Подвиг Константина Симонова

Подвиг Константина Симонова


К 100-летию со дня рождения фронтового корреспондента «Красной звезды»

В нашей стране было и есть немало замечательных поэтов и писателей, посвятивших своё творчество Великой Отечественной войне и вообще военной тематике.


Вместе с тем, не умаляя ничьих заслуг и без риска преувеличить значение созданного К.М. Симоновым, можно сказать, что его творчество в области военной тематики занимает особое место.

ИСТОКИ ВОЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

Прежде всего он никогда не считал себя просто мобилизованным на разработку этой тематики только во время войны (ведь любому порядочному человеку неудобно оказаться в стороне от неё, когда сражается весь народ). Константин Михайлович писал о военных делах не по обязанности, а по глубокой внутренней потребности и с юных лет до конца дней своих продолжал думать и писать о людских судьбах, связанных с войной и военной службой. Один из исследователей творчества К. Симонова И. Вишневская справедливо отмечает: «И может быть, самое главное, что всплывает в памяти в связи с именем Симонова, – это случайность его штатской судьбы и особая закономерность его судьбы военной, постоянная готовность надеть военную форму, постоянное ощущение себя мобилизованным, призванным, не принадлежащим себе».

Константин Михайлович был одним из наиболее подготовленных в военном отношении писателей, глубоко знавшим военное дело, природу военного искусства и особенно их морально-психологические аспекты. Всё, что им написано о войне, как правило, отличается глубоким военным профессионализмом. Его биографы объясняют это тем, что он рос и воспитывался в семье кадрового офицера, в военной среде. Сам Константин Михайлович не раз говорил, что наша армия с молодых лет сделалась для него родным домом, а люди этой армии стали самыми близкими для его сердца людьми. Особенно тепло и проникновенно он писал о беспокойной армейской жизни, командирах и их семьях в поэме «Иван да Марья». Совсем ещё молодым человеком К. Симонов участвовал в боевых действиях на Халхин-Голе; непосредственно перед войной дважды обучался на курсах военных корреспондентов при Военной академии им. М.В. Фрунзе и Военно-политической академии.

Всё это, конечно, сыграло свою роль. Но особенно большое значение для постижения глубин военного дела имело то обстоятельство, что он необычайно много видел во время войны. Даже самые активные участники войны, в зависимости от масштаба своей деятельности, как правило, имели возможность видеть войну на том или ином участке или направлении. Причём, находясь в постоянном напряжении боевой обстановки, поглощённые своими делами по подготовке и ведению боевых действий, они не всегда имели возможность вникать во внутренние переживания людей и глубоко по-человечески осмысливать всё происходящее. Положение военного корреспондента, да ещё такого активного, деятельного и наблюдательного, как К.М. Симонов, открывало в этом отношении весьма широкие возможности. Хорошо известно и подтверждено очевидцами и документами, что в июле 1941 года он был под Могилевом, в частях 172-й стрелковой дивизии, которая вела тяжёлые оборонительные бои и прорывалась из окружения. (Те дни он считал самыми памятными за всё время войны и завещал развеять свой прах именно в тех местах.)

К.М. Симонов был одним из наиболее подготовленных в военном отношении писателей, глубоко знавшим военное дело

Во время боёв в Крыму К.М. Симонов был в цепях контратакующих пехотинцев, участвовал в боевом походе подводной лодки. На далёком Севере вместе с разведчиками высаживался в тылу врага. Приходилось ему бывать и среди защитников Одессы, Сталинграда, в передовых частях во время Курской битвы, в Белорусской операции, в завершающих операциях по освобождению Чехословакии, Польши и взятию Берлина и во многих других местах, где происходили решающие события.

Кроме того, как во время войны, так и в послевоенные годы К.М. Симонов внимательно изучал опыт войны, уставные и другие военные документы, перечитал всю военно-мемуарную литературу и многие военно-исторические труды. Он был одним из первых, кто начал после войны тщательное изучение трофейных документов немецко-фашистской армии. Он имел длительные и обстоятельные беседы с такими полководцами, как Г.К. Жуков, И.С. Конев и другие много воевавшие люди. Немало, видимо, сделал для обогащения писателя конкретным опытом войны генерал армии А.С. Жадов, с которым он очень дружил. Огромное количество фактов и живых впечатлений о важнейших событиях войны получены К.М. Симоновым из обширнейшей переписки с участниками войны. Он очень высоко ценил этот источник опыта и буквально в последние дни жизни вышел с предложением (к сожалению, нереализованным) организовать сбор и хранение всех неопубликованных воспоминаний, рассказов и наиболее характерных писем участников войны. В этих письмах и документах он сумел заметить и открыть много новых, до этого малоизвестных фактов или такие их оттенки, которые раньше не замечались.

Любой воевавший человек знает, что каждый день или каждая неделя войны вызывают такие душевные потрясения, такое обострённое видение всего происходящего, учат тому, чего в мирное время нельзя постигнуть и за многие годы, а иногда и за всю жизнь.

После пребывания на фронте в первые дни войны К.М. Симонов в своих дневниках записал: «Эти две недели войны, которые были так не похожи на всё, о чём мы думали раньше. Настолько не похожи, что мне казалось: я и сам уже теперь не такой, каким уезжал 24 июня из Москвы».

А таких дней было 1418, и, освежая их в памяти, писатель переплавил в своих чувствах и мыслях увиденное и пережитое как им самим, так и тысячами участников войны. Он проделал гигантскую работу по изучению и глубокому осмыслению опыта войны именно с этой точки зрения.

Особенно яркое отображение это нашло в уникальных с точки зрения правдивого воспроизведения войны фронтовых записках – «Разные дни войны». Читая столь проникновенные свидетельства, даже видавшие виды участники войны обогащают себя новыми представлениями и более глубоко осмысливают многие, казалось бы, хорошо известные события. Несмотря на давность времени, перед нами очень живо и как бы заново возникают суровые дни войны со всеми сложными и противоречивыми чувствами, которые мы не раз переживали, но никогда не смогли бы выразить так ярко и убедительно, как это сделал К.М. Симонов. Так описать бои времён Великой Отечественной войны мог лишь человек, который не только сам прошёл все эти тяжёлые испытания, но и обладает той особой психологической наблюдательностью и тем редким даром образного воспроизведения человеческих мыслей и чувств, которые отличают настоящего писателя от обычного, пусть и очень вдумчивого и много видавшего человека.

ТВОРЧЕСТВО, СЛИТОЕ С ЖИЗНЬЮ НАРОДА

Подвиг Константина Симонова


К.М. Симонов прожил богатейшую жизнь, насыщенную событиями огромной исторической важности, был их активнейшим участником. На вопрос корреспондента «Комсомольской правды»: «Ставила ли жизнь перед вами вопросы, на которые вы так и не смогли ответить?» – он со свойственным ему юмором сказал: «По-моему, она только это и делала».

Судьба перед ним постоянно ставила сложные острые вопросы, и на многие из них он достойно ответил. Это и нелёгкая, но и окрылённая возвышенными чувствами юность, и суровые годы войны, нередко в самом её пекле. Наконец, неутомимая жажда узнавания жизни, наполненная энергией и творчеством самоотверженная работа в послевоенные годы.

Конечно, как и в жизни любого писателя, не всё хорошо ему удавалось, были и отдельные неудачи. Но главное, что им создано и что характеризует его творчество, останется навсегда и будет служить добрую службу народу нашему и его Вооружённым Силам. Этим главным в творчестве Константина Симонова было утверждение в литературе и в жизни идей защиты Отечества и глубокого понимания сути патриотического и воинского долга.

В «Живых и мёртвых» старый рабочий Попков уже с началом Великой Отечественной войны, сожалея, что не всё у Красной Армии есть, чему надо быть, говорит: «Да, я бы на самый крайний случай и эту квартиру отдал, в одной комнате прожил, я бы на восьмушке хлеба, на баланде, как в Гражданскую жил, только бы у Красной Армии всё было...»

Эти частные эпизоды как нельзя лучше передают настроение большинства советских людей в те годы, что предопределило их стойкость и мужество в годы войны. Что бы сегодня ни говорили по этому поводу, я жил в те годы и знаю, что было действительно так. Хорошо известен героизм защитников Брестской крепости. Так, с началом войны боевые части ушли из крепости в районы своего предназначения. Для её защиты по своей инициативе объединились военнослужащие и их семьи, случайно оставшиеся там по различным нуждам. Несмотря на то что крепость была окружена, а фашистские войска далеко продвинулись в глубь нашей территории и положение было безнадёжным, защитники крепости продолжали отчаянно сражаться, ибо глубоко верили, что наша армия непременно вернётся и разгромит врага. Таких эпизодов было немало, и они заставляют каждый раз задуматься, при каких обстоятельствах, каким путём было достигнуто такое воспитание нашей армии и народа. Свой вклад в это дело внесли и наша литература, и наше искусство.

Трудно переоценить большое влияние на молодое поколение тех лет, которые оказали произведения А. Серафимовича, Д. Фурманова, Н. Островского, А. Толстого, М. Шолохова, А. Фадеева, А. Гайдара и многих других выдающихся писателей. Под непосредственным влиянием народного патриотизма этих замечательных писателей, поэтов, деятелей искусства воспитывался и складывался как писатель и Константин Симонов.

Именно при таких вот жизненных обстоятельствах происходило формирование К.М. Симонова как военного писателя, которого на Западе часто называют русским Хемингуэем. К.М. Симонов живо откликался на все важнейшие события в жизни нашей страны и Вооружённых Сил. Сразу после гражданской войны в Испании появляется «Парень из нашего города». В его сознании не укладывается пронизывающая болью мысль о гибели в Испании Мате Залка (генерала Лукача), писателя, антифашиста, бойца.

Во вдохновенном стихотворении «Генерал» он скажет:

Пока ещё в небе испанском
Германские птицы видны,
Не верьте: ни письма, ни слухи
О смерти его неверны...

Идёт Великая Отечественная война, а жизнь продолжается, работают театры, но нет ни одной пьесы о том главном, чем живут в этот период советские люди. К.М. Симонов буквально истязает себя, работая почти круглыми сутками, и в удивительно короткие сроки создаёт пьесу «Русские люди».
Под впечатлением Сталинградского сражения появляется повесть «Дни и ночи». В послевоенные годы, когда в нашей армии становится всё меньше участников войны и остро возникает необходимость передачи ими опыта войны, К.М. Симонов пишет, как он говорил, свой «главный» военный роман-трилогию «Живые и мёртвые», где в убедительной художественной форме раскрываются глубинные истоки и «секреты» того, почему солдатами не рождаются и как нелегко проходит становление настоящих солдат.

Держать порох сухим

Иногда Константина Михайловича обвиняли в некоторой творческой поспешности и даже в «авангардизме». Но его литературная оперативность определялась стремлением жить одной жизнью с народом и его армией, быть не только писателем, но и активным участником происходящих событий. Есть писатели, которые вот уже 70 лет горделиво ждут, когда дистанция времени после окончания войны наберёт нужные для них размеры и можно будет о всех делах судить более объективно и безошибочно. И может быть, правда в том, что со временем появятся произведения, которые ещё более глубоко и убедительно воспроизведут события прошлой войны. Но жизнь не может ждать. В той обстановке, в которой мы живём, остаются актуальными и больше того – становятся ещё более сложными задачи обеспечения оборонной безопасности России. Конечно, и в прошлом в системе военной службы было много отжившего, от чего надо решительно отказываться. Новое геополитическое положение России, стремление строить демократические правовые основы требуют существенного пересмотра устоев организации Вооружённых Сил. Но вне зависимости от того, будут ли Вооружённые Силы комплектоваться по контракту или призыву (в отличие от США), при наших ограниченных экономических и военно-технических возможностях оборона России должна носить всенародный характер.

Поэтому как раньше, так и теперь всякий честный писатель-патриот не может не понимать, что нельзя стоять в стороне от решения важных задач, связанных с безопасностью нашей Родины. В свете этого так называемый авангардизм К.М. Симонова может служить лишь хорошим примером. И вопрос тут не чисто литературный, а весьма значимый как в общественном, так и государственном отношении.

Но теперь, в смутное время, когда самые святые и незыблемые для нормального общества понятия, в том числе идею защиты Отечества, кое-кто пытается поставить под сомнение, значительно труднее решать оборонные задачи.

Вся работа по подготовке молодёжи к службе в Вооружённых Силах и военно-патриотическому воспитанию должна быть значительно более глубокой, аргументированной и убедительной.

И в этой важной и многообразной работе мы и в наше время не можем обойтись без новых Шолоховых, Фадеевых, Твардовских и Симоновых. Теперь, когда уже нет среди нас этих замечательных писателей, нам особо приходится дорожить каждым талантливым литератором, который обращается к военной тематике. Художественные произведения, правдиво отображающие становление солдата и офицера в боевой учёбе в мирное время и в бою, постижение ими таинства военного искусства, иногда очень простого в теории, на словах, но чрезвычайно сложного в практическом исполнении, крайне нужны и сегодня, особенно для воинского воспитания молодых офицеров.

К этому патриотическому делу важно приобщать молодых писателей. Известно, что Л.Н. Толстой, создавший «Войну и мир», не был участником войны 1812 г. И сегодня мы знаем сравнительно молодых писателей, которые не были участниками войны, фронтовиками. Но это не помешало им убедительно показать многие батальные сцены, раскрыть психологию поведения людей на войне. Как говорят, и в этом деле не боги горшки обжигают.

В этом отношении хорошим примером мне представляются произведения А. Проханова, В. Шурыгина, З. Прилепина и других писателей, пишущих на военную тему, в том числе новое поколение корреспондентов «Красной звезды», умножающих симоновские традиции. Эти традиции требует симоновской самоотверженности, преданности, любви к вверенному делу и, конечно, глубокого постижения специфики военного дела.

Творчество К.М. Симонова отличается прежде всего тонким пониманием сложнейших проблем воинского воспитания и формирования высокого уровня военного искусства у военных кадров. Наиболее полное воплощение это нашло в трилогии «Живые и мёртвые» и особенно в книгах «Солдатами не рождаются» и «Последнее лето». Но военная косточка автора этих книг проявляется и в «Товарищах по оружию», и в повести «Дни и ночи», и в уже упоминавшихся дневниках. Весьма характерен в этом отношении, на мой взгляд, эпизод, связанный уже с первым посещением
К.М. Симоновым фронта в 1941 г., там же, под Могилёвом. Известно, сколь тяжёлая атмосфера царила тогда на фронте. И в толще этих ошеломляющих событий, военных неудач, личного горя и тревоги каждого человека за судьбу своей Родины нетрудно было увидеть и беспорядки, и всевозможные неурядицы в действиях многих соединений и частей, в управлении войсками. Услышал, например, современный журналист или писатель, что кому-то из солдат в начале войны не хватило винтовки, сразу делаются обобщающие выводы: «В армии на троих была одна винтовка, воевали безоружными и т.д.». Но найти и разглядеть в реалиях войны, во всём сложном переплетении событий (не только в общем виде, а в конкретных людях и эпизодах) глубинные истоки того, что в морально-политическом и чисто военном плане предопределяло наши будущие победы, мог только очень талантливый писатель, осознающий, что именно нужно для победы над врагом и из чего она складывается.

Некоторые критики упрекали К.М. Симонова в том, что он в слишком мрачных красках обрисовал события 1941 г. Странно было бы как-то по-другому их изображать. Но внимательный читатель не может не заметить, что в нарисованных им картинах отступления и первых неудач нет и признаков безысходности. В умелых действиях 172-й дивизии, других соединений и частей, командиров типа Кутепова молодой писатель увидел и не уступающее фашистам воинское умение, и одно из важнейших слагаемых военных успехов – организованность и твёрдое управление людьми. Видимо, вообще не существует человека, который бы не понимал значения дисциплины и воинского порядка, когда речь об этом идёт отвлечённо, в общей постановке. Но когда они касаются конкретной личности, испытывающей из-за этого неудобства и определённые лишения, нередко считается, что в данном случае можно было бы обойтись без них. Думаю, нашлось бы немало и штабных офицеров, прибывших «сверху», и корреспондентов, которые возмутились бы или по крайней мере обиделись, что с ними столь грубо и бесцеремонно обращаются: задерживают, угрожают положить на землю и держать до рассвета, под конвоем доставляют в штаб. Но когда подобное случилось с К.М. Симоновым по прибытии на КП 172-й сд, его всё это даже порадовало. Он сразу почувствовал дисциплину, порядок, уверенность; понял: война идёт далеко не так, как задумано противником, налицо и многие другие предпосылки того, что в конечном счёте мы одолеем врага.

В наше время приходится только удивляться лихости и наивности некоторых писателей, историков, политических деятелей и журналистов, которые изображают иногда дело таким образом, что любой гражданский человек может прийти во время войны в армию и запросто управлять войсками, самоуверенно задним числом втолковывают Г.К. Жукову, К.К. Рокоссовскому и И.С. Коневу, как надо было воевать, а в мирное время поучают, как надо осуществлять военную реформу. К.М. Симонов себе такого не позволял.

Какой трудной ценой достаётся боевой опыт, мы видим почти во всех произведениях К.М. Симонова. Особенно глубоко всю сложность венного искусства он понял, изучая после войны оперативные документы и описания различных военных операций. Наиболее яркое и убедительное отражение это нашло в книге «Последнее лето». Этот роман, видимо, первое художественное произведение, в котором отражена грандиозная и разнообразная работа, которая предшествует крупной наступательной операции. Вполне понятно, что корреспондент газеты во время войны не мог знать всех подробностей планирования и подготовки операции, особенно в области деятельности командования и штабов. Однажды после недельной работы в Подольском архиве Константин Михайлович рассказывал мне, насколько поразили его масштабы всех подготовительных мероприятий. Он сумел всё это ярко и выразительно, с доскональным знанием дела передать через мысли, чувства, характеры и поведение людей, а не путём подробного описания бесчисленного количества больших и малых дел его героев при подготовке операции.

В центре событий – командарм (Серпилин), член Военного Совета (Захаров), начальник штаба (Бойко). Им приходится выполнять большую и напряжённую умственную работу, чтобы тщательно спланировать предстоящие боевые действия и с максимальным эффектом использовать в операции все имеющиеся силы и средства; всё детально рассчитать, согласовать действия большого количества соединений и частей различных родов войск по задачам, времени и рубежам; ничего не упустить, всё предусмотреть и за свои войска, и за противника, поскольку и на той стороне идёт не менее напряжённая работа, чтобы сорвать и опрокинуть всё задуманное и сделанное нами. Но и планирование операции, несмотря на всю её важность и сложность, – это лишь начало подготовки операции. Требовались ещё большое количество практических мероприятий, огромная воля, настойчивость и титаническая организационная работа в штабах и в войсках, чтобы добиться правильного понимания поставленных задач, подготовить к их решению войска. Этот изнурительный труд не допускал ни перерывов, ни отдыха, ни возможности малейшего расслабления.

В отличие от прошлых войн, такую операцию уже не мог начать по своему почину даже самый выдающийся полководец. Для того, чтобы такая операция состоялась, должна была работать вся страна, весь народ. При подготовке Белорусской операции только в июне 1944 года фронтам было подано более 75 тыс. вагонов с войсками, техникой, боеприпасами и другими грузами...

В ходе подготовки к Белорусской операции и сам командир Серпилин, и подчинённые ему командиры – далеко не те, что были в 1941 году. Анализируя внутренне весь тяжкий путь своего становления в качестве военных людей, они ловят себя на мысли о том, что ведь и в начале войны не было такого командующего или командира, который не понимал бы теоретически надобность сосредоточения основных усилий на решающих направлениях или необходимость разведки и надёжного огневого поражения противника. И всё же понадобилось значительное время, пока они научились искусству реализации этих всем известных положений военной теории на практике.

Самые многообещающие теоретические взгляды становятся материальной силой и составной частью военного искусства, когда ими овладевают не отдельные военачальники и командиры, а основная масса офицерского состава. В этом отношении весьма характерен эпизод, подмеченный К.М. Симоновым под Тарнополем. «Полковник К. произвёл на меня именно такое впечатление – очень обыкновенного человека, который не отличался, мне кажется, ни большим военным талантом, ни сверхъестественной, сокрушительной силой воли. И в то же время именно он штурмовал и овладел наиболее трудным участком обороны Тарнополя. А самое главное — в этом не было ничего удивительного, и мне с самого начала, как только я попал к нему, казалось, что так оно и должно быть. Именно на таких людях сказывается общий уровень армии, в которой не все командиры высоко талантливы и непогрешимы, но которая все решительнее и спокойнее выигрывает войну».

Творчество Симонова отличается прежде всего тонким пониманием сложнейших проблем воинского воспитания и формирования высокого уровня военного искусствау военных кадров

Подвиг Константина Симонова


Наиболее распространённый в нашей литературе и исторических трудах изъян в этом плане видится в том, что в ней обычно речь идёт в основном о теоретических взглядах на различные способы ведения боя и операции до войны и во время войны. Сложный и мучительный процесс развития практической стороны военного искусства, овладения им военными кадрами в полной мере не раскрывается. В произведениях Симонова в связи с этим остро ставится вопрос о требованиях, которые предъявляются к командирам и офицерам штабов - вообще к военным руководителям. Среди героев его произведений нет исключительных личностей и героических натур. Луконин, Серпилин, Сафонов, Сабуров, Пантелеев, Синцов, Климович – обычные командиры со всеми достоинствами и недостатками, свойственными живым людям. Но отличаются они прежде всего своей преданностью народу, творческим подходом к решению боевых задач и самоотверженностью в повседневной деятельности. Его симпатии на стороне тех, кто глубоко знает и любит военное дело, отдаёт всего себя без остатка военной службе. Он высоко ценит в них естественную простоту, деловитость, организаторские способности, твёрдость и решительность характера, принципиальность. Не может быть хорошего командира, если ответственности за свои решения он боится больше, чем противника.

Уроки на все времена

По Симонову, война для кадрового офицера – это экзамен, который неизвестно когда состоится, но к которому надо готовиться всю жизнь. Ни в одной отрасли деятельности не считается достойным плохо знать и неумело делать своё дело. Но в боевой обстановке неумение граничит с преступлением, ибо деятельность командира, любого военного руководителя связана с жизнями многих других людей, судьбой которых он обязан разумно распорядиться и при любых обстоятельствах выполнить поставленную задачу. Очень важно, чтобы люди верили в своих командиров. Известно, какой подъём боевого настроения и уверенности вызывало само появление на том или ином фронте таких полководцев, как Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, И.Д. Черняховский и др.

В конце романа «Солдатами не рождаются» Синцов, узнав о назначении Серпилина командующим армией, с удовлетворением подумал: «...хорошо, когда такой человек приходит командовать армией, потому что такой человек потянет, и хорошо потянет...»

Для того, чтобы завоевать такое доверие войск и одержать победы, военачальнику и командиру на пути к этому приходится преодолевать не только сопротивление противника. Во время войны, когда складываются сложнейшие ситуации с переплетением самых различных противоречий и до предела обостряется ответственность за принятие решений и их исполнение, не может обходиться без столкновения мнений, стремлений и характеров. В этих условиях симоновские герои не раз попадают в положение, когда оказывается, что порой проявление обычного гражданского мужества даётся труднее, чем проявление самой отчаянной храбрости и решительности в бою.

В романе «Солдатами не рождаются» Иван Алексеевич говорит: «А вот, чтобы люди никому – как бы высоко ни стоял! – не страшились давать советы, не имели нужды угадывать его мнение, чтобы эта нужда постепенно не сделалась потребностью, которая превращает даже самых хороших людей в дрянных, – вот это, как говорится, вопрос вопросов. Конечно, это зависит от тех, кто даёт советы, но гораздо больше от того, кому дают».

В своих романах К. Симонов не обходит и многие другие сложные проблемы, с которыми приходится сталкиваться во время войны и которые продолжают волновать нашу военную общественность в послевоенные годы, и особенно в связи с событиями в Афганистане и Чечне.

Помню один спор, когда Константину Михайловичу говорили, что чрезмерный военный профессионализм в художественной литературе не нужен и что это не тот вопрос, из-за которого надо возбуждать общественное мнение. В ответ Симонов ссылался на «Войну и мир» и «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого, военному профессионализму которого может позавидовать любой писатель и сегодня. Но дело не только в историко-литературных аналогиях. Художественная литература, посвящённая военной тематике, призвана правдиво воспроизвести многообразный труд человека на войне и процесс выработки у него, в том числе и у офицеров тех боевых качеств, без которых невозможно одолеть врага даже самым преданным и хорошо вооружённым людям. Он ещё раз убедительно показал, что эта благородная тема ещё далеко не исчерпана, особенно с точки зрения раскрытия внутренних сил человека, позволяющих ему вынести самые неимоверные тяготы войны, а также показа путей их формирования ещё в мирное время. А для нашей армии это всегда было и остаётся самой важной и трудной задачей, и в её решении роль литературы и в целом общественного мнения чрезвычайно велика.

А.С. Макаренко очень мудро заметил: «Чтобы воспитать у человека мужество, надо поставить его в условия, где он мог проявить это мужество». Это относится и к другим морально-боевым качествам солдата и командира. Необходимые волевые и организаторские способности не могут появиться сами по себе или в результате одного лишь словесного пояснения их важности и значения, если их не вырабатывать изо дня в день в ходе повседневной боевой учёбы и военной службы.

К.М. Симонов во время войны и после победы до конца своих дней противостоял попыткам фальсификации истории войны, всякой неправде о пережитом. В последнее время в роли исказителя истории войны чаще всего выступают и кинофильмы.

Как-то после просмотра очередного фильма о войне выясняли мнение ветеранов о нём. Фронтовики высказались в том духе, что в фильме нет ничего общего с тем, что действительно было на войне. Создатели обижались: «Разве не было случаев бездарной гибели кремлёвских курсантов под Москвой или взрыва нашими же сапёрами моста, по которому отходили наши войска?» Да, на войне было и кое-что похуже. Но в этом фильме, как и во многих других («Сталинград», «Сволочи», «Штрафбат» и др.) показано только то, что могло привести нас к полному поражению, а мы каким-то образом ведь победили. Но ничто из того, что нас привело к победе, подвиги, героизм наших воинов в картине не показаны. Всё это делается, конечно, сознательно, чтобы принизить и извратить значение нашей Великой Победы. А в произведениях К.М. Симонова с равной убедительностью показаны и наши неудачи, но и то, что привело нас к Победе. Только такая правда всегда будет ко двору.

К.М. Симонов всю жизнь призывал как можно полнее извлекать уроки из наших побед, никогда не забывать о 1941 годе. Его стихи о роковом периоде навсегда останутся заклинанием:

Не чтобы ославить кого,
А чтобы изведать до дна,
Зима сорок первого года
Нам верною меркой дана.
Пожалуй, и ныне полезно,
Не выпустив память из рук,
Той меркой, прямой и железной.
Проверить кого-нибудь вдруг.
Автор: Махмут ГАРЕЕВ
Первоисточник: http://www.redstar.ru/index.php/2011-07-25-15-55-35/item/26523-podvig-konstantina-simonova


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 47
  1. андрей юрьевич 21 ноября 2015 06:54
    фильмы и книги,в школе,были обязательны к просмотру и чтению,сочинения по романам писали,на экзаменах сдавали литературу по Симонову... soldier
  2. кошак 21 ноября 2015 07:19
    Классика!

    * * *
    Жди меня, и я вернусь.
    Только очень жди,
    Жди, когда наводят грусть
    Желтые дожди,
    Жди, когда снега метут,
    Жди, когда жара,
    Жди, когда других не ждут,
    Позабыв вчера.
    Жди, когда из дальних мест
    Писем не придет,
    Жди, когда уж надоест
    Всем, кто вместе ждет.

    Жди меня, и я вернусь,
    Не желай добра
    Всем, кто знает наизусть,
    Что забыть пора.
    Пусть поверят сын и мать
    В то, что нет меня,
    Пусть друзья устанут ждать,
    Сядут у огня,
    Выпьют горькое вино
    На помин души...
    Жди. И с ними заодно
    Выпить не спеши.

    Жди меня, и я вернусь,
    Всем смертям назло.
    Кто не ждал меня, тот пусть
    Скажет: — Повезло.
    Не понять, не ждавшим им,
    Как среди огня
    Ожиданием своим
    Ты спасла меня.
    Как я выжил, будем знать
    Только мы с тобой, —
    Просто ты умела ждать,
    Как никто другой.
  3. Витёк 21 ноября 2015 07:33
    Можно однозначно сказать, что К.М. Симонов относится к Плеяде поэтов и писателей, посвятивших свою творчество Великой Отечественной войне. Его произведение должны обязательно внесены в школьные программы для патриотического воспитания молодёжи.
  4. кошак 21 ноября 2015 08:16
    А вот ещё:

    Сколько б ни придумывал фамилий
    Мертвым из моих военных книг,
    Все равно их в жизни хоронили.
    Кто-то ищет каждого из них.
    Женщина из Тулы ищет брата,
    Без вести пропавшего в Крыму.
    Видел ли я сам того солдата
    В час, когда явилась смерть к нему?
    И в письме из Старого Оскола,
    То же имя вычитав из книг,
    Детскою рукою пишет школа -
    Не ее ли это ученик?
    Инвалид войны из той же роты
    По приметам друга узнает, -
    Если сохранилось его фото,
    Просит переснять.
    И деньги шлет.
    А в четвертом, кратком, из Тагила,
    Просят только верный адрес дать:
    Сын к отцу желает на могилу,
    Не успев при жизни повидать...
    Взял я русское простое имя,
    Первое из вспомнившихся мне,
    Но оно закопано с другими
    Слишком много раз на той войне.
    На одну фамилию - четыре
    Голоса людских отозвалось...
    Видно, чтобы люди жили в мире,
    Нам дороже всех платить пришлось!
    Получаю письма... получаю...
    Снова, виноватый без вины,
    На запросы близких отвечаю
    Двадцать лет, -
    как политрук с войны...
  5. мичман 21 ноября 2015 08:23
    Дважды Герой Советского Союза Шабалин А.О. мне, как то, говорил, что его очень подробно расспрашивал К.М. Симонов о боевых действиях катерников на Севере. Честь имею.
  6. Turkir 21 ноября 2015 08:31
    Известно, что Л.Н. Толстой, создавший «Войну и мир», не был участником войны 1812 г. И сегодня мы знаем сравнительно молодых писателей, которые не были участниками войны, фронтовиками. Но это не помешало им убедительно показать многие батальные сцены, раскрыть психологию поведения людей на войне. Как говорят, и в этом деле не боги горшки обжигают.

    К сведению автора Хэмингуэй как-то сказал - о войне может писать только тот кто был на ней.
    Из биографии Толстого, который не был на войне 1812 года и не был участником ни одного из крестовых походов - потому, что родился в 1828 году.
    Осенью 1851 года Толстой, сдав в Тифлисе экзамен, поступил юнкером в 4-ю батарею 20-й артиллерийской бригады, стоявшей в казачьей станице Старогладовской на берегу Терека, под Кизляром. С некоторыми изменениями подробностей она изображена в повести «Казаки».
    Будучи юнкером, Лев Николаевич оставался два года на Кавказе, где участвовал во многих стычках с горцами, возглавляемыми Шамилем, и подвергался опасностям военной кавказской жизни. Он имел право на Георгиевский крест, однако в соответствии со своими убеждениями «уступил» его сослуживцу-солдату, посчитав, что существенное облегчение условий службы сослуживца стоит выше личного тщеславия. С началом Крымской войны Толстой перевёлся в Дунайскую армию, участвовал в сражении при Ольтенице и в осаде Силистрии, а с ноября 1854-го по конец августа 1855 года был в Севастополе[7].
    Долгое время жил на 4-м бастионе, часто подвергавшемся нападениям, командовал батареей в сражении при Чёрной, был при бомбардировке во время штурма Малахова Кургана. Толстой, несмотря на все житейские тяготы и ужасы осады, в это время написал рассказ «Рубка леса», в котором отразились кавказские впечатления, и первый из трёх «Севастопольских рассказов» — «Севастополь в декабре 1854 г.». Этот рассказ он отправил в «Современник». Он был быстро издан и с интересом прочитан всей Россией, произведя потрясающее впечатление картиной ужасов, выпавших на долю защитников Севастополя. Рассказ был замечен российским императором Александром II он велел беречь даровитого офицера.

    Так был на войне Лев Николаевич или нет?
    Это цитата Гареева хочет убедить нас, что "молодые писатели могут писать о войне" на которой не были и "не боги горшки обжигают". Я ничего не знаю о творчестве Гареева, но начинаю подозревать, что он один из тех молодых писателей, которые могут писать обо всём и при этом быть равными Толстому.
    Забыл имя персонажа из "Золотого телёнка", поэта-халтурщика, который защищаясь от журналистов обвиняющих его в некомпетентности, отвечал им таким "доводом": "Лермонтов тоже на Кавказе никогда(!) не был, а стихи о нём писал".
    Да будет известно "молодым писателям", что все известные писатели, писали только о том, что видели.
    Это и о Симонове тоже.
    1. тасха 21 ноября 2015 12:01
      Вам бы просто из любопытства нужно прочитать кто же такой генерал армии в отставке М.А.Гареев, а Махмуту Ахметовичу ознакомиться с биографиями А.Проханова, В.Шурыгина и З.Прилепина. Впрочем М.А.Гарееву уже 92 года и ему простительно всё. А Вам?
      1. Turkir 21 ноября 2015 15:44
        Статья о Симонове хороша и важна, никто и не спорит.
        И Симонов один из многих русских писателей которые имели полное право писать о войне. Так же как и Толстой.
        Если вы заметили, я ничего не написал о статье, только об одном аспекте - могут ли настоящие писатели, писать о том чего не видели? Вот и всё.
        И если о Толстом пишут, что он не знает что такое война - то я и указал на фактологическую ошибку.
        Для Вас важно кто пишет, а для меня, важнее, что пишут.
        Недавно читал статью в котором написано, что Толстой гомосексуалист. Мне это изрядно поднадоело.
        И, последнее - назовите мне тех писателей, которые хорошо описывали батальные(!) сцены войны, никогда на войне не присутствующих?
        И, еще раз, подчеркиваю, я коснулся только одной мысли автора о "молодых писателях", а не в целом о статье. Такие статьи-напоминания очень важны и для старых и, тем более, молодых людей.
        1. тасха 21 ноября 2015 15:56
          Вы пишете: "Я ничего не знаю о творчестве Гареева, но начинаю подозревать, что он один из тех молодых писателей, которые могут писать обо всём и при этом быть равными Толстому."
  7. L42 21 ноября 2015 08:53
    Сколько раз смотрел фильм "Живые и мёртвые" с закадровым текстом К.Симонова,столько раз гордишься людьми которые смогли победить.Столько раз ненавидишь вот это - "В наше время приходится только удивляться лихости и наивности некоторых писателей, историков, политических деятелей и журналистов, которые изображают иногда дело таким образом, что любой гражданский человек может прийти во время войны в армию и запросто управлять войсками, самоуверенно задним числом втолковывают Г.К. Жукову, К.К. Рокоссовскому и И.С. Коневу, как надо было воевать, а в мирное время поучают, как надо осуществлять военную реформу. К.М. Симонов себе такого не позволял."
    L42
  8. parusnik 21 ноября 2015 09:29
    В 4-М классе прочитал очерки.."От Халгин-Гола до Берлина"...Потрясло..
    1. bober1982 21 ноября 2015 15:36
      а я буквально вчера прочитал впервые стихотворение К.Симонова "Поручик",и потрясло
      ....и рыжие британские солдаты идут на штурм под хриплый барабан...
  9. cевер67 21 ноября 2015 09:32
    А мне очень нравится у Симонова "Если дорог тебе твой дом...". Сильная вещь. Мужик был достойный и похоронен на поле славы как воин. Не много таких.
    1. Вадим2013 21 ноября 2015 12:27
      В июле 1941 года он был под Могилевом в полку 388-го стрелкового полка 172-й стрелковой дивизии 61-го стрелкового корпуса, которым командовал полковник Семён Фёдорович Куте́пов (19 мая 1896 — июль 1941). Части 172-й стрелковой дивизии вели тяжёлые оборонительные бои и прорывалась из окружения. Константин Михайлович Симонов выехал из 172-й стрелковой дивизии 61-го стрелкового корпуса до того как она попала в окружение. Но эти оборонительные бои в июле 1941 года запомнились ему на всю жизнь.
      1. Вадим2013 21 ноября 2015 21:59
        388-й стрелковый полк под командованием полковника С. Ф. Кутепова отличился при обороне Могилёва. 11 июля в бою на Буйническом поле его полк за один день подбил 39 танков противника. 20 июля 1941 года в газете «Известия» об этом бое был напечатан очерк военного корреспондента К. Симонова «Горячий день».
        Указом Верховного Совета СССР от 10 августа 1941 года за оборонительные бои под Могилевом полковник Кутепов был награждён орденом Красного Знамени.
        По состоянию на 2009 год, судьба С. Ф. Кутепова точно неизвестна:
        • по одним данным он погиб вечером 25 июля 1941 года от рук немецких диверсантов,
        • вторая версия гласит, что полковник Кутепов был убит в бою при совместном прорыве остатков его 388-го стрелкового полка, 340-го легкого артиллерийского полка и других частей 172-й стрелковой дивизии из окружённого Могилева,
        • третья версия говорит о том, что раненый Кутепов в бессознательном состоянии попал в плен к противнику, после чего бежал и воевал в Белоруссии в партизанском отряде, где и погиб в конце декабря 1941-го-начале января 1942-го года.
        1. colonel 22 ноября 2015 14:11
          Цитата: Вадим2013
          388-й стрелковый полк под командованием полковника С. Ф. Кутепова отличился при обороне Могилёва.

          Семен Федорович Кутепов
          К сожалению лучшим фото не располагаю.
          1. Вадим2013 23 ноября 2015 15:31
            Семён Фёдорович Куте́пов родился в 1896 году. Происходил из крестьян Тульской губернии, в 1915 году окончил коммерческое училище, был призван в Российскую Императорскую армию, окончил Александровское военное училище, воевал в Первую Мировую войну на Юго-Западном фронте в чине подпоручика.

            В 1917 году добровольцем вступил в Красную Армию, воевал с белополяками и различными бандами, командовал взводом и ротой, был ранен. Окончил курсы усовершенствования штабных командиров и с отличием заочный факультет Военной академии имени М. В. Фрунзе. Изучил немецкий язык. Беспартийный.

            Четыре года прослужил начальником строевого отдела штаба дивизии, два года командиром батальона, три года начальником штаба полка, четыре года помощником командира полка и два года командиром полка. В этой должности встретил Великую Отечественную войну.
          2. Вадим2013 23 ноября 2015 15:31
            Родился в 1896 году. Происходил из крестьян Тульской губернии, в 1915 году окончил коммерческое училище, был призван в Российскую Императорскую армию, окончил Александровское военное училище, воевал в Первую Мировую войну на Юго-Западном фронте в чине подпоручика.

            В 1917 году добровольцем вступил в Красную Армию, воевал с белополяками и различными бандами, командовал взводом и ротой, был ранен. Окончил курсы усовершенствования штабных командиров и с отличием заочный факультет Военной академии имени М. В. Фрунзе. Изучил немецкий язык. Беспартийный.

            Четыре года прослужил начальником строевого отдела штаба дивизии, два года командиром батальона, три года начальником штаба полка, четыре года помощником командира полка и два года командиром полка. В этой должности встретил Великую Отечественную войну.
      2. Комментарий был удален.
  10. colonel 21 ноября 2015 09:45
    Цитата: L42
    смотрел фильм "Живые и мёртвые"

    А вы прочтите всю трилогию. Ей Богу, не пожалеете, еще и перечитывать будете.
    1. tolancop 21 ноября 2015 10:32
      Поддерживаю руками и ногами!!!! СИМОНОВА в школе нужно изучать, а не Солженицына... (Читай - Патриота и Гражданина, а не Предателя)
      1. Комментарий был удален.
      2. bocsman 21 ноября 2015 11:26
        Цитата: tolancop
        Поддерживаю руками и ногами!!!! СИМОНОВА в школе нужно изучать, а не Солженицына... (Читай - Патриота и Гражданина, а не Предателя)

        Не прибавить не убавить ! Но к сожалению пока в министерствах культуры и образования будет сидеть либеральная шелупонь пробравшаяся туда во времена горбатого и Ельцина не будет проку ни в образовании ни в культуре !
      3. moskowit 21 ноября 2015 20:33
        До сих пор поражает, как труса и дезертира а в дальнейшем , что естественно предателя, возвели в ранг "классика". Ни как нельзя сравнивать Великого Гражданина и Воина Константина Михайловича с подобными негодяями, как солженицын.
    2. Вадим2013 21 ноября 2015 12:35
      Военный роман-трилогию «Живые и мёртвые» очень сильное произведение. В нём правдиво и талантливо описана трагедия 1941 г.
    3. moskowit 21 ноября 2015 20:27
      Моё мнение, что это четыре книги. Первая "Товарищи по оружию"... Синцов, Артемьев, Козырев...
  11. Был Мамонт 21 ноября 2015 10:46
    "Иных уж нет, а те далече."
    В классику русской литературы вошел целый ряд советских писателей. В этом ряду и К.Симонов. Иначе и быть не могло.Духовность. Я не вижу современных писателей , которые могли бы хотя бы приблизиться к ним.Порой хожу по книжному ... и ухожу, взяв что-то из классики перечитать. Продолжается разрушение советского образования, которое многое взяло лучшего, кстати, от дореволюционного. Навязывание чтения в школе о Г.Поттере под предлогом сложности чтения Шолохова? Я уж не говорю о "Войне и мире".
  12. тасха 21 ноября 2015 12:06
    "Никто из них еще не знал, что вынужденная остановка у моста, разрезавшая их колонну надвое, в сущности, уже разделила их всех, или почти всех, на живых и мертвых."
  13. andrew42 21 ноября 2015 12:31
    К.Симонов - с детства, мой второй любимый поэт, делящий 1-2 место с Александром Сергеевичем. Лет в 12 на книжной полке у деда (бывший мехвод, гвардии рядовой, потом диспетчер цеха) случайно взял зеленую книжицу - сборник стихов Симонова. Слог конечно не пушкинский, есть и заказные произведения, но есть вещи, прошибающие до глубины души. "Лавровый листок", "Жди меня", "Далеко на Востоке", да много еще чего.
    Если ты здоров и силен
    и ты уступил это право,
    ты не сможешь ходить по земле,
    которую защищал другой;
    слава,
    трясясь над которой ты струсил, -
    уже не слава;
    женщину,
    за которую ты не дрался,
    ты не смеешь называть дорогой.
    Мы всосали эту жестокую правду с молоком матерей.
    Мы все такие,
    и этого у нас не отнять.
    Мы умеем жертвовать жизнью
    только одной
    своей.
    Но зато эту одну трудно у нас отобрать.
  14. Aleksander 21 ноября 2015 15:58
    Константин Симонов-русский офицер, поэт и писатель, достойный представитель знатных русских дворянских фамилий-князей Оболенских и Симоновых.

    "Живые и мертвые " читал три раза,через 10 лет, всегда читалось -как в первый раз.

    Потрясает его стихотворение (любимое) "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?"
    ...Нас пули с тобою пока еще милуют.
    Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
    Я все-таки горд был за самую милую,
    За горькую землю, где я родился,

    За то, что на ней умереть мне завещано,
    Что русская мать нас на свет родила,
    Что, в бой провожая нас, русская женщина
    По-русски три раза меня обняла.

    Удивительны его стихи, посвященные прекрасной Валентине Серовой из книги "С тобой и без тебя":

    .Чтоб с теми, в темноте, в хмелю,
    Не спутал с прежними словами,
    Ты вдруг сказала мне "люблю"
    Почти спокойными губами.

    Такой я раньше не видал
    Тебя, до этих слов разлуки:
    Люблю, люблю... ночной вокзал,
    Холодные от горя руки.
    1941

    Красиво.....
  15. busido 21 ноября 2015 16:17
    "Живые и Мёртвые"(не обращайте внимание на большую букву в последнем слове) настоящая книга!Всем молодым,часто советую её прочитать,чтобы душу и жизнь понять.Когда читал,поражался искренностью и правдой.Настоящим.Переживал.Очень уважаемый человек для меня,Константин Симонов!
  16. Rastas 21 ноября 2015 17:00
    Банально, но трилогия "Живые и Мертвые" - великая вещь.
  17. fan1945 21 ноября 2015 17:12
    Я из времени когда его изучали. И даже ещё встречались (мне не довелось) в залах..."Живые и мертвые" - это книга моей юности. Прочие мне не так нравились...
    Я в принципе не любитель стихов (да и музыки). Однако его сборник (без начала, без конца) долго сопровождал меня .Действительно.." Ты помнишь,Алеша, дороги смоленщины..."-.
    Но сейчас уже старый и потому особо ценю его дневники и размышления. Как отмечал и очень справедливо Гареев, именно такой вдумчивый корреспондент с писательским
    складом, мог осмыслить ВСЁ виденное/слышанное. И он это хорошо, лучше многих
    прочих, сделал...
    И очень тоже жалею, что его инициатива записать всех фронтовиков - их мысли,
    воспоминания так и не осуществились. Кое что успели сделать уже молодые в серии
    книг " Я воевал на Т-34" и тому подобных....Но очень сильно опоздали....
    Относительно художественных произведений К.Симонов может и не останется как
    лучший писатель ВОВ. Но как писатель её осмыслил, записал, вспоминал - он (ИМХО)
    лучший и таким останется...!
  18. Reptiloid 21 ноября 2015 18:29
    Люблю стихи Симонова.Читаю,учу наизусть.Впервые от бабушки маленьким услышал.Ей за это благодарен,хотя она меня маленького очень строго....
  19. kvs207 21 ноября 2015 19:55
    Цитата: Rastas
    трилогия "Живые и Мертвые" - великая вещь.

    Несомненно. Меня, особенно потряс эпизод с бомбардировщиками ТБ-3, которые послали на задание, среди белого дня и без прикрытия истребителями. И ведь, полетели и задание выполнили, хотя, наверняка понимали, что для многих это последний вылет.
  20. AAV 21 ноября 2015 21:47
    В четвертом классе выучил стихотворение К.Симонова "Сын артиллериста".
    С тех пор прошло больше 30 лет, но до сих пор помню это произведение.
    Когда моему сыну было 5 лет, прочитал ему стихотворение.
    Сыну оно понравилось и я часто стал его ему читать, а где-то через
    два месяца он уже сам его декламировал от начала и до конца.
    AAV
    1. Severomor 22 ноября 2015 00:33
      Когда моему сыну было 5 лет, прочитал ему стихотворение.

      А я не могу читать, рыдаю как белуга (или ещё кто-то), один раз смог прочитать (сыну), еле дочитал.
      Сильнейшая вещь!!!!!!!!!!!!!
  21. Росси-Я 22 ноября 2015 01:42
    Преклоняюсь перед Константином Симоновым! Сюда-же отнесу Твардовского, Васильева, Шолохова, Быкова, Пикуля, Катаева, А.Гайдара (прошу не путать с его г...внуком!), Бондарева, Курочкина...! Они оставили нам ПАМЯТЬ!
    А нынешние "писатели" и "режиссеры" пишут "с потолка" и из "пальца", не удосужившись не только не изучить историю, а просто "за бабки" ее перевернуть ради дешевого скандала.
    1. moskowit 22 ноября 2015 09:05
      Вы хотели сказать внука-заср..ца с Великим дедом.
  22. tolancop 22 ноября 2015 12:16
    Выше посты оставлял, но напишу еще раз...
    Я не большой поклонник поэта К.Симонова, (хотя "Ты помнишь, Алеша.." - шедевр!), но его трилогия книга, любимая с младых лет - перечитанная несчетное количество раз. Помимо прочих достоинств, это своего рода энциклопедия военного дела: хорошо описана психология командира и подчиненного, работа тыловых служб, политорганов и др. ЗНАЛ Человек о чем писал!
    Описывать трилогию занятие неблагодарное, самый лучший совет, по моему мнению, один - прочитайте!!! НЕ ПОЖАЛЕЕТЕ (если не либераст)!

    з.ы. К.Симонов своим творчеством заслужил уважение советских людей. Но и "за бугром" о нем не забывали, во всяком случае В ДЕНЬ смерти писателя "Голос Америки" выпустил целую передачу (именно из нее я с удивлением узнал, что Константин - псевдоним, настоящее имя - Кирилл). А некролог в советских газетах появился только через ДВА дня...

    з.з.ы. Может голосование какое открыть за изъятие из школьной программы предателя Солженинына и включение в нее Патриота Симонова?
    1. Вадим2013 23 ноября 2015 15:45
      Цитата: tolancop
      К.Симонов своим творчеством заслужил уважение советских людей. Но и "за бугром" о нем не забывали, во всяком случае В ДЕНЬ смерти писателя "Голос Америки" выпустил целую передачу (именно из нее я с удивлением узнал, что Константин - псевдоним, настоящее имя - Кирилл).

      Мать: княжна Оболенская Александра Леонидовна (1890, Санкт-Петербург — 1975)
      Отец: Михаил Агафангелович Симонов (супруг А. Л. Оболенской с 1912 года). Отец Михаил Симонов (29 марта 1871 — ?), генерал-майор, участник Первой мировой войны, Кавалер разных орденов, образование получил в Орловском Бахтинском кадетском корпусе. В службу вступил 1 сентября 1889. Выпускник (1897) Императорской Николаевской военной академии.
      1909 — полковник Отдельного Корпуса пограничной стражи.
      В марте 1915 — командир 12-го Великолуцкого пехотного полка. Награждён Георгиевским оружием. Начальник штаба 43-го армейского корпуса (8 июля 1915 — 19 октября 1917). Генерал-майор (6 декабря 1915).
      Последние данные о нём датируются 1920—1922 годами и сообщают о его эмиграции в Польшу].
    2. Вадим2013 23 ноября 2015 15:45
      Цитата: tolancop
      К.Симонов своим творчеством заслужил уважение советских людей. Но и "за бугром" о нем не забывали, во всяком случае В ДЕНЬ смерти писателя "Голос Америки" выпустил целую передачу (именно из нее я с удивлением узнал, что Константин - псевдоним, настоящее имя - Кирилл).

      Мать: княжна Оболенская Александра Леонидовна (1890, Санкт-Петербург — 1975)
      Отец: Михаил Агафангелович Симонов (супруг А. Л. Оболенской с 1912 года). Отец Михаил Симонов (29 марта 1871 — ?), генерал-майор, участник Первой мировой войны, Кавалер разных орденов, образование получил в Орловском Бахтинском кадетском корпусе. В службу вступил 1 сентября 1889. Выпускник (1897) Императорской Николаевской военной академии.
      1909 — полковник Отдельного Корпуса пограничной стражи.
      В марте 1915 — командир 12-го Великолуцкого пехотного полка. Награждён Георгиевским оружием. Начальник штаба 43-го армейского корпуса (8 июля 1915 — 19 октября 1917). Генерал-майор (6 декабря 1915).
      Последние данные о нём датируются 1920—1922 годами и сообщают о его эмиграции в Польшу].
      1. colonel 23 ноября 2015 20:00
        Цитата: Вадим2013
        с удивлением узнал, что Константин - псевдоним, настоящее имя - Кирилл

        К.Симонов выбрал это имя т.к. слегка картавил и молодости этого стеснялся. Потом сам рассказал об этом, по моему, в "Глазами человека моего поколения"
  23. Reptiloid 22 ноября 2015 12:36
    Так получилось--статью вчера прочел,а комментарии --сегодня.Сейчас вот думаю--хорошо,что дома есть небольшой сборник Симонова,Твардовского,Гайдара 4х-томник,хотя много книг утратилосЬ. Переезжали часто. Пикуля также люблю,есть несколько книг.А вот Шолохова ещё не прочел.Прочту.Согласен с предложением о Солженицыне --- ☆☆tolancop☆☆.
    СИМОНОВА --изучать,само собой.
  24. Вадим2013 22 ноября 2015 17:19
    Цитата: cевер67
    Мужик был достойный и похоронен на поле славы как воин.Не много таких.

    В ЦК КПСС не захотели признать волю покойного и приняли решение о захоронении К. Симонова на Новодевечьем кладбище в Москве. Но родные сделали так, как завещал писатель. 8 сентября 1979 г. жена Симонова, Лариса Жадова, его дети — Алексей, Мария, Екатерина — и секретарь Нина Гордон привезли урну с прахом писателя в Могилев. Вместе с областным военным комиссаром, полковником И.А. Тихоновым, сотрудником областного краеведческого музея Т.Ф. Положенцевым, директором Кричевского краеведческого музея М.Ф. Мельниковым и ветераном 388-го стрелкового полка В.А. Пятковым они выполнили волю писателя.
    И.А. Тихонов рассказывал: «В таком составе мы и направились на Буйничское поле. И только по дороге я узнал, что Лариса Алексеевна привезла урну с прахом. „Это наше семейное дело“, — сказала она.

    Все проходило стремительно. На поле Алексей поднял урну, сошел с дороги, открыл ее и развеял прах отца. Выкопали небольшую яму-могилку, поставили туда урну и все, по обычаю, бросили вниз по горсти земли. Дети вытирали слезы. Было тревожно на душе, нервы напряжены. Над полем опускался сумрак».
  25. палмский 22 ноября 2015 19:02
    Если немца убил твой брат,
    Если немца убил сосед, —
    Это брат и сосед твой мстят,
    А тебе оправданья нет.
    За чужой спиной не сидят,
    Из чужой винтовки не мстят.
    Так убей же немца ты сам,
    Так убей же его скорей.
    Сколько раз увидишь его,
    Столько раз его и убей!

    о количестве убитых немцев лично Симоновым история умалчивает
  26. vlavek 23 ноября 2015 18:01
    Замечательный Русский писатель. В 1947 году им была написана повесть "Дым Отечества" – пронзительная и объективная, рассказывающая о человеке, который вернулся из Америки в деревню под Смоленском и обнаружил чудовищную нищету послевоенной жизни. Симонову запретили даже думать о ее публикации.
    И сын его Алексей Симонов тоже честный человек, президент «Фонда защиты гласности», который недавно Минюст иностранным агентом

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня