed disinformation and, without sending intelligence to the left flank, hurried from Dirnstejn to Krems.

On the morning of October 30 (November 11) 1805, the French avant-garde came to Stein and began a shootout with our posts. Soon, Mortier arrived with a brigade and attacked. Miloradovich went to meet with two columns: one was on the shore, the other mountains. A fierce battle ensued. The left column broke into the village of Unter-Loiben, started a bayonet battle. The French drove our soldiers out of the village. Having received reinforcements from the reserve, Miloradovich again took the village. The attack of the troops of Mortier on our right wing in the mountains did not lead to success. Gathering the whole division of Gazan, Mortier went on the offensive along the line. The French again drove the soldiers of Miloradovich out of Unter-Loiben.

Waiting for Dokhturov to arrive at Dirnstein, Kutuzov ordered Miloradovich to slowly withdraw. Mortier followed him. Not reaching Stein, he was met with a canister and counterattack by fresh Russian troops. Seeing significant enemy forces, Mortier realized that he was not in front of a weak rear guard, but a significant part of the Russian army. It was dangerous to advance further with one division. Mortier stopped and ordered Dupont's division to speed up the march.

"Kremskoy massacre"

Marshal Edouard Mortier

Dokhturov's column was late. The troops marched practically across impassable mountains, covered with forests, where two people could hardly walk alongside. Rain worsened terrain. Our soldiers barely wade through the mountains and the forest, greatly stretched. Local guides made mistakes in the calculations of the movement of troops. Hearing the sounds of battle, the soldiers hurried to complete the task. Dokhturov, to accelerate the movement, left the artillery and cavalry, moving one infantry. At 5 hours of the evening, instead of 8 in the morning, as planned, our avant-garde finally descended from the mountains. It was the 6 th Jäger Regiment and the Grenadier Battalion of the Yaroslavl Regiment. The leader of the troops, Ulanius, captured Dirnstein, having dispersed a small French detachment with three guns standing there. The guns were captured.

Ulanius set up his unit in the direction of Krems, towards the troops of Mortier. At this time, the Vyatka regiment approached. His Dokhturov put the front to Spitz, from which came the division of Dupont. At the first news of the appearance of the Russians in the rear, Mortier sent the dragoons to Dirnstein. They are easily knocked over. Realizing that he was blocked, Mortier gathered a council of war. Considering the defeat to be inevitable, senior officers offered Mortier to swim in a boat across the river Danube so that the marshal of the French Empire was not captured. Mortier refused, considering it his duty to share the fate of the troops that were under his command.

Leaving the rearguard to restrain Miloradovich, the rest of the forces of Mortier led to a breakthrough in Dirnstein. Noticing the departure of the French, Miloradovich began the pursuit. Dokhturov detachment at this time led a stubborn battle with the DuPont Division, which was trying to break through to help Mortier. The French attacked the Vyatka regiment, which blocked their way. Dokhturov reinforced the Vyatka regiment with other units as they descended from the mountain. However, the night fell, and the movement in the mountainous terrain became even more difficult.

Soon a fierce battle ensued. Dokhturov was between two fires. From the right flank he was attacked by Dupont's division, which was trying to help his comrades. Mortier made his way into Dirnstein from the left flank and overturned the forward detachment of Ulanius. Mortier himself from the rear was attacked by Miloradovich, who fought off two French guns. No less brutal battle boiled on the slopes of heights, ravines and paths, where DuPont sent part of the division, trying to keep our troops in the mountains.

The fight was fierce. The tightness of the place aggravated the bitterness of the battle. Kernels and canister cut trees and crushed stones. People were beaten with stones and boughs. When the French, Mortier broke into Dirnstein, the soldiers were cut off on bayonets, fighting with rifle butts. One of the best generals of Napoleon Dupont wrote: “The most deadly fire was boiling on the Danube coast and in the mountains. Wherever the place allowed, the troops rushed into hostility. The hardness of the Russians was equal to the courage of the French. Those and others mixed in desperate melee. ”

The fight lasted until 9 hours of the evening. For more than three hours the troops fought in the dark, illuminated only by cannon and rifle volleys. Marshal Mortier himself was surrounded several times and paved the way with his saber. Gazan's division was completely upset. Many Frenchmen panicked and tried to flee. Until the late evening, our batteries bombarded the ships of the French flotilla, which took out the wounded and artillery.

However, it was not possible to completely destroy the troops of Mortier. Dokhturov was in a difficult situation, under the pressure of Mortier and Dupont, without artillery and cavalry, not having time to prepare defensive positions and having barely passable mountain trails for departure. As a result, he was forced to withdraw the troops and miss the remnants of the troops of Mortier. Marshal Mortier retreated to Spitz, where he received a late order from Napoleon to ship the entire corps to the right bank of the Danube as soon as possible.


Dmitry Sergeevich Dokhturov

Mikhail Andreevich Miloradovich

The loss of the French amounted to about 4 thousand killed and wounded. Russian troops captured more 1500 prisoners, 5 guns, a banner and a lot of military equipment. Gazan's division was so drained of blood that it no longer participated in the battles in this campaign. Our losses are unknown. Approximate losses - about 2-3 thousand people.

The defeat of the French at Krems was Napoleon’s first serious failure. This battle the French emperor called the "Kremis battle." Kutuzov forced the enemy to withdraw to the other side of the Danube and gained complete freedom of action. He could stay where he was, waiting for Bucksgeveden, go to meet him or to Vienna. The Russian commander disrupted Napoleon’s plan for the encirclement of the Russian army and created favorable conditions for its connection with the Buksgevden corps. For the first time in many days, Russian soldiers, tormented by battle and hardship, could take a little breath.

I must say that this battle caused great joy among Napoleon's enemies, because before that no one could stop his victorious troops. The news of the victory of Kutuzov over Mortier was taken with great joy as a guarantee of future success. The Austrian emperor marked Kutuzov with the Order of Maria Theresa of the 1 degree.

To be continued ...
Author:
Articles from this series:
War of the Third Coalition

England vs Russia. Drawing into war with france
England vs Russia. Getting involved in a war with France. Part of 2
"I won the battle with some marches." How Napoleon defeated the III anti-French coalition
The catastrophe of the Austrian army near Ulm
How England became the "mistress of the seas"
Trafalgar defeat
Ulm-Olmutsky march maneuver Kutuzov
12 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. D-Master
    D-Master 6 November 2015 06: 48 New
    +9
    Thanks so much for the article. It is very pleasant to read about the victories of Russian weapons, especially against such an enemy as Napoleon. I did not know anything about this battle and the article was a pleasant discovery for me ... Thanks again
  2. parusnik
    parusnik 6 November 2015 07: 32 New
    +4
    The news of Kutuzov’s victory over Mortier was received with great joy, as a guarantee of future success. The Austrian emperor marked Kutuzov with the Order of Maria Theresa of the 1st degree. ..Austrians interfered more than fought ...
  3. timyr
    timyr 6 November 2015 08: 28 New
    +6
    The joke is true from another time: Why do we need the Italian army, so that the Austrian could at least defeat someone
  4. dvg79
    dvg79 6 November 2015 10: 18 New
    +2
    As far as I remember, Tolstoy expressed doubts in the leadership talents of Kutuzov in War and Peace, but this article in my opinion proves that he was an excellent strategist.
    1. The comment was deleted.
    2. Aleksander
      Aleksander 6 November 2015 11: 43 New
      +3
      Quote: dvg79
      As far as I remember, Tolstoy expressed doubts in the leadership talents of Kutuzov in War and Peace, but this article in my opinion proves that he was an excellent strategist.


      Kutuzov proved himself to be a brilliant strategist even in the defeat and withdrawal of the Ottoman Port from the war in 1812, and in many ways ensured this victory in the Patriotic War of 1812 ...
    3. victor
      victor 6 November 2015 23: 10 New
      0
      Excuse me, who did Tolstoy defeat in the war, and with whom did he make peace ??? A great writer may not necessarily be a great commander, diplomat, mathematician ... This article proves your ignorance of history ... By the way, read about Suvorov - especially his contemporaries. ... Opixylurite.
  5. xan
    xan 6 November 2015 10: 40 New
    0
    Poor Miloradovich attacked from the rear. In theory, the French all had to surrender or perish. Victory, but not complete. It looks like the battle of Tarutino, where ours could not completely destroy Murat, Kutuzov was furious with the sluggishness and inconsistency of the generals. So fight is not buzzing.
  6. dudinets
    dudinets 6 November 2015 11: 03 New
    +3
    but I’m generally amazed: how was it possible under such conditions to coordinate the actions of units in battle without any means of communication (even the most primitive telephone!), except for messengers.
    1. xan
      xan 6 November 2015 15: 25 New
      +2
      Here the question is simple, someone can, and someone not. Who can win.
      Napoleon lost the battle of Waterloo, because the courier sent by the chief of staff of Pear with an order to return the troops pursuing Blucher fell into the hands of the Prussians. Napoleon to the excuses of Pear that he had sent a courier, noted that the former chief of staff Berthier would have sent not one, but twenty, in different ways.
      Knowledge of military history is not only interesting, but also useful.
  7. chunga-changa
    chunga-changa 6 November 2015 12: 11 New
    0
    Our losses are unknown.
    What is it like? Did not know how much it was? Or could not calculate how much is left?
    1. victor
      victor 6 November 2015 23: 14 New
      0
      Yes, they simply were not reflected in individual battles, but usually at the end of the company ...
  8. moskowit
    moskowit 6 November 2015 17: 48 New
    +3
    Thank you, informative article ... Almost off topic. To the great regret, the hero of the Napoleonic wars, the glorious Son of Russia, General Miloradovich, was killed on December 14 of 1825 of the year on Senate Square by the conspirator Kakhovsky, when his appeal and speech to the deceived soldiers had already taken effect. That's from what times began to kill those who carry the word, meanly, stealthily.
  9. Olezhek
    Olezhek 8 November 2015 18: 40 New
    0
    Did not know about this battle. Thank.
  10. The Burglar
    The Burglar 12 November 2015 14: 52 New
    0
    Thank you for opening another page of our military history.

«Кремсское побоище»

Кремсское сражение

Переправившись на левый берег Дуная, Кутузов в первую очередь собрал сведения о корпусе Мортье. Французы, которых захватил Милорадович, сообщили, что Мортье с одной пехотной дивизией находится у Дирнштейна, на марше к Кремсу. Остальные войска были позади. 29 октября (10 ноября) 1805 г. разведчики подтвердили сведения пленных французов, уточнив, что вторая французская дивизия находится у Спица, в верстах 12 от Мортье.

Кутузов решил разбить корпус Мортье. Милорадович, имея Апшеронский мушкетерский полк, по одному батальону Малороссийского гренадерского, Смоленского мушкетерского и 8-го егерского полков, 2 эскадрона Мариупольского гусарского полка, получил указание сдерживать Мортье с фронта. Дохтуров, с 6-м егерским, Московским, Ярославским, Вятским мушкетерским полками, батальонами Брянского и Нарвского полков (всего 16 батальонов), двумя эскадронами гусар, должен был обойти противника и отрезать ему путь к отступлению. Он должен был выйти к Дирнштейну, в тыл к Мортье. Багратион охранял тыл и наблюдал за дорогами, ведущими к Кремсу. Остальные войска прикрывали фланг и были в резерве. На берегу Дуная установили батареи, чтобы атаковать вражескую флотилию.


«Кремсское побоище»


Таким образом, русские войска изготовились к атаке. Чтобы успокоить Мортье, Кутузов распространил слухи, что наша армия спешит в Моравию и остановилась в Кремсе только для кратковременного отдыха, а Милорадович у Штейна прикрывает отступление. Мортье поверил дезинформации и, не выслав разведки на левый фланг, поспешил из Дирнштейна к Кремсу.

Утром 30 октября (11 ноября) 1805 г. французский авангард вышел к Штейну и завязал перестрелку с нашими постами. Вскоре явился Мортье с бригадой и атаковал. Милорадович пошёл навстречу с двумя колоннами: одна шла по берегу, другая горами. Завязалось ожесточенное сражение. Левая колонна ворвалась в селение Унтер-Лойбен, завязался штыковой бой. Французы выбили наших солдат из селения. Получив подкрепления из резерва, Милорадович снова взял селение. Атака войск Мортье на наше правое крыло в горах не привело к успеху. Собрав всю дивизию Газана, Мортье пошёл в наступление по всей линии. Французы снова выбили солдат Милорадовича из Унтер-Лойбена.

Ожидая прибытия Дохтурова к Дирнштейну, Кутузов приказал Милорадовичу медленно отходить. Мортье двинулся за ним. Не доходя до Штейна он был встречен картечью и контратакован свежими русскими войсками. Увидев значительные силы противника, Мортье понял, что перед ним не слабый арьергард, а значительная часть русской армии. Наступать дальше с одной дивизией было опасно. Мортье остановился и приказал дивизии Дюпона ускорить марш.

«Кремсское побоище»

Маршал Эдуар Мортье

Колонна Дохтурова опаздывала. Войска шли практически по непроходимым горам, покрытым лесами, где два человека едва могли идти рядом. Дождь ухудшил проходимость местности. Наши солдаты едва продирались сквозь горы и лес, сильно растянулись. Местные проводники ошиблись в расчётах движения войск. Слыша звуки боя, солдаты спешили выполнить задачу. Дохтуров, чтобы ускорить движение, оставил артиллерию и конницу, двигаясь одной пехотой. В 5 часов вечера, вместо 8 утра, как планировали, наш авангард, наконец, спустился с гор. Это был 6-й егерский полк и гренадерский батальон Ярославского полка. Возглавлявший войска Уланиус захватил Дирнштейн, разогнав стоявший там небольшой французский отряд с тремя пушками. Орудия были захвачены.

Уланиус поставил свой отряд по направлению к Кремсу, к войскам Мортье. В это время подошёл Вятский полк. Его Дохтуров поставил фронтом к Спицу, откуда шла дивизия Дюпона. При первом известие о появлении русских в тылу, Мортье послал драгунов в Дирнштейн. Их легко опрокинули. Поняв, что его блокировали, Мортье собрал военный совет. Считая поражение неизбежным, старшие офицеры предложили Мортье переплыть на лодке на другой берег Дуная, чтобы маршал Французской империи не попал в плен. Мортье отказался, считая своим долгом разделить судьбу войск, которые были под его началом.

Оставив арьергард сдерживать Милорадовича, остальные войска Мортье повёл на прорыв в Дирнштейн. Заметив отход французов, Милорадович начал преследование. Отряд Дохтурова в это время вёл упорный бой с дивизией Дюпона, который пытался прорваться на помощь к Мортье. Французы атаковали Вятский полк, который закрывал им дорогу. Дохтуров подкреплял Вятский полк другими частями, по мере их спуска с горы. Однако наступала ночь, и движение в гористой местности стало ещё более сложным.

Вскоре завязалось ожесточенное сражение. Дохтуров оказался между двух огней. С правого фланга его атаковала дивизия Дюпона, пытавшаяся оказать помощь товарищам. Мортье пробивался в Дирнштейн с левого фланга и опрокинул передовой отряд Уланиуса. Самого Мортье с тыла атаковал Милорадович, который отбил два французских орудия. Не менее жестокое сражение закипело на склонах высот, ущельях и тропинках, куда Дюпон направил часть дивизии, пытаясь удержать наши войска в горах.

Бой был жестоким. Теснота места усугубляла ожесточенность сражения. Ядра и картечь секли деревья и дробили камни. Людей било камнями и сучьями. Когда французы Мортье прорвались в Дирнштейн, солдаты резались на штыках, бились прикладами. Один из лучших генералов Наполеона Дюпон писал: «Самый убийственный огонь кипел на дунайском берегу и в горах. Где только позволяло место, войска кидались в штыки. Твердость русских равнялась мужеству французов. Те и другие смешивались в отчаянных рукопашных схватках».

Бой продолжался до 9 часов вечера. Войска более трех часов сражались в темноте, освещаемые только пушечными и ружейными залпами. Сам маршал Мортье несколько раз был окружен и прокладывал путь саблей. Дивизия Газана была полностью расстроена. Многие французы поддались панике и пытались спастись бегством. Наши батареи до позднего вечере обстреливали суда французской флотилии, которые вывозили раненых и артиллерию.

Однако полностью уничтожить войска Мортье не удалось. Дохтуров находился в сложном положении, под давлением Мортье и Дюпона, без артиллерии и кавалерии, не успев подготовить оборонительные позиции и имея для отхода едва проходимые горные тропы. В итоге он был вынужден отвести войска и пропустить остатки войск Мортье. Маршал Мортье отступил к Спицу, где получил запоздавший приказ Наполеона как можно скорее переправить весь корпус на правый берег Дуная.

«Кремсское побоище»

Дмитрий Сергеевич Дохтуров
«Кремсское побоище»

Михаил Андреевич Милорадович

Потери французов составили около 4 тыс. убитыми и ранеными. Русские войска захватили более 1500 пленных, 5 орудий, знамя и много военного имущества. Дивизия Газана была настолько обескровлена, что в этой кампании уже не участвовала в сражениях. Наши потери неизвестны. Примерные потери — около 2-3 тыс. человек.

Поражение французов под Кремсом — первая серьёзная неудача Наполеона. Это сражение французский император назвал «кремсским побоищем». Кутузов принудил противника отойти на другой берег Дуная и приобрел полную свободу действий. Он мог оставаться на месте, ожидая Буксгевдена, идти ему навстречу или в Вену. Русский полководец сорвал план Наполеона по окружению русской армии и создал благоприятные условия для её соединения с корпусом Буксгевдена. Впервые за многие дни истерзанные боями и лишениями русские солдаты могли немного перевести дух.

Надо сказать, что это сражение вызвало большую радость у врагов Наполеона, ведь до этого его победоносные войска никто не мог остановить. Известие о победе Кутузова над Мортье было принято с большой радостью, как залог будущих успехов. Австрийский император отметил Кутузова орденом Марии Терезии 1-й степени.

Продолжение следует…

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12
  1. D-Master 6 ноября 2015 06:48
    Большое спасибо за статью. Очень приятно читать о победах русского оружия, тем более против такого врага как Наполеон. Я ничего не знал о этом сражении и статья стала для меня приятным открытием... Еще раз большое спасибо
  2. parusnik 6 ноября 2015 07:32
    Известие о победе Кутузова над Мортье было принято с большой радостью, как залог будущих успехов. Австрийский император отметил Кутузова орденом Марии Терезии 1-й степени. ..Австрийцы больше мешали, чем воевали...
  3. timyr 6 ноября 2015 08:28
    Анекдот правда из другого времени:Зачем нужна итальянская армия,чтобы австрийская могла хоть кого нибудь разгромить
  4. двг79 6 ноября 2015 10:18
    Насколько я помню ещё Толстой в Войне и мире выражал сомнения в полководческих талантах Кутузова ,но данная статья по моему доказывает что он был отличным стратегом.
    1. Комментарий был удален.
    2. Aleksander 6 ноября 2015 11:43
      Цитата: двг79
      Насколько я помню ещё Толстой в Войне и мире выражал сомнения в полководческих талантах Кутузова ,но данная статья по моему доказывает что он был отличным стратегом.


      Блестящим стратегом показал себя Кутузов еще и при разгроме и выводе из войны Османской Порты в 1812, во многом обеспечив этим победу в Отечественной войне 1812 г...
    3. виктоор 6 ноября 2015 23:10
      Простите, Толстой кого победил в войне, и с кем мир заключил???Великий писатель не обязательно может быть великим полководцем, дипломатом, математиком...Данная статья доказывает незнание Вами истории...Кстати, почитайте про Суворова - особенно его современников....Опикксильюрите.
  5. xan 6 ноября 2015 10:40
    Плохо Милорадович с тыла атаковал. По идее французы все должны были сдаться или погибнуть. Победа, но не полная. Похоже на битву под Тарутино, где наши не смогли полностью уничтожить Мюрата, Кутузов был в ярости от нерасторопности и от несогласованности действий генералов. Так воевать не гуд.
    xan
  6. дудинец 6 ноября 2015 11:03
    а я вообще поражаюсь: как возможно было в таких условиях согласовывать действия подразделений в бою, не имея никаких средств связи (даже самого примитивного телефона!), кроме посыльных.
    1. xan 6 ноября 2015 15:25
      Тут вопрос простой, кто-то может, а кто-то нет. Кто может, тот выигрывает.
      Наполеон проиграл битву при Ватерлоо, потому что посланный начальником штаба Груши курьер с приказом вернуть войска, преследующие Блюхера, попал в руки пруссаков. Наполеон на оправдания Груши, что он же послал курьера, заметил, что прежний начальник штаба Бертье послал бы не одного, а двадцать, и разными путями.
      Знание военной истории не только интересно, но и полезно.
      xan
  7. chunga-changa 6 ноября 2015 12:11
    Наши потери неизвестны.
    Это как? Не знали сколько было? Или не смогли посчитать сколько осталось?
    1. виктоор 6 ноября 2015 23:14
      Да просто не отражались в отдельных сражениях, а обычно по окончании компании...
  8. moskowit 6 ноября 2015 17:48
    Спасибо, содержательная статья... Чуть не по теме. К огромному сожалению герой наполеоновских войн, славный Сын России генерал Милорадович был убит 14 декабря 1825 года на Сенатской площади заговорщиком Каховским, когда его обращение и речь к обманутым солдатам уже возымела своё действие. Вот с каких времён стали убивать несущих слово, подло, исподтишка.
  9. Олежек 8 ноября 2015 18:40
    Не знал об этом сражении. Спасибо.
  10. Взломщик 12 ноября 2015 14:52
    Спасибо, за открытие ещё одной странички нашей военной истории.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня