Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть вторая

Здравствуйте, товарищи-милитаристы! Сегодня, продолжая цикл статей, я вам расскажу о становлении и развитии бронетранспортеров как вида вооружения в РККА.

Первая часть: Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней

Межвоенный период



Молодая советская держава, еще не оправившись от пережитых войн, вынуждена была идти в ногу со временем. Несмотря на экономические трудности, Рабоче-крестьянская Красная Армия вооружалась иностранным оружием, активно велась разработка собственного вооружения: от личного стрелкового до боевой авиации. Развивалась и наземная бронированная техника, в частности, бронетранспортеры. Итак, рассмотрим первые попытки советских инженеров создать БТР.

Д-14


В конце 1930 года светлые умы из Опытно-конструкторского бюро Управления механизации и моторизации РККА обратили внимание на хорошо зарекомендовавший себя трактор "Коммунар" производства ХПЗ (Харьковского паровозостроительного завода). Инженеры решили создать десантный танк на базе трактора. За основу была взята модель Г-75, оснащенная бензиновым двигателем мощностью 75 л.с.

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть вторая


Первый советский трактор "Коммунар"


Весной 1931 года опытный образец десантного танка Д-14 был готов. Летом 1931 года машина проходила испытания. Корпус бронемашины изготавливался из листов стали толщиной 6-11 мм, скреплялся заклепками. В передней части корпуса располагался двигатель — бензиновый 4-тактный жидкостного охлаждения. Емкость топливных баков в 284 литра обеспечивала запас хода машины в 150 км.

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть вторая

Десантный танк Д-14. Отчетливо видны бортовые двери машины


Десантное отделение занимало всю среднюю и кормовую часть машины. Десант составлял 15 человек. Посадка и десантирование осуществлялись через бортовые двери (по три с каждого борта). Экипаж — 2 человека: водитель и командир машины. Вооружение — два ДТ-29. Очень забавным является тот факт, что разработчики машины предполагали, что пулеметы могли устанавливаться в одной из 4 шаровых установок, расположенных по одной в лобовом, кормовом и бортовых броневых листах десантного отделения и отделения управления.

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть вторая


Машина не прошла заводские испытания и не была принята на вооружение. Дальнейшие разработки бронетранспортера были прекращены.

ТР-1


13 февраля 1931 года на вооружение РККА был принят танк Т-26. Современная машина началась производиться на ленинградском заводе "Большевик", производство планировали наладить и на строящихся Челябинском и Сталинградском тракторных заводах. Танк, в котором нуждалась армия, производился в двухбашенных вариантах: пулеметный и пушечно-пулеметный. Позже, в связи с ростом количества танков в армиях европейских стран, появится на свет "истребитель танков" — однобашенный Т-26, вооруженный 45-мм пушкой. Предполагалось производить танк и в качестве транспортера пехоты. Так, в 1932-1933 слушатели военной академии бронетанковых войск показали проект бронетранспортера на основе Т-26. Машина получила отличную от танка компоновку: двигатель был перенесен из задней части корпуса — в среднюю, высвободив, таким образом, достаточно места для десантного отсека; моторно-трансмиссионное отделение располагалась в передней части машины.

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть вторая


Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть вторая


Бронетранспортер ТР-1.


ТР-1 был обшит сталью толщиной 6—10 мм, т.е. имел противопульную броню. Двигатель бронемашины — 6-цилиндровый четырехтактный американский "Геркулес" мощностью 90 л/с. Вооружение: 2 пулемета ДТ-29 в передней и задней стенках десантного отделения с боекомплектом 4977 патронов (79 дисков по 63 патрона!). Бронекороб, обшитый 6-мм броней и являющий собой десантный отсек, имел широкую дверь в задней части корпуса машины. Экипаж — 1 человек (механик-водитель) и 14 десантников (!).

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть вторая

Вид сзади, отчетливо виден бронекороб


Десантники сидели плечами к плечам, упираясь коленями в сидящих напротив. Также в бронекоробе имелись бойницы, но вести огонь из них представлялось возможным лишь при 5 десантниках в ДО. Машина, прибывшая на полигон в августе 1933 года и проходившая испытания в 1934 году, не была принята на вооружение по следующим причинам: тесное десантное отделение, недостаточная проходимость (вес загруженной машины возрос до 9,5 тонны), быстрый перегрев двигателя, негерметичный корпус (при прохождении даже небольшого водного препятствия десантное отделение заливало водой). Тем не менее, опыт в создании машина пригодился для развития следующего гусеничного БТР РККА — ТР-4.

ТР-4


Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть вторая


ТР-4


Созданный также на основе танка Т-26, ТР-4 имел несколько иную компоновку, чем его предок — ТР-1. Машина была разработана в 1933 году заводом спецмаштреста им. С.М. Кирова. Изготовлена в количестве трех образцов. Десантное отделение, представляющее собой также бронекороб, было перенесено в среднюю часть корпуса. Посадка и десантирование пехоты производились через две бортовые двери.

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть вторая

ТР-4. Вид сбоку


Десант размещался на пяти откидных сиденьях, установленных вдоль карданного вала, соединявшего двигатель и трансмиссию (два справа и три слева). Две скамьи располагались вдоль боковых стенок кабины и имели откидные подножки для упора ног. В десантной рубке также размещалось и вооружение машины — 2 ДТ-29 в шаровых установках с боезапасом в 4980 патронов. Стоит добавить, что десантное отделение было вентилируемым (вентилятор размещался в задней части корпуса). Экипаж — 1 человек, десант — 12-14 человек. Моторное отделение с двигателем "Геркулес" размещалось в задней части корпуса и отделялось от десантного перегородкой. Доступ к двигателю можно было получить через два специальных люка.

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть вторая


Броневая защита осталась на уровне ТР-1 — противопульная, выполненная из броневых катаных листов толщиной 6-10 мм. Соединение броневых листов осуществлялось с помощью сварки. Запас хода машины порядка 120 км. Несмотря на то, что машина практически избавилась от "детских" болезней своего предшественника, ее не приняли на вооружение.

Дальнейшая разработка БТР на базе Т-26 не велась.

БА-22


Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть вторая

Санитарный бронетранспортер БА-22


Следующим проектом по созданию бронетранспортера стала уже колесная машина. В сентябре 1938 года на базе трехосного ГАЗ-ААА был создан санитарный бронетранспортер — БА-22. Изначально, машину построили по заказу санитарного управления РККА для перевозки раненных солдат, но возможность использования в качестве боевой машины была. Так, машина вмещала в себя — 4 носилки с больными или 10 -12 десантников (в зависимости, от снаряжения). Компоновка классическая для колесного автомобиля — двигатель ГАЗ-АА мощностью 40 л.с. ("полуторки") размещался в передней части бронетранспортера. Отделение для перевозки людей (назвать его "десантным" у автора не подымается рука, товарищи) занимало всю среднюю и кормовую часть машины. Посадка и выход из машины для "пассажиров" осуществлялся через две бронедвери, размещенные в корме.

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть вторая

БА-22. Передняя и кормовая части машины


Экипаж, состоящий из командира и водителя, мог попасть и выйти из машины через боковые двери кабины управления. Корпус машины изготавливался из катаной броневой стали толщиной 6 мм (т.е. бронирование противопульное), имеющей рациональные углы наклона. Вооружение отсутствовало, впрочем, как и амбразуры для ведения огня десантниками. Машина, прошедшая заводской пробег в 330 км, модернизировалась и позже была отправлена на государственные испытания. Испытания машина не прошла ввиду низких тактико-технических характеристик. На вооружение не принята.

Великая Отечественная война


К началу Великой Отечественной войны Вермахт и армии его союзников, участвующие в нападении на СССР, уже располагали бронированными транспортерами. Sdkfz 251/250, более известный как "Ханомаг", не были редкостью в группах армий, наступающих по всему Восточному фронту.

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть вторая


Sonderkraftfahrzeug 251


Имелись ли подобные машины у оборонявшихся и отступающих советских войск? Нет, к сожалению, наши войска не располагали подобными машинами. Советское военное руководство, озабоченное огромными потерями техники, всеми силами стремилось восполнить их. Несмотря на то, что практически все усилия были брошены на выпуск "основных", уже традиционных, видов техники, таких как танки и САУ, но разработки бронетранспортеров не прекращались.

БА-64Е


Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть вторая

"База" будущего БТР — БА-64


14 марта 1942 года на вооружение РККА был принят бронеавтомобиль БА-64. Вскоре горьковские инженеры, впечатленные опытом применения немецких БТР решили создать на базе своего детища бронетранспортер. Опытный макет был готов к 22 октября 1942 года.

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть вторая

"Первая проба"


Машина сохранили формы корпуса исходного образца, однако пулеметная турель была убрана, освободив таким образом место для десантников. Однако "удаление" пулеметной турели не означало, что разработчики собирались оставить машину безоружной. Установка ДТ-29 представлялась возможной. Но вскоре работы по переделки БА-64 в БТР были прерваны вплоть до марта 1943 года, когда был собран второй образец, известный нам как БА-64Е с десантов в 4 человека.

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть вторая

БА-64Е с 4 десантниками


В том же месяце был создан образец БТР с возможностью размещения до 6-ти человек десанта. 3 апреля 1943 года был разработан еще один вариант бронетранспортёра, но уже на базе БА-64Б.

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть вторая

БА-64Е с "высокими" бортами


Борта этого варианта были подняты выше, и в них были сделаны по две бойницы с каждого борта. Вооружение отсутствовало. К концу года инженеры ГАЗ построил три БА-64Е, которые были направлены на фронтовые испытания. В обоих случаях машине была дана негативная оценка: тесно, неудобно, малоэффективно.

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть вторая


По результатам войсковых испытаний в сентябре 1944 года ГАЗ изготовил еще три образца БА-64Е. Каждый бронетранспортер был рассчитан на 4-х человек десанта и имел дополнительные бойницы спереди и сзади. Бронирование и подвижность машины остались на уровне БА-64.

28 сентября 1944 года эти машины были показаны маршалу танковых войск Я.Н. Федоренко. Он предложил провести некоторые изменения. Учтя рекомендации маршала, ГАЗ построил еще три бронетранспортера с разными вариантами реализации предложенных изменений. Несмотря на одобрительные отзывы маршала Федоренко при следующем показе и испытаниях, эти модификации так и не пошли в серию, в основном из-за того, что война уже заканчивалась и машина не успеет попасть на фронт.

ТР-42


В условиях катастрофической нехватки бронетраспортеров в РККА (несмотря на ленд-лизовские поставки американских M3 Half-track и Scout-car, английских Universal Carrier) к концу 1942 года на заводе имени Сталина была создана такая машина. В качестве базы, донора, был взят полугусеничный ЗиС-42М, производство которого было налажено на одноименном заводе.

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть вторая

ЗиС-42М


Машина имела классическую компоновку: моторно-трансмиссионное отделение в передней части, отделение управления — в центральной, десантное — в кормовой. Двигатель предполагалось ставить тот же, что и на ЗиС-42М — 6-цилиндровый воздушного охлаждения ЗиС-5М мощностью 80 л.с. Экипаж машины — водитель, командир (стрелок по совместительству) и 14 человек десанта. Вооружение — один ДТ-29 и возможность вести огонь из личного стрелкового оружия через амбразуры (каждый стрелок мог вести огонь, так как амбразур было 14) в бортовых бронелистах. Касательно бронирования можно только предполагать (что автор и сделает), так как машина была изготовлена в единственном варианте с деревянным корпусом. Скорее всего, броня была бы противопульной толщиной от 6 до 15 мм.

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть вторая

Единственный изготовленный макет бронетранспортера ТБ-42


К началу 1943 года была изготовлена машина с деревянным корпусом, которую вскоре представили военным. Проект БТР был утвержден Главным Автобронетанковым Управлением. Предполагался выпуск опытной партии из 5 машин к лету 1943 года, но проект был свернут в связи с малопригодностью и сложностью в эксплуатации гусеничного движителя.

Б-3


Разработка еще одного советского бронетранспортёра велась полным ходом в КБ автозавода имени И.В. Сталина под руководством В.А. Грачева в начале 1944 года. И в этот раз завод-разработчик нового БТР прибегнул к старому принципу: «создавай на новое на базе имеющегося». Так, машина была создана на базе провалившего испытания артиллерийского тягача АТ-3. В свою очередь, АТ-3 был этаким "симбиозом" грузовика ЗиС-5 и танковой базы СУ-76М.

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть вторая


Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть вторая

"Доноры" будущего БТР Б-3. Снизу — СУ-76М, сверху — ЗиС-5


Компоновка машины была классической для того времени: переднее отделение — МТО, среднее — отделение управления, кормовое — десантное. Двигателем сего чуда являлся движок от того же ЗиС-5 — карбюраторный шестицилиндровый 3иС-16 мощностью 85 л.с. Доступ к двигателю можно было получить использую откидные боковые люки, закрывающие двигатель. Максимальная скорость машины составляла порядка 40 км/ч, объем бака в 150 литров обеспечивал БТР теоретический запас хода порядка 150 км. Корпус сварной, изготавливался из катаной стали толщиной 6-16 мм.

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть вторая


Б-3


Десантное отделение открытого типа, т.е. крыши так таковой не имелось, поэтому в некоторых случаях можно было закрепить тент. Вооружение — 12.7 ДШК на открытой турели в средней части машины. Все бойцы также имели возможность вести огонь из амбразур. Экипаж составлял 12 человек: 10 десантников, водитель и командир машины. Для выхода/ входа в машину десантники могли использовать кормовую дверь или же воспользоваться дверями по бокам, предназначенные для командира и водителя. Также разработчиками предполагалась возможность использования БТР в качестве транспортера боеприпасов (горючего и т.д.).

В том же сорок четвертом бронетранспортер отправили на испытания на Научно-исследовательский испытательный танковый полигон, где машина их не прошла, несмотря на многообещающие показатели давления на грунт (порядка 0,3 кг/см2), которые сулили машине невероятную проходимость при «незначительном» весе (7100 кг). Все тот же смешанный тип движителя военным, мягко говоря, «не нравился» в связи сложностью в эксплуатации и низкой надежности. Нельзя забывать про скорый перегрев двигателя присущий всем испытанным машинам тех лет. Машина не была принята на вооружение.

Вывод


Хотелось бы написать нечто свое и попробовать немного "попорицать" военных, по той причине, что никак не содействовали принятию на вооружение такого необходимого типа вооружения как БТР, ведь армия испытывала крайнюю нужду. Но я этого делать не буду, пусть этим занимаются другие. Также хотелось бы написать о таких проектах, как попытка создания БТР на базе надежной рабочей лошадки РККА — СУ-76М. Но достоверных подтверждений сим проектам я не нашел (за исключением "творчества" любителей альтернативной истории). Но мы ведь не такие, верно? Мы не любим альтернативную историю, мы любим только факты, поэтому вы видите, что есть.

Дорогие читатели! Нашли ошибку, неточность или упущение? Напишите автору! Заранее спасибо!
Автор: Владимир Кудиевский


Статьи из этой серии:

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 26
  1. parusnik 28 ноября 2015 07:23
    Спасибо,Владимир,хорошая статья..о Д-14,ТР..впервые прочитал..армия испытывала крайнюю нужду. Но я этого делать не буду, пусть этим занимаются другие...а насчет этого ,не беспокойтесь..Ща появятся... smile Ещё раз, спасибо...интересно..
    1. Stroke 28 ноября 2015 14:14
      И вам спасибо за оценку. А это, так сказать, отступления о "альтернативщиках" - крик души. Пока выискивал, они, фантазеры, изрядно нервов попортили.
      1. mirag2 29 ноября 2015 08:38
        За статью и фото в ней ЧУДОВИЩНО ОГРОМНОЕ СПАСИБО!
        Очень интересно!
        Причем узнал такие вещи, о которых и не догадывался.
      2. afdjhbn67 6 декабря 2015 06:38
        Цитата: Stroke
        И вам спасибо за оценку.

        Хорошая статья, даже я бесконечно далекий от бронетанковой техники с удовольствием почитал
  2. амурец 28 ноября 2015 07:45
    Спасибо за интересные материалы.Про серию ТР и бронетранспортёр ТБ-42 впервые услышал и фото увидел в первый раз.О работах Дыренкова много писалось,но как-то противоречиво.Интересная статья.На первую я комментарий уже писал.
  3. Сергей-8848 28 ноября 2015 07:58
    Отличная статья, как и первая. Отдельные фотоиллюстрации вообще эксклюзивными можно назвать. А для поправки мелких ошибок (увы, неизбежных), есть метод Ctrl+Enter.
  4. igordok 28 ноября 2015 09:24
    Спасибо. Несколько заждались. Но еще раз, БОЛЬШОЕ СПАСИБО.
  5. Николай71 28 ноября 2015 10:10
    С нетерпением ждем следующую статью серии. Спасибо автору!
  6. казак волгский 28 ноября 2015 10:34
    очень хороший цикл статей . автору спасибо . содержательно и визуализировано. да и упорядоченно. до этого все урывками читал и в разных местах. спасибо - объединили материалы.
  7. Cap.Morgan 28 ноября 2015 11:00
    Интересная статья.
    Всё таки полноценные бронетранспортёры у нас только после войны появились. А жаль. Нужная на поле боя вещь. Сколько жизней можно было спасти.
    Наверное всё просто.
    По сложности производства и затратам лёгкий танк и бронетранспортёр примерно равны.
    Для прорыва фронта лучше танк. И в отчётах оно грознее смотрится.
    1. shasherin.pavel 28 ноября 2015 18:37
      Цитата: Cap.Morgan
      По сложности производства и затратам лёгкий танк и бронетранспортёр примерно равны.
      ???
      Уверены в этом? Попробуйте собрать пластмассовую модель германского бронетранспортёра, там же спецкрепления для винтовок, два MP-39 у водителя и командира машины, полочки для ранцев, полки для канистр с горючим шесть штук. А гусеницы для модели я так и не смог собрать до конца, терпения не хватило. С учётом того, что каждую неделю надо было прошприцевать солидолом 126 точек. А ведь лёгкий танк по своим размерам меньше средних, и я уж не говорю о тяжёлых тягачах, которые втроём цугом могли эвакуировать "Тигр VIH", да у них двигатели в 185 - 250 л\с. которые можно было на Т-II cтавить и масса 12.15 и 15.13 тонн, а это масса Т - III . Так что для Вермахта один средний или тяжёлый БТР это минус один средний танк.
      1. SectaHaki 28 ноября 2015 22:01
        И каждый раз одно живое отделение мотопехоты, когда рядом с БТР в котором оно сидело взрывалась минометная мина. sad
        В РККА почему-то было не так, и немецкие минометы (вовсе не пулеметы) истребляли незащищенную броней советскую наступающую пехоту пока та шла или ехала верхои на танках в зоне обстрела из минометов. Также советские арьергарды не имели возможности отойти от наседавших немцев без тяжелых потерь когда мины летели им вслед.
        Мина попавшая в порядки атакующих утыкается в землю под углом 90, все ее осколки разлетаются параллельно поверхности земли в круговую и достаются пехоте, даже почти без разницы залегшая она или нет.
        Немецкие минометные позиции было не подавить огневым валом, так как минометчики в отличие от пулеметчиков погут прицельно работать с закрытых позиций используя корректировщика со стереотрубой, и это для них обыденно (пулеметчики так могут лишь иногда).

        БТР это ведь для трусоф, неумеющих ВСРЕЧАТЬ ГРУДЬЮ пули, а не ловить во все места осколки от минометных мин врага, как какие-то всех учили?
        Таких слов как "Мина" или "Миномет" в статье и комментариях нет даже полраза, модельеры едрить вас в копыта...
        Минометы убили в ВМВ больше солдат чем все остальные виды оружия взятые вместе! И это были в основном СОВЕТСКИЕ СОЛДАТЫ, а не какие то еще.
        1. SectaHaki 30 ноября 2015 13:46
          минусуйте, минусуйте... laughing вас "писарей" сразу видно.
    2. strannik1985 1 декабря 2015 12:35
      Всё таки полноценные бронетранспортёры у нас только после войны появились. А жаль. Нужная на поле боя вещь. Сколько жизней можно было спасти.
      Наверное всё просто.

      На момент начала войны БТР входят в состав бронеразведывательных рот ОРБ танковых дивизий(минометный полувзвод,3 75-мм пушки,49 пулеметов,31 бронетранспортер,авторемонтное отделение(по факту взвод),197 военнослужащих,5 3-тонных грузовиков,1 2-т грузовик,1 2-т легковой автомобиль,2 легковых автомобиля Kfz.1,2 гусеничных мотоцикла Kfz.2,2 мотоцикла без коляски).На фоне тысяч грузовиков,гусеничных тягачей это совсем немного. Ну и выбор-БТР,либо САУ НПП,либо тяжелый грузовик,либо база для машины войсковой ПВО.
      1. SectaHaki 1 декабря 2015 14:44
        Это немецкие БТР, причем полугусеничные и с бронированием даже немного лучше чем у БМП-1. В насупающих частях на каждые 2 танка приходилось не менее 1 такого БТР.
        1. strannik1985 1 декабря 2015 16:16
          В каких?
          В составе группы армий "Юг"на БТР 1 рота 9 мотопехотного полка 9 танковой дивизии, 1 рота 110 мотопехотного полка 11 танковой дивизии, 1 рота 66 мотопехотного полка 13 танковой дивизии. В 14 и 16 танковых дивизиях БТР вообще не было. В 16 танковой 2 роты на БТР появились только в мае 1942,батальон в 1944. В роте 13 БТР,10 линейных и 3 командирских. В дивизиях по 143-149 танков,всего в 1 ТГр 728 танков.
          1. SectaHaki 2 декабря 2015 12:31
            Во всех. Немецкая пехота была вся мотопехотой и ездила на БТР еще во Франциии. В танковых частях было больше танков чем приданных им БТР/БМП, в мотопехотных больше БТР чем танков. БТР поступали в первую очередь туда где были немецкие танки а не чешские.
            1. strannik1985 2 декабря 2015 16:05
              В Вермахте к маю 1940 было 338 Sd. Kfz.251 всех модификаций. Источник ваших знаний можно?
              1. SectaHaki 3 декабря 2015 16:37
                Можно узнать откуда ваши и каких "всех", из на тот момент имеющихся или предусмотренных? Любая "модификация" SdKfz251 легко превращается в стандартный вариант. Этот стандартный - не единственный стандартный полугусеничный БТР которые были у нацистской германии еще до польской кампании, в которой вермахт наступал ТОЧНО также - провозя свою пехоту к линии вражеских окопов за броней БТР через зону минометного огня, которая является самой опасной для пехоты. Прочей различной легкой полугусеничной (броне)техники у немцев было столько что от основного назначения стандартные БТР никто не отвлекал, как и не загонял их в гущу встречныХ танковых боев (во франции или под прохоровкой) где мотопехоте делать нечего.
  8. Firstvanguard 28 ноября 2015 12:29
    Спасибо hi познавательно.
  9. MooH 28 ноября 2015 14:50
    Машина получила отличную от танка компоновку: двигатель был перенесен из задней части корпуса — в среднюю, высвободив, таким образом, достаточно места для десантного отсека; моторно-трансмиссионное отделение располагалась в передней части машины.

    Ляпчик. А статья замечательная, автор, вы молодец и растете прямо на глазах. С нетерпением ждем новых материалов.
    1. shasherin.pavel 28 ноября 2015 18:47
      В чём "Ляпчик"? У Т-26 авиационный звездообразный двигатель в 100 л\с лежащий горизонтально в кормовой части, на БТР двигатель уже в средней части, смотрим на глушители, а трансмиссионное отделение как у Викерса впереди, смотрим на ведущую звёздочку. Внимательней надо быть!
      1. MooH 29 ноября 2015 18:44
        Ляпчик в логическом несоответствии: двигатель в центре - МТО спереди. Так не бывает. Соответственно в нашем случае фраза должна звучать так: "трансмиссия или коробка передач или трансмиссионное отделение (автору виднее, что он имел в виду) располагалась в передней части машины."
        Здесь присутствует весьма разнородный круг читателей, поэтому нужно следить не только за фактическими ошибками, но и исключать возможности неоднозначного толкования. Иначе, оглянутся не успеете, как все переврут и еще и на вас сошлются, как на источник wink
        1. shasherin.pavel 29 ноября 2015 19:53
          Расставляем знаки препинания: "достаточно места для десантного отсека; моторно-трансмиссионное отделение располагалась в передней части машины". После слова "Отсек" стоит точка с запятой, а не запятая. Можно изменить " достаточно места для десантного отсека. Моторно-трансмиссионное отделение располагалась в передней части машины. [/quote]
  10. shasherin.pavel 28 ноября 2015 18:52
    Жалко что тягать АТ-3 не показан. А на фото УралЗиС и опять же проблема реставрации: резина и диски от Газ 51. В праздник 9 мая пригнали в город "Вилисы" и "Газ 64" все на американской резине. "Даёшь заявку и 100 долларов за колесо в сборе. Ни каких проблем" - сказали реставраторы. Когда же наши автостроители научатся обслуживать заказчиков!
  11. зодчий 28 ноября 2015 19:01
    уже тогда и "V" образный бронекорпус и кормовые двери для десанта , конструкторы смотрели в будущее !
  12. Klibanophoros 29 ноября 2015 06:11
    Удивителен и тот факт, что Красная армия перед войной всё же имела достаточно большое количество бронеавтомобилей серии БА (такие как БА-3, БА-6, БА-10, БА-11), однако попытки разработать на их базе БТР практически не принимались. Частично, подобное положение вещей можно объяснить слабыми мощностями советской автомобильной промышленности, в то время как танки разрабатывались и производились на более внушительной базе тракторных и локомотивных заводов.
    Так и получилось что благодаря появлению ленд-лизовских машин правительство осознало необходимость качественного скачка в автомобильной отрасли. Прежде всего в производстве грузовых автомобилей, разумеется.
    1. Scraptor 29 ноября 2015 08:58
      Что еще придумаете? Бронетранспортер в основном гусеничный, никаких оправданий их отсутствию у РККА нет.
  13. Даун Хаус 29 ноября 2015 09:47
    "Сталинские" БТРы БА и ЗИС(л) были самые красивые, лично мое мнение конечно.
  14. дудинец 29 ноября 2015 18:45
    насколько я понимаю (а я могу и ошибаться) проблема была в маломощном двигателе, не способном тянуть не перегреваясь по пересеченной и изрытой воронками местности груду железа с десантом.
    1. shasherin.pavel 29 ноября 2015 20:02
      Не ошибаетесь: двигатели были самым слабым местом в СССР. А так же малограмотность при обслуживании моторов и ремонте. Мы же гордимся, что ЗиС мог даже на соляре ездить. Ну и что? Обсыхал мужик на Ваз 04, пока мотор работал залил ему соляры, чтобы только до заправки доехать, коптил, чадил, а пять километров доехал, а двигателю то каково? ему же на партийную совесть не надавишь. А мы же гордимся: наш ЗиС на керосине мог ездить, так лей ему всё что захочешь. После этого сколько "Студеров" и "Интернешенел" загубили, вместо того чтобы хороший бензин привезти и заправить, лили им наш низкооктановый.
      1. SectaHaki 1 декабря 2015 14:46
        Ошибаетесь, танки были еще более тяжелые, но как то с имеющимися моторами все таки ездили.
  15. tchoni 29 ноября 2015 22:35
    Вот интересно... Австралийцы, а после и американцы использовали шерманы без башни в качестве бтр и называли это «кенгуру» был и ли попытки использовать для аналогичных целей т–34
    1. Stroke 1 декабря 2015 16:50
      Насколько я знаю, то нет. Но натыкался на нечто похожее на базе БТ-7. Вроде бы интересно, но сомнения вызывала одна вещь: это чертеж, выполненный в Компасе, и рука "альтернативщика", приложенная к его созданию.
    2. alecsis69 7 декабря 2015 15:42
      На базе Т-34 была попытка разработать артиллерийский тягач АТ-42, лобовая броня сохранялась под тем же углом, борт вертикальный, двигатель переносился из кормовой части в середину, за двигателем монтировалась грузовая платформа, бортовая с тентом. В одном из вариантов сохранялся курсовой пулемет. От такого тягача до БТРа один шаг, но работы были прекращены в связи с началом войны.
      1. Scraptor 7 декабря 2015 21:27
        Цитата: alecsis69
        От такого тягача до БТРа один шаг, но работы были прекращены в связи с началом войны.

        Опять, чего еше придумаете? По самому Т-34, КВ, Ис-2, самоходкам они почему-то всвязи с началом войны прекращены не были, и были во много шагов продолжены или даже были начаты.
  16. kos2cool4u 5 декабря 2015 19:04
    Цитата: SectaHaki
    Во всех. Немецкая пехота была вся мотопехотой и ездила на БТР еще во Франциии. В танковых частях было больше танков чем приданных им БТР/БМП, в мотопехотных больше БТР чем танков. БТР поступали в первую очередь туда где были немецкие танки а не чешские.

    Вот она-жертва агитпропа, это вообще большое заблуждение насчет поголовной моторизации вермахта в период ВОВ
    1. SectaHaki 6 декабря 2015 05:54
      Первитинчиком камрад на фото закидываешься, чтобы бодрее дурачков в этом ключе обрабатывать? ... или панцершоколадкой?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня