Запрет авиарейсов в Египет. Что случилось с самолётом и что ждёт российский туристический бизнес?

31 октября 2015 г. над Синайским полуостровом произошла крупная авиакатастрофа. Самолет рейса 9268 Аirbus А321, принадлежавший российской компании «Когалымавиа» и следовавший из Египта в Россию, в г. Санкт-Петербург, практически через двадцать минут после вылета из египетского аэропорта Шарм-эш-Шейх исчез с экранов радаров. Позже спасательные службы обнаружили обломки самолета на территории Синайского полуострова. Погибли 224 человека, включая 217 пассажиров и 7 членов экипажа самолета. Среди погибших было 17 детей. Следующий день после крушения самолета, 1 ноября 2015 г., был объявлен в Российской Федерации днем траура. Ведь это была одна из крупнейших катастроф в современной российской истории.

Запрет авиарейсов в Египет. Что случилось с самолётом и что ждёт российский туристический бизнес?

Фото: ТАСС/Максим Григорьев


Точные причины катастрофы пока неизвестны

Отметим, что сегодня нет точной уверенности в том, что стало причиной крушения самолета. По первоначальным данным, которые распространили средства массовой информации, причиной могла стать техническая неисправность, поскольку экипаж самолета вроде как жаловался на неполадки еще за неделю до последнего рейса. Однако позже стала появляться информация и о том, что самолет мог погибнуть в результате террористического акта. И это при том, что руководитель египетской комиссии по расследованию авиакатастрофы Айман аль-Мукаддам сообщил, что пока специальным службам не удается установить подлинные причины крушения самолета, так как найдены не все обломки. Вместе с тем, руководитель комиссии сообщил, что черный ящик самолета зафиксировал подозрительный шум. Но пока нельзя однозначно сказать, был ли этот шум вызван взрывом на борту самолета или нет. Однако французский телеканал «France 2», сославшись на египетского следователя, который имел доступ к ходу расследования авиакатастрофы, сообщил, что на борту самолета произошел взрыв, явно не связанный с выходом двигателя из строя или какими-либо еще техническими проблемами. Таким образом, телеканал сообщил, что фактически самолет был взорван, что может свидетельствовать о возможном террористическом акте против авиатранспорта.

Нестабильный Синай

Кому мог быть выгоден террористический акт против гражданского самолета, перевозящего абсолютно мирных людей — российских туристов, отдохнувших на курортах Египта и возвращавшихся на родину? В первую очередь, подозрения падают на запрещенную в Российской Федерации в соответствии с решением суда террористическую организацию «Исламское государство», тем более, что в последние дни западные средства массовой информации регулярно сообщают о том, что ответственность за теракт взяло на себя «Исламское государство». Территория, над которой потерпел крушение лайнер, по сообщениям СМИ, является зоной проведения антитеррористической операции египетских вооруженных сил против группировки, именующей себя «Синайской провинцией Исламского государства».

Нестабильная ситуация на Синайском полуострове обусловлена целой совокупностью историко-политических, культурных и экономических факторов. Во-первых, Синайский полуостров всегда характеризовался экономической отсталостью и проистекающим из нее неудовлетворительным, низким уровнем жизни местного населения. Во-вторых, население Синайского полуострова имеет целый ряд культурных отличий от населения основной части Египта. Это — палестинцы, включая беженцев с территории Палестинского государства, и бедуины. Эти группы населения всегда отличались повышенной восприимчивостью к различным радикальным идеям, тем более на фоне общей социально-экономической отсталости региона и отсутствия перспектив у молодежи. В отличие от остальных египтян, жители Синайского полуострова практически не связаны с туристическим бизнесом. Отсутствие туристических объектов практически на всем Синайском полуострове (кроме его юга) обусловливает и невозможность работы для местных жителей в сфере туристического сектора. Между тем, для молодых египтян практически нет иной возможности реального улучшения своего благосостояния, кроме как устроиться работать в туристический сектор. У синайской молодежи нет и этой возможности. Соответственно, их благосостояние прямо не связано с присутствием или отсутствием иностранных туристов, поэтому они достаточно равнодушно относятся к сохранению стабильности в регионе. Но, жители Синая никогда не были чужды криминальной деятельности, которая заключалась в контроле над торговыми путями и контрабанде. Не брезговали они и разбойными нападениями. Бедуинские кланы Синайского полуострова традиционно контролировали контрабанду различных товаров, в том числе и незаконных. Естественно, что социальная среда Синайского полуострова представляла собой достаточно благодатную почву для распространения радикальных настроений и, более того, для активизации экстремистской деятельности. Радикалы всегда рассматривали Синайский полуостров в качестве удобного в стратегическом отношении региона, особенно обращая внимание на его значимость для террористических атак против соседнего Израиля. Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно Синайский полуостров превратился в место присутствия большого количества радикалов. Тем более, что египетские правоохранительные органы всегда слабо контролировали эту пустынную территорию. Кстати, в специфике социально-экономического и политического положения Синайского полуострова есть и определенная доля вины египетского руководства, которое никогда не проявляло должного внимания к развитию этой периферийной территории и вопросам организации жизни и улучшения благосостояния ее населения.



Вооруженный конфликт на Синайском полуострове начался еще в 2011 году, когда в результате «Арабской Весны» туда устремились сотни освобожденных из тюрем Египта религиозных радикалов, сформировавших местное подразделение «Исламского государства» и целый ряд других радикальных группировок. Следует отметить, что количество группировок весьма велико, а их деятельность носит децентрализованный характер. Известно, что на Синайском полуострове присутствуют вооруженные формирования следующих радикальных организаций: 1) «Вилаят Синай» (филиал организации «Исламское государство», созданный на базе радикальной организации «Ансайр Байт аль-Макдас»), 2) «Аль-Каида», 3) «Аль-Джихад», 4) «Ат-Такфир валь Хиджра», 5) «Джайш аль-Ислам», 5) «Джунд аль-Ислам», 6) «Сторонники „Джундалла“», 7) «Шабаб аль-Ислам», 8) «Ансар аш-Шариа», 9) «Таухид ва-Джихад», 10) «Совет моджахедов Шуры», 11) «Маджлис Шура аль-Муджахидин фи-Акнаф Байт аль-Макдас», 12) «Армия аль-Джальджала», 13) «Салафиты джихада на Синае», 14) «Братья-мусульмане». Кроме того, на Синайском полуострове с давних пор размещались базы знаменитого движения ХАМАС, до недавнего времени имевшего неплохие взаимоотношения с египетским руководством. ХАМАС как более серьезное политическое движение неоднократно обращалось к египетскому руководству для решения социально-экономических проблем региона, но не получало должной реакции. В последние годы отношения ХАМАС и египетских властей испортились, поскольку последние обвинили организацию в помощи террористическим группировкам и в сотрудничестве с экстремистскими организациями на территории Египта.

Основную часть боевиков радикальных группировок, действующих на Синайском полуострове, составляют местные бедуины и палестинцы, а также выходцы из Ливии и Йемена, перебравшиеся на Синай. Деятельность экстремистов наиболее активна на территории малонаселенных районов Центрального и Северного Синая. Здесь боевики радикальных группировок вырыли большое количество подземных ходов и убежищ, которые используются для контрабанды оружия из Сектора Газа в Египет, а также в качестве укрытий. Туннели вырывают из заброшенных домов, однако египетские войска периодически уничтожают подземные конструкции боевиков, поэтому последним придется строить новые подземные коммуникации.
Несмотря на то, что боевые действия идут уже четыре года, подавить сопротивление радикальных группировок египетские правительственные войска пока не в состоянии. Это связано и с тем, что долгое время, согласно Кэмп-Девидскому соглашению, Египет мог дислоцировать на территории Синайского полуострова лишь очень ограниченные по численности армейские подразделения. Лишь 14 августа 2011 г., после резкого осложнения ситуации на Ближнем Востоке, руководство Египта добилось от властей соседнего Израиля разрешения на ввод на Синайский полуостров дополнительных воинских подразделений, перед которыми была поставлена задача по уничтожению местного радикального подполья. На Синае постоянно идут бои между радикалами и египетскими правительственными войсками, с использованием бронетехники и авиации. Еще в марте 2015 г. американское Федеральное управление гражданской авиации сообщило об опасности полетов над Синайским полуостровом, где идут боевые действия радикалов с египетскими правительственными войсками. Согласно этому заявлению, наиболее опасными являются полеты на высотах ниже 26000 футов, поскольку на этом расстоянии самолеты иностранных авиакомпаний могут стать мишенью для поражения зенитно-ракетными средствами радикальных группировок. Позже с аналогичным заявлением выступило Европейское агентство по авиационной безопасности. В то же время, известно, что российский авиалайнер летел на большой высоте, а сражающиеся на Синае боевики, по данным спецслужб, не обладают необходимым вооружением, позволяющим поражать цели на такой высоте.

Версия о теракте очень распространена

Другое дело, что на борт самолета в аэропорту Шарм-эш-Шейха могла быть принесена взрывчатка, равным образом, как и среди пассажиров мог находиться террорист-смертник. Тем более, что религиозно-экстремистские группировки достаточно часто применяют именно такой способ уничтожения самолетов. Напомним, что в 2004 г. два российских самолета были подорваны с помощью проникших на борт террористок-смертниц. Вполне вероятно, что подобную операцию могло совершить и «Исламское государство», особенно если учитывать, что в рядах этой организации — большое количество мужчин и женщин, готовых выступить в роли смертников. О том, что ответственность за теракт взяло на себя египетское подразделение ИГ, сообщило AFP. Действительно, нельзя сбрасывать со счетов и эту версию, тем более, что у ИГ, после начала российской военно-воздушной операции в Сирии, есть все основания затаить злобу на российское государство и вынашивать планы страшной мести. Воздушно-космические силы Российской Федерации, наносящие удары по позициям боевиков ИГ и других радикальных группировок в Сирии, действительно приносят серьезный ущерб этой террористической организации. Известно, что сразу после сообщения о крушении российского авиалайнера в небе над Синайским полуостровом, крупнейшие европейские авиакомпании Air France и Luftansa заявили о прекращении полетов своих транспортных средств над Синайским полуостровом, мотивировав это решение соображениями безопасности полетов. Хотя европейские авиакомпании пока не закрывают авиационное сообщение с Египтом, но его маршруты, а возможно и интенсивность, после крушения российского авиалайнера подвергнутся серьезным изменениям.




Расследуя возможные причины крушения российского авиалайнера, ряд европейских средств массовой информации обратил пристальное внимание на специфику организации мер безопасности в аэропортах Египта и, в частности, в аэропорту города Шарм-эш-Шейх, откуда в свой последний рейс вылетел самолет компании «Когалымавиа». Как сообщили журналисты Associated Press, сотрудники аэропорта поведали им, что многократно обращали внимание на неисправность устройства по сканированию багажа пассажиров, но руководители аэропорта не придавали этим сообщениям значения. Также стало известно, что процесс сканирования багажа осуществлялся выборочно, причем многие сумки и чемоданы не сканировались. Заметим — и это в условиях повышенной опасности террористических атак в странах Ближнего Востока! Кроме того, один из работников аэропорта сообщил журналистам, что полицейские, которые должны были непосредственно обеспечивать безопасность аэропорта, брали взятки с пассажиров и пропускали последних на самолеты с оружием и наркотиками. Равным образом, не осуществлялся должный досмотр топлива и еды, доставляемых в аэропорт для вылетающих рейсов, а также досмотр людей, занимавшихся доставкой топлива и продуктов питания. Другое западное издание — британское The Independent сообщило, что хотя в аэропорту было установлено видеонаблюдение, но осуществлявший его сотрудник службы безопасности мог вообще отсутствовать на рабочем месте, что позволяло бесконтрольно проносить любые предметы. Также, как сообщает издание, некоторые из камер видеонаблюдения в аэропорту Шарм-эш-Шейха попросту не работали. Поэтому при таком уровне организации безопасности в аэропорту нет ничего удивительного в том, что на самолет могли проникнуть злоумышленники и привести в действие любой страшный план. Если данные этого расследования соответствуют действительности, то возникает много вопросов к руководству подразделений египетских правоохранительных органов и служб безопасности, несших службу в аэропорту Шарм-эш-Шейха.

О том, что российский самолет мог стать объектом террористической атаки одной из радикальных группировок, несмотря на отсутствие официальных заявлений об этом, сообщили многие западные средства массовой информации. Но их интерес к версии террористического акта вполне объясним политическими соображениями. Ведь Запад заинтересован в прекращении российской операции в Сирии, а раскрутка версии о теракте, как рассчитывают определенные политические круги США и Евросоюза, может поспособствовать изменению позиции России по сирийскому вопросу. По крайней мере, в России может подняться общественное мнение против участия российских военно-воздушных сил в кампании против радикальных группировок в Сирии. Во-вторых, у России неизбежно возникнут, в этом случае, вопросы и к египетской стороне, а ведь с Египтом у Российской Федерации в последнее время очень хорошие отношения. Основаны они, в том числе, и на экономическом сотрудничестве двух государств. Российская Федерация является важнейшим партнером египетской стороны в сфере туристического бизнеса, поскольку именно российские туристы составляют значительную часть иностранных граждан, посещающих Египет с туристическими целями. Только в текущем 2015 году не менее двух миллионов российских граждан побывало на курортах Египта. У многих россиян Египет давно стал основным местом отдыха, затмив по своей популярности другие курорты. Особенно возрос спрос на египетские туры с началом валютной инфляции и ухудшением финансового положения многих российских семей, которые теперь не смогли организовывать свой отдых на более дорогостоящих курортах в Южной, Юго-Восточной Азии или странах Карибского бассейна.

Авиарейсы в Египет прекращены

Развитие российско-египетских туристических связей началось еще в 1990-е годы. Росту популярности египетских курортов способствовала их относительная дешевизна, в совокупности с богатой историей «страны пирамид» и отличными пляжами, обеспечивавшая не угасающий интерес российских туристов. Даже события «Арабской Весны» 2011 г., когда в Египте серьезно обострилась внутриполитическая обстановка, не стала причиной прекращения спроса на египетские курорты у российских туристов. Оно и понятно — по дешевизне отдыха с Египтом может соперничать, разве что, Турция. Но Турция — все же субтропическая страна, а значит — с наступлением осени климатические условия на турецких курортах не способствуют пляжному отдыху. По крайней мере, для тех людей, кто любит именно жаркий отдых под солнцем, с морским загаром и незабываемыми впечатлениями о купании в теплом море. Нарушение туристического взаимодействия России и Египта — это серьезнейший удар как по отечественному туристическому бизнесу, так и по египетской экономике. Однако сложно не согласиться с тем, что если на карту будут поставлены жизни российских граждан, то временное прекращение туристических связей с Египтом будет просто необходимо для обеспечения национальной безопасности российского государства.
6 ноября стало известно, что Президент Российской Федерации Владимир Путин на заседании Национального антитеррористического комитета согласился с мнением его председателя и директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации Александра Бортникова о временном прекращении всех рейсов российских самолетов в Египет. На заседании НАК Бортников заявил, что целесообразно приостановить полеты российской авиации в Египет до тех пор, пока не будут установлены истинные причины произошедшей трагедии. Естественно, что в первую очередь будет прекращено авиасообщение с туристическими целями. Глава государства согласился с мнением руководителя спецслужбы и поручил правительству страны выработать необходимые для реализации рекомендаций Национального антитеррористического комитета механизмы. Помимо прекращения авиационного сообщения с Египтом, было дано поручение обеспечить возвращение на родину граждан Российской Федерации, находящихся на территории этой страны. При этом руководитель Национального антитеррористического комитета подчеркнул, что работа по возвращению находящихся в Египте российских граждан должна вестись тщательно и такое время, какое потребуется для ее полного исполнения. Также было отмечено, что египетская сторона делает все возможное, чтобы обеспечить помощь в расследовании обстоятельств авиакатастрофы над Синаем.

В Росавиации сообщили, что ведомство начало работу по приостановке авиационного сообщения с Египтом. С 20.00 пятницы 6 ноября 2015 г. Министерство транспорта Российской Федерации прервало авиационное сообщение с Египтом. Был запрещен вылет в Египет всех регулярных, транзитных и чартерных рейсов, а телеграммы об этом разосланы во все девять российских авиакомпаний, осуществлявших авиационное сообщение с Египтом, и во все двадцать аэропортов, принимавших и отправлявших самолеты, направлявшиеся в «страну пирамид». Вице-премьер российского правительства Аркадий Дворкович заявил, что ««пока конкретные сроки называть преждевременно. Работа по аудиту и выработке мер контроля безопасности начинается сегодня. В любом случае речь идет о сроках не менее нескольких недель, но сколько именно недель, пока говорить рано. Будем работать вместе с нашими египетскими партнерами» (Цит. по: http://www.gazeta.ru/social/news/2015/11/08/n_7861781.shtml). Таким образом, авиасообщение с Египтом прервано на действительно внушительный срок и это не может не остаться без последствий и для Египта, и для Российской Федерации. Поэтому мы более подробно рассмотрим вопрос о том, как отразится это решение российского руководства на текущем состоянии и перспективах развития российского туристического бизнеса.

Последствия для российского туризма

Самый «нижний» уровень последствий этого решения уже ощутили на себе потребители — российские туристы, которые отдыхают в Египте или собирались отдыхать в этой стране в ближайшее время. По поручению российского руководства, в «Ростуризме» был сразу же сформирован специальный оперативный штаб по возвращению российских туристов на родину. В состав этой структуры вошли не только чиновники, но и представители крупнейших туристических компаний страны и Ассоциации «Турпомощь». Об этом представителям средств массовой информации сообщил руководитель «Ростуризма» Олег Сафонов. Известно, что к началу ноября 2015 г. на курортах Египта находилось по меньшей мере 70 тысяч граждан Российской Федерации. Такие цифры назвали журналистам в Ассоциации туроператоров России. В «Ростуризме» заявили о 79 тысячах российских туристов на египетских курортах. Понятно, что вывезти столь многочисленных туристов из Египта в Россию не получится в краткие сроки. Для этой задачи придется задействовать большое количество авиационного транспорта и летного состава. Естественно, что решение столь масштабной задачи потребует не менее месяца. С другой стороны, неизбежно встанет вопрос и о компенсациях тем туристам, которые не использовали в полном объеме свои путевки. Ведь люди ехали отдыхать на десять, двадцать дней, а их эвакуируют из Египта через несколько дней отдыха — естественно, что многие из туристов потребуют от туристических компаний компенсации ущерба. В схожей ситуации оказались и российские граждане, которые уже приобрели путевки с целью отдохнуть в Египте — до того времени, как произошла авиакатастрофа в небе над Синаем. До того, как было прервано авиасообщение с Египтом, многие россияне уже успели купить авиабилеты и прибыть в аэропорты. Причем некоторые из них прилетели издалека — скажем, из сибирских или уральских населенных пунктов в Москву и другие города Европейской части России. Разумеется, российские туроператоры и ответственные госструктуры решат вопрос их размещения и транспортировки назад домой, либо предоставления туров в другие страны мира, но также, как и в первом случае, неизбежно встанет вопрос о выплате компенсаций, понесенного материального и морального ущерба. С этой целью, кстати, в регионах страны, откуда осуществлялся вылет в Египет, работают горячие линии МЧС РФ и Роспотребнадзора. По словам Ирины Тюриной, занимающей пост пресс-секретаря Российского союза туриндустрии (РСТ), реализовать свои неиспользованные путевки в Египет те российские граждане, которые решили не менять страну отдыха, смогут в течение года. Однако, как выяснилось, около 20-30% российских туристов уже изъявили согласие поехать вместо Египта в какую-либо другую страну. Такие цифры озвучил вице-премьер российского правительства Аркадий Дворкович.



Более серьезная проблема — потеря российским туристическим бизнесом колоссальных доходов от туристических рейсов в Египет. Как уже отмечалось выше, Египет, наряду с Турцией, был одним из наиболее популярных направлений потока российских туристов. Даже финансовые проблемы россиян и обострение политической обстановки на Ближнем Востоке не повлекли за собой резкого сокращения количества туристов, направляющихся в Египет. Так, по данным Ростуризма, только в течение первых шести месяцев 2015 года в Египте побывало 1,054 млн. россиян, что на 13,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В Турции произошло снижение количества туристов на 25,7% — то есть, почти в два раза больше, чем в Египте. В итоге в Турции за первые полгода 2015 г. побывало всего 1, 031 млн. российских граждан. То есть, Египет оказался в этом году даже более привлекательным местом отдыха российских граждан, чем Турция, всегда державшая пальму первенства по количеству туристических выездов. На Египет приходился огромный объем рынка туристических путевок, составлявший ежемесячно около 140 млн. долларов США. И это при том, что в целом Египет оставался наиболее доступным по стоимости местом отдыха для российских граждан. Заменить курорты Египта хотя бы приблизительно дешевыми и подходящими по климатическим условиям будет очень проблематично. Прежде всего, потому, что Египет был наиболее популярным бюджетным местом зимнего отдыха. В ноябре — декабре каждого года спрос на путевки в Египет максимально возрастал, поскольку люди ехали отдохнуть именно на красноморские пляжи, поскольку и в Турции, и на Кипре, не говоря уже о российских черноморских или крымских курортах, пляжный отдых в это время года в полноценном виде был невозможен.

Есть ли замена египетским курортам?

Теоретически можно заменить Египет красноморскими курортами Израиля и Иордании, однако отметим, что, во-первых, это — то же самое направление перелетов, тот же нестабильный Ближний Восток. Во-вторых, стоимость туристических путевок в Израиль будет однозначно дороже, чем в Египет, а что касается Иордании, то ее туристическая инфраструктура не сравнится с египетской. Еще одно направление зимнего пляжного отдыха россиян — это страны Южной и Юго-Восточной Азии. В Гоа (Индия), Таиланд и на Бали (Индонезия) традиционно также отправлялось большое количество российских туристов, однако стоимость путевок на курорты Юго-Восточной и Южной Азии значительно дороже, чем в Египет. Собственно, в Таиланд или Индонезию летали отдыхать люди большего достатка, чем в Египет или Турцию. Поэтому вряд ли те, кто отдыхал в Египте, смогут без существенных для своего семейного бюджета финансовых затрат поменять место отдыха на дорогие курорты Юго-Восточной и Южной Азии. Про страны Карибского бассейна и острова Тихого океана, где также есть прекрасные пляжи для отдыха, можно вообще не говорить — цена отдыха там никогда не была «подъемной» для среднестатистического россиянина, который мог себе позволить отдых в Египте или Турции. Поэтому уже сейчас российские туроператоры предлагают туристам, летевшим в Египет, поменять с минимальными затратами, а то и без оных, путевки, выбрав в качестве места отдыха Турцию или Кипр. Но многие граждане лететь в эти страны отказываются, так как рассчитывали на жаркий климат красноморских пляжей, а не на средиземноморскую температуру в 18-22 градуса. Но если запрет на авиационное сообщение с Египтом продлится действительно несколько месяцев, то у россиян не останется иного выхода, как искать иные варианты для проведения осеннего и зимнего отдыха.

Как может отразиться запрет авиационного сообщения с Египтом на российском туристическом кластере? В последние годы много говорится о том, что отечественные курорты, при условии выхода на новый уровень обслуживания, в перспективе могут заменить отдых за границей. Прежде всего, речь идет о Черноморском побережье Кавказа, а с 2014 г. — и о Крыме. Совершенствование туристической инфраструктуры способно поднять уровень российских курортов, хотя пока многие из них остаются едва ли не более дорогими, чем зарубежные курорты — и это при том, что качество обслуживания часто уступает загранице. Но очевидно и то, что крымское и кавказское побережье не в состоянии заменить иностранные курорты в организации зимнего пляжного отдыха. Большинство кавказских и крымских курортов в зимнее время фактически прекращает свою деятельность. Исключением являются горнолыжные курорты, которые также привлекают большое количество туристов. Но, во-первых, категория туристов — любителей горного отдыха и любителей отдыха на пляже несколько отличается. Не всегда эти категории пересекаются, поэтому предложение отправиться на горные курорты вместо пляжных многие любители пляжного отдыха никогда не примут. Во-вторых, большинство российских туристических компаний не сможет оперативно перестроиться на организацию отдыха в горах, тем более, что эта ниша рынка занята и другими компаниями. Поэтому всерьез рассматривать идею замены отдыха на египетских пляжах отдыхом в горах Крыма и Кавказа не стоит. Равным образом, не смогут покрыть издержек туристических компаний и туры по «Золотому кольцу» и другим достопримечательностям Центральной России, Урала, Сибири, Дальнего Востока. Конечно, многое зависит от рекламы туристических компаний и от эффективности их деятельности по изменению туристических направлений.
Между тем, снижение прибыли туристических компаний от поездок в Египет — это серьезнейший удар по их доходам, который неизбежно отразится и на работающих в этой сфере людях, многие из которых, пусть и на непродолжительное время, могут просто лишиться рабочих мест. Наконец, значительные средства туристических компаний остались в Египте — у отельного бизнеса, а также в России — у авиакомпаний.

Пока остается весьма дискуссионным вопрос о том, удастся ли добиться возврата хотя бы части этих средств или нет. Еще одна серьезная проблема — взаимоотношения с Египтом. Напомним, что еще в 2011 г., вследствие событий «Арабской Весны» и свержения президента страны Хосни Мубарака, Российская Федерация была вынуждена временно прервать авиационное сообщение с Египтом. 1 февраля 2011 г. российские авиакомпании «Трансаэро» и «Аэрофлот» прекратили авиационное сообщение с египетскими аэропортами в Хургаде и Шарм-эш-Шейхе. Несколько позже было заявлено — в соответствии с требованиями Ростуризма — о полном прекращении авиационного сообщения с египетскими курортами. Однако эта мера длилась относительно недолго. Уже в начале апреля постепенно стало восстанавливаться авиационное сообщение с Хургадой и Шарм-эш-Шейхом. Компания «Пегас Туристик» первой восстановила сообщение с египетскими курортами в виде чартерных авиарейсов. Впрочем, в 2013 г. авиасообщение с Египтом вновь было частично прекращено. В этот раз российские авиакомпании перестали доставлять туристов на египетские курорты по причине резкого обострения политической ситуации в стране — как известно, в сентябре 2013 г. происходили вооруженные столкновения между правительственными войсками Египта и сторонниками смещенного президента Мухаммеда Мурси. В конце августа 2013 г. российские туроператоры прекратили продажу путевок в Египет с вылетом после 1 сентября 2013 года, но уже в октябре 2013 г. авиационное сообщение с египетскими курортами было возобновлено. Однако причины прекращения авиационного сообщения с египетскими курортами в 2011 и 2013 гг. не были столь серьезными, как в 2015 г. Теперь, похоже, руководство Российской Федерации приняло решение о прекращении полетов в Египет именно из соображений безопасности многих тысяч россиян.

Запрет авиарейсов в свете российско-египетских отношений

Власти Египта уже выразили обеспокоенность последствиями авиакатастрофы российского самолета для туристического бизнеса страны. Об этом заявил пресс-секретарь министерства туризма Египта Раша Азизи. Для Египта туризм является важнейшим источником поступления доходов в иностранной валюте в бюджет страны. Экономике Египта, из-за дестабилизировавшейся в течение последних пяти лет политической обстановки в стране, был нанесен серьезный ущерб. Многие иностранные туристы отказываются со времен «Арабской Весны» ездить в Египет, испытывая опасения за свою безопасность и предпочитая другие, более спокойные страны. Однако российские туристы до последнего времени составляли треть всех иностранных туристов, посещавших египетские курорты — прежде всего, по причине дешевизны последних и их раскрученности в России. Так, в 2014 г. в Египте побывало 9,9 млн. иностранных туристов, из которых около трети составляли граждане Российской Федерации. Таким образом, запрет авиационного сообщения с Египтом лишит египетский туристический сектор поступлений от миллионов российских туристов. Тем более, если учитывать, что именно осенние и зимние месяцы пользовались наибольшим спросом у российских туристов и благодаря осенне-зимним рейсам египетский бюджет получал значительные финансовые пополнения, а российские туристические компании существенно расширяли свои доходы.



В то же время, крайне маловероятно, что египетско-российские отношения ухудшатся по причине прекращения авиационного сообщения. Дело в том, что при действующем президенте Египта фельдмаршале Абудл-Фаттах Халиле ас-Сиси российско-египетские отношения серьезно улучшились. Фельдмаршал Сиси побывал на Параде Победы в Москве 9 мая 2015 года, тогда как многие зарубежные лидеры, в контексте санкций против России, отказались ехать на праздничные мероприятия. Россия развивает и углубляет военное, политическое и экономическое сотрудничество с Египтом, поэтому египетское руководство вполне понимает причины, побудившие Москву объявить о прекращении авиационного сообщения. Естественно, что относится к этому решению египетские власти будут с сожалением, но иного выхода у Каира пока нет. Как сообщают представители российского руководства, египетские власти принимают самое действенное участие в эвакуации российских граждан из страны. В частности, контроль над аэропортами, откуда производится эвакуация, взят представителями египетских военных. Так, вице-премьер А. Дворкович сообщил: «египетские наши друзья уже предприняли первые шаги, военные уже взяли под контроль все процедуры оформления пассажиров на рейсы, они присутствуют в Шарм-эш-Шейхе, других аэропортах и минимизируют бесконтрольные действия, которые, судя по отзывам туристов, ранее присутствовали в ряде аэропортов, мы видим добрую волю наших друзей, наших коллег минимизировать все подобные случаи, исключить угрозы безопасности жизни и здоровья людей» (Цит. по: http://tass.ru/obschestvo/2415837). Вполне вероятно, что прекращение потока российских туристов в Египет будет способствовать и активизации усилий военных властей страны по борьбе с радикальными группировками, действия которых могут принести серьезный ущерб экономическим и политическим интересам египетского государства.
Автор:
Илья Полонский
Использованы фотографии:
www.sunways.ru, www.votpusk.ru, www.tourprom.ru, rusplt.ru
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

90 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти