Последний шанс царского флота

Последний шанс царского флота


Российские адмиралы упустили единственную возможность выиграть решающее сражение Русско-японской войны 1904-1905 годов, не сумев воспользоваться тем, что наш минный заградитель «Амур» уничтожил два вражеских броненосца. Что бы случилось, если флотом командовал не несостоявшийся проповедник Вильгельм Витгефт, а энергичный и решительный вице-адмирал Степан Макаров, погибший в начале войны?

Первые три месяца Русско-японской войны стали для 1-й Тихоокеанской эскадры, стоящей в захваченной у Китая крепости Порт-Артур, бесконечной чередой катастроф. Из семи броненосцев, составляющих ее главную силу, «Цесаревич» и «Ретвизан» были выведены из строя внезапной торпедной атакой вражеских миноносцев, «Победу» латали после подрыва на мине, а «Севастополь» лишился одного из винтов после столкновения с «Пересветом». Подорвавшийся на минном заграждении и пошедший на дно «Петропавловск» ремонту не подлежал, как и разделивший его судьбу крейсер «Боярин».


Русскому флоту ни одного вражеского корабля потопить не удалось. Рапорт командира погибшего в корейском порту Чемульпо крейсера «Варяг» («крейсер "Такатихо" затонул в море. Миноносец затонул во время боя») не подтвердился. Все участвовавшие в бою японские миноносцы успешно дослужили до конца войны, а «Такатихо» погиб десять лет спустя, 17 октября 1914 года, при осаде германской крепости Циндао.

Особой потерей стала гибель на «Петропавловске» энергичного и решительного командующего эскадрой вице-адмирала Степана Макарова, занявшего этот пост вскоре после начала войны. «Вильгельм Карлович Витгефт был честнейшим и благонамереннейшим человеком, неутомимый работник, но, к сожалению, работа его всегда была бестолковой, — охарактеризовал его преемника адмирал Эссен, командовавший в Порт-Артуре броненосцем «Севастополь», — и всегда все его распоряжения вели ко всякого рода недоразумениям и даже несчастиям. В детстве, как он сам рассказывал, отец предназначал его к миссионерской деятельности, и, пожалуй, к этому он был бы более способен, чем к морской службе».

С Эссеном трудно не согласиться. Прошедшее в Порт-Артуре 26 января 1904 года совещание, посвященное мерам безопасности ввиду угрозы нападения японцев, контр-адмирал Витгефт, тогда возглавлявший штаб главнокомандующего флотом, завершил словами: «Господа, войны не будет». Меньше чем через час в борт «Ретвизана» влетела торпеда, а через два месяца несостоявшийся миссионер и неудачливый пророк возглавил 1-ю Тихоокеанскую эскадру и начал командование с предложения разоружить собственные корабли, передав часть артиллерии для обороны крепости с суши.

Последний шанс царского флота

Художник Е.И. Столица «Вице-адмирал С.О. Макаров и художник-баталист В.В. Верещагин в каюте броненосца "Петропавловск" в 1904 году»
Изображение: Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург


При этом атаковать японские транспорты, высаживающие войска, предназначенные для осады Порт-Артура, Витгефт категорически отказался. Сделано это было, поскольку «даже при удаче потопления 1-2 крейсеров и нескольких транспортов мы лишились бы многих миноносцев» (А.А. Киличенков, «Адмирал, погубивший эскадру»).

Неудивительно, что командующий японским флотом адмирал Хэйхатиро Того счел, что держать у Порт-Артура все свои шесть броненосцев и восемь броненосных крейсеров смысла нет — хватит и трех кораблей, периодически сменяющих друг друга. Остальные занимались боевой подготовкой, отдыхали и охотились за базирующимися во Владивостоке броненосными крейсерами «Рюрик», «Россия» и «Громобой». В отличие от порт-артурской эскадры, владивостокский отряд изрядно попил самурайской крови, потопив 18 японских судов и среди них транспорт «Хитати-Мару» с 1095 императорскими гвардейцами и 18 тяжелыми осадными орудиями. Однако расслабляться, как оказалось, было еще рано.

Смерть из тумана


Командир минного заградителя «Амур» капитан II ранга Федор Иванов заметил, что, маневрируя перед Порт-Артуром, японские корабли каждый раз проходят по одному и тому же маршруту в 10 милях от берега за пределами стрельбы русских береговых батарей. Проверив свои наблюдения еще раз, он предложил Витгефту поставить там заграждение. Командуй флотом Макаров, он не только дал бы добро, но и немедленно подготовил бы все способные сражаться корабли для атаки подорвавшегося врага. Сил вполне хватало: броненосцы «Пересвет» и «Полтава» были полностью боеспособны, «Севастополь» с одним винтом мог давать только 10 узлов вместо 16, однако имел полностью исправную артиллерию, а почти два десятка миноносцев, прикрываемые шестью крейсерами, имели все возможности добить противника торпедами.

Но Витгефт не был Макаровым и отдал совершенно бредовый приказ: чтобы не подвергать «Амур» чрезмерному риску, ставить мины в 7-8 милях от берега, куда японские броненосцы заведомо не сунутся. Иванов дисциплинированно выслушал приказ и поступил по-своему — 1 мая 1904 года в 14 часов 25 минут, воспользовавшись густым туманом, «Амур» двинулся в заранее просчитанное место, неподалеку от которого дежурили японские крейсеры.

«С одной стороны "Амур", ставящий мины, затем полоса густого тумана, и с другой стороны его — вся японская эскадра, — писал наблюдавший установку заграждения с берега артиллерийский офицер «Пересвета» Василий Черкасов. — Я видел опасность, в которой находился "Амур", но никак решительно не мог дать знать об этом ему. Тогда, написав на бумажке телефонограмму о существующей опасности, я послал матроса на ближайшую телефонную станцию к маяку, чтобы с Золотой горы по беспроволочному телеграфу сообщили "Амуру" о грозящей ему опасности, но по обрывистой скалистой тропинке тот не скоро мог добраться до телефона, и мне оставалось только наблюдать события. Рассейся туман, и тогда не только исчезнет значение экспедиции, но и "Амуру", с его 12-узловым ходом и громадным запасом мин, придется очень скверно. "Амур", однако, возился с минами недолго. Вероятно, сознание опасности предприятия подбодряло минеров, и экспедиция успела войти в гавань раньше, чем рассеялся туман».

Возмущенный нарушением своего приказа, Витгефт, по воспоминаниям лейтенанта крейсера «Новик» Андрея Штера, «призвав виновного командира, наговорил ему массу неприятностей, пригрозив даже отрешением от командования», а самое главное — не привел корабли в боевую готовность. Да и, похоже, соблюдением секретности адмирал не озаботился — с утра 2 мая тысячи солдат, моряков, гражданских жителей Порт-Артура и даже иностранные военные атташе столпились на берегу, чтобы посмотреть: сработает или нет?

Неизвестно, сколько среди них было японских шпионов, замаскированных под китайских рабочих и торговцев, но, в отличие от Черкасова, они наблюдали выход «Амура» с низкого берега и не смогли точно передать место установки заграждения. В 9 часов 55 минут взорвалась первая мина, разворотившая рулевое отделение головного и самого быстроходного броненосца Японии — трехтрубного «Хацусэ», а через две минуты вода хлынула в пробитый правый борт замыкающего строй «Ясимы». Японцы попытались буксировать подорванные броненосцы подошедшими на выручку крейсерами, но в 11 часов 33 минуты взорвалась третья мина. Боезапас кормовой башни «Хацусэ» сдетонировал, полетели за борт снесенные взрывом задняя труба и грот-мачта, и через несколько минут корабль был уже под водой, унеся с собой жизни 493 моряков.

«Люди лезли на ванты, на мачты, стараясь подняться как можно выше, надеясь в просветы между Золотой, Маячной и Тигровой горой увидеть что-нибудь своими глазами. Старший артиллерист, забыв ревматизм, бежал на марс, мичмана громоздились под самые клотики, — писал старший офицер крейсера «Диана» Владимир Семенов. — Внезапно на Золотой горе, на окрестных возвышенных батареях с новой силой вспыхнуло "ура"!

— Второй! Второй!.. Потонул! — ревели засевшие под клотиками мачт.
— На рейд! На рейд! Раскатать остальных! — кричали и бесновались кругом.

Как я верил тогда, так верю и теперь: их бы раскатали! Но как было выйти на рейд, не имея паров? Блестящий, единственный за всю кампанию, момент был упущен».

Действительно, буксируемый со скоростью 4 узла полузатопленный «Ясима» и сопровождавший его с той же скоростью броненосец «Сикисима» имели мало шансов против трех русских броненосцев, а шести японских крейсеров было недостаточно для отражения атаки более мощных русских и двух отрядов миноносцев.

Последний шанс царского флота

Флот Российской империи наступает, август 1904 года
Изображение: World History Archive / Global Look

Увы, атаковать было некому. Лишь в час дня несколько миноносцев и «Новик» вышли в море, но без поддержки артиллерии крупных кораблей ничего не добились. «Ясиме», впрочем, это не помогло — по дороге домой он затонул. Еще через два дня на минах «Амура» погиб миноносец «Акацуки», а впоследствии выяснилось, что подрыв 30 апреля миноносца №48 тоже является заслугой его экипажа.

Иванова и всех офицеров представили к орденам, а на матросов предполагалось выделить 20 георгиевских крестов. Однако императорский наместник Дальнего Востока адмирал Алексеев решил, что нижним чинам и 12 «георгиев» хватит, а главным победителем объявил Витгефта, ходатайствуя перед Николаем II о его производстве в вице-адмиралы.

Не было гвоздя — подкова пропала


Решающее сражение между 1-й Тихоокеанской эскадрой и главными силами японского флота состоялось 28 июля. На прорыв из Порт-Артура во Владивосток вышло шесть броненосцев. Этой гавани японская осада не грозила, и в ней можно было дождаться готовящихся к выходу из Кронштадта кораблей Балтийского флота.

Адмирал Того преградил путь эскадре восемью броненосцами и броненосными крейсерами. Еще четыре броненосных крейсера вице-адмирала Камимуры охотились за владивостокским отрядом, но в случае необходимости могли присоединиться к главным силам.

Последний шанс царского флота

Хэйхатиро Того, главнокомандующий японского Соединенного флота во время Русско-японской войны 1904-1905 годов
Изображение: World History Archive / Global Look

На шестом часу боя (по некоторым данным, выстрелом с упущенного 2 мая «Сикисимы») был убит Витгефт, и лишенная командования эскадра развалилась. Главные силы вернулись в Порт-Артур, несколько кораблей ушли в нейтральные порты и разоружились, а экипаж тяжело поврежденного крейсера «Новик» затопил свой корабль у берегов Сахалина.

Могло ли сражение закончиться по-другому? Проанализировав документы о повреждениях обоих флотов, российский военно-морской историк, капитан I ранга Владимир Грибовский подсчитал, что в русские броненосцы попало 135 снарядов калибром от 152 до 305 миллиметров, а в ответ японцы получили таковых в четыре раза меньше. Продлись бой дольше, количество попаданий могло перейти в качество, как это впоследствии случилось в Цусимском сражении.

Без «Сикисимы», на котором стояла четверть самых мощных орудий вражеского флота, картина несколько менялась. Японский огонь существенно ослабевал, а русские орудия стреляли по меньшему количеству целей. Для броненосца «Микаса», флагмана адмирала Того, бой во главе ослабленной эскадры мог стать последним. Даже в реальности из 32 удачных выстрелов с русских кораблей на него пришлось 22, обе орудийные башни главного калибра вышли из строя, а в корпусе зияла подводная пробоина. Свыше 100 офицеров и матросов были убиты и ранены, сам же Того уцелел чудом, и любое удачное попадание могло оставить японский флот без его руководства. Случись такое, и, вероятно, 1-я Тихоокеанская эскадра прорвалась бы во Владивосток.

Конечно, проиграть она тоже могла, утопив «Микасу». Потрепанным броненосцам угрожала ночная торпедная атака 49 вражеских миноносцев. Более быстроходные японские суда могли догнать Витгефта на следующий день, подтянув на помощь отряд Камимуры. Тем не менее уничтожение «Сикисимы» давало хоть какую-то надежду на успех. Доберись корабли до Владивостока, они вполне могли в следующем году помочь идущим в Тихий океан балтийским эскадрам. Цусимское сражение шло бы уже при совсем другом соотношении сил, да и моральный дух у японцев был бы совсем не тот. Шутка ли: сначала лишиться трех мощнейших кораблей из шести, а затем и четвертого вместе с главнокомандующим!

Российские адмиралы упустили этот шанс. Вернувшиеся в Порт-Артур броненосцы и крейсеры были потоплены огнем с суши, а после сдачи Порт-Артура подняты и служили в японском флоте. Печальной участи удалось избежать только «Севастополю». Эссен вывел его в недоступную для осадной артиллерии бухту Белый Волк, до последних дней обороны крепости отбивался от японских миноносцев и обстреливал осаждающую крепость армию, а затем затопил корабль на глубине, исключающей подъем судна.

Всего с учетом разгрома при Цусиме, где 14-15 мая 1905 года адмирал Того уничтожил главные силы Балтийского флота, остались на морском дне или достались японцам 17 броненосцев, 11 крейсеров и 26 миноносцев водоизмещением около 300 тысяч тонн. Потеряв больше половины кораблей, Россия на десятилетия перестала быть великой морской державой.

Последний шанс царского флота

Гибель Вильгельма Витгефта, командующего русским флотом, август 1904 года
Изображение: World History Archive / Global Look

На суше дела шли не лучше. Терпящая одно поражение за другим и деморализованная после разгрома под Мукденом армия в марте 1905 года отступила от этого города на 200 километров к северу, где и простояла последние полгода войны. Напрасно Николай II в письме 7 августа заклинал ее командование «перейти в решительное наступление, не испрашивая на это Моего утверждения и согласия». Без малого 800 тысяч солдат так и не сдвинулись с места, зато японцы, заняв все приглянувшиеся им российские владения в Китае, смогли выделить целую дивизию для захвата Сахалина.

Обратная пропорция славы


Есть известный армейский анекдот: бывалый сержант спрашивает у новобранцев, в чем заключается их воинский долг? Услышав «отдать жизнь за Родину!», он отвечает: «Балбес! Твой воинский долг состоит в том, чтобы враг отдал жизнь за свою родину!» Флота это тоже касается, и потому, оставив в стороне альтернативную историю, сравним достижения «Амура» с результатами российских моряков за последние полтора столетия, когда на место парусников пришли паровые и броненосные корабли.

За всю Русско-японскую войну адмирал Того потерял два броненосца, два крейсера и восемь миноносцев общим водоизмещением 40 тысяч тонн. Из них на счету «Амура» — два броненосца и два миноносца водоизмещением более 28 тысяч тонн. Это вдвое больше, чем погибло от действий всего остального русского флота и случайных таранов соратников.

Немного конкурентов у «Амура» и в последующих войнах — второй результат в российском флоте показал созданный и обученный Эссеном особый полудивизион миноносцев. На их заграждении 17 ноября 1914 года подорвался и затонул 9875-тонный немецкий броненосный крейсер «Фридрих Карл». Что же до морских баталий — то, увы, боевых кораблей крупнее немецкого миноносца Т-31 (1754 тонны, потоплен 20 июня 1944 года у острова Нерва торпедными катерами ТК-37 и ТК-60) нашим морякам в прошлом веке не доставалось.

Но вот парадокс: самый эффективный военный моряк России XX столетия является одновременно и самым забытым. После выхода 19 января 1915 года в отставку о его судьбе вообще ничего не известно. Сгинул ли Федор Николаевич в мясорубке Гражданской войны, умер от свирепствовавшего на развалинах Российской империи тифа или эмигрировал? Где находится могила? Внес ли он вклад в развитие минного дела, которое развивали командующий Балтийским флотом Николай Эссен и начальник оперативного отдела его штаба, также участник обороны Порт-Артура Александр Колчак?

Об этом не знает никто, и даже минувшие 100-летние юбилеи Русско-японской и Первой мировой войн не заставили флотское начальство, историков и кинематографистов проявить интерес к человеку, который нанес врагу сильнейший удар вопреки сопротивлению собственного командования. Последние бои «Севастополя» в бухте Белого Волка с потоплением двух японских миноносцев и повреждениями еще 13 (часть так и не удалось отремонтировать до конца войны) тоже никому не интересны. Отсрочившее падение Порт-Артура уничтожение владивостокскими крейсерами транспорта с осадной артиллерией — тем более.

Последний шанс царского флота

Крейсер «Варяг» выходит из порта, февраль 1904 года
Изображение: World History Archive / Global Look

Гибель «Фридриха Карла» все же показали в мыльной опере «Адмирал», но, если верить его создателям, крейсер был утоплен исключительно с помощью высших сил. На палубе застрявшего посреди собственного минного поля русского миноносца прошел специальный молебен, небеса помутили разум командира немецкого крейсера: вместо того, чтобы расстрелять врага издали, он стал гоняться за ним по минам и взорвался.

Символом же Русско-японской войны по-прежнему остается «Варяг», который, подобно многим другим русским кораблям, затонул после героического боя с превосходящими силами противника, но, в отличие от них, ни разу по японцам не попал. Очевидно, что люди, отвечающие за нашу военно-патриотическую пропаганду, считают, что солдаты в первую очередь должны умирать за Родину, а уничтожение противника вопрос второстепенный. Если так, то образу человека, который с помощью точного расчета и обдуманного риска утопил два сильнейших корабля неприятельского флота, не понеся потери, и вправду недостает духовности. Нарушение же Ивановым приказа и вовсе делает его опасным смутьяном, способным даже после смерти внушить сомнительные мысли подрастающему поколению.
Автор: Юрий Нерсесов
Первоисточник: http://lenta.ru/articles/2015/10/24/rusjapan/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 45
  1. Бронеоптимист 8 ноября 2015 06:34
    Перечитал недавно Порт Артур и Цусиму.
    Вообще удивительно, как Россия, под руководством огромного количества тупых, продажных вплоть до предательства и склочных дворян, имея во всех эшелонах власти массу иностранцев, вовсе не заинтересованных в ее победе и процветании тем не менее выстояла и в тот период и раньше и позже. Нас разваливали изнутри все кому не лень, пытались разрушить военной силой.
    Но все вытерпела и переборола Россия. Видимо есть в ней такая сила, что никому не сломить. И сила эта -российский народ.
    1. Роман 11 8 ноября 2015 12:15
      Цитата: Бронеоптимист
      сила эта -российский народ

      И водка. laughing
    2. veteran66 8 ноября 2015 18:57
      Цитата: Бронеоптимист
      Перечитал недавно Порт Артур и Цусиму.

      Вы больше читайте отредактированные идеологами ЦК КПСС источники и будете ещё больше удивляться.
    3. KUOLEMA 8 ноября 2015 19:02
      Заметили внезапная торпедная атака японцев внезапная минная банка на выходе с рейда внезапное нападение Германии на Советский Союз у нас вахту вобще на кораблях несут?
      1. bogdan4ik 11 ноября 2015 04:23
        Германия на СССР напала не внезапно. Есть масса источников, где самые высокопоставленные должностные лица прямо говорят об объявлении войны Германией СССР. ОТ газеты Правда с речью Молотова, в которой он еще и претензии Германии, явившиеся причиной объявления войны,перечислил, до мемуаров Жукова, в которых он так же указал, что война объявлена была.
    4. 16112014nk 8 ноября 2015 19:42
      Вообще то имеется авторитетное мнение.
      "Русское государство имеет то преимущество перед другими, что оно управляется непосредственно Самим Господом Богом. Иначе невозможно объяснить, как оно существует..."
      Генерал - фельдмаршал Х. А. Миних
      1. Trom 8 ноября 2015 21:05
        Согласен. Читая многие описываемые события в истории России, именно эта мысль, об участии бога в событиях в пользу России, и приходит в голову, хотя верующим себя не считаю.
        1. kalibr 8 ноября 2015 21:48
          Если Богом, то он у нас какой-то не совсем адекватный. Не мог на ухо шепнуть, бойся, мол, ночной атаки - Я Бог! Вместо этого все молчком, все тишком...
          1. Benzin 9 ноября 2015 11:37
            kalibr
            бог - это народ
    5. Alex777 9 ноября 2015 21:20
      Мне запомнилось упоминание о повышенной влажности пироксилина в снарядах главного калибра.
      Кому-то в командовании флота пришло в голову, что переход через экватор (дважды) это обезопасит.
      В результате снаряды в Цусимской битве не взрывались.
      Как тут победить?
  2. avia12005 8 ноября 2015 06:49
    История никогда не была объективной наукой. Она всегда служит интересам пропаганды.
  3. Pablo_K 8 ноября 2015 07:02
    Да действительно "Амур" самый результативный корабль нашего флота в 20 веке,на 2 месте пожалуй будет "Новик"
    1. remy 10 ноября 2015 17:59
      пиком Царского судостроения были не введенные в строй линейные крейсера типа Измаил.
      в связи с развалом в судостроении после октябрьской революции
      имхо: они бы и сейчас в 21 веке были бы боеспособны после не которой модернизации
  4. blizart 8 ноября 2015 07:05
    Те кто много смотрят командные виды спорта знают, иногда команда проигрывает, но чувствуется - играет с запасом, способная в любой момент прибавить. В той войне обе стороны запаса не имели. Япония накачанная англо-американской помощью была способна только на кратковременное усилие, Россия грубо говоря воевала "спустя рукава". Когда ты раз за разом из-за вялых усилий отдаешь инициативу противнику, он её перехватывает. А для Японии эта война значила слишком много чтобы воевать вяло. Потом вот говорят Макаров, но командующий каким бы он ни был хорошим, может осуществлять задуманное только опираясь на подготовленных и сочувствующих исполнителей. Таковые были на тот момент в Русском флоте? Смелыми и агрессивными из старших морских офицеров можно назвать лишь Зацаренного (командира "Победы"), ну и выросшего на этой войне Эссена. Не знаю можно ли их назвать хорошо подготовленными. А гибель однотипного с "Амуром" "Енисея" - на своих минах, а оставление командой первоклассного "Боярина"? И вот сотни таких "А" сложились в славу и укрепление Японии и позор России, который зудит в нас уже больше ста лет.
  5. ВадимЖивов 8 ноября 2015 07:19
    Цитата: Бронеоптимист
    Перечитал недавно Порт Артур и Цусиму.
    Вообще удивительно, как Россия, под руководством огромного количества тупых, продажных вплоть до предательства и склочных дворян, имея во всех эшелонах власти массу иностранцев, вовсе не заинтересованных в ее победе и процветании тем не менее выстояла и в тот период и раньше и позже. Нас разваливали изнутри все кому не лень, пытались разрушить военной силой.
    Но все вытерпела и переборола Россия. Видимо есть в ней такая сила, что никому не сломить. И сила эта -российский народ.

    Да нас и сейчас изнутри и снаружи пытаются развалить и порвать. И чо ????? Зае..тся пыль глотать...
  6. vitya1945 8 ноября 2015 07:20
    Историю пишут победители.
    Проигравшие кричат нас предали.
    А настоящие,высокопоставленые виновники прячут концы в воду.
    Спасибо за статью,не знал фамилию капитана ,,Амура"
  7. alicante11 8 ноября 2015 08:19
    Да не было там никакого шанса. Также японцы бросили бы "Ясиму" нам на добивание, а "Сикисиму" мы бы не догнали. "Пересвет" с ним бы не справился, а "Полтава", не говоря уже о Севастополе, отстала бы. Миноносцы тоже не сделали бы погоды, т. е. у японцев были крейсера для прикрытия ЭБра. Плюс Того находился не так далеко на Эллиотах. Так что "Сикисима" особо ни чем не рисковал.
    Ну и по поводу результативности нашего флота автор что-то уж слишком. На вскидку - МЗ "Альбатрос" кайзеровский тоже не миноносец.
    1. blizart 8 ноября 2015 09:29
      Согласен с вами. К тому же говорить о подготовке преследования и тем более разгрома, может лишь тот кто знает результат. Т.е. автор несмотря на своё отрицание альтернативной истории, судит о моменте именно с её точки зрения- Если бы, да кабы. О Витьгефте: Он плод господствующей на тот момент во флоте системы воспитания и продвижения по службе, ничуть не лучше и не хуже. Ухтомский скажем вообще нечто. Но не апологет минной войны - Макаров, дает команду на минную постановку(а бомбардировку Порт-Артура по известному маршруту японцы осуществляли и до его гибели), а безынициативный Витьгефт. В общем "последних шансов" у русских было в той войне предостаточно, другое дело что не использованные они так и остались - последними. Как говорят спортсмены: "Везёт, тому кто везёт!"
  8. 52гим 8 ноября 2015 08:20
    Добротная статья!Спасибо Автору!
  9. КоЩей 8 ноября 2015 08:56
    Если бы, если бы. Ничего бы Макаров не изменил, потому что не изменил. Был подловлен Того на шаблонных действиях при выводе эскадры на внешний рейд.
  10. рюрикович 8 ноября 2015 09:24
    Если бы да кабы...история не знает сослагательного наклонения. Нам нужно лишь не забывать её уроки для недопущения такого в будущем. Может ,где-то в параллельных вселенных мы и выиграли эту войну, но любая проигранная война со стороны кажется массой неиспользованных и упущенных возможностей. И самое смешное читать в таких рассуждения то, что "вот если бы я был на том месте..."Но парадокс в том, что ты там не был...Потому история и движется так, как ей предписано свыше,по своим законам...
    В той войне много интересного с точки зрения упущенных возможностей, случайных совпадений, потому Русско-японская война 1904-05 гг. и сегодня видится нам весьма неоднозначной...
    hi
  11. Рой 8 ноября 2015 09:29
    Наш русский флот, несмотря на бездарность политического руководства, не уронил своей чести в битве с врагом. Слава героям!
    1. blizart 8 ноября 2015 10:36
      Цитата: Рой
      Наш русский флот, несмотря на бездарность политического руководства, не уронил своей чести в битве с врагом. Слава героям!

      Не умаляя героизма русских моряков, все же следует помнить об "Орле", "Сенявине", "Апраксине". Это мы можем выдвигать оправдывающие причины, пусть и объективные. Для японцев и остального мира все выражается в злорадном: "Сдались!"
      1. Роман 11 8 ноября 2015 12:33
        Цитата: blizart
        "Сдались!"

        А смысл кровопускания? Вы что маньяк чикатило? Был бы хоть 1 шанс из 1000, можно было продолжать сражение. Согласен с автором, восхваляют и ставят в пример погибших, нежеле тех кто причинил реальные потери врагу.

        ПС. У Николая дальность пушек 55 каб. Орел через 20 минут сделал бы кульбит на дно, а о количестве боеприпасов и речи нет, 1-2 часа.
        Можно конечно, при встрече с японцами открыть кингстоны и спасаться на лодках, но взбесившиеся джапы не спасли бы и половины.
        1. blizart 8 ноября 2015 17:57
          "Ушаков" не считался ни с чем. Да и вы меня не правильно поняли. Мой комментарий был ответом на это:
          Наш русский флот, несмотря на бездарность политического руководства, не уронил своей чести в битве с врагом. Слава героям
    2. Роман 11 8 ноября 2015 12:22
      Цитата: Рой
      Наш русский флот, несмотря на бездарность политического руководства, не уронил своей чести в битве с врагом.

      остались на морском дне или достались японцам 17 броненосцев, 11 крейсеров и 26 миноносцев водоизмещением около 300 тысяч тонн soldier
      Цитата: Рой
      Слава героям!
      1. ranger 8 ноября 2015 16:19
        Цитата: Роман 11
        Цитата: Рой - Слава героям!


        В свое время старый мудрый генерал Драгомиров по этому поводу как то заметил:" Нам героев не надобно, нам бы от раздолбаев избавиться..."
  12. sevtrash 8 ноября 2015 10:44
    Героями и гениями быть совершенно недостаточно, нужна обученная/оттренированная армия/флот, техника/обеспечение на уровне лучших мировых образцов, а за этим может стоять страна с политическим строем, обеспечивающим экономическое развитие и благосостояние населения и/или особенности национального самосознания.
  13. kvs207 8 ноября 2015 10:47
    Флот Российской империи наступает, август 1904 года
    Изображение: World History Archive / Global Look

    Удивляет эта иллюстрация. Почему-то на головном "Цесаревиче" на флагштоке - гюйс. И ещё, в Первой мировой войне действовал второй "Амур".
    Рыба - гниёт с головы, поэтому неудивительно, что русско-японская война была проиграна.
  14. remy 8 ноября 2015 10:47
    броненосец "Орёл" 1905 г.
  15. kvs207 8 ноября 2015 10:57
    Цитата: blizart
    "Орле", "Сенявине", "Апраксине".

    "Николая I", забыли упомянуть. feel
    Радует тот факт, что таких случаев сдачи наших кораблей, в истории флота, не так уж и много.
  16. ignoto 8 ноября 2015 12:51
    Историю пишут победители.

    Во всех, или почти во всех, работах посвященных русско-японской войне сквозит тема технического превосходства японского флота.
    Позиция японцев понятна, а отечественная ?

    Между тем, существуют и критические работы, которые позволяют более объективно взглянуть на данную тему.
    Например, из шести японских броненосцев полностью современным был только флагман.
    Асахи,Шикишима и Хатсусе несли гарвеевскую броню,которая уступала круповской. Или японский гарвей это хорошо,а русский-плохо ? Двойные стандарты ?
    Фусо и Яшима-устаревшие корабли, с незащищенными оконечностями, нескорострельными орудиями главного калибра,большей частью незащищенной артиллерией среднего калибра. И недостаточной скоростью.Реально-15 узлов. Чем они были лучше "Петропавловска","Севастополя","Полтавы". Или японские небронированные оконечности лучше отечественных.А их 15 узлов быстрее наших 15 узлов ?
    С японскими броненосными крейсерами совсем весело. Повсеместно утвердилось мнение,что их проект был удачным. Чем? Артиллерия не позволяла в одиночку вести бой с броненосцами. Даже бронепалубные крейсера первого ранга доставляли серьезные проблемы : в Желтом море "Аскольд" последовательно прорвался через два броненосных крейсера, убедительно продемонстрировав превосходство в огневой производительности. А скорость не позволяла уйти от современных броненосцев, ибо реальная скорость кораблей серии варьировалась от 15 (!) до 17 узлов. Следствие переоблегченной КМУ вследствии ограничений по водоизмещению.
    1. рюрикович 8 ноября 2015 14:14
      Цитата: ignoto
      Например, из шести японских броненосцев полностью современным был только флагман.

      Не скажите! "Микаса","Шикишима","Асахи","Хатсуши" представляли собой практически однотипную линейку кораблей с практически одинаковыми характеристиками. Разница была в лишь во внешних видах и элементах бронирования. А основные характеристики эскадренного боя, как скорость и однотипность вооружения у них одинаковые.
      Цитата: ignoto
      Фусо и Яшима-устаревшие корабли, с незащищенными оконечностями, нескорострельными орудиями главного калибра,большей частью незащищенной артиллерией среднего калибра. И недостаточной скоростью.Реально-15 узлов. Чем они были лучше "Петропавловска","Севастополя","Полтавы". Или японские небронированные оконечности лучше отечественных.А их 15 узлов быстрее наших 15 узлов ?

      Вот только на практике эскадренный ход наших был ограничен 13 узлами из-за плохого состояния машин "Севастополя" , тогда как приписываемый Вами ход в 15 узлов для "Фудзи" вполне годился для того, чтобы догнать нашу эскадру и снова навязать бой
      Цитата: ignoto
      ибо реальная скорость кораблей серии варьировалась от 15 (!) до 17 узлов.

      Серия японских броненосных крейсеров типа "Асама" опять же являет собой практическую однотипную по основным критериям - скорость и однотипность вооружения.И они вполне выдавали свои 18-20 узлов. А то что внутри серии были корабли с разными типами котлов, что предполагало собой и разную степень качества обслуживания. Тут удивляться нечему - в то время техника развивалась стремительными темпами. А бронирование позволяло этим кораблям выдерживать не только дуэль с русскими крейсерами,но и участвовать в одной линии с броненосцами(ибо попадание 1-2 крупнокалиберных снарядов не уничтожало сразу корабль, да и огромную роль играет и качество самих снарядов)
      1. kalibr 8 ноября 2015 21:53
        Не надо писать "Шикишима". В японском нет буквы Ш, есть С. Ладно уж "суши-бар", с них чего взять. Но здесь-то...
        1. рюрикович 8 ноября 2015 22:19
          Цитата: kalibr
          Не надо писать "Шикишима

          Кто как говорит... Кто утверждает, что пишется через "ш", кто, что через "с".Даже в разных изданиях видел по разному. Так что в этом ошибки не вижу wink hi Если только тут не появится мнение какого-нибудь японца, который скажет, как правильно писать hi
    2. Arkan 8 ноября 2015 21:16
      Я мало что понимаю в морском деле,и могу судить только по чужим статьям и статистике согласно которой процент попаданий японской корабельной артилерии был значительно выше чем нашей (сказывалось наличие дальномеров в каждой орудийной башне на японских кораблях в отличии от наших кораблей которые имели один дальномер на все орудия).Кроме того --процент попавших,но неразорвавшихся русских снарядов был очень высок (Особенно в битве при Цусиме).И причин этому несколько,основная -- изменение норм процентного содержания влаги в порохах при изготовлении снарядов для флота...Можно сказать что Япония к этой войне подготовилась гораздо лучше и основательнее царской России.
  17. ignoto 8 ноября 2015 13:19
    Бронепалубные крейсера первого ранга-особый разговор.
    Их строительство подается как ошибка.
    Между тем, мнение победителей было иным: корабли меньшего ранга, соответственно водоизмещения, были слабо вооруженными, отличались малой автономностью, отвратительной мореходностью, быстро теряли боеспособность после попадания нескольких, а то и одного снаряда среднего калибра.
    При разработке программы строительства флота в ходе ПМВ японцы для крейсеров-скаутов приняли водоизмещение 6000 т. Англичане, разрабатывая проект первого легкого крейсера после ПМВ пришли к выводу, что водоизмещение 6000т является минимально приемлемым для обеспечения океанской мореходности.
    Утвердилось мнение, что и скорострельность японской артиллерии выше. В реальности, скорострельность была ограничена кордидом зарядов, который приводил к сильнейшему выгоранию ствола и избыточной массой 6-дюймовых снарядов, тяжелых для японцев. В ходе ПМВ японцы перешли на калибр 140мм, с меньшей массой снаряда.
    Много ужастиков написано про шимозу. Между тем, фугасность пироксилина выше в 1,45 раза. Масса снарядов русского флота была в пределах нормы. Немцы например, за редким исключением, придерживались той же концепции : " легкий снаряд-высокая скорость ". А англичане, снаряды тяжелого калибра снаряжали не только мелинитом ( аналогом шимозы ),но и черным порохом. И активно использовали такие снаряды даже в Ютландском сражении.
    Поражение в русско-японской войне сродни катастрофе 1941 года.На море это был Таллинский переход-Балтийская Цусима. Русский паровой каток просто не успел набрать скорость. Русские долго запрягают,но ...
  18. kvs207 8 ноября 2015 15:30
    Цитата: ignoto
    С японскими броненосными крейсерами совсем весело. Повсеместно утвердилось мнение,что их проект был удачным. Чем? Артиллерия не позволяла в одиночку вести бой с броненосцами. Даже бронепалубные крейсера первого ранга доставляли серьезные проблемы : в Желтом море "Аскольд" последовательно прорвался через два броненосных крейсера, убедительно продемонстрировав превосходство в огневой производительности.

    Отчего же, вполне удачный, тем более за основу был взят английский прототип. При всей моей любви к русскому флоту, мы могли противопоставить, только "Баян", который, был слабее, во всём, особенно, в артиллерии. Японские броненосные крейсеры, обеспечивали бортовой залп из 4-х восьмидюймовок и 7-ми шестидюймовок, в отличии от 2-х 8-дм и 4-х 6-дм "Баяна". Как уже отметили выше, они представляли собой соединение однотипных кораблей, что было плюсом. Не зря, они при Цусиме, образовали 2-й броненосный отряд и сражались в линии.
    У нас, были прекрасные крейсеры: "Россия", "Громобой", но это - дальние рейдеры-одиночки с высокой автономностью и сильным вооружением. Очень правильное решение, объединить их во Владивостокский отряд крейсеров.
  19. KIBL 8 ноября 2015 17:30
    Рвануть 5-ую колонну так,как рвут колонны в Пальмире отморозки из ИГ!
  20. blizart 8 ноября 2015 17:53
    Подытоживая: Ту войну могли выиграть мы - потомки, вооруженные знаниями о её ходе и подоплеке. Но самым умным для нас, было бы её избежать, а ещё лучше - направить против бенефициаров, устроить так сказать Перл-Харбор на 37 лет раньше и на их же денежки. Был бы высший пилотаж! Да только вот такое коварство не свойственно русским.
    1. kalibr 8 ноября 2015 21:54
      А зря! Давно пора научиться покупать всех за якутские алмазы!
  21. Rubon 9 ноября 2015 02:15
    Макаров был прекрасным организатором и хорошим теоретиком, но вот как-то насчёт практики управления большим количеством кораблей, а тем более флота у него никогда небыло, так же не мог он и похвастаться какими-то полководческими успехами. Меня вот что смущает, боевые действия на сущи, перевес в артиллерии и кавалерии, перевес в живой силе до определённого момента... и не .... одни поражения и Порт-Артур сдан не исчерпав все возможности для обороны ! Всё было откровенно сказать херово в Русской армии да и государстве на данный момент исторического периуда, даже страшно подумать как всё было плохо ! crying
  22. amba balamut 77 9 ноября 2015 03:58
    Господа, учите мат часть. На бумаге наши корабли были не хуже японцев, по факту хуже в разы. В Японии лучше всего могут взять чужую конфетку и сделать из нее сказку (возмите автопром). Наши предки мозгами еще под парусом ходили. Редкие случаи грамотного подхода (действия Аскольда и Ретвизана в желтом море) погоды не делают. Касаемо статьи: 1. На картинке изображен наш корабль, а не самурай, 2. Поведайте мне о уважаемый автор о героизме и грамотном руководстве г-на Иванова в должности командира кр. Баян. Увы, но тов. Ленин был прав, говоря о том кто профукал эту войну.
  23. 25ru 9 ноября 2015 07:20
    Автор материалом не владеет в корне, неверное на неверном. Давайте я назову корабль, который в реальности решил судьбу стратегической операции и предопредил развязку 1-ой МВ на Средиземноморском ТВД.
    Турецкий минный заградитель "Нусрет".
    Вот о нем немного:
    Построен в Германии в 1911 году, в/и 365т, длина 40м, скорость до 15 уз, вооружение 2х47-мм пушки, 40 мин. В феврале 1915 года,в один день, на минах "Нусрета" подорвались и затонули 3 броненосца - 2 британских ("Океан" и "Иррезистэбл") и 1 французский ("Буве"), линейный крейсер "Инфлексибл" поврежден, ок. 900 моряков погибли. В 1999 году его подняли, отремонтировали и превратили в музей (с 2008 года), а до этого его роль выполняла копия-новодел.
    В ночь 7/8 марта 1915 года произошло событие, во многом повлиявшее на ход всей операции. Турецкий минный заградитель «Нусрет» под командованием юзбаши (лейтенанта) Хакки-бея проник в бухту Эрен-кей и поставил минное заграждение. 26 мин были выставлены вдоль пролива на глубине осадки броненосцев.
    Если чего первый "Амур" был побольше, результат поскромнее и финал печальнее.
  24. 25ru 9 ноября 2015 07:48
    Вот он после 1-ой МВ. К датам прошу не цепляться - старый и новый стиль дают множественные ошибки при попытке точно перевести.
  25. Инжeнeр 9 ноября 2015 09:10
    Я не знаю, где автор почерпнул свою информацию, но стоит добавить, что Макаров, каждый раз выводил свою эскадру во главе с Петропавловском по одному и тому же маршруту, потому японцам не составляла труда точно выбрать места минирования. Результат известен. Так, что считать Макарова хорошим флотоводцем или нет - решать вам, но факт остается фактом.
  26. Саня РуСский 16 ноября 2015 13:58
    "...Символом же Русско-японской войны по-прежнему остается «Варяг», который, подобно многим другим русским кораблям, затонул после героического боя с превосходящими силами противника, но, в отличие от них, ни разу по японцам не попал..." это заявление. есть не что иное как ложь и оскорбление памяти русских моряков,по официальным данным у японцев были убитые и раненые...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня